12. Chistjakov V.D. O proniknovenii idej Lobachevskogo v srednjuju shkolu [On the penetration of Lobachevsky's ideas into secondary school]. Istoriko-matematicheskoe issledovanie, vyp. 9, 1956.
13. Shamova T.I. Aktivizacija uchenija shkol'nikov [Activation of schoolchildren's learning]. M.: Pedagogika, 1982.
14. Shhukina G.I. Pedagogicheskie problemy formirovanija poznavatel'nyh interesov uchashhihsja [Pedagogical problems of forming cognitive interests of students]. M.: Pedagogika, 1988.
15. Shhukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike [The problem of cognitive interest in pedagogy]. M.: Pedagogika, 1971.
16. Jaglom I.M. Geometrija v starshih klassah srednej shkoly [Geometry in senior classes of secondary school]. Matematika v shkole, № 4, 1969.
17. Jakimanskaja I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole [Personally oriented learning in a modern school]. M.: Sentjabr', 1996.
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Кальней Валентина Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор, Российская международная академия туризма (г. Химки), е-таИ: [email protected]
Коломийцева Ольга Владимировна
Аспирант, Академия социального управления (г. Москва), е-таП: о^а[email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-123-129
Аннотация:
В статье рассматривается понятие самооценки в психолого-педагогической научной литературе, сделан акцент на понятии самооценки для детей с ОВЗ и методах ее формирования, используя личностно-ориентированный, системно-деятельностный и средовой подходы. Автор дает определение педагогического сопровождения и самооценки c учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными способностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, самооценка, педагогическое сопровождение.
ON THE PROBLEM OF STUDYING THE FORMATION OF SELF-ESTEEM OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES
Kalney Valentina Alekseevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian International Academy of Tourism (Khimki), е-mail: [email protected]
Kolomiytseva Olga Vladimirovna
Postgraduate student, Academy of Public Administration (Moscow), е-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-123-129
Abstract:
The article examines the concept of self-esteem in the psychological and pedagogical scientific literature, focuses on the concept of self-esteem for children with disabilities and methods of its formation using personality-oriented, system-activity and environmental approaches. The author defines pedagogical support and self-assessment, taking into account the individual characteristics of students with disabilities.
Key words: children with disabilities, self-assessment, pedagogical support. .
В связи с увеличивающимся количеством детей с ОВЗ (по данным Росстата по состоянию на 2018 год в России было более 6 млн. младших школьников, среди них от 4,5 до 8% -дети с ОВЗ (около 480 000 детей) , на 2022 год-728 988 детей в официальном статусе инвалидов в возрасте до 18 лет), проблема обучения таких детей становится все актуальней из года в год. В силу особенностей развития дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в общеобразовательной школе только при создании специальных условий, когда процесс обучения проходит при педагогическом сопровождении педагогов, специалистов и родителей.
Основываясь на исследованиях Т. А. Чередниковой, Е. И. Казаковой, М. Р. Битяновой, Л. М. Шипицыной, А. П. Тряпицыной, А. В. Мудрика, Н. М. Назаровой, И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковской, Т. А. Соловьевой, C. В. Алехиной и др. под педагогическим сопровождением мы будем понимать непрерывный, системный процесс поддержки обучения и воспитания ребенка силами педагогов, родителей, в результате которого ребенок проходит путь от субъекта до личности, педагог -до наставника, мотивируя ученика реализовывать свой потенциал на пути социализации.
В исследованиях самооценки Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, А. А. Катае-
вой, Е. А. Стребелевой, В. Г. Петровой, С. С. Федоровой, Е. Е. Шевцовой отмечается низкая самооценка детей с ОВЗ как одна из их психических особенностей и следствие отсутствия коррекционной работы с ними.
Самооценка зависит от успешности ребенка в выполнении разных видов учебной деятельности. Так как у детей с ОВЗ развитие познавательной сферы происходит с отставанием, что выражается в трудностях переключения, низкой работоспособности, отставании в развитии эмоций, отвлекаемости и т. д., такой ребенок может находиться в ситуации успеха только с помощью педагога. Без создания специальных условий силами педагога и родителей, дети зачастую неуспешны в обучении, к сожалению, понимают это, вследствие чего у обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом без коррекции преобладает низкая самооценка.
В силу того, что особенности развития детей с ОВЗ многообразны, индивидуальны, большинство ученых, в том числе И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, А. Н. Коноплева, Н. М. Назарова, О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова и др., отмечают важность использования личностно-ориентированного подхода при осуществлении процесса сопровождения ребенка в обучении и воспитании.
В психологических исследованиях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина акцент понятия самооценки делается на том, что развитие, формирование личности происходит через новую деятельность, отмечается ее ведущая роль, воспитательная функция школьного обучения [14]. Психологи считают самооценку важным новообразованием, возникающим к 7-ми годам, к началу младшего школьного возраста [1].
Продолжая развивать мысль о ведущей роли деятельности в формировании самооценки, известный психолог с мировым именем Ж. М. Глозман, следуя идеям А. Г. Рузской, утверждала, что оценка и самооценка, познание и самопознание является продуктом деятельности, отмечая, что общение оказывает влияние на развитие всех психических процессов и состояний [3]. Ученый трактовала самооценку как аффективную часть образа Я, тесно связанную с представлением о своем социально-коммуникативном ранге в коммуникативном процессе, обеспечивающим социально-психологическую адаптацию субъекта к неблагоприятным условиям (Зейгарник, 1971; Глозман 2000).
М. И. Лисина отмечала, что самооценка ребенка является эффективной составляющей образа себя как продукта коммуникативной деятельности ребенка, внеся новые и оригинальные акценты в понимание самооценки, предложив рассматривать ее, не отделяя от когнитивного компонента [6], тем самым уточняя вид основной деятельности для формирования самооценки.
Считаем необходимым остановиться на точке зрения психолога, психотерапевта В. И. Гарбузова, говорящего о том, что при неправильном воспитании ребенка в семье может образовываться завышенная или заниженная самооценка [2], тем самым, подчеркнем важную роль родителей при формировании самооценки.
Таким образом, на основании анализа работ известных ученых психоло-
гов, делаем вывод о важности общения как коммуникативной деятельности для формирования самооценки, где принципиально важную роль играет окружение, в том числе родители.
Педагоги рассматривают самооценку как рефлексивное отношение «человека к себе, когда его Я выступает одновременно в виде субъекта и объекта самоанализа» [8], отмечая при этом, что самооценка является важным элементом развития самосознания. О недостаточном развитии у младших школьников самосознания и самооценки, умении правильно оценить отношение к себе коллектива, недостатке культуры восприятия друг друга говорит И. П. Подласый (Под-ласый, 2000). Ограничение форм общения, по мнению Е. Е. Шевцовой, приводит к самоизоляции, блокируются социальные и психологические потребности, нарушается процесс самоактуализации, творческой продуктивности, снижается активность личности и самооценка [13].
Как именно происходит формирование самооценки? На этот вопрос дают ответ ученые Э. Ф. Зеер, Г. Ф. Трубина, М. В. Мащенко, делающие акцент на том, что в созданной (педагогом и родителями-примечание автора) ситуации успеха, которая способствует обретению желания продолжения деятельности, происходит изменение уровней самоуважения и самооценки, и это служит основой к появлению более сильных мотивов приобретения знаний [11]. Таким образом, формирование самооценки можно рассматривать во взаимосвязи с развитием мотивации.
Исходя из приведенных выше высказываний А. В. Мудрика и Э. Ф. Зеер, следует важный вывод для нашего исследования о том, что, работая над самооценкой ученика, мы осуществляем персонализированное педагогическое взаимодействие в рамках личностно-ориентированного подхода, создавая условия для самоопределения и самореализации личности обучающегося.
На самооценку ребенка влияет успешность выполнения заданий, их уровень (ребенку нравится справляться с более сложными заданиями, которые были ему не доступны в начале обучения), поддержка семьи и друзей, знакомых. А. Маслоу замечал, что «дети усваивали материал лучше, если поддерживающий их взрослый сам обладал высокой самооценкой, а также такими качествами, как креативность, спонтанность, способностью передать смысл, а не только факты» [стр.314, 7].
Разделяя идеи С. Л. Рубинштейна, В. А. Кальней согласимся, что самооценка и самокритика являются стимулами для сознательной работы человека со своим мировоззрением, как общественного индивида, над собой, своим характером, а значит и для формирования его личности [4; 10], но в случае с детьми с ОВЗ процесс формирования самооценки не может происходить вне педагогического сопровождения в силу особенностей ребенка с ОВЗ.
В нашем исследовании самооценка раскрывает аспекты формирования личности в деятельности посредством общения, при поддержке ближайшего окружения, в том числе родителей, при погружении ребенка в ситуацию успеха.
Таким образом, определение самооценки базируется на знании особенно-
стей детей с ОВЗ и состоит в ее понимании как объективной рефлексии своей деятельности и эмоционального состояния с помощью участвующих в сопровождении педагога и родителей с пониманием перспектив на ближайшее и отдаленное будущее.
В силу комплексной работы с ребенком с ОВЗ, проводимой несколькими специалистами, в том числе психологами и педагогами, при формировании самооценки используются следующие психолого-педагогические методы:
1. Аутотренинг;
2. Арт-терапия;
3. Рефлексия в результате бесед, дискуссий, в том числе ведение дневников;
4. Обсуждение литературных произведений для «проживания ролей и эмоций», сказкотерапия;
5. «Ситуация успеха» в процессе обучения.
Все перечисленные выше методы нашли применение в авторском пособии по социально-коммуникативному развитию «Солнечный круг. Говорю, чтобы меня увидели» [5], в котором предложены подробные планы курса-интенсива для младших школьников с ОВЗ с экологичным включением в занятие интерактивных коррекционно-развивающих игр.
В заключении нашего исследования проблемы формирования самооценки в процессе педагогического сопровождения детей с ОВЗ, на основании изученной психолого-педагогической научной литературы, сделаем вывод о том, что самооценка ребенка выступает одним из показателей эффективности педагогического сопровождения, являясь одной из составляющих в формировании личности.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка.-М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005.-512 с.- (Библиотека всемирной психологии)
2. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 296 с. ISBN 978-5-9925-10362.
3. Глозман Ж. М. Патология общения и личность: специальность 19.00.04 «Медицинская психология»: автореф. дисс. ...доктора психологических наук/ Глозман Жанна Марковна; Московский государственный университет им. М В Ломоносова - Москва, 2000. - 86с.
4. Кальней, В. А. Управление качеством образовательного процесса: (Ту-ристика: монографические исследования) / В. А. Кальней, С. Е. Шишов, Е. Е. Бухтеева; Российская международная академия туризма.-Москва: ООО «Издательская группа «Логос», 2015.-271 с.- ISBN 978-5-98704-816-0.-EDN VKYJDH.
5. Коломийцева О. В. Солнечный круг. Говорю, чтобы меня увидели. Соци-
ально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 64 с. (Библиотека Логопеда). ISBN 978-5-9949-3306-0
6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практиче-ской психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 978-5-4461-1309-5.
8. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.-624c.
9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И Л . Подласый.—М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.
— Кн. 2. Процесс воспитания. — 256 с.: ил. ISBN 5-691-00174-4.
10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика,
1989.
11. Трубина Г. Ф., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. 2017. №6. URL:https://cyberleninka.m/artide/n/sotsialno-orientirovannyy-podhod-v-obrazovanii-kak-uslovie-uspeshnoy-sotsiaHzatsii-uchaschegosya (дата обращения: 02.10.2023).
12. Шевцова Е. Е. Заикание: учебное пособие для вузов. М., 2022.
13. Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В. Секачев, 2005
- 128 с.
14. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б. Эль-конин. Избранные психологические труды.-М.: «Педагогика», 1989.
References
1. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija rebenka [Psychology of child development]. Moscow: Izd-vo Smysl, Izd-vo Jeksmo, 2005.512 s. (Biblioteka vsemirnoj psihologii)
2. Garbuzov V. I. Vospitanie rebenka v sem'e: Sovety psihoterapevta [Raising a child in the family: Advice from a psychotherapist]. Sankt-Peterburg : KARO, 2015. 296 s. ISBN 978-5-9925-1036-2.
3. Glozman Zh. M. Patologija obshhenija i lichnost': special'nost' 19.00.04 «Medicinskaja psihologija»: avtoref. diss. .. .doktora psihologicheskih nauk [Pathology of communication and personality: specialty 19.00.04 "Medical psychology": abstract. diss. ... Doctor of Psychological Sciences]. Glozman Zhanna Markovna; Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M V Lomonosova. Moskva, 2000. 86s.
4. Kal'nej, V. A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa: (Turistika: monograficheskie issledovanija) [Quality management of the educational process: (Tourism: monographic studies)]. V. A. Kal'nej, S. E. Shishov, E. E. Buhteeva;
Rossijskaja mezhdunarodnaja akademija turizma.-Moskva: OOO «Izdatel'skaja gruppa «Logos», 2015. 271 s. ISBN 978-5-98704-816-0. EDN VKYJDH.
5. Kolomiîceva O. V. Solnechnyî krug. Govorju, chtoby menja uvideli. Social'no-kommunikativnoe razvitie deteî s OVZ [Solar circle. I say so they can see me. Social and communicative development of children with disabilities]. M.: TC Sfera, 2024. 64 s. (Biblioteka Logopeda). ISBN 978-5-9949-3306-0
6. Lisina M.I. Obshhenie, lichnost' i psihika rebenka [Communication, personality and psyche of the child. / Edited by Ruzskaya A.G.]. Pod redakciej Ruzskoj A. G. M.: Izdatel'stvo «Institut praktiche-skoj psihologi», Voronezh: NPO «MODJeK», 1997. 384s.
7. Maslou A. Motivacija i lichnost'. 3-e izd. [Motivation and personality. 3rd ed.]. Per. s angl. SPb.: Piter, 2019. 400 s. (Serija «Mastera psihologii»). ISBN 978-54461-1309-5.
8. Mudrik, A. V. Socializacija cheloveka: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij [Human socialization: textbook. aid for students higher textbook institutions]. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta, 2011.-624c.
9. Podlasyî I. P. Pedagogika. Novyî kurs: ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedeniî : v 2 kn. [Pedagogy. New course: textbook. for students higher textbook establishments: in 2 books.]. M.: Gumanitar, izd. centr VLADOS, 2004. Kn. 2. Process vospitanija. 256 s.: il. ISBN 5-691-00174-4.
10. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii: V 2 t. [Fundamentals of general psychology: In 2 volumes]. M.: Pedagogika, 1989.
11. Trubina G. F., Zeer Je. F., Mashhenko M. V. Social'no-orientirovannyj podhod v obrazovanii kak uslovie uspeshnoj socializacii uchashhegosja [Socially-oriented approach in education as a condition for successful socialization of the student]. Obrazovanie i nauka. 2017. № 6. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-orientirovannyy-podhod-v-obrazovanii-kak-uslovie-uspeshnoy-sotsializatsii-uchaschegosya (data obrashhenija: 02.10.2023).
12. Shevcova E. E. Zaikanie: uchebnoe posobie dlja vuzov [Stuttering: a textbook for universities]. M., 2022.
13. Shevcova E. E. Preodolenie recidivov zaikanija [Overcoming relapses of stuttering]. M.: V. Sekachev, 2005 128 s.
14. Jel'konin, D. B. Psihologija obuchenija mladshego shkol'nika [Psychology of teaching primary schoolchildren]. Izbrannye psihologicheskie trudy.-M.: «Pedagogika», 1989.