Научная статья на тему 'К проблеме истории заселения белорусским народом республики Башкортостан'

К проблеме истории заселения белорусским народом республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
824
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУСЫ / BELARUSIANS / ЭТНОС / ETHNIC GROUP / РЕГИОН / REGION / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хуснутдинова Ляйля Гельсовна

Статья посвящена вопросам истории заселения белорусским народом Республики Башкортостан. На основе анализа статистических данных отслеживается динамика численности белорусов в регионе. Раскрываются название и самоназвание этноса, даётся характеристика языка белорусского народа. Приводятся сведения об экономических и культурно-образовательных связях между Республикой Беларусь и Башкортостаном в конце XX начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the History of the Belarusian People Settlement in the Republic of Bashkortostan

The article is devoted to the history of the Belarusian people settlement in the Republic of Bashkortostan. The statistics analysis shows the population dynamics of the Belarusians in the region. The article reveals the name and self-appellation of the ethnic group and characterizes the language of the Belarusian people. The author provides information on the economic, cultural and educational relations between the Republic of Belarus and the Republic of Bashkortostan at the end of XX beginning of XXI centuries.

Текст научной работы на тему «К проблеме истории заселения белорусским народом республики Башкортостан»

УДК 94(=222.8)(470.57)

К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИИ ЗАСЕЛЕНИЯ БЕЛОРУССКИМ НАРОДОМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Л. Г. Хуснутдинова

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Статья посвящена вопросам истории заселения белорусским народом Республики Башкортостан. На основе анализа статистических данных отслеживается динамика численности белорусов в регионе. Раскрываются название и самоназвание этноса, даётся характеристика языка белорусского народа. Приводятся сведения об экономических и культурно-образовательных связях между Республикой Беларусь и Башкортостаном в конце XX — начале XXI вв.

Ключевые слова: белорусы, этнос, регион, Республика Башкортостан, миграция, население, традиции, культура.

Башкортостан является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. Численность населения республики составляет 4,064 млн человек (по данным 2010 года) [1, с. 97; 2, с. 84]. На территории республики проживают русские, башкиры, татары, белорусы, украинцы, латыши, немцы, евреи, марийцы, чуваши, удмурты, мордва [3, с. 108; 4, с. 48]. С начала 1990-х гг. в республику увеличились миграционные потоки из ближнего и дальнего зарубежья (Кавказа, Вьетнама, Китая) [5, с. 63]. Для того, чтобы понять особенности современного положения народов республики, необходимо знать их происхождение и этническую историю. Данная статья посвящена истории заселения белорусами территории Республики Башкортостан.

Приведём краткую справку об этом этносе. Самоназвание - беларусы (с XVII в.). Антропологические особенности: большинство белорусов относится к верхнеднепровскому типу среднеевропейской группы европеоидной расы (средний рост - 168 см, светлые глаза). Территория проживания - Республика Беларусь (столица -г. Минск). Живут также в Казахстане, Украине, Российской Федерации [6, с. 67].

Первое массовое переселение белорусов на территорию Башкортостана началось в конце XIX века после отмены крепостного права. Большинство белорусов были выходцами из восточных и центральных областей Белоруссии - Гродненской, Могилёвской и Минской губерний. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, численность белорусов в Уфимской губернии составила 505 чел., в Оренбургской -2 247 чел. [7, с. 110]. Основным видом белорусских поселений в Башкортостане были хутора, насчитывающие до 10-12 дворов. Белорусы селились отдельно или совместно с другими народами, в основном с русскими и украинцами.

Следующий этап переселения белорусов в Башкортостан наблюдался в период столыпинских реформ, разрушавших общинное землевладение. Так, в 1912-1913 гг. в Белебеевском, Бирском, Стерлитамакском и Уфимском уездах Уфимской губернии белорусов насчитывалось более 7,5 тыс. чел. Последующие неспокойные годы (Первая мировая война, Гражданская война 1917-1919 гг.) вызвали новую волну переселенцев. Так, в 1920 году лишь в одном только Уфимском уезде одноимённой губернии белорусов проживало более 20 тыс. чел. Переселенцы осваивали новые территории, селились рядом с более ранними поселенцами, формируя места компактного проживания.

Всесоюзная перепись населения 1970 года зафиксировала в Башкирской АССР 18,0 тыс. белорусов, в том числе 11,3 тыс. чел. (62,9 %) в городской и 6,7 тыс. чел. (37,1 %) в сельской местности. В последующие годы наблюдалась некоторая убыль населения: в 1979 году она составила 17,4 тыс. чел., в 1989 году - 17,0 тыс. чел. [8, с. 69].

Первая постсоветская Всероссийская перепись населения 2002 года в Башкортостане учла 17,1 тыс. белорусов, в том числе 11,9 тыс. чел. в городской и 5,2 тыс. чел. в сельской местности. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, в Республике Башкортостан проживало 11,6 тыс. белорусов [9, с. 19]. Наиболее компактно белорусы проживают в г. Уфе (3 957 чел.), г. Салавате (508 чел.), г. Стерлитамаке (486 чел.), г. Октябрьском (187 чел.), г. Ишимбае (177 чел.), г. Нефтекамске (156 чел.), г. Кумертау (132 чел.). Не только в отдельно взятых сельских районах, но и в городах, в том числе и в столице республики, нет столько белорусов, сколько их в одном Иглинском районе - 4 103 чел. [7, с. 498]. Из сельских районов по количеству проживающих в них белорусов выделяются также Уфимский (145 чел.), Архангельский (102 чел.), Стерлитамакский (60 чел.), Чишминский (58 чел.) и некоторые др. [7, с. 492, 504, 505]. За последние три десятилетия численность белорусов в республике заметно сократилась.

Следует особо подчеркнуть, что между белорусами и местным населением Башкортостана практически не возникало конфликтов на национальной почве.

Белорусский язык по своим особенностям наиболее близок к русскому и украинскому языкам. Литературный белорусский язык сложился на основе старобелорусского книжно-литературного языка XIV века и живой народной речи. Письменность белорусов возникла на основе кириллицы. Отсутствие белорусских школ, общий процесс денационализации и русификации, который протекал в годы советской власти, территориальная разобщённость способствовали переходу белорусов на русский язык, снижению уровня национального самосознания и их ассимиляции преимущественно в русской среде [10]. В 2002 году немногим более 26 % белорусов в

Башкортостане владели родным белорусским языком, в то же время 99,7 % из них свободно владели русским языком [11, с. 28].

Основная часть верующих белорусов в Башкортостане исповедует православие, часть из них относят себя к католикам.

Традиционной отраслью хозяйствования белорусов в начале XX века было земледелие; оно было ведущей отраслью их хозяйства и в малоземельной Белоруссии, и в Приуралье. Скотоводство, промыслы и домашние ремёсла играли вспомогательную роль. Башкирский край белорусов привлекал плодородными землями, богатыми лесами, так напоминающими родные пущи, прекрасными реками и озёрами. Пашни они засевали в основном рожью, ячменём, овсом, в степных волостях - и пшеницей. На башкирской земле появился и белорусский лён. С земледелием было тесно связано скотоводство. Крестьянские хозяйства имели коров, лошадей, в Приуралье - свиней, на юго-западе - овец. В крупных хозяйствах держали по две-три коровы и несколько лошадей. Переселенцы из восточных и юго-восточных районов Белоруссии разводили и пчёл. Охота и рыболовство были любительскими их занятиями. Белорусские крестьяне преуспевали в лесных промыслах, изготавливали они для себя в основном бондарную посуду. Среди них были умелые плотники, портные, сапожники, кузнецы. Женщины повсеместно обрабатывали лён, ткали холсты.

Одним из видов домашнего ремесла белорусов было производство традиционной народной одежды. Для этого выращивали лён, коноплю, пряли их. Основой как мужской, так и женской одежды была рубаха. Женщины на рубаху надевали юбку, носили длинный передник. Мужчины рубаху носили навыпуск, подпоясывая её шнурком или кушаком. Из овчины шили кожухи (по-русски - шубы).

Основу народной кухни белорусов составляли продукты земледелия. Из мясных продуктов употребляли свинину и говядину. Свинину заготавливали впрок. Баранину ели редко.

В белорусских сёлах и в прошлом преобладали однонациональные семьи. В то же время в результате хозяйственных, культурных и иных контактов с другими народами, особенно с русскими, росло число межэтнических браков. Белорусы роднились в основном с русскими как наиболее близкими к ним по верованию, культурно-бытовым традициям, языку. Браки с башкирами, татарами встречались редко, хотя в некоторых поселениях они жили совместно с ними. В 1989 году в том же Иглинском районе было зарегистрировано пять белорусско -татарских, два белорусско-башкирских, один белорусско-чувашский браки. В недавнем прошлом и в Белоруссии, особенно на востоке республики, белорусско-русские браки составляли наиболее многочисленную группу национально-смешанных браков; и дети, воспитанные в таких семьях, как правило, относили себя к русским. В других этнически неоднородных семьях, где один из супругов был белорусом, предпочтение отдавалось белорусской национальности [8, с. 69].

Важное место в жизни белорусов в прошлом, наряду с семейными торжествами, занимали календарно-обрядовые праздники, приуроченные к определённым дням православного календаря: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, День Святой Троицы, Вербное Воскресенье и др. Жизнерадостным, жизнеутверждающим, динамичным празднеством была Масленица. Сейчас отдельные традиционные формы масленичного гулянья восстанавливаются.

Особенно яркий и любимый праздник белорусов - Ивана Купалы, который приходился на день летнего солнцестояния. В недавнем прошлом его помнили лишь пожилые люди. По их воспоминаниям, работники культуры Иглинского района возродили праздник, он стал праздноваться в белорусских деревнях, куда съезжаются не только белорусы, но и русские, башкиры, татары. Хотя все народные праздники - и башкирский Сабантуй, и белорусский Иван Купала, и русская Масленица - давно уже стали для местных жителей общими и желанными, независимо от национальной принадлежности [12; 10].

В Башкортостане многое делается для сохранения и развития культуры и родного языка белорусов. Например, в 1996 году был образован Республиканский национально -культурный центр «Сябры», нынешний «Спад-чына» («Наследие»), основными задачами которого являются сохранение белорусского языка и традиционных обрядов и обычаев, поддерживание добрососедства и дружбы с народами республики. Особое внимание центром уделяется изучению родного языка. Так, в нескольких школах Иглинского района (село Балтика, деревни Пушкинская и Позолоченская) белорусский язык изучается как учебный предмет.

В соответствии с Государственной программой «Народы Башкортостана», по Указу Президента РБ «О создании историко-культурных центров народов Республики Башкортостан» в 2003 году был образован Белорусский историко-культурный центр «Балтика» в одноимённом селе Балтика.

Во многих белорусских поселениях республики созданы фольклорные коллективы. Фольклорному ансамблю «Сябры» Балтийского сельского дома культуры присвоено высокое звание «народный». Ансамбль «Сябры» - своеобразная визитная карточка Иглинского района, в котором сегодня, по словам заместителя главы местной администрации Минзили Имамутдиновой, проживают представители более 20 народностей.

Белорусский историко-культурный центр призван, с одной стороны, стать важным фактором пробуждения национального самосознания белорусов Башкортостана, с другой - поднять моральный дух белорусского населения. Если земля башкир стала вторым домом для предков современных белорусов несколько веков назад, то нынешний Башкортостан для них - центр стабильности и согласия.

О башкирских белорусах помнят и на их исторической родине. Особенно большую помощь оказывает Белорусское общество по этнокультурным связям с соотечественниками за рубежом в Минске.

Библиографический список

1. Хуснутдинова, Л. Г. Этнополитические технологии адаптации инокультурных мигрантов в Урало-Поволжье в контексте «мягкой безопасности» / Л. Г. Хуснутдинова [и др.] // Центральная Азия и Кавказ: журнал социально-политических исследований. - 2016. - Т. 19. -Вып. 2. - Изд. дом: CA&CC Press®, Швеция. - С. 92-100.

2. Khusnutdinova L. Adaptation of migrants from alien cultures in the Urals-Volga: ethnopolitical technologies in the soft security context / L. Khusnutdinova [etc.] // Central Asia and the Caucasus. Journal of Social and Political Studies. - 2016. - Vol/ 17. - Is. 2. - CA&CC Press® SWEDEN. - Р. 80-87.

3. Хуснутдинова, Л. Г. Роль национально-культурных объединений в интеграции мигрантов в местное сообщество в регионах Поволжья (на примере Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Самарской области) / Л. Г. Хуснутдинова [и др.]; под ред. Л. Г. Хуснутдиновой. - СПб.: ООО «Своё издательство», 2014. - 288 с.

4. Хуснутдинова, Л. Г. Этносоциальные аспекты адаптации беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Башкортостан (19922007 гг.) / Л. Г. Хуснутдинова. - Уфа: ИП Галиуллин Д. А., 2012. - 188 с.

5. Хуснутдинова, Л. Г. Деятельность национально-культурных объединений в интеграции и адаптации мигрантов / Л. Г. Хуснутдинова // Северо-Восточный гуманитарный вестник.- 2016. - № 2 (15). - С. 60 - 65.

6. Тюменская область: народы, языки, культуры / под ред. докт. филол. наук, проф. И. С. Карабулатовой. - Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2007. - 470 с.

7. Народы Башкортостана: энциклопедия / гл. ред. Ф. Г. Хисамитдинова. - Уфа: Башк. Энцикл., 2014. - 528 с.

8. Хуснутдинова, Л. Г. Культура народов Республики Башкортостан: учеб. пособие для студ. направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности» / Л. Г. Хуснутдинова. - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2016. - 168 с.

9. Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень. - Уфа: Башкортостанстат, 2012 - 149 с.

10. Пересыпкина, Т. На блины к сябрам / Т. Пересыпкина. - URL: https://rg.ru/2009/03/05/prazdnik.html (дата обращения: 09.06.2016).

11. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический сборник. - В 2 ч. - Ч. 1. - Уфа: Башкортостанстат, 2013. - 163 с.

12. Белорусы. Обряды и обычаи. - URL: http: www xn--80ashh8a.xn--p1ai/stat/38-belorusy.html (дата обращения: 09.06.2016 г.).

© Хуснутдинова Л. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.