Научная статья на тему 'К проблеме характеристики средневековых культур Урало-Поволжья'

К проблеме характеристики средневековых культур Урало-Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЖСКИЕ БОЛГАРЫ / УГРЫ / МАНСИЙСКИЕ ФРАТРИИ / ПОСТПЕГРОМСКАЯ КУЛЬТУРА / ЧИЯЛИКСКАЯ КУЛЬТУРА / VOLGA BOLGARS / UGRIC PEOPLES / MANSI PHRATRIES / POSTPEGROMSKAYA CULTURE / CHIYALIKSKAYA CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казаков Евгений Петрович

Статья посвящена характеристике и взаимодействию средневековых культур Урало-Поволжья. Этот регион входил в зону влияния всех эпохальных событий Евразии, что отражалось на появлении здесь новых культур и их миграциях. Особенно важным является археологическое утверждение угорских культур, начало которому положили широкие раскопки, начиная с 60 70-х гг. XX в., языческих могильников ранней Волжской Болгарии. В результате изучения и анализа их материала выявлено, что угорские племена, в основном мансийского круга, занимали широкую территорию Большого Урала и Волго-Камья. Они, находясь в многолетнем взаимодействии с Волжской Болгарией, составляли значительную часть её населения. Определено также, что прикамские культуры: неволинская, ломоватовская, поломская, которые ранее связывали с финнами, являлись угорскими. Лишь в X XI вв. их сменили чепецкая и родановская культуры предков удмуртов и коми, мигрировавшие под натиском Руси на восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issue of Characterization of Medieval Cultures in the Ural-Volga Region

The article considers the characteristics and interactions between the medieval cultures of the Ural-Volga region. The region was influenced by all landmark events in Eurasia, which reflected in the cultures emerging in the area and migrations thereof. Of particular significance is the archaeological confirmation of the Ugric cultures on the basis of large-scale excavations which began in the 1960-1970s at pagan burial grounds of the early Volga Bolgaria period. As a result of studies and analysis of obtained material, it was established that the Ugric tribes, primarily of the Mansi circle, populated the vast territory of the Great Urals and the Volga-Kama region. After many years of interactions with Volga Bolgaria, they constituted a significant portion of its population. It has also been determined that the Nevolinskaya, Lomovatovskaya and Polomskaya cultures of the Kama region previously associated with the Finns were in fact of the Ugric origin. In the 10th-11th centuries they were superseded by the Chepetskaya and Rodanovskaya cultures of the Udmurt and Komi ancestors having migrated to the East as a result of oppression by Rus.

Текст научной работы на тему «К проблеме характеристики средневековых культур Урало-Поволжья»

УДК 902/904

К ПРОБЛЕМЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КУЛЬТУР

УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

© 2018 г. Е.П.Казаков

Статья посвящена характеристике и взаимодействию средневековых культур Урало -Поволжья. Этот регион входил в зону влияния всех эпохальных событий Евразии, что отражалось на появлении здесь новых культур и их миграциях. Особенно важным является археологическое утверждение угорских культур, начало которому положили широкие раскопки, начиная с 60 - 70-х гг. XX в., языческих могильников ранней Волжской Болгарии. В результате изучения и анализа их материала выявлено, что угорские племена, в основном мансийского круга, занимали широкую территорию Большого Урала и Волго-Камья. Они, находясь в многолетнем взаимодействии с Волжской Болгарией, составляли значительную часть её населения. Определено также, что прикамские культуры: неволинская, ломоватовская, поломская, которые ранее связывали с финнами, являлись угорскими. Лишь в X - XI вв. их сменили чепецкая и родановская культуры предков удмуртов и коми, мигрировавшие под натиском Руси на восток.

Ключевые слова: волжские болгары, угры, мансийские фратрии, постпегромская культура, чияликская культура

Одним из богатейших в природном отношении регионов Евразии является Урало -Поволжье, которое всегда привлекало население, особенно с непрочной оседлостью, обилием пищи для скота и неисчерпаемыми биоресурсами долины крупнейших рек: Волги, Оки, Камы, Вятки, Белой.

Благодаря многолетним, широким исследованиям археологов Татарстана, Башкортостана, Удмуртии и других к настоящему времени накоплен и, в значительной мере опубликован, обширный материал по средневековой истории региона который распределяется по культурам. Известно, что основной формой организации этого времени было племя, в которое входили более мелкие родоплеменные подразделения. Археологи могут выявить древние населения только по материальным остаткам. Комплекс этих находок, имеющих свою специфику в культуре, хронологии, территории часто определяют как культуры. Но ясно, что такие элементы вырабатываются только в течение времени. Поэтому культуры в Урало-Повол-жье указанного времени или привнесены из других регионов, или вырабатывались в течении длительного обитания на определенной территории. Практически в связи с близостью обширных южных и восточных областей, где проживало, в основном, кочевое население, регион неоднократно подвергался миграциям.

Благодаря накопленным материалам на рассматриваемой территории выявлен ряд культур, которые по площади не уступают

крупным образованием степей и леса Евразии. Так, одной из них являлась турбаслин-ско-именьковская общность, памятники которой отмечаются от Приуралья до Мордовии (Казаков, 2011,с. 8-39). В отличие от прежних представлений, эта культурная общность несомненно связана с сарматами, имеющими заметное сходство в культуре с древностями джеатарской культуры Приуралья. Особенно мощный приток этого населения в Приура-лье отмечается в середине У1в., когда тюрки разбили в Приуралье племена огоров, авар и хионитов.

Во второй половине VII в. в регион проникают с юго-востока кочевые угры, которые оставили памятники кушнаренков-ской культуры. Они фактически заняли всю турбаслинско-именьковскую территорию. На ряде памятников отмечаются следы насильственного прекращения их деятельности.

Угорские кочевники господствовали в Урало-Поволжье до Кв, когда в культуре их произошла трансформация, отражающая приход родственных кочевых групп (Мажи-тов, 1981). В Кв. как следствие глобальной конфронтации печенежского и угорского миров начались нападения печенегов на угров Приуралья. Об ожесточенности этой борьбы свидетельствуют, в частности, материалы Чишминского могильника на территории Татарстана (Казаков, 1978, с. 20-28).

Печенеги совершали и дальние походы на север (рис. 1), где предки манси оставили

неволинскую, ломоватовскую и полоцкую культуры.

Самих печенежских погребальных памятников на рассматриваемой территории, кроме нескольких единичных, разрушенных захоронений на вершинах курганов (Чишмин-ский курган), нет, так как печенеги проживали и возвращались в степь.

Нападения печенегов на более северных угров, родственных кушнаренковским кочевникам, привело к тому, что в Прикамье исчезли целые культуры. Так, вслед за кушнаренковской была неволинская культура, а также южные памятники поломской и ломоватовской культур. В первую очередь кочевники напали на расположенную ближе к ним и не отделенную от них рекой Камой неволинскую группу. Это население тесно связанно с сарматовским миром, имея представление о народах, проживающих по Волжскому пути, в том числе, определенные связи с салтово-маяцким населением, возможно, узнали о приходе в Среднее Поволжье волжских болгар, в состав которых входили и сарматы (Казаков, 2008, с. 24-33). Видимо, поэтому неволинское население появилось, судя по керамике, на самых разных этапах формирования культуры болгар (Большетар-ханский могильник). В третьей четверти IX в. идет массовая миграция неволинского населения в страну болгар, что подтверждается посудой танкеевского могильника (Казаков, 2008, с. 24-33).

Выделение среди шнуровой посуды угров Урало-Поволжья фратрий мощ и пор несомненно являются большим успехом средневековой археологии. Однако наиболее четко прослежена и структурирована культура фратрии пор, с ее четко сохраняющейся керамикой с X до XI вв. В течение этого времени она сохраняет «паспорт» основных признаков: круглодонность, высота равна или близка к диаметру тулова, цилиндрическая шейка высотой до 3 см, скос по венчику внутри сосуда, украшенный гребенкой. По шейке обязательные оттески веревочки, по верхней части тулова - обязательные оттески гребенки. Это так называемая постпетрогромская посуда.

Некоторые элементы данной керамики явно имеют близость к посуде петрогромской культуры, занимавшей большую площадь среднего Урала. Хотя также изразцы на святилищах Сухая гора, Голый Камень имеют отличия: по выемки венчикс бордюром во внутрь, композиция орнамента близка к вышеописанным. Особенно близки, практически идентич-

ны, с данной посудой, посуда из памятников южных могильников петрогромской культуры. Один из них, Аяцкий, исследован в 50-е годы XX в. (Берс, 1957).

Правда, для угров, для которых серебро было священным металлом, в тесто примешивались тальк, который давал такой отблеск. При движении на запад, уже не было талька, угры вынуждены были заменить тальк толченой раковиной, которая давала тот же отблеск в виде серебра.

О том, что постпетрогромские памятники оставлены предками манси фратрии пор, свидетельствуют и другие источники. По сведениям Плано Карпини татаро-монгольское войско после покорения Волжской Болгарии продвинулось «еще на север, против Баскарт, то есть Великой Венгирии, они победили и их. Выйдя отсюда, они пошли дальше к северу и прибыли к Пароситам» (Плано Карпини, 1975, с. 66).

Как отмечалось, одним из важных военно-политических центров населения фратрии пор было Елабужское городище. Здесь преобладала постпетрогромская посуда, хотя было много болгарской круговой и поволжско-финской керамики.

В целомрегион Елабужского Татарстана и Южной Удмуртии был насыщен жителями фратрии мощ и пор. М.Г. Атамановым отмечается здесь много угорских назначений (Атаманов 1987, с. 133-141). Видимо, на месте одного из поселений их возник поздний удмуртский город Можга. Это тем более вероятно, что на восточной окраине этого города Р.Д. Голдиной изучено мансийское святилище с культом охотничьей магии (Казаков, 2007, с. 57; Голдина, 1987, с. 84-106).

Расстояние от г. Елабуга до г. Можга составляет всего 70 км к северу. По сведениямМ. Г. Атаманова в удмурдских хозяйствах, которые после миграции в XI в. сменили угров, работали «девки поры».

По пути неволинских мигрантов и другие пришельцы закамских угров. На ранних раскопах Танкеевского могильника поломско-ломо-ватовская керамика даже превосходит круговую болгаро-салтовскую посуду. Но такое переселение не было простым: им надо было переправиться через р. Каму и пройти районы, контролируемые печенегами. Возможно, об одном из эпизодов такой миграции свидетельствует материал Игимского могильника. Здесь наряду с другими захоронениями мужчин, вооруженных саблями, копьями, луком со стрелами, выявлено несколько безинвентар-

ных могил (Казаков, 2007, с. 139, рис. 20). Судя по сопровождению погребений лепной круглодонной с примесью толченой раковины в тесте сосудов (рис. 3, 25) блоковидной шейкой, имеющей диаметр тулова намного больше высоты ее, такая керамика аналогично поломско-ломоватовской посуде фратрии мощ. Возможно, какой-то отряд этого населения, стремившегося прорваться в страну болгар, вынужден был довольно длительное время скрываться в чащобах крупнейшего болота Кулегаш Татарстана недалеко от р. Камы.

После того как огузы изгнали печенегов, на степи Южного Урала вернулись угорские кочевники Южного Урала, тесно связанные с тюркскими кочевниками. Однако в Прикамье и Северную Башкирию переселяются кочевые угры из Среднего Урала. Они оставили Мрясимовский, Каранаев-ский и другие некрополи с отмеченной постпетрогромской керамикой. Некоторые исследователи назвали эти памятники мряси-мовской культурой (рис.4).

Мансийское происхождение их определяется и по культовым материалам. Об этом свидетельствует находка из кургана №5 Бакалинского могильника. Здесь встречена кукла, аналогичная мансийским иттермам (по И.Н. Гемуеву) (рис.5).

В целом постпетрогромские памятни-кибыли переходными от язычества к исламу. Однако во многих регионах посуда четко соблюдала элементы своего «паспорта». Во многих регионах севера и Приуралье Башкирии, а также в области лесостепи сылвенской лесостепи (рис. 4) в памятниках вместе находятся погребения язычников и мусульманские захоронения. Во всех крупных поселениях Волжской Болгарии, как правило встречается много такой посуды (рис. 5).

Многие традиции постпетрогром-ской культуры сохранялись в древностях чияликскойкультуры. Но это был уже золо-тоордынский переход, когда мансийское население мусульманизируется и выступает в качестве племенных подразделений башкир.

ЛИТЕРАТУРА

Атаманов М.Г. Об угорских названиях в удмуртской топонимики // Проблемы изучения древней истории Удмуртии / Отв.ред. Л. А. Наговицин Ижевск: УдНИИ, 1987. С. 133-141.

Голдина Р.Д. Жертвенное место Чумойтло в Южной Удмуртии // Проблемы изучения древней истории Удмуртии / Отв.ред. Л. А. Наговицин Ижевск: УдНИИ, 1987.С.84-106.

Берс Е.М. Отчет о раскопках Среднеуральской археологической экспедиции за 1957 год // Архив ИА АН СССР. Р1, №1529.

Казаков Е.П. Памятники болгарского времени в восточных районах Татарии. М.: Наука, 1978, С. 20-28.

Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны в IX- XIV вв.: проблемы взаимодействия. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. 208 с.

Казаков Е. П. Сылвенско-неволинская керамика памятников ранней Волжской Болгарии и проблемы миграции угров на Волгу в VII-IX вв. // FU. 2008. №11. С. 24-33.

Казаков Е.П. Этнокультурная ситуация IV-VII вв. н.э. в Среднем Поволжье // FU. 2011. №12-13. С. 8-39

Мажитов Н.А. Курганы южного Урала VIII- XII вв. М.: Наука,1981. 164 с.

Плано Карпини. История монголов, , которых мы называем Татарами // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н.П. Шастина. М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. С.66.

Информация об авторе:

Казаков Евгений Петрович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); epkaz@mail.ru

THE ISSUE OF CHARACTERIZATION OF MEDIEVAL CULTURES

IN THE URAL-VOLGA REGION

E. P. Kazakov

The article considers the characteristics and interactions between the medieval cultures of the Ural-Volga region. The region was influenced by all landmark events in Eurasia, which reflected in the cultures emerging in the area and migrations thereof. Of particular significance is the archaeological confirmation of the Ugric cultures on the basis of large-scale excavations which began in the 1960-1970s at pagan burial grounds of the early Volga Bolgaria period. As a result of studies and analysis of obtained material, it was established that the Ugric tribes, primarily of the Mansi circle, populated the vast territory of the Great Urals and the Volga-Kama region. After many years of interactions with Volga Bolgaria, they constituted a significant portion of its population. It has also been determined that the Nevolinskaya, Lomovatovskaya and Polomskaya cultures of the Kama region previously associated with the Finns were in fact of the Ugric origin. In the 10th-11th centuries they were superseded by the Chepetskaya and Rodanovskaya cultures of the Udmurt and Komi ancestors having migrated to the East as a result of oppression by Rus.

Keywords: Volga Bolgars, Ugric peoples, Mansi phratries, Postpegromskaya culture, Chiyalikskaya culture.

About the Author:

Kazakov Evgenii P. Doctor of Historical Sciences. Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, Republic of Tatarstan, Russian Federation; ncai@mail.ru, epkaz@mail.ru

Рис. 1 Печенежские нашествия в Урало -Поволжье.

о и о

С ■

о

н

л £

а

Л

Ч &

« §

s

о &

о

о

а н о о е

о S S

<D

И

л

о О

и л PL

О

S PL

Рис. 3. План погр. 2 Игимского могильника. 1 - 10 - цветной металл, 18 - кость, 19 - дерево, 11 - 17, 20 -22, 24 - железо, 23, 25 - железо и дерево, 26 - керамика.

Рис. 4. Постпетрогромкая керамика Приуралья (по Р. Д. Голдиной).

Рис. 5. Постпетрогромская керамика Волжской Болгарии (по Т.А. Хлебниковой)

Рис. б. Постпетрогромские коммиигение Бакаленского могильника

Рис. 7. Мансийский культовый онгон Бакаленского могильника (1,2). 3,5- мансийская иттерна

(И.Н. Гемуеву).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.