субъектов федерации - до одного месяца, а для Правительства Российской Федерации - до двух месяцев[6].
Следует также отметить, что решение уполномоченного органа государственной власти относительно перевода земель из категории в категорию, это вовсе не завершение процедуры перевода. Такое изменение должно отражаться во всех органах учета объектов недвижимости. В течении следующих 5 дней, копия акта передается в федеральный орган исполнительной власти для реализации государственного кадастрового учета имущества, а также ведения кадастра недвижимости, либо в государственное учреждение, которое является подведомственным этому федеральному органу власти.
Вместе с тем, в большинстве регионов РФ такие законы не являются действительными, либо не приняты до настоящего времени.
образом, проблемы правового регулирования перевода земель или участков из одной в другую требуют дополнительных правовых средств и ресурсов, с целью повышения эффективного использования земельных ресурсов в Российской Федерации.
Список литературы
1. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую [Текст]: ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2004. - №52. - Ст. 5276.
2. Бравок К.А. Проблемы процесса ведения землеустройства и кадастра [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru.
3. О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48 [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Аксёнова Е.Г., Гаранова М. В. Актуальные проблемы землеустройства и кадастра [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru.
5. Карелина, Е.М., Вилачева, М.Н. Проблемы правового регулирования земель из одной категории в другую [Текст] / Е.М. Карелина, М.Н. Вилачева // Аллея науки. - 2017. - №16. - С.646.
6. Капицкий, В.Н., Оздоев, Б.Т. Порядок перевода земель из одной категории в другую [Текст] / В.Н. Капицкий, Б.Т. Оздоев // Молодежь и наука. - 2014. - №2. - С. 24.
7. Троценко О. С. Правовое обеспечение землеустройства и государственного кадастра недвижимости: Учебное пособие. - Изд. - Уральский государственный университет. Екатеринбург, 2017. С.105.
Анализ содержания комплекса работ по отводу земель лесного фонда под куст скважин на южно-ноябрьском-нефтегазовом месторождении в Ямало-Ненецком
автономном округе
Content analysis of a complex of works on drainage of forest lands under a bush wells in the south-november-oil and gas field in the Yamalo-Nenets autonomous district
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10080 Запевалов Владимир Николаевич,
старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет, Российская Федерация, г. Тюмень
Zapevalov Vladimir, senior lecturer, Tyumen industrial University, Russian Federation, Tyumen Аннотация. Актуальность статьи состоит в том, что качественное проведение работ по отводу земель лесного фонда для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых способствует своевременному вводу в эксплуатацию объектов нефтегазодобычи, тем самым обеспечивая устойчивое функционирование нефтегазового комплекса страны.
Объект исследования: участок лесного фонда в границах Пуровского района Тюменской области под обустройство Южно-Ноябрьского месторождения, включающий в себя:
- площадку поисково-оценочной скважины № 20 (участок 1);
- площадку поисково-оценочной скважины № 20 (участок 2);
- площадку поисково-оценочной скважины № 20 (участок 3).
Предметом исследования работы является анализ мероприятий с использованием системы нормативно-правовых актов Российской Федерации по предоставлению лесного участка в аренду под объект нефтяного месторождения.
Цель исследования: выявление проблем при проведения мероприятий с использованием законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по предоставлению земель лесного фонда Пуровского района Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Практическая составляющая объекта исследованиясостоит в том, что решение задач правового регулирования комплекса работ по отводу участков земель лесного участка в аренду для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых использованные предприятиями нефтяной и газовой отросли, позволят четко
выполнить работы по получению таких лесных участков в аренду; предложенные решения проблем, выявленные в процессе отвода земель лесного фонда для целей недропользования, могут быть приняты в качестве изменений к нормативно-правовым актам для оптимизации проводимых работ.
Summary. The Relevance of the article is that high-quality work on the allocation of forest lands for geological exploration and development of mineral deposits contributes to the timely commissioning of oil and gas production facilities, thereby ensuring the sustainable functioning of the country's oil and gas complex.
Object of research: a section of the forest Fund within the boundaries of the Purovsky district of the Tyumen region for the development of the Yuzhno-Noyabrsk field, which includes:
- site of the search and evaluation well No. 20 (section 1);
- site of the search and evaluation well No. 20 (section 2);
- site of the search and evaluation well No. 20 (section 3).
The subject of the research is the analysis of measures using the system of normative legal acts of the Russian Federation to provide a forest plot for lease for an oil field object. The purpose of the study: to identify problems in carrying out activities using legislative and regulatory acts of the Russian Federation to provide land for the forest Fund of the Purovsky district of the Tyumen region of the Yamal-Nenets Autonomous district for geological study of the subsoil, development of mineral deposits.
The practical component of the research object is that the solution of the problems of legal regulation of the complex of works on the allocation of forest land plots for lease for geological study of the subsoil, development of mineral deposits used by oil and gas companies will allow you to clearly perform the work on obtaining such forest plots for lease; the proposed solutions to the problems identified in the process of allocation of forest land for subsoil use can be accepted as changes to legal acts to optimize the work carried out.
Ключевые слова: Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, комплекс работ, использование земель, лесной фонд, договор аренды.
Keywords: Purovsky district, Yamalo-Nenets Autonomous district, complex of works, land use, forest Fund, lease agreement. 1. ВВЕДЕНИЕ
Около 70 % основных энергетических ресурсов в настоящее время во всем мире и в России являются нефть и газ. Важнейшими задачами являются вопросы, связанные со всей технологической цепочкой — от разведки месторождений до использования нефти и газа.
Реализация нефти и газа в мире является приоритетным вопросом, при разведке, добыче, переработке и использованием их.
Полезные ископаемые залегают в недрах виде обособленных природных объектов -скоплений полезных веществ - называемых месторождениями полезных ископаемых. Оно характеризуется объемом рудного тела, газообразного или жидкого вещества, а также качеством сырья. Оконтуривание месторождений полезных ископаемых на поверхности производится методами бурения и направленных взрывов. На поверхности земли месторождения не обозначаются. Они наносятся на карту и регистрируются [1]. Пользование недрами включает в себя выполнение следующих видов работ:
- работы по общему и региональному геологическому изучению недр;
- поиск, разведка, оценка и добыча полезных ископаемых;
- использование и захоронение отходов горнодобывающего и связанных с ним производств;
- строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- сбор коллекционного геологического материала, образование особо охраняемых геологических объектов и другие работы, независимо от масштабов и степени возникающего при этом нарушения целостности недр [6].
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЛЕКС РАБОТ ПО ОТВОДУ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА ПУРОВСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГАДЛЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР И РАЗРАБОТКИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Для эффективного развития нефтегазового комплекса округа, области и страны необходимо качественное и своевременное выполнение работ, по оформлению права пользования участков с четким выполнением всех необходимых мероприятий и соблюдением нормативно-правовых актов, а также выполнение всех природоохранных мероприятий, включая рекультивацию нарушенных земель для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых. 2.1. Порядок предоставления лесного участка земель лесного фонда в аренду под объекты нефтегазового комплекса
Для достижения поставленных задач по предоставлению лесного участка в пользования, необходимо конкретное представление по выполнению следующих основных этапов: подготовительный, согласовательный, разрешительный, заключительный [2].
Подготовительный этап: первый (подготовительный) этап начинается с принятия решения АО «Газпромнефть-ННГ» по обустройству Южно-Ноябрьского месторождения с целью геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, включающий в себя площадку поисково-оценочной скважины №20 (участок 1), площадку поисково-оценочной скважины №20 (участок 2), площадку поисково-оценочной скважины №20 (участок 3).
АО «Газпромнефть-ННГ» с электронным видом границ испрашиваемого лесного участка в формате MapInfo обращается в Ноябрьский лесхоз-филиал Окружного автономного учреждения «Леса Ямала» (далее по тексту Ноябрьский лесхоз) для проектирования выбранного лесного участка.
Ноябрьский лесхоз в течение тридцати дней проводит натурное обследование лесного участка и по его результатам составляет акты натурного технического обследования лесного участка.
На основе лесоустроительных материалов и геоинформационных баз данных проводится анализ состояния лесов на проектируемом лесном участке в форме таблиц, ведомостей, таксационных описаний и картографических материалов [7].
Согласовательный этап: на втором этапе вносится документированная информация в государственном лесном реестре (ГЛР) с присвоением номера. Государственный учет лесных участков осуществляется Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО. АО «Газпромнефть-ННГ» передает в Департамент согласованный Акт натурного технического обследования лесного участка с заявлением о постановке на учет в государственном лесном реестре. К заявлению прикладываются следующие документы (рис. 1).
* обоснование цели; вида и срока использования испрашиваемого лесного 1 участка;
•акты натурного технического о о следования лесного участка:
* доверенность на представителей АО «Газпро-мнефть-ИНГ >:>
Рисунок 1. Приложения к заявлению В течение 30 дней проводится проверка содержащихся в документах сведений и постановка лесного участка на государственный учет участков лесного фонда.
Вся предоставленная для учета проектная документация вносится в государственный лесной реестр с указанием номера учетной записи лесного участка.
Следующим этапом предоставления лесного участка в аренду находящиеся в государственной или муниципальной собственности является постановка участка на государственный кадастровый учет [5].
Межевой план оформляется в виде файлов в формате XML и заверяется электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего данный документ. Формирование межевого плана занимает около 2 дней.
Затем межевой план вместе с документами, с использованием которых осуществлялась подготовка такого плана, предоставляются в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области, где специалисты после принятия решения о проведении кадастрового учета лесного участка в течение 14 дней проводят такой учет.
В результате кадастрового учета филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области АО «Газпромнефть-ННГ» выдается кадастровая выписка о земельном участке, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого земельного участка.
По истечению 30 дней с момента подачи заявления по результатам государственного учета Департамент подготавливает приказ «О предоставлении в аренду лесных участков в составе земель лесного фонда» и выдает АО «Газпромнефть-ННГ».
Разрешительный этап: государственная услуга по предоставлению лесного участка в аренду осуществляется на основании Административного регламента ДПРР ЛО РНК ЯНАО «Предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения аукционов. АО «Газпромнефть-ННГ» обращается с заявлением, форма которого предусмотрена данным Административным регламентом, в Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Последовательность предоставления государственной услуги (рис. 2).
Рисунок 2. Последовательность предоставления государственной услуги
Специалист Департамента регистрирует входящие документы в соответствии с установленными в департаменте правилами делопроизводства, делая на экземпляре заявления отметку о дате поступления документов с одновременным присвоением входящего номера.
Результатом процедуры приема документов является прием (регистрация) документов. Продолжительность процедуры приема документов составляет не более 15 минут.
Весь комплект документов проверяется в соответствии с предъявленными требованиями и отсутствием оснований для отказа в предоставлении в аренду лесного участка [3].
В результате проверки Департамент издает приказ «О предоставлении в аренду лесных участков в составе земель лесного фонда». Один экземпляр приказа вместе с оригиналами документов, представленных заявителем, остаются на ответственном хранении в департаменте.
На основании приказа между АО «Газпромнефть-ННГ» и Департаментом заключается договор о предоставлении в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду (далее по тексту - договор аренды). Договора аренды подготавливается в письменной форме в трех экземплярах. Порядок подготовки и заключения договора аренды регламентируется приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 октября 2015 №445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (таблица 1).
Таблица 1 - Срон-1 подготовки документов
Договор аренды Осуществляется в течение 3 -х дней с момента принятия решения о предоставлении лесного участка в аренду
Подпись сторонами В течение Ю рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении лесного участка в аренду
Направление документов в ОА «Газпромнефть-ННГ» В течение 2-х рабочих дней
Продолжительность процедуры с момента обращения заявителя составляет не более 30 дней.
Далее следует регистрация права аренды на лесной участок. Предварительно АО «Газпромнефть-ННГ» формируется комплект необходимых документов.
Вышеперечисленные документы вместе с заявлением на регистрацию подаются в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». Оригиналы договора аренды предоставляются в трех экземплярах.
Специалист Росреестра проверяет полноту представленного пакета документов и выдает расписку в получении документов на государственную регистрацию.
В течение 10 рабочих дней проводится правовая экспертиза документов, проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на лесной участок, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Затем специалист Росреестра вносит запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав [4].
В завершении процесса регистрации права на правоустанавливающих документах ставится штамп, подтверждающий регистрацию, и выдается удостоверение о произведенной государственной регистрации прав.
После регистрации один экземпляр договора аренды остается в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра», второй — возвращается заявителю (АО «Газпромнефть-ННГ»), а третий — передается в Департамент.
Заключительный этап: на заключительном этапе предоставления в аренду лесного участка специалистами АО «Газпромнефть-ННГ» разрабатывается проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, а именно под объект: «Обустройство Южно-Ноябрьского месторождения».
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной части. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка.
Проект освоения лесов подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов». Спустя 30 дней, в результате проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов, Департамент оформляет заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. После получения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов АО «Газпромнефть-ННГ» разрабатывает лесную декларацию. Лесная декларация предоставляется в Ноябрьское лесничество управления лесных отношений Департамента. Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. 3. ВЫВОДЫ
Проанализировав этапы предоставления лесного участка в аренду для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, а также проводимые на данных этапах работы, можно сделать вывод, что процесс получения лесного участка на праве аренды в Ямало-Ненецком автономном округе урегулирован.
Были выявлены проблемы и предложены пути их решения: 1. Уплата арендной платы производится с момента выхода приказа ДПРР РНГК ЯНАО о предоставлении лесного участка, без права пользования арендуемым участком, которое, в свою очередь, возникает только после получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и разработки лесной декларации.
Решение: Выплату арендной платы установить с момента непосредственного использования лесного участка.
2. Отсутствие оснований для разработки проекта освоения лесов, в связи с невозможностью ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, предоставленных для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Использование в целях ведения лесного хозяйства на таких участках полностью исключено, так как лес или вырублен под размещаемые объекты капитального строительства, или его вообще не было, а была не покрытая лесом площадь.
Решение: Упростить схему разработки проекта освоения лесов. Оставить в проекте только те разделы, которые связаны с общим таксационным описанием участка, объемами и породным составом вырубаемой на нем древесины (лесопользования).
3. Временные и денежные затраты на передачу для предварительной проверки документов на полноту и соответствие требованиям.
Решение: Передачу пакета документов на дальние расстояния по сети интернет для предварительной проверки предоставленных документов.
Список литературы
1. Боярко, Г.Ю. Основы горного права России: учебное пособие / Г.Ю. Боярко. - Томск: Изд-во Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2000. -287 с. - Текст: непосредственный.
2. Варламов, А.А. и др. Государственный кадастр недвижимости / Под ред. А.А. Варламова. - М.: КолосС, 2012. - 679 с. - Текст: непосредственный.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-Ф3 [Электронный ресурс]/ Информационно-правовая система «ГАРАНТ» -Режим доступа:http://www.garant.ru/.
4. Лойко, П.Ф. Землепользование: Россия, мир (взгляд в будущее). Монография. Книга вторая / П.Ф. Лойко; Государственный университет по землеустройству. - М., 2009. - 358 с. - Текст: непосредственный.
5. Недикова, Е.В. и др. Основы природообустройства и землеустройства: учеб.пособие / Е.В. Недиков, В.Д. Постолов.- Воронеж: ВГАУ им. Императора Петра I, 2014.- 191 с. -Текст: непосредственный.
6. Певзнер, М.Е. Горное право / М.Е. Певзнер. - М.: Горная книга, 2012. - 24 с. - Текст: непосредственный.
7. Сулин, М. А. Землеустройство / А.М. Сулин. - СПб.: Изд-во «Лань», 2005. - 448с. - Текст: непосредственный.