УДК [331.5:332](470.6) ББК 65.240(235.7) Н 16
А.Б. Нагоев,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: + 7 (938) 916-10-04, e-mail: [email protected]
З.М. Хашева,
доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Южного института менеджмента, г Краснодар. Тел.: 8 (861) 233-89-28, e-mail: [email protected]
А.М. Ашхотов,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, г. Пятигорск. Тел.: 8 (8793) 32-82-06, e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ
НА РЫНКЕ ТРУДА: НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
(Рецензирована)
Аннотация. В исследовании обосновывается, что кризисные явления и проблемы, присущие рынку труда на сегодняшний день, являются следствием неэффективной политики управления в период становления рыночных отношений и формирования рынка труда. Разрушение производственных связей, повсеместная приватизация крупных промышленных комплексов и последовавшие за этим непрофессиональные действия менеджеров привели к снижению спроса на рабочую силу, повышению уровня безработицы, утечки высококвалифицированных кадров в другие отрасли, а также за пределы страны. Отмечается, что на данном этапе до сих пор не удается решить проблемы безработицы в некоторых регионах страны. Более того, положение многих социальных групп усложняется из года в год. Подобного рода ситуация может иметь болезненные последствия, особенно в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Обосновывается роль малого и среднего бизнеса в решении указанных проблем.
Ключевые слова: регион, региональное развитие, рынок труда.
A.B. Nagoev,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: + 7 (938) 916-10-04, e-mail: [email protected]
Z.M. Hasheva,
Doctor of Economics, Professor, Vice-Rector for Research, Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph .: 8 (861) 233-89-28, e-mail: [email protected]
A.M. Ashkhotov,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Antimonopoly Regulation, North Caucasus Institute-Branch of the RANEPA, Pyatigorsk. Ph.: 8 (8793) 32-82-06, e-mail: [email protected]
TO A PROBLEM OF OBJECTIVE ASSESSMENT OF THE SITUATION IN LABOR MARKET: ON THE EXAMPLE OF REGIONS OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
Abstract. Is proved in a research that the crisis phenomena and problems inherent in labor market today, are a consequence not of effective policy of management during formation
of the market relations and formation of labor market. Destruction of production communications, universal privatization of large industrial complexes, and nonprofessional actions of managers which followed it, led to decrease in demand for labor, increase in unemployment rate, leakage of highly qualified personnel in other industries and also out of borders of the country. It is noted that at this stage still it is not possible to solve unemployment problems in some regions of the country. Moreover, position of many social groups becomes complicated from year to year. Situation of this sort can have painful consequences, especially in regions of North Caucasus federal district. Is proved small and medium business in the solution of the specified problems.
Keywords: region, regional development, labor market.
Условиями выхода из непростых экономических условий, в которых находится страна последние два десятка лет, и последующего поступательного развития является эффективное управление и стабильность развития структурообразующих и, в первую очередь, стратегических отраслей экономики и сфер деятельности.
Одним из приоритетных направлений в области решения накопившихся экономических проблем является необходимость проведения эффективной политики в сфере трудовых отношений на рынке труда. Рынок труда представляет собой систему, которая является индикатором экономической и социальной ситуации, отражает уровень развития той или иной страны, региона. Основанием для такого утверждения является то, что он состоит из совокупности субъектов, одни из которых являются владельцами или носителями рабочей силы, из физических и юридических лиц, которые имеют возможность использовать свободные трудовые ресурсы для достижения своих целей, а связь между ними выступает системообразующим фактором. И эффективное взаимодействие всех субъектов этой системы может привести к положительным результатам не только в этой сфере, но также и в других смежных областях.
Проблемы на рынке труда, на взгляд автора, носят систематический характер и характеризуются различными проблемами в данной сфере, и в частности - высоким уровнем безработицы. Однако, как отмечают некоторые мировые источники, в России рекордно низкая безработица, а в мировом рейтинге по этому показателю нас опережают развитые страны Европы и Азии [1]. Тем не менее, в ряде российских округов безработица не падает или даже растет, согласной официальной
статистике [2]. При этом россияне все дольше ищут работу и редко обращаются в службы занятости.
Как отмечалось выше, в глобальном рейтинге стран по уровню безработицы наша страна занимает лишь 22-е место в мире. В целом по этому показателю Россию опережают развитые страны Европы и Азии, США. «Соседями» нашей страны по уровню безработицы в 4-5% являются Великобритания, Южная Корея, Израиль, Бангладеш, Индонезия [1].
Согласно данным Росстата за первое полугодие этого года, в России трудоспособное население, не имеющее работу, составляет 4,7%. У Таиланда, который занимает первое место в этом рейтинге, безработица всего 1%. В Объединенных Арабских Эмиратах - 1,7%, во Вьетнаме - 2%. В Швейцарии безработица - 2,4%, в Германии - 3,4%, в США - 3,9%.
У ближайших «соседей» России, например, Израиля и Бангладеш, официально не трудоустроены 4,2% граждан. При этом Индонезия, которая по темпам экономического роста догоняет Россию, безработица выше, чем в нашей стране, и составляет 5,1%.
Тем не менее, уровень безработицы 4,7% для России является рекордно низким. Показатель начал снижаться с начала 2000-х годов, когда безработица составляла 10,6%. Ее увеличение было отмечено в 2009 и 2010 годах в период экономического кризиса, но за последний год уровень снизился на 0,5 п.п. [3].
О достижениях в этой области в последнее время постоянно заявляли официальные источники. В частности, о том, что официально безработными в нашей стране числятся всего 3,5 млн человек, а сам показатель рекордно низкий, Министерство труда и социального развития неоднократно заявляло в Госдуме во время обсуждения тогда еще
не принятого закона о повышении пенсионного возраста россиян [4]. Это был один из аргументов, почему повышение пенсионного возраста сейчас вполне уместно.
Несмотря на снижение уровня безработицы в целом по России, в двух федеральных округах она не падает. Так, в Южном федеральном округе показатель вырос с 5,5% (данные на декабрь 2017 года) до 5,6%. В Дальневосточном федеральном округе он остался без изменений - 5,1% [5].
При этом самый низкий уровень безработицы в Центральном федеральном округе - 2,9%, самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе - 10,4% [6].
Таким образом, в целом ситуация по стране характеризуется следующими показателями: на конец второго квартала среди безработных оказалось 48% женщин от 15 лет и старше, 64% - городских жителей, молодежи до 25 лет - 23%, лиц без опыта работы - 31%. Самая большая доля среди безработных россиян - наши сограждане в возрасте от 25 до 39 лет, что составляет 42%.
Можно отметить, что безработица в Российской Федерации имеет своего рода «застойный характер». Так, 45% россиян ищут работу в течение года и более, и за последний год их доля увеличилась на 7%. Средняя продолжительность поиска работы по России составляет 7,5 месяца. При этом в ближайшие годы уровень безработицы в России может вырасти.
Учитывая тот факт, что из-за пенсионной реформы в ближайшие 10 лет на рынке труда появится большое количество граждан, работу искать будет сложнее. Поэтому необходимо уже сейчас думать о том, как снижать уровень безработицы.
На наш взгляд, в пенсионной реформе необъективно оценены ее последствия. Правительство закладывает снижение безработицы, но за 10 лет ее уровень может вырасти на 200% из-за повышения пенсионного возраста.
По данным проведенного Росста-том исследования в 2018 году, 72% безработных ищут помощи у друзей, родственников и знакомых, и только 28% россиян обращаются в органы службы занятости [7]. Тенденция идет
к еще большему снижению их уровня влияния. Это может объясняться тем, что россияне не очень заинтересованы в малооплачиваемой работе, которую зачастую предлагают в таких учреждениях.
Если вернуться к периоду становления рынка труда в стране, необходимо отметить, что он всегда являлся той сферой, которая напрямую или косвенно влияла на состояние всей экономики в целом. В России он складывался под воздействием различных факторов, но особенность заключается в том, что при переходе от плановой экономики к рыночным отношениям сложилась ситуация, в которой факторы производства, то есть средства производства и рабочая сила, в рыночных отношениях уже являлись товаром.
Понятие и принятие такого положения вещей не могло произойти одномоментно в переходный период. Руководители организаций не смогли в тех условиях в самые короткие сроки приспособиться к подобного рода изменениям, принципам управления и требованиям рынка. На это потребовалось, как показала практика, несколько лет.
На этапе становления новых организационно-экономических отношений существовало немало проблем в области регулирования данного рынка, вызванных недопониманием всех процессов, происходящих на нем, а также копированием западных методик в области регулирования, как самого рынка труда, так и управлением в сфере занятости на рынке труда, которые изначально не были адаптированы под российские условия.
Не совсем верное управление, а в некоторых случаях - недопонимание процессов, происходящих на рынке труда, при отсутствии элементарных знаний «новых» управленцев, привели к таким негативным моментам, которые мы наблюдаем сегодня и которые не удается до сих пор решить. В частности, проблемы высокой безработицы, скрытой безработицы. Отсутствие знаний и опыта работы в данной области является следствием не то чтобы непродуманной политики тогдашнего руководства, а слишком кардинальных и резких изменений в данной сфере. То есть изменений, к которым государство не было
готово, в виду отсутствия опыта управления трудовыми отношениями именно в условиях рынка, как, впрочем, и в других экономических сферах. Все эти и другие негативные факторы привели в упадок многие сферы деятельности и отрасли национальной экономики.
Но при этом именно рынок труда наиболее болезненно отреагировал на проводимую в начале 90-х годов политику, и именно в этой сфере до сих пор наблюдаются негативные последствия ошибок, сделанных в ходе проведения экономических реформ.
На сегодняшний день имеется достаточное количество теоретических разработок, методик управления на рынке труда, практический опыт зарубежных стран, адаптированный к российским реалиям, однако проблем в сфере управления рынком труда на современном этапе не стало меньше. Более того, на сегодня они носят систематический характер, а в отдельных направлениях принимают катастрофический характер.
Возвращаясь к ситуации в стране, необходимо отметить, что в России крайне неравномерно распределена экономическая активность в регионах, поэтому на поиски работы чаще всего отправляются в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Также неплохо обстоят дела с работой в Сибири, где высокий спрос на рабочую силу в нефтеносных и газоносных районах.
Ситуация на Дальнем Востоке и Северно-Кавказском федеральном округе совсем другая. Там нет такой высокой деловой активности и развития малого и среднего бизнеса, соответственно, высокая безработица и неформальная занятость.
На Юге России безработица наиболее заметна в кавказских республиках. Она вызвана небольшим притоком инвестиций и тем, что здесь очень мало промышленных предприятий, особенно современных и новых, где требуется рабочая сила. Другой, наверное, самый важный фактор - низкая квалификация работников в регионе. С этим, к сожалению, сталкиваются все компании, ведущие там бизнес. И третий фактор - это низкая готовность людей к миграции, даже в соседние регионы, при том что количество вакансий во всех
федеральных округах растет, хотя этот рост имеет разный темп.
Так, в регионах Северо-Кавказского федерального округа этот темп значительно ниже, чем по России в целом или, например, чем в регионах Уральского федерального округа: если годовой прирост среднего числа вакансий в месяц в июле 2018 года в России составил 43%, в Уральском федеральном округе - 48%, то в Северо-Кавказском федеральном округе эта цифра составляет лишь 36% [8].
Особенно остро стоят проблемы в тех субъектах, где с переходом к рыночным отношениям разрушились старые производственные связи с республиками бывшего СССР, имела место приватизация многих крупных промышленных объектов, которые являлись по сути своей градообразующими объектами, и все это в совокупности с неграмотным управлением ими. Все эти и другие негативные факторы привели к тому, что на рынке труда оказалось много невостребованных специалистов. Предложение рабочей силы превышало спрос на нее со стороны работодателей. Следствием этого явился рост безработицы, в том числе и скрытой.
Наиболее пострадали в этой ситуации республики и регионы СевероКавказского федерального округа, Кабардино-Балкарская Республика (КБР) и Карачаево-Черкесская Республика (КЧР), Республика Ингушетия, как наиболее трудоизбыточные регионы, в которых на сегодняшний день проблемы безработицы и занятости стоят наиболее остро. Это объясняется и тем, что были приватизированы или обанкрочены многие градообразующие предприятия в самих регионах, крупные промышленные объекты, которые, по сути дела, давали большое количество рабочих мест.
Одной из основных причин безработицы в КБР и КЧР является упадок некогда крупнейших в своих отраслях в СССР предприятий. В КБР заводы «Телемеханика», «Северо-Кавказский завод электроприборов», машиностроительный, станкозавод, завод низковольтной аппаратуры и прочие были разорены еще в середине 90-х годов XX века. Позднее, уже в 2000-х, обанкротились едва запущенные табачная
фабрика, построенная на паях с правительством Китая, и фабрика по производству медицинского оборудования. Аналогичным образом сложилась ситуация и в Карачаево-Черкесии. Цементный завод и завод по производству лакокрасочной продукции, завод холодильного машиностроения, радиозавод, более десяти комбинатов по производству железобетонных конструкций и другие предприятия фактически прекратили свое существование.
В 2013-2017 годах в КБР за нарушения в области налогового законодательства были ликвидированы легальные производства, выпускавшие алкоголь и дававшие заработок значительной части местного населения. В итоге рынок заняли производители алкоголя из других областей России. Возрождение прочих отраслей промышленности (реконструкция завода «Гидрометаллург», строительство химического завода «Этана»), инициированное в 2005 году, было отложено до лучших времен.
Причин упадка индустрии много. Характерно, что в КБР и в КЧР немаловажной причиной разорения заводов и фабрик стало то обстоятельство, что во время переходного периода 90-х люди без опыта управления смогли взять под контроль ветви власти и таким образом завладели процессом передела бывшей госсобственности.
Однако проблема тех управленцев состояла в том, что, став собственниками крупных промышленных производств, эти люди «не понимали» производства и смотрели на него лишь как на источник «быстрых денег». Беспощадная эксплуатация оборудования, дешевое некондиционное сырье, бегство инженеров и представителей рабочих специальностей привели к промышленной катастрофе.
Сегодня в Кабардино-Балкарии из числа построенных во время СССР предприятий функционируют лишь завод высоковольтной аппаратуры (НЗВА) и «Гидрометаллург». В Карачаево-Черкесии пока ещё работают заводы резинотехнических изделий, цементный и холодильного оборудования. Все эти предприятия функционируют далеко не на полную мощность, а от завода холодильного оборудования осталось
лишь название. Сегодня он выпускает садовую мебель и мангалы.
Упадок промышленности в КБР и КЧР привел к тому, что огромное число квалифицированных рабочих, инженеров и других специалистов оказались безработными. Часть специалистов либо уехали на заработки в центральные регионы страны, либо вовсе эмигрировали в Европу. Их место на рынке труда частично заняли гастарбайтеры из стран Средней Азии и Вьетнама. Остались те, кто не смог открыть собственное дело и теперь вынужден наниматься на сдельную или сезонную работу и жить на пособие (от 800 до 4 800 рублей в месяц (13-76 долларов США), выплачиваемые в течение полугода-года).
Другая причина роста безработицы в КБР и КЧР - это тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Подавляющееболь-шинство фермеров в обеих республиках лишены возможности арендовать землю. Например, в Кабардино-Балкарии все пригодные для возделывания земли отданы в долгосрочную аренду (49 лет с правом продления). Порой владельцами данных территорий являются граждане России из других регионов и областей, которые, не являясь гражданами КБР, владеют этими угодьями через подставных лиц. Земли сдаются в аренду посредством аукционов, на которых выставляются лоты (наделы) площадью от 500 до 3 000 гектаров, в то время как рядовой житель села не может оплатить аренду надела площадью свыше 5-10 гектаров, которых ему вполне хватило бы для введения своего хозяйства.
По данным Минтруда КБР, за два года (2015-2017) количество официально зарегистрированных в службах занятости КБР безработных возросло с 8 600 до 35 700 человек. Статистика безработицы в Карачаево-Черкесии выглядит еще хуже, чем в соседней КБР. По данным на сентябрь прошлого года, ее уровень достиг 11%. Это означает, что к концу 2017 года безработным был каждый девятый житель республики (при общей численности населения в 467,6 тысячи человек, эта цифра примерно равна 51 тыс. человек (оценка 2017 года) [4].
Однако уже на 1 февраля 2018 года число безработных в КЧР составило
всего 1,6% населения (3 409 человек). Получается, что по сравнению со статистикой конца прошлого года безработица снизилась более чем в 10 раз.
На взгляд автора, это маловероятно даже с учетом миграционной убыли, так как в республике нет никаких объективных предпосылок для столь резкого сокращения количества безработных.
По мнению опрошенных экспертов, данные Минтруда КБР по численности безработных не соответствуют реальной ситуации. Понятно, что всех безработных учесть невозможно. Как правило, даже в экономически благополучных регионах Российской Федерации - Новгородской и Орловской областях, на Камчатке и в Ямало-Ненецком Автономном округе - их в 2-3 раза больше, чем тех, кто зарегистрирован в местных службах занятости.
К тому же в некоторых регионах Северо-Кавказского федерального округа существует практика занижения показателей по безработице. Службы занятости КБР получали от правительства субъекта негласные указания не регистрировать новых безработных под различными предлогами. «Липовая» статистика, как и формально проводимые службами занятости республики ежегодные «Ярмарки вакансий», призваны продемонстрировать успехи профильных организаций и в целом руководства КБР в создании новых рабочих мест.
В обеих республиках увеличился отток населения. Только в 2016 году миграционная убыль в КБР составила 2 492 человека. Из республики выехали 10 535 граждан, а прибыли 8 043 человека, большинство из которых составляют трудовые мигранты. В КЧР, согласно данным по миграции за январь-май 2017 года, в республику прибыли 3 427 человек, а убыли 4 088. Миграционная убыль, таким образом, составила 661 человек. Эти процессы продолжаются, ввиду чего налоговые сборы в бюджеты обеих республик заметно сократились.
Одна из основных причин оттока из республики - одна из самых низких, среди всех субъектов Российской Федерации, заработная плата. Работодатели создают низкооплачиваемые рабочие места лишь для того, чтобы
получить от государства дополнительные субсидии и другие льготы. К тому же работодателю всегда выгодна кадровая «текучка», при которой рабочие не успевают создать эффективный профсоюз и выдвинуть какие-то требования. Молодежь сегодня уже не хочет идти работать на низкооплачиваемую работу и ищет заработок за пределами республики. Также причиной оттока населения из республики явилось отсутствие перспектив карьерного роста, так как все значимые и перспективные, с точки зрения карьерного роста, должности из-за бюрократизированности системы распределения кадров достаются людям, не обладающим должной квалификацией и компетенциями.
Как представляется авторам, снизить уровень безработицы в России возможно, создавая комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса. Чем лучше развита экономика, чем больше в ней разнообразных производств, создающих добавленную стоимость, чем конкурентоспособней производимые государством товары и услуги, тем ниже будет уровень безработицы. Как показывает опыт развитых государств, крайне важна роль именно малого и среднего бизнеса, так как государственные предприятия-гиганты не способны создавать достаточное количество рабочих мест и давать высокую производительность.
Таким образом, кризисные явления и проблемы, присущие рынку труда на сегодняшний день, являются следствием необдуманной политики управления в период становления рыночных отношений и формирования самого рынка труда. Разрушение производственных связей, повсеместная приватизация крупных промышленных комплексов и последовавшие за этим непрофессиональные действия менеджеров привели к снижению спроса на рабочую силу, повышению уровня безработицы, утечки высококвалифицированных кадров в другие отрасли и за пределы страны.
Особо остро стоят проблемы безработицы во многих регионах СевероКавказского федерального округа, в том числе и в Кабардино-Балкарской Республике. По данным официальной статистики, которая, на субъективный взгляд автора, искусственно (негласно)
завышается, рассматриваемый регион находятся на предпоследнем месте по числу безработных, опережая по этому показателю только Карачаево-Черкесскую Республику. Идет отрицательное сальдо миграционных процессов. Молодые люди, которые получили высшее образование и не могут найти достойную работу, уезжают, а на их места приезжают люди с низким уровнем профессиональных качеств из стран ближнего зарубежья. Республика теряет, как минимум, перспективную молодежь.
Более того, положение многих социальных групп усложняется из года в год. Подобного рода ситуация может иметь болезненные последствия, особенно в рассматриваемых трудоизбыточных регионах и повлечь за собой не только социальное напряжение, но и ухудшить криминогенную обстановку.
Необходимо сбалансировать требования со стороны работодателей, предъявляющих квалификационные требования к носителям рабочей силы, в совокупности с адекватной оценкой своих навыков и умений самих носителей труда.
Одним из направлений решения проблемы может стать создание на предприятиях республик условий для привлечения работодателями на стажировку молодых людей, в том числе обучающихся в высших учебных заведениях, более тесное взаимодействие работодателей и вузов, в части количества необходимых тому или иному предприятию специалистов в различных областях деятельности. На сегодняшний день все это носит, в большинстве своем, формальный характер.
Примечания:
1. Демографические процессы в России в 2015-2035 гг. / Ф.Ж. Берова, Э.С. Баккуев, Л.Х. Абазова, М.Х. Эндреева // Вопросы экономики и права. 2016. № 100. С. 58-63.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистки. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/situaz.pdf.
3. Analysis of the reasons and consequences of economic differentiation of regions / A.A. Tatuev, A.B. Nagoev, N.N. Shash [et al.] // International Business Management. 2015. Vol. 9, No. 5. Pp. 928-934.
4. На 21 ноября численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 643,2 тыс. человек. URL: https://rosmintrud.ru/employment/ employment/710.
5. Абанокова Э.Б., Нагоев А.Б., Шибзухова Р.А. Реализация региональной инвестиционно-инновационной политики как условие стабильного экономического развития региона // Теория экономики и управления народным хозяйством: Вестник Института дружбы народов Кавказа. 2013. № 1 (25). С. 39-43.
6. Innovation priorities of building the concept sustainable development social-economic systems of region / A.A. Tatuev, A.B. Nagoev, S.A. Shanin [et al.] // The Social Sciences. 2016. Vol. 11, No. 10. Pp. 2446-2451.
7. Микроданные выборочного обследования рабочей силы в 2017 году. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru.
8. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/ru.
References:
1. Demographic processes in Russia in 2015-2035 / F.Zh. Berova, E.S. Bakkuev, L.H. Abazov, M.H. Endreeva // Questions of economics and law. 2016. No. 100. Pp. 58-63.
2. The official site of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/trud/situaz.pdf.
3. Analysis of the reasons and consequences of economic differentiation of regions / A.A. Tatuev, A.B. Nagoev, N.N. Shash [et al.] // International Business Management. 2015. Vol. 9, No. 5. Pp. 928-934.
4. On November 21, the number of officially registered unemployed citizens amounted to 643.2 thousand people. URL: https://rosmintrud.ru/employment/employment/710.
5. Abanokova E.B., Nagoev A.B., Shibzukhova R.A. Realization of the regional investment and innovation policy as a condition for the stable economic development of the region // Theory of Economics and Management of the National Economy: Bulletin of the Institute for Friendship of Peoples of the Caucasus. 2013. No. 1 (25). Pp. 39-43.
6. Innovation priorities of building the concept of sustainable development, social and economic systems of the region / A.A. Tatuev, A.B. Nagoev, S.A. Shanin [et al.] // The Social Sciences. 2016. Vol. 11, No. 10. Pp. 2446-2451.
7. Microdata sampling labor force survey in 2017. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/en.
8. The results of federal statistical observation in the field of remuneration of certain categories of workers in the social sphere and science. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/ru.