Shkolnikova О.Y. The graphic division of the manuscript text at the example of XV century manuscript book. The graphic division of the text into words and the use of punctuation marks have a very short (if we compare it with a whole history of the written language) history. They were introduced to facilitate the process of reading. In this article we describe (with help of analysis of a particular manu-
script of XV century) the special features of graphic division of manuscript texts written in medieval ages and elaborate the typology of graphical segments typical for that epoque. Also we explain internal and external processes which caused the peculiar character of these segments.
Key words: manuscript book, graphical division, punctuation.
ИСТОКИ ЛЕЙТМОТИВА ТРУДОЛЮБИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА
К.М. Баранова
В статье рассматривается лейтмотив трудолюбия в литературе Америки колониального периода. Покоясь на религиозном понимании реальности, данный лейтмотив возникает в особый период развития истории США. В статье анализируется в различных аспектах категория трудолюбия, затронутая в работах таких авторов начального периода становления американской литературы, как Джон Смит, Уильям Брэдфорд, Джон Уинтроп, Коттон Мезер
Ключевые слова: трудолюбие, процветание, удовольствие, обоюдный, благосостояние, общая цель.
Многие исследователи литературы колониального периода, который является важнейшим периодом становления американской литературы, подчеркивают, что она по-своему уникальна и преимущественно базируется на религиозной основе. С этим выводом нельзя не согласиться. Прежде всего, следует помнить, что большинство первых переселенцев Новой Англии - это люди, умонастроения которых можно охарактеризовать одним словом - пуританизм. По мнению колонистов, они строили здоровое общество на новых землях, общество, основанное на прочном порядке, т. е. создавали базис для сильного и демократического государства.
В литературе XVII в. можно выделить целый ряд лейтмотивов, которые затем находят свое развитие в произведениях авторов XVIII-ХХ вв., а это значит, что их можно рассматривать как предтечу развития основных тем американской литературы на протяжении нескольких столетий. Необходимо подчеркнуть, что они базируются на нескольких положениях.
Во-первых, это те идеи, с которыми преследуемые гонениями на родине колонисты появляются на американском континенте. К ним можно отнести незыблемость и «правильность» той веры, которую они почитают и исповедуют. Она основана на постулате изначальной греховности человека, а также
абсолютного суверенитета божественного начала и признания божественного предопределения. Во-вторых, переселенцы-пуритане выказывают твердую уверенность, что они избраны Богом для исполнения особой миссии на этой земле - распространять учение Христа.
Общеизвестным является тот факт, что основатели поселений Новой Англии хотели создать на неизведанных землях новое общество, символом которого служил библейский Град на Холме (a City upon a Hill). “Wee must consider that we shall be a City upon a Hill...” [1], - подчеркивал Джон Уинтроп в своей знаменитой проповеди «Образец христианского милосердия» (“Model of Christian Charity”), произнесенной на борту отплывшей в Америку «Арбеллы». Следовательно, жители северных колоний собирались заниматься именно строительством Нового Иерусалима, создавая своим трудом пуританский Град на Холме.
Построение нового общества, основанного на равенстве его граждан, законопоряд-ке и трудолюбии, на что, по мнению колонистов, благословил их Господь, возможно лишь в том случае, если их помыслы и поступки будут чисты и негреховны. Испытав на себе притеснения властей в Англии за инакомыслие, некоторые поселенцы, например, члены общины Джона Уинтропа, декла-
рировали свободу вероисповедания и считали, что они имеют такое же (если не большее) право следовать своим религиозным убеждениям.
Высадившись на неизвестной и не всегда дружелюбной земле, колонистам, прежде всего, пришлось задуматься об обеспечении себя жильем и пропитанием. При этом в создании более или менее приемлемых условий для существования они могли полагаться только на самих себя, а противостоящие им дикие просторы должны были быть покорены, чтобы служить прочным основанием создаваемого ими нового общества. Понятие диких просторов возникает в литературе ранних произведений постоянно, причем не только как реальная сцена действия, но и как аллегорический образ страшной пустыни, противостоящий символу Христианского Дома [2].
Нельзя не отметить и тот факт, что эмигрировавшие из Европы представители будущей нации, пересекая океан в поисках лучшей доли, отправлялись в неизвестное путешествие и, следовательно, идея передвижения, поиска, также неминуемо находила отражение в произведениях литераторов колониального периода.
Подчеркнем, что основополагающей категорией в произведениях рассматриваемого периода логично полагать категорию трудолюбия, которая может быть рассмотрена в самых различных ипостасях. С одной стороны, это труд на общее благо. С другой стороны, работа может восприниматься как тяжелый труд, а может приносить удовольствие, достаток и процветание. Именно лейтмотив трудолюбия явился той категорией, на которой базировались многие произведения колониального периода.
Дело в том, что труд поселенцев явился фундаментом создания первых колоний. В литературе того времени мы находим довольно подробные описания трудовой жизни общин. Анализируя сочинения первых американских литераторов, можно почувствовать, что' пришлось пережить выходцам из Европы. Именно в произведениях таких авторов, как Джон Смит, Уильям Брэдфорд, Джон Уинтроп выявляются истоки зарождения категории трудолюбия, нашедшей свое развитие в нравственно-философской системе Б. Франклина. Идея труда на благо всего
общества, сформулированная в литературных произведениях Новой Англии XVII в., переходит как важная составляющая в работы великого просветителя и его последователей.
Прежде всего, данная тема звучит у большинства авторов-пуритан как идея прославления труда на благо общего дела с целью процветания своей страны и ради обеспечения собственного благополучия. Естественно, что изначально данный лейтмотив встречается, главным образом, в религиозных трактатах, а также в дневниках и исторических очерках, созданных в 20-40-е гг. ХVII в. и связанных с образованием самых первых колоний европейских переселенцев на американском континенте.
В этом плане одним из первых подобных произведений можно считать труд Джона Смита «Истинное повествование о достопримечательных событиях в Виргинии со времени основания сей колонии» (1608), в котором весьма способный и прекрасно владевший слогом капитан Смит изливает любовь к новой родине. Предлагая описание английского поселения в Виргинии, Джон Смит не просто передает события, происходившие в начале освоения новых территорий, но и рассуждает о том, как можно стать процветающим хозяином на этой земле, получать удовольствие от своего труда и трудиться не только ради собственной выгоды, но и на благо всей общины, ибо труд и деяния каждого, в конечном счете, приводят к достатку и благосостоянию не только отдельного человека, но и всего общества в целом: “...their labours in their qualities may be as profitable, because there is a necessary mutual use of all” [3].
Согласно широко распространенному мнению, одним из основных принципов, типичных для американцев наших дней, является индивидуализм. В этом смысле все жители страны пытаются так или иначе воплотить в жизнь свою американскую мечту (each man for himself, but all with a common goal). Эта идея, появившаяся в произведениях литературы США XIX-XX вв., была высказана уже в работе капитана Смита: “people that have small wealth to live on, here by their labour may live exceedingly well ... their qualities may be as profitable, because there is a necessary mutual use of all” [3, p. 7]. Иными словами, автор подчеркивает мысль о том, что в
Новом Свете те, кто не ленив, найдут богатство и радость жизни (“...may find pleasure, profit, content" [3, p. 7]).
В своем повествовании Джон Смит проводит определенную параллель с Римской империей, где, по его мнению, только трудолюбивые и благочестивые люди удостаивались возможности стать хозяевами жизни, а ленивые и грешные могли лишь только претендовать на роль слуг: “Those by their pain and virtues became lords of the world; they by their ease and vices became slaves to their servants” [3, p. 3].
Автор утверждает, что только труд и добродетели человека в состоянии привести колонистов к улучшению их положения. Он описывает жизнь переселенцев в новых условиях с весьма позитивной точки зрения, рассматривая переезд на североамериканский континент как своеобразное приключение. Отъезд из Англии, освоение диких просторов, плодотворная работа человека, желание трудиться, по мнению капитана Смита, должны дать возможность каждому члену общества получить личную выгоду, что, несомненно, приведет к процветанию и благополучию всего общества в целом.
В 1620 г., как известно, в Плимуте (штат Массачусетс) было создано второе английское поселение в Америке, расположенное к северу от Виргинии. Основатели этой колонии получили почетное звание «отцов-пилигримов». Главным дошедшим до нас сочинением и важнейшим источником сведений об этой колонии является «История поселения в Плимуте» (“Of Plymouth Plantation”), опубликованная в 1856 г. и составленная ее вторым губернатором У. Брэдфордом (1590-1657), прибывшим в Америку вместе с другими переселенцами на корабле “Mayflower”.
По мнению А. Старцева, «. если взять ее в целом как литературно-исторический памятник, запечатлевший начальные шаги и первые думы одной из особо характерных по своим устремлениям группы английских поселенцев на неосвоенном еще европейцами клочке колонизуемой заокеанской земли, ее можно. рассматривать как один из начальных, а в некотором смысле и краеугольных камней в фундаменте будущей американской культуры» [4].
Дневниковые записи Брэдфорда написаны деловито и сухо. Уже в самом начале первой главы своей работы, где излагаются причины, побудившие его начать это повествование, автор замечает, что ему придется начать от самых корней, причем он подчеркивает, что попытается излагать все простым языком и строго во всем придерживаться истины: “I must begin at the very root and rise of the same. The which I shall endeavor to manifest in a plain style, with singular regard unto the simple truth in all things; at least as near as my slender judgment can attain the same” [5].
Его хроники изобилуют библейскими цитатами. И, безусловно, его литературное произведение отличает автобиографизм. Читатель найдет в нем и деловые письма, что не способствует яркости и эмоциональности изложения, однако те страницы, на которых передаются весьма важные события для жизни колонии, оказываются достаточно выразительными.
Таковыми являются, например, описания первых шагов пилигримов на новом месте обитания. Заметим, что Брэдфорд был первым, кто начал именовать переселенцев таким образом. В седьмой главе первой части «Истории поселения в Плимуте» автор пишет: “So they left that goodly and pleasant city which had been their resting place for near twelve years; but they knew they were pilgrims, and looked not much on those things, but lift up their eyes to the heavens, their dearest country, and quieted their spirits” [5, p. 81].
Заметим также, что географическое положение и условия жизни колонистов в Плимуте и Виргинии существенно отличались друг от друга. Так, плодородная земля и климат южных территорий не создавали поселенцам серьезных проблем в добывании пропитания, в то время как в более северной части континента членам общины, в их естественном желании выжить, приходилось буквально сражаться за получение урожая. Безлюдный берег, на котором оказались колонисты, представлял собой малопригодную почву для занятий земледелием, помимо этого им приходилось преодолевать суровый климат, типичный для северо-американского побережья. В описаниях постоянных злоключений, преследовавших первых жителей колоний, Брэдфорд неоднократно упоминает
foul weather, fierce storms, a cross wind, a grievous disease, desolate wilderness, wandering in the dessert wilderness, being hungry and thirsty [5].
Повествуя о ежедневных рутинных событиях, автор рассказывает, как тяжела была жизнь на новом континенте: “But that which was most sad and lamentable was, that in two or three months ’ time half of their company died, especially in January and February, being the depth of winter, and wanting houses and other comforts; being infected with the scurvy and other diseases which this long voyage and their inaccommodate condition had brought upon them. So as there died some times two or three of a day in the foresaid time, that of 100 and odd persons, scarce fifty remained ” [1, p. 88].
Тем не менее, несмотря на подобные серьезные различия в условиях жизни, которые находят отражение в произведениях Дж. Смита и У. Брэдфорда, оба автора рассматривают труд человека, необходимость работать на собственное благо и на благо своего сообщества как важнейшую предпосылку процветания в новой жизни.
Однако, если у капитана Смита лейтмотивом восхваления труда, как это ни удивительно, является то удовольствие, которое человек получает от своей работы: “What pleasure can be more than - being tired with any occasion ashore in planting vines, fruits, or herbs, in contriving their own grounds to the pleasure of their own minds...” [3, p. 6], то у Брэдфорда на страницах его произведений мы находим постоянное упоминание о тяжести труда поселенцев, о болезнях, которые их подстерегают, о необходимости преодоления погодных условий и т. д.: “.the house which they had made for a general rendezvous by casually fell afire, and some were fain to retire aboard for shelter; then the sickness began to fall sore amongst them, and the weather so bad as they could not make much sooner any dispatch’’ [3, p. 23].
Если Джон Смит весьма восторженно описывает природу и условия жизни на новом месте, а также деяния поселенцев, и повторяющимся мотивом этих описаний является чувство удовольствия: “What can be more pleasant than planting a foundation for his posterity got from the rude earth by God’s blessing and his own industry without prejudice to any?" [3, p. 2-3], то у Брэдфорда даже ос-
нование поселения представлено как своеобразное преодоление.
Единственным выходом из этого положения был тяжкий, изнурительный труд. Именно трудолюбие и мужество спасают переселенцев от верной гибели. Брэдфорд подчеркивает, что наиболее сильные духом колонисты помогали остальным выжить и начать укреплять свое материальное положение: “And of these, in the time of most distress, there was six or seven sound persons who to their great commendations, be it spoken, spared no pains night or day, but with abundance of toil and hazard of their own health, fetched them wood, made them fires, dressed them meat, made their beds, washed their loathsome clothes, clothed and unclothed them ” [1, p. 88].
Будучи протестантами, они безоговорочно признают необходимость трудиться, быть активными в жизни, стремиться проявить и максимально реализовать все те способности, которыми наградил их Бог: “They were a tough and hard-working people” [6]. Эти качества характеризуют представителей общин еще до их появления на североамериканском континенте. Подтверждением этого также являются записки хроник очевидцев, в частности Уильяма Брэдфорда.
Репрессивные меры, направленные против пуритан в Англии, заставляют многих сторонников Реформации в 1607-1608 гг. отправиться сначала в Голландию в поисках благоприятных условий для свободного вероисповедания. Переехав из Амстердама в Лейден, как пишет Брэдфорд, переселенцы берутся за любую работу, которую могут найти, и, в конце концов, в результате непрестанного физического труда им удается достичь некоторого достатка и благополучия: “But being now here pitched, they fell to such trades and employments as they best could, valuing peace and their spiritual comfort above any other riches whatsoever. And at length they came to raise a competent and comfortable living, but with hard and continual labor” [3, p. 16].
Голландцы высоко ценили выходцев из Англии за их честность, усердие и трудолюбие: “.the Dutch (either bakers or others) would trust them in any reasonable matter., because they had found by experience how careful they were to keep their word, ... they would strive to get their custom and to employ them
above others in their work, for their honesty and diligence” [3, p. 17].
Эти же качества характеризуют представителей пуританской общины и на новых заокеанских территориях. Труд и только труд, как подчеркивают Дж. Смит и У. Брэдфорд, лежит в основе благосостояния человека, именно труд они рассматривают как необходимую основу его существования.
Таким образом, данная тема зарождается в американской литературе уже в XVII в. Она четко обозначена также у такого автора-протестанта Новой Англии, как Джон Уин-троп. В этом отношении интересен его Дневник (Journal). Дело в том, что, как замечают авторы «Истории литературы Соединенных Штатов Америки» (“Literary History of the United States”), переселенцы-пуритане, основавшие Новую Англию, полагали данную категорию базисной, с одной стороны, потому, что им приходилось упорно трудиться, обустраивая свои жилища, а с другой стороны, культ труда был им свойственен, поскольку лежал в основе их убеждений, и они получали от него удовольствие: “They made a fetish of hard work; but that was not only because these people had work to do in making new homes in a comparatively unfertile land with a chilly climate, it was also because they genuinely enjoyed hard work” [7].
Жизнедеятельность общины, ее процветание, по мнению Уинтропа, напрямую зависят от совместной работы всех ее членов, от их труда на общее благо: “.wee must enter-taine each other in brotherly Affection, wee must be willing to abridge our selves of our superfluities for the supply of others necessities, wee must uphold a familiar Commerce together in all meekness, gentleness, patience and libe rali-ty... always having before our eyes our Commission and Community as members of the same body” [1, p. 93-94]. При этом община рассматривается в виде тела, в котором все его части взаимозависимы и не могут существовать друг без друга, а каждая из них обеспечивает успешное функционирование всего организма в целом.
Рассматривая жизнь членов общины подобным образом, Уинтроп подчеркивает, что деятельность каждого поселенца и его благосостояние обеспечивают процветание всей колонии, но забота об общем благе должна перевешивать личные интересы. По его мне-
нию, конкретные поместья не могут существовать и кормить своих владельцев, если происходит крах общественного: “In such cases as this, the care of the public must oversway all private respects, by which not only conscience, but mere civil policy, doth blind us. For it is a true rule that particular estates cannot subsist in the ruin of the public” [8].
В работах всех вышеупомянутых авторов явно оформлена цель создаваемого поселения, а именно, организация колонии ради общего блага. Труд колонистов мог обеспечить успех, только если работа была общей, если все жители колонии принимали в ней участие, на чем, например, также настаивал и губернатор Брэдфорд: “One day called
Christmas-day, the Governor [William Bradford] called them [all the colonists] out to work, (as was used)” [1, p. 84].
Только трудом всей общины можно было создать новое поселение, а трудолюбие оказывалось тем качеством, без которого освоение неизведанного континента было просто невозможным. Если задаться вопросом, почему именно категория трудолюбия выходит на один из первых планов в хрониках указанных авторов, то ответом на него, скорее всего, будет невозможность выжить в суровых условиях без постоянной, упорной и достаточно тяжелой трудовой деятельности.
Любопытные факты можно найти у Брэдфорда в жизнеописании Томаса Мортона. Он характеризует последнего как человека лукавого и бесчестного (a wicked person), который не снискал себе уважения даже среди слуг и порицает отсутствие трудолюбия у этого колониста: “Mr. Morton, who, it should seem, had some small adventure... but had little respect amongst them and was slighted by the meanest servants” [3, p. 28]. Вызывающий осуждение колонистов Мортон предпочитал только наслаждаться жизнью и ничего не делать: “They also set up a Maypole, drinking and dancing about it many days together, inviting the Indian women for their consorts, dancing and frisking together like so many fairies (or furies rather), and worse practices, as if they had anew revived and celebrated the feasts of the Roman goddess Flora or the beastly practices of the mad Bacchanalians” [3, p. 29].
За безделье и разгульный образ жизни, продажу оружия индейцам община изгоняет Мортона в Европу: “[This jollity lasted till]
24б
Morton was sent for England. for the country could not bear the injury he did; it was against their common safety” [3, p. 29, 32]. По мнению Брэдфорда, сама жизнь наказывает тех, кто не желает работать, не развивает в себе трудолюбия, а потому является средоточием зла и порока. Только созидательный труд приводит к достойным условиям жизни.
Идея трудолюбия не менее значима и в более поздних работах колониального периода. Так, влиятельный религиозный деятель Новой Англии Котон Мезер в «Великих деяниях Христа в Америке» (“Magnalia Christi Americana” или “The Ecclesiastical History of New England from Its First Planting”), характеризуя деятельность губернатора колонии Плимута У. Брэдфорда, представляет его как достойного отца-пилигрима. Проповедник подчеркивает, что трудолюбие этого известного колониста достойно всяческой похвалы: “He had with a laudable industry been laying up a treasure of experiences... ” [3, p. 112]. Котон Мезер всячески восхваляет предпринятые Брэдфордом усилия для того, чтобы трудолюбие членов его общины не уменьшалось (“that industry might not flag" [3, p. 113]), ибо именно на нем в большой степени было основано благополучие всей колонии.
Подводя итоги, можно сказать, что анализ записок, дневников и хроник колониальных авторов показывает, что трудовая деятельность переселенцев в Новой Англии была направлена, прежде всего, на выживание. В то время как подобная деятельность воспринималась южанами в качестве процесса, от которого они получали удовольствие. Однако данный вывод не стоит трактовать слишком прямолинейно и однозначно. В силу своих религиозных убеждений и воспитания протестанты получали от своей нелегкой работы, тяжелого физического труда не меньшее удовольствие, чем жители южных колоний. И те, и другие воспринимали труд как основу существования колоний независимо от их местоположения и осознавали необходимость совместной деятельности на общее благо.
Постулат о необходимости совместно трудиться ради благополучия всего общества прослеживается у Дж. Смита, У. Брэдфорда, Дж. Уинтропа, К. Мезера и получает свое дальнейшее развитие в произведениях американской литературы XVIII в., в частности в работах Б. Франклина. Однако у последнего эта категория претерпевает определенное переосмысление и рассматривается в качестве краеугольного камня в фундаменте создаваемой нравственно-этической системы нового общества.
1. The Harper Single Volume American Literature. L., 1999. P. 94.
2. Солодовник В. И. История литературы США: нравственный идеал через века. Краснодар, 1997. С. 17.
3. American Literature Survey / ed. by Milton R. Stern. N. Y., 1962. P. 7.
4. Старцев А. Начало американской литературы // У. Брэдфорд История поселения в Плимуте и другие произведения. М., 1987. С. 6.
5. Bradford W. History Of Plymouth Plantation: 1606-1646. s.l., 2001. P. 28.
6. American Literature: The Makers and the Making, Beginnings to 1826 / ed. by C. Brooks, R.W.B. Lewis and others. N. Y., 1974. P. 6.
7. Literary History of the United States / ed. by R.E. Spiller, W. Thorp, T.H. Johnson, H.S. Can-by. N. Y., 1963. P. 34.
8. Wintrop J. A Model of Christian Charity // The Wintrop Papers / ed. by Stewart Mitchell. Boston, 1931. V. 2. P. 288. "
Поступила в редакцию 9.09.2008 г.
Baranova K.M. Sources of leitmotif “labour” in American literature of the colonial period. The article deals with the leitmotif “labour” in American literature of the colonial period. Based on religious understanding of reality, this leitmotif emerged in a particular period of the US history. The category of labour mentioned in works of some authors of the initial period of the American literature formation such as J. Smith, W. Bradford, J. Wintrop, C. Mather is analyzed in the article in several aspects.
Key words: labour, prosperity, pleasure, mutual, welfare, common goal.