Научная статья на тему 'К проблеме концепта сююв «Любовь» в кумыкской языковой системе'

К проблеме концепта сююв «Любовь» в кумыкской языковой системе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУМЫКСКИЙ ЯЗЫК / КОНЦЕПТ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЭМОЦИИ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаджиев Эльдар Набиевич, Чаптиева Юлдуз Щамиловна

Статья посвящена выявлению и всестороннему изучению лингвокультурного концепта сююв «любовь», который является частью макро-концепта, обозначающего психоэмоциональные состояния человека как представителя отдельного народа, закрепленные в кумыкской языковой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме концепта сююв «Любовь» в кумыкской языковой системе»

58

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

УДК 811.512.144

К ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПТА СЮЮВ «ЛЮБОВЬ» В КУМЫКСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЕ

THE PROBLEM OF THE CONCEPT СЮЮВ “LOVE” IN THE KUMYK LANGUAGE SYSTEM

© 2015 Гаджиев Э. Н., Чаптиева Ю. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Gadzhiev E. N., Chaptieva Yu. Sh.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена выявлению и всестороннему изучению лингвокультурного концепта сююв «любовь», который является частью макро-концепта, обозначающего психоэмоциональные состояния человека как представителя отдельного народа, закрепленные в кумыкской языковой системе.

Abstract. The article deals with revealing and comprehensive study of the сююв "love" linguistic and cultural concept, which is a part of the macro-concept indicating psycho-emotional state of a person as a representative of particular people, enshrined in the Kumyk linguistic system.

Rezjume. Stat'ja posvjashhena vyjavleniju i vsestoronnemu izucheniju lingvokul'turnogo koncepta sjujuv «ljubov'», kotoryj javljaetsja chast'ju makro-koncepta, oboznachajushhego psihojemocional'nye sostojanija cheloveka kak predstavitelja otdel'nogo naroda, zakreplennye v kumykskoj jazykovoj sisteme.

Ключевые слова: кумыкский язык, концепт, лингвокультурология, языковая картина мира, индивидуальное сознание, поведение человека, эмоции, вербализация, национально-культурный компонент, этимологическая интерпретация.

Keywords: Kumyk language, concept, linguistic and cultural studies, language picture of the world, individual consciousness, human behavior, emotions, verbalization, national-cultural component, etymological interpretation.

Kljuchevye slova: kumykskij jazyk, koncept, lingvokul'turologija, jazykovaja kartina mira, individu-al'noe soznanie, povedenie cheloveka, jemocii, verbalizacija, nacional'no-ku^'turnyj komponent, jetim-

ologicheskaja interpretacija.

В современной лингвистике весьма актуальными являются исследования взаимоотношений языка и культуры. Особый интерес лингвистов к этой проблеме привел к возникновению лингво-культурологического направления в языкознании, изучающего национально-культурную семантику языковых единиц во всем объеме их содержания и оттенков, в степени, наиболее близкой к их восприятию носителями конкретного языка и культуры.

В пределах лингвокультурологического подхода сам концепт рассматривается как ментальная сущность, которая несет в себе отпечаток духовного облика человека определенной культуры. Современные лингвистические исследования отражают усиленный интерес к вопросу о пропорци-

ональности языковой и концептуальной картины мира. Помимо богатой концептуальной картины мира, находящейся в сознании людей в виде представлений и понятий, существует вербальная картина мира, имеющая лингвистическое выражение.

Лингвокультурология выступает весьма самостоятельным направлением в лингвистике, объединяющим лингвистов и культурологов, выбравшим объектом исследований: прямой диалог языка и культуры. На базе данного диалога возникла относительно новая наука - лингвокультурология, в задачи которой входит изучение взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и менталитета.

Весьма актуальными для тюркологии представляются разработка и исследование проблем концептосферы, описание раз-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

59

личных лингвокультурных концептов. На современном этапе развития кумыкского языкознания возникла необходимость комплексного изучения концепта «любовь», выявления практической необходимости исследования системы изучаемого концепта в структурно-семантическом отношении языковых средств, представляющих концепт «любовь», его интерпретации в современных кумыкских художественных текстах.

Исследуя художественную литературу, следует отметить, что любовь во все времена привлекала к себе наибольшее внимание национальных писателей и поэтов относительно других проявлений человеческой психики. Любовь - «самая естественная для человечества страсть» (Паскаль), «чудо цивилизации» (Стендаль), наряду с голодом и честолюбием любовь правит всем миром.

Концепт «любовь» представляет собой ядро национального и индивидуального сознания, древнее ключевое слово и понятие человеческой культуры, в которое входит всеобщее понимание чувства любви и ее ценность относительно человеческого бытия, стремление человеческого сознания найти силу, управляющую мировым порядком и поведением человека.

Исследуемый в работе лингвокультурный концепт сююв «любовь» обозначает сущность высокой степени абстракции. Лингвистический анализ сочетаемости слов абстрактной семантики позволяет выявить целую группу различных образов, сопоставленных с концептом в обычном сознании и, как правило, выявить особые черты исследуемого нами концепта.

Рассматривая проблему лингвокультурологии в общетюркологическом плане, необходимо обозначить исследования языковедов на материале башкирского, карачаево-балкарского, казахского и татарского языков (Р. М. Валиева, А. И. Геляева, И. Р. Мокаева, Ж. М. Кучметова, Г. В. Гафарова, Т. А. Кильдебекова, Р. Х. Хайруллина, Ф. Р. Сибгаевой и т.д.).

В кумыкском языкознании проблемой лингвокультурологии и языковой картины мира занимались такие языковеды, как Н.Э. Гаджиахмедов, Л.Ю. Султанова, Ж.А. Сулаева, Б.И. Яхъяева и др.

В современном кумыкском языкознании лингвокультурологический концепт сююв «любовь» не подвергался специальному рассмотрению и до сих пор не полу-

чил достаточно полного освещения в тюркологии.

Предметом нашего исследования выступает один из ключевых концептов -концепт сююв «любовь», рассматриваемый в системе кумыкской языковой картины мира. Концепт сююв «любовь» выступает в качестве микрополя в лексикосемантическом поле эмоций. Ана топу-ракъгъа, анадаш халкъгъа, аналаны сютю булан синген сююв, шо тамур сююв чю ке-мимей (К. Абуков) «Родной земле, родному народу, пропитанная материнским молоком любовь, та любовь в жилах не иссякает». Герекли маълуматланы алывда ол учи-теллерини сюювюн къазанма бажарды (А. Мамаев) «Получая необходимые знания, он смог завоевать любовь своих учителей».

Эмоциональные концепты кумыкской лингвокультуры - это этнически и культурно обусловленные ментальные образования. Своеобразие концептов определяется обычаями, традициями, нравами, основными стереотипами мышления и моделями поведения каждого человека. Это побуждает исследователей не только углубляться в анализ состава значений отдельных форм, но и стремиться к определению их системных значимостей [1. С. 57].

Отношение людей к такому важному чувству, как любовь в разные периоды времени имело свою специфику. В понимании и восприятии чувства любви в тюркской картине мира имеются элементы западной, восточной, европейской философии и влияние многовековой исламской религии. Если в Европе разновидности любви были определены к ХХ в., то тюрки раскрыли виды любви к XII в. Об этом свидетельствует знаменитая поэма Кул Гали о безграничной и бессмертной любви «Сказание о Юсуфе» [2. С. 63-65].

Основным понятийным компонентом лингвокультурного концепта сююв «любовь» является то, что это чувство взаимосвязано со всеми другими чувствами, присущими человеку, его нельзя никак объяснить, призвать, прогнать и т.д. Любовь правит человеком, засев глубоко в его душе [2. С. 78]. Гьар-бир адамда оьзге затлагъа сагъа йимик гючлю сююв бар буса, дюньяда инсанланы арасында бир де эришивлюк бол-мас эди (М. Ягьияев) «Если бы у каждого человека была такая же любовь к окружающему, как к тебе, в мире между людьми вообще не было бы вражды».

60

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Ключевой лексемой анализируемого нами концепта является сююв «любовь». В словаре Махмуда Кашгари «Диван Лугат ат-Турк» (XI в.) взамен лексемы сююв «любовь» употребляется лексема исиклик «любовь, привязанность» [6. C. 57-59].

В тюркских языках лексема сююв «любовь» представлена следующим образом: в казахском языке - махаббат, в татарском языке - мэхэббэт, в киргизском языке -ашыктык, в карачаево-балкарском -сюймеклик, в турецком языке - sevgi. Сорап берме, сююп бер (посл.) «Давай, не спрашивая, а любя». // тур. A$ik sevgisini hari3 hi3 bir §eyi db^bnmez (посл.) «Влюбленный человек ни о чем не думает, кроме своей любви».

В тюркских языках лексема сююв «любовь» истолковывается как чувство, которое вызывает у субъекта переживание центрального объекта в системе его собственных личностных ценностей при условии рациональной немотивированности выбора данного объекта и его уникальности и индивидуальности [7. C. 116-117]. Сююв оьзю яхшы ва татли аламат. Сююв -яшавну маънасы. (Р. Гьарунов) «Любовь по сути нечто хорошее и сладкое. Любовь -это смысл жизни».

В современном кумыкском языке обозначены следующие варианты лексемы сююв «любовь»: 1) любовь к родине ватан-ны сююв, 2) материнская любовь ана сююв,

3) любовь к работе ишин сююв, 4) признание в любви сюегенине мюкюрлюк этив [6. C. 244]. Сенде йимик ватангъа сюювю болма бажарылмай (М. Ягьияев) «Не может быть такой любви к родине, как у тебя». Лап уллу сююв де ананы сюювюнден башлана. (Р. Гьарунов) «Самая большая любовь начинается с материнской любви». Тембеллер -иш сюймеслер арабыздан ёкъ болсун (Р. Расулов) «Лентяи - не любители работы пусть сгинут от нас». «Сюювден» «сюювге» гечмеге гелеми юрекни хошуна? (Н. Арсланова) «Перескакивать от «любви» к «любви» разве нравится сердцу?».

Имеющаяся система дериватов концепта сююв «любовь» лишний раз подтверждает факт того, что этот концепт выступает важной составляющей психоэмоциональной сферы кумыкского народа. Сююв учун йыламагъан юрекни, йылатма не, улутуп да билеген. (Н. Арсланова) «Разве из-за любви сердце не плачет, не только плачет, а даже воет».

Рассмотренный нами лексикографический материал позволяет нам создать сле-

дующее представление о структуре концепта сююв «любовь» в кумыкской языковой картине мира: 1. Психическое состояние (в душе - ругь сююву), 2. Чувство (в сердце - юрекде сююв), 3. Физическое ощущение (в теле - къаркъарада сююв; во взгляде - къаравда сююв), 4. Существование пространства вокруг человека (сююв дюньясы), 5. Активная сила (элемент олицетворения - сююв гёрсетив; стихия - сююв толкъуну), 6. Среда и субстанция (пространство с определенными характеристиками - сююв гьавасы, сююв чагъы), 7. Предмет (инструмент - сююв къамчысы, сююв ёлу). [4. C. 67-69].

Анализируя основные литературные контексты, мы установили следующие тематические группы любви: 1) ватангъа сююв «любовь к родине», топуракъгъа сююв «любовь к земле», табиатгъа сююв «любовь к природе», сав дюньягъа сююв «любовь к окружающему миру»; 2) ата-анагъа сююв «любовь к родителям», къардашлагъа сююв «любовь к родственникам»; 3) Ал-лагьгъа сююв «любовь к Всевышнему»; 4) Эргиши сюювю, къатынгиши сюювю «межличностная любовь, то есть любовь между людьми (мужчиной и женщиной)».

Очень часто в кумыкских поэтических текстах сююв «любовь» как чувство направлено по отношению: к матери - ана сюювю, к ребенку - бала сюювю, к народу - халкъ сюювю, к Всевышнему - Аллагь сюювю, к родине - ватангъа сююв [1. С. 84-86]. Сюювден уллу гьис ёкъну англамайгъанлар аздыр. (Р. Гьарунов) «Мало кто не понимает, что нет большего чувства, чем любовь».

Однако лексема сююв «любовь» не вербализуется с перечисленными объектами любви. Лексему сююв заменяют близкие друг другу по семантике варианты синонимов: яратыв, гьашыкъ. Слово сююв «любовь» употребляется лишь при описании любви между мужчиной и женщиной. Сююв оту, ягъып гетген яш улан, сенмесин деп Тенгиримден тилеймен. (Н. Арсланова) «Молодой человек разжег огонь любви, прошу у Всевышнего, чтобы он не потух».

Таким образом, нами разработана теоретико-методологическая основа исследования эмоциональных концептов в лингвокультурологическом аспекте на примере эмоционального концепта сююв «любовь». В статье проведен комплексный анализ лингвокультурного концепта сююв «любовь» в кумыкской национальнокультурной картине мира. В целом про-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

61

блеме концептосферы в тюркологии необходимо уделять особое внимание, так как это позволит глубже понять качественное

своеобразие тех концептов, которые находят активное применение в лингвистике и культурологии.

Литература

1. Бакиров М. Х. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии. Казань, 1999. 2. Воркачев С. Г. Сопоставительная этносемантика телеономных концептов «любовь» и «счастье». Волгоград, 2003.

3. Гаджиев Э. Н. К проблеме генезиса темпорально-аспектных категорий в тюркских языках // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Махачкала, 2007. Выпуск № 1. С. 55-58. 4. Дмитриев H. К. Грамматика кумыкского языка.

М.Л., 1940. 5. Карпенко М. А. Понятия «лингвокультурология», «лингво-страноведение», «лингвокраеведение» и их соотношение. М., 1999. 6. Маслова В. А. Лингвокультурология: пособие для студентов вузов. М., 2001. 7. Мифтахов З. В. Толковый словарь татарского языка. Казань, 2002. 8. Сибгаева Ф. Р. Лингвокультурологический концепт «мухэббэт» (любовь) в татарской языковой картине мира. Казань, 2009.

References

1. Bakirov M. Kh. Genesis and ancient form of the Turkic poetry. Kazan, 1999. 2. Vorkachev S. G. Com-

parative ethnosemantic teleonomic concepts "love" and "happiness". Volgograd, 2003. 3. Gadzhiev E. N. The problem of the genesis of the temporal-aspectual categories in the Turkic languages // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences. Makhachkala, 2007. Issue # 1. P. 55-58. 4. Dmitriev N. K. Grammar of the Kumyk language. M. L., 1940. 203 p. 5. Karpenko M. A. The concepts of "cultural linguistics", "linguistics", "linguistic area studies" and their relationship. M., 1999.

6. Maslova V. A. Cultural linguistics: Handbook for students. M., 2001. 7. Miftakhov Z. V. Explanatory dictionary of the Tatar language. Kazan, 2002. 8. Sigbaeva F. R. Linguo-cultural concept "мухэббэт" (love) in the Tatar linguistic picture of the world. Kazan, 2009.

Literatura

1. Bakirov M. H. Genezis i drevnejshie formy obshhetjurkskoj pojezii. Kazan', 1999. 2. Vorkachev S. G.

Sopostavitel'naja jetnosemantika teleonomnyh konceptov «ljubov'» i «schast'e». Volgograd, 2003.

3. Gadzhiev Je. N. K probleme genezisa temporal'no-aspektnyh kategorij v tjurkskih jazykah // Izvestija Da-gestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki. Mahachkala, 2007. Vypusk № 1. S. 55-58. 4. Dmitriev H. K. Grammatika kumykskogo jazyka. M.L., 1940.

5. Karpenko M. A. Ponjatija «lingvokul'turologija», «lingvo-stranovedenie», «lingvokraevedenie» i ih soot-noshenie. M., 1999. 6. Maslova V. A. Lingvokul'turologija: posobie dlja studentov vuzov. M., 2001.

7. Miftahov Z. V. Tolkovyj slovar' tatarskogo jazyka. Kazan', 2002. 8. Sibgaeva F. R.

Lingvokul'turologicheskij koncept «muhjebbjet» (ljubov') v tatarskoj jazykovoj kartine mira. Kazan', 2009.

Статья поступила в редакцию 12.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.