К ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА ЛЕЙТМОТИВНЫХ ТЕМ В РАННЕАМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
К.М. Баранова
Статья посвящена анализу работ Джона Смита и Уильяма Брэдфорда, известных американских авторов колониального периода, и раскрывает две ведущие темы их произведений, которые получили дальнейшее развитие в американской литературе ХУШ-ХХ вв.
Ключевые слова: труд, удовольствие, благополучие, благосостояние, достоинство.
Литература североамериканских колоний по-своему уникальна и преимущественно базируется на религиозной основе. Своеобразие данного периода, который можно рассматривать как один из важных этапов становления американской литературы, заключается в том, что, с одной стороны, это литература, вобравшая в себя все, что происходило в течение XVII в. на американском континенте; с другой стороны, она связана своими историческими корнями с литературой Англии, поскольку американские колонисты восточных штатов - это прежде всего выходцы из Великобритании.
Зарождающуюся литературу можно также охарактеризовать, в определенной степени, как бунтарскую, ибо создававшие ее авторы восстали против англиканской церкви. Этот дух бунтарства, который начал формироваться в XVII в., оказал влияние на последующие произведения американских философов и литераторов. Можно сказать, что на протяжении всего периода становления самосознания новой нации в литературе возникают новаторские идеи.
Если внимательно проследить историю Америки, мы увидим, что в самом начале пуритане восстают против англиканской церкви, затем деисты против пуритан, романтики выступают против некоторых идей деистов, т. е. каждое новое течение приносит с собой некие понятия, которые идут вразрез с устоявшимися традиционными воззрениями. В литературе XVII в. можно выделить и иные темы, которые затем находят свое развитие в произведениях более поздних авторов (ХУШ-ХХ вв.).
На протяжении такого большого временного периода идеи и ведущие мотивы творчества многих писателей взаимодействуют, пересекаясь, обогащаясь или угасая;
главные из них проходят сложные стадии своего развития. Их сравнительный анализ показывает как на первоначальные идеи, высказываемые в литературных произведениях, наносятся определенные наслоения и как эти видоизменения по-разному воспринимаются литераторами последующих поколений.
Вместе с тем можно отметить, что во многих случаях истоки тех образов, которые красной нитью проходят через большинство литературных трудов Америки, берут свое начало в колониальный период. Необходимо подчеркнуть, что они базируются как бы на нескольких основаниях. К ним, прежде всего, относится идея прославления труда на благо общего дела с целью процветания новой родины и ради обеспечения собственного благополучия. Естественно, что изначально данный лейтмотив встречается, главным образом, в религиозных трактатах, а также в дневниках и исторических очерках, созданных в первой трети ХVII в. и связанных с образованием первых колоний европейских переселенцев на американский континент.
В этом плане одним их первых произведений подобного типа можно считать труд Джона Смита «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии со времени основания сей колонии» (1608), в котором весьма способный и прекрасно владевший слогом капитан Смит изливает любовь к новой родине. Предлагая описание английского поселения в Виргинии, Джон Смит не просто передает события, происходившие в начале освоения новых территорий, но и рассуждает о том, как можно стать процветающим хозяином на этой земле, получать удовольствие от своего труда и трудиться не только ради собственной выгоды, но и на благо своей родины, ибо труд и деяния каждого, в конечном счете, приводят к
богатству и процветанию не только отдельного человека, но и всего общества в целом: «...their labours in their qualities may be as profitable, because there is a necessary mutual use of all» [1].
Согласно широко распространенному мнению, одним из основных принципов, типичных для американского менталитета, является индивидуализм. Все пытаются, так или иначе, воплотить в жизнь свою Американскую Мечту (each man for himself, but all with a common goal). Эта идея, так четко сформулированная в произведениях американской литературы XIX-XX вв., была высказана уже в работах капитана Смита: «people that have small wealth to live on, here by their labour may live exceedingly well ... their qualities may be as profitable, because there is a necessary mutual use of all» [1]. Иными словами, автор подчеркивает мысль о том, что те, кто не ленив, найдут достаток, благосостояние и радости жизни («...may find pleasure, profit, content» [1]) на американском континенте.
В этом произведении Джон Смит проводит определенную параллель с Римской империей, где только трудолюбивые и благочестивые люди могли стать хозяевами жизни, а ленивые и грешные могли лишь только претендовать на роль слуг. «Those by their pain and virtues became lords of the world; they by their ease and vices became slaves to their servants» [1, p. 3].
Автор утверждает, что только труд человека и человеческие добродетели в состоянии привести колонистов к процветанию. Он описывает жизнь переселенцев в новых условиях с весьма позитивной точки зрения, рассматривая переезд на североамериканский континент как своеобразное приключение. Отъезд из Англии, освоение диких просторов, плодотворная работа человека, желание трудиться, по мнению капитана Смита, должны дать возможность каждому члену общества получить личную выгоду, что, несомненно, приведет к процветанию всего общества в целом.
В 1620 г., как известно, в Плимуте (шт. Массачусетс) было создано второе английское поселение в Америке, расположенное к северу от Виргинии. Основатели этой колонии получили почетное звание «отцов-пилигримов». Главным дошедшим до нас
сочинением и важнейшим источником сведений об этой колонии является «История поселения в Плимуте», опубликованная в 1856 г. и составленная ее вторым губернатором У. Брэдфордом (1590-1657), прибывшим в Америку вместе с другими переселенцами на корабле «Mayflower».
Заметим, что географическое положение и условия жизни поселенцев в Плимуте и Виргинии существенно отличались друг от друга. Так, плодородная земля и климат Виргинии не создавали поселенцам особых проблем в добывании пропитания, в то время как в более северной части континента жителям Плимута приходилось буквально сражаться за получение урожая, преодолевать суровые климатические условия в естественном желании выжить. Тем не менее, несмотря на подобные серьезные различия в условиях жизни, которые находят отражение в произведениях Дж. Смита и У. Брэдфорда, оба автора рассматривают труд человека, необходимость работать на собственное благо и на благо своего сообщества как важнейшую предпосылку процветания в новой жизни.
Однако, если у капитана Смита лейтмотивом восхваления труда, как это не удивительно, является то удовольствие, которое человек получает от своей работы: «. what pleasure can be more than - being tired with any occasion ashore in planting vines, fruits, or herbs, in contriving their own grounds to the pleasure of their own minds...» [1, p. 6], то у Брэдфорда на страницах его произведений мы находим постоянное упоминание о тяжести труда поселенцев, о болезнях, которые их подстерегают, о необходимости преодоления погодных условий и т. д.: «... the house which they had made for a general rendezvous by casually fell afire, and some were fain to retire aboard for shelter; then the sickness began to fall sore amongst them, and the weather so bad as they could not make much sooner any dispatch» [2].
Если Джон Смит весьма восторженно описывает природу и условия жизни на новом месте, а также деяния поселенцев, и повторяющимся мотивом этих описаний является чувство удовольствия (PLEASURE) «what can be more pleasant than planting a foundation for his posterity got from the rude earth by God’s blessing and his own industry without prejudice to any?» [1, p. 2-3], то у
Брэдфорда даже основание поселения представлено как тяжкий труд, своеобразное преодоление. В его описаниях мы находим яростные порывы ветра, дикие просторы, опасности, которые ждут колонистов на каждом шагу (fierce storms, a cross wind, a grievous disease, a furious ocean, desolate wilderness).
И тем не менее, труд и только труд, по мнению двух повествователей, лежит в основе благосостояния человека, именно труд они рассматривают как необходимую составляющую его процветания. Таким образом, данная тема зарождается в американской литературе уже в XVII в.
Еще одним лейтмотивом, появление которого можно отметить в произведениях указанных авторов, является тема избранности, контуры которой будут четче обозначены в работах более поздних американских авторов.
Пуритане, основавшие вторую американскую колонию в заливе Массачусетс, собираются создать новое общество, основанное на библейских законах в их собственном понимании этих законов.
В американском литературоведении признается, что эти люди верят в непререкаемую власть Бога над человеком. По их мнению, суть жизни людей на этой земле предопределена Божественным началом. Пуритане убеждены в изначальной греховности человека и полагают, что, согласно выбранной ими доктрине избранничества, не дела человека, но лишь милость Божья спасает группу избранных от вечного проклятия. А к этой группе они, в первую очередь, причисляют себя, т. к. считают, что только они являются носителями истинной веры. Ограничивая себя во всем, представители этого религиозного течения верят, что только суровые законы жизни по библейским заповедям являются единственно возможной основой их бытия.
Зарождение данного лейтмотива можно найти в дневнике У. Брэдфорда. Так, описывая путешествие из Англии на корабле «Mayflower», автор отмечает, что суровые условия, в которых проходило путешествие, послужили причиной болезни для многих из тех, кто находился на судне. Однако команда не сочла нужным и возможным оказывать помощь путешественникам, в то время как последние пытались всячески облегчить существование заболевших членов команды. Именно этих людей, а не моряков автор от-
носит к категории избранных и характеризует их как «worthy to be remembered» [2, p. 20].
Своеобразную интерпретацию идеи избранности можно найти и в работах Джона Смита. Уже на первых страницах своего «Истинного повествования» автор иронизирует, рассуждая о том, что представляет из себя жизнь людей достойных и недостойных. Он замечает, что если все представители английского общества отправятся в путешествие, то дома некому будет праздно жить, не испытывая никаких превратностей судьбы, жить только для того, чтобы есть, пить, спать и, в конечном счете, покинуть этот мир, незаслуженно получив то, что его друзья и соотечественники получают в Новом свете по истинному достоинству (worthily). Вывод автора однозначен - только тот, кто будет трудиться, достоин пользоваться плодами своего труда.
Таким образом, мы видим, что уже в ранних произведениях, созданных на американской почве, звучат темы труда и избранности. Подводя итог всему вышесказанному, представляется возможным усмотреть в произведениях Джона Смита и Уильяма Брэдфорда общие черты, характеризующие американскую литературу начала колониального периода и обозначить у этих авторов зарождение тех идей, из которых впоследствии возникают лейтмотивы, пронизывающие многие произведения американской литературы XVIII-XX столетий.
1. Smith J. A Description of New England // American Literature Survey / cd. by Milton R. Stern. N. Y., 1962. Р. 7.
2. Bradford W. Of Plymouth Plantation // American Literature Survey / ed. by Milton R. Stern. N. Y., 1962. Р. 23.
3. Литературная история Соединенных Штатов Америки (том 1) / под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т.Н. Джонсона, Г.С. Кэнби. М., 1977.
Поступила в редакцию 10.04.2008 г.
Baranova K.M. To the problem of changes in the main themes in early American Literature. The article deals with two main concepts that can be found in the works of John Smith and Williams Bradford whose ideas were further developed in works of American Literature.
Key words: labour, pleasure, hardships, profit, worthy.