Научная статья на тему 'К проблеме использования естественнонаучных методов познания в гуманитарных и социальных науках'

К проблеме использования естественнонаучных методов познания в гуманитарных и социальных науках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
445
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / SOCIAL SCIENCE / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / HUMANITIES / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ / METHODS OF COGNITION IN NATURAL SCIENCE / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / INTERDISCIPLINARY RESEARCHES / ЭКОФИЛОСОФИЯ / ECOPHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивлева Марина Ивановна, Гавриш Виктор Дмитриевич

В статье предпринят анализ исторического развития гуманитарных и социальных наук с точки зрения возможности использования при решении их задач естественнонаучных методов познания. Авторами отмечается актуальность этой проблемы в современном научном знании в условиях развития междисциплинарных исследований и делается вывод о перспективности применения в социальном и гуманитарном познании естественнонаучных методов на основе экофилософского подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of using scientific methods of knowledge in the Humanities and social Sciences

The article analyzes historical development of humanities and social science from the point of view of the natural science methods implementation in the researches. Authors conclude this problem actuality for modern science in the interdisciplinary researches development conditions. They also conclude the perspective character of the natural science methods implementation in humanities and social science on the foundation of eco-philosophical approach.

Текст научной работы на тему «К проблеме использования естественнонаучных методов познания в гуманитарных и социальных науках»

М.И. ИВЛЕВА кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова *

В.Д. ГАВРИШ кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Российского

л л

экономического университета им. В.Г. Плеханова

К проблеме использования естественнонаучных методов познания в гуманитарных и социальных

науках

Долгое время утверждалось, что в гуманитарных науках использование естественнонаучных и математических методов невозможно, в силу специфического характера объекта этого знания, а именно, человека. Вплоть до XIX столетия в гуманитарном знании практически отрицалось наличие закономерностей, которые могли бы быть описаны при помощи математического языка, да и само понятие гуманитарной науки не вводилось в научный оборот. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения, периода, который большинством современных специалистов в области истории науки рассматривается как один из тех, в котором собственно научное знание еще не оформилось, находилось на стадии «прото-науки», сменился присущим эпохе Нового времени интересом к естествознанию, технике, а впоследствии экономике. При этом места человеку как индивиду либо как уникальной личности среди предметов, интересовавших ученых того периода, не находилось.

На первый план в эпоху Просвещения выходит человек как рациональный субъект, непременным атрибутом которого является разум. Роль и значение разума в жизни как индивида, так и общества, абсолютизируется: человек прежде всего - рационально мыслящий субъект. Тем не менее, сферой применения математики остается естествознание - царство объективных закономерностей. Связанное же с человеком относят исключительно к миру субъективного, а потому в принципе не поддающееся математическому анализу. Поэтому и существовавшие в то время гуманитарные науки носят описательный, умозрительный характер. Принцип tabula rasa («чистой доски») как выражение для обозначения эпи-

* Ивлева Марина Ивановна, e-mail: stm602@yandex.ru

** Гавриш Виктор Дмитриевич, e-mail: Victor_gavrish@inbox.ru

стемологического тезиса о врожденной умственной бессодержательности новорожденного человека, использовался еще в Древней Греции. Он обнаруживает себя в сочинении Аристотеля «О

л

душе»1. Непосредственно в науке, в частности в педагогике, этот принцип сформулирует Джон Локк, который исходил из примата сознания конкретного ученика в истории, при этом провозглашалась абсолютная роль субъективного фактора, исторического дея-теля2 и подвергалась критике теория врожденных идей.

В отличие от понятий обычного языка, математические понятия представляют собой обобщение объектов исследования со стороны их количественных характеристик, при котором тщательное изучение этих объектов на качественном уровне ведет к выделению в них такого общего содержания, какое исследуется впоследствии математическими методами. Примечательно и то, что обнаруживаемые (регистрируемые по принуждению) качественные характеристики для выделения или различения предметов и объектов исследования с необходимостью того времени и в рамках сложившихся традиций приводили к формализации самих призна-

о

ков и их дальнейшему математическому (цифровому) счислению3.

Как формальные математические методы, так и формальные количественные модели, отвлекаясь непосредственно от содержания действительности, оперируют не случайными, несущественными количественными характеристиками объектов, а повторяющимися количественными характеристиками. Именно они являются для этих объектов существенными и, изменение этих характеристик, ведет к изменению, в конечном счете, качественного содержания всей системы, элементами которой эти объекты являются.

Таким образом, единство качественного многообразия объектов является одной из важных предпосылок математизации научного знания, и этот факт во многом объясняет ситуацию в науке вплоть до двадцатого столетия, когда вопрос математизации гуманитарного знания не ставился в принципе. В отличие от природных элементов, люди, как элементы действительности и элементы социума, не идентичны друг другу: сознание каждой личности уникально, уникален и неповторим ее духовный, интеллектуальный

о

мир, а также генетический набор способностей3. Вследствие это-

1 См. Аристотель. О душе. Книга 3, глава 4.

2 См. Дж. Локк. Опыт о человеческом разуме. М.,1997.

3 Важно подчеркнуть, что сведение инструментария научного исследования к формально-математическим методам явление совершенно позитивное, но оно всегда обогащается новыми гранями, когда есть выход за эти формальные границы и учитываются «человеческие» параметры. Но это всегда труднее и приобретает некоторую субъективную специфику.

3 Гавриш В.Д. К проблеме научной классификации социальных ситуаций (продолжение анализа) // Социально-гуманитарные знания. 2016, №. 8, с. 52-58.

го чаще говорится о возможности изучения тенденции единообразия между людьми, признается наличие особой методологии гуманитарного знания, направленной, в первую очередь, на понимание, а не на объяснение объекта.

В течение двадцатого столетия возникли и устоялись новые тенденции развития науки: вплоть до настоящего времени идет диалектический процесс единства дифференциации и интеграции научного знания. Сам по себе процесс внедрения естественнонаучных и математических методов в гуманитарные науки служит отражением фундаментальной связи между совершенно разными, на первый взгляд, дисциплинами и полной несостоятельности попыток строгой дифференциации последних на современном этапе развития системы научных взглядов.

Актуальность проблемы возможности, перевод ее в статус должествования и осознание перспектив использования методов естественных и математических наук в гуманитарном знании обусловлены современным состоянием развития целостного научного знания как такового. Очевидно, что развитие междисциплинарных исследований, столь востребованное в современном мире, закономерно ведет к усилению взаимовлияния и как следствие, взаимопроникновению и результативному взаимодействию естественных и гуманитарных наук. А это значит, что, с одной стороны, происходит гуманитаризация естественнонаучного познания, с другой - обнаруживается и возрастает продуктивность применения естественнонаучной методологии в гуманитарном знании. Однако важно иметь ввиду, что наличие положительных результатов в настоящем процессе при гносеологических предпосылках многообразия философских оснований, равноправно сосуществующих в условиях современного общества постмодерна, имеется угроза небезопасного крена в сторону редукционизма и физикализации гуманитарной сферы, гуманитарного и естественнонаучного познания, как неотъемлемой составной части всемирно-исторического процесса гносеологического восхождения человечества.

В качестве современного философского подхода, гармонично сочетающего достижения естественно-научного знания и исходные философские принципы системности, целостности и персонализма, на основе которого является перспективным применение естественнонаучных методов в гуманитарном познании, на наш взгляд, является экофилософский подход, основоположником которого является А. Нэсс, норвежский философ, сформулировавший эко-философские принципы в своем выступлении в Бухаресте на 3 Всемирной конференции исследований будущего, которая состоялась в сентябре 1972 г.4 Под термином «экофилософия» Нэсс

4 Naess A. The Shallow and the Deep Long-Range Ecology Movement: A Summary // Inquiry. 1973, vol. 16, № 1, р. 95-100.

понимал философию экологической гармонии, или равновесия, которая подходит к классическим экологическим проблемам с точки зрения системного подхода, с позиции одинаковой ценности природы и человека в окружающем мире, с требованием объединить средства экологии и социальной философии для достижения этой гармонии. Холистический подход5 к проблеме взаимодействия человека и природы, предложенный Нэссом, с течением времени преобразовался в более широкий и всеобъемлющий подход, поставивший вопрос о взаимодействии человека и мира в целом, в единстве его биологических, социальных и духовных факторов. В современной экофилософии осуществляется анализ универсального отношения «человек - мир» на основе эколого-культурного императива, и тем самым экофилософский подход, утверждая важное место человеческого начала в мире, необходимо включает в себя самоопределение и самоидентификацию современного человека6. Экофилософия - философское направление, ориентированное, по мнению профессора Э. Барковой, «на восстановление равновесия человеческого бытия, бытия Культуры, ноосферы, включая мышление и мировоззрение, с бытием Природы, Вселенной. Экофилософское мировоззрение направлено на оздоровление и восстановление полноты и гармонии экокультурного бытия человека, углубление его живых связей с богатством содержания при родно-культурного наследия»7.

Экофилософский подход дает возможность обозначить основные реперные точки взаимовлияния гуманитарной и естественно-научной методологии и определить сферу научного синтеза, применения новых для гуманитарного знания естественно-научных приемов и методов исследования, а также инструментария, апробированного в естественных науках.

Ивлева М.И., Гавриш В.Д. К проблеме использования естественнонаучных методов познания в гуманитарных и социальных науках. В статье предпринят анализ исторического развития гуманитарных и социальных наук с точки зрения возможности использования при решении их задач естественнонаучных методов познания. Авторами отмечается актуаль-

5 Термин «холистический подход» введен в экологию в 1915 г. Е. Берджом и означает целостный подход к изучению сообщества живых организмов как неразрывного целого. При этом мы рассматриваем его несколько шире в генетическом, онтологическом единстве с обществом, и функциональном единстве в обществе, в социуме самых разных количественных и качественных характеристиках проявления последнего и исследуемого естественнонаучными и социально-гуманитарными методами познания.

6 Ivlev V.Yu., Barkova E.V., Ivleva M.I., Buzskaya O.M. Environmental approach to the study of the modern stage of information society development: research prospects // International Journal of Environmental and Science Education. 2016, т. 11, № 16, с. 9113-9124.

у

Баркова Э.В. Экофилософия в поисках оснований теории природно-культурного наследия // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2013, № 4(8), с. 4.

ность этой проблемы в современном научном знании в условиях развития междисциплинарных исследований и делается вывод о перспективности применения в социальном и гуманитарном познании естественнонаучных методов на основе экофилософского подхода.

Ключевые слова: социальные науки, гуманитарные науки, естественнонаучные методы познания, междисциплинарные исследования, экофилософия

Ivleva M., Gavrish V. To the issue of using scientific methods of knowledge in the Humanities and social Sciences. The article analyzes historical development of humanities and social science from the point of view of the natural science methods implementation in the researches. Authors conclude this problem actuality for modern science in the interdisciplinary researches development conditions. They also conclude the perspective character of the natural science methods implementation in humanities and social science on the foundation of eco-philosophical approach.

Keywords: social science, humanities, methods of cognition in natural science, interdisciplinary researches, eco-philosophy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.