Научная статья на тему 'Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана'

Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2976
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА / ЖУРНАЛ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ / ФОТОГРАФИЯ / ИНФОГРАФИКА / ВЕРСТКА / NEWSPAPER / MAGAZINE / VISUALIZATION / ILLUSTRATION / A PHOTO / INFOGRAPHIC / IMPOSITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулейманова Саида Равшановна

Изучена тенденция визуализации информации и ее отражение в дизайне традиционных СМИ Узбекистана. Выявленные характерные признаки и особенности данного процесса позволят оптимизировать формы, приемы и способы подачи визуального контента в дизайне изданий, представленных на исследуемом информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tendency of Visualization of the Information in Design of Printing Media of Uzbekistan

In article is studied the tendency of visualization of the information and its reflexion in design of traditional mass-media of Uzbekistan. The revealed characteristic signs and features of the given process will allow to optimise forms, receptions and ways of giving of a visual content in design of the editions presented on the investigated information field.

Текст научной работы на тему «Тенденция визуализации информации в дизайне печатных медиа Узбекистана»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 183-188.

ТЕНДЕНЦИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ДИЗАЙНЕ ПЕЧАТНЫХ МЕДИА УЗБЕКИСТАНА

Изучена тенденция визуализации информации и ее отражение в дизайне традиционных СМИ Узбекистана. Выявленные характерные признаки и особенности данного процесса позволят оптимизировать формы, приемы и способы подачи визуального контента в дизайне изданий, представленных на исследуемом информационном пространстве.

Ключевые слова: газета, журнал, визуализация, иллюстрирование, фотография, инфографика, верстка.

Сегодня характер восприятия человеком массовой информации, в том числе и печатной, изменился кардинально. Современный читатель хочет не столько читать, сколько видеть информацию, визуализировать напечатанное: иметь возможность самостоятельно моделировать картину происходящего, опираясь на «живые» фотографии, оригинальные рисунки, доходчивую инфографику. Наконец, соотносить предложенную журналистом текстовую информацию с тем, что изображено на относящейся к ней картинке. Роль иллюстраций в печатной прессе заметно повысилась: вследствие процессов дигитализации и конвергенции визуальная информация всё настойчивее теснит вербальную. Усилению тенденции визуализации в традиционных СМИ способствует и компьютерная верстка: газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической; повышается роль абстрактных визуальных элементов1. Эти факторы усилили данную тенденцию в печатных медиа Узбекистана и то влияние, которое она оказывает на их дизайн.

Самым мощным средством визуализации информации является иллюстрация. «Иллюстрация (от лат. Шш^айо - освещение, наглядное изображение) - дополнительное наглядное изображение в тексте издания. Иллюстрация поясняет, служит оформлением или дополняет основную текстовую информацию издания»2. Сегодня не только в отношении журналов, но и газет можно определённо говорить уже не

о просто иллюстрации, а о целом инструментальном оформительском комплексе, общий объём которого превалирует над объёмом других комплексов и обладает большой степенью самостоятельности.

По мнению специалистов, иллюстрация акцентирует внимание читателя, ориентирует его, а также служит средством художествен-

ного оформления полос3. Эти функции иллюстрации и особенности её воздействия на читателей объясняют тот факт, что она сегодня стала занимать важное место в дизайне любого издания, а в некоторых типах, в соответствии с их спецификой, вообще определяющее.

Общественно-политические газеты Узбекистана стали за последние годы заметно более иллюстрированными, что является следствием тенденции визуализации информации. Однако увеличение количества иллюстраций в изданиях подобного типа, к сожалению, не ознаменовалось улучшением их качества. Большинство публикуемых здесь иллюстраций по-прежнему статичны, шаблонны, отдают рапортаманией. Бывает и так, что одни и те же кадры встречаются сразу в нескольких официальных газетах. В то время как читатель отдаёт предпочтение «живым», динамичным, ярким иллюстрациям, способным «зацепить» внимание и вызвать интерес. Доказано: картинка - это первая остановка на пути взгляда человеческого глаза, приступающего к процессу восприятия информации, т. е. она формирует львиную долю представления читателя о материале еще до его прочтения. Вызванные снимком эмоции являются определяющим аргументом в пользу ознакомления с содержанием публикации или наоборот. К сожалению, пока визуальный контент большинства общественно-политических газет Узбекистана малопривлекателен и потому неконкурентоспособен.

В визуальном аспекте ключевой является фотография на первой полосе, иллюстрирующая «гвоздевой» материал номера. По сути, она исполняет роль «крючка», заглотнув который, читатель уже не сможет «оторваться» от газеты. Но какие эмоции могут вызывать фотографии на открытии номера, запечатлевшие серьёзные, архисосредоточенные лица людей, уткнувшихся в свои бумаги во время

собраний, семинар-тренингов, конференций, «круглых» столов, или «каменные», «застывшие» выражения лиц, смотрящих куда-то в сторону?4 Уже одно то, что взгляд изображенных на таких снимках людей направлен не на читателя, а в другую сторону, лишает их привлекательности, снижает эффективность. В результате содержание деятельности определенных ведомств, организаций и учреждений, где они были сняты, ассоциируется в сознании респондентов с бесконечной чередой «скучных» мероприятий. Также близок к «нулю» коэффициент эффективности фотографий, на которых изображены чересчур счастливые лица людей, в основном, простых рабочих, дехкан, ударников производства, ведущих механизаторов или лидеров посевной страды5. Искусственность таких кадров видна даже невооруженным взглядом, не говоря уже о профессиональном их восприятии и оценке.

Другую актуальную проблему представляют количество и размеры публикуемых фотоснимков, их месторасположение и равномерное распределение по полосам.

Обратимся к партийной периодике. Даже беглый взгляд на страницы органов политических партий красноречиво свидетельствует о том, что иллюстрационный материал не только занимает значительную часть газетной площади, но и в некоторых случаях его объём в количественном соотношении превалирует над объёмом текстового комплекса. Группой проекта СМИ Института по изучению гражданского общества в течение 2010-2011 гг. проводился комплексный мониторинг деятельности партийной печати республики. В ходе изучения комплектов партийных газет за первый квартал 2010 года было выявлено, что опубликованный в них фотоматериал в процентном соотношении составляет от 38 до 55 % общего объема материалов. По каждому изданию эти показатели выглядят следующим образом: «XXI asr» - 258 (575) - 44,86 %;

<^о1аЪ> - 132 (295) - 44,74 %;

«МИИу tiklanish» - 247 (558) - 44,26 %; «O’zbekiston ovozi» - 457 (1188) - 38,46 %; «Голос Узбекистана» - 119 (219) - 55,62 %6 (без скобок - количество иллюстраций, в скобках - общее количество материалов).

Эти показатели в течение года имели динамику роста, и к концу третьего квартала были получены следующие результаты:

«XXI asr» - 271 (708) - 38,27 %;

<^о1аЪ> - 112 (222) - 50,45 %;

«М1Шу tiklanish» - 242 (652) - 37,57 %;

«O’zbekiston ovozi» - 490 (632) - 77,53 %;

«Голос Узбекистана» - 93(181) - 51,38 %7.

Таким образом, объем фотоматериала в третьем квартале стал составлять от 37 до 77 % всех опубликованных материалов, т. е. увеличился на 22 %. О чем говорят эти цифры? Только о том, что в погоне за ярким, броским, где-то эпатажным оформлением партийные газеты чрезмерно увлекаются размещением фотоиллюстраций, что является существенным недостатком их дизайнерской концепции. Следует отметить, что иллюстрации как элемент оформления имеют еще одно значение: они характеризуют тип и статус периодического издания. Применительно к рассматриваемому классу изданий можно сказать, что это значение визуального контента в них не учитывается.

В «XXI asr», в отличие от других партийных газет, редко встречаются статичные, шаблонные снимки8. Ее фотокорреспонденты стараются отразить в своих кадрах динамику развития даже «дежурных» мероприятий, придать им динамизм и яркость, «поймать» самое незаурядное и запоминающееся в действиях, взглядах, мимике героев, участников или очевидцев событий. Однако объём визуального материала велик настолько, что первая и последняя полосы больше напоминают журнальные, что, безусловно, недопустимо для серьёзной политической газеты партийного типа.

Особенно не пропорционально иллюстрационный материал размещён в «O’zbekiston ovozi». На фоне тщательно проиллюстрированных первой и последней полос, зачастую имеют место «голые» (без фотографий. - С. С.) внутренние страницы9. Подобная неравномерность в распределении иллюстраций является существенным минусом дизайна газеты, что в совокупности с другими его более серьёзными недостатками не позволяет говорить о качественности её оформления.

Та же проблема характерна и для сравнительно грамотно сделанной с точки зрения дизайна газеты «Жамият» (орган Экологического движения Узбекистана. - С. С.). Здесь тоже встречаются совсем не проиллюстрированные полосы, что резко снижает восприятие материалов и ухудшает эстетику полос10.

Модной и яркой тенденцией современного газетно-журнального дизайна, как, впрочем, и журналистики в целом, стал процесс персонификации информации, т. е. ее соотнесение с

конкретным человеком, личностью, лицом. Не случайно во многих зарубежных изданиях газетные публикации или персональные колонки журналистов стали сопровождаться портретом их авторов. Газета «Жамият» одной из первых стала внедрять этот оформительский прием. Портрет автора здесь ставят в начало публикаций, хотя почему-то только в материалах, написанных парламентариями11. В целом же. в узбекистанских газетах, в отличие от журналов, эта тенденция пока еще не вошла в моду.

Вопрос о том, что это - штамп или визуальный стереотип, рассчитанный на узнаваемость, закрепление образа, оптимизирующий процесс восприятия, пока остается открытым. Понятно одно: если и штамп, то не вызывающий отрицательной психологической реакции, так называемый «продуктивный стереотип»12.

Немаловажное значение имеет и вопрос о разработанности системы иллюстрирования номера, предусматривающий, кроме рационального и функционального использования иллюстрационного материала, еще и жанровое многообразие визуального контента.

Общественно-политические газеты Узбекистана используют довольно ограниченный набор жанров фотожурналистики, что привносит однообразие на их полосы и усиливает их похожесть. Например, в «Жамият» подавляющее большинство фотоматериала - это фотозаметки и фотокорреспонденции. Не хватает «живых», «говорящих» снимков, которые подчас производят куда большее впечатление на читателя, чем «набитая» сложными терминами статья или скучный отчет. Такие органичные иллюстрации способны без слов создать цельное представление о событии или мероприятии, улучшить эстетику печатной полосы, а, значит, и дизайн в целом.

В этом отношении следует отметить газету «XXI asr», иллюстрирование которой выглядит более вариативным за счёт активного использования разных жанров фотожурналистики вкупе с полноцветным выпуском первой и последней полос. Здесь в одном номере можно увидеть фотозаметки, фотопортреты, фоторепортажи, фотоэтюды, фоторекламу, монтаж и фотозаставку, а также инфографику, которую специалисты также относят к нефотографичес-

13

кому классу иллюстраций13.

К информационной графике относятся всевозможные карты, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, картограммы, картосхемы. Инфографика помогает визуализировать инфор-

мацию, прежде всего, специальную, облегчает ее восприятие, популяризирует и адаптирует сложный материал.

Инфографика - сравнительно «молодое» направление визуальной журналистики и способ передачи информации в печатных СМИ зародился в сентябре 1982 г. с началом издания газеты «USA Today». Она появилась на американском рынке «в самый разгар борьбы между такими гигантами, как “The Wall Street Journal” и “The New York Times” за тех читателей, которые к тому времени не успели стать зрителями. Новое издание точно уловило последние тенденции и сделало ставку на визуальные формы подачи информации: красочные большие фотографии и интересную информационную графику»14. Интересно, что расчёт оказался верным: по состоянию на 2008 г. «USA Today» в США вышло на первое место по тиражу и на второе в англоязычном мире, пропустив вперёд только индийскую «The Times of India»14.

Специалисты отмечают, что развитие информационной графики за последние два десятилетия было наиболее очевидным прогрессом в газетном дизайне. «Для поколения читателей, воспитанных телевидением, дизайнеры должны создавать газеты, отвечающие высоким информационным и визуальным требованиям. Для достижения визуального аспекта информационная графика стала так же важна, как и фотография»15.

Привлекательность инфографики определяется двумя факторами. С одной стороны, она легко увязывается с содержанием материала, обеспечивая наглядное и удобное представление конкретной информации, с другой - служит превосходным оформительским средством, особенно в тех случаях, когда издание выходит в полноцветном исполнении. Наличие в газете качественной инфографики является сильным конкурентным преимуществом и влияет непосредственно на тираж.

Обратимся к практике партийных газет. Появление на страницах некоторых из них инфографики можно отметить как проявление положительной динамики в системе их иллюстрирования. Так, в номере «O’zbekiston ovozi» от 15 июня 2010 г. можно увидеть такие виды инфографики, как схемы, карты, чертежи и графики, причём зачастую на первой полосе. Использование инфографики на страницах газеты позволяет надеяться, что в ближайшее время ее дизайн актуализируется, а «лицо» станет более индивидуальным и современным.

Сразу несколько видов инфографики можно увидеть в газете «XXI asr» за 22 июля 2010 г. Это карта Узбекистана, сопровождающая текст прогноза погоды на последней полосе, и столбиковая диаграмма, раскрывающая показатели инвестиционных остатков коммерческих банков республики по состоянию на середину 2010 года.

Еще одна газета, взявшая на вооружение возможности такой коммуникации, - «Uzbekistan Today». Причем информация, представленная особым графическим способом, появилась в газете с момента ее создания в 2006 г. Так, статья «Налоги попали под сокращение» из номера за 15 сентября 2006 г. проиллюстрирована таблицей макроэкономического прогноза на 2007 г. С сожалением приходится констатировать, что количество инфографики в «Uzbekistan Today» вместо того, чтобы увеличиваться, наоборот, сокращается.

В целом, система иллюстрирования UT выигрышно отличается от аналогичных комплексов других газет. Следует отметить качество публикуемого в ней материала: как правило, это добротные, чёткие фотографии, крупного размера, аккуратно и грамотно обрезанные. Важно, что здесь отдают предпочтение «живым» снимкам, отражающим динамику событий или явлений. Неожиданные ракурсы участников, героев или простых людей. Это наполняет полосы «дыханием жизни», удачно корреспондируется с духом реформ, осуществляемых в стране, передаёт атмосферу и создаёт позитивный настрой.

Обратимся к журнальной периодике. Журнал «infoCOM.UZ» относительно качественное, солидное издание Узбекистана, специализирующееся на информационных технологиях. Инфографика в соответствии с этим помещается в журнале регулярно, объемно и разнопланово. К примеру, в № 4 за 2012 г. представлено порядка 7-8 таких материалов, не считая инфографики в рекламе. Так, в публикации под рубрикой «Обзор новостей ИКТ Узбекистана» помещена схема, отражающая динамику тарифов интернет-услуг АК «Узбектелеком», которая свидетельствует о значительном снижении данных тарифов в период с марта 2010 по май 2012 г.16 В тексте публикации эти цифры, конечно, имеются, но вряд ли они усваиваемы в вербальной форме, т. к. психология восприятия текста человеком такова, что цифры фиксируются и запоминаются труднее всего. Та же информация в визуализированной форме легко

считывается и моментально укладывается в голове. Достаточно одного только взгляда.

Заслуживает внимания и вариативность жанровой структуры публикуемой в журнале инфографики: кроме схем и чертежей, здесь представлены диаграммы, карты, модули и таблицы.

Привлекательно смотрятся инфографики под названием «Плавная эволюция на основе решения ХО-РОК Huawei» и «Универсальное решение SmgleFAN для всех сценариев», содержащие графические, изобразительные и текстовые элементы одновременно17. Такая форма подачи информации обречена на успех: современный потребитель хочет не только читать, но и видеть то, что читает. Именно это и обеспечивает инфографика. Следует отметить и грамотную сверстанность данной страницы, где два визуально похожих графика «разведены» в разные стороны соответственно.

Сегодня не только Интернет, но и многие печатные СМИ изобилуют примерами инфографики на совершенно разнообразную тематику. Вопрос не в том, нужна или не нужна информация: безусловно, нужна, а в том, каким требованиям она должна отвечать. Используя инфографику в газете, необходимо помнить, что любое изображение в газете становится сегодня доминирующим по отношению к тексту. Поэтому, прибегая к её помощи, следует проявлять большую осторожность. Инфографика должна соответствовать и прямо вытекать из сути материала: между ними не может быть смысловых противоречий и тавтологии. Также она не должна быть слишком сложной: содержание диаграммы или таблицы должно легко пониматься и считываться читателем без напряжения.

Деловые издания также отдают предпочтение обильному иллюстрированию газетной площади. Отличие лишь в жанровых приоритетах. Деловая пресса широко пользуется информационной графикой, что вполне объяснимо и оправдано: деловой стиль оформления диктует чёткость, доходчивость и практичность формы любого материала, в том числе и иллюстрационного.

Газета «Бизнес-вестник Востока», ориентированная на деловые круги республики, активно применяет инфографику, но делает это как-то неуверенно. Это просматривается при сравнении одних и тех же тематических страниц разных номеров18. На фоне щедро проиллюстрированных полос абсолютно бедно и

бледно выглядят те же полосы, но без таблиц, графиков, диаграмм и карт19. Конечно, они снабжены другими фотоматериалами, но при всём этом исчезает «эффект подсказки» для читателя: наличие инфографики указывает на тематический блок или раздел номера.

В БВВ встречаются и откровенно «дежурные» фотоиллюстрации или вообще ничего не говорящие, а лишь помпезно занимающие газетную площадь. Таков, например, фотоэтюд, «приставленный» к «гвоздевой» публикации «Обсуждены вопросы модернизации налоговой системы»20.

А вот коллаж к материалу газеты «^е’то1сЫ» - «Потребитель» «Инсоф йу^ ... факат билет бор» (в пер. «Совести - нет, есть только ... билет». - С. С.), несомненно, интересен, привлекателен и любопытен для читате-ля21. Он имеет социально-заостренный характер: иллюстрирует материал о коррупционных схемах, практикуемых в мировом футболе и их проникновении в отечественную футбольную индустрию. На заднем плане снимка изображена кисть руки человека, плотно сжимающая пачку денег, прикрытую ... мячом. На переднем - поднимающийся по лестнице к заветным «футбольным деньгам» некий спортивный чиновник, зарабатывающий на любимой игре миллионов реальные миллионы. Такие коллажи - настоящая удача редакции, заявка на современный, «острый» стиль оформления.

Таким образом, визуальная часть печатных изданий становится определяющим фактором её дизайна, а иллюстрационный контент трансформируется в важнейший формо- и стилеобразующий комплекс оформления. Газеты заметно активнее иллюстрируются, чем, например, 15-20 лет назад. Это обстоятельство объясняется тем, что в начале третьего тысячелетия значительная часть аудитории средств массовой информации быстро утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает получать новости в визуальных формах подачи. Отсюда и появление газет, на полосах которых крупные, яркие иллюстрации занимают не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты.

К сожалению, качество основного объёма публикуемого в печатных СМИ Узбекистана визуального материала не всегда выдерживает критики. Чрезмерное увлечение дизайнеров иллюстрированием, ошибки в вёрстке и подаче фотоматериала, примитивность фотоконтента и шаблонность формы, практически полное исчезновение нефотографических рисунков в

некоторых типах изданий, цветовой хаос - вот наиболее характерные моменты, негативно влияющие на внешний облик традиционных медиа. При этом следует отметить положительную динамику в части усиления тенденции визуализации в дизайне печатной прессы, что выражается в увеличении роли и объёма информационной графики, попытках дизайнеров активно внедрять приёмы нестандартной вёрстки, заимствованные у электронных СМИ формы и методы подачи визуального материала.

Примечания

1 См.: Тулупов, В. В. Дизайн периодических изданий : учебник. СПб., 2008. С. 187.

2 Коган, Б. В. Словарь полиграфических терминов / Б. В. Коган, С. И. Стефанов. М., 2005. С.136.

3 См.: Тулупов, В. В. Указ. соч. С. 136.

4 Народное слово. 2008. 13 марта; Молодежь Узбекистана. 2008. 18 дек.; XXI asr. 2009. 15 янв.; O’zbekiston ovozi. 2010. 23 янв.; Голос Узбекистана. 2010. 19 февр.; МіШу tiklanish. 2010. 28 апр.; Тошкент о^шоми. 2010. 22 янв.; Бизнес-вестник Востока. 2010. 11 марта; Жамият. 2010. 16 апр.

5Правда Востока. 2008. 25 апр.; Там же. 2008. 12 окт.; Там же. 2008. 8 апр.; Там же. 2008. 9 апр.; Народное слово. 2008. 18 апр.; Ватанпар-вар. 2008. 29 февр.; Вечерний Ташкент. 2010. 22 янв.

6Актуальные вопросы развития партийной прессы Узбекистана : Материалы семинара-тренинга для творческих работников партийной прессы, журналистов ведущих газет, аккредитованных при парламенте, сотрудников пресс-центров и идеологических секторов политических партий, информационных служб Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, депутатов, осуществляющих связи со СМИ. Ташкент, 2010. С. 39.

7Там же. С. 41.

8ХХ1 asr. 2008. 24 янв.; 2009. 15 янв.; 2010. 18 февр.; 2010. 22 июля; 2010. 4 нояб.

9 O’zbekiston ovozi. 2010. 12 июня; Там же. 2010. 5 окт.; Там же. 2010. 11 дек.

10Жамият. 2010. 12 июня; Там же. 2010. 5 окт.; Там же. 2010. 11 дек.

11 Жамият. 2010. 26 февр.; Там же. 2010. 19 марта; Там же. 2010. 23 апр.; Там же. 2010. 27 авг.

12 Дауговиш, С. Фотоэстетика и журналистика. Рига, 1999. С. 16.

13 См.: Гуревич, С. М. Номер газеты : учеб. пособие. М., 2002. С. 153.

14Силанов, Н. А. Информационная графика в современной визуальной культуре // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 3. С. 28.

15Картер, М. Современный дизайн газет [Электронный ресурс]. URL: http://www/ internews/ ru/ books/design/

16т6эСОМ.и2. 2012. № 4. С. 24.

17 Там же. С. 63.

18 Бизнес-вестник Востока. 2010. 25 февр.; Там же. 2010. 11 марта.

19 Там же. 2010. 16 марта; Там же. 2010. 18 марта.

20 Бизнес-вестник Востока. 2010. 25 февр.

21 Ме’токЫ - Потребитель. 2010. 5 марта.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 188-191.

С. И. Суровцева

УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ПРЕДЛОГОВ В СМИ КАК ПРИЗНАК НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЯЗЫКЕ (на примере русских и французских СМИ)

Дан анализ функционирования фразеологических предлогов темпоральной семантики в СМИ русского и французского языков в сопоставительном аспекте. Высказано мнение о влиянии на общество, особенно на подрастающее поколение, современных технологий цивилизации. Рассмотрено употребление в СМИ новых лексических единиц.

Ключевые слова: современные технологии, влияние на пополнение языка, употребление новых фразеологических предлогов, временное значение.

СМИ в наше время получили широкое распространение и проникли буквально во все области нашей жизни. Теперь уже просто невозможно представить наше общество без мобильной связи, Интернета, телевидения. Бесконечный и непрерывный поток информации обрушивается на наших детей, которые еще не совсем хорошо умеют отличать «перлы от плевел» и впитывают все, что преподносится в СМИ. В настоящее время перед обществом стоит задача оградить подрастающее поколение от вредоносного влияния современных технологий цивилизации [1].

Зачастую под влиянием СМИ, Интернета и телевидения формируются взгляды подростков и их умственное развитие. Борьба за подрастающее поколение получила широкий размах, имея место и за пределами нашей страны. Учитывая эти факторы, Уполномоченный по правам ребенка П. А. Астахов и предложил проводить в школах классные часы и разъяснительную работу, начиная с начальных классов. Учителя и Министерство образования откликнулись на этот призыв, внося посильный вклад в обучение правильному использованию информации.

Филологи же, в свою очередь, видят негативное влияние в том, что все чаще и больше встречаются в СМИ речевые и орфографические недочеты, которые часто отпечатываются в памяти учащихся и оказывают их грамотности медвежью услугу. Но все же следует отметить, что информационные ресурсы еще и обогащают лексический запас языка, что обусловлено экстралингвистическими факторами нашей жизни, то есть проникновением во все сферы деятельности человека интернет-технологий, оказывающих прямо пропорциональное влияние на пополнение языка новыми лексемами. Это явление относится к универсалиям, так как отмечается во всех языках мира.

В появлении новых фразеологических предлогов и их употреблении в речи журналистами и СМИ четко прослеживается динамика развития языка как средства коммуникации, что мотивировано расширением абстрактности значений лексических предлогов, выражаемых ими отношений, а также необходимости более четкого определения связей слов в предложении.

Так, для выражения временных отношений и создания языковой картины мира в ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.