Научная статья на тему 'К проблеме изучения личности журналиста-профессионала'

К проблеме изучения личности журналиста-профессионала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
247
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / МАСС-МЕДИА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION MARKET / MASS MEDIA / RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL CULTURE / MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абишева В. Т.

Актуальность исследования обусловлена преобразованиями общества в обстановке интенсивного влияния информации на прогресс человечества. Картина мира журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Чрезвычайно важной в этой связи является проблема формирования профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме изучения личности журналиста-профессионала»

Абишева В.Т. ©

Д.ф.н., профессор кафедры журналистики,

Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова,

Караганда, Казахстан

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена преобразованиями общества в обстановке интенсивного влияния информации на прогресс человечества. Картина мира журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Чрезвычайно важной в этой связи является проблема формирования профессиональной культуры.

Ключевые слова: информационный рынок, масс-медиа, ответственность, профессиональная культура, средства массовой информации.

Keywords: information market, mass media, responsibility, professional culture, the media.

Наступление эпохи всемирной доступности и прозрачности информации повышает требование к создателям CМИ и их ответственность перед адресатом. Можно говорить о новой ступени общественного развития, когда инновационно-коммуникативные технологии изменяют характер организации трудовых процессов. Имеется немало критериев, по которым

оцениваются сотрудники в разных сферах производственной деятельности. Конечно, требования варьируются, но в любой профессии можно выделить свойства личности, которые либо помогают, либо затрудняют выполнение профессиональных задач.

Эксперты HeadHunter Казахстан - компании интернет-рекрутмена, портала по поиску профессионалов, проанализировав более 2,5 миллиона анкет людей, которые ищут работу,

составили рейтинг личных качеств, которыми характеризуют себя казахстанцы (на 30 мая 2014 г.). Характерно, что наряду с другими, среди наиболее востребованных специалистов в столице республики Астане во втором квартале 2014 года по сравнению со вторым кварталом 2013 года оказались профессиональные сферы «Искусство, развлечения, масс-медиа» (прирост составил 84%). Оказалось, что каждый третий соискатель считает себя ответственным (34,4%) и коммуникабельным (30,4%). Отмечены также стрессоустойчивость (16,5%), целеустремленность (14%), исполнительность (11,4%), быстрая обучаемость (10,7%) и пунктуальность (10,4%). Двое уверены в своей высоконравственности. 10 респондентов

сообщили о своей галантности, 12 - о гениальности, 20 - о храбрости, 21 - о хитрости, 64 -о душевности [1].

Картина мира журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Полагая, что всё «многообразие необходимых журналисту качеств не поддаётся описанию», учёные делят их на несколько внутренне целостных подгрупп: идейно-нравственные, деловые: способность, интеллект, память, владение техническими средствами труда и т. д.; характерологические: отношение к делу, инициатива и ответственность; физические: здоровье и выносливость [2, 43-48].

Социальные психологи так классифицируют имидж журналистов:

по типу контакта - дружеский (ключевая характеристика -привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность); по уровню близости - герой -идеальная личность; антигерой - простой человек, «один из нас»; мистическая личность -

чужой нам, но необычный; по функции в процессе социализации - учитель, вожак, кумир,

©© Абишева В.Т., 2014 г.

мэтр, командир; по типу текста - и парадигме мышления - миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик [3, 78].

К наиболее важным критериям исследователи относят: повышенный (выше среднего) интеллектуальный уровень личности, способность к аналитическому, интуитивному и словесно-логическому мышлению; обладание высокоразвитым «эмоциональным мозгом» [4, 107-125]; постоянная потребность в познании и самообразовании, стремление к духовной самореализации и достижению акме; энциклопедичность знаний, владение научной методикой анализа действительности; внутреннее усвоение толерантности, эмпатии, идеологического плюрализма, политической корректности; умение отстаивать свои идейные и социальные позиции, самостоятельность мышления, обладание амбавертным темпераментом, силой воли и умением «держать удар»; высокая общая и политическая культура, интернационализм; социальная ответственность; литературные и, шире, художественно-творческие способности; внутренняя свобода мыслей; нетерпимость к социальной несправедливости, аморализму, криминализму в обществе» [5, 266-267]. Эти качества не подвержены влиянию времени, перемен в политике и общественной нравственности.

Е.П. Прохоров представляет проблему личности профессионала в виде схемы из ядра и концентрических окружностей. Ядро личности - это склонности, способности и социальномировоззренческая позиция журналиста. Первый круг вокруг ядра - личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые, и физические). Второй - система знаний: энциклопедизм, профессионально-журналистские, специальные. Третий - навыки и опыт, в горниле которых находят выражение качества, способности и знания журналиста. В практической деятельности проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста - гражданской, юридической, этической [6, 126].

Кроме общепрофессиональных качеств журналист ценится за уникальные, только ему присущие особенности. По мнению В. А. Аграновского, «в основе любой творческой профессии, в том числе и нашей, лежит природный дар, отсутствие которого восполнимо разве что самоотверженным трудом и безмерной любовью к делу» [7].

Журналистика, как одна из важнейших, полифункциональных областей социальной практики, находящихся на стыке разных наук, во все времена испытывает потребности в квалифицированных кадрах. Причём, в связи с повышением образовательного уровня и роста политической активности аудитории, расширением и углублением интересов и запросов в разных областях массовой информации, растут требования к уровню квалификации адресанта. Подтверждением является вечный вопрос, стоящий перед редакторами популярных СМИ, где, как правило, штатные должности вакантными не бывают, но необходимость в профессионалах высокого качества остаётся всегда: как подобрать таких сотрудников, чтобы им можно было без сомнения доверить ответственный фронт работы. Эта потребность особенно обостряется в рыночных условиях конкуренции и борьбы за выживание.

Недостаточный уровень профессионализма сотрудников исследователи объясняют целым рядом факторов, таких, как количественный рост частных изданий, коммерческих телевизионных и радиокомпаний, которые вынуждены привлекать непрофессионалов;

понижение планки редакционных требований, пресловутый поток «желтизны», «чернухи» и «заказухи» как следствие соперничества между массовыми СМИ и желания любым способом удержаться на медиарынке, который вынуждает журналиста любой ценой добиваться успехов в избранной нише. Рейтинг порой оказывается дороже чести. Идёт непрерывная конкурентная борьба за потребителя творческой продукции. Журналист стремится успеть оперативно сообщить о событии, высказать своё мнение, чтобы быть узнаваемым, оригинальным и неповторимым. В то же время, редакционная политика изданий и каналов меняется, согласуясь с требованиями времени. Появляются новые задачи: максимально используя инновационный потенциал, соотносить с потребностями аудитории и тематику, и жанр, темы и рубрики; постоянно совершенствуя содержание, формы и методы журналистского творчества, приобретать навыки самоконтроля и саморегулирования. Всё чаще встречаем термин «самомаркетинг», который становится важным инструментом в ускорении развития карьеры журналиста, повышения его имиджа и рейтинга издания или канала.

Новые условия, естественно, порождают и новый тип журналиста. С омоложением создателей отечественной прессы изменились характер, стиль и ритм публикаций, их динамический потенциал. Молодые журналисты, приходящие в редакции, обладают большей раскованностью и свободой мышления, чем это было два десятилетия назад. Они более предприимчивы, смелы, инициативны, порой самоуверенны, не боятся высказывать своего мнения. Пытаются осуждать безнравственность, в то же время, увлекаясь, сами стремятся «делать имя» на сенсациях. Одна из характерных черт представителей нынешнего поколения -отсутствие комплексов. Чем моложе журналист, тем чётче у него прослеживается ориентация на рыночные отношения и больше желания работать в РЯ или в рекламной коммерческой журналистике. Кадров для качественной прессы не хватает, их надо растить тщательно, и это сегодня проблема не только журналистского сообщества.

От современного специалиста требуется владение профессиональными навыками сразу в нескольких отраслях. Цифровые технологии позволяют решать эту задачу максимально эффективно. Сегодня необходимо иметь знания о классических методах работы в медиаиндустрии, владеть мультимедийными средствами, умениями, компетенциями, которые позволяют быстро определить лучший формат подачи информационного продукта, одновременно готовить материалы для передачи по различным каналам информации: периодической печати, телевидению, радио, Интернету и мобильным СМИ. Он должен уметь снимать видео, записывать аудио-подкасты, монтировать сюжеты, работать с блогами, производить текст и т.д. То есть, мы имеем возможность наблюдать внедрение в процесс медиасреды идеи «универсального журналиста».

Опрос, который проводился Фондом «Общественное мнение» 23 марта 2014 года среди 1,5 тысячи респондентов в 100 населенных пунктах 43 субъектов РФ показал, что более половины (54%) граждан считают, что профессиональный уровень журналистов в последние годы повысился. В то же время четверть граждан (25%) отмечает, что уровень журналистов не изменился, а 7% полагают, что снизился. Более половины участников опроса (59%) уверены, что журналисты оказывают положительное влияние на жизнь страны. Негативное влияние СМИ испытывают 5%, а 20% не ощущают на себе никакого влияния. Большинство респондентов считают, что журналист должен быть честным, объективным, принципиальным [8].

Существенной особенностью и одним из определяющих обстоятельств, накладывающих особую ответственность на профессию журналиста, является факт, что его труд соприкасается непосредственно с человеком. Кроме того, в информационном процессе создатель медиатекста становится проводником не только своего речевого продукта, но и социально значимой информации, имеющей общественный характер. Отсюда и требования к нравственно-этическим качествам личности. Может возникнуть немало трудностей, преодолеть которые можно только благодаря абсолютному профессионализму. У журналистов, представляющих разные средства массовой информации, должно быть единым представление о долге как внутреннем законе, который предопределяет поведение в различных ситуациях. Поэтому состояться как профессионал журналист может в том случае, если, следуя требованиям долга, он состоялся как личность.

Литература

1. http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/ society/18381506/?frommail= 1

2. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб, 1995.

3. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. - СПб, 1998.

4. Социология журналистики. Очерки методологии и практики: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Корконосенко. - М., 1998.

5. Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 448 с.

6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2002. -332 с.

7. Аграновский В. А. Ради единого слова. - М.: Мысль, 1978. - 168 с.

8. http://ria.ru/society/20140327/1001251235.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.