Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ HOMO GLAMOROUS'

К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ HOMO GLAMOROUS Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HOMO GLAMOROUS / ТВОРЦЫ ГЛАМУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ГЛАМУР / ГЛАМУРНАЯ ЭЛИТА / ЛИЦА ГЛАМУРА / IT GIRL / ГЛАМУРНАЯ МАССА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

В статье анализируется особый тип современной личности homo glamorous. Живущий по заданным стандартам моды и не рефлексирующий над жизнью, он представляет собой своеобразный конструктор, постоянно изменяющий свой имидж. Homo glamorous многолик. Наиболее распространенными группами homo glamorous можно назвать творцов гламура, интеллектуальный гламур, гламурную элиту, лица гламура, It girl, гламурную массу. Большая часть людей, следующих гламурным стандартам, подвержена кризисам жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF HOMO GLAMOROUS CLASSIFICATION

The article analyzes a special type of modern personality - homo glamorous. Living by the set of fashion standards and not reflecting on life, he is a sort of designer, constantly changing his image. Homo glamorous has many faces. The most common groups of homo glamorous can be called the creators of glamour, intellectual glamour, glamorous elite, faces of glamour, It girl, glamorous mass. Most of the people who follow glamorous standards are subject to the crisis of life. Avoiding the negative is facilitated by focusing attention not only on the appearance, but also on the spiritual world

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ HOMO GLAMOROUS»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 130.2: 159.9.019.43 DOI 10.36945/2658-3852-2021-4-7-12

Е. Л. Яковлева

К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ HOMO GLAMOROUS

Ф. Ницше был одним из первых, кто нарисовал довольно непривлекательную картину современного мира, в которой проблематизируется бытие личности. Именно он заговорил о «крушении культуры», в которой «образование подменяется пустым знанием; душевная субстанциональность - вселенским лицедейством жизни "понарошку", скука заглушается наркотиками всех видов и острыми ощущениями; всякий живой росток подавляется шумом и грохотом иллюзорного духа; все говорят, но никто никого не слышит; все разлагается в потоке слов; все пробалтывается и продается» [Ясперс, 1994, с. 13]. Интуитивно немецкий философ довольно точно перечислил признаки человека будущего, жизнь которого будет осуществляться в пустоте, скуке, бездуховности, одиночестве, продажности и с нулевым смыслом. Современная ситуация наглядно демонстрирует воплощение пророчества великого нигилиста. Общество потребления с его идеологией гламура рождает особый тип человека - homo glamorous, который стал объектом исследования статьи. На основе аналитического метода выявлены группы homo glamorous, наиболее часто встречаемые в пространстве социального.

Гламурный человек эклектичен и соткан из противоречий. В нем сочетаются свобода в самовыражении и тотальное подчинение тиражируемым образам, внимание к модным тенденциям и отчуждение от негламурной жизни, принципы self made и «ничегонеделания». Он одновременно активен и пассивен, соблазняем и безразличен, увлечен всем и ничем, восхищен и равнодушен, перенасыщен информацией и рассеян при ее восприятии, что делает его децентрированным. Homo glamorous не глубок: его знания носят поверхностный характер. Из их фрагментов он составляет мозаичное представление о том, что привлекает его внимание. Вбирая в себя элементы различного, homo glamorous становится не многомерным, а одномерным. Мечта Ф. М. Достоевского о сужении человека (вспомним слова Мити Карамазова: «Широк русский человек! Широк! Надо бы сузить») в эпоху гламура осуществляется. Даже наличие свободного времени и праздность не становятся для этого типа человека условием личного роста и

© Яковлева Е. Л., 2021.

саморазвития: он предпочитает бытийствовать по задаваемым/навязываемым стандартам, не рефлексируя и не морализируя над собственной жизнью и проявлениями в ней. Сам гламурный образ жизни не способствует духовному саморазвитию личности, не оставляя для нее пространств тишины и молчания. Цель жизни гламурной личности заключается в получении множества удовольствий (визуальных, телесных, вкусовых), а эстетство возводится в главный принцип, где красота оказывается без истины и нравственности. В итоге homo glamorous оказывается настолько ограниченным, пренебрегая интеллектуальным, нравственным и эстетическим, что пустоты множатся в его жизни, заставляя метаться в поисках неведомого Нечто. Отсутствие самодостаточности, собственных желаний и потребностей, не навязываемых извне, не делают homo glamorous счастливым. Его бытийствование наполнено скукой, меланхолией и страхами.

Homo glamorous - это человек-конструктор, без(д)умно разбирающий и собирающий себя как не-свое-Я-выдаваемое-за-свое-Я в результате манипуляцион-ных практик модных тенденций. Последние создают иллюзию собственной воли и желания, соблазняя своими тиражируемыми образами. Глянец навязчиво диктует подробные рецепты конструирования индивида (в виде диет, физических упражнений, косметологических/пластических процедур, моделей одежды и аксессуаров, косметических средств и уроков макияжа, поз и выражений лица). Они помогают создать идеальный гламурный образ. Следуя рекомендациям, homo glamorous получает возможность более выгодно позиционировать себя в обществе. Он любит играть на публику, (бесстыдно) выставляясь напоказ и с удовольствием принимая (нередко - отчужденное) восхищение. Публичное внимание важно для гламурной личности: без него она не может существовать.

Ввиду бесконечных экспериментов и трансформаций внешности homo glamorous порою невозможно запомнить. Он, превращаясь в мерцающе-исчеза-ющий след современности, руководствуется принципом «Жить сию же минуту, здесь и сейчас, оставаясь молодым и не желая больше выковывать из себя нового человека» [Липовецки, 2011, с. 23]. Нередко рожденное при формировании имиджа не-Я оказывается настолько чуждым Я, что создает проблемы в бытии, не осознаваемые индивидом. Постоянное переконструирование внешности (лица и тела) по задаваемым шаблонам гламура не дает удовлетворения и внутренних импульсов к саморазвитию, обрекая личность на сизифов труд. Сегодня процесс, связанный с изменениями внешности, приобретает массовый характер, негативно сказываясь на психическом и физическом состоянии индивида, что может привести к сбоям в генетическом коде человека. Homo glamorous теряет внутреннюю стабильность и уверенность, становясь открытым к любым внешним изменениям (имиджа, образа жизни, вкуса) и не обращая внимания на духовный мир. В итоге гламурная личность оказывается одновременно уверенной в себе и закомплексованной. Ее растерянность в бытии обусловлена в том числе страхом

перед завтрашним днем, потому что гламурность - это приобретенное, но не постоянное качество личности. Оно не передается по наследству. Homo glamorous может состариться, износиться, надоесть публике, уйдя из публичного пространства и не получая подтверждения своей значимости.

Несмотря на общие черты, тем не менее homo glamorous многолик и его можно классифицировать. Подобные попытки предпринимались неоднократно. Так, в 1938 г. актриса Сали Лебел выделила две группы гламурных людей: гла-мур фотографический и гламур реальности [Lobel, 1938, р. 21]. Первую группу, довольно малочисленную и избранную, представляют лица кинематографа: в начале ХХ в. они стали законодателями моды, стиля и имиджа. Актеры демонстрировали модные образы посредством стильной одежды, театральных жестов, поз и фраз, став объектами подражания массовой аудитории. Подчеркнем, люди, относящиеся к гламуру фотографическому, создавали свой имидж и тиражировали его, привлекая внимание аудитории своим участием в фотосессиях, кинофильмах и кинофестивалях, рекламе, модных показах и шоу. Забегая вперед, отметим: впоследствии появилась гламурная фотомодель/glamour model, а в СМИ - гламурное фото/glamour photo. При их создании значимое место принадлежит не только имиджмейкерам и фотографам, но и новым медиа, создающим видимость красоты.

Вторая группа - многочисленная массовая аудитория, ориентированная на гламур фотографический. Следуя установкам гламура фотографического (позитивное отношение к жизни, соблюдение диет, занятия спортом, искусство одеваться и накладывать макияж), люди этой группы пытались добиться гламурно-сти в повседневной жизни, далекой от кинематографа.

Стивен Гандл в своей монографии «Гламур» (2008 г.) классифицирует гламурных людей по алгоритмам приобретения гламурности: «Вертикальное продвижение, включающее восхождение из нижних слоев общества при помощи таланта, удачи, сексуальных услуг, и горизонтальное передвижение или географическое перемещение» [Гандл, 2011, с. 16]. Второй тип приобретения гламурности говорит в пользу того, что гламурной может стать иностранка, воплощающая дух притягательной непохожести (например, «французского эротизма, итальянской или испанской страстности или восточной экзотики» [Гандл, 2011, с. 16]). С. Гандл подчеркивает, эффект гламурности помогает создать расстояние: оно обеспечивает иллюзию чудесного, маскируя любые несовершенства, в том числе во внешности. Расстояние играет роль барьера, не позволяющего массовой аудитории приблизиться к элите гламура, что дает почувствовать разницу гламурной иерархии. «Гламур чувствуется, когда есть один барьер, и иногда, в эпоху медиа, когда их несколько, транслируясь через журнальные статьи, фотографии, спектакли и фильмы» [Гандл, 2011, с. 18].

Д. А. Руднева различает человека гламурного, воплощающего своим образом жизни системную реализацию истинного гламура, и человека, в чьих практиках обнаруживается ложный гламур, связанный с фрагментарным подражанием homo glamorous [Руднева, 2011].

Изучая феномен гламура [Яковлева, 2019], автор данной статьи создал собственную классификацию людей, принадлежащих миру гламура и следующих его образу жизни. Основанием классификации служат отношение человека к гламу-ру (всеохватное следование идеологии/фрагментарность), степень вклада в модные тенденции (креативность/пассивность) и качество жизни (зависит от экономической составляющей). В нашей классификации мы выделяем следующие группы: творцы гламура, интеллектуальный гламур, гламурная элита, лица гламура, It girl, гламурная масса. Каждая группа обладает собственными характеристиками. Так, творцы гламура профессионально создают модную тенденцию/стиль/образ в качестве рекламы, пуская ее в тираж. Данная группа является малочисленной, ее отличает креативный подход к создаваемому и возможность прикоснуться к лучшим образцам в потреблении. К творцам гламура можно отнести творческую элиту в лице дизайнеров, стилистов, редакторов модных журналов, фотохудожников. С этой группой пересекаются интеллектуальный гламур и гламурная элита. Это также немногочисленные группы людей творческих профессий, богемы, политической и бизнес-элиты. Нередко они самостоятельно создают свой образ и стиль жизни, являющиеся их фирменным знаком. Такая группа людей при формировании своего имиджа руководствуется знаниями, собственным, довольно утонченным, эстетическим вкусом, жизненными принципами. Благодаря перечисленному детали их стиля приобретают статус изысканной и утонченной гламурности, осмысленного символизма и элитарности. Как правило, в их жизни имеет место не кажимость красоты и ее симулякры, а роскошь и богатство, шик и прекрасное в классическом понимании. К числу многочисленных категорий относятся лица гламура (топ-модели, медийные персоны), то есть те, кто оказывается (нередко пассивным) носителем гламурного имиджа, лицом модного бренда, представителем шоу-бизнеса/спорта, постоянно развлекаясь и демонстрируя себя в СМИ, рекламе, социальных сетях, пропагандируя гламурный образ жизни с его атрибутами. Особо среди этой группы выделим It girl. Этот термин появился в 1927 г. после выхода кинофильма «It» о закулисной жизни актеров. Но еще раньше, в 1904 г., слово it (с англ. «это») встречается в рассказе Р. Киплинга. С его помощью описываются некоторые женщины, способные вызвать у мужчин восхищение: «It isn't beauty, so to speak, nor good talk necessarily. It's just 'К'»/«Не красота, так сказать, важна, и красивые слова говорить не обязательно. Главное - Это». Последнее подразумевает определенный типаж femme fatale/homme fatal, магнетизм, сексуальность, харизму, красоту и пр. Сегодня понятие It girl имеет несколько значений: светская львица, икона

стиля, популярная личность, богатая лентяйка, девушка, создающая модные тенденции. Среди характеристик It girl назовем повышенную чувствительность к тенденциям и трендам, умение разбираться в моде, безупречный вкус, создание собственного стиля на основе интерпретации модных тенденций, известность, богатство, роскошную жизнь, привлечение внимания к собственной персоне, в том числе посредством скандалов и эпатажных выходок. It girl может происходить из разных социальных слоев, а количество ее денег обусловливает экономическую нишу потребления. И, наконец, самая многочисленная группа - гламурная масса. Это сегмент массового общества, внедряющий в свою жизнь гламурный стиль жизни и его элементы посредством (нередко искаженного) копирования. Как правило, некритически воспринимая информацию, относящуюся к гла-муру, масса принимает ее за образец для подражания, повторяя в образе, алгоритмах поведения и действиях, предаваясь телесно-чувственным удовольствиям. Именно гламурная масса оказывается манипулируемым потребителем новинок, проявляя собственную всеядность к любым формам проявления гламурности. Потребляя соблазняющие ее эстетические симулякры, масса создает видимость красоты. Нередко гламурная масса, копируя задаваемый модный образ, являет своим видом нечто уродливое и безвкусное, вызывая сочувствие и насмешку.

В заключение подчеркнем следующие моменты. Современное социокультурное пространство, живущее под знаком гламура, приводит к появлению особого типа личности - homo glamorous. Этот тип личности не скован никакими рамками (интеллектуальными, нравственными и эстетическими), демонстрируя собственную значимость, праздность и беззаботность. Homo glamorous стремится к удовольствиям, а девизом его жизни становится «Да здравствует красота, молодость и богатство!». Принцип «Сделай себя сам» очаровывает личность. Желание быть гламурным поддерживается деятельностью СМИ, рекламы, моды и шоу-бизнеса, где предлагаются наглядные образ(ц)ы для подражания. Homo glamorous живет по стандартам глянцевых журналов и мыслит симулякрами. Он разучился свободно думать, а его выбор оказывается предопределенным гламурным потреблением. Ожидание готовых рецептов по формированию имиджа постепенно превращает личность в пассивную, ожидающую чуда преображения. У homo glamorous, сосредоточенного на корректировке внешних данных, вне зоны внимания оказываются духовные практики, направленные на личностную самореализацию и совершенствование внутреннего мира.

Постоянно изменяя свои образы/пристрастия/вкусы/предпочтения в зависимости от модных тенденций, гламурный человек скользит по жизни. Скольжение говорит в пользу непостоянств в жизни homo glamorous, а значит проявления синдрома метафизической недостаточности. Он предпочитает вести праздный образ жизни, развлекаться, покупать, путешествовать и демонстрировать себя. Растущие потребности, излишние по своей сути, символизируют жела-

ние расширить рамки бытия: гламурной личности оказывается тесно в мире, который она для себя создала.

Анализ позволил выявить следующее группы homo glamorous: интеллектуальный гламур, гламурная элита, лица гламура, It girl, гламурная масса, различающиеся по отношению человека к гламуру, степени вклада в модные тенденции, качеству жизни и копированию предлагаемого. Большая часть людей (лица гламура, It girl, гламурная масса), подчиненных идеологии гламура и его образу жизни, оказывается отчужденной от реального бытия, нанося себе вред, выражаемый в кризисности существования. Чтобы преодолеть переломные моменты, необходимо следовать тактикам меньшей части людей гламура (творцам гламура, интеллектуальному гламуру, гламурной элите), привнося в свою жизнь креативные идеи, динамично занимаясь саморазвитием и поиском точек для самореализации своего не только внешнего, но и внутреннего потенциала.

Библиография

Гандл, С. Гламур. - Москва : НЛО, 2011. - 416 с.

Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2011. - 332 с.

Руднева, Д. А. Гламур и его презентации в культуре постиндустриального общества на рубеже XX-XXI вв: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Екатеринбург, 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka. com/glamur-i-ego-prezentatsii-v-kulture-postindustrialnogo-obschestva-na-rubezhe-xx-xxi-vv#ixzz3cMC2sJNA (дата обращения: 04.07.2021).

Яковлева, Е. Л. Философские импровизации на тему гламура. - Казань : Познание, 2019. 400 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43485041 (дата обращения: 04.07.2021).

Ясперс, К. Ницше и христианство. - Москва : Медиум, 1994. - 115 с.

Lobel, S. Glamour and How to Achieve It. - London : Hutchinson, 1938.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.