Научная статья на тему 'Когнитивная аналитика в системе государственного и корпоративного управления (к постановке проблемы)'

Когнитивная аналитика в системе государственного и корпоративного управления (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
NBIC-ТЕХНОЛОГИИ / NBIC-TECHNOLOGIES / КОГНИТИВНАЯ НАУКА / COGNITIVE SCIENCE / КОГНИТИВНАЯ АНАЛИТИКА / COGNITIVE ANALYTICS / КОГНИТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ / COGNITIVE PROTOTYPES / КЕЙС-МЕТОДИКА / ФИЛОСОФСКАЯ ИННОВАТИКА / CASE-METHODOLOGY / PHILOSOPHY INNOVATICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостин Александр Михайлович

В статье обсуждаются детерминанты включения в базовые виды современной деятельности (политической, экономической, социокультурной) нового междисциплинарного научного направления когнитивного анализа. Автор анализирует особенности и направления когнитивной аналитики в системе государственного и корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Analytics in the System of Public Administration and Corporate Governance (Introducing the Issue)

The article concerns the determinants of inclusion into basic kinds of modern activity (political, economic, social and cultural) of a new multidisciplinary scientific area the cognitive analysis. The author analyses the characteristics and courses of cognitive analytics in the system of public administration and corporate governance.

Текст научной работы на тему «Когнитивная аналитика в системе государственного и корпоративного управления (к постановке проблемы)»

УДК 351

КОГНИТИВНАЯ АНАЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

(к постановке проблемы)

А.М. Старостин

В условиях перехода к информационному обществу ключевую роль начинают играть NBIC-технологии (от англ. терминов: Nano, Bio, Inform, Cognitive) [1]. На их развитие ныне выделяется основная доля средств на науку, прикладные исследования и разработки. Освещению научных результатов этого направления посвящена большая часть научных публикаций. Нарастающее значение в указанном комплексе приобретают когнитивные технологии, основанные на комплексных и междисциплинарных исследованиях в рамках когнитивной науки, когнитологии: "Когнитивная наука -область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации. Включает в себя такие дисциплины, как эпистемология, когнитивная психология, исследования в области искусственного интеллекта, психолингвистика, нейропсихология, а в последнее десятилетие также нейрокибернетику и вычислительную нейробиологию" [2].

Процесс формирования когнитологии начался 25-30 лет назад в качестве комплексной науки, в центре исследований которой стала проблема искусственного интеллекта. Но поскольку в разработке этой проблемы проявились очень серьезные трудности, то пришлось существенно углубить наиболее значимые области науки, изучающие естественный интеллект. А в процессе проработки проблем взаимодействия естественного и искусственного интеллекта в последнее десятилетие стали формироваться приложения когнитологии к различным областям управления, социального проектирования,

Старостин Александр Михайлович - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и методологии науки Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: dispolit@skags.ru, т. 8(863)2999249, 2036451

научного и опытно-практического поиска в виде когнитивного подхода, когнитивной аналитики. Ныне говорят о когнитивной бизнес-аналитике [3] (соответствующие кафедры бизнес-аналитики созданы в ВШЭ и РЭА им. Г.В. Плеханова), когнитивном подходе в политике и культурологии [4], концептуальном управлении и оргоружии [5-6]. В этой связи следует более четко обозначить место, позиции когнитивного подхода и в системе государственного управления, государственной службе, где наряду с такими привычными аналитическими парадигмами, как институциональная (организационная) и поведенческая, начинают обращать внимание на когнито-логическую, к которой как к новой системе координат начинает смещаться внимание, заземленное на использование информационно-компьютерных и человеко-машинных систем в процессах подготовки и реализации государственно-управленческих решений и обеспечении государственных услуг. На это, в частности, обратил внимание зам. директора Института прикладной математики РАН Г. Малинецкий, подчеркнувший следующее обстоятельство: "На одном из слушаний в Общественной палате была оглашена удивительная цифра - в органах государственной власти и в силовых структурах России не хватает 17 тысяч (!) аналитиков. С другой стороны, в Государственной думе имеет место филологическая и антикоррупционная экспертиза, но нет экспертизы по существу" [7].

Систематизируя основные причины и факторы, обусловливающие быстро нарастающую потребность в когнитивной аналитике и востребованность ее инструментария, укажем на следующие основные:

Alexander Starostin - Doctor of Political Science, professor, head of the Philosophy and Science Methodology Department at the South-Russian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 70, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: dispolit@skags.ru, tel. +7(863)2999249, 2036451.

- начало перехода к глобальному информационному обществу, связанное с широким внедрением информационных технологий и включением в эти процессы баз знаний. Что все чаще заставляет говорить не просто об информационном обществе, а об обществе знаний, которые становятся особо значимым продуктом в современной и будущей рыночной экономике. На это, в частности, указывает один из наиболее авторитетных концептологов общества знаний Б. Польре, введя концепт "когнитивного капитализма": "Когнитивный капитализм следует понимать как общество знания, управляемое и организованное по капиталистическим принципам. Кроме того, когнитивный капитализм следует понимать как такой вид капитализма, в котором знание является основным источником стоимости, откуда и вытекает его противопоставление капитализму промышленному" [8];

- смена в производстве основных технологических укладов (4-го и 5-го на 6-й), где базовыми выступают компьютерные технологии и человеко-компьютерные системы, а в науке начинает доминировать NBIC-комплекс [9];

- концентрация трендов цивилизаци-онного развития на человеческом капитале и человеческом потенциале как основной цели социального и экономического развития и инвестиций (против товаров, услуг, как в прежнем основном тренде) - постматериальных трендах [10];

- формирование новых базовых видов деятельности и профессий - инновационного и креативного характера (девелоперы, эксперты, консультанты, системные аналитики, дизайнеры, разработчики программных продуктов, проектные менеджеры и др.) [11];

- переход к постнеклассическим и слож-носистемным формам и схемам социального, экономического, политического управления интерфейсного и рефлексивного типов, включающие элементы искусственного интеллекта ("умная власть", "когнитивная власть");

- появление постнеклассических картин мира, концепций, принципов и подходов к знанию, информации и их использованию с элементами и основаниями нелинейности, рефлексивности не укладывающиеся в классические и неклассические способы репрезентации и "укладки" знаний (фреймы, когнитивные карты, сценарии, схемы, гештальты, ситуационные модели) [12];

- обнаружение в сложных человеко-компьютерных системах и взаимодействиях с элементами искусственного интеллекта принципиально значимых сегментов знаний и механизмов их производства, требующих перевода из скрытого в открытый режим, операционализации (невербальные коммуникации, неявное знание, латентные когнитивные структуры и интуиция, перцептивные циклы, гештальты, механизмы интерпретации и понимания) [13].

Указанные тренды и факторы проявились достаточно быстро в процессе встречного движения в развитии компьютерных технологий, деятельности по созданию моделей искусственного интеллекта и углубленного исследования новыми методами и средствами когнитивной деятельности человека и общества. Тем не менее, и до получения когни-тологических эффектов в конце XX - начале XXI в. уже были выявлены парадоксы, проблемные ситуации, которые можно рассматривать в качестве когнитологических прототипов. Вкратце остановимся на их репрезентации, имея в виду прежде всего ситуации в управленческой практике.

Прежде всего отметим ряд парадоксов когнитивного характера, выявленных в управленческой деятельности, звучащих почти как анекдоты, но не получивших должного объяснения. Речь идет, например, о "принципе Парето 80/20" (80 % продуктивной работы в любой организации выполняет 20 % ее персонала), о "принципах Питера" (например, принцип компетентности: "чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки"), о "законах Паркинсона" (например: "численность персонала возрастает независимо от того, становится работы больше, меньше, или ее нет совсем", или "прогресс науки обратно пропорционален числу выходящих журналов") или же о "законах Мэрфи" (например: "если нужно срочно сделать какое-либо дело, обратись к тому, кто занят больше всех" или "лучший руководитель тот, у кого подчиненные много способнее его самого").

Далее, следует, говоря о прототипах когнитивной аналитики в управлении, обратить внимание на становление концепций сравнительного менеджмента, философии менеджмента и обнаружение несоизмеримых парадигм менеджмента (американская, немецкая, японская, скандинавская), в которых

успех управленческой деятельности достигается на уровне управленческого полицикла и управленческой спирали. А сам управленческий опыт может рассматриваться как когнитивно-управленческий капитал. Обнаруживается многовекторность возможностей развития когнитивно-управленческого капитала.

Свой вклад в формирование прототипов когнитивно-управленческой аналитики внесли разработка и апробация в экономической и административной сферах различных типов управленческой деятельности, управленческих стратегий: управление по результатам, управление по целям, управление по ценностям. Изучение управленческой деятельности в стабильных и нестабильных (кризисных, развивающихся) форматах выявило зависимость эффективности управленческой деятельности от когнитивных факторов.

Особо следует сказать об изучении особенностей отечественной модели управления как в сфере экономики, социальной сфере, так и государственного управления, что привело к формированию так называемой "русской модели управления" (А. Прохоров, А. Паршев). Ее характерные черты:

- неэффективность и результативность: неэффективное в каждом конкретном пункте, в каждый момент времени, в конечном счете оно достигает таких успехов, для достижения которых вообще-то требуется постоянное эффективное управление;

- русская система управления, являясь неэффективной в кратко- и среднесрочном плане, с долговременной точки зрения вполне эффективна, так как чудовищные затраты в конце концов компенсируются впечатляющими результатами.

Если бы они не компенсировались, то страна не заняла бы такую большую территорию и не имела бы такого влияния в мире.

Как подчеркивает А. Прохоров [14], ключевым элементом русской модели управления является существование двух режимов, двух стереотипов поведения в каждой голове и обществе в целом: нестабильного режима (аварийного, мобилизационного) и стабильного (застойного). Что обусловливает в итоге: 1) неправовой характер государства и управления и 2) приводит к строгой централизации, что исключает механизмы инноваций (все работают по единым образцам) - отсюда "догоняющие модернизации" и неизбежность импорта идей и образцов.

Более конкретное представление об основных функциях и роли когнитивной аналитики в современной системе государственного управления, включая государственную службу, можно составить, обращаясь к перечню основных задач, решаемых с ее применением. В перечень входит:

- когнитивный анализ управленческих решений, включая и этап их подготовки, где высок удельный вес экспертно-анали-тической и модельной части, в том числе направленной на оценку не только объекта управления, но и субъектов управления, либо субъектов, препятствующих реализации;

- когнитивный менеджмент, основная направленность которого - процесс производства и реализации знаний, включая и неклассическое знание. (Или по определению: когнитивный менеджмент - систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в организации для улучшения ее деятельности);

- организация управления знаниями в организации, создание обучающейся организации (например, по модели Сенге [15]);

- организация интеллектуального поиска с использованием многоагентных технологий;

- использование OLAP-технологий (оперативная аналитическая обработка информации, прежде всего компьютерно-отформатированной, использование методов и средств хранения и анализа многомерных данных);

- когнитивная поддержка прогнозных разработок, включающая моделирование системы противодействий и рисков в процессе реализации стратегических решений.

Вместе с тем путь большей конкретизации представлений об инструментарии когнитивной аналитики в системе управления связан с так называемыми кейсами, кейс-методикой. Ограничусь также перечислением этих кейсовых ситуаций, в которых как раз и решаются указанные выше основные функции управленческой когнитивной аналитики. К ним относятся:

- принятие решений в сложных и слож-носистемных проблемных ситуациях. Ранее, в 60-70-е годы XX в., такого рода ситуации закрывались сетевым управленческим подходом. Но с погружением в конкурентную среду, конфликтные ситуации потребовалось дополнить сетевые методы моделированием много-агентной и многосубъектной деятельности;

- принятие решений в условиях неструктурированных или слабоструктурированных проблемных ситуаций (например, в условиях гибкой системы деятельности, не имеющей четкой цели, а ориентирующейся на смыслы или вырабатывающий цели по мере развития);

- принятие решений в условиях управления по ценностям (идеология, миссия, идентичность, смысловые паттерны);

- принятие решений в условиях сложной неопределенности и высоких рисков (сценарный коридор, минимизация потерь и т.п.);

- принятие решений в условиях скрытого воздействия (оргоружие);

- принятие решений в условиях слож-норефлексивного взаимодействия (разные цивилизационные культуры), межсубъектных конфликтных игр (по Э. Берну).

Заключая статью, наметим первоочередные теоретические и прикладные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее продвижение в рамках указанной тематики.

В деятельности ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ сформирована проблемная группа с перспективой перерастания ее в научную школу по проблемам прикладной философии и философской инноватики. В ее рамках реализовано 14 "круглых столов" и научных конференций, включая и международные, по указанной проблематике. Издано около 20 монографий и сборников [16]. В них как раз и разрабатывается теория и методы когнитивного анализа сложносистемных и междисциплинарных проблем, в том числе касающихся государственного и корпоративного управления.

На этой концептуальной базе могут быть образованы как новые теоретико-ориентированные и прикладные учебные курсы, тренинги, практикумы, так и новые специальности. Например, "когнитивный политический анализ и прогноз", "когнитивное управление", "нелинейные когнитивные процессы в системе государственного управления", "социальная когнитивистика" и др. На этой основе возможна организация подготовки новой генерации специалистов для системы госуправления и госслужбы: когнитивных аналитиков и экспертов, способных к реализации описанных выше когнитологических задач и поиска разрешения когнитивно нагруженных кейс-ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанцев А.К., Кисилев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. NBIC-технологии: инновационная цивилизация XXI века. М.: ИНФРА-М, 2012. 384 с.

2. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, 2009. 1248 с. С. 364.

3. Когнитивная бизнес-аналитика. М.: ИНФРА-М, 2010. 512 с.

4. Режабек Е.Я., Филатова А.А. Когнитивная культурология. СПб.: Алетейя, 2010. 316 с.

5. Овчинский В.С., Сундиев И.Ю. Организационное оружие: функциональный генезис и система технологии XXI века // Изборский клуб. 2013. № 6.

6. De Conspiratione. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2013. 522 с.

7. Малинецкий Г. Думать некому? // Литературная газета. 2013. № 49.

8. Польре Б. Когнитивный капитализм на марше // Политический журнал. 2008. № 27. С. 66.

9. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 256 с.

10. Швец Л.Г. От управления персоналом и кадровой работы - к управлению человеческими ресурсами. Концепция HR-менеджмента // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 182-191; Старостин А.М., Швец Л.Г. Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами: проблемы трансфера в систему государственной и муниципальной службы // Социум и власть. 2012. № 6. С. 77-80.

11. Старостин А.М. Социально-гуманитарные инновации в контексте философской прагматики. Ростов н/Д: Дониздат, 2012. 252 с. С. 20-25.

12. Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии.

2009. № 10. С. 70-92; Финн В.К. К структурной когнитологии: феноменология сознания с точки зрения искусственного интеллекта // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 88-103.

13. Когнитивный подход. М.: Канон+, 2007. 464 с. С. 20-57.

14. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: Эксперт, 2002. 376 с.

15. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999. 408 с.; Джерард П. Ход-кинсон, Пол Р. Сперроу. Компетентная организация. Психологический анализ стратегического менеджмента. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 392 с.

16. Философская инноватика и междисциплинарные проблемы государственного управления в современной России. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС,

2010. 640 с.; Старостин А.М. Философские инновации в когнитивном и праксеологическом контексте. М.: URSS, 2012. 366 с.; Философская инноватика: проблемы, поиски, решения. Ежегод-ник-2012. Ростов н/Д.: Дониздат, 2013. 736 с.

20 января 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.