ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ
УДК 78.01+781.1
Н. П. Коляденко
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ
^^ ак известно, в конце XX - начале XXI в. во всех областях научной жизни происходит постепенный переход к новому этапу развития — «постнекласси-ческой» рациональности. В сравнении с предшествующими «классическим» и «неклассическим» этапами науки переживают своеобразное возвращение к элементам античной рациональности, не ограничивающейся формальной логикой. Значение приобретают внерациональные формы познания, адекватные специфике вероятностных, саморазвивающихся объектов. В переформатировании научного мышления участвуют герменевтические, интер-претативные методы, направленные на постижение процессов смыслопорождения. Доминантой научного поиска становится трансдисциплинарность, объединяющая удаленные сферы познания.
В становлении «постнеклассической» рациональности, как признано научным сообществом, ведущее место занимает синерге-тическая парадигма. Синергетика как наука о самоорганизации развивающихся объектов становится незаменимым инструментом познания, поскольку позволяет на основе строгого аппарата исследования изучать спонтанные, неустойчивые, неравновесные состояния. Синергетические понятия нелинейности открытых систем, взаимодействия в них устойчивости и неустойчивости, порядка и динамического хаоса, точек «ветвления решений», «аттракторов» стали универсальными способами объяснения поведения развивающихся объектов не только в естественных, но и в гуманитарных науках. Наряду с изучением социальных явлений, языка, сознания человека, синергетика приобретает актуальность и в искусствознании (см.: [2]). Она начинает привлекаться к участию в интерпретации процессов смыс-
© Н. П. Коляденко, 2018
лопорождения во всех временных искусствах и, в частности, в музыке.
При этом среди актуализирующихся в «постнеклассическую» эпоху методов музыкальной науки синергетический подход пока занимает скромное место, хотя, как считает А. Клюев, «музыка является суператтрактором системно-эволюционного движения материи», так как представляет «предельное состояние ее самоорганизации» [3]. Если кратко обозначить основные линии включения синергетической проблематики в сферу музыкознания, они будут ограничиваться лишь отдельными исследованиями: в их числе - синергийная модель музыкального творчества А. Коблякова [4], синергетический подход в музыкальной педагогике Г. Грушко1 и Е. Куприной [7]2. Менее всего представлена синергетическая методология в изучении музыкальных текстов, хотя именно в этой области, как полагаем, она может принести ощутимые результаты.
В статье будут рассмотрены некоторые пути «подключения» синергетического подхода к интерпретации музыкальных текстов. Следует отметить, что в работах автора синергетический аспект занимает лишь эпизодическое место, поскольку основным предметом его исследований является музыкальная синестетика, относящаяся к «неклассической» фазе развития музыкознания. Однако уже в рамках синестети-ческой проблематики были сделаны отдельные наблюдения синергетического плана. Еще более целенаправленную разработку они получили в работах учеников автора. Поэтому в статье, наряду с авторским, будут кратко представлены выполненные ими варианты подхода к синергетической интерпретации музыкальных текстов.
Если попытаться в самом общем плане наметить предпосылки трактовки музыкального творчества в русле синергетичес-
кого подхода, они будут состоять в следующем. Особенность нелинейных систем - отсутствие жесткой детерминированности, однозначности и, как следствие, — спонтанность, непредсказуемость, возможность возникновения многомерных смыслов. Спонтанность в нелинейных системах связана с открытием каналов для потоков мышления, в которых плодотворную роль играют элементы случая и конструктивно понимаемого творящего хаоса. (Неслучайно синергетические процессы связывают с творческим характером, креативностью мышления.) Обмен творческой энергией возможен в нелинейных системах потому, что для них характерна расфокусирован-ность, способствующая вероятностному характеру совершающихся в них процессов.
Как полагаем, синергетический подход в интерпретации музыкальных текстов в первую очередь может быть инструментом постижения процессов нелинейного структурирования их композиционной и интонационно-драматургической логики. Для си-нергетической проблематики особенно значимо появление в «неклассическом звуковом пространстве» (С. Исхакова) начала XX в. длящейся, открытой или разомкнутой формы, возникшей одновременно с новыми представлениями о пространстве и времени. Как и в неклассической картине мира, в музыкальной форме потеряли актуальность присущие ей завершенность цикла, детерминированность, основанная на причинно-следственных связях, однонаправленность движения, возвращение к исходному логическому тезису. Приоритетными стали нелинейность, неоднонаправленность, многомерность, разомкнутость, отражающие пересечение пространства и времени, мгновения и вечности.
Замкнутая, «отрежиссированная» аналитическими грамматиками форма-компо-зиция стала терять актуальность, потому что она своеобразно осуществляет антропоцентрическую позицию художника. Открытые же, разомкнутые формы в произведениях композиторов реализуют стремление к неантропоцентризму и деперсонализации, в котором романтическая субъективность отступает перед спонтанным растворением в природе-космосе. В них вместо линейной логики, детерминизма, обусловленности процесса развития возникает спонтанно организованная композиция, размыкающая мир субъективно-персональ-
ного и открытая «вселенской потенциальности» (В. Налимов).
Форма-состояние, дление утверждается в западноевропейском музыкальном искусстве, начиная с К. Дебюсси, впервые целенаправленно предпринявшего нарушение классико-романтических законов формообразования. (Неслучайно Дебюсси считал, что музыку, по самой ее сути, нельзя отливать в строгие и законченные формы.) Поэтому открытая форма в неклассическом звуковом пространстве, как полагаем, уже по своему определению, более чем класси-цистско-романтические «замкнутые» формы дает основания для ее трактовки в си-нергетическом аспекте.
В континуальном поле разомкнутой открытой формы таится большая область си-нергетических возможностей. Композиционная модель открытой формы может вмещать в себя элементы эмпатии интерпретатора как синергетического обмена энергией между открытыми системами музыкального текста и истолкователя его смысла. Так, подкреплением для эмпатии в интерпретации прелюдии Дебюсси «Затонувший собор» при посредстве образов эпопеи «В поисках утраченного времени» М. Пруста могут служить следующие аргументы. Во-первых, значимость представляет «психологический анализ» И. Кремера, предложившего непрограммную интерпретацию смысла прелюдии с точки зрения смены этапов чувственных переживаний: «ожидания», «приближения», «появления», «созерцания» и «исчезновения», которые реализуют идею «длящегося настоящего» сознания, воспринятую Прустом от А. Бергсона [13]. Во-вторых, важны высказывания композиторов «неклассического звукового пространства» о длящемся, «замороженном» настоящем или континууме времени (Д. Лигети, О. Мессиан). Кроме того, существуют многочисленные примеры исполнительской интерпретации С. Рихтером как бы «через Пруста» произведений Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. Хиндемита. Эмпатийное вхождение во внутренний мир образов Пруста создает, если воспользоваться синергетической терминологией, малое резонансное воздействие, корректирующее исполнительскую или исследовательскую модель. Тем более правомерно истолкование с помощью Пруста прелюдии Дебюсси, поскольку Дебюсси был одним из композиторов, инициировавших для Прус-
та возникновение собирательного образа композитора Вентейля.
В открытой, «расфокусированной» нелинейной композиции «Затонувшего собора» все разделы, как можно предположить, вслед за Кремером, выполняют функцию воплощения идеи «длящегося настоящего» сознания, определенную В. Турчиным в отношении к его романам как «погружение в омут, где загустело время» [10, с. 22]. В этом аспекте обозначенный в программе образ воды может быть интерпретирован не как поверхность озера, из которого всплывает старинный собор, а архетипический символ «летейских вод» забвения и воспоминания.
В интерпретации нелинейной композиционной логики прелюдии важность представляет такое синергетическое понятие, как аттрактор (точка или структура, к которой притягиваются неустойчивые элементы системы). В процессе интонационного становления прелюдии происходит вызревание целого на основе глубинной интонации или протоинтонации, которую, как полагаем, можно объяснить с точки зрения принципа pars pro toto (часть вместо целого). Диффузность, недифференциро-ванность восприятия части и целого, характерная для раннего мышления, сменилась в музыкальном мышлении трактовкой образа, в которой вероятность сконцентрирована в сравнительно малой части. В синер-гетическом аспекте такую часть или деталь можно считать своеобразным аттрактором, т. е. информативной точкой, ассимилирующей все образные представления и способной притягивать к себе все направления развития в нелинейных системах, накапливая потенциальную энергию, вызывающую резонансный обмен. Формируя процессы, протекающие в глубинных слоях текста, протоинтонация-аттрактор создает элементы спонтанности, недетерминированности и вероятностности связи элементов целого.
Прослеживая динамику интонационного процесса прелюдии, следует отметить, что, как и в предшествующем творчеству Дебюсси романтическом монотематизме, весь интонационный процесс вырастает из двух взаимозаменяющих друг друга вариантов. Аттракторами процесса становления выступают два варианта протоинтонации, которые в комплексе образуют «генетический код», ассимилятор различных энергий нелинейного развития.
Квинтовая модификация интонации лежит в основе тем А1, В1 и соответствующего зеркального возвращения в последнем блоке темы А1, т. е. всех интонационных образований, воплощающих общий эмоциональный знак «погружения», спуска в «летейские воды» прошлого. При этом константность, выраженная интервалом восходящей квинты, в каждом случае корректируется новыми нюансами, нарушающими создаваемое ею относительное равновесие. В частности, сопоставление тем А1 и В1 дает переход от созерцательно-статичного чередования восходящих «пустых», длящихся, текучих, невесомых, слабо покачивающихся звуковых полос - аккордов к арпеджиооб-разному, насыщенному, порывистому, объемному, плотному, концентрированному звучанию.
Квартовую же разновидность интонации можно определить как инвариантный признак всех тем, связанных с прустовским образом «всплывания» из глубин памяти «интенсивного мига воспоминания» (хоральная тема А2, тема ВЗ, повторение хоральной темы в блоке С, последнее появление темы ВЗ). При всех ее изменениях сохраняется элемент константности - квар-товость как вариант интонации, отсылающий к ценности, значимости образа-воспо-минания. Константность инвариантного элемента интонации становится относительно стабильной частью неравновесного целого, программирующей различные преобразования: от текучей, застывшей статики, в которой движение создает своего рода визуальную смену освещенности то одной, то другой грани образа, к грузному, тяжеловесному, медленно покачивающемуся движению мощного «звукового вещества» темы ВЗ как «огромного здания воспоминания» (М. Пруст).
Образующая глубинный слой музыкального становления вероятностная деталь-ат-трактор, как полагаем, реализует так называемый синергетический эффект воронки, благодаря которому в одно русло привлекаются все неустойчивые элементы, попадающие в ее зону. Стационарная звуковысот-ная часть интонации является зоной относительной стабильности, «стягивающей» воедино и ассимилирующей все компоненты, способные участвовать в нелинейном интонационном процессе. Каждое новое появление стационарной «части вместо цело-
го», в зависимости от контекстуальной направленности интонационно-драматурги-ческого развертывания, привлекает новые варианты коннотаций, формирующие иные смысловые оттенки или преобразующие смысл интонации до полного изменения ее семантики. Можно предположить, что такая протоинтонация-аттрактор, являясь «аккумулятором» энергии, в процессе развертывания становится своеобразным трансформатором, интегрирующим смысловое вероятностное формирование интонационного процесса.
Глубинное действие протоинтонации позволяет охарактеризовать его как необходимое для самоорганизации нелинейной системы малое резонансное воздействие. При этом одновременно с количественными процессами она обнаруживает присущие нелинейным открытым системам качественные, спонтанные, неожиданные участки, которые, накапливая энергию, кардинально меняют траекторию протекания процессов самоорганизации, создавая неожиданные и непредсказуемые макроскопические свойства. Подобные состояния в синергетике именуются узлами выбора или точками ветвления решений. В этих точках происходит увеличение эффекта вероятностности действия относительно стабильной части интонации, поскольку образуются спонтанные выходы в неравновесные состояния, преодолеваемые в процессе развития.
В то же время необходимо отметить чрезвычайно важное отличие вариантного развития у Дебюсси от романтических интонационных метаморфоз, принципиальное для синергетической интерпретации нелинейного интонационного становления. Оно определяется спецификой «носителей» интонационного процесса. На процесс развития накладывает свой отпечаток, свое малое резонансное воздействие констатируемый всеми исследователями творчества композитора фоновый тематизм. «Мелодические ячейки», кратчайшие мотивы-реминисценции, интонации-символы в большинстве случаев появляются в результате индивидуализации интонационных попевок из фонового тематизма и никогда не главенствуют в произведениях Дебюсси. Так, и в «Затонувшем соборе» первый вариант интонации образуется темой фонового характера; из нее вырастают темы мелодического склада и вновь растворяются в фоновом движении. Второй
же вариант интонации лишь в теме ВЗ начинает изложение, в остальных же темах (в частности, хоральной, в которой он появляется впервые), включаясь в среднюю фазу процесса изложения, приобретает скрытый, фоновый характер. Именно поэтому оба варианта глубинной интонации становятся не носителями линейной логики классицистско-романтического развития, а вероятностными аттракторами, подспудно программирующими процесс смыс-лообразования.
Приоритет значения у Дебюсси фонового тематизма над мелодическим началом более отчетливо выражает неантропоцентрическую позицию, растворяющую индиви-дуально-личностное начало в природных и космических ритмах. Стационарная инвариантная часть интонации, ее звуковое конструктивное ядро является представителем протоинтонационного образа в музыкальном тексте. Часть целого - синергети-ческий аттрактор образует своеобразный возврат к стадии первичных ощущений, приведший к появлению фонового тематизма как целостной, синкретической, полной хаосоподобной энергии потенциальных возможностей интонации3.
В результате, привлечение элементов синергетического подхода к интерпретации прелюдии Дебюсси позволяет подтвердить наличие в ней не экстрамузыкальных реалий средневековой легенды, а интрамузы-кального превращения музыкального времени в спонтанное нелинейное развертывание пространства воспоминания. Обращение в континуальные потоки сознания создает через их креативный хаос разомкнутую форму как «длящееся настоящее» или «омут», где «загустело время».
Актуальность синергетического подхода для интерпретации текстов «неклассического музыкального пространства» не означает невозможности его применения в изучении предшествующих направлений и стилей. Так, в исследованиях О. Ярош и И. Шапошникова представлены варианты синергетической интерпретации текстов композиторов-романтиков.
О. Ярош отмечает, что романтики вносят новые акценты в понимание процесса становления, обогащая его идеей творческого хаоса. Идея хаоса акцентирует глубинный уровень различных явлений, на котором проявляются качества непредсказуемости, вероятностности путей развития. Рассмат-
ривая романтический монотематизм в свете теории метаморфоз И.-В. Гете, она акцентирует особенности развертывания «порождающего ряда» в произведениях Ф. Листа, как стихийного синергетического процесса саморазвития, в котором моменты остановок символизируют точки неравновесия, моменты поиска, выбора одного из множества вариантов дальнейшего пути [12, с. 19]. Как наиболее показательная в работе представлена симфоническая поэма «Тассо», где выведение становящегося ряда метаморфоз образуется нелинейно, «методом зигзага* (по определению вероятностного принципа развития Г. Шеффера). Такой метод реализует возвраты вспять, предвосхищение грядущих событий, создавая посредством свободного хронотопа своеобразную свертку времен [Там же, с. 21].
Синергетический подход в интерпретации романтической поэмности предлагает И. Шапошников, применяя его для анализа таких индивидуализированных явлений, как романтические свободные и смешанные формы. В данном случае такой подход способствует раскрытию специфики поэмности как межжанрового драматургического принципа. Автор вводит понятие потенциальной программности, осуществляющей «малое резонансное воздействие» на образность поэмных произведений и являющейся лишь вероятным источником, усиливающим нелинейные процессы развития.
И. Шапошников обращается в своей работе к еще одному варианту понятия «аттрактор». В синергетике роль аттрактора может выполнять не только локальная часть целого; аттрактор может означать целую область, «привлекающую» развитие в системе. В интерпретации поэмного развития предлагается «структура-аттрак-тор», которая управляет процессами самоорганизующейся системы, при этом, не выстраиваясь отчетливо. Так, под структурой-аттрактором в произведениях Ф. Листа и Ф. Шопена понимаются конечные взаимоотношения тем, под притяжение которых в этом случае сразу попадают начальные образы [11, с. 14]. Кроме того, это понятие вбирает в целом особенности реализации принципа поэмности в творчестве Листа, к которому, в частности, относятся «поэмная диалектика» как гибкая основа романтических свободных форм и нелинейное развитие, создаваемое зонами «ветвления решений» [Там же, с. 20].
Особую область музыкознания, благодатную для подключения синергетического подхода, представляет интерпретация в современной художественной практике синтетических художественных текстов (СХТ). Так, С. Лысенко в русле синергетической парадигмы осмысливает проблему соотношения композиторского замысла и его прочтений как синтез детерминированных процессов, зафиксированных в исходном тексте, и нестабильных, вероятностных в интерпретации. Она выявляет процесс рождения новых смысловых вариантов текстов опер и балетов, трактуя их как смещение семантического равновесия, «децентра-цию» текста и появление на основе точек «ветвления смысла» — своеобразных аттракторов (параметров порядка) иных вариантов семантической центрации текста в процессе смыслопорождения [8, с. 9, 10, 32].
В исследовании С. Лысенко рассматриваются зоны неустойчивого равновесия («точки бифуркации») при перевыражении смысла на стыках отдельных рядов синтетического целого (вербального, музыкального, сценического), позволяющие синергетической системе СХТ выбрать иной путь развертывания при интерпретации. Декон-структивистскую процедуру децентрации текста автор трактует как синергетическую ораскачку системы.» (С. Хоружий), приводящую ее в состояние нестабильности, актуализации «креативного хаоса» и последующей организации нового порядка на этапе постановочных прочтений [Там же, с. 18]. Таким способом предлагается научное основание для решения актуальной проблемы правомерности реинтерпретаций классического наследия.
Наконец, синергетический подход оказался востребованным при осмыслении еще одной области синтетических жанров — монооперы. Е. Приходовская, задействуя данный подход, рассматривает язык средств выразительности монооперы (вокально-симфонический интегратив) как живую самостоятельную саморазвивающуюся систему. Для установления специфики монооперы как жанра она предлагает понятие целостной «модели-аттрактора» многоперсонажной оперы, являющейся фазовым портретом сложной динамической системы синтетического целого оперы, который возникает на завершающей стадии творческого процесса композитора. Эта стадия формирования письменно фиксированного тек-
ста (партитуры, клавира) обозначается как период наименьшей энтропии: являясь некой константной «идеальной формой», она обладает способностью к порождению множественных аудиовизуальных воплощений. В сравнении с моделью-аттрактором многоперсонажной оперы в работе предлагается модель-аттрактор монооперы, программирующая потенциальные возможности ее реализации [9].
Таким образом, в завершение краткого рассмотрения вариантов применения си-нергетического подхода к интерпретации музыкальных текстов следует подчеркнуть следующее. Рассмотренная методология может стать продуктивной в прослеживании процессов кристаллизации «неклассической» логики формообразования, начавшейся в романтическую эпоху. На этапе ♦неклассического звукового пространства» XX в. незаменим ее инструментарий в осмыслении многих стилей и направлений (в частности, не только импрессионист-
ских, но и сонорных, алеаторических композиций). В «постнеклассическом» же пространстве, в ситуации «визуального поворота» в художественной культуре, осмысление синтетических художественных текстов требует, наряду с привлечением постмодернистских процедур деконструкции, участия ведущего в новом типе рациональности синергетического аппарата.
Безусловно, необходимо учитывать недопустимость прямой экстраполяции си-нергетических положений в музыкальную науку. В каждом случае междисциплинарные термины желательно адаптировать к музыкальной терминологии. Однако правомерность применения на «постнеклассическом» этапе развития музыкознания выработанных синергетикой методов обусловливается самим предметом познания -находящимся в постоянном движении, в чередовании устойчивости и неустойчивости, вероятностным и многомерным музыкальным смыслом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В работах Г. Грушко содержатся продуктивные идеи о смене хаоса и порядка в мелоди-ко-гармонической модуляции разных эпох, о музыкальной форме и музыкальных стилях как нелинейных процессах (см.: [1]).
2 Добавим, что к этому направлению относится
и работа автора, в которой предлагается си-
нергетический подход в музыкальном обучении [6].
3 Отметим, что понятие «аттрактор» применяется автором и в интерпретации синтетических сценических композиций, где на основе «синестетического аттрактора» прослеживается соотношение различных художественных рядов [5, с. 325].
ЛИТЕРАТУРА
1. Грушко Г. И. Музыкальная форма как нелинейный процесс // Музыковедение. -2013. - № 11. - С. 3-10.
2. Евин И. А. Синергетика искусства. - М., 1993. - 171 с.
3. Клюев А. С. Что такое музыка с точки зрения синергетики // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - С. 125-129.
4. Кобляков А. А. Синергетика и творчество: Универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследования // Синергетическая парадигма. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 243-261.
5. Коляденко Н. П. Синестетичность музы-кально-художественного сознания: На материале искусства XX века. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2005. - 392 с.
6. Коляденко Н. П. Изучение музыкальной литературы в начальном и среднем звене музыкального образования: Синергетичес-кий аспект. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2009. -104 с.
7. Куприна Е. Ю. Введение в со-творческую музыкально-исполнительскую деятельность. - Тольятти, 2014. - 242 с.
8. Лысенко С. Ю. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - Новосибирск, 2014. - 48 с.
9. Приходовская Е. А. Модель-аттрактор оперы как завершающая стадия работы композитора над творческим проектом // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - № 390. - С. 78-81.
10. Турчин В. С. Читая Пруста // В сторону Пруста (Моне, Дебюсси и другие). - М.: Гос. музей изобр. искусств, 2001. - С. 17-31.
11. Шапошников И. А. Поэмность в романтической музыке: Фортепианное творчество Ф. Листа и Ф. Шопена: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2016. - 26 с.
12. Ярош О. В. Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.-В. Гете: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2016. - 26 с.
13. Kremer J. F. Les preludes pour piano de Claude Debussi (en correspondence aves) // A la recherchft du temps perdu de Marsel Proust. - Paris, 1966.
REFERENCES
1. Grushko G. I. Musical form as a non-linear process. Muzykovedenie [Musicology]. 2013, (11): 3-10.
2. Evin I. A. Sinergetika iskusstva [Art's synergetics]. Moscow, 1993. 171 p.
3. Klyuev A. S. What ism from synergetics point of view. Obshchestvo. Sreda. Razvitiye (Terra Humana) [Society. Environment. Development (Terra Humana)]. 2010, pp. 125-129.
4. Koblyakov A. A. Synergetics and creativity: generic pattern of solving conflicts as the basis for a new research strategy. Sinergeticheskaya paradigma [Synergetic paradigm]. Moscow, 2000, Iss. 1, pp. 243-261.
5. Kolyadenko N. P. Sinestetichnost muzykalno-khudozhestvennogo soznaniya: Na materiale iskusstva XX veka [Synestheticality of musical-artistic consciousness: on XX century's art material]. Novosibirsk, 2005. 392 p.
6. Kolyadenko N. P. Izuchenye muzykalnoj literatury v nachalnom i srednem zvene muzykalnogo obrazovaniya: Sinergeticheskij aspect [Study of musical literature in junior and mid-level stage of music education: synergetic aspect]. Novosibirsk, 2009. 104 p.
7. Kuprina E. Yu. Vvedeniye v so-tvorcheskuyu muzykalno-ispolnitelskuyu deyatelnost [Introduction to co-creative music-performing activities]. Toliatti, 2014. 242 p.
8. Lysenko S. Yu. Sinteticheskyj khudozhestvennyj tekst kak fenomen
interpretatsii v muzykalnom teatre: Avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Synthetic literary text as interpretation phenomenon in the music theatre. Extended abstract of doctoral thesis]. Novosibirsk, 2014. 48 p.
9. Prikhodovskaya E. A. Opera's attractor model as the final stage of composer's work in the creative project]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk state university's bulletin]. 2015, (390): 78-81.
10. Turchin V. S. Reading Proust. V storonu Prusta (Mone, Debyussi i drugie) [Towards Proust (Monet, Debussy and others)]. Moscow, 2001, pp. 17-31.
11. Shaposhnikov I. A. Poemnost v romanticheskoj muzyke: Fortepiannoye tvorchestvo F. Lista i F. Shopena: Avtoref. dis. ... hand, iskusstvovedeniya [Poemity in romantic music: piano works of F. Liszt and F. Chopin. Extended abstract of candidates thesis]. Novosibirsk, 2016. 26 p.
12. Yarosh O. B. Zapadnoevropeiskyj romanticheskij printsip monotematizma v kontekste teorii metamorfoz I-V. Gete: Avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [West European romantic principle of monothematism in the context of metamorphoses the theory by J. W. Goethe. Extended abstract of candidates thesis]. Novosibirsk, 2016. 26 p.
13. Kremer J. F. Les preludes pour piano de Claude Debussi (en correspondence aves). A la recherchfi du temps perdu de Marcel. Paris, 1966.
Синергетический подход в интерпретации музыкальных текстов В статье рассматривается роль синергети-ческого подхода в актуализации в современном музыкознании методов «постнекласси-ческой» рациональности. Показывается, что
Synergetic approach in musical texts interpretation
The article discusses the role of synergetic approach in actualizing "post-non-classical" rationality methods in modern musicology. It is revealed that synergetic non-linearity
синергетические понятия нелинейности открытых систем, взаимодействия в них неустойчивости и устойчивости, порядка и динамического хаоса, точек «ветвления решений», «малых резонансных воздействий», «аттракторов» становятся инструментом постижения процессов смыслопорождения в музыке как временном искусстве. Анализируются особенности нелинейных систем, воплощенные в «открытых», «разомкнутых» формах «неклассического звукового пространства» XX в. - отсутствие жесткой детерминированности, спонтанность, непредсказуемость, возможность возникновения многомерных смыслов. На примере интерпретации прелюдии К. Дебюсси «Затонувший собор» выявляется роль протоинтонации-аттрактора и фонового тематизма в вероятностном нелинейном процессе становления открытой формы, реализующем неантропоцентрическую позицию автора.
Осмысливается значение синергетического аппарата для прослеживания процессов кристаллизации «неклассической» логики формообразования в романтическом искусстве, стилей и направлений «неклассического звукового пространства» XX в. Демонстрируется интеграция синергетической методологии с постмодернистскими процедурами деконструкции, актуальная для анализа синтетических художественных текстов «постнек-лассического» пространства. Наряду с авторским подходом, представлены варианты синергетической интерпретации музыкальных текстов, выполненные его учениками -С. Лысенко, Е. Приходовской, И. Шапошниковым, О. Ярош.
Ключевые слова: постнеклассическая рациональность, синергетика, интерпретация, нелинейное развитие, ветвление решений, аттрактор.
concepts of open systems, the interaction of their volatility and stability, order and dynamic chaos, "solutions branching" points, "small resonant effects", "attractors" - all of these are the instruments of comprehending the processes of sense-creating in music as temporal art. Peculiarities of nonlinear systems are analyzed, embodied in «open», "unlocked" forms of "non-classical sound space" of the XX century - the lack of strict determinism, spontaneity, unpredictability, along with probability of multidimensional meanings appearing. On the example of interpretation to C. Debussy's "Sunken Cathedral" prelude, the role of attractor-protointonation and background thematism in the probabilistic nonlinear process of the open form development is getting clarified that implements the author's non-anthropocentric position.
The synergistic apparatus value for monitoring crystallization processes of "non-classical" logic in romantic art is perceived, along with comprehending the styles and trends of "non-classical sound space" in the XX century. The integration of synergetic methodology with postmodernist deconstruction procedures is demonstrated, relevant to the analysis of synthetic literary texts of "post-nonclassical" space. Along with the author's approach, the options of synergistic interpretation of musical texts are presented, made by his disciples - S. Lysenko, E. Prikhodovskaya, I. Shaposhnikov, O. Yarosh.
Keywords: post-nonclassical rationality, synergy, interpretation, nonlinear development, solutions branching, attractor.
Коляденко Нина Павловна, доктор искусствоведения, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: nk42-68@mai.ru
Kolyadenko Nina Pavlovna, Doctor of Art Criticism, Candidate of philosophical sciences, Full Professor, Head of the History, Philosophy and Art History Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: nk42-68@mai.ru
Получено 10.11.2017