Научная статья на тему 'К проблеме государственной поддержки молодежного предпринимательства'

К проблеме государственной поддержки молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САМОЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груздев Ю.В.

В статье показана роль молодежного предпринимательства в современном российском обществе. Проанализированы нормативно-правовые и институциональные аспекты становления молодежного предпринимательства в РФ. Приведены примеры эффективного функционирования института молодежного предпринимательства на региональном уровне. Выявлены проблемы с которыми сталкиваются российские молодые предприниматели в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме государственной поддержки молодежного предпринимательства»

К ПРОБЛЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Груздев Ю.В.*

Национальный исследовательский

Белгородский государственный университет, г. Белгород

В статье показана роль молодежного предпринимательства в современном российском обществе. Проанализированы нормативно-правовые и институциональные аспекты становления молодежного предпринимательства в РФ. Приведены примеры эффективного функционирования института молодежного предпринимательства на региональном уровне. Выявлены проблемы с которыми сталкиваются российские молодые предприниматели в России.

Ключевые слова молодежное предпринимательство, самозанятость молодежи, бизнес-инкубатор, поддержка молодежного предпринимательства, нормативное регулирование молодежного предпринимательства.

Актуальность изучения молодежного предпринимательства связано с тем, что конкурентность, изменчивость, высокая неопределенность экономической и социальной среды, которые характеризуют современное развитие России приводит к тому, что некоторая часть молодежи не находит своей ниши в российском социально-экономическом секторе, хотя и имеет высокий образовательный уровень, организационные способности, ярко выраженные потребности и мотивацию в личностном и профессиональном росте. Во многом, это связано с тем, что у современной молодежи имеется информационный вакуум по тем возможностям, которые дает собственное дело, и нехватка практических знаний по организации и дальнейшему развитию предпринимательской деятельности.

Сфера труда не приносит молодым россиянам свободы в профессиональном самоопределении, и большинство молодых людей в связи с этим вынуждено держаться за любую работу, страдая при этом от различных форм социальной дискриминации: незаконные увольнения, штрафы, использование малооплачиваемого труда молодежи (особенно младших возрастных групп), использование неоплачиваемого труда молодых в период продолжительного испытательного срока без гарантий предоставления им впоследствии постоянной работы, у многих выполняемая работа производится в неблагоприятных условиях, (зачастую опасных психофизических, без четкого определения рабочего времени). Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики,

* Магистрант кафедры Культурологи и политологии. Научный руководитель: Гукова И.Н., старший преподаватель.

который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.

Кроме того, усиливается роль такого субъективного фактора, как личность руководителя. В результате молодежь на рынке труда попадает в новую зависимость от работодателей, молодежь не имеет развитых механизмов социальной защиты. И в этой связи встает вопрос о неспособности молодых людей защищать свои права, о которых они не имеют четкого представления.

Поэтому большое внимание региональные органы власти должны уделять созданию условий для обеспечения самозанятости молодежи.

На сегодняшний день на рынке труда происходит значительный переход рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики, другими словами молодежь становится важнейшим источником формирования новых структур и слоев, в котором занято 41-43 % старших категорий молодежи. Это способствует более высокой степени адаптации молодого поколения к рыночным условиям.

Все больше получают распространение новые формы занятости населения, такие как временная занятость, работа по найму, работа по совместительству, работа по гибкому графику, предпринимательская деятельность.

У большинства молодых людей изменилось сознание, нацеленное на государство, превратившись в ориентацию на собственную самостоятельность. Молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений - «главное-инициатива, предприимчивость и поиск нового», и старается реализовать свою активность в сфере новых экономических отношений - в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п.

Таким образом, с формированием рынка труда обострились существующие проблемы молодежи в сфере занятости, но с другой стороны, молодым людям представились новые возможности, которые позволяют им заниматься предпринимательской деятельностью, что, на наш взгляд, является одним из важнейших путей решения проблем занятости молодежи, ее социальной адаптации в условиях рыночной экономики.

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что общество, которое инвестирует в молодых людей, инвестирует в свое будущее. Именно поэтому развитие механизмов поддержки молодежи и молодежных сообществ является особенно актуальным для Российской Федерации.

Важнейшим аспектом данной проблемы является вопрос, связанный с поддержкой молодежного предпринимательства. Практика развитых стран показывает, что ключевой точкой роста экономики государства является сектор малого и среднего бизнеса, содействующий процветанию общества и предоставляющий широкие возможности для молодежи.

Научно-критический анализ зарубежного опыта, отечественной практики организации и развития молодежного предпринимательства позволяет

выделить два ключевых сегмента в единой системе поддержки молодежного предпринимательства:

- государственный сегмент;

- общественный (негосударственный) сегмент.

Государственный сегмент поддержки молодежного предпринимательства представляют органы государственной власти, реализующие политику содействия развитию молодежного бизнеса в соответствии с действующим национальным законодательством. Общественный сегмент формируют общественные организации, реализующие механизмы поддержки молодежного предпринимательства на добровольной основе. В целях повышения эффективности поддержки молодежного предпринимательства государственный и общественный сегменты должны осуществлять тесное взаимодействие.

Вместе с тем в российской практике наблюдаются некоторые проблемные аспекты, связанные с поддержкой молодежного предпринимательства в рамках вышеуказанных сегментов.

Как это ни парадоксально, в Российской Федерации молодежная предпринимательская деятельность до сих пор не урегулирована на законодательном уровне и законодательно не закреплено само понятие «молодежное предпринимательство», что в значительной степени затрудняет разработку и реализацию законодательных мер поддержки молодежного бизнеса. В результате на федеральном уровне поддержка молодежного предпринимательства осуществляется на общих основаниях с другими субъектами предпринимательства. В условиях отсутствия на федеральном уровне законодательного закрепления термина «молодежное предпринимательство» в разных регионах РФ данная проблема решается по-разному, что приводит к разобщенности государственной политики и создает значительные сложности в реализации единой системы мероприятий по государственной поддержке молодежного бизнеса в России.

В рамках государственного сегмента недостаточно полно реализуется политика поддержки молодежного предпринимательства: так, Проект Рос-молодежи «Ты - предприниматель», ориентированный на стимулирование активности молодежного сообщества в сфере предпринимательства путем реализации в субъектах Российской Федерации действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в бизнес-среду, охватывает лишь 50 субъектов РФ.

В рамках общественного сегмента наблюдается неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства (системы бизнес-инкубирования):

- низкая степень ориентации бизнес-инкубаторов на молодых предпринимателей (90 % созданных бизнес-инкубаторов носят общий характер). Вместе с тем, следует понимать, что объективно существует специфика ведения молодежного бизнеса и в отличие от предпри-

нимателей зрелого возраста молодые предприниматели сталкиваются с большим числом дополнительных специфических трудностей.

- недостаточный уровень развития бизнес-инкубаторов при университетах. Так, из 19 молодежных и студенческих бизнес-инкубаторов только половина созданы при вузах, а из 190 функционирующих в России бизнес-инкубаторов только 49 (26 %) созданы при вузах. Данный пробел носит очень серьезный характер, поскольку свидетельствует о крайне низком уровне вовлеченности университетов страны в систему поддержки молодежного предпринимательства. Вместе с тем, именно университеты как источники знаний должны играть ключевую роль в подготовке будущих молодых предпринимателей.

В рамках общественного сегмента поддержки молодежного предпринимательства имеет место недостаточно эффективное развитие института наставничества: программа «Молодежный бизнес России» (национальный представитель международной сети Youth Business International) реализуется только в 6 регионах России (Калужская область, Воронежская область, Владивосток, Новосибирская область, Ростовская область, Москва).

В целом, взаимодействие государственного и общественного сегментов, ориентированных на поддержку молодежного предпринимательства в РФ, выражено неполно.

По нашему мнению, ключевую роль в поддержке молодежного предпринимательства в России и регионах должны сыграть три взаимодействующие силы: государство (законодательство и государственная политика); бизнес (развитие института наставничества); вузы (выращивание молодых предпринимателей - обучение основам предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки молодежного бизнеса - бизнес-инкубаторы).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Молодежное предпринимательство как политический институт находится пока на этапе своего становления и требует законодательного урегулирования. Несмотря на то, что молодежное предпринимательство существует фактически, оно до сих пор не получило соответствующего социального и правового статуса.

2. Молодежное предпринимательство необходимо рассматривать как важный аспект социальной политики и молодежной политики государства, а также как существенный сегмент малого предпринимательства (молодежное предпринимательство является потенциалом для развития малого и среднего предпринимательства).

На пути становления и развития молодежного предпринимательства на сегодняшний день стоит ряд серьезных проблем, решение которых требует пристального к себе внимания со стороны государства, прежде всего региональных органов власти. Особенно отчетливо состояние и социальные проблемы молодежного предпринимательства видны в регионах России.

Список литературы:

1. Миронова Л.К. Современные подходы в управлении занятостью молодежи [Текст] / Л.К. Миронова // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - № 2. - С. 151-156. - Библиогр.: с. 156 (2 назв.).

2. Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи: сб. материалов Международ. науч.-практ. конф., нояб. 2014 г. [Текст] / под общ. ред. С.Д. Резника. - Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2014. - 115 с.

3. Староверов В.В. Социальные противоречия становления молодежного предпринимательства в России: дисс. ... канд. социологических наук: 22.00.04 [Текст] / В.В. Староверов. - Москва, 2011. - 137 с. - Библиогр.: с. 129-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.