Научная статья на тему 'К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования'

К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / профессиональное обучение / среднее профессиональное образование / СПО / формирование предпринимательских компетенций / научно-исследовательская деятельность педагога СПО / vocational education / vocational training / TVET / secondary vocational education / vocational education / the formation of entrepreneurial competencies / research activities of a teacher of vocational education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Татьяна Юрьевна, Васильченко Нина Владимировна

В статье обобщены новейшие наблюдения и данные, полученные из документов и/или представленные на вебинарах Института непрерывного образования ЮНЕСКО в 2020 году. Цель публикации — ознакомить педагогических работников СПО и других уровней образования с направлением развития профессионального образования в области предпринимательства и уже полученными на этом пути результатами. Интерес представляют систематизация и выделенные компоненты предпринимательской компетенции, а также модель «Предприимчивый человек»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Teaching Entrepreneurial Thinking and Activities in The Technical Vocational Education and Training

The article summarizes the latest observations and data obtained from documents and / or presented at webinars of the UNESCO Institute for Continuing Education in 2020. The purpose of the publication is to familiarize teachers of secondary vocational education and other levels of education with the direction of development of vocational education in the field of entrepreneurship and the results already obtained along this path. Of interest are the systematization and the highlighted components of entrepreneurial competence, as well as the “Entrepreneurial person” model.

Текст научной работы на тему «К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования»

32 |

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования*

Аннотация

В статье обобщены новейшие наблюдения и данные, полученные из документов и/или представленные на вебинарах Института непрерывного образования ЮНЕСКО в 2020 году. Цель публикации — ознакомить педагогических работников СПО и других уровней образования с направлением развития профессионального образования в области предпринимательства и уже полученными на этом пути результатами. Интерес представляют систематизация и выделенные компоненты предпринимательской компетенции, а также модель «Предприимчивый человек»

Ключевые слова:

профессиональное образование, профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, СПО, формирование предпринимательских компетенций, научно-исследовательская деятельность педагога СПО

ЛОМАКИНА Татьяна Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией профессионального образования Института стратегии развития образования РАО, Москва

ВАСИЛЬЧЕНКО Нина Владимировна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, Москва

Одной из восьми ключевых компетенций непрерывного образования, которыми должен овладеть выпускник любой европейской образовательной организации, являются инициативность и предпринимательство [1]. В настоящее время развитие этой компетенции рассматривается ЮНЕСКО в нескольких направлениях:

- формирование предпринимательских навыков у обучающихся любой специальности профессионального образования;

- формирование навыков обучения предпринимательству у преподавателей системы профессионального образования;

- обучение бизнес-умениям.

Известно, что аналогом отечественного среднего профессионального образования за рубежом является Vocational Education and Training (VET). Однако за последние годы эта аббревиатура претерпела изменение: к ней было добавлено

* В статье использованы результаты исследования по государственному заданию № 07300007-20-01 ФГБНУ ИСРО РАО по проекту «Исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций и механизм его повышения».

Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В. К проблеме обучения предпринимательскому мышлению и деятельности в системе среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 4. — С. 32-38. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10404.

новое определение, «техническое», что, несомненно, вызвано происходящими во всех сферах жизни общества изменениями. В настоящее время под термином ТесЬшса1&Уоса1:юпа1 Е^саИоп&Тгаттд (ТУЕТ) понимают образование, обучение и развитие умений, относящихся к широкому спектру занятий в области производства товаров, услуг и жизнеобеспечения [4]. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО такое образование можно получить на уровне средней школы, после ее окончания и в высших учебных заведениях. В отличие от СПО, которое до сих пор прежде всего подразумевает классно-урочное обучение, ТУЕТ включает в себя обучение на производстве, а также последующее обучение и профессиональное развитие, которые могут привести к получению диплома, приравненного во многих странах к диплому технического университета. ТУЕТ также подразумевает предоставление обучающимся широкого выбора возможностей для развития различных умений в соответствии с региональными и местными бизнес-запросами и производственными интересами. Наряду с этими неотъемлемыми составляющими ТУЕТ в настоящее время рассматриваются умение учиться, развитие языковой, математической и цифровой грамотности, сквозные умения1, а также формирование гражданской позиции.

Такой широкий набор умений, развитие которых общество возлагает на ТУЕТ, обусловлен совокупностью факторов, основными из которых являются:

- тектонические изменения в общественной жизни, запущенные техническим прогрессом, главные проявления которого — роботизация и повсеместное внедрение искусственного интеллекта — стремительно меняют рынок труда;

- пандемия СОУГО-19 и возможность возникновения других эпидемий и стихийных бедствий, вызванных, в том числе, изменением климата и влиянием человеческого фактора, которые могут иметь далекоидущие последствия и потребовать высокой адаптивности населения;

- грядущие в этой связи изменения на всех уровнях системы образования, включая ТУЕТ, для которого практическая, а значит, связанная с непосредственным контактом составляющая обучения является, возможно, наиболее существенной и, как следствие, подверженной трансформации.

Одним из возможных ответов на вызовы современности, предлагаемых ЮНЕСКО, является обучение студентов ТУЕТ предпринимательской деятельности, которая, по мнению специалистов, способна обеспечить и/или облегчить доступ молодого поколения на рынок труда, позволит ему быстрее и легче адаптироваться к изменяющимся требованиям к профессиональным умениям, а также станет источником личностного роста. Существенно, что для решения последней задачи предлагается обучение и предпринимательскому мышлению, под которым понимается способность превращать творческие идеи в предпринимательские

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 Сквозными (transversal skiLLs) называются умения, которые требуются в различных жизненных ситуациях, далеко не всегда связанных с профессиональной деятельностью. В настоящее время особенно ценятся так называемые 4К: критическое мышление, умение работать в команде, навыки общения, способность к творчеству и дальнейшему самостоятельному развитию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

действия. За этой способностью, в свою очередь, стоят активная гражданская позиция, преодоление социальной разобщенности, готовность включаться в новые виды деятельности и гибкость трудовой занятости [3], которые и позволят выполнить общественный заказ. Обучение предпринимательской деятельности и мышлению должно стать частью непрерывного обучения, то есть обучения (формального, дополнительного и неформального) любым дисциплинам и специальностям ТУЕТ. При этом учет одной из главных характеристик предпринимательской деятельности — производство товаров и услуг с целью извлечения прибыли — необязателен.

Понятие «обучение предпринимательской деятельности» получило развитие в виде узкого и широкого толкования термина. Так, в узком смысле под термином подразумевают изучение истории предпринимательства, обучение основам самозанятости и предпринимательства. Широкое толкование содержания термина включает обучение через предпринимательство и обретение необходимых социальных и когнитивных умений для дальнейшего личностного развития и профессионального роста. В обоих случаях создаются условия для раскрытия талантов молодых людей, мотивации обучающихся, готовности их к изменчивому и во многом непредсказуемому будущему, что предполагает самозанятость в качестве ролевой модели выпускника системы ТУЕТ и движущей силы экономики.

В качестве рекомендаций для образовательных организаций ТУЕТ стран Евросоюза в 2016 году Еврокомиссия разработала модель предпринимательской компетенции [2]. С целью систематизации предпринимательская компетенция была разбита на 15 компонентов, которые, по мысли разработчиков, относятся к трем сферам жизнедеятельности, условно «работа», «дом», «бизнес» (табл. 1).

Из таблицы видно, что основными качествами, составляющими ядро предпринимательской компетенции, являются экономическая грамотность, целеполагание и предвидение, готовность преодолевать трудности ради поставленной цели, активная жизненная позиция, умения общения.

Вместе с рекомендациями была представлена и 4-уровневая модель «Предприимчивого человека», в которой каждый уровень подразделяется на два этапа (табл. 2). На первом, базовом, уровне обучающийся представляет собой человека, который делает первые шаги в предпринимательстве. Но если на первом этапе он/она постоянно нуждаются в направлении и руководстве, то ко второму этапу предполагается появление некоторой автономии и более уверенной работы в группе. Главной задачей второго уровня является обретение автономии в выполнении выбранного вида деятельности. Усилия на третьем уровне сосредоточены на воспитании чувства ответственности сначала за свою работу, а потом и за работу команды. Завершающим является уровень гражданственности, когда каждый ощущает потребность внести вклад в развитие своей сферы деятельности, при этом необязательно ради извлечения прибыли.

Очевидно, что обретение предпринимательской компетентности сводится к развитию и интериоризации таких качеств, как автономность,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Компоненты предпринимательской компетенции

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (НИЕ И РЫНОК ТРУДА

Таблица 1

Ресурсы («дом») Действия («работа») Идеи и возможности («бизнес»)

Самооценка и эффективность Инициативность Умение использовать возможности

Мотивация и усердие Планирование и управление Творчество

Эффективное использование Преодоление неопределенности Предвидение

ресурсов и непредсказуемости

Финансовая и общеэкономическая грамотность Работа с другими людьми Умение оценивать идеи

Умения организовать других для Обучение посредством обретения Этика и устойчивое развитие

достижения общей цели практического опыта

Таблица 2 Уровни и этапы модели «Предприимчивый человек»

Начинающий Уверенный Продвинутый Эксперт

Полное сопровождение и поддержка извне

Появление первых навыков автономной работы

Готовность работать в команде

Обретение навыков автономной работы

Умения работать в команде

Готовность взять на себя некоторую ответственность или разделить ее

Готовность брать на себя ответственность при условии работы в команде

Готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и работу коллег и/или подчиненных

Ответственность за участие и вклад в некоторой сфере деятельности

Внесение ощутимого вклада в развитие некоторой сферы деятельности

умение работать в коллективе и с коллективом, ответственность и гражданская позиция.

Обучение предпринимательской деятельности и мышлению требует ряда последовательных изменений. Среди них:

1. Качественные изменения в руководстве образовательной организации, связанные прежде всего с наличием у руководителей опыта предпринимательской деятельности и мышления. Это позволит им видеть новые возможности, внедрять новые идеи, налаживать новые связи и выстраивать многовекторные отношения колледжа с частным бизнесом, государственными органами, другими колледжами внутри страны и за рубежом.

2. Всесторонняя поддержка преподавательского корпуса в виде курса тренингов, круглых столов, дискуссий, мастер-классов и т. п. с целью уверенного внедрения обучения предпринимательской деятельности в учебный процесс в качестве метапредметных умений.

3. Высокий уровень информационной и коммуникационной культуры колледжа, выражающийся в наличии у образовательной организации ТУЕТ развитого сетевого сообщества как внутри, так и за ее пределами. Включенность образовательной организации во взаимодействие с частным сектором, бизнес-сообществом и общественными организациями

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

региона и ее поддержка, в том числе благодаря открытости и доступности учебных, методических и иных ресурсов колледжа для его партнеров. Создание положительного образа колледжа за счет постоянной трансляции успешного опыта как преподавателей и мастеров производства, так и студентов. Мотивирование и поощрение изучения иностранных языков преподавательским составом и студентами для расширения сфер общения.

4. Демонстрация и поощрение руководством и администрацией колледжа широкого использования цифровых технологий на всех этапах учебного процесса и за его рамками (для общения с обучающимися и их родителями).

5. Использование любой возможности для расширения круга источников финансирования колледжа. Для этого руководство и администрация стимулируют, поддерживают развитие и поощряют проектную, экспериментальную, инновационную и научно-исследовательскую деятельность с целью увеличения собственной финансовой эффективности [5].

Изучение опыта других стран (Бенин, Грузия, Парагвай, Япония и др.) показывает, что превалирование практической составляющей обучения, являющейся, вероятно, ключевым отличием всей зарубежной системы TVET от отечественного СПО, во многом облегчает обучение предпринимательству и способствует превращению именно TVET в его альма-матер. Однако такое фундаментальное изменение целей обучения не может не повлечь за собой цепь других новшеств: пересмотр программ подготовки специалистов среднего звена, переосмысление принципов подготовки и системы найма преподавателей и мастеров производственного обучения, выстраивание отношений с иными заказчиками кадров, инициация и поддержка start-up движения и др.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что обучение предпринимательской деятельности и мышлению потребовало понимания их сути от руководства, администрации и педагогических коллективов образовательных организаций TVET и приверженности последних выбранному курсу. Для ее поддержания наиболее действенными инструментами были признаны трансляция положительного опыта и создание «копилки» педагогических, методических и организационных находок, поощрение и признание лучших преподавателей, мастеров производства и студентов, а также стимулирование экспериментальной, инновационной и научно-исследовательской деятельности, проводимой педагогическими работниками и студентами колледжа.

Одним из основных направлений решения заявленной проблемы является формирование необходимых компетенций у преподавателей СПО. В рамках решения данной задачи и в соответствии с государственным заданием № 073-00007-20-01 по проекту «Исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций и механизм его повышения» сотрудниками лаборатории профессионального образования была обоснована и раскрыта содержательная сущность понятия «научный потенциал педагогических работников профессиональных образовательных организаций». Данное понятие рассматривается как компонент профессионального потенциала

и характеризуется возможностями преподавателя, реализующимися в образовательной, инновационной, исследовательской деятельности и их интеграцией, актуализирующейся в определенных профессиональных компетенциях.

С целью оценки научного потенциала было проведено пилотное анкетирование педагогических работников образовательных организаций СПО — 175 человек из 7 субъектов РФ. Анкетирование проводилось в двух форматах — классическом (122 человека) и онлайн (53 человека) на платформе БигуеуМопкеу, где была создана онлайн-анкета1. Анкетированием были охвачены все категории педагогических работников: 81,2% составили преподаватели, 10,3% — администрация (директора, заместители директора и заведующие отделениями), 5% — мастера производства и 3,5% — методисты. Две трети опрошенных (117 человек) были сотрудниками колледжей и техникумов, расположенных в крупных городах, 31,5% опрошенных трудятся в малых населенных пунктах.

Вопросы анкеты были представлены четырьмя тематическими областями:

- подготовленность к выполнению различных видов деятельности и решению профессиональных задач в образовательной, инновационной и научно-исследовательской деятельности;

- владение основными умениями для решения задач в указанных видах деятельности;

- владение основными умениями для решения задач интеграции этих видов деятельности;

- виды мотивации и факторы, влияющие, по мнению респондентов, на развитие научного потенциала педагогических работников.

Анализ ответов показал:

- преподаватели с солидным стажем работы в образовании уверенно чувствуют себя в традиционных видах деятельности (образовательная и консультационная); для половины педагогических работников инновационная, научно-исследовательская и экспериментальная деятельность представляют трудность;

- более трети респондентов не подготовлены применять цифровые технологии в образовательном процессе и проектировать его организацию и содержание;

- неподготовленность к разработке информационных образовательных ресурсов и учебно-методических материалов с опорой на интеграцию видов деятельности отметили свыше 70% респондентов;

- наиболее актуальными умениями, связанными с работой в удаленном режиме, недостаточно владеют от 40 до 50% участников опроса;

- немногим более 15% респондентов считают себя подготовленными к решению задач патентования результатов инновационной деятельности, 23% могут анализировать и оформлять результаты опытно-экспериментальной работы в виде регистрации патентов;

- треть участников опроса обладают умениями для подготовки студентов СПО к демонстрационному экзамену, профессиональным конкурсам

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

1 ru.surveymonkey.com/r/K5JPYTL

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

и чемпионатам. При этом 20% онлайн-респондентов не считают такие умения необходимыми.

Анализ мотивационной составляющей показывает, что данные опроса еще раз говорят об ожидании и необходимости инициативы «сверху». А желание выполнять «интересную» научно-исследовательскую работу свидетельствует об отсутствии требований к обязательности ее исполнения.

Литература

1. Commission Staff Working Document Accompanying the Document Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning. Brussels, 2018. Available from: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52018SC0014&from=EN#:~:text = The%20European%20Reference%20Framework%20of,learn%3B%20 %E2%80%A2%20Social%20and%20civic (дата обращения: 17.09.2020).

2. Education 2030. Entrepreneurial Learning in TVET. Discussion paper. Available from: https://unevoc.unesco.org/pub/entrepreneurial_learning_ discussion_paper1.pdf (дата обращения: 19.09.2020).

3. Final Report of the Thematic Group on Entrepreneurship Education, 2014. — European Commission, 2014. Available from: https://ec.europa. eu/assets/eac/education/experts-groups/2011-2013/key/entrepreneurship-report-2014_en.pdf (дата обращения: 17.09.2020).

4. Recommendation concerning Technical and Vocational Education and Training (adopted on 13 November, 2015) / UNESCO. Director-General, 2009-2017 (Bokova, I.G.) — UNESDOC. Digital Library. Available from: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245068.page=5 (дата обращения: 17.09.2020).

5. Olena B. Entrepreneurial Learning in VET. Report for the UIL webinar "The challenge of developing the role of TVET, business learning, and entrepreneurship in learning cities" 16th September, 2020. Available from: https://uil.unesco.org/system/files/olena_bekh_etf_presentation_at_ unesco_gnlc_pascal_webinar.16.09.20.pdf (дата обращения: 17.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.