КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 130.2: 159.9.019.43 DOI 10.36945/2658-3852-2021-4-7-12
Е. Л. Яковлева
К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ HOMO GLAMOROUS
Ф. Ницше был одним из первых, кто нарисовал довольно непривлекательную картину современного мира, в которой проблематизируется бытие личности. Именно он заговорил о «крушении культуры», в которой «образование подменяется пустым знанием; душевная субстанциональность - вселенским лицедейством жизни "понарошку", скука заглушается наркотиками всех видов и острыми ощущениями; всякий живой росток подавляется шумом и грохотом иллюзорного духа; все говорят, но никто никого не слышит; все разлагается в потоке слов; все пробалтывается и продается» [Ясперс, 1994, с. 13]. Интуитивно немецкий философ довольно точно перечислил признаки человека будущего, жизнь которого будет осуществляться в пустоте, скуке, бездуховности, одиночестве, продажности и с нулевым смыслом. Современная ситуация наглядно демонстрирует воплощение пророчества великого нигилиста. Общество потребления с его идеологией гламура рождает особый тип человека - homo glamorous, который стал объектом исследования статьи. На основе аналитического метода выявлены группы homo glamorous, наиболее часто встречаемые в пространстве социального.
Гламурный человек эклектичен и соткан из противоречий. В нем сочетаются свобода в самовыражении и тотальное подчинение тиражируемым образам, внимание к модным тенденциям и отчуждение от негламурной жизни, принципы self made и «ничегонеделания». Он одновременно активен и пассивен, соблазняем и безразличен, увлечен всем и ничем, восхищен и равнодушен, перенасыщен информацией и рассеян при ее восприятии, что делает его децентрированным. Homo glamorous не глубок: его знания носят поверхностный характер. Из их фрагментов он составляет мозаичное представление о том, что привлекает его внимание. Вбирая в себя элементы различного, homo glamorous становится не многомерным, а одномерным. Мечта Ф. М. Достоевского о сужении человека (вспомним слова Мити Карамазова: «Широк русский человек! Широк! Надо бы сузить») в эпоху гламура осуществляется. Даже наличие свободного времени и праздность не становятся для этого типа человека условием личного роста и
© Яковлева Е. Л., 2021.
саморазвития: он предпочитает бытийствовать по задаваемым/навязываемым стандартам, не рефлексируя и не морализируя над собственной жизнью и проявлениями в ней. Сам гламурный образ жизни не способствует духовному саморазвитию личности, не оставляя для нее пространств тишины и молчания. Цель жизни гламурной личности заключается в получении множества удовольствий (визуальных, телесных, вкусовых), а эстетство возводится в главный принцип, где красота оказывается без истины и нравственности. В итоге homo glamorous оказывается настолько ограниченным, пренебрегая интеллектуальным, нравственным и эстетическим, что пустоты множатся в его жизни, заставляя метаться в поисках неведомого Нечто. Отсутствие самодостаточности, собственных желаний и потребностей, не навязываемых извне, не делают homo glamorous счастливым. Его бытийствование наполнено скукой, меланхолией и страхами.
Homo glamorous - это человек-конструктор, без(д)умно разбирающий и собирающий себя как не-свое-Я-выдаваемое-за-свое-Я в результате манипуляцион-ных практик модных тенденций. Последние создают иллюзию собственной воли и желания, соблазняя своими тиражируемыми образами. Глянец навязчиво диктует подробные рецепты конструирования индивида (в виде диет, физических упражнений, косметологических/пластических процедур, моделей одежды и аксессуаров, косметических средств и уроков макияжа, поз и выражений лица). Они помогают создать идеальный гламурный образ. Следуя рекомендациям, homo glamorous получает возможность более выгодно позиционировать себя в обществе. Он любит играть на публику, (бесстыдно) выставляясь напоказ и с удовольствием принимая (нередко - отчужденное) восхищение. Публичное внимание важно для гламурной личности: без него она не может существовать.
Ввиду бесконечных экспериментов и трансформаций внешности homo glamorous порою невозможно запомнить. Он, превращаясь в мерцающе-исчеза-ющий след современности, руководствуется принципом «Жить сию же минуту, здесь и сейчас, оставаясь молодым и не желая больше выковывать из себя нового человека» [Липовецки, 2011, с. 23]. Нередко рожденное при формировании имиджа не-Я оказывается настолько чуждым Я, что создает проблемы в бытии, не осознаваемые индивидом. Постоянное переконструирование внешности (лица и тела) по задаваемым шаблонам гламура не дает удовлетворения и внутренних импульсов к саморазвитию, обрекая личность на сизифов труд. Сегодня процесс, связанный с изменениями внешности, приобретает массовый характер, негативно сказываясь на психическом и физическом состоянии индивида, что может привести к сбоям в генетическом коде человека. Homo glamorous теряет внутреннюю стабильность и уверенность, становясь открытым к любым внешним изменениям (имиджа, образа жизни, вкуса) и не обращая внимания на духовный мир. В итоге гламурная личность оказывается одновременно уверенной в себе и закомплексованной. Ее растерянность в бытии обусловлена в том числе страхом
перед завтрашним днем, потому что гламурность - это приобретенное, но не постоянное качество личности. Оно не передается по наследству. Homo glamorous может состариться, износиться, надоесть публике, уйдя из публичного пространства и не получая подтверждения своей значимости.
Несмотря на общие черты, тем не менее homo glamorous многолик и его можно классифицировать. Подобные попытки предпринимались неоднократно. Так, в 1938 г. актриса Сали Лебел выделила две группы гламурных людей: гла-мур фотографический и гламур реальности [Lobel, 1938, р. 21]. Первую группу, довольно малочисленную и избранную, представляют лица кинематографа: в начале ХХ в. они стали законодателями моды, стиля и имиджа. Актеры демонстрировали модные образы посредством стильной одежды, театральных жестов, поз и фраз, став объектами подражания массовой аудитории. Подчеркнем, люди, относящиеся к гламуру фотографическому, создавали свой имидж и тиражировали его, привлекая внимание аудитории своим участием в фотосессиях, кинофильмах и кинофестивалях, рекламе, модных показах и шоу. Забегая вперед, отметим: впоследствии появилась гламурная фотомодель/glamour model, а в СМИ - гламурное фото/glamour photo. При их создании значимое место принадлежит не только имиджмейкерам и фотографам, но и новым медиа, создающим видимость красоты.
Вторая группа - многочисленная массовая аудитория, ориентированная на гламур фотографический. Следуя установкам гламура фотографического (позитивное отношение к жизни, соблюдение диет, занятия спортом, искусство одеваться и накладывать макияж), люди этой группы пытались добиться гламурно-сти в повседневной жизни, далекой от кинематографа.
Стивен Гандл в своей монографии «Гламур» (2008 г.) классифицирует гламурных людей по алгоритмам приобретения гламурности: «Вертикальное продвижение, включающее восхождение из нижних слоев общества при помощи таланта, удачи, сексуальных услуг, и горизонтальное передвижение или географическое перемещение» [Гандл, 2011, с. 16]. Второй тип приобретения гламурности говорит в пользу того, что гламурной может стать иностранка, воплощающая дух притягательной непохожести (например, «французского эротизма, итальянской или испанской страстности или восточной экзотики» [Гандл, 2011, с. 16]). С. Гандл подчеркивает, эффект гламурности помогает создать расстояние: оно обеспечивает иллюзию чудесного, маскируя любые несовершенства, в том числе во внешности. Расстояние играет роль барьера, не позволяющего массовой аудитории приблизиться к элите гламура, что дает почувствовать разницу гламурной иерархии. «Гламур чувствуется, когда есть один барьер, и иногда, в эпоху медиа, когда их несколько, транслируясь через журнальные статьи, фотографии, спектакли и фильмы» [Гандл, 2011, с. 18].
Д. А. Руднева различает человека гламурного, воплощающего своим образом жизни системную реализацию истинного гламура, и человека, в чьих практиках обнаруживается ложный гламур, связанный с фрагментарным подражанием homo glamorous [Руднева, 2011].
Изучая феномен гламура [Яковлева, 2019], автор данной статьи создал собственную классификацию людей, принадлежащих миру гламура и следующих его образу жизни. Основанием классификации служат отношение человека к гламу-ру (всеохватное следование идеологии/фрагментарность), степень вклада в модные тенденции (креативность/пассивность) и качество жизни (зависит от экономической составляющей). В нашей классификации мы выделяем следующие группы: творцы гламура, интеллектуальный гламур, гламурная элита, лица гламура, It girl, гламурная масса. Каждая группа обладает собственными характеристиками. Так, творцы гламура профессионально создают модную тенденцию/стиль/образ в качестве рекламы, пуская ее в тираж. Данная группа является малочисленной, ее отличает креативный подход к создаваемому и возможность прикоснуться к лучшим образцам в потреблении. К творцам гламура можно отнести творческую элиту в лице дизайнеров, стилистов, редакторов модных журналов, фотохудожников. С этой группой пересекаются интеллектуальный гламур и гламурная элита. Это также немногочисленные группы людей творческих профессий, богемы, политической и бизнес-элиты. Нередко они самостоятельно создают свой образ и стиль жизни, являющиеся их фирменным знаком. Такая группа людей при формировании своего имиджа руководствуется знаниями, собственным, довольно утонченным, эстетическим вкусом, жизненными принципами. Благодаря перечисленному детали их стиля приобретают статус изысканной и утонченной гламурности, осмысленного символизма и элитарности. Как правило, в их жизни имеет место не кажимость красоты и ее симулякры, а роскошь и богатство, шик и прекрасное в классическом понимании. К числу многочисленных категорий относятся лица гламура (топ-модели, медийные персоны), то есть те, кто оказывается (нередко пассивным) носителем гламурного имиджа, лицом модного бренда, представителем шоу-бизнеса/спорта, постоянно развлекаясь и демонстрируя себя в СМИ, рекламе, социальных сетях, пропагандируя гламурный образ жизни с его атрибутами. Особо среди этой группы выделим It girl. Этот термин появился в 1927 г. после выхода кинофильма «It» о закулисной жизни актеров. Но еще раньше, в 1904 г., слово it (с англ. «это») встречается в рассказе Р. Киплинга. С его помощью описываются некоторые женщины, способные вызвать у мужчин восхищение: «It isn't beauty, so to speak, nor good talk necessarily. It's just 'К'»/«Не красота, так сказать, важна, и красивые слова говорить не обязательно. Главное - Это». Последнее подразумевает определенный типаж femme fatale/homme fatal, магнетизм, сексуальность, харизму, красоту и пр. Сегодня понятие It girl имеет несколько значений: светская львица, икона
стиля, популярная личность, богатая лентяйка, девушка, создающая модные тенденции. Среди характеристик It girl назовем повышенную чувствительность к тенденциям и трендам, умение разбираться в моде, безупречный вкус, создание собственного стиля на основе интерпретации модных тенденций, известность, богатство, роскошную жизнь, привлечение внимания к собственной персоне, в том числе посредством скандалов и эпатажных выходок. It girl может происходить из разных социальных слоев, а количество ее денег обусловливает экономическую нишу потребления. И, наконец, самая многочисленная группа - гламурная масса. Это сегмент массового общества, внедряющий в свою жизнь гламурный стиль жизни и его элементы посредством (нередко искаженного) копирования. Как правило, некритически воспринимая информацию, относящуюся к гла-муру, масса принимает ее за образец для подражания, повторяя в образе, алгоритмах поведения и действиях, предаваясь телесно-чувственным удовольствиям. Именно гламурная масса оказывается манипулируемым потребителем новинок, проявляя собственную всеядность к любым формам проявления гламурности. Потребляя соблазняющие ее эстетические симулякры, масса создает видимость красоты. Нередко гламурная масса, копируя задаваемый модный образ, являет своим видом нечто уродливое и безвкусное, вызывая сочувствие и насмешку.
В заключение подчеркнем следующие моменты. Современное социокультурное пространство, живущее под знаком гламура, приводит к появлению особого типа личности - homo glamorous. Этот тип личности не скован никакими рамками (интеллектуальными, нравственными и эстетическими), демонстрируя собственную значимость, праздность и беззаботность. Homo glamorous стремится к удовольствиям, а девизом его жизни становится «Да здравствует красота, молодость и богатство!». Принцип «Сделай себя сам» очаровывает личность. Желание быть гламурным поддерживается деятельностью СМИ, рекламы, моды и шоу-бизнеса, где предлагаются наглядные образ(ц)ы для подражания. Homo glamorous живет по стандартам глянцевых журналов и мыслит симулякрами. Он разучился свободно думать, а его выбор оказывается предопределенным гламурным потреблением. Ожидание готовых рецептов по формированию имиджа постепенно превращает личность в пассивную, ожидающую чуда преображения. У homo glamorous, сосредоточенного на корректировке внешних данных, вне зоны внимания оказываются духовные практики, направленные на личностную самореализацию и совершенствование внутреннего мира.
Постоянно изменяя свои образы/пристрастия/вкусы/предпочтения в зависимости от модных тенденций, гламурный человек скользит по жизни. Скольжение говорит в пользу непостоянств в жизни homo glamorous, а значит проявления синдрома метафизической недостаточности. Он предпочитает вести праздный образ жизни, развлекаться, покупать, путешествовать и демонстрировать себя. Растущие потребности, излишние по своей сути, символизируют жела-
ние расширить рамки бытия: гламурной личности оказывается тесно в мире, который она для себя создала.
Анализ позволил выявить следующее группы homo glamorous: интеллектуальный гламур, гламурная элита, лица гламура, It girl, гламурная масса, различающиеся по отношению человека к гламуру, степени вклада в модные тенденции, качеству жизни и копированию предлагаемого. Большая часть людей (лица гламура, It girl, гламурная масса), подчиненных идеологии гламура и его образу жизни, оказывается отчужденной от реального бытия, нанося себе вред, выражаемый в кризисности существования. Чтобы преодолеть переломные моменты, необходимо следовать тактикам меньшей части людей гламура (творцам гламура, интеллектуальному гламуру, гламурной элите), привнося в свою жизнь креативные идеи, динамично занимаясь саморазвитием и поиском точек для самореализации своего не только внешнего, но и внутреннего потенциала.
Библиография
Гандл, С. Гламур. - Москва : НЛО, 2011. - 416 с.
Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2011. - 332 с.
Руднева, Д. А. Гламур и его презентации в культуре постиндустриального общества на рубеже XX-XXI вв: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Екатеринбург, 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka. com/glamur-i-ego-prezentatsii-v-kulture-postindustrialnogo-obschestva-na-rubezhe-xx-xxi-vv#ixzz3cMC2sJNA (дата обращения: 04.07.2021).
Яковлева, Е. Л. Философские импровизации на тему гламура. - Казань : Познание, 2019. 400 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43485041 (дата обращения: 04.07.2021).
Ясперс, К. Ницше и христианство. - Москва : Медиум, 1994. - 115 с.
Lobel, S. Glamour and How to Achieve It. - London : Hutchinson, 1938.