23. Архив Казанской духовной консистории, дело 1831 г., 24 янв., № 25763; 1833 г., 27 сент., № 29487; 1833 г., 5 дек., № 29649.
24. Архив Казанской духовной консистории, дело 1832 г, 26 мая, № 27668.
25. Там же. 1832 г., 26 мая, № 27669.
26. Там же. 1842 г., 7 июня, № 42705.
Bibliography
1. Iznoskov, L.A. Obihchai gornihkh cheremis // Pamyatnaya kniga Kazanskoyj gubernii na 1868 i 1869 g. - Kazanj, 1868; On zhe. Obihchai gornihkh cheremis. B. Ugolovnoe pravo // Trudih Kazanskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. Vihp. 2. - Kazanj, 1869; Evsevjev, T.E. Vazhneyjshie momentih pravovogo bihta i obihchnogo prava mariyjskogo naroda // Mariyj Ehl. - 1928. - № 5 - 6; № 7 - 8; № 9 - 10.
2. Aleksandrov, V.A. Obihchnoe pravo v Rossii v otechestvennoyj nauke XIX - nachala XX vv. // Voprosih istorii. - 1981. - № 11.
3. Tyutryumov, I.M. Krestjyanskaya semjya (ocherk obihchnogo prava) // Russkaya rechj. - 1879. - Kn. 7.
4. Smirnov, I.N. Cheremisih. Istoriko-ehtnograficheskiyj ocherk. - Kazanj, 1889.
5. Mendiarov, G.O. O cheremisakh Ufimskoyj gubernii // Ehtnograficheskoe obozrenie. - 1894. - № 3.
6. Yakushkin, E.I. Obihchnoe pravo. Materialih dlya bibliografii obihchnogo prava. - Yaroslavlj, 1875. - Vihp. 1
7. Vasiljev, V.M. Otnoshenie cheremis k polovoyj rasputhennosti // lOAIEh pri Kazanskom universitete. - 1915. - Vihp. 1 - 3. - T. XXIX.
8. Fuks, A.A. Zapiski o chuvashakh i cheremisakh Kazanskoyj gubernii. - Kazanj, 1840.
9. Iznoskov, L.A. Obihchai gornihkh cheremis. B. Ugolovnoe pravo // Trudih Kazanskogo gubernskogo statisticheskogo komiteta. - Kazanj, 1869. - Vihp. 2
10. Mendiarov, G.O. O cheremisakh Ufimskoyj gubernii // Ehtnograficheskoe obozrenie. - 1894. - № 3.
11. Kozlova, K.I. Ehtnografiya narodov Povolzhjya. - M., 1964.
12. Narodih Rossii. Zhivopisnihyj aljbom. - SPb., 1878. - Vihp. II.
13. Smirnov, I.N. Cheremisih. Istoriko-ehtnograficheskiyj ocherk. - Kazanj, 1889.
14. Maksimov, S.V. Krayj krethenogo sveta: sobr. soch. - SPb., 1913. - T. XIX.
15. Georgi, I.G. Opisanie vsekh obitayuthikh v Rossiyjskom gosudarstve narodov. Ikh zhiteyjskikh obryadov, obihknoveniyj, odezhd, zhilith, uprazhneniyj, zabav, veroispovedaniyj i drugikh dostopamyatnosteyj. Chastj pervaya o narodakh finnskogo plemeni, izvestnihkh po Istorii Rossiyjskoyj pod obthim imenem Russov. - SPb., 1799.
16. Adam Olearius Voyages tres-curieux & tres-renommez faits en Moscovie, Tartarie et Perse. Amsterdam, 1727. 2 t. en 1 vol.
17. Miller, G.F. Opisanie zhivuthikh v Kazanskoyj gubernii yazihcheskikh narodov, yako sho cheremis, chuvash i votyakov. - SPb., 1791.
18. Kuznecov, S.K. Ocherki iz bihta cheremis // Drevnyaya i novaya Rossiya. - 1877. - № 8.
19. Miller, G.F. Opisanie zhivuthikh v Kazanskoyj gubernii yazihcheskikh narodov, yako sho cheremis, chuvash i votyakov. - SPb., 1791.
20. Nikoljskiyj, N.V. Sbornik istoricheskikh materialov o narodnostyakh Povolzhjya. - Kazanj, 1919.
21. Adam Olearius Voyages tres-curieux & tres-renommez faits en Moscovie, Tartarie et Perse. Amsterdam, 1727. 2 t. en 1 vol.
22. Arkhiv Kazanskoyj dukhovnoyj konsistorii, delo 1818 g., 13 dek., № 7391; 1818 g., 28 noyab., № 7327; Arkhiv Kazanskogo bratstva Sv. Guriya, doklad svyath. S. Parat. Kazan. u., P.I. Vishneveckogo v 1868 g.; Fuks A.A. Zapiski o chuvashakh i cheremisakh Kazanskoyj gubernii / A.A. Fuks. - Kazanj, 1840; Arkhiv Kazanskoyj dukhovnoyj konsistorii, delo 1835 g., 4 sent., № 32125; 1832 g., 23 yanv., № 27184; 1819 g., 31 yanv., № 7734; 1823 g., 6 fevr., № 14211; 1840 g., 7 dek., № 40033; 1841 g., 26 iyulya, № 41087; 1830 g., 16 iyulya, № 25071; 1832 g., 30 iyulya, № 27912.
23. Arkhiv Kazanskoyj dukhovnoyj konsistorii, delo 1831 g., 24 yanv., № 25763; 1833 g., 27 sent., № 29487; 1833 g., 5 dek., № 29649.
24. Arkhiv Kazanskoyj dukhovnoyj konsistorii, delo 1832 g, 26 maya, № 27668.
25. Tam zhe. 1832 g., 26 maya, № 27669.
26. Tam zhe. 1842 g., 7 iyunya, № 42705.
Статья поступила в редакцию 24.11.14
УДК 343.985
Ovchinnikov O.M. ON THE PROBLEM OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE CRIME COUNTERACTION PRISON. The article reveals the contents and current state of a penitentiary crime. The author identifies and investigates the factors that determine it. The detailed study of the structure of penal offenses indicating the characteristic of criminal law and gender patterns are established by the author in the course of the study of official statistics. The researcher identifies communication processes taking place in the Federal Penitentiary Service with a trend towards the humanization penal policy. The author emphasizes the importance of the operational-search functions in operational vehicles prison, reveals the potential they possess to help identify, prevent and detect crimes committed by convicts and detainees. The research work analyzes and explains the need to resist the penal crime forces operating units and institutions of the penal system.
Key words: prison crime, humanization penal policy, operational-search activity, search operations.
О.М. Овчинников, д-р пед. наук, доц. каф. оперативно-розыскной деятельности Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир, E-mail: OMO33@mail.ru
К ПРОБЛЕМЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В статье раскрывается содержание и современное состояние пенитенциарной преступности, выявляются и исследуются факторы, ее детерминирующие. Детально изучается структура пенитенциарных преступлений с указанием характерных уголовно-правовых и гендерных закономерностей, установленных автором в ходе изучения официальных статистических сведений. Выявляется связь происходящих процессов в федеральной службе исполнения наказаний с тенденцией к гуманизации уголовно-исполнительной политики. Автором подчеркивается значимость оперативно-розыскных функций, осуществляемых оперативными аппаратами мест лишения свободы, раскрываются потенциальные возможности, которыми они обладают, способствующие выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых осужденными и содержащимися под стражей. Анализируется и обосновывается необходимость противодействия пенитенциарной преступности силами оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Демонстрируется и аргументируется авторская точка зрения по изучаемой проблематике.
Ключевые слова: пенитенциарная преступность, гуманизация уголовно-исполнительной политики, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия.
Криминальная деятельность характеризуется быстрым приспосабливанием к той политике, которая проводится в стране в области уголовного правосудия, и к защитным механизмам государства. Это делает преступность нередко труднодоступной, а то и недосягаемой для традиционных уголовно-процессуальных средств познания, которые не рассчитаны на активное информационное противодействие криминала [1]. Являясь специфическим правоохранительным инструментом государства, оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) объективно детерминирована глубинными латентными криминальными процессами, профессионализмом и организованностью преступных элементов.
Особую важность в данной связи приобретает активизация предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. Пенитенциарная преступность, являясь неизменным спутником процесса исполнения наказания, имеет достаточно сложную природу. Многочисленные исследования, посвященные изучению преступности в исправительных учреждениях, неизменно отмечали ее специфику, количественные и качественные характеристики, отличающие ее от других видов преступности и, в итоге, констатировали ее самостоятельную сущность. Преступность в местах лишения свободы представляет собой сложную и серьезную проблему не только для уголовно-исполнительной системы (далее УИС), но и для всего общества в целом.
Преступления, совершенные в период отбывания наказания в виде изоляции от общества, оказывают негативное воздействие на достижение целей уголовного наказания, подрывают авторитет федеральной службы исполнения наказаний, дестабилизируют оперативную обстановку и состояние правопорядка в исправительных учреждениях, свидетельствуют о наличии коренных противоречий, возникающих в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, создавая в пенитенциарных учреждениях обстановку бессмысленной жестокости и насилия.
Важно понимать, что в системе правоохранительных органов любой страны пенитенциарные органы занимают особое место, а их деятельность является существенным и необходимым элементом государственности. Естественно, что развитие УИС должно происходить вместе с развитием всей политической составляющей, всей политической системы страны для целей демократического и прогрессивного развития государства на основе положений Конституции, на основе положений, которые гарантируют важнейшие права и свободы человека и гражданина. Главная цель реализации всех этих задач, естественно, заключается в обеспечении необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний, улучшения условий содержания лиц, которые там содержатся, и приведение в соответствие всей системы уголовно-исполнительной и нормативной базы этой системы в соответствие с международными стандартами [2].
Будет справедливым уточнить, что указанные ориентиры, нашли отражение в реализуемой в настоящее время Концепции развития УИС [3], которая, однако, наряду с бесспорно положительными моментами обусловила так называемое «утяжеление» спецконтингента. По официальным данным ФСИН России [4] с 2002 до 2012 года количество лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях, осужденных на сроки, превышающие 15 лет лишения свободы, выросло в 2 раза (с 15648 до 31417 осужденных). В этот же период на 50 % увеличилось число осужденных по ст. 105 УК РФ, из них количество женщин-убийц также возросло - с 7580 до 11469 лиц. Уровень преступности в исправительных колониях вызывает беспокойство: в 2012 году на 1000 осужденных регистрируется 1,49 преступлений, в 2002 году этот показатель равен 0,86. Эта ситуация наблюдается на фоне устойчивой эскалации общего количества пенитенциарных преступлений с 634 в 2002 году до 887 в 2012. Из них прослеживается явная динамика роста убийств с 10 в 2011 году до 22 в следующем году; действий, дезорганизующих работу исправительных
Библиографический список
учреждений: 3 преступления в 2010 году, такое же количество в 2011, 5 преступлений в 2012 году.
Очевидно, что увеличение количества вышеперечисленных категорий осужденных и рост пенитенциарной преступности в значительной степени затрудняет деятельность исправительных учреждений, а также негативно влияют на возможности использования средств исправления осужденных, предусмотренных уголовно- исполнительным законодательством. В сложившихся условиях возникает необходимость адекватного противодействия пенитенциарной преступности со стороны органов, наделенных для этого соответствующими полномочиями. В этой связи, роль оперативных аппаратов учреждений и органов УИС трудно переоценить. Являясь субъектом оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД), оперативные подразделения УИС наделены определенным объемом полномочий, позволяющих эффективно бороться с преступностью. Использование специфических сил, средств и методов ОРД является одним из важнейших неотъемлемых компонентов успешной работы по противодействию пенитенциарной преступности.
ОРД всегда была весьма специфическим и важным способом борьбы государства с преступностью. Видоизменяясь в зависимости от пенитенциарной политики государства, функции и задачи ОРД в УИС в целом носят постоянный характер и сохранили свою значимость до настоящего времени. Особое значение в данной ситуации приобретает возможность использования оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), объединенных одной сущностью - направленностью на сбор необходимой информации. Целесообразность, последовательность и тактика их проведения зависят от конкретных обстоятельств и определяются непосредственно оперативным сотрудником. Любой человек, боясь ответственности за содеянное, стремится сохранить в тайне от окружающих свою деятельность, идущую вразрез с законом. К еще большим ухищрениям прибегают лица, уже имеющие определенный преступный опыт, знающие о применении работниками оперативных подразделений отдельных приемов и методов борьбы с преступностью, ориентирующиеся в особенностях тактики проведения определенных оперативно-розыскных действий. Это значительно затрудняет реализацию уголовно-исполнительного инструментария и обуславливает однозначную необходимость применения наряду с гласными методами работы скрытые, легендированные действия.
Являясь достаточно специфическим действием, ОРМ может предполагать: использование в его проведении возможностей лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, в том числе находящихся в близких отношениях с фигурантом, что значительно повышает эффективность мероприятия; применение оперативной техники для фиксации и дальнейшего использования оперативно значимой информации. Кроме того, сочетание ОРМ с продуманными оперативными комбинациями, учитывающими особенности конкретного исправительного учреждения, личности фигуранта позволяет получить сведения, установление которых гласным путем крайне затруднительно, либо невозможно.
Вышеизложенное позволяет заключить, что необходимость оперативно-розыскного противодействия пенитенциарной преступности обусловлена объективными факторами, вытекающими из особенностей уголовного судопроизводства и специфики функционирования пенитенциарной системы. Поэтому вполне закономерно, что Федеральная служба исполнения наказаний в соответствии с законодательством Российской Федерации и возложенными на нее задачами в числе других функций организует и осуществляет оперативно-розыскные мероприятия в учреждениях, исполняющих наказания, принимает меры по совершенствованию ОРД, взаимодействует с оперативными, следственными и другими территориальными подразделениями органов внутренних дел, эффективно осуществляя противодействие пенитенциарной преступности.
1. Зникин, В.К. Научные основы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений: дис. ... д-ра юр. наук. - Н. Новгород, 2006.
2. Материалы стенографического отчета о заседании Президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (г. Вологда, 11.02.2009) [Э/р]. - Р/д: http://www.kremlin.ru/transcripts/3150 /
3 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Э/р]. - Р/д: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130609
4 Официальный сайт ФСИН России [Э/р]. - Р/д: http://www.fsin.su/statistics
Bibliography
1. Znikin, V.K. Nauchnihe osnovih operativno-rozihsknogo obespecheniya raskrihtiya i rassledovaniya prestupleniyj: dis. ... d-ra yur. nauk. -N. Novgorod, 2006.
2. Materialih stenograficheskogo otcheta o zasedanii Prezidiuma Gosudarstvennogo soveta «O sostoyanii ugolovno-ispolniteljnoyj sistemih Rossiyjskoyj Federacii» (g. Vologda, 11.02.2009) [Eh/r]. - R/d: http://www.kremlin.ru/transcripts/3150 /
3 Rasporyazhenie Praviteljstva RF ot 14.10.2010 № 1772-r (red. ot 31.05.2012) «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolniteljnoyj sistemih Rossiyjskoyj Federacii do 2020 goda» [Eh/r]. - R/d: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130609
4 Oficialjnihyj sayjt FSIN Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.fsin.su/statistics
Статья поступила в редакцию 28.10.14
УДК 343.1
Sopneva Ye.V, Koshelenko A.V. ADVANCED UNDERSTANDING OF THE THEORETICAL AND LEGAL MODEL OF THE STATUS OF THE SUSPECTED PERSON. The article puts the theoretical foundations for understanding of a suspect and forms the prospects for the legal consolidation of the status of the called party in criminal proceedings. The research is based on the analysis of different approaches. The authors offer the most complete and adequate definition of a suspected person. The authors emphasize that an integral part of the status of the suspect is his rights and give them the main characteristics. The article also details the responsibilities of the suspect. This article describes the model of the procedural status of a suspect in the criminal process. The paper contains a long list of the rights, which includes: the right to know in what crime the person is suspected; the right to get an copy of an official report about his prosecution; the right to explain the facts of the case; the right not to give evidence against himself (herself) or against the relatives, etc.
Key words: suspect, status, definition, concept, rights, duties.
Е.В. Сопнева, канд. юр. наук, проф. каф. уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: sopneva@mvd.stavedu.ru;
А.В. Кошеленко, преп. каф. уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: sopneva@mvd.stavedu.ru
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ СТАТУСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО ЛИЦА
В статье закладываются теоретические основы понимания подозреваемого и формируются перспективы правового закрепления статуса названного участника уголовного судопроизводства. На основе анализа различных подходов, авторы предлагают наиболее полное и адекватное определение подозреваемого лица. Авторы подчёркивают, что неотъемлемой составляющей статуса подозреваемого являются его права и дают их основную характеристику. В статье также подробно рассмотрены обязанности подозреваемого. В статье так же описана модель процессуального статуса подозреваемого в уголовном процессе.
Ключевые слова: подозреваемый, статус, определение, понятие, права, обязанности.
Полагаем, что современным статусам двух взаимосвязанных, но неоднозначных явлений как подозрение и подозреваемый, свойственен системный кризис. Логическим последствием критики теоретического понимания и законодательного установления статуса подозреваемого [1] является формулирование альтернативного понимания рассматриваемого понятия. Теоретическое осмысление статуса подозреваемого позволяет сформировать модель правового положения подозреваемого, которая может быть представлена следующими элементами: определение подозреваемого, его права и обязанности.
Отметим разнообразность мнений ученых о содержании статуса участника уголовного процесса. М.С. Строгович писал, что в содержание правового статуса должны включаться: права, обязанности, правовые гарантии прав, правовая ответственность личности за неисполнение своих обязанностей [2]. С.И. Пономаренко в содержании процессуального статуса подозреваемого указывал: «понятие этого участника предварительного расследования», права, законные интересы и обязанности [3]. Полагаем, что статус подозреваемого, прежде всего, характеризуется его определением как логически оформленным общим представлением о данном участнике уголовного судопроизводства; правами как процессуальными возможностями реализовать свой интерес в уголовном процессе и защитить имя; процессуальными обязанностями как необходимым балансом, позволяющим следователю, дознавателю решать задачи этого вида деятельности. При этом важно отметить многообразие и противоположность взглядов на понимание, и определение подозреваемого лица. Мнения простираются от критики современного статуса подозреваемого [4], указания на необходимость его совершенствования [5], и следования нормам УПК РФ[6].
Предлагаем следующее определение подозреваемого лица. Подозреваемый - это лицо, в отношении которого уста-
новлены достаточные данные, предполагать его причастность к подготовке, совершению преступления, а также оформлено постановление о привлечении в качестве подозреваемого. При таком понимании можно сформулировать текущие и перспективные признаки подозреваемого, основания его инициирования в уголовном деле. Подозреваемый - это участник уголовного судопроизводства со стороны защиты, наделенный процессуальными правами и обязанностями; лицо, в отношении которого первоначально формулируется предположение о его причастности к преступлению; человек, вовлекаемый в уголовно-процессуальные отношения, посредством оформления постановления о привлечении в качестве подозреваемого. Фактические основания инициирования подозреваемого в уголовном деле - это совокупность достаточных данных, позволяющих предположить причастность конкретного лица к преступлению. Процессуальное основание - это письменный акт, являющийся носителем достаточных данных, позволяющих предположить причастность лица к преступлению и сформировать подозрение. Таким документом может стать постановление о привлечении лица в качестве подозреваемого.
Неотъемлемой составляющей статуса подозреваемого являются его права. Права подозреваемого лица закреплены в различных статьях уголовно-процессуального закона. Согласно ч. 4 ст. 46 УПК РФ подозреваемый имеет 11 групп прав. Проанализировав их процессуальную состоятельность, сформулируем права подозреваемого в рамках реализации предложения о создании процессуального статуса подозреваемого путем составления постановления о привлечении лица в качестве подозреваемого. Норма УПК РФ будет представлена следующим образом.
Подозреваемый вправе:
1) знать, в чем он подозревается;