Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТОРНЫЙ ПРАКСИС / ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ / ДЕТИ С ДИЗАРТРИЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧАЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ОТ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ НОРМОЙ В РАЗВИТИИ / MOTOR PRAXIS / OVERCOMING THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN / CHILDREN WITH DYSARTHRIA / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DISTINGUISHING CHILDREN WITH DYSARTHRIA FROM CHILDREN WITH SPEECH NORM IN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова А.С.

В статье рассматриваются научные подходы к формированию моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией. Анализ теоретических аспектов проблемы показал, что у детей с речевыми нарушениями недоразвитие моторных функций влияет на процесс ранней социальной адаптации, это связано с тем, что с определенного момента дети с дизартрией начинают замечать свое отставание от сверстников в разных сферах жизни (умственные действия, физические умения, общение со сверстниками, с незнакомыми или малознакомыми взрослыми и др.). В результате у детей существенно увеличивается вероятность в развитии невротических состояний, депрессий, пессимистического настроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Денисова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE FORMATION OF MOTOR PRAXIS IN THE STRUCTURE OF OVERCOMING THE GENERAL UNDERVISION OF SPEECH IN CHILDREN WITH DYSARTRY

The article discusses the scientific approaches to the formation of motor praxis in the structure of overcoming the general underdevelopment of speech in children with dysarthria. An analysis of the theoretical aspects of the problem showed that in children with speech impairments, underdevelopment of motor functions affects the process of early social adaptation, this is due to the fact that from a certain moment children with dysarthria begin to notice their lagging behind peers in different areas of life (mental actions, physical skills , communication with peers, with unfamiliar or unfamiliar adults, etc.). As a result, children significantly increase the likelihood of developing neurotic conditions, depression, pessimistic mood.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 376.44

Денисова А. С. студент магистратуры Донской государственный технический университет

г. Ростов-на-Дону научный руководитель: Абашина Н.Н., к.п.н.

доцент

Донской государственный технический университет

г. Ростов-на-Дону

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: в статье рассматриваются научные подходы к формированию моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией. Анализ теоретических аспектов проблемы показал, что у детей с речевыми нарушениями недоразвитие моторных функций влияет на процесс ранней социальной адаптации, это связано с тем, что с определенного момента дети с дизартрией начинают замечать свое отставание от сверстников в разных сферах жизни (умственные действия, физические умения, общение со сверстниками, с незнакомыми или малознакомыми взрослыми и др.). В результате у детей существенно увеличивается вероятность в развитии невротических состояний, депрессий, пессимистического настроения.

Ключевые слова: моторный праксис, преодоления общего недоразвития речи у детей, дети с дизартрией, психолого-педагогические отличая детей с дизартрией от детей с речевой нормой в развитии.

Denisova A.S. master's degree student Don state University technical University

Rostov-on-don

Supervisor: Abashina N.N., candidate of pedagogic Sciences

assistant Professor

Don state technical University Rostov-on-don

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE FORMATION OF MOTOR PRAXIS IN THE STRUCTURE OF OVERCOMING THE GENERAL UNDERVISION OF SPEECH IN CHILDREN WITH DYSARTRY

Abstract: The article discusses the scientific approaches to the formation of motor praxis in the structure of overcoming the general underdevelopment of speech in children with dysarthria. An analysis of the theoretical aspects of the problem showed that in children with speech impairments, underdevelopment of motor functions affects the process of early social adaptation, this is due to the fact that from a certain moment children with dysarthria begin to notice their lagging behind peers in different areas of life (mental actions, physical skills , communication with peers, with unfamiliar or unfamiliar adults, etc.). As a result, children significantly increase the likelihood of developing neurotic conditions, depression, pessimistic mood.

Key words: motor praxis, overcoming the general underdevelopment of speech in children, children with dysarthria, psychological and pedagogical distinguishing children with dysarthria from children with speech norm in development.

Увеличение количества детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами, это связано прежде всего с ухудшением экологической, экономической, социальной и демографической ситуации в стране. Необходимо отметить и тот факт, что дошкольники с дизартрией испытывают различные трудности в овладении родной речью, прежде всего в коммуникации со сверстниками и взрослыми, у дошкольников данной группы диагностируются и проблемы в межличностных отношениях с окружающим миром, у них наблюдается искажение в формировании личностно-смысловой сферы и т.п.

По мнению, известных в логопедии ученых Л.С. Волковой, С.А. Шаховской такой речевой дефект как дизартрия трактуется как нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата, при дизартрии наблюдаются расстройства голосообразования, темпа, артикуляции, ритма и интонации речи

Изучением психолого-педагогических аспектов дизартрии в разное время занимались: Е.Ф. Архипова, А.С. Веснина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Н.Я. Семаго, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, М.В. Фомичева и др. [1; 2; 5;7;8].

М.В. Фомичева в своих трудах указывает, что у дошкольников с дизартрией имеются свои психолого-педагогические отличая от детей с речевой нормой в развитии: речь детей нечеткая, наблюдается смазанность речи; дети с данным речевым нарушением плохо едят, отказываются есть твердую пищу, им трудно делать активные жевательные движения; наблюдается задержка в развитии артикуляционного аппарата.

Наблюдения за дошкольниками с дизартрией показало, что дети данной группы часто проявляют неловкость в повседневной жизни (например, роняют предметы, неаккуратно кушают, пьют из чашки и т.п.); объем активных движений довольно ограничен (например, дети быстро устают во время подвижных игр, беге и т.п. ), мышцы у дошкольников довольно слабые (например, им трудно переносить предметы с места на место, делать приседания и т.п.), они быстро утомляются, им трудно выполнять набор привычных для дошкольников движений (например, они не могут долго стоять, а также прыгать на одной ноге, они не могут по указанию взрослого изобразить какое-либо движение: покажи как ходит лисичка, прыгает зайчик и т.п..).

Связь состояния речевой функции с уровнем развития двигательного анализатора изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.Р. Лурия и др. Так И.П. Павлов утверждал, что «речь - это мышечные ощущения, которые идут прежде всего от речевых органов в кору головного мозга». Ученый писал о том, что вторая сигнальная система является прежде всего внешним регулятором человеческого поведения. А.Р. Лурия в своем научном труде «Основные проблемы нейролингвистики» пишет о том, что на ранних этапах онтогенеза может лишь использовать отдельные движения, н не может их не задержать, на направить, ни скорректировать. Лишь на последних этапах онтогенеза речь взрослого человека, а затем речь дошкольника, сначала внешняя, а потом внутренняя оказывается в состоянии сформировать план двигательного действия, а затем осуществить коррекцию двигательной сферы, сопоставить результаты движения личности с его замыслом [6].

Необходимо отметить тот факт, что проблемам психомоторного развития в разные годы занимались Н.А. Бернштейн, Н.И. Озерецкий, Г.В.Гуровец, Т.П. Хризман, С.И. Маевская и многие другие. Благодаря усилиям ученых мы можем сделать вывод о том, что базисом формирования высших психических функций (а также речи) индивида является прежде всего двигательная сфера.

Проблема формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией, повышение эффективности логопедической работы является на сегодняшний день весьма актуальной. В зарубежной и отечественной литературе мы читаем о значительных затруднениях детей-дизартриков в усвоении информации о социальной действительности, что напрямую влияет на уровень готовности дошкольника к обучению в школе (Т.В. Верясова, Е.А. Корзакова, Р. Штайнер, К.Хайдербрад и др.) [3; 4].

Важно понимать и тот факт, что у детей с речевыми нарушениями недоразвитие моторных функций влияет на процесс ранней социальной адаптации, это связано с тем, что с определенного момента дети с дизартрией начинают замечать свое отставание от сверстников в разных

сферах жизни (умственные действия, физические умения, общение со сверстниками, с незнакомыми или малознакомыми взрослыми и др.). В результате у детей существенно увеличивается вероятность в развитии невротических состояний, депрессий, пессимистического настроения.

Таким образом, анализ научных подходов к формированию моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией показал, что у детей с речевыми нарушениями недоразвитие моторных функций влияет на процесс ранней социальной адаптации, это связано с тем, что с определенного момента дети с дизартрией начинают замечать свое отставание от сверстников в разных сферах жизни (умственные действия, физические умения, общение со сверстниками, с незнакомыми или малознакомыми взрослыми и др.). В результате у детей существенно увеличивается вероятность в развитии невротических состояний, депрессий, пессимистического настроения.

Использованные источники:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.

2. Веснина А.С. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по материалам XX международной студенческой науч. -практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf (дата обращения: 03.09.2019).

3. Верясова Т. В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей: Учеб.пособие. — Екатеринбург, 2000. - 52с.

4. Корзакова Е. Формирование обобщенных представлений о некоторых явлениях неживой природы // Дошкольное воспитание. — 1982. — № 11. М.: Просвещение. — С.39.

5. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 2006, №2, с. 6470.

6. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1995. —253 с.

7. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с различными видами отклоняющего развития. // Дефектология. 2000, №1, с. 66-75.

8. Соботович Е.Ф. Особенности проявления и происхождения одной из форм косноязычия у детей дошкольного возраста. // Дефектология, 2001, №5, с. 63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.