Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТКИ-СПОРТСМЕНЫ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна

Статья посвящена изучению влияния занятий спортом на формирование личностных характеристик в подростковом возрасте, выступающего в качестве ресурса устойчивости и самоконтроля. Проведенное исследование однозначного влияния фактора спорта на личностные характеристики не выявило. Однако, у подростков, занимающиеся спортом, были выявлены такие личностные характеристики - склонность к сотрудничеству, легкость приспособления, развитое чувство сопереживания, обращенность вовне и легкость в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Сидорина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF STUDYING THE PERSONALITY TRAITS OF ADOLESCENTS INVOLVED IN SPORTS

The article is devoted to the study of the influence of sports on the formation of personal characteristics in adolescence, which acts as a resource for stability and self-control. The study did not reveal an unambiguous influence of the sport factor on personal characteristics. However, among adolescents involved in sports, the following personal characteristics were revealed - a tendency to cooperate, ease of adaptation, a developed sense of empathy, outward-facing and ease of communication.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

мотивационный показатель - развитие мотивов труда, стимулирование желания ребенка выполнять трудовые поручения (в том числе для кого-то); деятельностно-практический показатель - формирование навыков поэтапной работы, поддерживание в ребенке способности самостоятельно отслеживать качество результатов своего труда.

Просветительскую деятельность необходимо реализовывать со всеми обучающимися начального звена независимо от уровня отношения к труду. Главной задачей просвещения будет формирование психологических знаний о пользе труда не только для общества, но и для личностного развития. Возможными формами просветительских мероприятий могут стать классные часы о роли труда для их личности, проведенные совместно с педагогами, лекции-обсуждения с младшими школьниками об общечеловеческих личностных качествах, желаниях и мотивах, реализуемых в труде. Профилактическую деятельность также необходимо на наш взгляд реализовывать со всеми младшими школьниками для предупреждения возможных трудностей при формировании ценностного отношения к труду.

Литература:

1. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2015. - 767 с.

2. Данченко, С.А. Диагностика отношения к труду у профессионалов: Учеб. пособие / С.А. Данченко, Д.С. Корнилова. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. - 65 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Воронеж: Владос, 1996. - 340 с.

4. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская [и др.]. - М.: Институт общего среднего образования РАО, 1997. - 47 с.

5. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб.пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - М.: Издательский центр Академия, 2012. - 64 с.

6. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. - № 6. - 2015. - С. 2-7.

7. Чурекова, Т.М. Воспитание нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду с учетом возрастных особенностей / Т.М. Чурекова // Воспитание школьников. - 2016. - № 7. - С. 34-39

8. Чурекова, Т.М. Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности / Т.М. Чурекова, Е.Н. Штогрина // Вестник КемГУ. 2015. -№4-2 (64). - С. 99-102.

9. Ядов, В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 485 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния занятий спортом на формирование личностных характеристик в подростковом возрасте, выступающего в качестве ресурса устойчивости и самоконтроля. Проведенное исследование однозначного влияния фактора спорта на личностные характеристики не выявило. Однако, у подростков, занимающиеся спортом, были выявлены такие личностные характеристики - склонность к сотрудничеству, легкость приспособления, развитое чувство сопереживания, обращенность вовне и легкость в общении.

Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, подростки-спортсмены, спорт.

Annotation. The article is devoted to the study of the influence of sports on the formation of personal characteristics in adolescence, which acts as a resource for stability and self-control. The study did not reveal an unambiguous influence of the sport factor on personal characteristics. However, among adolescents involved in sports, the following personal characteristics were revealed - a tendency to cooperate, ease of adaptation, a developed sense of empathy, outward-facing and ease of communication.

Key words: adolescence, personality traits, teenage athletes, sports.

Введение. Изучение влияния спорта на личность как в теоретическом, так и в практическом аспекте спортивной деятельности является основополагающим, что представляет собой наиболее концептуально заостренную формулировку вопроса о сути спорта как такового. Однако, несмотря на многочисленность дискуссий, ведущихся на разных уровнях (от научных исследований до средств массовой информации), многие стороны данного вопроса остаются на сегодняшний день недостаточно изученными. Обращает на себя внимание уже тот факт, что даже самые общие оценки социально-культурного потенциала спорта (подчеркнем, что мы ведем здесь речь прежде всего о спорте высших достижений) являются крайне неоднозначными. Здесь нередки случаи как негативных, разоблачительных, так и позитивных, восхваляющих суждений [5, 8].

Как замечают О.В. Суворова, Н.И. Дунаева, Н.Е. Серебровская, именно спорт, как один из немногих социальных институтов решает важные социальные задачи: развивает личность человека, формирует новую систему жизненных ценностей, меняет отношение человека к себе и своей жизни [10].

Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в наше время обретают огромное значение и становятся социально обусловленными.

Психологи выделяют целеустремленность и настойчивость, смелость и самообладание, как одни из важнейших свойств личности, которые влияют на ее успешность. Эти качества в человеке непосредственно развивают занятия физической культурой и спортом [3].

Однако, все эти качества, о которых практически всегда, оценивая воспитательный потенциал спорта, говорят как о благоприятных, сами по себе амбивалентны, то есть они могут в содержательном плане быть и позитивными, и негативными. Спорт - это деятельность, которая может оказывать на личность воздействия как созидательные, так и разрушительные - по обстоятельствам.

С каждым годом в школах возрастает объем учебной нагрузки, внедряются новые средства и методы обучения: электронные доски, журналы и дневники, персональные компьютеры и прочая техника. В добавок к этому, сегодняшние подростки чрезмерно увлечены компьютерными играми, различными гаджетами, общением в социальных сетях. В итоге, постоянное психологическое и эмоциональное перенапряжение, короткий сон, сидячий образ жизни, недостаточное время пребывания на свежем воздухе, - все это оказывает неблагоприятное воздействие на растущий организм.

Все чаще у детей и подростков проявляются отрицательные черт характера: недостаточная дисциплинированность, безответственность, низкая мотивация, желание получать «все и сразу» и нежелание прикладывать собственные усилия для достижения цели [7].

Изучением особенностей подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Д. Элкинд, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Ш. Бюлер, Б. Заззо и мн. др. Но, на наш взгляд, недостаточно изученным остается вопрос о влиянии занятий физической культурой и спортом на личность подростка. Поэтому необходимы практические исследования в этой области.

Подростковый возраст относят к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных психологических кризисов, в основе которого — конфликт между новыми психологическими потребностями, и отсутствием возможности их удовлетворить [1, 2, 7]. Это и является отправной точкой для личностного развития и наработки нового опыта, который поможет в преодолении психологического кризиса и выходе на новый уровень развития личности. Как отмечают исследователи (Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н.И.), современные условия накладывают свой отпечаток и на личностное становление подростков, в том числе их самосознание, достигающее к подростковому возрасту нового уровня и приобретающее совершенно иное качественное наполнение [9, С. 3].

Мы полагаем, что физическое воспитание и спорт могут сыграть значительную роль в воспитании подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования было изучение влияния занятий спортом на формирование личности подростков: подростки, занимающиеся спортом более общительные, независимые и уверенные в себе, у них сильнее выражены такие личностные качества, как: настойчивость и целеустремленность, обладают сильной волей, высокой мотивацией, эмоциональной устойчивостью и самоконтролем.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13-15 лет средней общеобразовательной школы города Нижнего Новгорода общей численностью 81 человек. В исследовании были использованы следующие методики: анкетирование и 14-факторный личностный опросник Р. Кеттела [4].

Прежде всего, следует сказать, что по результатам ответов учащихся на вопрос анкеты: «Занимаетесь ли Вы спортом...?», все респонденты были разделены на две группы: подростки, занимающиеся спортом - 28 человек (15 мальчиков и 13 девочек) и подростки, не занимающиеся спортом - 28 человек (15 мальчиков и 13 девочек). Результаты оставшихся 25 школьников в исследовании не учитывались.

Результаты исследования, полученные в ходе анкетирования, показали, что подростки, занимающиеся и не занимающиеся спортом примерно в равной степени оценивают свое здоровье: 68% и 61% опрошенных ответили, что здоровы, самочувствие отличное, при этом девочки чаще, чем мальчики испытывают недомогания. Мальчики в большей степени, чем девочки придерживаются здорового образа жизни, общий % по этому показателю в группе спортсменов выше - 68% против 54% в группе подростков, не занимающихся спортом.

75 % подростков-спортсменов ответили, что их настроение в основном веселое и приподнятое, однако, девочки обеих групп чаще, чем мальчики, отмечали у себя переменчивость настроения, чаще сердятся и расстраиваются.

Спортсмены оказались более общительными (97%), чем не спортсмены (86%), их в большей степени устраивает, как складываются отношения с взрослыми и сверстниками, 75% респондентов ответили, что вполне довольны своей жизнью, в то время как в другой группе только 61 % опрошенных ответили положительно.

Не смотря на то, что общение со сверстниками в подростковом возрасте становится ведущим типом деятельности, 50% опрошенных респондентов ответили, что учеба для них важнее занятий спортом и общения с друзьями. На вопрос: «Какая Ваша ближайшая цель?», большинство подростков отвечали: «хорошо окончить школу, сдать экзамены, поступить в колледж/университет». Не все подростки смогли ответить на вопрос, что может говорить о недостаточной сформированности целеполагания.

Из 56 опрошенных подростков только половина смогли ответить, кем они видят себя в будущем. Из 16 девочек - 3 мечтают стать дизайнерами, 2 - журналистами, 2 - врачами, кроме этого были названы профессии: финансист, бухгалтер, программист, работник таможенной службы, учитель математики, педагог начальных классов, логопед, тренер, а также студент и игрок команды ФКС ННГУ. Среди 11 мальчиков: трое видят себя бизнесменами, двое - программистами, один мечтает стать летчиком или инженером, другой конструктором, ещё один врачом, хоккеистом, киберспортсменом, рэп-исполнителем.

У современных подростков нет четких образов «значимого другого», которые бы влияли на формирование системы ценностей, их моральные установки, видение будущего и себя в этом будущем. Идеалы призваны давать подростку некую почву под ногами, стержень и уверенность в том, что он делает и для чего, что в свою очередь формирует гармоничную Я-концепцию и влияет на становление социальной позиции, которые, активно развиваются в подростковом возрасте.

Не смотря на то, что общение со сверстниками в подростковом возрасте становится ведущим типом деятельности, 50% опрошенных респондентов ответили, что учеба для них важнее занятий спортом и общения с друзьями. На вопрос: «Какая Ваша ближайшая цель?», большинство подростков отвечали: «хорошо окончить школу, сдать экзамены, поступить в колледж/университет». Не все подростки смогли ответить на вопрос, что может говорить о недостаточной сформированности целеполагания.

Из 56 опрошенных подростков только половина смогли ответить, кем они видят себя в будущем. Из 16 девочек - 3 мечтают стать дизайнерами, 2 - журналистами, 2 - врачами, кроме этого были названы профессии: финансист, бухгалтер, программист, работник таможенной службы, учитель математики, педагог начальных классов, логопед, тренер, а также студент и игрок команды ФКС ННГУ. Среди 11 мальчиков: трое видят себя бизнесменами, двое - программистами, один мечтает стать летчиком или инженером, другой конструктором, ещё один врачом, хоккеистом, киберспортсменом, рэп-исполнителем.

У современных подростков нет четких образов «значимого другого», которые бы влияли на формирование системы ценностей, их моральные установки, видение будущего и себя в этом будущем. Идеалы призваны давать подростку некую почву под ногами, стержень и уверенность в том, что он делает и для чего, что в свою очередь формирует гармоничную Я-концепцию и влияет на становление социальной позиции, которые, активно развиваются в подростковом возрасте.

Результаты сравнения личностных характеристик у подростков - спортсменов и не спортсменов с помощью методики многофакторного исследования личности Р.Кеттела представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Средние значения по 14 личностным факторам у подростков, занимающихся и не занимающихся

спортом

В ходе анализа было выявлено, что достоверных отличий в зависимости от фактора «спорт» нет. Однако по фактору А обнаружена тенденция к различиям (при р=0,063). У подростков, занимающихся спортом, значения фактора А (шизотимия-аффектомия) больше, чем у подростков не спортсменов. Это можно интерпретировать следующим образом. Подростки, занимающиеся спортом, более обращены вовне и легки в общении. Они более склонны к сотрудничеству и хорошо приспособляются, при этом у них хорошо развито чувство сопереживания. Они более реалистичны, щедры, открыты, не боятся критики.

Сравнение личностных характеристик у мальчиков спортсменов и не спортсменов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Средние значения по 14 личностным факторам у мальчиков, занимающихся и не занимающихся

спортом

При использовании критерия Манна-Уитни не было выявлено значимых отличий в личностных факторах у мальчиков, занимающихся и не занимающихся спортом, даже на уровне тенденции. Это может свидетельствовать о том, что личностные характеристики мальчиков в исследуемом возрасте формируются под воздействием иных факторов, чем спортивная деятельность.

Сравнение личностных характеристик у девочек спортсменов и не спортсменов на рисунке 3.

Рисунок 3. Средние значения по 14 личностным факторам у девочек, занимающихся и не занимающихся

спортом

В отношении девочек были получены результаты, аналогичные результатам мальчиков. Данный результат также может свидетельствовать о том, что личностные характеристики девочек в исследуемом возрасте формируются под воздействием иных факторов, чем спортивная деятельность. Но также следует упомянуть, что результат может быть обусловлен малым объемом выборки.

Анализ по личностным характеристикам у спортсменом в зависимости от пола показал наличие четырех значимых отличий и двух отличий на уровне тенденции:

• по фактору С (степень эмоциональной устойчивости) (и=59; р=0,07);

• по фактору Е (пассивность - доминантность) (0=51; р<0,05);

• по фактору Н (робость, застенчивость - смелость, авантюризм) (0=45; р<0,05);

• по фактору Q (самоуверенность - склонность к чувству вины) (0=56; р<0,05);

• по фактору Q3 (степень самоконтроля) (0=55; р<0,05);

• по фактору Q4 (степень внутреннего напряжения) (0=59; р=0,06).

Следовательно, фактор пола значительно влияет на личностные характеристики спортсменов. Проинтерпретируем полученные результаты.

Мы можем полагать, что мальчики-спортсмены более эмоционально устойчивы и более реалистичны, чем девочки. При этом мальчики также предпочитают выступать как руководители по отношению к другим. Но это не истинное лидерство. Мальчики чаще, чем девочки, могут выступать как временные лидеры в экстремальных ситуациях или в неформальных группах. Мальчики более авантюристичны, социально смелы, они живы и непосредственны в эмоциональных реакциях. Личностные характеристики мальчиков менее, чем девочек, предрасполагают к высокой академической успеваемости.

Девочки склонны проявлять депрессивность, им более свойственны мрачные предчувствия, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях. Девочки менее эффективные ораторы, чем мальчики. Девочки более имеют тенденцию к беспокойству и возбудимости, неэффективности в групповой работе. Также девочки-спортсмены не склонны руководствоваться волевым контролем и социальными требованиями.

Несколько иные результаты были получены в отношении мальчиков и девочек, не занимающихся спортом. Обнаружено два значимых отличия:

• по фактору I (реализм - сензитивность) (0=38; р<0,01);

• по фактору Q4 (степень внутреннего напряжения) (0=37,5; р<0,01).

Как и в отношении результатов по спортсменам, девочки - не спортсмены также более имеют тенденцию к беспокойству и возбудимости, неэффективности в групповой работе. Этот результат соответствует результатам по спортсменам.

Выводы. В отличие от спортсменов, у не спортсменов выявлены отличия по фактору «реализм - сензитивность». Среди не спортсменов, для девочек более характерна высокая эмоциональная чувствительность, они менее чем мальчики, склонны к альтруизму, к проявлению ответственности. Девочки более творчески направлены, при этом проявляют недостаточную самостоятельность и терпеливость.

Поскольку однозначного влияния фактора спорта на личностные характеристики выявлено не было, то мы решили провести непараметрический факторный анализ с применением критерия Краскела-Уоллиса. Оказалось, что наиболее чувствительными показателями к двум факторам (пол и возраст) стали «пассивность-доминантность», «робость, застенчивость - смелость, авантюризм», «реализм - сензитивность» и «степень внутреннего напряжения». Отметим, что все указанные личностные характеристики зависят от пола. Следовательно, по данной выборке значительно большее влияние оказывает пол, а не фактор занятия спортом.

Данные полученные при использовании многофакторного личностного опросника Р.Кеттела и данные полученные при анкетировании в целом совпадают.

Достоверных отличий среди подростков, занимающихся и не занимающихся спортом выявлено не было. Это может свидетельствовать о том, что личностные характеристики в исследуемом возрасте формируются под воздействием иных факторов, чем спортивная деятельность.

Так анализ показателей в зависимости от пола, выявил наличие нескольких значимых отличий:

1) мальчики более эмоционально и стрессоустойчивы, более реалистичны, чем девочки; девочки более чувствительны, капризны и раздражительны, легко расстраиваются, часто меняется настроение, свойственна беспричинная тревога;

2) мальчики избегают правил, менее обязательственны и более эгоистичны, склонны к самоутверждению, властны и авторитарны, могут проявлять упорство в борьбе против групповых норм; девочки - сознательные, ответственные и исполнительные, на них можно положиться, требовательны к себе и полны планов;

3) мальчики более авантюристичны и социально смелы, живы и непосредственны в эмоциональных реакциях, не реагируют на сигналы опасности; девочки - застенчивы, сдержаны и боязливы, часто испытывают чувство вины и собственной неполноценности;

4) более практичны и самодовольны, чем девочки, проявляют скептицизм ко всему, что субъективно; девочки - более уступчивы, зависимы от других, нуждаются в помощи, недостаточно самостоятельны, чаще поддаются влиянию;

5) мальчики легче адаптируются, склонны к чувству удовлетворенности, расслабленность может приводить к лени.

Поэтому представляется необходимым проведение профилактической работы с подростками, заключающейся в

воспитании интереса к самому себе, формировании культуры самопознания и саморазвития; формировании у обучающихся умения строить жизненные планы.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.

2. Алиева, М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2007.

3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Уч. пособие для студ. высших пед. учебных заведений / Б.Р. Голощапов. - М.: Академия, 2001

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 318 с.

5. Журова И.А. Влияние спорта на формирование личности / И.А. Журова // ИнтерЭкспо Гео-Сибирь. - 2014. -№2. - Т. 6.

6. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: дис. ... докт. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Карпова. - Ярославль, 2009.

7. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб: Питер, 2012. - (Серия «Мастера психологии»).

8. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А.В. Родионов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с. («Gaudeamus»).

9. Семенова, Л.Э. Особенности Я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации / Л.Э. Семенова, Т.А. Серебрякова, Н.И. Белаш // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №2. - С. 11. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/991/728

10. Серебровская, Н.Е. Новый взгляд на подготовку тренера в системе высшего профессионального образования / Н.Е. Серебровская, О.В. Суворова, Н.И. Дунаева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 4. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1087/780

Психология

УДК 159

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Никуленкова Ольга Евгеньевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогического

образования, декан гуманитарного факультета Демченко Наталья Юрьевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования Макаренко Инна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Подвергаются рассмотрению наиболее значимые психологические аспекты организации творческой деятельности преподавателей российской системы высшего образования на современном этапе её развития. Перед началом обсуждения основного предмета демонстрируются условие, в которых протекает развитие системы ВО на протяжении трёх последних десятилетий. Доказывается, что поиск путей оптимизации процесса организации творческой деятельности профессорско-преподавательского состава является актуальной на сегодняшний день проблемой дальнейшего совершенствования образовательной сферы. Далее исследуются основные черты процесса педагогического творчества, его признаки. Также демонстрируются потенциальные продукты эффективной творческой деятельности современного педагога высшей школы. Изучаются условия повышения эффективности творческой деятельности современного преподавателя системы высшего образования.

Ключевые слова: педагогическое творчество, творчество преподавателя высшей школы, преподаватель, высшее образование, модернизация системы высшего образования.

Annotation. The most significant psychological aspects of the Russian higher education system teachers' creative activity organization at its development present stage are considered. Before starting the discussion of the main subject, the conditions in which the development of the higher education system has been taking place over the past three decades are demonstrated. It is proved that the search for ways to optimize the process of organizing the creative activity of the teaching staff is an urgent problem of its further improvement today. Further, the main features of the pedagogical creativity process, its signs are investigated. The potential products of effective creative activity of a modern high school teacher are also demonstrated. The conditions of increasing the creative activity effectiveness of a modern higher education teacher are studied.

Key words: pedagogical creativity, creativity of a higher school teacher, teacher, higher education, modernization of the higher education system.

Введение. Повышение качества образования, в т.ч. высшего, представляет собой одну из важнейших задач в контексте дальнейшей модернизации всех сфер жизни РФ [1; 5; 9; 13-14]. Она отличается сложностью и многоаспектностью.

В свою очередь, одними из значимых аспектов данной проблемы являются вопросы, связанные с развитием творческой деятельности преподавателя высшей школы [2; 6-8; 14]. Их актуализация связана с возрастающей потребностью современного общества в специалистах, отличающихся способностью к быстрой адаптации в условиях динамично меняющейся социально-экономической и культурной среды, а равно и развитыми способностями к эффективной творческой деятельности.

Исследование ключевых психологических аспектов организации творческой деятельности преподавателей высшей школы является значимым в плане разработки социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективную работу организаций ВО, а также в контексте проблем, связанных с мотивационно-потребностной сферой преподавателя, его мотивационной готовности и профессиональной компетентности [7, С. 135-136].

Изложение основного материала статьи. Основной особенностью педагогического творчества современного преподавателя вуза является то, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность студента. Соответственно, прочие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности по той причине, что в процессе профессиональной деятельности преподавателя организации высшего образования происходит «творение» и «сотворение» личности будущего специалиста [4, С. 120].

Непосредственно перед началом исследования ключевых психологических аспектов процесса организации творческой деятельности ППС организаций ВО следует рассмотреть основные аспекты понятия «творческая личность». В их числе следует выделить:

- смелость воображения и мысли;

- независимость суждений;

- критичность суждений;

- готовность к потенциальным рискам;

- высокая степень познавательной активности [8, С. 24].

Соответственно, в современной науке дефиниция «творческая личность» определяется как тип личности, для которого характерны:

- мотивационно-творческая активность, проявляющаяся в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей;

- устойчивая направленность на творчество [17, С. 15].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.