Научная статья на тему 'Когнитология и когнитивная аналитика в социально-гуманитарных исследованиях: состояние и перспективы развития'

Когнитология и когнитивная аналитика в социально-гуманитарных исследованиях: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1309
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NBICS-ТЕХНОЛОГИИ / КОГНИТИВНАЯ НАУКА / COGNITIVE SCIENCE / КОГНИТИВНАЯ АНАЛИТИКА / COGNITIVE ANALYTICS / КОГНИТИВНАЯ МАТРИЦА / COGNITIVE MATRIX / КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ / PROTOTYPES OF COGNITIVE SCIENCE / КЕЙС-МЕТОДИКА / ФИЛОСОФСКАЯ ИННОВАТИКА / КОГНИТИВНАЯ ОТРАСЛЬ / COGNITIVE FIELD / NBICS-TECHNOLOGIES / CASE-METHODIC / PHILOSOPHY INNOVATICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Старостин Александр Михайлович

В статье обсуждаются факторы, способствующие становлению нового междисциплинарного научного направления когнитологии и ее приложений в виде когнитивной аналитики в базовых видах современной деятельности (политической, экономической, социокультурной, научной). Автор анализирует особенности и примеры использования когнитивной аналитики в системе социально-гуманитарного познания и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE SCIENCE AND COGNITIVE ANALYTICS IN SOCIAL AND HUMANITARIAN STUDIES: STATUS AND PROSPECTS

The article discusses factors contributing the formation of a new multidisciplinary scientific approach cognitive science and its applied fields as cognitive analytics in basic types of modern activity (political, economic, social and cultural, scientific). Author analyses the characteristics and examples of cognitive analytics use in the system of social and humanitarian knowledge and management.

Текст научной работы на тему «Когнитология и когнитивная аналитика в социально-гуманитарных исследованиях: состояние и перспективы развития»

ОРИЕНТИРЫ

УДК 165:159.9

Старостин А.М.

Когнитология и когнитивная аналитика в социально-гуманитарных исследованиях: состояние и перспективы развития

В статье обсуждаются факторы, способствующие становлению нового междисциплинарного научного направления - когнитологии и ее приложений в виде когнитивной аналитики в базовых видах современной деятельности (политической, экономической, социокультурной, научной). Автор анализирует особенности и примеры использования когнитивной аналитики в системе социально-гуманитарного познания и управления.

Ключевые слова: NBICS-технологии, когнитивная наука, когнитивная аналитика, когнитивная матрица, когнитологические прототипы, кейс-методика, философская инно-ватика, когнитивная отрасль.

Особенностями современного этапа развития науки и научной деятельности выступают, с одной стороны, продолжающийся процесс ее технологизации, расширения многообразных практико-ориентированных приложений, а, с другой стороны, все большая концентрация усилий на познании природы человека.

В условиях перехода к информационному обществу ключевую роль начинают играть NBIC-технологии (от англ. терминов: Nano, Bio, Inform, Cognitive) [1], получивших также название «конвергентных технологий» [2, c. 15]. На их развитие ныне выделяется основная доля средств на науку, прикладные исследования и разработки. Освещению научных результатов этого направления посвящена б0льшая часть научных публикаций. Нарастающее значение в указанном комплексе приобретают когнитивные технологии, основанные на комплексных и междисциплинарных исследованиях в рамках когнитивной науки, когнитологии. Цель нашей статьи: проследить влияние новой методологии исследований на научно-исследовательскую, научно-экспертную, научно-прогнозную деятельность; показать новые возможности организации исследований и повышения их эффективности. Предметно-дисциплинарная нацеленность касается социально-гуманитарных наук.

По определению «Когнитивная наука - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя такие дисциплины, как эпистемология, когнитивная психология, исследования в области искусственного интеллекта, психолингвистика, нейропсихология, а в последнее десятилетие также нейрокибернетику и вычислительную нейробиологию» [3, c. 364; 4-7].

Схематично система когнитологии выглядит следующим образом (см. схема 1).

Процесс формирования когнитологии начался 25-30 лет назад в качестве комплексной науки, в центре исследований которой стала проблема искусственного интеллекта. Но поскольку в разработке этой проблемы проявились очень серьезные трудности, то пришлось существенно углубить наиболее значимые области науки, изучающие естественный интеллект.

Когнитивная наука или когнитивные науки - продукт компьютерной революции и революционных изменений в смежных дисциплинах

Схема 1

Основной результат, полученный в итоге в когнитологии - «прозрачность», подконтрольность, управляемость познавательных (когнитивных) процедур. То, что в классической и неклассической версиях познавательного процесса ^ - O и S - Усл. - О) относилось к стороне субъекта и требовало глубокой рефлексии, разработки процедур операциона-лизации и формализации, верификации, устранения рисков ошибок за счет организации научных коммуникаций (критика, диалог, доказательство, проверка экспериментальных и теоретических операций и их результатов) и так и не было осмыслено до конца.

Образно говоря, познавательная схема, выстроенная в когнитологии по образцу би-хейвиористской модели:

St

R

(где ВВ (black box) - субъектно-познавательные механизмы), St - стимул в виде познавательных задач и исследовательских мотивов и R - реакция в виде познавательных результатов: эмпирических данных, теоретических данных - знаний)

трансформируется в рамках когнитологии в познавательную схему:

St

W B

(«белый ящик»)

R

(где WB (white box) - «прозрачные» механизмы познавательной деятельности по образцу компьютерной метафоры (ИИ - искусственного интеллекта)).

В качественном измерении когнитологии познавательный процесс, исследовательская деятельность структурируется по аналогии с функционированием систем искусственного интеллекта и человеко-компьютерными системами. Поскольку эти системы наиболее глубоко когнитивно операционализированы и не содержат «непрозрачных» методологических и методических предпосылок. Например, в современной политической науке на качественном уровне предлагается следующая когнитологическая схема: «Основу субъективного политического мира составляют индивидуальные знания о политике, политической реальности. Они представляют собой усвоенную человеком информацию, или когниции.

На наш взгляд, можно говорить о четырех основных видах когниций (знаний), хранящихся в памяти человека: образы, обобщенные образы (прототипы), сценарии (скрипты), концепты» [8, с. 59].

В количественном измерении когнитологии используется не только общая методология когнитологии, но и непосредственно методика в виде систем формализации, программирования, вычислительных процедур.

Формирование когнитологии - это не только появление нового крупного междисциплинарного направления в науке, но оно приводит к революционным изменениям в познавательной деятельности в целом на рубеже XX в. и XXI в., что схематично можно показать в виде изменений в когнитивной матрице (см. схема 2).

В целом, говоря о качественных сдвигах в компьютерной науке и компьютерных отраслях, связанных с развитием когнитологии и ее приложений, следует указать на многоуровневый, усложняющийся характер развития этого процесса. В этом плане современные сферы развития концептуального инструментария и применения компьютеров можно разделить на три уровня:

computation - выполнение вычислительных процедур, операций и решение самых сложных научных и прикладных задач с помощью этого инструментария;

communication - создание компьютерно-информационных сетей, включающих не только возможности практически мгновенной информационной коммуникации, но и возможности накопления, развития гигантских объемов информации;

cognition - уровень, ориентированный на поддержку индивидуальной и коллективной мыслительной, интеллектуальной деятельности, связанной прежде всего с постановкой и подготовкой к решению новых задач, проблем, включая и управленческие решения.

Когнитология выводит нас с уровня поиска оптимальных вычислительных или алгоритмических инструментов на уровень поиска оптимальных или нестандартных когнитивных маршрутов, моделирование многогенных когнитивных структур, включая структуры неантропоморфной природы.

Исследования в области когнитологии и искусственного интеллекта способствовали интенсивному поиску и новым результатам в области концепций естественного интеллекта. К примеру, достаточное распространение получила гарднеровская концепция множественности интеллектов, эмоционального и социального интеллекта, концепции когнитивных фреймов, когнитивной культурологии, операционального кода и др.

В процессе проработки проблем взаимодействия естественного и искусственного интеллекта в последнее десятилетие стали формироваться приложения когнитологии к различным областям управления, проектирования, научного и опытно-практического поиска в виде когнитивного подхода, когнитивной аналитики. Ныне говорят о когнитивной бизнес -аналитике Соответствующие кафедры бизнес-аналитики созданы в ВШЭ и РЭА им. Г.В. Плеханова) [9], когнитивном подходе в менеджменте, политике [8, c. 54-77] и культурологии [10-11], концептуальном управлении и оргоружии [12].

Таким образом, когнитивная аналитика выступает в качестве прикладной области общей когнитологии. Эти приложения когнитологии ориентированы на ту или иную предметно-дисциплинарную область (экономика, политика, международные отношения, культурология, военное дело и др.)

В этой связи следует подчеркнуть роль представителей Ростовской философской школы в разработке проблем гуманитарной когнитологии и когнитивной аналитики.

Основные этапы развития Классический Неклассический Современный

Структурные элементы когнитивной матрицы

1. Тип реальности Онтологически гомогенный мир (онтологический макроцентризм) Онтологически иерархический мир (микро-, макро-, мегаонтологии) Онтологически гетерогенный мир (включая виртуальную реальность)

2. Модель взаимодействия исследователей с реальностью Контролируемый S-том О - Усл. - 8 В пределах антропного принципа 8 - Усл. - (8 - О) 8 - Усл. - (8 - 8) 8 - Усл. - (О - О)

3. Формы фиксации исследовательских результатов Факт, проблема, идея, теория, закон, фиксированные в чувственных и рациональных формах, отображающие универсальную макрореальность Первичные данные, факт, теоретическая модель, концепт, дисциплинарная парадигма, дисциплинарная и междисциплинарная картина мира. Качественная и количественная формализация, алгоритмизированные модели, концепты, дискурсы (дисциплинарные и информационно-компьютерные)

4. Используемый научный или инновационный инструментарий Классические эмпирические и теоретические методы, формальная логика и индуктивная логика Системы: общенаучная-дисциплинарная методология, научная методика, современная формальная и математическая логика Языки программирования, методы качественного и количественного моделирования, неклассическая логика

5. Способ репрезентации (укладки знаний) Научные понятия, научный язык (дисциплинарный и междисциплинарный), научные тексты. Классическая картина мира Научные тексты, математизированный научный язык, вариативные теоретические модели, неклассическая дисциплинарная и междисциплинарная картины мира Компьютизированные тексты и базы знаний, когнитивные карты, динамические и компьютерные модели, фреймы, паттерны

6. Тип управления иссле-довательной деятельности Индивидуальная организация поисково-исследовательской деятельности. Методы планирования и программирования экспериментально-поисковой деятельности и системно-поисковой деятельности Когнитивный менеджмент

7. Основная когнитивная метафора Машина, часы Система, органическое целое Компьютер, искусственный и естественный интеллект

8. Используемый язык Философский и дисциплинарный язык классической науки Математизированный язык специальных дисциплин и междисциплинарный язык Языки алгоритмизации, программирования и их интерпретация

9.Когнитивная дифференциация и специализация деятельности Дисциплинарно-научная в системе классических фундаментальных наук Теоретическая и эмпирическая; выделение цепочки: фундаментальные-прикладные исследования и разработки Инновационные комплексы (типа ЫБУС8)

10.Концепция истины корреспондентная корреспондентно-когерентная когерентно-интерпретационная

Схема 2. Изменения в когнитивной матрице

Речь идет о работах Е.Я. Режабека, А.А. Филатовой [10], В.А. Шкуратова [13-14], которые исходят из основополагающего тезиса об определяющей роли культуры в процессе познавательной деятельности. Сами названные авторы полагают, что к родоначальникам отечественной когнитивной теории следует отнести труды А.Р. Лурия, В.С. Выготского, Ю.М. Лотмана, а также широко известного ростовского философа и науковеда М.К. Петрова. Исходя из трудов своих предшественников, Е.Я. Режабек и А.А. Филатова в большой работе «Когнитивная культурология» раскрывают основные уровни влияния культуры на когнитивные процессы и выявляют когнитивные формы, в которых воплощается культура. Среди них анализируются такие основные формы, как фреймы, модели, сценарии, схемы, концепты, такие культурные феномены языка, как метафоры, фразеологизмы, символы. Авторы, определяя свою программу деятельности, подчеркивают: «... Мы развиваем смысловую концепцию культуры, которая сформировалась в пределах когнитивной парадигмы. Когнитивные науки представляют на сегодняшний день одно из самых перспективных междисциплинарных направлений» [10, c. 11].

Следует также отметить, что параллельно в когнитологическом ракурсе развиваются поиски другого ростовского философа и политолога - В.П. Макаренко и представителей его научной школы в области политической концептологии. Это также поиск путей эффективной реализации интеллекта в сфере политических наук с помощью углубленного анализа оснований этих наук, рефлексии, направленной на репрезентацию именно научно -политологического дискурса ^м. материалы, представленные в журнале «Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований», а также[15-16]).

Должно быть ростовские философы, занимающиеся гуманитарно-когнитологической проблематикой, вполне могут разделить программный тезис, выдвинутый Е.Я. Режабеком, транспонируя его действие в свои области исследований: «Когнитивная культурология имеет не только теоретический потенциал, но и практический. Одной из основных практических задач когнитивной культурологии, по нашему мнению, должен стать поиск средств и форм, обеспечивающих успешную интеллектуальную деятельность, а также выявление препятствий на пути формирования интеллекта и поиск путей их преодоления» [10, c. 13].

Опираясь на материалы приведенных подходов, можно рассмотреть и более четко обозначить место, позиции когнитивного подхода, например, в системе государственного и корпоративного управления, где, наряду с такими привычными аналитическими парадигмами, как институциональная (организационная) и поведенческая, начинают обращать внимание на когнитологическую, к которой как к новой системе координат начинает смещаться внимание, заземленное на использование информационно-компьютерных и человеко-машинных систем в процессах подготовки и реализации государственно-управленческих решений и обеспечении государственных услуг. На это, в частности, обратил внимание зам. директора Института прикладной математики РАН Г. Малинецкий, подчеркнувший следующее обстоятельство: «На одном из слушаний в Общественной палате была оглашена удивительная цифра - в органах государственной власти и в силовых структурах России не хватает 17 тысяч (!) аналитиков. С другой стороны, в Государственной думе имеет место филологическая и антикоррупционная экспертиза, но нет экспертизы по существу» [17].

Систематизируя основные причины и факторы, обусловливающие быстро нарастающую потребность в когнитивной аналитике и востребованность ее инструментария, укажем на следующие основные:

- начало перехода к глобальному информационному обществу, связанное с широким внедрением информационных технологий и включением в эти процессы баз знаний. Что все чаще заставляет говорить не просто об информационном обществе, а об обществе знаний, которые становятся особо значимым продуктом в современной и будущей рыночной экономике. На это, в частности, указывает один из наиболее авторитетных концептологов общества знаний Б. Польре, введя концепт «когнитивного капитализма»: «Когнитивный капи-

тализм следует понимать как общество знания, управляемое и организованное по капиталистическим принципам. Кроме того, когнитивный капитализм следует понимать как такой вид капитализма, в котором знание является основным источником стоимости, откуда и вытекает его противопоставление капитализму промышленному» [18, с. 66];

- смена в производстве основных технологических укладов (4-го и 5-го на 6-й), где базовыми выступают компьютерные технологии и человеко-компьютерные системы, а в науке начинает доминировать КБ1С8-комплекс [19];

- концентрация трендов цивилизационного развития на человеческом капитале и человеческом потенциале как основной цели социального и экономического развития и инвестиций (против товаров, услуг, как прежнем основном тренде) - постматериальных трендах [20, с. 5-10, 55-72];

- формирование новых базовых видов деятельности и профессий - инновационного и креативного характера (девелоперы, эксперты, консультанты, системные аналитики, дизайнеры, разработчики программных продуктов, проектные менеджеры и др.) [21, с. 20-25];

- переход к постнеклассическим и сложносистемным формам и схемам социального, экономического, политического управления интерфейсного и рефлексивного типа, включающие элементы искусственного интеллекта («умная власть», «когнитивная власть»);

- появление постнеклассических картин мира, концепций, принципов и подходов к знанию, информации и их использованию с элементами и основаниями нелинейности, рефлексивности не укладывающиеся в классические и неклассические способы репрезентации и «укладки» знаний (фреймы, когнитивные карты, сценарии, схемы, гештальты, ситуационные модели) [6; 22];

- обнаружение в сложных человеко-компьютерных системах и взаимодействиях с элементами искусственного интеллекта принципиально значимых сегментов знаний и механизмов их производства, требующих перевода из скрытого в открытый режим, операционализации (невербальные коммуникации, неявное знание, латентные когнитивные структуры и интуиция, перцептивные циклы, гештальты, механизмы интерпретации и понимания) [23, с. 20-57].

Указанные тренды и факторы проявились достаточно быстро в процессе встречного движения в развитии компьютерных технологий, деятельности по созданию моделей ИИ (искусственного интеллекта) и углубленного исследования новыми методами и средствами когнитивной деятельности человека и общества. Тем не менее и до получения когнитологи-ческих эффектов в конце XX в. - начале XXI в. уже были выявлены парадоксы, проблемные ситуации, которые можно рассматривать в качестве когнитологических прототипов. Вкратце остановимся на их репрезентации, имея в виду прежде всего ситуации в управленческой практике.

Прежде всего отметим ряд парадоксов когнитивного характера, выявленных в управленческой деятельности, звучащих почти как анекдоты, но не получивших должного объяснения. Речь идет о «принципе Парето 80/20» (80 % продуктивной работы в любой организации выполняет 20 % ее персонала), о «принципах Питера» (например, принцип компетентности: «чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки»), о «законах Паркинсона» (например: «численность персонала возрастает независимо от того, становится работы больше, меньше, или ее нет совсем», или «прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов») или же о «законах Мэрфи» (например: «если нужно срочно сделать какое-либо дело, обратись к тому, кто занят больше всех» или «лучший руководитель тот, у кого подчиненные много способнее его самого»).

Далее, следует, говоря о прототипах когнитивной аналитики в управлении, обратить внимание на становление концепций сравнительного менеджмента, философии менеджмента и обнаружение несоизмеримых парадигм менеджмента (американская, немецкая, японская, скандинавская), в которых успех управленческой деятельности достигается на уровне управленческого полицикла и управленческой спирали. А сам управленческий опыт может

рассматриваться как когнитивно-управленческий капитал. Обнаруживается многовектор-ность развития когнитивно-управленческого капитала.

Свой вклад в формирование прототипов когнитивно-управленческой аналитики внесли разработка и апробация в экономической и административной сферах различных типов управленческой деятельности, управленческих стратегий: управление по результатам, управление по целям, управление по ценностям. Изучение управленческой деятельности в стабильных и нестабильных (кризисных, развивающихся) форматах выявило зависимость эффективности управленческой деятельности от когнитивных факторов.

Особо следует сказать об изучении особенностей отечественной модели управления как в сфере экономики, социальной сфере, так и о государственном управлении. Что привело к формированию так называемой «русской модели управления» (А. Прохоров, А. Пар-шев). Ее характерные черты:

- неэффективность и результативность: неэффективное в каждом конкретном пункте, в каждый момент времени, в конечном счете оно достигает таких успехов, для достижения которых вообще-то требуется постоянное эффективное управление. И еще:

- русская система управления, являясь неэффективной в кратко- и среднесрочном плане, с долговременной точки зрения вполне эффективна, так как чудовищные затраты в конце концов компенсируются впечатляющими результатами.

Если бы они не компенсировались, то страна не заняла бы такую большую территорию и не имела бы такого влияния в мире.

Как подчеркивает А. Прохоров [24], ключевым элементом русской модели управления является существование двух режимов, двух стереотипов поведения в каждой голове и обществе в целом: нестабильного режима (аварийного, мобилизационного) и стабильного (застойного). Что обусловливает в итоге: 1) неправовой характер государства и управления и 2) приводит к строгой централизации, что исключает механизмы инноваций (все работают по единым образцам) - отсюда «догоняющие модернизации» и неизбежность импорта идей и образцов.

Более конкретное представление об основных функциях и роли когнитивной аналитики в современной системе государственного управления, включая государственное управление, можно составить, обращаясь к перечню основных задач, решаемых с применением когнитивной аналитики. В перечень входит:

- когнитивный анализ управленческих решений, включая и этап их подготовки, где высок удельный вес экспертно-аналитической и модельной части, в том числе направленной на оценку не только объекта управления, но и субъектов управления, либо субъектов, препятствующих реализации;

- когнитивный менеджмент, основная направленность которого - процесс производства и реализации знаний, включая и неклассическое знание. (Или по определению: когнитивный менеджмент - систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения ее деятельности);

- организация управления знаниями в организации, создание обучающется организации (например, по модели Сенге [11; 25]);

- организация интеллектуального поиска с использованием многоагентных технологий;

- использование OLAP-технологий (оперативная аналитическая обработка информации, прежде всего компьютерно-отформатированной, использование методов и средств хранения и анализа многомерных данных);

- когнитивная поддержка прогнозных разработок, включающая моделирование системы противодействий и рисков в процессе реализации стратегических решений.

Вместе с тем, путь к большей конкретизации представлений об инструментарии когнитивной аналитики в системе управления связан с так называемыми кейсами, кейс -

методикой. Перечисляя эти кейсовые ситуации, в которых как раз и решаются указанные выше основные функции управленческой когнитивной аналитики, отметим следующие:

- принятие решений в сложных и сложносистемных проблемных ситуациях. Ранее, в 60-70-е годы XX в. такого рода ситуации закрывались сетевым управленческим подходом. Но с погружением в конкурентную среду, конфликтные ситуации потребовалось дополнить сетевые методы моделированием многоагентной и многосубъектной деятельности;

- принятие решений в условиях неструктурированных или слабоструктурированных проблемных ситуаций (например, в условиях гибкой системы деятельности, не имеющей четкой цели, а ориентирующейся на смыслы или вырабатывающей цели по мере развития);

- принятие решений в условиях управления по ценностям (идеология, миссия, идентичность, смысловые паттерны);

- принятие решений в условиях сложной неопределенности и высоких рисков (сценарный коридор, минимизация потерь и т.п.);

- принятие решений в условиях скрытого воздействия (оргоружие);

- принятие решений в условиях сложнорефлексивного взаимодействия (разные ци-вилизационные культуры), межсубъектных конфликтных игр (по Э. Бёрну).

Впрочем, можно назвать и конкретные методы и методики, применяемые, например, в когнитивной бизнес-аналитике [9] и современной политической науке (Политологическая когнитивная аналитика. См. элементы ее использования [26-27]).

Рассматривая то, как отдельные «ручейки» когнитологических исследований сливаются в общий поток, ряд исследователей прогнозирует в ближайшей перспективе формирование новой мощной когнитивной отрасли [28, с. 214] (см. схему 3).

Заключая наш анализ проблемы, наметим первоочередные теоретические и прикладные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее продвижение в рамках указанной тематики. Прежде всего отметим то обстоятельство, что в деятельности Южно-Российского института управления РАНХиГС (ЮРИУ РАНХиГС) сформирована проблемная группа с перспективой перерастания ее в научную школу по проблемам прикладной философии и философской инноватики. В ее рамках реализовано 14 «круглых столов» и научных конференций, включая и международные, по указанной проблематике. Издано около 20 монографий и сборников. В их числе: «Философская инноватика и междисциплинарные проблемы государственного управления в современной России» (Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010); Старостин А.М. «Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте» (М.: URSS, 2012). В них как раз и разрабатывается теория и методы качественного когнитивного анализа сложносистемных и междисциплинарных проблем, в том числе касающихся государственного и корпоративного управления и других областей социальной деятельности.

Сфера философской инноватики объединяет прикладные философские исследования (философия политики, философия управления и т.п.) и разработки по схеме, имеющей распространение в научном познании и его приложениях: фундаментальные исследования -прикладные исследования - разработки. Что, с нашей точки зрения, позволяет запустить отлаженный «философский конвейер», массово востребуемый в различных областях познавательной и практической деятельности. Философская инноватика концентрирует свои усилия на выявлении оснований предметно-научных и междисциплинарных областей, анализе смены отраслевых научных парадигм, частнонаучных и общенаучных картин мира и других исследовательских направлений, где сама наука или область рационально осмысленного практического опыта не имеют достаточно серьезного и отрефлектированного инструментария теоретического синтеза [29, с. 8-9, 364; 30, с. 3-6].

Схема 3. Укрупненная блок-схема когнитивной отрасли

\

Специализированные ситуационные центры, действующие в различных органах управления

(отрасли, регионы, бизнес-структуры и др.)

(проведение ситуационных анализов и прогнозов)

Анализы и прогнозы жизнедеятельности в подведомственных сферах

(социально-экономические сферы страны, региона, отрасли, корпорации и др.)

Одна из возможностей организации когнитивной отрасли

Иначе говоря, мы имеем дело с определенной - философско-инновационной схемой операционализации. Она наиболее употребима во вполне определенных когнитивных условиях. Применительно к социально-гуманитарному познанию «исследовательская почва» должна быть значительно «разрыхлена», или, как мы это обозначили, развивается по сценарию сильно-структурированной модели социально-гуманитарных наук [31, с. 5-7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют и иные схемы философской операционализации, в основе которых лежит иной взгляд на прикладную философию и на сценарии взаимодействия философии и других областей духовности и практического опыта: корреспондентной, контекстуально-философской и парадигмально-концептной схемах операционализации [21, с. 33-34]. В этом плане когнитологические исследования выступают в роли одного из важных инструментов философской инноватики.

Все это вполне соответствует тезису О.Е. Баксанского о том, что: «Постепенно в различных областях философии происходит зарождение и развитие новых позиций, соответствующих принципам когнитивного подхода. Фактически идет процесс второго порядка: сначала философия внесла свой вклад в становление когнитологии, теперь же когнитивные представления изменяют предмет самой философии. Соответственно в философии не может не проявиться когнитивная экспансия» [2, с. 225].

Следует даже подчеркнуть, что эта экспансия проявляется прежде всего в прикладной философии и философской инноватике. И она формирует в итоге процесс третьего порядка - философию когнитологии. Инструментарий когнитивной аналитики, когнитивных исследований по-разному консолидируется с различными парадигмами прикладной философии, что в результате дает различные версии философской когнитологии.

Выводы и рекомендации

Формирование и развитие когнитологии, концепций искусственного интеллекта и их влияние на развитие эпистемологических представлений нового поколения выявило возможности моделирования не только сложных систем и процессов, но и репрезентацию вариантов процессов познания сложных систем и результатов их эволюции.

В итоге когнитология помогает генерировать 3-й революционный принцип в эпистемологии. Что в итоге видится следующим образом:

1-й принцип (начало XX в.) - дополнительности описания проявлений объектов в микромире к субъекту и его средствам познания;

2-й принцип (середина XX в.) - антропный - зависимость представленности объекта субъекту от глобальных условий (контекста) существования субъекта и возможностей его эволюции в рамках этих условий;

3-й принцип (конец XX в.) - когнитивной относительности - зависимость представленности объекта субъекту от модели когнитивной репрезентации (априоризм И. Канта в компьютерной редакции).

Методы когнитивной аналитики как прикладной сферы когнитологии - одно из перспективных и недостаточно освоенных современных направлений научной методологии и методики в социально-гуманитарных исследованиях. Оно требует значительных организационных и координационных усилий в постановке и освоении и обещает значительный эффект в продвижении научного и экспертного знания.

На этой концептуальной базе могут быть образованы как новые теоретико-ориентированные и прикладные учебные курсы, тренинги, практикумы, так и новые специальности. Например, «когнитивный политический анализ и прогноз», « когнитивное управление», «нелинейные когнитивные процессы в системе государственного управления», «социальная когнитивистика» и др. На этой основе также возможна организация подготовки новой генерации специалистов для системы научных организаций, государственного и корпоративного управления и госслужбы: когнитивных аналитиков и экспертов, способных к

реализации описанных выше когнитологических задач и поиска разрешения когнитивно нагруженных кейс-ситуаций.

В октябре 2014 г. на базе ЮРИУ РАНХиГС и Донского философского общества запланировано проведение международной научно-практической конференции при участии ЮНЦ РАН, ЮФУ на тему: «Философская инноватика как основа когнитивного анализа и прогноза». Это будет определенный этап обобщения результатов уже проведенных исследований и проработка новых маршрутов когнитологических исследований.

Целесообразно приступить к созданию научно-экспертной палаты (пока на региональном уровне) для мониторинга и содержательной оценки на основе методов когнитивного анализа и прогноза представленных Правительству РФ экономических, социальных, культурных проектов, проектов развития территорий, касающихся прежде всего Юга России (включая и Крым).

Литература

1. Казанцев А.К., Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. КШС-технологии: инновационная цивилизация XXI века. М., изд-во ИНФРА-М, 2012. 383 с.

2. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность. М., изд-во Канон+, 2014. 576 с.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., изд-во Канон+, 2009. 1248 с.

4. Финн В.К. Искусственный интеллект. В кн.: Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., изд-во Канон+, 2009. С. 316-318.

5. Меркулов И.П. Когнитивная наука. В кн.: Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., изд-во Канон+, 2009. С. 364-365.

6. Финн В.К. К структурной когнитологии: феноменология сознания с точки зрения искусственного интеллекта // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 88-103.

7. Старостин А.М. Когнитивные аспекты в исследовании современных политологических, экономических и социально-культурных процессов (из опыта ростовской философской школы). В кн.: Ростовская философская школа: вчера, сегодня, завтра. Ростов-на-Дону, изд-во Дониздат, 2014. С. 3-16.

8. Пушкарева Г.В. Когнитивные механизмы репрезентации политической деятельности в сознании индивида. В кн.: Политика. Государство. Управление. М., изд-во ИД КДУ, 2014. С. 54-77.

9. Когнитивная бизнес-аналитика. М., ИНФРА-М,: 2010.511 с.

10. Режабек Е.Я., Филатова А.А. Когнитивная культурология. СПб., изд-во Алетейя, 2010. 316 с.

11. Джерард П. Ходкинсон, Пол Р. Сперроу. Компетентная организация: психологический анализ стратегического менеджмента. Харьков, изд-во Гуманитарный центр, 2007. 392 с.

12. Овчинский В.С., Сундиев И.Ю. Организационное оружие: функциональный генезис и система технологии XXI века // Изборский клуб. 2013. № 6. С. 47-66.

13. Шкуратов В.А. Новая историческая психология. Ростов н/Д., изд-во ЮФУ, 2009. 208 с.

14. Шкуратов В.А. Психология в истории культуры и познания. Ростов н/Д., изд-во ЮФУ, 2011. 268 с.

15. Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии. М., изд-во Праксис, 2002. 416 с.

16. Поцелуев С.П. Диалог и квазидиалог в коммуникативных теориях демократии. Ростов-на-Дону: изд-во СКАГС, 2010. 496 с.

17. Малинецкий Г. Думать некому? // Литературная газета. 2013. № 49. С. 9.

18. Польре Б. Когнитивный капитализм на марше // Политический журнал. 2008. № 2. С. 66-68.

19. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М., изд-во Экономика, 2010. 255 с.

20. Швец Л.Г. Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами. Ростов-на-Дону, изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2012. 320 с.

21. Старостин А.М. Социально-гуманитарные инновации в контексте философской прагматики. Ростов-на-Дону: изд-во Дониздат, 2012. 252 с.

22. Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного знания // Вопросы философии. 2009. № 10. С. 70-92.

23. Когнитивный подход. М., изд-во Канон+, 2007. 464 с.

24. Прохоров А.П. Русская модель управления. М., изд-во ЗАО «Эксперт», 2002. 376 с.

25. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М., изд-во «Олимп-Бизнес», 1999. 408 с.

26. Политический атлас современности. М., изд-во МГИМО, 2007. 216 с.

27. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. Под ред. О.Ф. Шаброва. М., изд-во Интерпракс, 1994. 112 с.

28. Малинецкий Г.Г. Чтоб сказку сделать былью... Высокие технологии - путь России в будущее. М., изд-во URSS, 2012. 224 с.

29. Старостин А.М. Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте. М., изд-во Книжный дом Либерком, 2013. 366 с.

30. Философская инноватика: поиски, проблемы, решения. Ежегодник 2012. Ростов-на-Дону: изд-во Дониздат, 2013. 736 с.

31. Старостин А.М. Философия социально-гуманитарных наук и инноваций: базовые модели. В кн: Социально-гуманитарное познание в контексте философской инноватики. Ростов н/Д.: изд-во Дониздат, 2013. С. 3-14.

УДК 378.1

Медведева О.О., Пономарев М.В.

Международные рейтинги как информальный инструмент развития образовательного учреждения

Статья посвящена проблеме применения международных образовательных рейтингов в системе менеджмента современного вуза. В первой части статьи авторы рассматривают и анализируют концептуальные подходы к планированию инновационного развития образовательных учреждений, раскрывают особую роль информальных управленческих методик в реализации программно-целевого метода модернизации российской системы высшего образования. Вторая часть статьи посвящена рассмотрению особенностей использования международных образовательных рейтингов в качестве инструмента построения моделей матричного проектирования и многомерного ранжирования как одной из информальных управленческих методик.

Ключевые слова: образование, инновации, модернизация, менеджмент, образовательный рейтинг, концепт.

Череда реформ, растянувшаяся более чем на четверть века, привела к деформации кадровой, материально-технической и административной ресурсной базы российского образования. Особенно драматически эти изменения отразились на высшей школе. В обществе широко распространилось представление о коррумпированности, неэффективности, инертности вузовской среды, о разрушительном влиянии процесса «болонизации», утрате традиций отечественной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.