Научная статья на тему 'К проблеме формирования профессиональной компетентности педагога в период педагогической практики'

К проблеме формирования профессиональной компетентности педагога в период педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чулкова Римма Геселевна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности. Цель исследования - определить педагогические условия, наиболее способствующие становлению профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов. Исследование представляет собой анализ результатов анкетирования студентов IV и V курсов на предмет овладения педагогическими компетенциями до и после педагогической практики. Особую сложность для студентов вызвали умения составить план воспитательного мероприятия и учебного занятия, умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности на уроке. Автор приходит к выводу, что основным условием формирования профессиональной компетентости в период педагогической практики является усиление прикладного, практического характера всего высшего педагогического образования, использование интерактивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чулкова Римма Геселевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of formation of professional competence of the teacher during teaching practice

The problem of formation of professional competence. The purpose of research to determine the pedagogical conditions most conducive to the formation of professional competence of students future teachers. The study is an analysis of the survey results of students IV and V courses for mastering pedagogicheskimi competencies before and after teaching practice. A particular challenge for the ability of students to make a plan called educational events and training sessions, the ability to combine the organization of individual and collective activity in the classroom. The author concludes that the basic condition of formation of professional competence during the teaching practice is to strengthen the application, the practical nature of all higher pedagogical education, the use of interactive teaching.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования профессиональной компетентности педагога в период педагогической практики»

Р Г. Чулкова

49

УДК 371.123:371.388

Р. Г. Чулкова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности. Цель исследования - определить педагогические условия, наиболее способствующие становлению профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов. Исследование представляет собой анализ результатов анкетирования студентов IV и V курсов на предмет овладения педагогическими компетенциями до и после педагогической практики. Особую сложность для студентов вызвали умения составить план воспитательного мероприятия и учебного занятия, умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности на уроке. Автор приходит к выводу, что основным условием формирования профессиональной компетентости в период педагогической практики является усиление прикладного, практического характера всего высшего педагогического образования, использование интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: профессиональные компетентности, педагогическая практика, педагог, высшее педагогическое образование.

Модернизация российского образования одной из целей ставит подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и готового к постоянному профессиональному росту, имеющего социальную и профессиональную мобильность, то есть профессионально компетентного специалиста. Это выступает предпосылкой актуальности проблемы поиска педагогических условий, обеспечивающих возможность студентам самообразовываться, самоизменяться лично-стно и профессионально в процессе учебной деятельности. Профессиональная компетентность в психолого-педагогической литературе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, отражающая не только степень овладения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, отражающие умение человека жить и эффективно действовать в обществе.

Идеи компетентностного обучения возникли не случайно - еще в 60-70-е годы прошлого столетия в связи с потребностями практики в подготовке компетентного специалиста, а также в процессе теоретического осмысления содержания понятий «компетентность», «компетенция». Еще в 1990 году в книге Н. В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» на материале

педагогической деятельности раскрывалось понятие «компетентность» как сложное свойство личности и была представлена классификация компетентности педагога [4, с. 90]. Серия исследований А. К. Марковой также показала, что профессиональная компетентность имеет сложную структуру. А. К. Маркова в профессиональной компетентности преподавателя выделяет четыре блока: «профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя, необходимые для его профессии; личностные особенности, которые обеспечивают овладение учителем профессиональными знаниями и умениями» [4, с. 90]. Важным этапом в разработке компетентностного подхода в совершенствовании качества современного высшего образования является исследование И. А. Зимней, которая считает, что ключевые компетенции в процессе обучения в вузе являются новой парадигмой совершенствования качества высшего образования [3, с. 37].

Профессиональная компетентность - это качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием

50

Педагогические науки

жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Цель нашего небольшого исследования - определить педагогические условия, наиболее способствующие становлению профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов.

Для сбора объективной информации о том, насколько эффективной оказалась педагогическая практика, студентам 4-го, 5-го курсов специальности «Юриспруденция с дополнительной специальностью История» было предложено оценить по десятибалльной шкале уровень овладения педагогическими умениями (компетенциями) до и после педагогической практики. (Срок проведения анкетирования - февраль, март 2013 г., количество участников - 30 % от общего числа студентов). Результаты представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Карта оценки качества педагогической практики студентов 4-го курса

Педагогические компетенции Средний балл (До практики) Средний балл (после практики) Средний балл измене- ний

i 2 3 4

Умение составить план учебного занятия 3,1 5,8 2,7

Умение составить план воспитательного мероприятия 2,6 5,6 3,0

Умение отобрать наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания 3,4 7,0 3,6

Умение отобрать дидактические и технические средства обучения 3,5 6,6 3,1

Умение подбирать дифференцированные, личностно ориентированные задания и задачи 4,1 7,5 3,4

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

Умение организовать продуктивную деятельность 4,4 7,1 2,7

Умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности 3,1 7,2 4,1

Умение стимулировать интерес, инициативу и творчество 3,7 8,0 4,3

Умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств 3,7 7,5 3,8

Умение добиваться необходимого внимания и дисциплины на занятиях 4,2 8,8 4,6

Умение проявить выдержку, уверенность в своих действиях в затруднительных, в конфликтных ситуациях 4,8 7,2 2,7

Таблица 2

Карта оценки качества педагогической практики студентов 5-го курса

Педагогические компетенции Средний балл (до практики) Средний балл (после практики) Средний балл измене- ний

i 2 3 4

Умение составить план учебного занятия 7,4 9,2 1,8

Умение составить план воспитательного мероприятия 7,4 8,9 1,2

Умение отобрать наиболее эффективные формы и методы обучения и воспитания 7,5 8,5 1,0

Умение отобрать дидактические и технические средства обучения 6,1 7,8 1,7

Умение подбирать дифференцированные, личностно ориентированные задания и задачи 7,1 8,2 1,1

Умение организовать продуктивную деятельность 7,6 8,9 1,3

Умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности 7,1 8,6 1,5

Р Г. Чулкова

51

Продолжение табл. 2

1 2 3 4

Умение стимулировать интерес, инициативу и творчество 7,3 8,4 1,1

Умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств 7,1 9,4 2,3

Умение добиваться необходимого внимания и дисциплины на занятиях 7,2 9,1 1.9

Умение проявить выдержку, уверенность в своих действиях в затруднительных, в конфликтных ситуациях 7,6 9,2 1,6

Выводы и предложения:

1. Несомненна роль педагогической практики в становлении профессиональной компетентности студентов как будущих педагогов. Педагогическая практика осуществляется сейчас в условиях интенсификации научно-методической работы, внедрения новых педагогических технологий, способствующих созданию единого информационного пространства в сфере образования.

Особенность практики заключается в усилении самостоятельности при осуществлении многообразной педагогической деятельности. Студенты попробовали свои силы в планировании, организации педагогического процесса, выполнении функций учителя права и истории, организатора воспитательного процесса (классного руководителя), анализе учебных и внеучебных занятий. Студенты отмечают значительное повышение уровня овладения такими педагогическими компетенциями, как:

4- й курс

• умение добиваться необходимого внимания и дисциплины,

• умение стимулировать интерес, инициативу и творчество,

• умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности;

5- й курс

• умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств,

• умение добиваться необходимого внимания и дисциплины,

• умение составить план учебного занятия.

2. Следует отметить достаточно низкий уровень самооценки владения педагогическими компетен-

циями студентами 4 курса. Особые затруднения у них вызывают:

- умение составить план воспитательного мероприятия,

- умение составить план учебного занятия,

- умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности.

Думается, что именно эти вопросы должны быть в зоне повышенного внимания методистов, учителей, преподавателей.

3. Педагогические компетенции на начальных стадиях формируются на лекциях и семинарских занятиях. Залогом личностной и профессиональной успешности молодого человека, динамичного развития его интеллекта в будущем является наличие полноценного опыта продуктивной учебно-познавательной деятельности. Сегодня высокого уровня эффективности лекции и семинара можно достичь, используя проблемный, эвристический, исследовательский методы изложения.

Проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.

Бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.

Лекции-провокации - это лекции с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекции-конференции проводятся как научнопрактические занятия с заслушиванием докладов и выступлений слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы - ответы» или «вопросы - ответы - дискуссия».

Известно, что семинар - учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. Становлению профессиональной компетентности будущих педагогов в большей степени способствует

52

Педагогические науки

проведение семинаров в форме дискуссий, диспутов, дидактических игр, разрешения практических ситуаций (метод кейсов). Цель таких семинаров -формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Образовательный процесс в вузе должен быть направлен на обеспечение сознательного и активного вхождения будущего педагога в социальнопедагогическую действительность. Таким образом, на наш взгляд, основным условием формирования профессиональной компетентности педагога в период педагогической практики является усиление прикладного, практического характера всего высшего педагогического образования.

Ш

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 500 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 37.

3. КрыловД. А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 31-35.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 90.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 56.

6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон: [принят Гос. Думой 29 декабря 2012 г. № 273]. М., 2013.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: http://kna-school-15.narod.ru/ p112aa1.html (дата обращения: 28.01.14).

1. Andreev V. I. Pedagogika vysshei shkoly. Innovatsionno-prognosticheskii kurs: uchebnoe posobie, Kazan': Tsentr innova-tsionnykh tekhnologii, 2006, 500 p.

2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya para-digma rezul'tatov obrazovaniya, Vysshee obrazovanie segodnya. 2003, No. 5, p. 37.

3. Krylov D. A. Model' formirovaniya proektnoi kul'tury budushchego pedagoga v usloviyakh sovremennogo vuza, Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, No. 1 (16), pp. 31-35.

4. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya, M., 1990, p. 90.

5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma, M., 1996, p. 56.

6. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon: [prinyat Gos. Dumoi 29 dekabrya 2012 g. № 273], M., 2013.

7. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya, URL: http://kna-school-15.narod.ru/p112aa1.html (data obrashcheniya: 28.01.14).

UDK 371.123:371.388

R. G. Chulkova

Mari State University, Yoshkar-Ola

On the problem of formation of professional competence

OF THE TEACHER DURING TEACHING PRACTICE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The problem of formation of professional competence. The purpose of research - to determine the pedagogical conditions most conducive to the formation of professional competence of students - future teachers. The study is an analysis of the survey results of students IV and V courses for mastering pedagogicheskimi competencies before and after teaching practice. A particular challenge for the ability of students to make a plan called educational events and training sessions, the ability to combine the organization of individual and collective activity in the classroom. The author concludes that the basic condition of formation of professional competence during the teaching practice is to strengthen the application, the practical nature of all higher pedagogical education, the use of interactive teaching.

Keywords: professional competence, teaching practice, teacher, university teacher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.