УДК 930.24
ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНОСТЕЙ ВОЛЖСКОЙ БОЛГАРИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МИГРАЦИЙ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
© 2014 г. Е.П. Казаков
Автором статьи на основе разработанной им культурно-хронологической стратиграфии древностей ранних и домонгольских (УШ-ХШ вв.) волжских болгар выделяются этапы их миграции из северо-восточных провинций территории салтовской культуры на Среднюю Волгу. Предполагается, что в истории Среднего Поволжья имели место две волны тюркизации: первая - связана с населением пост-гуннского круга (хазары, огузы, болгары), вторая - позднетюркская (кыпчакская?) тюркизация. Длительные, почти 600-летние контакты болгары имели с уграми, поволжско-приуральскими финнами, а также славянами.
Ключевые слова: ранние болгары, Средняя Волга, культурно-хронологическая стратиграфия древностей, салтовская культура, миграции.
В истории Восточной Европы особая роль принадлежит Волжской Болгарии, которая оказывала культурное, экономическое и политическое влияние на население обширного региона. Благодаря исследованиям в основном казанских археологов распределены по особенностям культуры и времени вещевые комплексы, отмечаемые на протяжении длительного, 600-летнего, существования страны болгар. Особенно примечательны достижения в изучении ранее практически не известного раннеболгарского периода. В.Ф. Генинг, А.Х. Халиков, Е.А. Халикова, Е.П. Казаков начиная с 60-х годов XX в. обследовали более 2000 богатых материалами захоронений Большетарханского, Танке-евского, Большетиганского и других некрополей, которые отнесены преимущественно к кочевническому, языческому периоду истории болгар на Волге.
Данные материалы, а также комплексы раскопанных поселений домонгольского и золотордынского времени, позволили получить достаточно четкую культурно-хронологическую стратиграфию древностей. Определено, что их появление и формирование во многом было связано с миграциями населения на широкой европейской территории, вызванными глобальными военно-политическими событиями. Следствием миграции стало появление нового народа - волжских болгар.
Одним из важнейших цивилиза-ционных центров Евразии была общность салтовских культур, особенно на основной их территории - юго-востоке Европы. Появившись на Волге, орда кочевых болгар принесла с собой характерные элементы салтовской культуры: лепные плоскодонные горшки и круговые сосуды с бомбо-видным туловом (рис. 1). Хотя в сво-
Рис. 1 а. План комплекса Танкеевского могильника Рис. 1б. План погребального комплекса Танкеевского могильника Рис. 1в. Находки из раннеболгарских погребений у с. Усть-Курдюм
их истоках последние принадлежали аланам, переселенным, видимо, хазарским каганом из районов Северного Кавказа в Подонье, однако на Волге эта посуда выступает как собственно болгарская.
Продвинувшаяся на север орда кочевала в северно-восточной части основной салтовской территории. Двигалась она по правому берегу р. Волги, о чем свидетельствует локализация болгарских могильников: Усть-Курдюмского в г. Саратове, Автозаводского в г. Ульяновске, I и II Большетарханских в Предволжье Татарстана (рис. 2). Данное направление движения подтверждается еще и тем, что болгары, видимо, долго контактировали с буртасами и шли через их территорию. От последних, они же заимствовали обряд захоронений в удлиненных глубоких ямах сложной конструкции (с заплечиками, подбоями), сопровождавшихся шкурой лошади (рис. 3). Такие захоронения, практически не известные в салтов-ской культуре, в массе фиксируются в могильниках волжских болгар: 62 таких погребения, или 17% всех захоронений, отмечены в Большетархан-ском, более 80 (12%) - в Танкеевском могильниках.
Истоки такой обрядности выявлены в некрополях позднесарматской турбаслинско-именьковской общности У1-УП вв. н.э. Урало-Поволжья (Казаков, 1998, с. 97-150). Во второй трети VII в. они были вытеснены кушнаренковскими кочевниками манякского этапа в районы Саратов-ско-Волгоградского Поволжья, где письменные источники позднее определяют их как буртас (Казаков, 2012, с. 118). Таким образом, в Среднем Поволжье возникла общность племен,
которая, как будет показано ниже, стала центром притяжения и других народов.
Во второй трети IX в. в Хазарии между партиями мусульманства и иудаизма началась "борьба за веру", в нее были втянуты кочевые племена печенегов и мадьяр, конфронтация между которыми оказала заметное влияние на изменение этнокультурной ситуации в Европе, - достаточно отметить, что в результате ее на р. Дунай появляются венгры. Указанные процессы четко отразились и в локализации населения Урало-Поволжья: прогнав мадьяр, печенеги стали нападать на родственные последним, более северные племена угров, что вызвало новую массовую миграцию. К концу IX в., в регионе исчезают целые культуры: кушнаренковская, не-волинская; пустеют южные районы ломоватовской и поломской культур (Казаков, 1997, с. 47, рис. 2; 3). Большое число носителей этих культур бежит в страну болгар: в Танкеевском, Большетарханском и других могильниках изучены сотни захоронений с характерными элементами вышеот-меченных культур: в обряде, керамике и другом вещевом материале (погребальные маски, предметы одежды, орудия труда и т.д.). Нашедшее убежище в стране болгар население было преимущественно угорским, хотя и разноплеменным (рис. 3-6).
Лишь на позднеязыческой части Танкеевского могильника изучены несколько захоронений мещеры второй - третьей четверти X в. (Казаков, 1992, с. 317, рис. 107). Следует отметить, что как раз в это время, происходит активная славянизация земель мещеры и муромы в бассейне р. Оки:
Рис. 2. Этнокультурная ситуация в Урало-Поволжье в раннеболгарский период: а - районы концентрации болгаро-салтовских памятников, б - направление движения болгаро-салтовских племен в Среднее Поволжье, в - территория ранней Волжской Болгарии, г - территория кушнаренковской общности (до мадьяро-печенежской конфронтации), д - территория ломоватовской и поломской культур
Рис.3. План и вещевой комплекс погр. 770 Танкеевского могильника. 1 - дерево и серебро; 2,4 - кость; 3 - камень; 5,6,8-12,14 - железо; 13 - бронза;
15 - серебро; 16 - керамика
Рис.4. План и вещевой комплекс погр. 6 Большетиганского могильника. 1-12 - серебро и цветной металл, 13-19 - железо, 20 - кость, 21 - серебро, железо, дерево, 22 -керамика (по А.Х. и Е.А.Халиковым)
Рис.6. Миграция угорских кочевников с лепной круглодонной керамикой в Урало-Поволжье в !Х-Х!У вв.
в XI в. здесь уже существуют Рязанское и Муромское княжества.
Таким образом, мигрировавшие в Среднее Поволжье племена болгар кочевали на северо-восточной окраине салтовской общности, и не были тесно связаны с ее наиболее развитыми хозяйственными центрами. Об этом свидетельствует то, что принесенные образцы круговой посуды отслужили свой срок, и в захоронения нередко ставили экземпляры, имеющие отбитые ручки и горловины, со следами ремонта и т.п. Так, в Танкеевском некрополе 10% всей керамики представляли собой лепные кувшины, имитирующие формы салтовских круговых, но изготовленных, судя по глине с примесью толченой раковины, веревочным орнаментом местными мастерами (Казаков, 1992, с. 122, рис. 42).
Ранняя Волжская Болгария была догосударственным объединением языческих племен - болгар, сувар, эсегель, баджаров, ведущих в основном кочевой образ жизни. Только к 40-м годам X в. относятся сообщения письменных источников (Заходер, 1967, с. 36) и археологические данные (Казаков, 2008, с. 34-39), свидетельствующие о появлении, видимо на месте племенных центров, первых городов (Болгар, Сувар)1. К этому же времени относятся и сведения о борьбе жителей этих городов, принявших мусульманство, с язычниками, что, в свою очередь, привело к тому, что часть поломско-ломоватовского насе-
1 Вопрос о времени появления постоянных поселений у ранних болгар является дискуссионным, см.: Хузин Ф.Ш. Исследования по булгаро-татарской археологии. - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2011. - С. 29-42. (Прим. ред.).
ления ушла в Верхнее Поволжье (Казаков, 2007, с. 88).
В 60-е годы X в. произошли масштабные военно-политические события, оказавшие большое влияние на процессы формирования Волжской Болгарии, Руси и ряда других стран. Под ударами печенегов и из-за походов Святослава пала Хазария, что привело к "великому разгону" - миграциям разноэтничного населения, имевшего развитые культуру, земледелие, ремесленное производство и торговлю.
В стране болгар в это время появляется большое число поселений - городищ с мощными культурными слоями, развитыми земледельческими орудиями: лемехами, резаками, косами-горбушами, прогрессивными формами серпов и др., которых не было у ранних болгар Поволжья, но которые с VIII в. применялись в развитых районах салтовской культуры. Разительно отличаются керамические комплексы, исчезают салтовские сосуды с наибольшим диаметром в нижней части тулова, вместо них появляется постантичная посуда высокого обжига с наибольшим диаметром в верхней или средней части тулова в виде кувшинов, горшков, стаканов и т.д., которых также не было у ранних болгар. В массе появляются круговые горшки с поверхностью, покрытой рифлением; все могильники около поселений становятся только мусульманскими.
Вместе с вышеперечисленными материалами в Волжской Болгарии появляются комплексы поздних кочевников, еще на юге тесно взаимодействовавших с салтовским населением. В составе их - лепные сосуды с "гирляндами" (рис. 7), предназначенные для приготовления пищи на
открытых очагах, сковородки с полоч-кообразной ручкой, котлы с внутренними ушками и др. (Казаков, 1991, с. 167-176).
Отмеченные материалы свидетельствуют о том, что вместе со второй волной болгар пришли и группы поздних тюркоязычных кочевников. С ними, вероятно, связаны и образцы рунической письменности, неизвестные на материалах памятников ранних болгар (Казаков, 1991, с. 155, рис. 50).
Среди пришельцев, видимо, преобладали огузы, которые находились в дружеских отношениях с волжскими болгарами еще со времени Ибн Фад-лана. На поселениях болгар второй половины X в. отмечаются находки этнически специфичных для огузских женщин изделий: нагрудных подвесок в виде стилизованных изображений летящих птиц, копоушки (рис. 8: 1-5).
Со второй волной болгар приходит и часть славянского населения. С ним связано появление изделий из оловя-нистой бронзы, бронзовые подвески-топорики, шила, на костяной рукояти которого вырезан знак Рюриковичей (рис. 9: 2-5). Специфическим женским славянским украшением, является бронзовая височная подвеска с пятью лучами (рис. 9: 1). Такие поделки характерны для славян ромен-ско-борщевской общности, граничащей с запада с салтовской культурой (городища Титчиха, Новотроицкое и др.). После разгрома Хазарии подобные изделия как с дротовыми, так и с лопастными пятью лучами появились и в Саркеле - Белой Веже (Плетнева, 2006, с. 346, рис. 82: 10-15).
Подобные подвески характерны для большинства населения Руси, но со специфическими чертами для каж-
дого племени или союза племен. Но везде они имели семь лучей, единственное исключение отмечено лишь в земле вятичей (Никольская, 1981, с. 110, рис. 40: 14-18). Следует сказать, что вятические древности этого времени: круговая керамика с рифленым орнаментом, железные земледельческие орудия, кузнечные изделия, бытовые вещи: ножи, замки, ключи и др. - во многом идентичны подобным же предметам волжских болгар. При этом совершенно ясно, что это не было заимствованием одного от другого, скорее всего, миграция населения салтовского круга коснулась и Окского региона.
Следствием распада Хазарии явилось и образование т.н. "Сурского княжества" в Пензенском крае. Здесь в XI в. появились памятники, аналогичные волжско-болгарским, но без включения урало-прикамского компонента. Кроме того, между теми и другими сохранялась "нейтральная полоса" в 100 км, где не было таких памятников. Данная сурско-мокшанская группа памятников, по-видимому, оставлена последней волной болгар, не дошедших до р. Волги (Казаков, 2007, с. 82).
Таким образом, взаимодействие Волжской Болгарии с ее прародиной в виде салтовской культуры и Хазарского каганата продолжалось несколько столетий. В течение этого времени в Среднее Поволжье происходили "выплески" миграционных волн, которые нередко меняли не только военно-политическую обстановку, но и социально-экономические условия и даже этническую ситуацию.
Одним из примечательных достижений археологии Восточной Европы стало открытие постпетрогромской и чияликской культур домонгольского
Рис.7. Лепная керамика тюркоязычных кочевников, мигрировавших в Среднее Поволжье вместе со второй волной в последней трети X в. Измерское селище.
Рис.8. Бронзовые украшения женского костюма огузов из памятников Волжской Болгарии (1 - 5) и их аналогии в Нижнем Поволжье (6 - 9)
Рис.9. Изделия славян, пришедших в Среднее Поволжье вместе со второй волной болгар. Измерское селище. 1,2,4 - 7, 11 - 14 - бронза; 3 - кость; 8 - поливная керамика; 9,10 - стекло.
и золотордынского времени. В конце XI в. в Волжскую Болгарию из районов Среднего Урала мигрирует большая масса угорского населения с лепной, круглодонной, украшенной гребенчато-шнуровым орнаментом керамикой. Она близка к ранее рассмотренной поломско-ломоватовской керамике (рис. 10) и составляет около 1,5-3% от изученной выборки посуды Волжской Болгарии, отмеченной практически на всех, теперь уже постоянных, болгарских поселениях. Под воздействием круговой посуды болгар часть ее преобразовалась в подгруппы II, а также т.н. джукетаусскую и др., в которых гребенчато-шнуровой орнамент заменяется резными линиями, вместо
раковины в тесте появляется песок и пр., хотя форма и круглодонность сохраняются. Такая гибридная посуда свидетельствует об ассимиляции новых пришельцев и включении их в состав волжских болгар.
Истоки постпетрогромского населения находятся среди кочевых угров южных районов петрогромской культуры Среднего Урала. Здесь их памятники известны со второй половины VI в. н.э. (Казаков, 2007, с. 54). При переселении на Волгу, эти племена оставили в Предуралье и Башкортостане курганные могильники - Мря-симовский, Коранаевский и др. - с материалом, в том числе и нумизма-
тическим, конца X в. (Казаков, 2004, с. 120-128)2.
Очередной этап миграции населения связан с усилением Руси в первой половине домонгольского периода. Ранее, чем на Верхней Волге, государственная власть утвердилась на р. Оке, где уже в XI в. возникли Муромское и Рязанское княжества. Как показывают события 1088 г., когда были ограблены болгарские купцы, эти княжества стремились взять под свой контроль торговые пути по Волге и Оке.
Позднее княжеская власть укрепилась и в Верхнем Поволжье. Наряду с инокультурными социально-экономическими изменениями, происходило и глубокое идеологическое воздействие, связанное с вытесенением язычества христианством. Спасаясь от этого, не только финноязычное население, но, видимо, и часть язычников-славян уходили в Волжскую Болгарию. Отмечая это, Казанский летописец, касаясь бассейна р. Казанки, писал: "Наполни такими людьми землю ту еще черемиса, зовемая отяки, тое же ростовская чернь, забежавши та от крещения русского в болгарских жилищах..." (Сказание о царстве Казанском, 1959, с. 27). Часть верхневолжского населения мигрировала еще дальше на восток; так, в низовьях р. Вятки выявлен Котловский могильник с типичными бронзовыми изделиями мери (рис. 11).
2 Вопрос о времени появления на поселениях волжских болгар т.н. «пост-петрогромской» посуды является также дискуссионным, см.: Хузин Ф.Ш. Исследования по булгаро-татарской археологии. - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2011. - С. 69-79. (Прим. ред.).
В целом можно отметить, что усиление влияния Северо-Восточной Руси в XI-XII вв. на предков коми и удмуртов привело к их миграциям в восточном направлении. В свою очередь, последние оказывали давление на угорские племена, вытесняя их за Урал (рис. 12), которые западнее Уральского хребта сохранились лишь в лесостепи Урало-Повожья.
Но и здесь в золотордынский период из района макушинского круга Зауралья на бывшую постпетрогром-скую территорию переселяются новые угорские племена чияликской культуры с непрочной оседлостью. Они принесли с собой характерную для угров лепную круглодонную посуду, но не с ракушечной, а с песчаной примесью в тесте. Это население, судя по Такталачукскому, Иманлеев-скому и другим могильникам низовий р. Белой, исторически связанным с предками племени эней, принимает ислам и в дальнейшем входит в состав современного тюркоязычного населения данного региона. В некоторых могилах в качестве языческих пережитков встречаются вещи, в том числе серябряные монеты золотордынских ханов Узбека и Джанибека (Казаков, 2003, с. 79-87).
В это же время на основную территорию Волжской Болгарии, где с X в. проживало мусульманское население, переселяются язычники -тюркские кочевники. Они оставили более десятка курганных могильников, где погребенные сопровождались характерным для кочевников инвентарем. Такие комплексы в виде предметов вооружения, бытовых вещей, конского снаряжения, зеркал и т.д. в большом числе отмечаются и на поселениях волжских болгар, особенно
6
Рис. 10. Керамика постпетрогромской культуры из Измерского селища
Al —языческие moi ильники кочевников Рис. 13. Могильники тюркских кочевников в Волжской Болгарии и около нее. XIV в.
на торгово-ремесленных селищах в низовьях р. Актай, II Коминтернов-ском, V Семеновском и др. (рис. 14). На них же отмечены более мощные, чем домонгольского времени, сельскохозяйственные орудия: лемехи, резаки, косы и др. Можно полагать, что, в конечном итоге, данное население с включениями волжских болгар в политическом пространстве Казанского ханства сформировалось в новый народ - казанских татар.
В заключение следует отметить, что волжские болгары с самого начала своего формирования были подвергнуты воздействию пришлых этниче-
ских групп: тюркских, индоиранских, угорских, финноязычных. В истории Среднего Поволжья имели место две волны тюркизации: I - связанная с населением подгуннского круга (хазары, болгары), II - позднетюркская (кыпчакская?) тюркизация. Длительные, 600-летние, контакты болгары имели с уграми, культура которых на всех этапах имела четкий репер в виде лепной круглодонной керамики с ве-ревочно-гребенчатым орнаментом.
Рис.14 Железные изделия из Коминтерновского II селища. XШ-XIV вв.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. II. - М.: Наука, 1967.
2. Казаков Е.П. Болгарское село X-XШ веков низовий Камы. - Казань: Тат-книгоиздат, 1991. - 176 с.
3. Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии (этапы этнокультурной истории). - М.: Наука, 1992. - 335 с.
4. Казаков Е. Волжская Болгария и финно-угорский мир // FU. - 1997. -№ 1. - С. 33-53.
5. Казаков Е.П. Коминтерновский II могильник в системе древностей эпохи тюркских каганатов // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии). - Самара, 1998. - С. 95-104.
6. Казаков Е.П. Чияликская культура: территория, время, истоки // Угры. Материалы VI Сибирского симпозиума. - Тобольск, 2003. - С. 79-87.
7. Казаков Е.П. Постпетрогромская культура: истоки, время, территория // Четвертые Берсовские чтения. - Екатеринбург, 2004. - С. 120-128.
8. Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны в К^ГУ вв.: проблемы взаимодействия. - Казань: Ин-т истории АН РТ, 2007. - 208 с.
9. Казаков Е.П. О ранней дате столичных городов домонгольской Волжской Болгарии // FU. - 2008. - № 11. - С. 34-39.
10. Никольская Т.Н. Земля вятичей. - М.: Наука, 1981. - С. 296 с.
11. Плетнева С.А. Древнерусский город в кочевой степи. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. - 392 с.
12. Сказание о царстве Казанском. - М.: Гослитиздат, 1959. - 526 с.
Информация об авторе:
Казаков Евгений Петрович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); ncai@mail.ru
THE CHRONOLOGY OF VOLGA BULGARY ANCIENTRIES IN EASTERN EUROPE MEDIVAL MIGRATIONS SYSTEM
E.P. Kazakov
The author of the article singles out the stages of the Volga Bulgar' migration from the northern-east provinces of the Saltovskaya culture area toward the Middle Volga River region. The assumption is based on the culture-chronological stratigraphy of the early- and pre-Mongolian ancientries (VIII-XIII centuries), developed by the author. Presumably, there were two waves of turkisation in the Middle Volga river region's history: the first one is connected with the post-Huns circle of the peoples (the Khazars, the Oghuns, the Bolgars), the second one is called Late Turkisation (the Kipchaks ?). The contacts between the Bulgars and the Ugorians, the Volga and Cis-Urals Finns, the Slavs had been lasted for almost 600 years.
Keywords: the early Bolgars, the Middle Volga River region, the culture-chronological stratigraphy of antiquities, the Saltovskaya culture, migration.
REFERENCES
1. Zakhoder B.N. Kaspiyskiy svod svedeniy o Vostochnoy Evrope [The Caspian Code of information concerning the Eastern Europe]. Moscow: Nauka Publ., 1967, vol. II.
2. Kazakov E.P. Bolgarskoe selo X-XIII vekov nizoviy Kamy [The Bulgar village in the Lower Kama River region during the X-XII centuries]. Kazan: Tatknigoizdat Publ., 1991, 176 p.
3. Kazakov E.P. Kul'tura ranney Volzhskoy Bolgarii (etapy etnokul'turnoy istorii) [Culture of the early Volga Bulgaria (ethno-cultural history's stages)]. Moscow: Nauka Publ., 1992, 335 p.
4. Kazakov E. Volzhskaya Bolgariya i finno-ugorskiy mir [The Volga Bulgaria and Finno-Ugric world]. In: Finno-Ugrika [Finno-Ugrica], 1997, no. 1, p. 33-53.
5. Kazakov E.P. Kominternovskiy II mogil'nik v sisteme drevnostey epokhi tyurkskikh kaganatov [The 2nd Komintern burial ground within a system of the Turk Khanates antiquities]. In: Kul'tury Evraziyskikh stepey vtoroy poloviny I tysyacheletiya n.e. (voprosy khronologii) [Cultures of Eurasian steppes in the 2ndpart of Is'Millennium A.D. (chronology issues)]. Samara, 1998, p. 95-104.
6. Kazakov E.P. Chiyalikskaya kul'tura: territoriya, vremya, istoki [The Chiyalik culture: territory, chronology, sources]. In: Ugry. Materialy VI Sibirskogo simpoziuma [The Ugorians. Proceedings of the 4th Siberian symposium]. Tobol'sk, 2003, p. 79-87.
7. Kazakov E.P. Postpetrogromskaya kul'tura: istoki, vremya, territoriya [The Postpetrogromskaya culture: sources, chronology, territory]. In: Chetvertye Bersovskie chteniya [The 4th readings in memory of Bers]. Ekaterinburg, 2004, p. 120-128.
8. Kazakov E.P. Volzhskie bolgary, ugry i finny v IX-XIV vv.: problemy vzaimodeystviya [The Volga Bulgars, the Ugorians and the Finns in the X-XIV centuries: issues on interaction]. Kazan: Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Publ., 2007, 208 p.
9. Kazakov E.P. O ranney date stolichnykh gorodov domongol'skoy Volzhskoy Bolgarii [Concerning the early date of capital towns of pre-Mongolian Volga Bulgaria].
In: Finno-Ugrika [Finno-Ugrica]/ 2008, no. 11, p. 34-39.
10. Nikol'skaya T.N. Zemlya vyatichey [The Vjatichi's Land]. Moscow: Nauka Publ., 1981, 296 p.
11. Pletneva S.A. Drevnerusskiy gorod v kochevoy stepi [Ancient Russian town within nomad steppe]. Voronezh: Voronezh state University Publ., 2006, 392 p.
12. Skazanie o tsarstve Kazanskom [The Tale of the Kazan Kingdom]. Moscow: Goslitizdat Publ., 1959, 526 p.
Information about the author:
Kazakov Evgeniy P., Dr. habil. (History), chief research scientist, Institute of History named after Sh. Marjani of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); ncai@mail.ru