Научная статья на тему 'К проблеме "памяти" в восприятии осетино-ингушского конфликта 1992 года'

К проблеме "памяти" в восприятии осетино-ингушского конфликта 1992 года Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ОСЕТИНО ИНГУШСКИЙ КОНФЛИКТ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / RUSSIA / NORTH CAUCASUS / THE OSSETIAN-INGUSH CONFLICT / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ганиева Р.Х.

Статья посвящена трагическим событиям осени 1992-го года, вылившимся в осетино ингушский конфликт. На основе «полевых исследований», дается анализ восприятия тех событий в воспоминаниях современников, которые рассматриваются автором через призму теории трансформации личности, находящейся под воздействием посттравматического состояния памяти человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF “MEMORY” IN THE PERCEPTION OF THE 1992 OSSETIAN-INGUSH CONFLICT

The article is devoted to the events of the fall of 1992, which resulted in the Ossetian-Ingush conflict. On the basis of “field research”, an analysis of the perception of events is given on the basis of the memories of eyewitnesses of those events that are viewed through the prism of the theory of personality transformation under the influence of the post-traumatic state of human memory.

Текст научной работы на тему «К проблеме "памяти" в восприятии осетино-ингушского конфликта 1992 года»

ПАМЯТЬ О КОНФЛИКТЕ ИЛИ КОНФЛИКТЫ ПАМЯТИ

УДК 323.1(470.65+470.662) 119|

К ПРОБЛЕМЕ «ПАМЯТИ» В ВОСПРИЯТИИ ОСЕТИНО-ИНГУШСКОГО КОНФЛИКТА 1992 ГОДА

Р.Х. Ганиева

ИнгНИИ им. Ч. Ахриева, отдел ингушской этнологии e-mail: rozacpp@mail.ru

Статья посвящена трагическим событиям осени 1992-го года, вылившимся в осетино - ингушский конфликт. На основе «полевых исследований», дается анализ восприятия тех событий в воспоминаниях современников, которые рассматриваются автором через призму теории трансформации личности, находящейся под воздействием посттравматического состояния памяти человека.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, осетино - ингушский конфликт, историческая память.

TO THE PROBLEM OF "MEMORY" IN THE PERCEPTION OF THE 1992 OSSETIAN-INGUSH CONFLICT

R.H. Ganieva

(Magas)

e-mail: rozacpp@mail.ru

The article is devoted to the events of the fall of 1992, which resulted in the Ossetian-Ingush conflict. On the basis of "field research", an analysis of the perception of events is given on the basis of the memories of eyewitnesses of those events that are viewed through the prism of the theory of personality transformation under the influence of the posttraumatic state of human memory.

Key words: Russia, the North Caucasus, the Ossetian-Ingush conflict, historical memory.

Анализ работ отечественных исследователей показывает, что одно и то же событие осени 1992 года в Пригородном районе и в г. Владикавказ Северной Осетии характеризуется по-разному. И.М. Сампиев, размышляя о причинах конфликта, акцентирует его политическую составляющую: «...этническое противостояние

есть только следствие, а не причина доминирующей линии конфликта - национальной политики государства, приложенной к разным этническим объектам»1. В.А. Тишков трактует этот конфликт в духе Ф. Броделя, использовавшего понятие феномены «большой длительности» («la longue durée»): «Первый этнический конфликт в форме открытого насилия произошел на территории Российской Федерации в конце октября - начале ноября 1992 г. между представителями двух северо-кавказских народов -осетинами и ингушами. По своим пространственно-временным параметрам, интенсивности и последствиям, этот конфликт может быть отнесен к категории крупномасштабных, а его природа может быть охарактеризована как глубоко укоренившийся конфликт (deep-rooted conflict), к которым специалисты относят межэтнические или любые другие межгрупповые коллизии с трудноразрешимыми и далекозашедшими претензиями и требованиями конфликтующих сторон»2.

По истории конфликта написано довольно много, но в массе своей это литература публицистического характера или же литература, рассматривающая события 1992 г. с фактологической, событийной точки зрения. Нам представляется важным взглянуть на эти события сквозь призму проблематики исторической памяти, уделив особое внимание психологическим аспектам восприятия. В этой связи с методологической точки зрения для нас будут важны работы известных психологов В. Франкла3 и В. Беттельхейма4, поставивших проблему изучения психологических феноменов, связанных с потерей близкого человека, соци-

1 Сампиев И.М. Конфликт в Пригородном районе и г. Владикавказе: сущность, роль государства и пути разрешения // Кавказ и глобализация. 2012. Т. 6. Вып. 3. С. 69

2 Тишков А. Осетино-ингушский конфликт. Часть первая. - URL: http://www.vvvay.net/ publ/ analitika/ tishkov_v_a_osetino_ingushskij_konflikt _92_chast_pervaja/5-1-0-23 (дата обращения: 23.05.2018).

3 Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М., 2009; Он же. Воля к смыслу = The will to meaning. М., 2000.

4 Беттельхейм Б. Просвещенное сердце. - URL: http://www.open-textnn.ru/man/?id=4019 (дата обращения: 23.05.2018).

144

ального психолога Х. Вельцера5, обратившегося к вопросу о «периоде полураспада» «экстремального исторического опыта» в памяти поколений, историка и культуролога А. Ассман6, которая отдельное внимание уделила роли «памяти-травме» в самоидентификации этноса. Таким образом, на мультидисциплинарном поле исторической памяти сегодня обращается внимание не только на негативные психические последствия ментальной травмы, но и предпринимаются попытки подойти к этому феномену более нюансировано, разносторонне. Последний подход нам представляется более перспективным.

Исчезновение близкого человека оказывает воздействие, которое можно в определенной степени сравнить с травмирующим событием. Тем не менее, эти события отличаются друг от друга и каждое из них вызывает специфические психологические реакции. Травмирующее событие характеризуется насилием, и его воздействие ограничено во времени; ситуация, в которой оказывается семья пропавшего без вести не имеет временных рамок, боль и стресс, вызванные исчезновением человека, не покидают близких. Люди, которые пережили травмирующее событие, должны принуждать себя (порой тщетно) к тому, чтобы не думать о нем, мысленно не возвращаться к нему снова и снова. В отличие от них родственники лица, пропавшего без вести, делают все от них зависящее, чтобы не забыть пропавшего без вести и того, что с ним произошло7.

«Многие люди чувствуют, что после несчастья стали гораздо сильнее, больше верят в себя и свои способности. Другие говорят, что у них улучшились и укрепились отношения с людьми (травма часто служит лакмусовой бумажкой, выявляющей ценность наших отношений), или сообщают о более сильном чувстве сострадания к людям, оказавшимся в подобной ситуации. Иногда люди начинают заново ценить то, что имеют, даже какие-то мелочи

5 Вельцер Х. История, память и современность прошлого Память как арена политической борьбы // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3.

6 Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М., 2014.

7 Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. М.: Психологический институт РАО, 2008. С. 123.

145

жизни, которые мы слишком часто считаем чем-то само собой разумеющимся. Более того, некоторые люди вследствие несчастья обретают смысл жизни или веру, что ведет к появлению у них более гармоничного и дающего удовлетворение мировоззрения и жизненной философии»8.

Каждому из нас свойственно осмыслять события своей жизни для того, чтобы справиться с ними, не просто пережить, а прожить их, вынести из них положительный смысл. Именно это позволяет человеку жить дальше, радоваться жизни, несмотря на наличие трагичных событий в прошлом.

Смеем предположить, что переживание горя по поводу близких, пропавших без вести, является травматичным и болезненным из-за ситуации неопределенности. Поэтому всё, что касается обретения силы в страданиях, психологической готовности, экзистенциальной переоценки еще более актуальны для людей, родственники которых пропали без вести.

В процессе формирования посттравматического роста ключевую роль играют такие факторы как ощущение безопасности, управление ситуацией, контроль (точная и своевременная информация о ситуации помогает принимать осознанное решение), поддержка родственников и друзей, принадлежность к группе, смысл жизни (способность человека доказать себе и миру, что ничто в жизни не сможет его вышибить из седла), надежда (возможность видеть свет в конце туннеля. Человек должен быть уверен в том, что даже в полной темноте вспыхивают искры надежды, искать эти искры и не дать им сгореть бесцельно).

Модель посттравматического роста способствует приобретению жизненной мудрости человека, обогащению сценария жизни. Исследования посттравматического роста свидетельствуют, что этот феномен представляет собой непрерывный процесс, а не статический результат травмы.

В. Франкл был уверен, что решающим фактором успешной адаптации человека к несчастью является его отношение (attitude): «У человека можно забрать все, кроме последней из человеческих свобод — свободы выбирать свое отношение к любым

8 Левченко В.В. Позитивная психология. М.: ФЛИНТА, 2014. С. 131.

146

обстоятельствам, выбирать собственный путь». Если травматическая ситуация осмысляется как вызов, у человека с большей вероятностью произойдет посттравматический рост»9.

Предметом нашего исследования стал посттравматический рост у родственников без вести пропавших осенью 1992 года, во время конфликта в Пригородном районе и в г. Владикавказ Северной Осетии-Алания. С этой целью проводились интервью с родственниками без вести пропавших в течение 2016-2017 года. Они были главными источниками собираемых сведений.

До начала исследования было неясно, в какой степени удастся выявить посттравматический рост родственников без вести пропавших, мы не предполагали с какими людьми нас сведет судьба, что мы откроем для себя такой пласт человеческой красоты, таланта и силы. В процессе работы на нас хлынул поток интереснейших мыслей и психологических фактов из неординарной биографии респондентов.

Однако масштаб потерь и интенсивность травм, пережитых родными и близкими, заставляли предполагать, по крайней мере, теоретически, наличие посттравматического роста и приобретения посттравматической мудрости у респондентов.

Теоретической основой работы послужили экзистенциальная теория личности Виктора Франкла и теория трансформации личности М.Ш. Магомед-Эминова10.

Как известно, теория В.Франкла состоит из трех слагаемых -учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. При этом ключевой силой развития личности является врожденное стремление к осознанию смысла жизни. В жизни человека нет готовых сформулированных смыслов. Они неповторимы, индивидуальны, эксклюзивны для данного человека в данный момент его жизни. В своей теории Франкл подчеркивает, что обретение и реализация смысла всегда связана с внешним миром, с творческой активностью человека, субъектными параметрами и его успешными достижениями. При этом ав-

9 Левченко В.В. Позитивная психология. С. 132.

10 Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: Автореф. дис. ... д-ра психолог. н. М., 2009.

тор считает, что отсутствие смысла жизни или наличие непреодолимых препятствий на пути его реализации приводит к невротическим проявлениям, обеспечивая тем самым у человека состояние экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Следовательно, нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в определенной ситуации В. Франкл называет «осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации».

М.Ш. Магомед-Эминов изучает феномен экстремальности и считает, что он «имеет не только негативный, но и позитивный аспекты и может быть полноценно рассмотрен в трансформационной триаде «страдание - стойкость - рост». Автор рассматривал экстремальную ситуацию как возможность предоставления негативных последствий, нейтральных и позитивных. «Ситуация экстремального опыта может стать как источником страдания, так и источником стойкости, мужества и роста, просветления, взаимозависимости от смысловой позиции, которую занимает чело-век»11.

Основная гипотеза настоящего исследования состояла в том, что родственники без вести пропавших через 25 лет после начала событий осени 1992 года должны были обнаружить средний и высокий уровни посттравматического роста и высокую степень посттравматической мудрости.

Другими словами, предполагалось, что травма состоит не только из негативных аспектов и имеет негативные последствия, но при наличии соответствующих условий способствует росту и развитию личности.

Исследование было основано на интервью, которые проводились в течение года (осень 2016 - лето 2017) в Ингушетии.

Для проведения интервью нами была создана анкета из 50 вопросов с закрытыми и открытыми ответами. Вопросы предпо-

11 Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности. С. 5.

лагали получение двух видов информации: объективной - даты рождения, состояния здоровья, образования, профессии и т.д. и субъективной - например, удовлетворенность жизнью, взаимоотношения с миром, поиск смысла жизни, ценность собственной жизни, отношения к религии, извлечение опыта из позитивных и негативных событий жизни, участие в работе Комитета по содействию поиску без вести пропавших и т.д.

Большинство респондентов продемонстрировали невероятную ответственность за других людей. Через все их ответы проходит мысль о том, что, оказавшись в двух шагах от смерти, они думали не о себе, а о других - детях, родителях, родных, близких, о своем народе, о малой и большой родине под названием Россия.

Для иллюстрации приводим выдержки из ответов опрашиваемых по одному из факторов.

Отношение к другим

У всех родственников без вести пропавших изменилось отношение к людям: родным, близким, друзьям, коллегам, соседям, представителям своего народа, к миру. Каждый из них понял, что нет ничего в мире дороже уз, соединяющих человека с человеком

Они признаются в том, что трагедия осени 1992 года сплотила всех ингушей.

Респондент 1 (без вести пропала тётя по отцу - 72 года, которая вырастила его, заменив мать):

«То, что произошло, мне кажется, ингушей сплотило, просто многие люди поняли, кто на что способен. Люди, которым я почти ничего не сделал, подошли и говорят: «Ахмед, вот мама просила, чтоб я тебя привел». И в другой раз, когда ко мне человек подходил на площади... Он мне: «Извини, ты не Ахмед?» - «Да». - «Ты меня не помнишь? А вот помнишь, ты мне то-то, то-то сделал в городе? Ахмед, пойдем к нам».

Это чужие люди, это чужие люди! Они мне даже не однофамильцы. Они мне никто, ни по матери, ни по отцу. И вот это была такая поддержка, что ты, оказывается, ты нужен, чувствовал, что ты не одинок. Сколько людей на площади, сколько людей в Назрани, это все слушают, поддерживают, что могли люди, сделали, хотя у самих было плохое положение тоже».

Респондент 4 (без вести пропал брат, 55 лет):

«В трудную минуту могут оказаться люди, которые могут подставить плечо ...

В основном я общался в среде правозащитников. Те, которых я знаю, правозащитники, это люди, которые рискуют многим, при этом, они всего себя отдают тому, чтобы защитить людей от произвола. Эти люди как раз таковыми являлись».

Респондент 7(без вести пропал муж, 48 лет): «...когда мы вышли, мы жили в Карабулаке, в садике, я никогда не забуду, посторонние люди приходили, всех нас забирали в семьи, купали, одевали, помогали, кормили. Как можно такое забыть?»

Респондент 17 (без вести пропали три брата: 22 года, 25 лет, 28 лет):

«Вы знаете, когда мы первое время жили у тёти, даже чужие люди нам столько помогали, материально, добрым словом. Когда только приехали из Осетии, после этих событий, мы жили у тёти, она была в достатке, всё хватало. Всё равно вот внимание чье-то... приедут родственники, там деньгами помогут. Отец живой же был. Дядя говорил, купи дом, отделись. Нет, отделяться мы и не думали, мы думали домой. Какой там? Столько лет.Кто рассчитывал, что столько лет мы будем здесь жить. Приезжали, очень многие материально помогали, добрым словом. Поддержка была».

Респондент 19 (без вести пропал отец, 75 лет): «Если не рассчитывать на людей, я такого человека не представляю, он видимо где-то больной. На людей в любом случае надо рассчитывать. Даже вот красивым, спокойным словом, или (инг.) "даст Аллах, всё будет хорошо" - это уже с человека пар спускает. Обязательно, на людей обязательно надо рассчитывать. Чем ты даже больше будешь контактировать, тем легче переносишь все это, как-то забываешь...

Знаете, нашему пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали как-то: "Что более значимо, чем совершение хаджа?", пророк сказал: "Я скажу, что более значимо: помирить двух поссорившихся людей - это еще более значимо"...

Респондент 25 (без вести пропал дядя, брат матери, 65 лет): «... когда я прихожу, или приходила в Комитет содействия поиску пропавших без вести, Вы знаете, когда я встречалась и беседовала с теми людьми, кто потерял близких людей, и кто сегодня совершенно без всякого зла, без мрака, сегодня он говорит, вот если бы только найти, предать по-человечески земле, я считаю свою жизнь прожитой не зря. И

вот в такие моменты, когда ты ну потерял всё, а те люди потеряли всё, действительно, и они сегодня совершенно без злобы в сердце говорят такие вещи, говорят такие теплые слова, конечно, они тебя вдохновляют. Человек по-другому не может.

Человеку дан разум для того, чтобы он понимал, для того, чтобы он мыслил, для того, чтобы он делал выводы - плохо ли, хорошо - всё равно всё заканчивается и всегда всё темным, черным, мрачным не может быть. После ночи всё-таки ж день приходит, так устроен мир».

«.мы же должны жить бок о бок, во взаимопонимании, а кто думает, что он проживет сам - это, по меньшей мере, не разумно. Такого быть не может, мы же не на необитаемом острове живем».

Респондент 9 (без вести пропали три брата, 38 лет, 50 лет, 53 года):

«Когда мы в 2009-м году эксгумацию проводили неопознанных трупов, как говорится, это работа не из легких, и морально и физически. Когда мы обратились за помощью к молодым ребятам, к нашему поколению подрастающему, потому что физическая подготовка нужна была и морально чтоб они выдержали, вот, и когда они дружно откликнулись, много молодежи откликнулось, тогда я уже почувствовал, что при таких тяжелых случаях люди.есть у них, значит, понимание того, что нужно это делать, понимание взаимопомощи. Вот тогда вера и появилась. Быстро вскрыли, быстро поработали, доставать, перекладывать эти кости тоже нелегко».

Респондент 22 (без вести пропал отец, 60 лет и три брата: 23 года, 22 года, 20 лет):

«Да, люди гораздо лучше. Вот, например, я была в Москве, я хочу сказать о русских женщинах. Это такие патриотки, такие честные, чистые. Я поехала в 96-м году, мне надо было провести комплексное обследование после удаления опухоли головного мозга. Несколько адресов, которые мне дали нашей родни, знакомых, проживающих в Москве, 4 адреса, то их не было дома, на даче, то у них ремонт, то еще что-то. А я в 94-м году... в январе меня оперировали в НИИ имени Бурденко, а в октябре я приехала на контрольное обследование с сыном своим, 3 года и сколько-то месяцев ему было. И после своего обследования так получилось, что я повезла мальчика просто на комплексный осмотр, обследование. Нас тут же положили в больницу, в НИИ педиатрии, и там со мной лежала русская женщина. И в нашей палате, моей с сыном, лежала русская женщина с внуком, она была доктором технических наук, на

пенсии. И я звоню этой женщине. Я стояла тогда на белорусском метро, вышла, минимум денежек у меня. И я ей позвонила, а она говорит: где ты стоишь, Айначка? Я говорю: «На белорусском метро». Она говорит: «Никуда не уходи, выйди из метро и с правой стороны цветочный ларек, я сейчас подъезжаю». Она подъехала, поселила меня в свою квартиру, доставшуюся ей по наследству. Я жила там 3 недели. Она мне не звонила, если я ей не звоню. Там же, в НИИ педиатрии я познакомилась с великолепной женщиной, Лена, фамилию я тоже сейчас вспомню, она лежала со своим мальчиком, с Мишей. Такая дама! Такая прекрасная! Их человеческие данные, такие фактурные, мощные, Филатова Елена, я хочу, чтоб это было в книге обязательно. Это очень редкие женщины!

«Вы знаете, что у нас, ингушей, нет похоронных бюро, у нас нет моргов, у нас нет детских домов, ингуши делают всё сообща. Если к соседу пришло горе, сосед делает раньше, чем его близкий родственник, живущий чуть дальше. Мы воспитаны на необходимой взаимопомощи друг другу, мы воспитаны на необходимости оказывать помощь нуждающемуся соседу, другу, близкому родственнику. Это то, на чем мы взращиваемся. К этому я приучена с детства. Я никогда мимо чьего-то горя не прохожу».

Респондент 24 (без вести пропал брат, 38 лет):

«. люди всегда были разные. Даже если говорить про осетин, у меня очень много было друзей-осетин. Один из них даже, его тогда дома не было, когда события были, он старше меня был намного. Так как президент был Руслан Аушев, он на Руслана выходил несколько раз, просил найти меня.

Да-да, он меня искал. Он приехал после этих событий, года через 2-3 приехал, в Москве был. И он меня нашел, вышел на связь, на встречу, встретил меня: "Что я могу поделать? Прости...". - "Ну да, не виноват, но не хочу я и тебя видеть". Тогда вот такой был... "Как бы то не было, ты - осетин, ты с их стороны". Он плакал даже, представляешь, обнимались, плакали. После этого он приехал, говорил: "Если даже меня убьют, я приеду", я тогда в Майском, в городке жил. Встречи такие были, он уговорил, мальчишку моего одного, тогда ему лет 5 было, просил отпусти со мной. Я говорю: «Нет, не отпущу». А он: "Что, не доверяешь мне своего сына?". А у нас так получилось, мы были друзья, хорошие друзья. Он, когда я на заводе работал, он был парторгом тогда. Парторг - это в коммунистическое время хорошая должность была. Ну и на море ездили, на рыбалку, за икрой. И такие сложились отношения.

Мать у него, один сын и сестра только. Мать ко мне привязалась. Подружились мы. И вот так вот, он забрал сына на неделю, одел, обул, с подарками привез домой. Вот такие, я говорю, отношения, как бы там не было, он осетин, я ингуш. Одну семью, про которую я говорил, три сына и мать без вести, у них девочка была тогда 16-летняя, трех братьев увели, мать тоже, у нее ноги не ходячие были. Потом у осетин спрашивали, когда ее искали, сказали, что она валялась в крови. Видимо, её кто-то со стороны пристрелил и всё. И вот эта девочка одна, её насиловали... Её тело в окурках, окурки о нее тушили. Такие случаи, забирали, издевались, насиловали, были же такие случаи. Вот сосед-осетин парень, он не мог, его бы самого убили, если бы узнали, что он это сделал. Он свою машину набил мусорными мешками, её засунул под мешок с мусором, в Ингушетию приехать он не мог, он приехал в Нальчик, он на автобусе девочку отправил. Тоже осетин. Поэтому я говорю, народ он народ... был один осетин, он меня лет на 7-8 старше. Вот он, как бы там не было, ходил, искал, нашел меня. Вот такой случай, сосед был. Человеческие отношения такие проявлялись. Многие, когда я искал трупы, тоже приходили, говорили: «Что могу я сделаю, но ты же сам знаешь, если что, меня самого убьют». Их на месте начинать спрашивать про ингушей, это всё: "Ты искать собрался?!". Его могут убрать. Вот такие вот были отношения. И временами, когда хорошего человека вспомнишь или увидишь, или вот с внуками забываешься».

Когда людей возвращают к травматическим событиям, необходимость обсуждения их последствий может способствовать их самораскрытию. Потребность людей в социальной поддержке различна, и это обеспечивает им возможность пробовать новые формы поведения, способствующие развитию сети поддержки. Осознание собственной уязвимости приводит к большей непосредственности в выражении чувств, к готовности принять помощь, и человек начинает использовать социальную поддержку, которую ранее игнорировал. Часть позитивных изменений в отношениях с другими людьми связана с увеличением чувствительности к другим людям и с усилиями, направленными на улучшение отношений.

«Очевидно, что во время серьезных жизненных испытаний отношения между людьми могут пострадать или даже вовсе разрушиться. Однако иногда бывают и позитивные изменения. Пе-

режив трагедию или утрату и получив поддержку и помощь от близких, а иногда даже и незнакомых людей, человек может почувствовать большую связь с другими, доверие, близость, сопричастность, свободу быть собой и сострадание. Сострадание ведет к взаимопомощи и альтруистическим поступкам (Кутузова, 2010)»12.

Респондент 4:

«Я всегда сострадал. Проявлял сострадание и в советское время и сейчас. Думаю, что это в моей крови - сострадать, пытаться помочь».

Респондент 5:

«Такое огромное сострадание я испытываю к своей маме, потому что мама - такой человек, который пытается это горе в себе держать, не жаловаться нам. В другой раз, когда просыпаешься ночью, слышишь, когда мама молится, до ее смерти хотя бы весточку от одного сына получить. Вот здесь это сострадание, конечно же, огромное... и не только к матери, к своим братьям, оставшимся испытываю. Конечно, они тоже чувствуют такое огромное горе. Мужчины ингушские по своей ментальности такие, что не плачут в жилетку никому, в себе это горе носят. К братьям я испытываю сострадание, больше чем к сестрам, потому что я понимаю, какая для них это огромная потеря, огромная невосполнимая потеря. Когда свадьба, похороны, что-нибудь такое случается, ингушам свойственно всем братьям вместе собираться и ехать. Вот именно в эти дни я ощущаю, как мой старший брат чувствует, что не хватает братьев. Наверное, думает, что вот если бы были мальчики, вместе бы все собрались и поехали. Или хотя бы по одному сыну если бы осталось у моих братьев - это тоже было бы таким облегчающим обстоятельством. Вот здесь я к ним испытываю огромное сострадание».

Респондент 9:

«Мне, например, приятно видеть, когда к нам заезжают, Долаково-Назрань дорога и заходят в мечеть молиться. Туда и кабардинцы заходят, осетины, русские заезжают. Приятно это видеть, приятно общаться, потому что только в общении с другими богаче человек становится, что-то он приобретает. Ну а сидеть в пустоте, только мысли появятся одинокие, печальные, ненужные и ничего хорошего от это-

12 Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы С. 214.

го не получается. А вот с людьми, с народами, когда помогаешь, когда узнаешь из их жизни, они узнают из твоей жизни, тогда человек богаче и становится. От этого и сам человек более развитым становится, а от одиночества только теряешь».

Наши респонденты стали больше рассчитывать на других людей в трудную минуту, испытывать большую близость с окружающими.

Респондент 9:

«Вот все наши коллективные действия, что мы друг друга поддерживаем, помогаем. Первое время, честно говоря, были в растерянности, первые годы, дни.ну а потом, уже когда мы стали вместе общаться, вместе эту проблему рассматривать, тогда уже стало больше друзей среди родственников без вести пропавших, тех, кто понимает эту проблему, значит, на них можно рассчитывать, веру какую-то приобретать, стали надеяться на людей».

Респондент 31(в 2004 году без вести пропал отец, 72 года):

«Я сейчас один пример просто приведу. Я училась в Горнометаллургическом институте и со мной параллельно учился Беков Тимур. Там не очень много было ингушей, но если даже они и были, там свои кланы как бы были, там в группах и т.д. А этот Беков, он, во-первых, жил около моей тёти, она у меня, мамина сестра, живет в Ачалуках, а во-вторых, он сам по себе очень порядочный парень был и вот по сей день, Вы не поверите, по сей день, вот сюда даже, на эту работу устроил меня этот Тимур Беков. Когда мы покупали эту квартиру, у нас не хватило там, я помню, 10 тысяч, ну тогда это миллионы были, этот же Тимур, он тогда уже работал в таможне, в Москве, когда узнал, что у меня не хватает этих денег, у нас, вернее, он приехал, отдал мне эти деньги и не взял. Это первое. Во-вторых, когда моя мама сильно заболела, я же говорю, у неё появились вот эти язвочки и её надо было сюда положить, её не брали без денег в Карабулакскую больницу, там нужно было 200$ отдать, а у меня их не было, ни у моей семьи не было. Этот же Тимур пошел, договорился с этой Плиевой, там была заведующая, отдал мне эти же 200$, мою маму положили в больницу. И вообще, я считаю, как моя мама говорит: я при жизни, и после жизни буду молиться на этого Тимура. Он мне, действительно, помог во всех отношениях, даже когда было очень плохо, даже когда мы искали папу, тоже со мной ездил в Грозный, у него была машина, тогда же это трудно было, сейчас-то ещё можно выехать».

В нашем исследовании нашла подтверждение теория М.Ш. Магомед-Эминова о том, что экстремальная ситуация амбивалентна: во-первых, она несет в себе угрозу, опасность, негатив, деструкцию или требует порой ответной деструкции в адрес других; во-вторых, взывает к решительности, стойкости, мужеству, человечности, духовности, внимании, поддержке, «к высшим трансгрессивным переживаниям и духовным устремлениям».

В экстремальной ситуации осуществляется трансформация смысловой структуры личности, возникает триадическая структура «расстройство - адаптация - рост», или «страдание - стойкость - трансгрессия».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно было обнаружено, что обретение и реализация смысла связана с внешним миром, с творческой активностью человека, субъектными параметрами и его успешными достижениями. Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Следовательно, нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл.

Ввиду отсутствия каких-либо исследований на выбранную тему наш проект задуман как пилотный. Мы предполагали собрать первоначальный материал, проверить высказанную гипотезу и наметить проблемы для дальнейших исследований. Все что мы можем сделать в этой работе, это лишь пролить свет на некоторые вопросы, которые были «раскопаны», и предположить, что заинтересованный читатель копнет еще глубже и погрузится в эту область науки, которая имеет практически неограниченные исследовательские горизонты и возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.