Г. И. Грушко
К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ
Работа представлена кафедрой истории и теории культуры РГПУ им. А. И. Герцена.
Научный руководитель - доктор культурологии, профессор Э. В. Махрова
Статья посвящена проблеме исследования музыкального стиля в динамике культуры. В ней обосновывается новый системно-синергетический подход к его изучению, соответствующий современным общенаучным представлениям. Музыкальный стиль рассматривается как самоорганизующаяся целостность, а его историческое развитие - как синергетический процесс, соответствующий логике «глобального эволюционизма».
Ключевые слова: музыкальный стиль, системно-синергетический подход, самоорганизующаяся целостность.
G. Grushko
ON INVESTIGATING OF MUSICAL STYLE
The article is devoted to investigating of musical style in the dynamics of culture. Different points of view on the studies of this style are presented; a new systematic synergetic approach correlating with new scientific ideas is proposed. The author comes to the conclusion that musical style as a self-organising unity is a typical synergetic process. This idea correlates with the logics of "universal evolutionism".
Key words: musical style, systematic synergetic approach, self-organising unity.
Термин «стиль» применяется в различных областях гуманитарного знания, хотя и существует известная диспропорция между частотой его употребления и собственно теоретической разработкой. Наука о стиле еще формируется, и, возможно, скоро появится такая «цельная и стройная» теория, которая сможет «ловко регулировать» различные, даже противоположные точки зрения. В ее основе должна быть «... четкая методологическая программа, позволяющая создать гибкую модель соотношения различных функций, масштабов, уровней, сфер проявления стиля...» [15, с. 243]. Однако можно утвер-
ждать, что на базе междисциплинарных взаимодействий, уже сегодня, начинают складываться «контуры» этой теории.
Развитие знаний о музыкальном стиле происходит в рамках общепринятой научной парадигмы, и, как видится, трудности в определении его феномена заключаются в использовании традиционных подходов. Так, в качестве ведущего выступает формальный, или описательно-оценочный, подход, применяемый в большинстве работ и предполагающий двойственность, или множественность, высказываний по проблемам стиля. Используется также феноменалисти-
ческий подход, имеющий дескриптивный характер и направленный на исследование сущностных проявлений музыкального стиля, но не претендующий на объяснение законов, которым они подчиняются. Наряду с ними широкое распространение получают культурно-исторический и историко-стили-стический подходы, опирающиеся на принцип историзма и позволяющие рассматривать феномен стиля в контексте культуры и искусства. Известны также попытки обоснования системного (М. К. Михайлов, Л. Н. Раабен) и семиотического подходов (В. В. Медушев-ский).
Согласно М. К. Михайлову, понятие «стиль» относится к категории интонационно-содержательной формы, поскольку «... стиль в музыке есть единство системно организованных элементов музыкального языка, обусловленное единством системы музыкального мышления как особого вида художественного мышления» [9, с. 117]. Уточняя различные аспекты понимания «стиля» («стиль эпохи», «стиль направления», «стиль метода», «стиль жанра», «стиль школы» и т. д.), Е. М. Царева приходит к выводу: «Понятие стиля в музыке. все же относится к области формы, под которой понимается вся совокупность музыкально-выразительных средств, включающая элементы музыкального языка, принципы формообразования, композиционные приемы» [16, с. 281]. Действительно, у «стиля» есть и своя форма, и свое содержание, полагает Е. В. Назайкинский и предлагает следующую формулировку: «Стиль в музыке, как и в других видах искусства, есть проявление характера творческой личности, создающей музыку или интерпретирующей ее» [10, с. 78].
Особенностью научного познания второй половины XX в. становится постижение единства и целостности мира, самоорганизующегося универсума. С помощью систем-но-синергетического подхода различные системы (физические, химические, биологические, социально-культурные) начинают рассматриваться как «эволюционное целое» [1; 6; 13; 14]. В русле «глобального эволюционизма» выявляются особенности динамики
культуры (нелинейность, неустойчивость, множественность путей развития), обусловленные воздействием как внешних, так и внутренних факторов [3; 4; 13; 14; 17]. По-видимому, требуется новый подход и в исследовании феномена музыкального стиля, что соответствует современным общенаучным представлениям.
В качестве исторических типов европейской культуры обычно рассматриваются античная, средневековая, культура Возрождения, Нового времени и современная культура, в контексте которых развиваются различные искусства и формируются художественные стили. Являясь одной из духовных форм культуры, искусство изменяется вместе с ее изменениями и «. развивается благодаря стилям... эти стили появляются в определенное время и в определенном месте.» [8, с. 573]. История искусства и есть история стилей. Вырастающий из глубин культуры своей эпохи, каждый стиль по-своему отражает и выражает ее, но не прямолинейно, а «опосредствованно определенно»: «культура определенного времени - дух этого времени -художественный вкус - художественный стиль» [11, с. 141]. Стиль изменяется во времени и подчиняется общим закономерностям культурно-исторического процесса.
То же самое можно сказать и о музыкальном стиле. Поскольку в культуре каждой эпохи (модель: социально-культурный мир -музыкальное искусство - музыкальный стиль) господствуют противоречивые тенденции, свидетельствующие о сложности и многоплановости социальной жизни, постольку различные стили могут сосуществовать одновременно. Ведь в недрах «старого» стиля и зарождается «новый» стиль, отрицающий предыдущий. Наряду с доминирующим стилем (его называют «большим», или «эпохальным») развиваются иные стили. Их совокупность, как целостное множество взаимодействующих частей, и образует многоуровневую иерархическую стилевую систему -«мегасистему» музыкального стиля, подсистемами которой служат «макросистемы» (региональный, национальный, жанровый, индивидуальный стили). В свою очередь, «мак-
росистемы» включают системы более низкого уровня, «микросистемы» (мелодико-интонационную, метро-ритмическую, ладо-гармоническую, композиционную, тембровую). Они обладают относительной автономностью, но во всем подчиняются «мега-системе», что обеспечивает наилучшие условия ее существования и развития. Здесь учитывается «системный эффект»: всякие изменения организации целостной системы приводят к появлению новых свойств ее частей, а не изменения частей определяют свойства целого.
Как и другим сложным системам, системе музыкального стиля свойственны закономерности «циклично-генетической динамики» [4; 17]. Все эволюционные изменения в ней осуществляются в рамках «базовой кругообразности (итерационные, с «обратной связью» процессы). Между фазами развития устанавливаются определенные временные соотношения. Первая фаза: стилевые системы. средневековье ^ возрождение ^ барокко ^ классицизм ^ романтизм. - «накопление» и отбор «нужной» информации. Этот процесс осуществляется в «ускоренном» темпе (модель: сужающиеся витки спирали), что свидетельствует об общих тенденциях развития культуры и музыкального искусства. Вторая фаза: модернизм ^ постмодернизм. - господство диаметрально противоположных, диссипативных процессов, связанных с «рассеиванием» информации.
Конечно, четкие грани между ступенями и фазами эволюции, как и их «точные» временные соотношения, реально обнаружить невозможно. Речь идет не столько об «идеальных» соотношениях, сколько об особенностях стилевой динамики. Становится ясно, что система стиля обладает совокупностью самоорганизующихся процессов, которые и служат основой ее эволюции. Особенности динамики заключаются в сочетании цикличности, необратимости и определенной направленности.
С точки зрения синергетики взаимосвязь «порядка» и «хаоса» отражает единый процесс становления: всякое новое рождается из структурного распада прежнего, что согласуется с идеей преемственности. В качестве
примера рассмотрим музыкально-стилевые процессы Средневековья, которое содержит предпосылки возникновения новой стилевой системы - Возрождения. Культовые напевы («григорианский хорал»), узаконенные папской властью на рубеже У1-У11 вв., становятся строго регламентированной системой одноголосной церковной музыки [5; 7; 12]. Повсеместное распространение «григорианского пения» не случайно: унификация музыкальной стороны богослужения содействует укреплению духовной власти католической церкви на всей территории Франкской империи, включавшей всю Западную и часть Центральной Европы («порядок»).
Начиная с XI в., в церковную музыку постепенно внедряется светское - мирское начало («хаос»): от пасхальных или рождественских тропов, включающих интонации народных песнопений, до театрализованных эпизодов на сюжеты из Священного Писания, или «действ», получивших название литургической драмы. Конечно, отказ от канона и «свободомыслие» не одобряются священнослужителями. Подвергаясь нападкам, литургическая драма изгоняется из церкви (указ римского папы Иннокентия, 1210 г.) и начинает разыгрываться перед храмом и на городских площадях. Зарождаясь и развиваясь в русле церковного богослужения, она адаптируется к новым условиям, а затем воплощается в новом жанре, мистерии, превратившемся в массовое театрализованное «действо», участником которого мог стать любой желающий («новый порядок»). Эволюция жанров при переходе к новой стилевой системе: «григорианский хорал» - литургическая драма - мистерия.
Очевидно, «порядок» и «хаос» являются различными способами бытия стилевой системы, постоянно балансирующей на противоположностях, которые непрерывно переходят друг в друга и интегрируются на новом уровне функционирования. «Хаос» оказывается конструктивным в своей разрушительности и приводит к возникновению нового «порядка». В результате этого перехода происходит обновление всех взаимодействующих и взаимосвязанных между собой мега-,
макро- и микроуровней стилевой системы, отличающейся целенаправленными действиями и стремящейся к самосохранению.
Можно сделать вывод: «новый порядок» зарождается из «хаоса» микро-уровня. Обновление музыкально-интонационного «словаря эпохи» и широкое использование светских, народно-песенных и танцевальных элементов (микроуровень) приводит к вытеснению «григорианского хорала» и к смене жанра (макроуровень), а затем и стиля (мега-уровень). Этапы формирования новой музыкально-стилевой системы таковы: гибель
старого «порядка», преобразование устоявшихся норм (XI); этап «хаоса» и появления эволюционных альтернатив (ХП-ХШ); рождение нового «порядка» (Х1У-ХУ1).
Итак, с помощью системно-синергети-ческого подхода музыкальный стиль рассматривается как самоорганизующаяся целостность. В предложенном методологическом ключе история культуры и музыкального искусства представляется синергетическим процессом, что указывает на общие закономерности их развития и соответствует логике «глобального эволюционизма».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буданов В. Г. Методологические принципы синергетики // Новое в синергетике. М.: Наука, 2007. 383 с.
2. Городская культура. Средневековье и начало Нового времени / под ред. В. И. Рутенбург. Л.: Наука, 1986. 276 с.
3. Динамика культуры. Теоретико-методологические аспекты. М.: ИФРАН, 1989. 118 с.
4. Дриккер А. С. Принцип информационного ускорения и цикличность в художественной культуре // Информационный подход в эмпирической эстетике. Таганрог: ТГРУ, 1998. 272 с.
5. Ефимова Н. И. Музыкальные жанры и формы культовой монодии западного средневековья («григорианский хорал») // В. Н. Холопова Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 1999. 496 с.
6. Иванова О. В. Востребованность синергетического подхода в российской культурологии // Образ России в современном мире (Культурологические исследования 2007). СПб.: Астерион, 2007. 146 с.
7. Лесовиченко А. М. Григорианские песнопения и мировоззренческие принципы Средневековья // Музыковедение. 2004. № 1.
8. МанхеймК. Консервативная мысль // Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
9. МихайловМ. К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. 264 с.
10. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. 248 с.
11. Никитина И. П. Философия искусства. М.: Омега - Л, 2008. 560 с.
12. Пэрриш К., Оул Д. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л.: Музыка, 1975. 215 с.
13. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности / сост. и отв. ред. О. Н. Астафьева. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 584 с.
14. Синергетическая парадигма. Синергетика образования / отв. ред. В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 592 с.
15. Устюгова Е. Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб.: Изд.-во С.-Петерб. ун.-та, 2006. 260 с.
16. Царева Е. М. Стиль музыкальный // Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 5. 1056 с.
17. ЯковецЮ. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. 448 с.
REFERENCES
1. Budanov V. G. Metodologicheskie printsipy sinergetiki // Novoye v sinergetike. M.: Nauka, 2007. 383 s.
2. Gorodskaya kul'tura. Srednevekov'ye i nachalo Novogo vremeni / pod red. V. I. Rutenburg. L.: Nauka, 1986. 276 s.
3. Dinamika kul'tury. Teoretiko-metodologicheskie aspekty. M.: IFRAN, 1989. 118 s.
4. Drikker A. S. Printsip informatsionnogo uskoreniya i tsiklichnost' v khudozhestvennoy kul'ture // Informatsionny podkhod v empiricheskoy estetike. Taganrog: TGRU, 1998. 272 s.
5. Yefimova N. I. Muzykal'nye zhanry i formy kul'tovoy monodii zapadnogo srednevekov'ya («grigorianskiy khoral») // V. N. Kholopova Formy muzykal'nykh proizvedeniy. SPb.: Lan', 1999. 496 s.
6. Ivanova O. V. Vostrebovannost' sinergeticheskogo podkhoda v rossiyskoy kul'turologii // Obraz Rossii v sovremennom mire (Kul'turologicheskie issledovaniya 2007). SPb.: Asterion, 2007. 146 s.
7. Lesovichenko A. M. Grigorianskie pesnopeniya i mirovozzrencheskie printsipy Srednevekov'ya // Muzykovedenie. 2004. N 1.
8. Mankheym K. Konservativnaya mysl' // Diagnoz nashego vremeni. M.: Yurist, 1994.
9. MikhaylovM. K. Stil' v muzyke. L.: Muzyka, 1981. 264 s.
10. Nazaykinsky E. V. Stil' i zhanr v muzyke. M.: Gumanit. izd. tsentr Vlados, 2003. 248 s.
11. Nikitina I. P. Filosofiya iskusstva. M.: Omega - L, 2008. 560 s.
12. Perrish K., Oul D. Obraztsy muzykal'nykh form ot grigorianskogo khorala do Bakha. L.: Muzyka, 1975. 215 s.
13. Sinergeticheskaya paradigma. Chelovek i obshchestvo v usloviyakh nestabil'nosti / sost. i otv. red. O. N. Astafyeva. M.: Progress-Traditsiya, 2003. 584 s.
14. Sinergeticheskaya paradigma. Sinergetika obrazovaniya / otv. red. V. G. Budanov. M.: Pro-gress-Traditsiya, 2007. 592 s.
15. Ustyugova E. N. Stil' i kul'tura. Opyt postroyeniya obshchey teorii stilya. SPb.: Izd.-vo S.-Peterb. un.-ta, 2006. 260 s.
16. Tsareva E. M. Stil' muzykal'ny // Muzykal'naya entsiklopediya. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1981. T. 5. 1056 s.
17. Yakovets Yu. V. Tsikly. Krizisy. Prognozy. M.: Nauka, 1999. 448 s.