12. Никитин В.Д., Кунгс Я.А., Трубач А.В. Разработка структурной схемы проектирования осветительной установки // Инновации в науке и образовании. Опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Часть2. -Изд.КрасГАУ.- 2009 - С 177-179.
13. Кунгс Я.А., Михеева Н.Б., Паникаев P.A., Цугленок Н.В. Технико-экономические предпосылки использования светодиодов ...// Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 25-26 ноября, 2009 : Изд. МВДЦ "Сибирь", 2009,-С. 151-157.
14. Зырянова Е.О., Трубач A.B., Никитин В.Д. Выбор экономически оптимального источника света.// Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. -Красноярск, 20-21 ноября, 2008 : Изд. МВДЦ "Сибирь", 2008. -С.95-99.
К проблеме перевода земель и земельных участков из одной категории в другую To the problem of transfer of lands and land plots from one category to another
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
УДК 349.4 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10072 Симачкова Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Зарубина Елена Васильевна, кандидат философских наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Журавлева Людмила Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Фатеева Наталья Борисовна, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Петрова Любовь Николаевна, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Simachkova Natalia,
candidate of historical Sciences, associate Professor, Ural state agrarian University, Ekaterinburg
Zarubina Elena Vasilievna, candidate of philosophy, associate Professor, Ural state agrarian University, Ekaterinburg
Zhuravleva Lyudmila Anatolevna,
andidate of Philosophy, Associate, Professor, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg
Fateeva Natalia Borisovna,
Senior lecturer, Ural state agrarian University, Ekaterinburg
Petrova Lyubov ' Nikolaevna, Senior lecturer, Ural state agrarian University, Ekaterinburg
Аннотация. В статье рассматривается правовые проблемы перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, с точки зрения роли данных правовых процессов, влияющих на устойчивость социально - экономического развития Российской Федерации. Авторы проанализировали нормативные правовые акты регулирующие процессы перевода земель из одной категории в другую, выявив проблемы связанные со сроками и процедурой перевода.
Summary. The article deals with the legal problems of transferring land and land from one category to another, from the point of view of the role of these legal processes that affect the sustainability of socio-economic development of the Russian Federation. The authors analyzed the regulatory legal acts governing the process of transferring land from one category to another, identifying problems associated with the timing and procedure of transfer.
Ключевые слова: землеустройство и кадастры, земельные участки, публичная кадастровая карта, земельный участок, государственная регистрация объектов недвижимости. Key words: land management and cadastres, land plots, public cadastral map, land plot, state registration of real estate objects.
Следует отметить, что на данный момент на практике является распространенной такая процедура - как перевод земли из категории в категорию. Карелина Е.М., Вилачева М.Н. отмечают, под переводом земель подразумевают создание порядка, условий, границ применения земель для реализации определенных целей, с учетом категорий данных земель[5].
ВС РФ также отмечает, что под переводом земель понимается создание определенного порядка, условий, границ применения земель для определенных целей по категории земель. Стоит отметить, что осуществляя перевод земли из одной категории в другую категорию, возникают правовые последствия, которые выражаются в том, что меняется правовой режим использования этих земель, рассчитанный на длительное использование, который является обязательным для всех лиц.
Отметим, что правовое регулирование такого перевода берет основу с положений Основного Закона страны, согласно ст. 72 Конституции РФ владение, применение, распоряжение землей, земельное законодательство принадлежат общему ведению РФ и субъектов РФ. По этому моменту осуществляется издание федеральных законов, прочих нормативно-правовых актов субъектов РФ.
Что касается федерального законодательства, то здесь следует отметить нормы ГК РФ, которые осуществляют регулирование отношений относительно объектов недвижимости, земельных участков в качестве разновидности объектов.
Роль ЗК РФ в осуществлении регулирования отношений в том, что в данном кодексе отмечается максимальный список объектов данных отношений:
- земля в качестве природного объекта, ресурса;
- земельных участков в качестве земной поверхности;
- части земельных участков.
ЗК РФ отмечает процедуру получения, завершения прав на участки, землю, подробнее отмечает список вещных прав, обязательственных на участки отмеченные ГК РФ. Кроме этого в кодексе отражается полный список категорий земель используемых по целевому назначению: сельскохозяйственные, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, телевидения, радиовещания, информатики, обороны, безопасности, прочего конкретного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда, земли запаса.
С учетом того, к какой категории относится участок, характеризуется и его правовой режим, включая оборотоспособность, субъектный состав, правомочия.
Подразделение земель на несколько категорий подразумевает под собой создание для определенной такой категории целевого назначения, другими словами вариантов хозяйственного, рекреационного, жилого, прочего применения земли. Целевое назначение, которое создается для всех категорий, конкретизируется для определенных частей любой категории земель с помощью закрепления видов разрешенного применения[3].
В качестве примера можно отметить: целевое назначение такой категории земель как
- земли населенных пунктов, в том, что выступать базисом для расположения жилых, деловых, промышленных, рекреационных, прочих объектов для обеспечения жизни населения. В процессе градостроительного зонирования происходит разделение на территориальные зоны, где в них формируется свой градостроительный регламент. Именно такой регламент выделяет виды возможного применения данной зоны[2].
Следовательно, основная часть земель обладает довольно сложной внутренней структурой, их целевое назначение конкретизируется с помощью создания для некоторых видов земель разрешенного применения.
В законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отмечается порядок подготовки, передачи документов для того, чтобы осуществить перевод земель (земельных участков) по категориям, специфику такого перевода с учетом целевого их назначения, особенности вхождения данных земель к конкретной категории, включая разделение государственной собственности на землю[1].
Источниками правового регулирования по такому переводу выступают указы Президенты, постановления Правительства, нормативно-правовые акты, которые издаются по ЗК РФ, Закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», прочие законы.
В качестве основных нормативных актов следует отметить:
- Постановление Правительства РФ от 1.06.2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
- Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда земли иных (других) категорий»;
- Приказ Роснедвижимости от 15.09.2005 г. № П/0178 «О повышении эффективности работы по осуществлению контроля за проведением землеустройства и утверждению землеустроительной документации при изменении целевого назначения земель (переводе земель из одной категории в другую)»;
- письмо Роснедвижимости от 25.09. 2007 г. № ВК/2968 «Об определении кадастровой стоимости земельного участка сельскохозяйственного назначения для целей перевода в другие категории» и др.
Следует отметить, что субъекты РФ могут использовать свои нормативно-правовые акты, по регулированию земельных отношений, которые не противоречат ЗК РФ, Закону о переводе земель и прочим законам. Что касается перевода земель по категориям, то правотворческая деятельность субъектов РФ может быть в таких направлениях как: которая принимается с помощью издания конкретного закона, с помощью включения норм о порядке перевода земель в прочие законы.
Например, закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» содержит то, что осуществление перевода земель реализуется высшим исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления. Орган государственной власти выявляет содержание ходатайства относительно перевода земель, состав необходимых документов[4].
На практике нередки ситуации, когда возникает потребность использовать земельный участок в целях, не соответствующих установленному для него целевому назначению. Иными словами появляется необходимость перевести его в другую категорию. Данным обстоятельством обусловлена необходимость соответствующей правовой процедуры, которая в тоже время бы обеспечивала рациональность и эффективность использования земель. В современном российском законодательстве она получила наименование «процедура перевода земель из одной категории в другую».
В настоящее время российским земельным законодательством регулируются основания и порядок перевода земель из одной категории в другую, устанавливаются сроки такого перевода, а так же перечень субъектов, управомоченных его осуществлять.
Чтобы перевести земли, земельный участок в другую категорию, лицо, заинтересованное в этом, предоставляет ходатайство в исполнительный орган власти.
В данном ходатайстве отмечает кадастровый номер участка, его категорию, состав в который планируется осуществить данный перевод. Следует обосновать этот перевод, отметить права на участок.
Для того, чтобы принять такое решение, чтобы перевести землю в другую категорию, требуется подготовить такие документы как:
1) документ, который удостоверяет личность (копия);
2) выписка из ЕГРИП (ЕГРЮЛ);
3) выписка из ЕГРН на участок;
4) заключение экспертизы, в случае проведения по федеральным законам;
5) согласие правообладателя данного участка.
Прочие документы, требуемые в случае запроса исполнительным органом (местным самоуправлением) запрашиваются в органах, которые являются подведомственными органам, у которых есть данные документы.
Ходатайство может получить отказ, в случае если о нем заявило ненадлежащее либо, состав, форма, содержание документов не соответствуют требованиям, которые предъявляет земельное законодательство. В соответствии с гражданским законодательством необходимо сказать о том, что под ненадлежащим лицом понимают лицо, которое не выступает в качестве правообладателя, либо у которого неверно оформлено право, выступать от лица правообладателя по переводу земель по категориям[7].
Если возникла именно такая ситуация, то ходатайство отдается данному лицу в течение 30 дней с момента его поступления, с отметкой о том, какова причина отказа.
В течение 2 месяцев с момента поступления данного ходатайства исполнительный орган по итогам его изучения делает акт о том, либо чтобы перевести указанные земли, либо оформляет отказ от данного перевода. Для Правительства РФ на осуществление аналогичной процедуры устанавливается трехмесячный срок.
Можно определить, что такие сроки объективно являются «раздутыми», в связи, с чем представляется целесообразным согласиться с предложением В.Т. Капицкого и О.Н. Оздоева об их сокращении: для исполнительных органов государственной власти
субъектов федерации - до одного месяца, а для Правительства Российской Федерации - до двух месяцев[6].
Следует также отметить, что решение уполномоченного органа государственной власти относительно перевода земель из категории в категорию, это вовсе не завершение процедуры перевода. Такое изменение должно отражаться во всех органах учета объектов недвижимости. В течении следующих 5 дней, копия акта передается в федеральный орган исполнительной власти для реализации государственного кадастрового учета имущества, а также ведения кадастра недвижимости, либо в государственное учреждение, которое является подведомственным этому федеральному органу власти.
Вместе с тем, в большинстве регионов РФ такие законы не являются действительными, либо не приняты до настоящего времени.
образом, проблемы правового регулирования перевода земель или участков из одной в другую требуют дополнительных правовых средств и ресурсов, с целью повышения эффективного использования земельных ресурсов в Российской Федерации.
Список литературы
1. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую [Текст]: ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2004. - №52. - Ст. 5276.
2. Бравок К.А. Проблемы процесса ведения землеустройства и кадастра [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru.
3. О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48 [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Аксёнова Е.Г., Гаранова М. В. Актуальные проблемы землеустройства и кадастра [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru.
5. Карелина, Е.М., Вилачева, М.Н. Проблемы правового регулирования земель из одной категории в другую [Текст] / Е.М. Карелина, М.Н. Вилачева // Аллея науки. - 2017. - №16. - С.646.
6. Капицкий, В.Н., Оздоев, Б.Т. Порядок перевода земель из одной категории в другую [Текст] / В.Н. Капицкий, Б.Т. Оздоев // Молодежь и наука. - 2014. - №2. - С. 24.
7. Троценко О. С. Правовое обеспечение землеустройства и государственного кадастра недвижимости: Учебное пособие. - Изд. - Уральский государственный университет. Екатеринбург, 2017. С.105.
Анализ содержания комплекса работ по отводу земель лесного фонда под куст скважин на южно-ноябрьском-нефтегазовом месторождении в Ямало-Ненецком
автономном округе
Content analysis of a complex of works on drainage of forest lands under a bush wells in the south-november-oil and gas field in the Yamalo-Nenets autonomous district