Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНЫЙ ПРАКСИС / ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ / ДЕТИ С ДИЗАРТРИЕЙ / MOTOR PRAXIS / OVERCOMING GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN CHILDREN / CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривошапка Л.А.

В статье рассматриваются научные подходы к формированию моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кривошапка Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTOR PRAXIS IN THE STRUCTURE OF OVERCOMING THE GENERAL UNDERVISION OF SPEECH IN CHILDREN WITH DYSARTRY

: The article discusses the scientific approaches to the formation of motor praxis in the structure of overcoming the general underdevelopment of speech in children with dysarthria.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 376.44

Кривошапка Л.А. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У

ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Аннотация: в статье рассматриваются научные подходы к формированию моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией.

Ключевые слова: моторный праксис, преодоления общего недоразвития речи у детей, дети с дизартрией

Krivoshapka L.A. master student of the Department correctional pedagogy of the Academy of psychology and pedagogy «Southern Federal University»

Rostov-on-don

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTOR PRAXIS IN THE STRUCTURE OF OVERCOMING THE GENERAL UNDERVISION OF SPEECH IN CHILDREN WITH DYSARTRY Abstract:: The article discusses the scientific approaches to the formation of motor praxis in the structure of overcoming the general underdevelopment of speech in children with dysarthria.

Keywords: motor praxis, overcoming general speech underdevelopment in children, children with dysarthria

Увеличение количества детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами, это связано прежде всего с ухудшением экологической, экономической, социальной и демографической ситуации в стране. Необходимо отметить и тот факт, что дошкольники с дизартрией испытывают различные трудности в овладении родной речью, прежде всего в коммуникации со сверстниками и взрослыми, у дошкольников данной группы диагностируются и проблемы в межличностных отношениях с окружающим миром, у них наблюдается искажение в формировании личностно-смысловой сферы и т.п.

По мнению, известных в логопедии ученых Л.С. Волковой, С.А. Шаховской такой речевой дефект как дизартрия трактуется как нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата, при дизартрии наблюдаются расстройства голосообразования, темпа, артикуляции, ритма и интонации речи

Изучением психолого-педагогических аспектов дизартрии в разное

время занимались: Е.Ф. Архипова, А.С. Веснина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Н.Я. Семаго, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, М.В. Фомичева и др.[1; 2; 5;7;8].

М.В. Фомичева в своих трудах указывает, что у дошкольников с дизартрией имеются свои психолого-педагогические отличая от детей с речевой нормой в развитии: речь детей нечеткая, наблюдается смазанность речи;дети с данным речевым нарушением плохо едят, отказываются есть твердую пищу, им трудно делать активные жевательные движения;наблюдается задержка в развитии артикуляционного аппарата.

Наблюдения за дошкольниками с дизартрией показало, что дети данной группы часто проявляют неловкость в повседневной жизни (например, роняют предметы, неаккуратно кушают, пьют из чашки и т.п.); объем активных движений довольно ограничен (например, дети быстро устают во время подвижных игр, беге и т.п. ), мышцы у дошкольников довольно слабые (например, им трудно переносить предметы с места на место, делать приседания и т.п.), они быстро утомляются, им трудно выполнять набор привычных для дошкольников движений (например, они не могут долго стоять, а также прыгать на одной ноге, они не могут по указанию взрослого изобразить какое-либо движение: покажи как ходит лисичка, прыгает зайчик и т.п..).

Связь состояния речевой функции с уровнем развития двигательного анализатораизучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.Р. Лурия и др. Так И.П. Павлов утверждал, что «речь - это мышечные ощущения, которые идут прежде всего от речевых органов в кору головного мозга». Ученый писал о том, чтовторая сигнальная система является прежде всего внешним регулятором человеческого поведения. А.Р. Лурия в своем научном труде «Основные проблемы нейролингвистики» пишет о том, что на ранних этапах онтогенеза может лишь использовать отдельные движения, н не может их не задержать, на направить, ни скорректировать. Лишь на последних этапах онтогенеза речь взрослого человека, а затем речь дошкольника, сначала внешняя, а потом внутренняя оказывается в состоянии сформировать план двигательного действия, а затем осуществить коррекцию двигательной сферы, сопоставить результаты движения личности с его замыслом [6].

Необходимо отметить тот факт, что проблемам психомоторного развития в разные годы занимались Н.А. Бернштейн, Н.И. Озерецкий, Г.В.Гуровец, Т.П. Хризман, С.И. Маевская и многие другие. Благодаря усилиям ученых мы можем сделать вывод о том, что базисом формирования высших психических функций (а также речи) индивида является прежде всего двигательная сфера.

Проблема формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией, повышение эффективности логопедической работы является на сегодняшний день весьма актуальной. В зарубежной и отечественной литературе мы читаем о значительных

затруднениях детей-дизартриков в усвоении информации о социальной действительности, что напрямую влияет на уровень готовности дошкольника к обучению в школе (Т.В. Верясова, Е.А. Корзакова, Р. Штайнер, К.Хайдербрад и др.)[3; 4].

Важно понимать и тот факт, что у детей с речевыми нарушениями недоразвитие моторных функций влияет на процесс ранней социальной адаптации, это связано с тем, что с определенного момента дети с дизартрией начинают замечать свое отставание от сверстников в разных сферах жизни (умственные действия, физические умения, общение со сверстниками, с незнакомыми или малознакомыми взрослыми и др.). В результате у детей существенно увеличивается вероятность в развитии невротических состояний, депрессий, пессимистического настроения.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил сформулировать основные противоречия: между потребностью формирования моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией моторного праксиса и отсутствием разработанной в логопедии коррекционно-развивающей системы.

На основании вышесказанного, актуальной видится проблема, связанная с поиском эффективных условий формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией. Цель исследование:разработать и апробироватькоррекционно-развивающую систему формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией.

Использованные источники:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.

2. Веснина А.С. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XX международной студенческой науч. -практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.mfo/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 03.09.2019).

3. Верясова Т. В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей: Учеб.пособие. — Екатеринбург, 2000. - 52с.

4. Корзакова Е. Формирование обобщенных представлений о некоторых явлениях неживой природы // Дошкольное воспитание. — 1982. — № 11. М.: Просвещение. — С.39.

5. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 2006, №2, с. 64 -70.

6. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1995. —253 с.

7. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с различными видами отклоняющего развития. // Дефектология. 2000, №1, с. 66-75.

8. Соботович Е.Ф. Особенности проявления и происхождения одной из форм косноязычия у детей дошкольного возраста. // Дефектология, 2001, №5, с. 63 -68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.