Научная статья на тему 'Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке (философско-аналитический обзор научных проблем Международного круглого стола)'

Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке (философско-аналитический обзор научных проблем Международного круглого стола) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКОФИЛОСОФИЯ / SOCIAL SCIENCE / HUMANITIES / METHODS OF COGNITION IN NATURAL SCIENCE / INTERDISCIPLINARY RESEARCHES / ECOPHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гавриш Виктор Дмитриевич, Ивлева Марина Ивановна

В статье предпринят анализ исторического развития гуманитарных и социальных наук с точки зрения возможности использования их при решении задач естественнонаучных методов познания. Авторами отмечается актуальность этой проблемы в современном научном знании в условиях развития междисциплинарных исследований и делается вывод о перспективности применения в социальном и гуманитарном познании естественнонаучных методов на основе экофилософского подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гавриш Виктор Дмитриевич, Ивлева Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of contextual analysis of the situational and regional diversity of social development in Russia in the XXI century (рhilosophical and analytical review of scientific problems of the International round table)

The article analyzes historical development of humanities and social science from the point of view of the natural science methods implementation in the researches. Authors conclude this problem actuality for modern science in the interdisciplinary researches development conditions. They also conclude the perspective character of the natural science methods implementation in humanities and social science on the foundation of eco-philosophical approach.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке (философско-аналитический обзор научных проблем Международного круглого стола)»

В.Д. ГАВРИШ кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. В.Г. Плеханова*

М.И. ИВЛЕВА кандидат философских наук,доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова**

Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке (философско-аналитический обзор научных проблем Международного круглого стола)

В Москве в РЭУ им. Г.В. Плеханова прошел Международный круглый стол с означенной повесткой дня. Его главной целью было: посредством контекстуального анализа выявление спектра вариативности социального развития регионов России в условиях ситуативной динамики и уникальности субъектов РФ в XXI веке, а также определить специфику социокультурной трансформации, экономической модернизации и технологической инновации текущего исторического этапа1. В ходе круглого стола осуществлен анализ тенденций развития цифровой экономики как со-

* Гавриш Виктор Дмитриевич, e-mail: Victor_gavrish@inbox.ru

** Ивлева Марина Ивановна, e-mail: stm602@yandex.ru 1 В работе Международного круглого стола приняли участие ученые, педагоги и общественные деятели из МГУ, Института философии РАН, Академии Генерального штаба ВС РФ, РУДН, Военного университета МО РФ, Международного университе-та экономики и права, члены Союза писателей РФ и Общест-венного совета при Минобороны России, главный редактор научного издания «Социально-гуманитарные знания» и др.

циального феномена ХХ1 в., а также, рассмотрено и осмыслено место и перспективы цифровой экономики и значение моделей киберэкономического пространства. На круглом столе были заслушаны доклады, в которых поднимались проблемы и рассмотрены особенности социально-экономической и образовательной политики современной России, обсуждены подходы к проблемам авангардного проектирования возможностей развития образовательной практики на основе использования потенциала новых информационных и коммуникативных технологий, рассмотрены тенденции перехода к современному обществу знания. В ходе круглого стола состоялся обмен мнениями и сопоставление различных научно-теоретических позиций и точек зрения по рассматриваемым вопросам и проблемам, форма организации научного дискурса, которая способствует решению ряда значимых и актуальных проблем контекстуального анализа цивилизационного развития страны и общества.

Проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова профессор В.А. Жидких в пленарном докладе «Новые подходы формирования российского законодательства об образовательной отрасли на примере Комитета по бизнес-образованию Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации» обосновал необходимость определения стратегических подходов к инновационному развитию учреждений системы профессионального образования в условиях перехода к цифровой экономике, определил содержательные и организационные условия этой деятельности, а также показал основные направления законотворческих инициатив по определению стратегических целей. В докладе обоснованы предложения об отказе от Болонской системы, как не оправдавшей себя на практике, об отказ от подготовки кадров по техническим специальностям в системе бакалавриата и о переходе на пятилетнее обучение с присвоением квалификации «специалист», либо степени «магистр», о разработке образовательных стандартов, учитывающих современный уровень развития науки и техники.

Профессор Н.А. Маслов вскрыл номадическую формо-структуру и энтропийную феноменологию глобализма: кон-текстуальность и полисемичность, нравственная амбивалентность, эрозия «действующей» истории и кризис целера-циональной рассудочности в контексте бинарного технема-тического мышления в цифровой экономике. Это позволяет

осознать цель догоняющей модернизации, экспортируемой в «третий мир» из центра глобализирующейся охлократии, которая состоит в эрозии нативных для homo sapiens совести и моральных чувств, подлежащих осознанию и воздействующих на формируемые в общественных отношениях социально-культурные нормы, роли и ценностные ориентации. В докладе актуализируется угрожающая тенденция трансформации «homo sapiens» в «homo economicus», с последующим лишением духа, совести и гуманистических основ своего бытия, с неизбежностью в бинарно-цифровом мышлении и компьютерных технологиях становится киборгом -предтечей собственно постчеловеческого существования мира. Проблема, по мнению докладчика, в избыточно-цифровой виртуальной реальности приводит к тому, что рассу-дочно-эпистемное мышление объективно оску-девает. Осуществленный докладчиком анализ позволяет выйти на решение важной научно-нравственной и духовно-личностной задачи предотвращения внедрения вестернизаторских моделей развития общества и обеспечения овладения духовно-культурным наследием в процессе содержательно-ценностной модернизации системы образования в соответствии с запросами времени и перспективами развития.

В ходе пленарного заседания в докладе руководителя круглого стола В.Д. Гавриша (РЭУ им. Г.В.Плеханова) поднята и проанализирована проблема полиморфической российской модернизации как вызова глобальной архитектонике. Докладчик вскрыл, конкретизировал и сгруппировал основные противоречия модернизации российской экономики, приобретшей в XXI в. перманентный характер. В их числе: рассогласование целей и задач с реальными ресурсами и кадровым потенциалом; слабая проработка алгоритмов практического действия на пути «задача-результат»; неустойчивая практика реализации модернизационных планов из-за отсутствия политической воли и надлежащих оперативных, адекватных эффективных действий различных уровней управления по итогам контрольных замеров. Это позволило уяснить истоки и основания полиморфизма мо-дернизационных процессов в России. Предложена своя поступательно-восходящая редакция принципов модерни-зационной динамики в экономической сфере с учетом российской специфики и диалектики общегосударственных, отраслевых и территориальных масштабов и подходов.

На секции Социально-технологические аспекты в контексте исторического развития России в XXI веке профессор Международного института экономики и права Т.В. Карпенкова рассмотрела значение духовно-нравственных основ функционирования российского государства и властных структур и особо подчеркнула аксиологическую значимость данной проблематики для перспектив развития российской государственности в XXI в. Докладчик обратила внимание на актуальность осмысления духовности и нравственности как актуальных феноменов в воспитании патриотизма и верности историческим традициям. Сделан вывод о потенциальных возможностях достижения нового качества государственности в России на основе освоения нравственно-гуманистических ценностей представите-лями властных структур и государственных институтов.

По мнению профессора Н.М. Мамедовой (РЭУ им. Г.В. Плеханова), все это выводит на осознание важной методологической проблемы - возникновению в XXI в. новой онтологии социального. В ходе глубокого анализа было показано, что под влиянием информационных технологий преобразуются объективная и субъективная стороны социальности. Особое внимание в ее выступлении было уделено процессу трансформации таких атрибутов социального бытия, как пространство и время, отмечено, что под влиянием виртуализации социальных практик и отношений подвергаются изменениям процессы стратификации, социальной мобильности и маргинализации.

Проблемы модернизации России через оптимизацию использования научно-образовательных и информационно-технологических ресурсов всесторонне рас-смотрены доцентом Академии Генерального Штаба ВС РФ В.А. Ахмадуллиным. Докладчик раскрыл содержание и специфику взаимосвязи научно-образовательных технологий в экономике информационного общества. По его мнению, одним из главных фило-софско-экономических обоснований поиска ресурсов модернизации современного общества и России становится курс на осознание определяющей роли науки, образования и культуры как фундамента общественной жизни, связанной с использованием передовых технологий. На основании этого был сформулирован тезис о роли медиа образования в создании модернизационного потенциала России.

Доцент А.С. Фомина (РЭУ им. Г.В. Плеханова) обратила внимание на специфику и перспективы развития России в контексте мировых тенденций XXI века. Особо выделена современными исследователями новая трактовка соотношения модернизации и развития, модернизации и традиции, догоняющей и преобразующей модернизации, а также особенностей политической модернизации, нового вида современного общества - гибрида виртуального и реального. Учет этих факторов, по мнению докладчика, повысит управляемость государства, активизирует стратегическое партнерство и обеспечит успех в отстаивании национальных интересов России.

В ходе работы данной секции предпринята серьёзная попытка (И.В. Тарасова, РЭУ им. Г.В. Плеханова) разобраться, каким образом в настоящее время организована власть на местах, какие есть слабые стороны в ее работе и как реформа местного самоуправления связана с другими реформами рассматриваемого периода. Масштабность проведенных за последние десятилетия преобразований позволяет говорить о модернизации местного самоуправления, главным итогом которой, можно считать закрепление финансовой основы местной власти. В дальнейшем это детерминировало процесс перераспределения власти и собственности на местном и региональном уровнях.

Работа второй секции была посвящена анализу проблемы «Цифровая экономика в контексте культурологической парадигмы России в XXI столетии».

Молодая ученая из Португалии И. Вилдинг, (клиника "O terceiro olho"), опираясь на результаты исследования особенностей социального развития современного общества в условиях возрастающей роли цифровых технологий и сети Internet, рассмотрела их влияние на социальную и личностную жизнь человека. В ее докладе были определены возможные социально-гуманитарные изменения в жизни общества под воздействием социальных процессов в эпоху Четвертой промышленной революции, и сделан вывод, что эти изменения влияют на нашу идентичность и все вопросы, связанные с ней: наше чувство конфиденциальности и личностного пространства, наши представления о собственности, наши модели потребления и т.д. и постулирует необходимость цифровой грамотности как в целях индивидуального устойчивого развития, так и развития социальных отношений.

Профессор Е.Г. Лисовская (РЭУ им. Г.В. Плеханова), в своем докладе рассказала об исследовании развития социально-экономической науки в современных условиях и отражение в ней тенденций развития цифровой экономики. Она проанализировала современные процессы в экономике, детермини-рованные цифровыми и компьютерными коммуникационными технологиями, а также наличие взаимосвязи экологии и экономической теории, и идеи ученых, которые легли в основу теории экологической экономики. Рассматривая вопрос осмысления цифровой экономики в парадигме современной экономической теории, она отметила перспективность междисциплинарного подхода, в основе которого лежит общая теория систем, момент использования современной наукой инструментов моделирования системных явлений, построение сложных компьютерных моделей.

Профессор А.В. Матюхин (Московский финансово-промышленный университет «Синергия») представил в своем докладе комплексный анализ воздействия принципов и закономерностей социальных процессов информационного общества на формирование современного либерализма. Он проанализировал аспекты эволюции либерализма от его роли как общественного проекта преобразований, исходящих из внутренних условий развития национальных государств - до специфики современного либерализма в информационном обществе. Докладчик сделал вывод о том, что современный либерализм стал выполнять по преимуществу внешнюю, идеологически-пропагандистскую функцию в русле глобально-политических целей в современном мире. Важное место в докладе отведено проблеме нивелирования в информационном обществе качества серьезной аналитики, ее подмене либеральными идеологемами.

Доцент М.И. Ивлева (РЭУ им. Г.В. Плеханова) в своем докладе исследует принципы и отличительные характеристики бытия цифровых денег как элемента современной экономической и социальной жизни, с учетом исторического изменения смысла денег как эквивалента обмена. Она проанализировала тенденции и процессы новой социально-экономической реальности, которые обуславливают рост применения и развитие цифровых денежных средств, а также философские основания возникновения и существования цифровых денег, когда субъект становится не только мерилом их ценности, но и самым источником их существо-

вания, и отметила, что, в условиях отсутствия объективной материальной экономической основы существования цифровых денег, они являются продуктом конвенции между участниками проекта, реализация которой зависит от определенных социальных условий.

Выступившие в рамках третьей секции рассмотрели вопросы авангардного моделирования образовательных векторов в контексте современных социально-экономических запросов.

Доцент В.С. Козьмин (РЭУ им. Г.В. Плеханова) предложил комплексный подход к вычислению параметров эффективности системы медиа образования на основе соотнесения информационно-технологических факторов оптимизации возможностей профессиональной подготовки актуально востребованных специалистов с базовыми условиями развивающего обучения. Это предполагает формирование у обучаемых «медиа - компетенции», направленной на развитие интеллекта личности как самодостаточного субъекта, свободно ориентирующегося в динамичном мире информации.

Реорганизация и адаптация образования к новым социальным запросам, возникающим в условиях перехода к информационному обществу, затрагивает фундаментальные принципы построения образовательных практик, такие, например, как принцип диалогичности.

Профессор В.С. Дмитриев (Национальный институт дизайна) в своем выступлении раскрыл конструктивное значение принципа диалогичности для любых форм обучения, описав спектр возможностей, появляющихся при реализации данного принципа, таких, как установление обратной связи в процессе обучения, использование коммуникации для дискуссий, системно-поливариантное видение объекта, личностное влияние на процесс обучения. Он также обратил внимание на связь между развитием передовых информационных и коммуникационных технологий и актуализацией коммуникативных аспектов образовательного процесса, когда электронное образовательное пространство расширяет информационное поле диалога, оптимизируя, таким образом, условия и формы реализации принципа диалогичности.

В докладе доцента Л.П. Сидоренко (РЭУ им. Г.В. Плеханова) предлагается подход к построению моделей обра-

зовательных практик, в основе которого - системное видение учебного процесса, позволяющее воссоздать условия координации коммуникативных, практических и творческих моментов обучения.

В некоторых докладах были представлены результаты критического анализа современной ситуации в российском образовании, на основе которого выявляются как позитивно-инновационные сдвиги, так и негативные тенденции, проявившиеся в результате внедрения новых стандартов и показателей качества образования. Так, в докладе кандидата философских наук, доцента И.Ф. Понизовкиной (РЭУ им. Г.В. Плеханова) «Трансформация смыслов образовательного пространства в постиндустриальном информационном обществе» получила аргументированное выражение критическая интенция в отношении к проектам реорганизации отечественной системы образования на основе восприятия глобальных культурных и технологических трендов, была продемонстрирована неоднозначность последствий внедрения в образование экономических стимулов и электронно-цифровых способов трансляции знания.

В ряде докладов ставится сложная проблема определения меры соответствия современным тенденциям информатизации и диверсификации образовательного пространства традиционных форм организации образовательных практик, которые адаптированы к задачам развития личности, трансляции социального опыта и передачи культурных ценностей. В этом контексте особенную актуальность приобретает проблема определения статуса культурно-развивающего момента образования. Реконструкция философских подходов к разработке проблемы определения культурно-развивающего момента образования представлена в докладе профессора Российского государственного гуманитарного университета Г.В. Лобастова «Онтология и гносеология образования».

Профессор Э.В. Баркова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) проанализировала тенденции к универсализации семиотического, функционального и технократического подходов к развитию образования и обосновала востребованность альтернативной парадигмы формирования образовательного пространства, в основание которой положены принципы экофилософии и коррелирующих с ней концепций, истоки которых восходят к традициям философии космизма.

Исследуя конструктивный потенциал аналитической философии образования, доцент А.В. Галухин (РЭУ им. Г.В. Плеханова) выделил эвристически перспективный вектор развития концепции образования как приобщения человека к социально выработанным формам знания, мышления и поведения, определяемым в их самостоятельной ценности и представляющими культурное наследие, транслируемое в процессе образования.

Круглый стол убедительно подтвердил актуальность и своевременность осуществленного контекстуального анализа ключевых аспектов современного развития России, что позволило вычленить комплекс актуальных проблем в наращивании инновационной динамики российского общества и определение условий конвергенции векторов социокультурной трансформации, экономической модернизации и технологической инновации в развитии России в начале XXI века. В ходе оживленной дискуссии был проиллюстрирован парадигмальный характер процессов перехода к цифровой экономике с адаптационной вариативностью к регионально-ситуативным условиям субъектов Российской Федерации в современных исторических условиях, определены концептуальные основы и методологические средства для авангардного моделирования векторов перспективного развития системы образования в русле глобальных трендов современности. В целом следует отметить, что широкое использование контекстуально-аналитических подходов в исследовании комплекса социальных проблем и объединение потенциалов естественнонаучной и гуманитарной методологии позволит создать фундаментальный научно-теоретический фундамент и задействовать наиболее эффективные подходы для разработки программ когерентного наращивания инновационной динамики в социальной, экономической и культурной сферах за счет развития новых технологий, формирования цифровой экономики и создания условий для перспективного преобразования информационного общества в общество знания.

Гавриш В.Д., Ивлева М.И. Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке (философско-ана-литический обзор научных проблем Международного круглого стола). В статье предпринят анализ исторического развития

гуманитарных и социальных наук с точки зрения возможности использования их при решении задач естественнонаучных методов познания. Авторами отмечается актуальность этой проблемы в современном научном знании в условиях развития междисциплинарных исследований и делается вывод о перспективности применения в социальном и гуманитарном познании естественнонаучных методов на основе экофилософского подхода.

Ключевые слова: социальные науки, гуманитарные науки, естественнонаучные методы познания, междисциплинарные исследования, экофилософия.

Gavrish V.D., Ivleva M.I. Actual problems of contextual analysis of the situational and regional diversity of social development in Russia in the XXI century (philosophical and analytical review of scientific problems of the International round table). The article analyzes historical development of humanities and social science from the point of view of the natural science methods implementation in the researches. Authors conclude this problem actuality for modern science in the interdisciplinary researches development conditions. They also conclude the perspective character of the natural science methods implementation in humanities and social science on the foundation of eco-philosophical approach.

Keywords: social science, humanities, methods of cognition in natural science, interdisciplinary researches, eco-philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.