Bibliography
1. Vodopjyanova, N.E. Sindrom vihgoraniya: diagnostika i profilaktika / N.E. Vodopjyanova, E.S. Starchenkova. - M.; SPb., 2005.
2. Maslach, S. Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Human Resources Administration.
- 1984. - Vol.7.
3. Redina, T.V. Lichnostnihe determinantih ehmocionaljnogo vihgoraniya u specialistov uchrezhdeniyj dlya deteyj s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2010.
4. Boyjko, V.V. Sindrom «ehmocionaljnogo vihgoraniya» v professionaljnom obthenii. - SPb., 1999.
Статья поступила в редакцию 05.11.13
УДК 371.377 Lee T.T. THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MORALITY. The paper analyzes the problem of the formation of morality, the basic aspects of moral education. A list of moral relations: for the country, society, animate and inanimate nature, collective, material and spiritual values to other people, to himself, etc.
Key words: morality, ethics, formation, upbringing, personality.
Т.Т. Ли, аспирантка ФГБОУ ВПО «Московский гос. гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Барнаул, E-mail: t19811@rambler.ru
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
В статье анализируется проблема формирования нравственности, рассматриваются основные аспекты нравственного воспитания. Приведен перечень нравственных отношений: к Родине, обществу живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.
Ключевые слова: нравственность, мораль, формирование, воспитание, личность.
Формирование нравственности сегодня как никогда приобретает особую необходимость в связи с более развивающейся технократизацией общества, прагматизацией социального бытия, снижением уровня нравственных требований и многими другими причинами. Данное положение усугубляется неопределенностью общественного реформирования, смещением сложившихся ценностных и смысловых ориентаций, нарушением моральных норм, изменением общественных ценностей. В связи с вышеперечисленным задача нравственного воспитания имеет огромную значимость; ее крайне необходимо осмыслить на данный момент как одну из приоритетных.
Рассматривая структуру нравственности личности, следует отметить, что в качестве синонима зачастую используется термин «мораль». Многие психологи, педагоги и философы придерживаются такого мнения (Е.М. Бабосов, Т.Т. Акмамбетов, В.А. Беляева, Е.В. Беляева, И.Л. Зеленкова, В.А. Блюмкин, Г.Т. Квасов, Е.В. Золотухина-Оболина, В.А. Кондратов, Н.Н. Крутов, РВ. Петропавловский, Я.С. Котигер, С.Ш. Пашаев, В.И. Писаренко, Г.Н. Гумницкий, И.Я. Писаренко, Л.А. Попов, О.Г. Филатова, А.И. Титаренко, В.И. Чамлер, Т.В. Цырлина, и др.) [1].
Между тем, эти понятия следует различать. Ученые Л.Н. Коган, В.И. Басова, А.И. Шемшурина, Г.Н. Сериков, И.Ф. Харламов определяют мораль как совокупность правил и норм поведения в обществе то, что действует извне; нравственность же трактуется ими как личностная характеристика [1]. То есть, мораль связана с внешней необходимостью, а нравственность, в свою очередь, с целеполаганием самой личности. И, если мораль является внешним фактором определения поведения человека в обществе, то нравственность - это внутренний, субъективный, самодетерминированный регулятор всей жизнедеятельности человека, в качестве которого выступает совесть человека [2; 3].
Вышеперечисленные определения весьма важны и актуальны для педагогики. Процесс формирования нравственности, есть не что иное, как процесс перевода моральных правил, норм и требований в привычки, знания и навыки поведения личности [4].
Сущность нравственного воспитания заключается в систематическом воздействии на личность со следующей целью -передать существующие в обществе нравственные ценности, а так же развитие ее способностей к нравственному совершенствованию. Нравственное воспитание - это совокупность нравственных отношений (к обществу, коллективу, к самому себе, природе, духовным и материальным ценностям, и т.д.). Следует отметить, что данные отношения, в обязательном порядке, обусловлены общепринятыми в обществе правилами и нормами [5].
Моральные категории, идеалы, причины, нормы принимаются людьми, определенных социальных групп как форма нрав-
ственного сознания общества. Так как для человека характерна субъективность представлений, духовного склада, переживаний и чувств, то и мораль выступает не только формой общественного сознания, но и формой нравственного сознания индивида.
В соотношении идеального, обыденного и возвышенного проявляются особенности развития духовности. Под возвышенным понимают отношение человека к гармонии, идеальному, красоте, целесообразности и т.д. Возвышенное - это всегда надстройка над обыденным, формирование которой зависит от духовного воспитания. Обыденное, в свою очередь, отражает отношение человека к быту, к повседневному, и основывается на простых, конкретных взаимоотношениях между людьми. Данные личные проявления в любом случае окрашены общественным сознанием. Нравственные нормы, принципы, категории, идеалы, усвоенные и принятые личностью, выражают ее определенные отношения к окружающему, к самому себе [6].
Согласно И.Ф. Харламову моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею, исходя из типа ведущей деятельности на определенном возрастном этапе. Из чего следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования положительных моральных отношений в системе деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств. В частности, формирование таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
По Цукановой Н.И. сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками:
- уважение, сочувствие, желание прийти на помощь окружающим людям;
- умение и желание приветливо обращаться с окружающими людьми, проявление эмпатийного поведения;
- желание делать приятное для окружающих;
- умение прислушиваться к общественному мнению, обуславливать им свое поведение, получая при этом личное удовлетворение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о родственности и близости понятий «толерантное поведение» и «гуманное поведение». С точки зрения педагогики толерантному поведению присущи следующие характеристики
- способность видеть в человеке носителя других ценностей, других форм поведения, логики мышления, а также осознание его права быть другим;
- безусловную способность положительно относиться к отличиям другого человека;
- способность к рефлексии.
Толерантное поведение непосредственно связано с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений, его можно рассматривать как частный случай ценностного отношения к людям [7]. Это проявляется в рассмотрении терпимости и толерантности как гуманистических ценностей, а так же в психологических условиях их развития, в принципах их взаимодействия.
В свою очередь, весьма существенной частью морального воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека.
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [4].
По И.Ф. Харламову, истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к национальным обычаям и традициям и не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах.
Патриотизм и культура межнациональных отношений выступают как составные элементы мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и ду-
Библиографический список
ховных ценностей, развивается благородство и достоинство личности [2; 4].
Исходя из вышесказанного, мы можем предположить, что процесс формирования личности, ее социализации, усвоения определенных социальных ролей и духовных ценностей - морали, культуры, идеологии, а так же вхождения в социальную среду и усвоение социальных норм поведения обусловлен группой факторов:
- общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения;
- духовными и материальными чертами той социальной группы, к которой индивид принадлежит. Подразумеваются политические институты, экономические отношения, идеология, право;
- личный жизненный опыт индивида, состоящий из семейных, производственных, бытовых и других социальных связей и отношений.
Таким образом, на нравственное становление личности влияют условия общественного существования, которые определены не только организацией политической власти, господствующим типом производственных отношений, моралью, уровнем демократии и т.д., но и характеристикой малых и больших социальных групп. Таковы, с одной стороны, ближайшее окружение: семья, школа, учебный и производственный коллективы, друзья, знакомые, а с другой - крупные социальные общности людей: профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы.
Таким образом, нравственное отношение, поведение, мировоззрение формируются под воздействием всех указанных пластов общества.
1. Овинова, Л.Н. Воспитание нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010.
2. Бондырева, С.К. Нравственность / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М., 2011.
3. Кузнецова, Л.В. Интеграция моральной и волевой подготовки как средство формирования личности / Л.В. Кузнецова, С.Ю. Лисица //
Тез. докл. междунар. научно-практич. конф. - Шадринск, 2012.
4. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебник. - Минск, 2002.
5. Пармёнов, А.А. Некоторые аспекты нравственного воспитания школьников // Образование на пороге нового столетия: традиции
и современность. - Пенза, 2000. - Ч. 2.
6. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 2002.
7. Капустина, Н.Г. Проблемы формирования толерантности в образовательном пространстве регионов // Тез. докл. междунар. научно-практич. конф. - Барнаул, 2012.
Bibliography
1. Ovinova, L.N. Vospitanie nravstvennosti studentov v obrazovateljno-dosugovom processe: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2010.
2. Bondihreva, S.K. Nravstvennostj / S.K. Bondihreva, D.V. Kolesov. - M., 2011.
3. Kuznecova, L.V. Integraciya moraljnoyj i volevoyj podgotovki kak sredstvo formirovaniya lichnosti / L.V. Kuznecova, S.Yu. Lisica // Tez. dokl.
mezhdunar. nauchno-praktich. konf. - Shadrinsk, 2012.
4. Kharlamov, I.F. Pedagogika: uchebnik. - Minsk, 2002.
5. Parmyonov, A.A. Nekotorihe aspektih nravstvennogo vospitaniya shkoljnikov // Obrazovanie na poroge novogo stoletiya: tradicii i sovremennostj.
- Penza, 2000. - Ch. 2.
6. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiyanov. - M., 2002.
7. Kapustina, N.G. Problemih formirovaniya tolerantnosti v obrazovateljnom prostranstve regionov // Tez. dokl. mezhdunar. nauchno-praktich.
konf. - Barnaul, 2012.
Статья поступила в редакцию 12.11.13
УДК 372.8
Nsrykovs N.A., Tikhonenko M.A. FROM THE EXPERIENCE OF PROJECT WORK METHOD USING DURING FOREIGN LАNGUАGE PRАCTICАL TRАINING IN THE HIGH SCHOOL OF SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNАL АFFАIRS OF RUSS^. This article is devoted to the problem of the interactive method in the foreign language training. The main aim of this method is to give the student an opportunity to get knowledge on their's own. During the carrying-out а project the students are learning to search, to collect, to analyze information, to pick out the most interesting one.
Key words: interactive method, foreign language practical training, project, search, collect, analyze, to pick out information, collective project, individual project, skills.
Н.А. Нарыкова, канд. филол. наук, преп. ФГКОУ ВПО Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mаil: nаmаtа@rаmbler.ru; М.А. Тихоненко, преп. ФГКОУ ВПО Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mаil: tikhonenkomаrinа@gmаil.com