4/2012
№3. - С. 159-164.
21. Нарежный В.П. Региональное природопользование: методология комплексного географического исследования/ науч. ред. Н.С. Мироненко, А.Ю. Ретяюм. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 152 с.
22. Наше общее будущее. -М.: Прогресс, 1989.
23. Основы природопользования / М.М. Севернев, JI.M. Сущеня, В.И. Горбач и др. -М.: Наука и техника, 1980. - 575 с.
24. Природные ресурсы бассейна озера Байкал / под ред. Ш.Г. Раднаева, Б.Р. Буянтуева,- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1977.-257 с.
25. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь - справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.
Хальбаева Сэсэгма Ринчиновна, ассистент кафедры экономической и социальной географии, г. Улан-Удэ, ул.Забайкальская, 18-10, 670031, тел. (3012) 55-47-36, [email protected]
Halbaeva Sesegma Rinchinovna, assistant, department of economic and social geography, Ulan-Ude, Zabaikalskaya str. 18-10, 670031, Phone: (3012) 55-47-36, [email protected]
УДК 913 (571.54)
© Т.Б. Цырендоржиева, Э.Д. Санжеев
К проблеме функционирования объектов садово-дачной рекреации как особой формы агрорекреационного природопользования
(на примере пригородной зоны г. Улан-Удэ)
В статье рассмотрено современное состояние садово-дачной рекреации пригородной зоны города Улан-Удэ, проведен анализ территориальной организации агрорекреационного природопользования, выделены основные геоэкологические аспекты садово-дачной рекреации. Предложено использование ландшафтно-экологического подхода для изучения состояния антропогенных ландшафтов, занятых под садово-дачные участки.
Ключевые слова: садово-дачная рекреация, агрорекреация, пригородная зона, огородный участок, садовый участок, дачное объединение, антропогенный ландшафт, ландшафтно-экологический подход.
Т.В. Tsyrendorzhieva, E.D. Sanzheev
То a problem of functioning of orchard-dachny recreational objects as a special form of agrorecreational nature management
(on the example of residential suburban zone of Ulan-Ude)
In the article the current state of garden-dachny recreation of residential suburban zone in Ulan-Ude has been considered, the analysis of the territorial organization of agrorecreational nature management has been carried out, the basic geoecological aspects of orchard-dachny recreation have been allocated. The use of the landscape-ecological approach to studying the anthropogenous landscapes condition occupied under orchard-dachny sites has been offered.
Keywords: orchard-dachny recreation, agrorecreation, residential suburban zone, garden site, dachny association, anthropogenous landscape, landscape-ecological approach.
Изменения, произошедшие в социально-экономическом развитии нашей страны, отразились на деятельности всех сфер, в том числе и возможностях и особенностях организации летнего отдыха. Эта проблема особенно актуальна для жителей городов, поскольку возможность выезда на природу является одной из важнейших потребностей человека, которая обусловлена социально-психологическими условиями существования в условиях городской среды.
Характерной особенностью в изменении рекреационного спроса населения России является усилившаяся интеграция рекреационной деятельности с хозяйственной активностью. Для большей части населения уже трудно отделить потребности в отдыхе от стремления иметь собственное второе жилище, свою землю, участвовать в производстве
сельхозпродукции. В связи с этим в последние годы возросла популярность отдыха на садовых участках и в деревенских домах [4]. По имеющимся данным, в России около 22,5 млн семей, то есть порядка 70 млн граждан, являются пользователями сад ово-дачных участков.
Как отмечают Е.В. Зяблицева, И.Л. Малькова [2], агрорекреация как новая форма территориально-рекреационных систем стала широко развиваться в нашей стране во второй половине XX в. Данный вид рекреационного природопользования функционирует в садоводческой, огороднической, цветоводческой, животноводческой и других формах любительского сельскохозяйственного труда. Целью данного типа рекреационного природопользования является не только получение товарной продукции, но и
улучшение психофизиологического состояния человека через рекреационную деятельность [2]. Эта проблема особенно актуальна для жителей городов, которые используют пригородную зону для организации отдыха. Так, многие жители г. Улан-Удэ находят удовлетворение в трудовом отдыхе: отдыхают и трудятся в коллективных садах, на дачах, огородах. С наступлением теплых дней горожане устремляются на свои дачные участки, которые являются не только зонами отдыха, но и существенно дополняют семейный бюджет [6].
Особенности пригородного отдыха заключаются в том, что, с одной стороны, территория близ крупных городов большей частью многофункциональна, то есть используется не только для отдыха горожан, но и для других целей: пригородного сельского хозяйства, расширения городской застройки, прокладки транспортных магистралей, высоковольтных линий электропередач, организации зеленых зон и т.п. С другой стороны, эта же территория одновременно предназначена для обеспечения полноценного кратковременного отдыха населения разных возрастов, профессий и вкусов.
Проблемы развития агрорекреации как одного из типов рекреационного природопользования актуальны для пригородной зоны г. Улан-Удэ и особенно для административных районов, расположенных в окрестностях города. Территория пригородной зоны и прилегающей территории административных районов расположена в пределах Иволгинско-Удинской межгорной котловины, вытянутой в широтном направлении, с горным обрамлением хребтов Хамар-Дабан, Улан-Бургасы и Цаган-Дабан. Близость Байкальской рифтовой зоны обусловливает довольно высокую сейсмичность, оцениваемую в 5-7 балла, которая предъявляет определенные требования к строительству домов и инженерных сооружений.
Климат является одним из определяющих факторов развития агрорекреации, оказывая влияние не только на ее особенности, но и лимитирует временные параметры для садово-дачной рекреации. Физико-географические условия пригородной зоны г. Улан-Удэ определяют резко континентальный умеренный холодный климатический режим. Среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах от - 0,1 до - 3°С; средняя температура июля + 16-18°С. Среднее годовое количество осадков варьирует от 265 до 416 мм, большая часть (80-90 %) выпадает летом. Отсутствие устойчивого снежного покрова способствует глубокому промерзанию почвы. Сумма положи-
тельных температур выше 10°С равна 1785°С, а продолжительность солнечного сияния - 2 500 ч. Зима длительная, суровая, малоснежная, с сильными морозами, резкими перепадами температур и атмосферного давления в течение суток. Лето короткое, но теплое, в отдельные годы жаркое. Весна короткая, ясная и сухая, но весенние заморозки могут наблюдаться до июня. Для осени характерны ранние заморозки, ясная, в основном сухая погода. В целом климатические условия благоприятствуют развитию садово-дачной рекреации.
Массовый отдых на дачных участках длится весь летний период и первую половину осени, когда идет сбор урожая. Таким образом, отдых на дачных участках отличается сезонностью и практической направленностью. Наиболее крупными садовыми товариществами являются: «Урожай», «Учитель», «Железнодорожник», дачные поселки, расположенные на левом берегу р. Селенги [6].
Анализ объектов и территорий позволяет отметить, что рекреационные зоны, задействованные под садово-огородный отдых, выделяются частично на территории города, но в большинстве своем под них выделены земли в пригороде: по берегам р. Селенги и Уды, речных проток, вдоль магистральных дорог. Важным фактором выбора места садово-огородных участков является наличие водоемов или возможности получить воду из колодцев и скважин [4].
Таким образом, в процессе рекреационного освоения территории дачным природопользованием прослеживается тенденция, определяемая силой влияния республиканского центра, - развитие сети дач концентрируется вокруг города, вдоль линий железной и автомобильных дорог (федерального назначения), вдоль рек, с вовлечением в процесс рекреационного природопользования все более отдаленных от г. Улан-Удэ участков. Такая линейная концентрация мест отдыха создает радиальные полосы сгущений и выделяет их на фоне менее освоенного пространства.
В структуре садово-дачных участков отдельно выделяются огородные и садовые участки. Огородный участок предоставляется гражданину для выращивания ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур с правом или без права возведения на земельном участке некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений. Коллективным и индивидуальным огородничеством в Республике Бурятия по состоянию на 01.01.2011 г. занималось 1,8 тыс. семей на площади 0,2 тыс. га. Из данной площади
4/2012
50 % находится в собственности граждан [1].
Садовые участки предоставляются гражданам для выращивания плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур, а также для отдыха. Граждане могут заниматься садоводством в индивидуальном порядке или создавая некоммерческие объединения. Всего по состоянию на 01.01.2011 г. в республике насчитывается 73,8 тыс. садоводов, использующих площадь 6,2 тыс. га [1].
В 2010 г. площадь и количество земельных участков, предоставленных для садоводства, по сравнению с 2009 г. уменьшились, что связано с переоформлением прав. По состоянию на 01.01.2011 г. земли для ведения садоводства состояли из земель, находящихся в собственности граждан (40%), в собственности юридических лиц (1,6%), и земель, предоставленных из госу-
На границе пригородной зоны в последнее время активно формируются дачные некоммерческие товарищества (ДНТ), количество которых составляет около 60. Дачное объединение -некоммерческая организация (некоммерческое товарищество, потребительский кооператив, некоммерческое партнерство), учрежденная гражданами на добровольных началах с целью отдыха с правом возведения жилого строения (без права регистрации проживания в нем) или жилого дома (с правом регистрации в нем), а также с правом выращивания различных сельскохозяйственных культур. По данным Росреестра, в 2010 г. в республике было продолжено предоставление земель для дачного строительства. По состоянию на 01.01.2011 г. для этих целей было предоставлено 1,9 тыс. га, в том числе 0,8 тыс. га из земель фонда перераспределения, земель, находящихся в ведении сельских поселений (ка-
дарственной и муниципальной собственности (58,0 %) на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды [1].
Наибольшая площадь земель, находящихся под садоводческими товариществами, традиционно приходится на города и пригородные районы. Объекты пригородной дачно-садоводческой рекреации тяготеют к нескольким административным районам республики. Как правило, к пригородным районам г. Улан-Удэ относятся Тарбагатайский, Иволгинский, Заиграевский. По данным Росреестра, за 2010 г. более 68,4 тыс. семей активно занимается садоводством, огородничеством и дачным хозяйством (табл. 1).
Таблица 1
тегория земель сельскохозяйственного назначения) на территории Тарбагатайского, Иволгин-ского, Кабанского районов и г. Улан-Удэ [1].
Как видно из приведенных данных, садово-дачная рекреация на сегодняшний день, занимая довольно обширные площади, представляется весьма значимым социально-экономическим явлением, оказывающим влияние на состояние природных и природно-антропогенных ландшафтов. Все без исключения антропогенные комплексы, в том числе и дачные, сразу же после своего создания вступают в сложные взаимоотношения со смежными ландшафтными комплексами, в основе которых лежит обмен веществом и энергией [3].
По мнению Д.П. Сымпиловой, А.Б. Гынино-вой, В.М. Корсунова [5], ландшафты пригородной зоны г. Улан-Удэ представлены территорией с интенсивной хозяйственной деятельностью.
Площадь территории и число семей, занятых садово-дачной деятельностью е г. Улан-Удэ и прилегающих административных районах [1 ]
Район Число семей Площадь, га
г. Улан-Удэ 17 922 1 205
Тарбагатайский 8 665 951
Заиграевский 21 914 1 656
Прибайкальский 4 362 356
Иволгинский 4 702 378
Кабанский 4 398 330
Селенгинский 6 397 772
ИТОГО: 68 430 5 648
В местах скопления садово-дачных объектов формируется антропогенный ландшафт как объективная реальность хозяйственной деятельности человека. По сути, являясь природно-антропогенными, дачные комплексы развиваются по природным законам, а при участии человека способны сохранять свою техническую сущность неопределенно долгое время.
Деятельность на объектах садово-дачной рекреации нередко приводит к пожарам. Скорость восстановления лесных биоценозов после пожара зависит как от естественных факторов (влажность), так и антропогенных (занос территории эоловыми песками). По данным материалов проектирования, проводимого Заудинским лесхозом, лесовозобновление после пожаров начинается менее чем через восемь лет. Нередко растительность, особенно лесная, вообще не восстанавливается.
В целом учащение пожаров и высокая степень распаханности равнин, прилегающих к лесу вблизи крупных населенных пунктов, несомненно, приводят к сокращению площади лесных массивов и усилению аридизации территории [5].
Как отмечает O.E. Лиховидова [3], исследований, посвященных дачной тематике, немного, но, по нашему мнению, учитывая важность данной проблематики, необходимо рассматривать агро-рекреацию с позиции ландшафтно-экологического подхода.
Дачные антропогенные комплексы занимают особое место в ландшафтной структуре территорий и имеют свои функциональные и динамические особенности. Они существенно отличаются от селитебных ландшафтов, что дает возможность рассматривать их как самостоятельный вид антропогенных комплексов, требующих разработки особых приемов и методов изучения.
Давно назрела необходимость комплексного анализа дачных рекреационных объектов и определения их места как в системе рекреационного природопользования, так и в системе антропогенных ландшафтов. По нашему мнению, данная проблема может быть решена с применением основ и методики развивающегося перспективного научного направления - рекреационного ландшафтоведения.
Литература
1. Доклад о состоянии и использовании земель Республики Бурятия за 2010 г. / Упр. Федер. сл. гос. регистр., кадастр, и картогр. по Респ. Бурятия. - Улан-Удэ, 2011. - 76 с.
2. Зяблицева Е.В., Малькова И.Л. Геоэкологическая оценка садово-огородных некоммерческих товариществ в Завья-ловском районе Удмуртии // Наука о земле. - 2006. - № 11. - С. 29-34.
3. Лиховидова О.Е. Садово-кооперативные рекреационные объекты как антропогенные ландшафтные комплексы и их особенности // Рекреационная деятельность в регионе: современные проблемы развития, территориальной организации и управления: материалы Всерос. межведомств, науч.-практ. конф. (Воронеж, 20-21 октября 2009 г.) / Воронежский государственный университет. - Воронеж: Истоки, 2009. - С. 61-64.
4. Соловова А.Т. Опыт рекреационного использования пригородных территорий // Географические исследования в Забайкалье: материалы II Регион, науч. конф. (Чита, 10-11 октября 2006 г.) / Забайкальский гос. гум. пед. ун-т. - Чита, 2006. -С. 123-126.
5. Сымпилова Д.П. и др. Ландшафтная структура и экологическое состояние пригородной зоны г. Улан-Удэ / Д.П. Сымпилова, А.Б. Гынинова, В.М. Корсунов. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 128 с.
6. Цырендоржиева Т.Б. Особенности пригородного отдыха на примере г. Улан-Удэ // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Красноярского отделения Русского географического общества. - Красноярск, 2001. - С. 31-34.
Цырендоржиева Татьяна Баировна - кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Санжеев Эрдэни Доржиевич - кандидат географических наук, научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8. E-mail: [email protected]
Tsyrendozhieva Tatyana Bairovna, candidate of geographical sciences, department of physical geography, Buryat State University, 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24a. E-mail: [email protected]
Sanzheev Erdeni Dorzhievich, candidate of geographical sciences, research fellow, Baikal Institute of Nature Management, SB RAS, 670047, Ulan-Ude, Sakhyanova str., 8. E-mail: [email protected]