Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ: МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ: МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
общее образование / профилактика / воспитание / воспитательно-профилактическая среда / конфликт интересов / образовательное право / права и обязанности субъектов образовательного процесса.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бугров А.С.

Актуальность исследования вызвана разнообразием и противоречивостью интересов субъектов образовательного процесса и недостаточным развитием механизмов разрешения возникающих противоречий. Цель: осмыслить причины конфликта интересов, рожденного воспитательно-профилактическим взаимодействием и наметить способы выхода из него. Методология исследования – работа построена на анализе практик воспитательно-профилактической работы в общем образовании и соотнесении потребностей субъектов образовательного процесса с нормативно-правовыми возможностями. Автор пришел к выводу, что для выхода из возникающего в процессе воспитательно-профилактической работы конфликта интересов необходимо: 1) расширить толкование и правоприменительную практику ст. 5.35 КоАП РФ; 2) разработать и принять на федеральном уровне регламент действий администрации образовательных организаций в случае возникновения стойкой конфликтной ситуации между субъектами образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бугров А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ: МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-261-266 БУГРОВ Антон Сергеевич,

NIION: 2018-0076-8/22-926 кандидат педагогических наук, руководитель

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1124 физического воспитания УрТИСИ СибГУТИ,

e-mail: bugrant2@gmail.com

УДК 37.061

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ: МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана разнообразием и противоречивостью интересов субъектов образовательного процесса и недостаточным развитием механизмов разрешения возникающих противоречий.

Цель: осмыслить причины конфликта интересов, рожденного воспитательно-профилактическим взаимодействием и наметить способы выхода из него.

Методология исследования - работа построена на анализе практик воспитательно-профилактической работы в общем образовании и соотнесении потребностей субъектов образовательного процесса с нормативно-правовыми возможностями.

Автор пришел к выводу, что для выхода из возникающего в процессе воспитательно-профилактической работы конфликта интересов необходимо:

1) расширить толкование и правоприменительную практику ст. 5.35 КоАП РФ;

2) разработать и принять на федеральном уровне регламент действий администрации образовательных организаций в случае возникновения стойкой конфликтной ситуации между субъектами образовательного процесса.

Ключевые слова: общее образование, профилактика, воспитание, воспитательно-профилактическая среда, конфликт интересов, образовательное право, права и обязанности субъектов образовательного процесса.

BUGROVAnton S.,

candidate of pedagogical sciences, deputy director of MAOU gymnasium No. 144

ON THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND PREVENTIVE WORK IN SCHOOL: MECHANISMS OF STATE LEGAL

REGULATION

Annotation. The relevance of the study is due to the diversity and contradictory interests of the subjects of the educational process and the insufficient development of mechanisms for resolving emerging contradictions.

Purpose: to comprehend the causes of the conflict of interest, born of educational and preventive interaction and to outline the ways out of it.

Research methodology - the work is based on the analysis of the practices of educational and preventive work in general education and the correlation of the needs of the subjects of the educational process with the regulatory and legal possibilities.

The author came to the conclusion that in order to get out of the conflict of interest arising in the process of educational and preventive work, it is necessary:

1) expand the interpretation and law enforcement practice of Article 5.35 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation;

2) develop and adopt at the federal level a regulation of actions of the administration of educational organizations in the event of a persistent conflict situation between the subjects of the educational process.

Key words: general education, prevention, upbringing, educational and preventive environment, conflict of interests, educational law, rights and obligations of subjects of the educational process.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Воспитание и профилактика испокон века являли собой двуединый процесс, направленный на формирование личности обучающихся. Воспитание - это целенаправленная и организованная деятельность по передаче накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Профилактика же (от греч. «предохранительный») означает предварительные меры для недопущения каких-либо негативных последствий, т.е. представляет собой частный случай воспитательного воздействия. Профилактика имеет своей целью фиксировать негативный опыт. Устанавливая запреты, она уберегает, тем самым, молодое поколение от заведомо ошибочных решений. Но в условиях современного общего образования этот некогда единый процесс функционально часто бывает разделен между заместителем директора по воспитанию (курирует внеурочную деятельность) и заместителем директора по праву (занимается вопросами нарушений дисциплины и правонарушений). Это разделение продиктовано, прежде всего, большим объемом работы, в т.ч. и «бумажной», по этим направлениям.

Нужно отметить, что в последнее десятилетие государство всерьез обратилось к проблеме школьного воспитания, однако вопросы организации профилактической работы пока недостаточно актуализированы в повестке образовательных трансформаций, что, несомненно, может привести к срыву запланированных результатов образовательной реформы. Важность для руководства страны регулирования воспитательной деятельности легко установить, проанализировав направленность нормативно-правовых актов, которые в большом количестве принимались по широкому спектру образовательных вопросов, связанных с формированием воспитывающей среды [3 - 10; 12]:

• Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21;

• Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р;

• Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

• О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;

• Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Приказ Министерства труда и социальной политики 10.01.2017 г. № 10-н;

• Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 г. Постановление Правительства Свердловской области 07.12.2017 г. № 900-ПП;

• Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93;

• О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся. Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712;

• Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Благодаря активной нормотворческой деятельности воспитание вернулось в образование в качестве полноправной и полноценной составляющей образовательного процесса, в основу которого положен деятельностный подход, основывающийся на объединении людей по интересам, искренне заинтересованных в достижении общей цели. Такое социальное взаимодействие само по себе несет мощный воспитательный потенциал для всех участников объединения. Тем не менее, одного нормотворчества недостаточно для достижения цели, заявленной примерной программой воспитания, а именно личностное развитие обучающихся, проявляющееся в усвоении ими основных норм, которые общество выработало на основе сформированных в нем ценностей, в развитии позитивных отношений к этим ценностям и в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения [11].

Для этого, как минимум, необходимо:

• обеспечить подготовку педагогических кадров, способных реализовать воспитательный процесс и понимающих саму его сущность (т.е. способных создать требуемые социально-педагогические условия, которые могли бы быть соотнесены ребенком с реальностью взрослой жизни), поскольку, как справедливо заметил акад. Е.А.Ям-бург, «нельзя требовать от учителей того, чему их не учили» [13];

• направить на реализацию воспитательной модели финансовые ресурсы, которые не только

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

дойдут до субъекта (школы), но и будут способствовать достижению именно целей воспитания. Поясним, что по причине отсутствия надежных методов определения результатов воспитательного процесса(результативность воспитания часто рассматривается через призму цифр и количественных оценок участников тех или иных мероприятий [2]), при строго регламентированных оценках результатов обучения, администрация школы, конечно же, будет иметь соблазн направить средства на развитие дидактической базы образовательной организации в ущерб собственно воспитанию;

• выстроить воспитательную систему так, чтобы она отражала действующие социально-правовые отношения, как бы предваряя их в упрощенных и имитационных формах и, тем самым, готовя ребенка к вхождению в реальные социальные отношения. А система профилактики в системе образования должна иметь не только связь с действующими социальными институтами (внешняя воспитательно-профилактическая среда), но и собственные рычаги воспитательно-профилактического воздействия (внутренняя воспитательно-профилактическая среда, в которой существует ребенок). В настоящей статье подробно остановимся на третьей, и, полагаю, не до конца осознанной педагогической общественностью проблеме - необходимости модернизации воспитательно-профилактической работы в общем образовании, причем с уровня государственного управления.

В современной школе нередко складывается ситуация, когда ребенок с особенностями развития (с психическими, неврологическими отклонениями или же педагогической запущенностью), попадая в условия массовой школы, оказывается не готовым к обучению в этой среде. Вырванный из комфортной системы домашних отношений и испытывая трудности в адаптации к новым предъявляемым требованиям, ребенок испытывает перманентный стресс, который может развиваться в депрессию, проводить к агрессивному, вызывающему и противоречащему общепринятым нормам морали поведению. Своими действиями такой ребенок может держать в напряжении не только одноклассников, учителей, администрацию школы, но и родительскую общественность. Хорошо, когда в такой ситуации законные представители особого ребенка идут на контакт со специалистами школы, а иногда и сами первыми обращаются за помощью. В этом случае ситуация, как правило, разрешается успешно с учетом интересов всех сторон. Хуже, когда родители такого ребенка занимают пассивную, если не обвинительную по отношению к школе позицию, перекладывая ответственность за возникающие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

конфликты на учителей и даже на пострадавших детей.

На текущий момент в системе общего образования отсутствует механизм, который бы мог принудить родителей осуществить необходимые рекомендуемые специалистами меры: посещение психолога, дача согласия на проведение психолого-педагогического / медико-психолого-педагогического консилиума. Даже если способности ребенка явно не соответствуют сложности реализуемой программы, а ребенок требует особой организации образовательной среды в связи с психическими особенностями, родитель, в соответствии с личными амбициями, может игнорировать любые рекомендации специалистов и мнение родителей одноклассников, не предпринимая со своей стороны необходимых мер без каких-либо юридических последствий для себя.

В итоге, возникает ситуация стойкого конфликта между участниками образовательного процесса. Администрация образовательной организации, понимая сущность проблемы, бессильна в ее решении в виду нежелания законного представителя ребенка предпринять необходимые действия. Родители одноклассников, обеспокоенные эксцентричным, а иногда и опасным поведением ребенка и беспокоясь за успешное освоение образовательной программы своим чадом, собственными поступками и словами еще больше повышают градус напряжения. Носители социальной миссии (учителя) начинают восприниматься родителями особого ребенка в качестве оговорщиков и противников, а не советчиков и союзников. При этом складывается парадоксальная ситуация, когда родитель в попытке «защитить», как он считает, интересы такого особого ребенка, на самом деле нарушает его права, лишая его возможности на соответствующую его потребностям образовательную среду и, тем самым, ограничивая его право на образование. Параллельно нарушаются права других субъектов образования, что в теории права квалифицируется в качестве злоупотребления правом. Конечно, право родителей на защиту прав и интересов детей естественно и закреплено требованиями ст. 64 СК РФ, однако оно должно реализовываться разумно и ограничиваться правами других субъектов.

Таким образом, отсутствие у школы эффективных механизмов воздействия на обучающихся и их законных представителей приводит к снижению результатов образования, вызывает острый социальный конфликт, а бессилие школы в разрешении конфликтной ситуации подрывает доверие к ней и всей системе образования. Сегодня образовательная организация может только рекомендовать родителям особого ребенка пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, провести

работу с психологом или посетить другие рекомендованные специалистами мероприятия. Однако родители вправе не выполнять этих указаний. Они могут не предпринимать никаких действий, тем самым, санкционируя дальнейшие отклонения в поведении своего ребенка, провоцируя конфликт интересов, способный усугубиться и вылиться в буллинг, кибербуллинг, скулшутинг.

При этом, действующее законодательство устанавливает не только право, но и обязанность родителей по осуществлению воспитания детей (ст. 63 СК РФ, ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации № 273). Несоблюдение этой обязанности естественным образом приводит к возникновению ответственности (ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» КоАП РФ). Однако правоприменительная практика такова, что игнорирование рекомендаций специалистов образования и психологических служб по вопросам организации обучения не является основанием привлечения к ответственности. Да и, говоря по совести, сумма штрафа за это правонарушение такова, что ее сложно рассматривать в качестве ощутимого воздействия.

Многие специалисты системы образования, занимающиеся воспитанием и профилактикой, понимая сущность проблемы, ожидают от государства помощи в формате нормативно-правовой поддержки. «Противостоять этим социально опасным тенденциям необходимо комплексно, в том числе и на уровне законодательства. Поскольку родители (законные представители) обладают преимущественным правом в деле воспитания и обеспечения права своих несовершеннолетних детей на общее образование, постольку необходимы меры масштабного контроля за исполнением ими соответствующих конституционных обязанностей» [1].

Ввиду актуальности проблемы, считаем необходимым на государственном уровне обсудить возможность принятия следующих мер:

1. Расширить толкование и правоприменительную практику по ст. 5.35 КоАП РФ, квалифицируя бездействие родителей на рекомендации специалистов образовательных организаций в качестве административного проступка.

2. Установить уголовную ответственность родителей, знавших об особенностях своего ребенка, но не предпринявших рекомендованных специалистами системы образования и здравоохранения действий, в результате чего возникла угроза жизни и здоровью самого ребенка или третьих лиц.

3. Разработать и принять на федеральном уровне регламент действий администрации обра-

зовательных организаций в случае возникновения стойкой конфликтной ситуации между субъектами образовательного процесса (наличие коллективной жалобы родителей на поведение одноклассника, явное несоответствие возможностей ребенка сложности осваиваемой им образовательной программы и т.д.). Регламент, предусматривающий перечень мер педагогического воздействия (как по отношению к ребенку, так и по отношению к его родителям), конечно, необходимо подкрепить мерами правового контроля и принуждения.

В сжатом виде регламент можно представить в следующем виде.

При выявлении администрацией образовательной организации острого конфликта интересов между участниками образовательного процесса (родителями, обучающимися, педагогами), преодолеть который самостоятельно, без нарушения прав и интересов одной из сторон не представляется возможным, необходимо следующее.

Предварительно собрать информацию о причинах и сущности конфликтной ситуации (провести раздельные беседы с субъектами образовательных отношений) и установить исток возникновения социально-образовательной проблемы.

Организовать совместную встречу (в форме педагогического консилиума или совета профилактики) с законными представителями ребенка и самим ребенком, ставшим центром развития конфликтной ситуации. Результатом встречи должно стать выявление причин возникновения отклонений в поведении ребенка, которые привели к конфликту интересов и выработке решения, направленного на его преодоление (например, совместное с родителями посещение психолога, обязательное посещение родителями родительских собраний, проводимых классным руководителем, проведение психолого-медицинского консилиума, проведение ПМПК и пр.), а также установление сроков отчетности законных представителей о выполнении ими принятых на встрече решений.

В случае невыполнения в установленные сроки принятых решений, администрация школы обязана обратиться в правоохранительные органы с заявлением о нарушении законным представителем своей обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего и нарушению права на образование неопределенного круга лиц.

Правоохранительные органы, на основании представленных документов и опроса сторон, уполномочены дать квалификацию действию / бездействию субъектов образовательных правоотношений и принять решение о привлечении законных представителей к юридической ответственности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

При отсутствии подвижек в поведении учащегося и устранения причин возникновения конфликта интересов администрация образовательной организации вправе инициировать процедуру разработки индивидуальных условий освоения обучающимся образовательной программы. Таковыми могут быть: разработка индивидуального учебного плана, перевод на коррекционную образовательную программу, перевод на очно-заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий и др. Выработанная программа условий обучения должна быть согласована с органами власти, например, с управлением образования; территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав; прокуратурой; уполномоченным по правам ребенка соответствующего региона.

Список литературы:

[1] Кислов А.Г., Посаженникова М.Ю. Об общественно-государственных механизмах стимулирования исполнения обязанностей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в общеобразовательных организациях // Право и образование. - 2015. - № 6. - С. 45-50.

[2] Круглов В.В. Воспитательная система школы: от концепции к воплощению в реальности [Электронный ресурс] / Сайт «Российский учебник». - Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/ material/vospitatelnaya-sistema-shkoly-ot-kontseptsii-k-voploshcheniyu/ (дата обращения: 15.08.2022).

[3] Концепция государственной семейной политики российской федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р [Электронный ресурс] / Сайт «Российская газета». - Режим доступа: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 13.08.2022).

[4] Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений: Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 года № 21 [Электронный ресурс] / Сайт «Контур-норматив». - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=95816 (дата обращения: 13.08.2022).

[5] Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р [Электронный ресурс] / Сайт «Городской методический центр». - Режим доступа: https://mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-4-sentyabrya-2014-g-n-1726-r.html (дата обращения: 13.08.2022).

[6] Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: Приказ Министерства труда и социальной политики РФ 10.01.2017 г. № 10-н [Электронный ресурс] / Сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа^Нр:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199498/ (дата обращения: 13.08.2022).

[7] Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области ДО 2025 года: Постановление Правительства Свердловской области 07.12.2017 № 900-ПП [Электронный ресурс] / Сайт «Министерство образования и молодежной политики Свердловской области». -Режим доступа:https://minobraz.egov66.ru/site/ section?id=492 (дата обращения: 13.08.2022).

[8] Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 [Электронный ресурс] / Сайт «Министерство просвещения Российской Федерации». - Режим доступа:https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375 c5b33320e8416ddb5a5704e3/(дата обращения: 13.08.2022).

[9] О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс] / Сайт «Электронный фонд актуальных правовых и нормативно-технических документов». - Режим досту-па:https://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 13.08.2022).

[10] О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся: Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 [Электронный ресурс] / Сайт «Российская газета». -Режи м доступа:https://cd nimg.rg.ru/ рп1/201/82/74/61828^ (дата обращения: 13.08.2022).

[11] Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu-frn.spb.ru/ files/3422WCK2VI4G84GGK4OGK4W0W_ Rpr2heL48X6Xj5QGPhe6.pdf(дата обращения: 13.08.2022).

[12] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] / Сайт «Российская газета». - Режим доступа:https://

rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения: 13.08.2022).

[13] Ямбург Е.А. Нельзя требовать от учителей того, чему их не учили [Электронный ресурс] / Сайт «Уральский государственный педагогический университет». - Режим доступа:https://uspu. ru/n ews/evgeniy-yamburg-nelzya-tre bovat-ot-uchiteley-togo-chemu-ikh-ne-uchili/ (дата обращения: 13.08.2022).

Spisok literatury:

[1] Kislov A.G., Posazhennikova M. Yu. Ob obshchestvenno-gosudarstvennyh mekhanizmah stimulirovaniya ispolneniya obyazannostej roditelej (zakonnyh predstavitelej) nesovershennoletnih obu-chayushchihsya v obshcheobrazovatel'nyh organ-izaciyah // Pravo i obrazovanie. - 2015. - № 6. - S. 45-50.

[2] Kruglov V.V. Vospitatel'naya sistema shkoly: ot koncepcii k voploshcheniyu v real'nosti [Elektron-nyj resurs] / Sajt «Rossijskij uchebnik». - Rezhim dostupa: https://rosuchebnik.ru/material/vospi-tatelnaya-sistema-shkoly-ot-kontseptsii-k-voplosh-cheniyu/ (data obrashcheniya: 15.08.2022).

[3] Koncepciya gosudarstvennoj semejnoj poli-tiki rossijskoj federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 avgusta 2014 g. № 1618-r [Elektronnyj resurs] / Sajt «Rossijskaya gazeta». - Rezhim dostupa: https:// rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[4] Ob utverzhdenii metodicheskih rekomen-dacij ob osushchestvlenii funkcij klassnogo ruk-ovoditelya pedagogicheskimi rabotnikami gosudarst-vennyh obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij sub-"ektov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 3 fevralya 2006 goda № 21 [Elektronnyj resurs] / Sajt «Kontur-normativ». - Rezhim dostupa: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&-documentId=95816 (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[5] Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolni-tel'nogo obrazovaniya detej: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r [Elektronnyj resurs] / Sajt «Gorodskoj metodicheskij centr». -Rezhim dostupa: https://mosmetod.ru/metodich-eskoe-prostranstvo/documenti/rasporyazhenie-pravi-telstva-rf-ot-4-sentyabrya-2014-g-n-1726-r.html (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[6] Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist v oblasti vospitaniya»: Prikaz Ministerstva truda i social'noj politiki RF 10.01.2017 g. № 10-n [Elektronnyj resurs] / Sajt «Konsul'tantPlyus». -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_199498/ (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[7] Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Sverdlovskoj oblasti DO 2025 goda: Pos-tanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti 07.12.2017 № 900-PP [Elektronnyj resurs] / Sajt «Ministerstvo obrazovaniya i molodezhnoj politiki Sverdlovskoj oblasti». - Rezhim dostupa: https://min-obraz.egov66.ru/site/section?id=492 (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[8] Ob utverzhdenii primernogo Polozheniya o psihologo-pedagogicheskom konsiliume obrazova-tel'noj organizacii: Rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya RF ot 9 sentyabrya 2019 g. № R-93 [Elektronnyj resurs] / Sajt «Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii». - Rezhim dostupa: https://docs.edu.gov.ru/document/6f-205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[9] O gosudarstvennoj programme «Patriotich-eskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 [Elektronnyj resurs] / Sajt «Elektronnyj fond aktu-al'nyh pravovyh i normativno-tekhnicheskih doku-mentov». - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/ document/420327349 (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[10] O vnesenii izmenenij v nekotorye feder-al'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 11 dekabrya 2020 g. № 712 [Elektronnyj resurs] / Sajt «Rossijskaya gazeta». - Rezhim dostupa : https://cd nimg.rg. ru/pril/201/82/74/61828. pdf (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[11] Primernaya programma vospitaniya. Odo-brena resheniem federal'nogo uchebno-metodich-eskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu (protokol ot 2 iyunya 2020 g. № 2/20) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://edu-frn.spb.ru/ files/3422WCK2VI4G84GGK4OGK4W0W_ Rpr2heL48X6Xj5QGPhe6.pdf (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[12] Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r [Elektronnyj resurs] / Sajt «Rossijskaya gazeta». - Rezhim dostupa: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 13.08.2022).

[13] Yamburg E.A. Nel'zya trebovat' ot uchitelej togo, chemu ih ne uchili [Elektronnyj resurs] / Sajt «Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universi-tet». - Rezhim dostupa: https://uspu.ru/news/ evgeniy-yamburg-nelzya-trebovat-ot-uchiteley-togo-chemu-ikh-ne-uchili/ (data obrashcheniya: 13.08.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.