Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / художественный образ / ассоциации / восприятие / метод обучения / вокальное искусство / народное пение / интонация / педагогические условия / thinking / artistic image / associations / perception / teaching method / vocal art / folk singing / intonation / teaching conditions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т.С. Стенюшкина, О.И. Потешкина

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом развития музыкально-образного мышления в учебном процессе, сложность которого заключается в подборе методов и приемов, зависимых от конкретных ситуаций и связанных с разными сторонами обучения. Основное внимание направлено на анализ тех педагогических условий, без которых невозможно развитие образного мышления, и что, в свою очередь, является необходимым условием для раскрытия содержания музыкального произведения, заложенного в поэтическом тексте. В статье описываются характерные особенности музыкально-образного мышления, подчеркивается значение развития эмоциональности, воображения, наличие певческих навыков, жизненного опыта, общего и музыкального кругозора. Дана общая характеристика понятия музыкально-образного мышления, и подчеркнуто его значение для руководителя народно-певческого коллектива. В заключение подчеркивается значение разностороннего развития студентов и тех методов и педагогических условий, которые нужно учитывать в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF MUSICAL-VISUAL THINKING DEVELOPMENT OF THE STUDENTS IN THE FIELD OF STUDY “ART OF FOLK SINGING”

The article highlights problems connected with the development of musical-visual thinking in learning process. The difficulty of this process lies in the selection of methods and techniques depending on specific situations and dealing with different aspects of teaching. Much attention is directed to the analysis of those teaching conditions without which the development of visual thinking is impossible, and, in its turn, it is a requirement to revealing the subject matter of the musical composition given in the poetic text. The article describes characteristic features of musical-visual thinking and underlines the value of sensibility and imagination development, the presence of singing skills, life experience, general and musical range of interest. The general feature of musical-visual thinking concept is given and its importance for the director of folk-singing group is stressed. In concluding, both the significance of all-round students’ development, and those methods and teaching conditions which should be taken into consideration in learning process are emphasized.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»»

вседневной и служебно-боевой деятельности пССпН ВНГ РФ педагогических условий обеспечивает эффективное воспитание ЦВС. В перспективе выводы, сформулированные в исследовании, определяют необходимость использования предложенных методов в решении приоритетных задач профессиональ-

Библиографический список

ной подготовки контрактников пССпН. Количественная и качественная оценка результатов экспериментальной работы по критериям, показателям и уровням подтверждает справедливость теоретической и практической значимости и новизны исследования.

1. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Издательство СамГПИ, 1994.

2. Макарова Л.П. Организация экспериментальной работы в учебном заведении. Волгоград: Учитель, 2008: 5 - 27.

3. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. Alma mater. 2004; № 9: 16 - 25.

4. Санин Д.В. Теоретический анализ современных подходов к определению понятий критериев и показателей ценностей военной службы. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2021.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. Москва: Педагогика, 1982. References

1. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: posobie dlya pedagoga-issledovatelya. Samara: Izdatel'stvo SamGPI, 1994.

2. Makarova L.P. Organizaciya 'eksperimental'nojraboty v uchebnom zavedenii. Volgograd: Uchitel', 2008: 5 - 27.

3. Zagvyazinskij V.I. Modelirovanie v strukture social'no-pedagogicheskogo proektirovaniya. Alma mater. 2004; № 9: 16 - 25.

4. Sanin D.V. Teoreticheskij analiz sovremennyh podhodov k opredeleniyu ponyatij kriteriev i pokazatelej cennostej voennoj sluzhby. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2021.

5. Babanskij Yu.K. Problemy povysheniya 'effektivnosti pedagogicheskih issledovanij: didakticheskij aspekt. Moskva: Pedagogika, 1982.

Статья поступила в редакцию 23.03.22

УДК 37.025.7

Stenyushkina T.S., Cand. of Cultural Studies, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: tatianasten@yandex.ru

Poteshkina O.I., senior teacher, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: o.konfetka@mail.ru

TO THE PROBLEM OF MUSICAL-VISUAL THINKING DEVELOPMENT OF THE STUDENTS IN THE FIELD OF STUDY "ART OF FOLK SINGING". The article highlights problems connected with the development of musical-visual thinking in learning process. The difficulty of this process lies in the selection of methods and techniques depending on specific situations and dealing with different aspects of teaching. Much attention is directed to the analysis of those teaching conditions without which the development of visual thinking is impossible, and, in its turn, it is a requirement to revealing the subject matter of the musical composition given in the poetic text. The article describes characteristic features of musical-visual thinking and underlines the value of sensibility and imagination development, the presence of singing skills, life experience, general and musical range of interest. The general feature of musical-visual thinking concept is given and its importance for the director of folk-singing group is stressed. In concluding, both the significance of all-round students' development, and those methods and teaching conditions which should be taken into consideration in learning process are emphasized.

Key words: thinking, artistic image, associations, perception, teaching method, vocal art, folk singing, intonation, teaching conditions.

Т.С. Стенюшкина, канд. культурологии, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово,

E-mail: tatianasten@yandex.ru

О.И. Потешкина. ст. преп., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, E-mail: o.konfetka@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом развития музыкально-образного мышления в учебном процессе, сложность которого заключается в подборе методов и приемов, зависимых от конкретных ситуаций и связанных с разными сторонами обучения. Основное внимание направлено на анализ тех педагогических условий, без которых невозможно развитие образного мышления, и что, в свою очередь, является необходимым условием для раскрытия содержания музыкального произведения, заложенного в поэтическом тексте. В статье описываются характерные особенности музыкально-образного мышления, подчеркивается значение развития эмоциональности, воображения, наличие певческих навыков, жизненного опыта, общего и музыкального кругозора. Дана общая характеристика понятия музыкально-образного мышления, и подчеркнуто его значение для руководителя народно-певческого коллектива. В заключение подчеркивается значение разностороннего развития студентов и тех методов и педагогических условий, которые нужно учитывать в учебном процессе.

Ключевые слова: мышление, художественный образ, ассоциации, восприятие, метод обучения, вокальное искусство, народное пение, интонация, педагогические условия.

Одним из основных принципов обучения студентов направления «Искусство народного пения» является принцип единства художественного и вокально-технического развития. Технике пения как необходимой стороне обучения посвящен ряд научных трудов как исследователей классической школы пения, так и народной, так как обе эти манеры пения подчинены одним и тем же законам фонации. Это работы В.П. Морозова, Л.Б. Дмитриева, Л.Л. Христиансена, Н.К. Мешко, Л.В. Шаминой, А.Н. Носкова и др. Художественная сторона обучения непосредственно связана с формированием музыкально-образного мышления. Проблема развития мышления музыканта (как одна из важных проблем обучения и развития) всегда была и есть в поле зрения педагогов и психологов (В.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, В.И. Петрушин, Л.Л. Бочкарев, Д.К. Кирнарская), отчасти затрагивается хормейстерами-практиками (В.Л. Живов, Н.К. Мешко, Л.В. Шамина).

Проблема в настоящее время является острой и актуальной, потому что чаще всего в учебном процессе эти стороны обучения оторваны друг от друга, и результатом этого становится формальное, поверхностное воспроизведение нотного текста без всякой попытки вникнуть в смысл и содержание.

Цель данной статьи - рассмотреть проблему с точки зрения ее применения в работе со студентами-хормейстерами, будущими руководителями народно-пев-

ческих коллективов, так как создание художественного образа и есть главная цель исполнительского процесса. В основные задачи статьи входит следующее: рассмотреть понятие «музыкально-образное мышление»; выявить связь художественной стороны обучения и технической; определить необходимые составляющие компоненты формирования образного мышления обучающихся.

Научная новизна заключается в расширении знаний о взаимосвязи разных компонентов обучения, которые касаются развития мыслительной деятельности, выявлении средств, которые могут быть использованы в образовательном процессе.

Теоретическая значимость определяется возможностью использования результатов в учебных и методических материалах, а также в практической работе в системе профессиональной подготовки кадров для народно-хорового исполнительства, планировании учебных занятий, направленных на обучение и развитие.

Все педагогические и психологические исследования, которые изучают мышление, достаточно противоречивы. Немецкий музыковед и педагог Г Риман, исследующий внутреннюю логику музыкального произведения, стал основоположником психологических и педагогических подходов к музыкальному искусству и музыкальному мышлению. Еще в конце XIX века Ганслик Э. предлагал науч-

но-объективное изучение музыкального мышления, которое он называл способностью человека производить эволюцию музыкального произведения [1].

Важность исследования проблемы подчеркнута в трудах современных исследователей. Профессор Л.Б. Дмитриев мышлением называет «процесс обобщенного, опосредствованного познания действительности...» [2, с. 306]. Образное мышление, так же как наглядно-действенное и словесно-логическое, являются важнейшими видами человеческого мышления. Это вид мышления, который самостоятельно развивается в любом из видов творчества. В музыкальном творчестве оно представляет собой «.мышление образами, опирающимися на конкретные представления» [3, с. 207].

В музыкальной психологии образ музыкального произведения рассматривается как единение материального, духовного и логического [3, с. 207]. Материальное - это акустические характеристики музыкального произведения, к которым относятся мелодия, ритм, фактура, тембр, темп, динамика. Но к указанным характеристикам исполнители добавляют собственные эмоции, волю, настроение, фантазию, жизненный и слуховой опыт, которые составляют духовную сторону образа. Логическую составляющую образует форма музыкального произведения, последовательность ее частей. И когда есть понимание этих начал, тогда, по мнению В.И. Петрушина, можно говорить о наличии музыкально-образного мышления [3, с. 207-208].

Сущность любого вида искусства предполагает эмоциональную связь между произведением искусства и его потребителем - слушателем или зрителем. Есть ряд видов искусств, где эта связь осуществляется непосредственно - скульптура, живопись, архитектура. Но существуют виды искусства, в которых между создателем и зрителем есть промежуточное звено - исполнитель, который выступает в роли интерпретатора музыкального произведения, в том числе русской народной песни. Исполнитель, хотя и реализует произведение, зафиксированное в виде нотного текста, но обязательно вносит свое, очень субъективное. Он создает свой индивидуальный, неповторимый художественный образ, что и является главной целью исполнительского процесса. Художественный образ - это вид художественного творчества, который представляет собой собирательное отражение действительности, выраженное в форме конкретного индивидуального видения и отличающееся отсутствием конкретного жизненного предмета.

С раннего детства на психику воздействуют наглядные художественные образы, обогащая духовную составляющую, развивая интеллект. Человек решает поставленную перед ним задачу, соотнося внутренний образ с действием, что не обходится без воображения. Если воображение есть начало любого творчества или даже искусства, следовательно, образное мышление также является продуктом воображения. Все жизненные события отражаются в сознании людей разными образами или впечатлениями, соединяя рациональность с эмоциями, так и музыкальное мышление связано с музыкальным образом, воображением и эмоциональностью. Чувственные реакции на окружающий мир - это главная составляющая музыкального искусства. Со временем музыкальные образы становятся более углубленными и масштабными. При этом исследователями было отмечено, что большее значение имеют немузыкальные ассоциации из литературы, живописи, просто жизненных событий и прочее.

Специфика вокального исполнительства и заключается в том, что при повторении одного и того же произведения разными исполнителями оно приобретает новое звучание, изменяется его художественный образ. Даже один певец не может добиться одинакового звучания, исполняя одно и то же произведение несколько раз. Такое огромное значение имеет субъективный фактор. Это подтверждает В.И. Живов, когда пишет, что «образы, созданные композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его творческой манерой, темпераментом, фантазией, вкусом, уровнем мастерства. В результате исполнительский художественный образ, с которым в значительной степени связана оценка произведения слушателями, нередко обретает в нашем сознании самостоятельное значение, поскольку в нем могут выявляться такие ценности, которых не было в первичном образе» [4, с. 16]. Так, музыкально-образное мышление формируется под влиянием педагогических методов и различных видов деятельности, которые сравнивают музыку с другими видами искусства.

Каждое музыкальное произведение, записанное в виде нотного текста, несет в себе глубокое эстетическое содержание, так как его создатель мыслит художественными образами. Задачей исполнителей является воспроизведение нотного текста в реально звучащую музыку, делая ее доступной для слушателей. По мнению А.Л. Готсдинера, «музыкальный образ является идеальной представленностью звучания музыки в сознании» [5, с. 97]. Попытка изменить нотный текст ведет к искажению смысла, однако исполнитель всегда вносит собственное понимание художественного образа, что неизбежно ведет к многообразию исполнительских трактовок. Услышав одно музыкальное произведение, каждый человек воспринимает абсолютно по-разному, исходя из собственной жизненной практики. Так как воображение различается у каждого человека, соответственно восприятие и исполнение музыки не может быть одинаковым. Поэтому люди с более насыщенным жизненным опытом и много пережившие, даже без музыкального образования воспринимают музыку более глубоко и чувственно, чем менее эмоциональные музыканты. Не нужно забывать, что интерпретация музыкального произведения является продуктом творчества исполнителей, так как они не механически воспроизводят нотный текст, а вносят в него свое понимание, отно-

шение, жизненный опыт, интуицию, знания о его жанровых и исполнительских особенностях. Для этого исполнитель или руководитель певческого коллектива должен быть достаточно подготовлен с вокально-технической и музыкальной точек зрения.

Умение правильно читать нотный текст играет важную роль в этом процессе, потому что содержательность и выразительность музыки связаны с комплексом исторически сложившихся средств. Исполнитель может расценивать эти средства на свой лад, в зависимости от своего восприятия музыкального образа.

Любое вокальное искусство (сольное, хоровое) предполагает тесную связь музыки и слова. Если говорить о народной песне, то в ней слово играет определяющую роль, оно дает толчок к созданию художественного образа, развитию музыкальной ткани произведения, так как «.в подлинно народном пении голос-звук как бы отходит на второй план, уступая первенство смысловой интонации, интонированию слова. Это принципиально важный момент народного пения существует в сфере особого музыкального мышления народных певцов («пою, как говорю») и, значит, не может быть достигнут механическим путем» [6, с. 22].

В разговорной речи слово несет информацию об эмоциях говорящего, о важности того или иного высказывания. Процесс восприятия информации облегчается, если речь говорящего эмоциональна, в ней есть интонация, подчеркнуты акценты, слушатель улавливает основной смысл, переданный с помощью образной речи. Речевой интонации придается крайне большое значение в процессе общения, так как это яркое выразительное средство, которое позволяет раскрыть чувства, переживания, мысли. Звуковысотность речи всегда связана с эмоциональной стороной высказывания, а интонация часто отражает черты характера говорящего, его внутреннее состояние и настроение. Большое значение имеет тембр голоса как его характерная окраска, способная выразить все оттенки состояния человека, как психические, так и физические.

Отличительной особенностью речи в музыкальном произведении является его зависимость от заранее заданного нотного текста с его стилистическими особенностями и звуковысотными условиями произношения. Но этот синтез музыки и слова является носителем конкретного содержания произведения. Пение как вокальная речь представляет собой большую трудность для исполнителей, так как она зафиксирована в нотном тексте, который кроме звуковысотности имеет строго определенные длительности, ритмический рисунок, силу звука, темп и другие компоненты, усложняющие произношение и донесение образа произведения. Это увеличивает длительность звучания гласных с использованием непривычной для речи звуковысотности и темпа, вызывает необходимость использовать различные виды голосоведения, усиления или ослабления громкости звучания, что, в свою очередь, осложняет процесс донесения содержания произведения до слушателя.

Характер русской народной песни для исполнителей определяется в значительной степени жанром, певческой традицией, ладогармоническими особенностями, ритмический структурой и, конечно, содержанием поэтического текста. Поэтому в основе интерпретации народной песни должны лежать знания, умения и навыки, связанные с жанровыми и стилевыми характеристиками певческой традиции. Несмотря на то, что музыкальный текст русской народной песни зафиксирован в нотах, для исполнителей допускается вариативность вну-трислоговых распевов, подголосков, использования средств художественной выразительности. Кроме того, изменяется эмоциональный строй, который влияет на передачу смыслового содержания произведения. Вокалисты в радостном настроении повышают интонационное звучание, в отличие от горестных пониженных интонаций. Равнодушные исполнители упрощают мелодический рисунок за счет сглаживания самых верхних и самых нижних тонов. Интонация «плывет», когда певец испытывает страх.

Речевая интонация несет в себе большое количество эмоциональной и эстетической информации. «Эмоционально окрашенная интонация в народном пении является едва ли не самым существенным элементом интерпретации», -пишет Л. В. Шамина [7, с. 153]. Это объясняется тем, что музыка является продуктом мышления автора в звуковых образах, к которому добавляется видение события в слове и которое исполнитель как участник создания художественного образа может прочесть по-своему, исходя из своего жизненного опыта, знаний, особенностей мышления.

Развитие музыкального кругозора, овладение знаниями в области истории, литературы, народного творчества - это те педагогические условия, без которых невозможно передать стиль произведения, раскрыть то богатое содержание, которое заложено в тексте. Очень важно развивать эмоциональность студента, которая необходима для того, чтобы настроение и состояние передать с помощью певческого голоса, тембра. Многие исследователи (Б.М. Теплов, С.Х. Раппопорт) считают, что без эмоций понять содержание музыкального произведения невозможно, они являются начальной точкой художественного и образного мышления. Об этом же пишет Л.В. Шамина: «В процессе выражения чувств во время пения рождаются характерные приемы исполнения (игра словом и звуком, мелизмати-ка, скаты голоса в конце фраз, глиссандированные «ахи», «охи» и другие иллите-раты). Их освоение помогает исполнителю приблизиться к изначальной формуле интонирования той или иной песни, найти ее интонационно-тематическое ядро, чтобы в найденном ключе передать цельность методической структуры-образа» [6, с. 27-28].

Образное мышление развивается на основе слухового и интонационного опыта, собственных ощущений, особенностей восприятия, но очень важно наличие волевых качеств, которые позволяют соединить в единое целое мыслительный и исполнительский процессы и донести до слушателя созданный образ. Именно волевые качества, помогающие в преодолении трудностей при движении к цели, будут решающими на пути к воплощению задуманного.

Петрушин В.И. полагает, что образное мышление музыканта концентрируется на трех аспектах деятельности:

1) продумывание образного строя произведения, его настроение, ассоциации, мысли;

2) обдумывание материальной ткани произведения, то есть логика развития мысли, особенность мелодии, динамики, фактуры, формы;

3) нахождение путей, способов и средств воплощения мыслей и чувств [3, с. 209].

И, таким образом, «переживание выразительной сущности музыкального художественного образа, понимание принципов материального конструирования звуковой ткани, умение воплотить это единство в волевом акте творчества или интерпретации музыки - вот что представляет собой музыкальное мышление в действии» [3, с. 210].

В заключение нужно подчеркнуть, что музыкальный образ создается и осознается через жизненные ассоциации, опыт, музыкальный анализ, термины и по-

Библиографический список

нятия, а они опираются на пережитые сознательные и бессознательные эмоции, приобретенные знания и умения. И в связи с этим мыслительные процессы в купе с разного рода ассоциациями и музыкальными воспоминаниями обобщают эти образы, выводя музыкальное мышление на творческий уровень.

Выбирая методы работы, важно иметь в виду:

1) сложность процесса развития музыкально-образного мышления в учебном процессе, которая состоит в его многообразии, связи со многими сторонами обучения, подборе методов и приемов, соответствующих конкретной ситуации;

2) необходимость учета следующих педагогических условий:

- развитие и совершенствование основных музыкальных качеств: чувство ритма, музыкальная память, слух, певческие навыки, развитие музыкального кругозора и общих знаний;

- совершенствование музыкальных и общих знаний для грамотного и глубокого прочтения и анализа музыкального и поэтического текста;

- развитие воображения и фантазии, эмоциональной сферы;

- умение анализировать и выбирать средства выразительности, которые могут использоваться для создания конкретного художественного образа;

- становление певческой воли, умения управлять эмоциями.

Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с требованиями к современному процессу музыкального образования, развитием методик обучения в учебных заведениях.

1. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: Опыт переосмысления музыкальной эстетики. Москва: Либроком, 2021.

2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 2000.

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический проспект; Трикста, 2008.

4. Живов В.И. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. Москва: Международная академия педагогических наук, 1993.

6. Шамина Л.В. Об искусстве народного пения. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сборник научных трудов. Ленинград: ЛГИТМиК, 1989: 20 - 31.

7. Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017. References

1. Ganslik 'E. O muzykal'no-prekrasnom: Opytpereosmysleniya muzykal'noj 'estetiki. Moskva: Librokom, 2021.

2. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'nojmetodiki. Moskva: Muzyka, 2000.

3. Petrushin V.I. Muzykal'nayapsihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij prospekt; Triksta, 2008.

4. Zhivov V.I. Horovoe ispolnitel'stvo: Teoriya. Metodika. Praktika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.

5. Gotsdiner A.L. Muzykal'naya psihologiya. Moskva: Mezhdunarodnaya akademiya pedagogicheskih nauk, 1993.

6. Shamina L.V. Ob iskusstve narodnogo peniya. Tradicionnyj fol'klor i sovremennye narodnye hory i ansambli: sbornik nauchnyh trudov. Leningrad: LGITMiK, 1989: 20 - 31.

7. Shamina L.V. Osnovy narodno-pevcheskojpedagogiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'»; Izdatel'stvo «PLANETA MUZYKI», 2017.

Статья поступила в редакцию 14.03.22

УДК 378+514.18

Ten M.G., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Sibstrin) (Novosibirsk, Russia), E-mail: manana2008@gmail.com Ermoshkin E.V., senior teacher, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Sibstrin) (Novosibirsk, Russia), E-mail: e.ermoshkin@sibstrin.ru

OPTIMIZATION OF GRAPHIC TRAINING OF STUDENTS OF CONSTRUCTION UNIVERSITY UNDER CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION.

The article solves a problem of formation of professional competencies of specialists-engineers in the context of a change in the educational paradigm. The paradigm defines guidelines for the digitalization of education with priorities in the development of the creative qualities of the individual [1]. A learning approach is disclosed, the basis of which is distance technologies, which make it possible to effectively implement the assimilation of modern educational programs in a digital environment. Distance technologies include courses with the Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) system, an educational channel for an engineering and computer graphics teacher, as well as methods and techniques that allow students to develop their professional competencies under lockdown conditions.

Key words: students of construction university, professional competencies, graphic training, digitalization of education, courses in Moodle system, video tutorials.

M.n Тен, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск, E-mail: manana2008@gmail.com

Э.В. Ермошкин, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск, E-mail: e.ermoshkin@sibstrin.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА В УСЛОВИХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена решению проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов-инженеров в условиях изменения образовательной парадигмы. Парадигма определяет ориентиры на цифровизацию образования при приоритетах в развитии творческих качеств личности. Раскрыт подход к обучению, основой которого стали дистанционные технологии, позволяющие эффективно реализовать усвоение современных образовательных программ в цифровой среде. Дистанционные технологии включают в себя курсы в системе Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), учебный канал преподавателя инженерной и компьютерной графики, а также методы и приемы, позволяющие реализовать формирование профессиональных компетенций обучающихся в условиях локдауна.

Ключевые слова: студенты строительного вуза, профессиональные компетенции, графическая подготовка, цифровизация образования, курсы в системе Moodle, видеоуроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.