Научная статья на тему 'К проблеме классификации текстографических блоков'

К проблеме классификации текстографических блоков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
423
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме классификации текстографических блоков»

124

Журналистский ежегодник

дый документ и факт воспринимается как доказательство истинности умозаключений историка или журналиста, как иллюстрация к событию.

Для воссоздания исторических событий в реконструкции используются территориальные методы.

1. Воссоздание события в реальном месте. В данном случае обязательно присутствие в кадре ведущего, что позволяет создавать у зрителей ощущение, что событие происходит где-то рядом. Прием введения рассказчика. Он усиливается активным употреблением в тексте настоящего времени:

«Именно здесь развивались события. Здесь находилась небольшая деревушка, а вот буквально через два шага проходила линия фронта...» (Алексей Пивоваров, «Ржев. Неизвестная битва»).

«Это кабинет, в котором Владимир Зворыкин решал, стоит ли ему возвращаться на родину...» (Леонид Парфёнов, «Зворыкин-Муромец», часть 2).

2. Реконструкция самого места. Как правило, используются павильонные съемки. Воссоздают кабинеты, комнаты, лаборатории. Если позволяет, то используются для съемок музеи, где уже воссоздана атмосфера того времени («Кремль. Тайны подземной палаты», «Ленин. Что скрывали мифы» и т.д.).

3. Компьютерная реконструкция. Используется для воссоздания сражений. Существующее сегодня разнообразное компьютерное оборудование и программные инструменты позволяют делать практически идеальную реконструкцию исторических событий. К примеру, визуальное воссоздание максимально достоверного фактографического пространства: например, рельефа местности с заданным уровнем детали-

зации, соответствующего конкретному историческому периоду — рельеф и структура почв, гидрология, растительность, дорожная и объектовая инфраструктура и т.д. и т.п., как в фильме «Первые на луне». Или хронология боя — последовательность событий, как разворачивались события, о которых сохранились достоверные исторические факты. Пример 2012 года — фильм телекомпании НТВ «Отечественная. Великая», посвященный 1812 году. Использование реконструкции придает фильмам высокий темп и эмоциональную насыщенность.

Мастерски комбинируя документальные кадры, исторические свидетельства и актерскую интерпретацию, создатели документальных драм делают их одновременно захватывающим детективом и экскурсом в историю. Но зачастую картина, воссозданная журналистами, не совпадает с историко-научным взглядом ученых на прошедшие события. Поэтому неверно использованный прием приводит к судебным разбирательствам — как случилось с фильмами Алексея Пиво-варова «Ржев. Неизвестная битва Георгия и «Москва. Осень. 1941», по поводу которых историки подали иск к телекомпании НТВ о защите чести и достоинства по поводу грубого искажения событий Великой Отечественной войны.

1 Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения. Философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новогород, 2007. С. 123.

2 Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008. С. 56.

Цырфа А.Ф.,

Томский государственный университет

К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕКСТОГРАФИЧЕСКИХ БЛОКОВ

Конкуренция прессы с телевидением и интернетом, объективные изменения в механизме восприятия печатной информации дали толчок развитию визуального языка газеты, его усложнению. Произошел не только количественный и размерный рост визуальных элементов, изменилась их роль в процессе коммуникации с читателем. Наряду с вербальными, визуальные единицы сегодня рассматриваются прежде всего как носители информации. Необходимым условием качественного дизайна становится «тесное взаимодей-

ствие между текстовым и визуальным компонентами содержания — двумя сферами, предлагающими бесчисленное множество возможностей интерпретации сообщения для того, кто создает, и того, кто потребляет информационный продукт»1.

На протяжении последних нескольких десятков лет архитектура газет и журналов последовательно усложняется. Помимо появления новых форм подачи информации — таких как инфографика, информационный пакет, — эта тенденция выразилась в появлении

Раздел V. Новые подходы и методы в современных медиаисследованиях

125

большого количества текстов различной визуальной иерархии. К традиционному набору для оформления публикации из заголовка, рубрики и основного текста добавились подзаголовок, лид, внутритекстовые подзаголовки, разнообразные текстографические блоки. Ни один из этих элементов не является чисто оформительским, все они — важные компоненты содержания публикации.

Текстографический блок (в практике оформления прессы этот термин используется наряду с английским аналогом «sidebar») — это информация, оформленная отдельно от основного потока текста, связанная с ним контекстуально. Они служат инструментом структурирования информации, являются «визуальными маркерами» 2, привлекающими внимание к важным содержательным компонентам публикации. Такая нелинейная, многоуровневая подача материалов позволяет читателю легче и быстрее находить важную для себя информацию, выстраивать собственный коммуникационный сценарий. «Адресант сообщения получает не только актуализацию сообщения, но и актуализацию выбора, то есть он может отказаться от коммуникации, повторить ее, вырабатывать собственные сценарии коммуникативного взаимодействия»3.

Текстографические блоки могут быть довольно разнообразны по форме и по информационному содержанию. Однако в литературе (как отечественной, так и зарубежной) эти элементы полосы не рассматриваются подробно, да и сам термин находится в стадии становления. В работах отечественных исследователей дизайна периодических изданий (С.И. Галкин, А.П. Киселев, И.Н. Табашников, В.В. Тулупов), например, фиксируется только одна из разновидностей текстографи-ки — врезка-цитата — прямая цитата из текста материала или из речи главного героя, набранная крупным кеглем и часто сопровождаемая символом кавычек. Прочие подобные элементы полосы, как правило, маркируются общим термином «выносы», «врезы» и т.д.

Первая и на сегодняшний день единственная попытка рассмотреть разновидности текстографики принадлежит Дмитрию Сурнину4. Обобщенно эту классификацию можно представить следующим образом:

♦ Досье. Информация, характеризующая объект материала, действующих лиц. Может сопровождаться иллюстрацией, название объекта выполняет роль микрозаголовка.

♦ Списки. Хронология событий, географическое распространение явления, инструкции, рецепты, списки-памятки.

♦ Цитаты. Помимо уже упоминавшейся врезки-цитаты к этому типу относятся высказывания экспертов, очевидцев события, мини-опросы. Часто тексты сопровождаются фотографией респондента, его характеристикой.

♦ Резюмирующие блоки («Маячки»). Их основная цель — кратко представить суть события еще до знакомства читателя с основным текстом публикации. Это могут быть основные причины случившегося, важные

последствия, ключевые положения, аргументы сторон или же краткое изложение событий, принципиальных для понимания истории материала.

♦ Факт на выноску. Единичные факты или статистика, иллюстрирующие основную идею материала.

♦ Контекстная информация. Историческая справка, информация об аналогичных событиях или существующий опыт решения проблемы.

♦ Сервис-блоки. К ним относятся анонсы, блоки «Вопрос-ответ», глоссарий, ссылки на дополнительную информацию по теме, указание справочных телефонов или приглашение к обратной связи.

С оформительской точки зрения текстографические блоки представляют сложносоставные комплексы элементов, включающие в себя полный спектр оформительских элементов: шрифтовых, пробельных, декоративных, а зачастую и иллюстрационных. Фактически текстографика — чуть ли не основной «заказчик» разнообразия шрифтового набора и применения декоративных средств. Поэтому эти формальные образования можно рассматривать как средство формирования индивидуального графического облика издания. Кроме того, использование текстографических блоков позволяет кратно увеличить число композиционных решений полосы, что может быть отражено в особой конструкции модульной сетки.

Важным преимуществом текстографических блоков в сравнении с другими средствами визуализации информации является то, что их производство фактически не требует никаких затрат, кроме редакционных усилий. Для их производства не нужны специальные технические и технологические средства, специфические знания и умения (как, например, для внедрения инфографики или качественного улучшения иллюстрационного ряда издания). Описание и закрепление в модели издания форм текстографических блоков позволяет получить дополнительный журналистский инструментарий по структурированию информации, представленный в виде формально стабильных, но содержательно вариативных блоков.

1 Garsia Mario R. Redesigning Print for The Web. Indianapolis, 1997. C. 14.

2 Lockwood R. News by Design. Washington, 1991. C. 112.

3 Мясников И.Ю. Дискурс газеты в жанрах речи. Специфика дискурса печатного издания. Описательная модель речевого жанра. Томск: Проект «Пресс Интеграл», 2006. С. 31.

4 Сурнин Д. Текстовые графические блоки и особенности их оформления / Материалы тренинга «Визуализация информации». Саранск, 2003. (Материалы предоставлены автором).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.