К проблеме формирования личности подростка, воспитывающегося в неблагополучной семье
Кирюшин Денис Викторович,
аспирант, кафедра социальной психологии, Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет» E-mail: [email protected]
Кирюшина Екатерина Евгеньевна,
аспирант, кафедра социальной психологии, Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет»
E-mail: [email protected]
Потапов Максим Викторович,
магистрант, кафедра социальной психологии, Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет»
E-mail: [email protected] Корж Елена Михайловна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский психолого-социальный университет» E-mail: [email protected]
Нестабильная социально-экономическая обстановка вызывает повышенный интерес к ключевому социальному институту -семье, как важнейшему месту формирования личности человека. Целью работы является рассмотрение влияния неблагополучной семьи на формирование личности подростка. В статье очерчиваются границы неблагополучной семьи, исследуется ее роль в стигматизации различных патологий, приводится классификация неблагополучных семей. Методология исследования базируется на теоретических положениях гуманистической психологии. Автором используется теоретический анализ и синтез методологических, психологических, педагогических работ. Автор приходит к выводу, что формирование личности подростка в социально неблагополучной семье не дает импульса полноценному развитию личности, негативно сказывается на физическом, психическом здоровье. Подросток будет более склонен к жестокости, насилию, виктимности, проявлению нейротизма. Противостоять этим негативным тенденциям позволяют описанные в работе механизмы психологической защиты, благодаря которым ребенок адаптируется к стрессовым ситуациям. Поддержка подростков, находящихся в условиях воспитания в неблагополучной семье возможна на уровне поддержки социально-психологической адаптации путем актуализации и развития эффективных копинг-стратегий.
Ключевые слова: семья, неблагополучная семья, личность, подросток, субкультуры, конфликтная семья, кризисная семья, механизмы психологической защиты.
о с
U со
Семья является главным социальным институтом в функционировании как всего общества, так и отдельного человека. Особенно огромна ее роль в развитии несовершеннолетних людей, так как, являясь неким мостом между индивидом и обществом семья проецирует на подростка все то негативное и позитивное, что происходит как в обществе, так и внутри самой семьи. С семейного воспитания начинается формирование личности. Роль семьи в формировании и становлении нравственных свойств и моральных ценностей неоднократно подчеркивалась в научных работах как по психологии, так по другим дисциплинам[1, с. 78]. Нестабильный социально-экономический климат современного этапа развития российского общества порождает целый комплекс отрицательных последствий, таких как ухудшение материального благополучия, безработица, сужение спектра жизненных перспектив и т.д., что в свою очередь влияет на детско-родительские отношения и воспитательный потенциал семьи. Все это актуализирует проблему воспитания подростков в неблагополучных семьях, в частности, проблему формирования здоровой, функциональной, не подверженной глубоким психологическим травмам личности подростка.
Для того, чтобы очертить границы «неблагополучности» семьи логичным выглядит выделение характеристик «идеальной» модели здоровой семьи. К таковым можно отнести: возможность эмоционального выражения ее членов; наличие правил и границ (обязанности распределяются в соответствии с возрастом); уважение друг к другу; удовлетворение потребностей; ощущение себя в безопасности [2]. В неблагополучных семьях, напротив, имеет место насилие психическое (унижения, оскорбления) и физическое (избиение, сексуальное насилие) по отношению к детям [3, с. 76]. Для данного типа семей характерен как авторитарный тип родительского контроля, ограничивающий возможность делать подростку собственный выбор, так и индифферентный (запланированная, либо незапланированная чрезмерная мягкость правил, либо их полное отсутствие), когда ребенок полностью предоставлен сам себе и родители элиминированы из воспитательного процесса.
Существуют различные классификации неблагополучных семей [4, с. 45]. Так, можно выделить следующие типы:
1.Конфликтная семья. Она имеет свойство продуцировать конфликты между всеми ее членами. В результате ребенок, растущий в условиях стресса от перманентных родительских споров и скан-
далов имеет вероятность стать асоциальном личностью. Также исследователи отмечают нарушения работы детской психики на уровне нейрохи-мии [5].
2. Семьи с нарушением «морального компаса». Для семей данного типа могут быть характерны беспорядочные половые связи, употребление наркотических веществ, а также проявление насилия и агрессии по отношению к детям.
3. Кризисная семья - ее отличительными чертами является: развод супругов, материальные проблемы, возрастной кризис.
4. Семья с паталогическими заболеваниями. Сюда входят тяжелые психические расстройства; невозможность полноценного выполнения родительских обязанностей в результате осложнений от злоупотребления алкоголем, психоактивными веществами; наличие у одного или обоих родителей шизофрении, биполярного расстройства. В таких семьях роли родителей и детей, как правило, меняются местами. Патологические расстройства имеют свойство быть заразными, то есть способны порождать у детей те же проблемы исоциаль-ные недостатки, что и у родителей [6].
5. Эмоционально дистанцированная семья. У данного типа семей наблюдается проблематичность выражения любви и привязанности. Подросток перенимает роль поведения, в которой неявно постулируется отказ от проявления чувств (человек испытывает неудобство, дискомфорт открываясь другим людям). У таких подростков также наблюдаются проблемы с самооценкой. Эта разновидность семей кажется на первый взгляд наименее очевидной с точки зрения проблемности. Однако задача современной психологии семьи состоит в том, чтобы выносить в пространство академического дискурса и обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение подростков, чтобы предупредить ту опасность, которая угрожает детской психике, находящейся в эмоционально бедной атмосфере [7, с. 240].
Формирование личности подростка в неблагополучной семье происходит в условиях, когда процесс семейного вклада в его развитие протекает с большими трудностями, медленно и зачастую травматично. Такие явления как подростковая жестокость, насилие, наркомания, преступность берут свой исток из семейных проблем. Семейное неблагополучие является ключевым фактором виктимизации личности. Под виктимностью понимается предрасположенность быть в роли жертвы всевозможных жизненных ситуаций. Люди ввоз-растной группе 12-18 лет наиболее подвержены этому свойству личности [8, с. 223]. В благоприятных семейных условиях у ребенка формируются условные рефлексы, контролирующие недопустимость антисоциального поведения. Однако, при высоких показателях нейротизма выработка условных рефлексов затормаживается и управление собственными поступками происходит с дефицитом необходимых навыков. Социальная среда, в которой находится подросток, в первую очередь
взаимодействие с родителями, влияет на уровень эмоциональной устойчивости. Подросткам с повышенным нейротизмом свойственны панические состояния, возбудимость, тревожность, перепады настроения, рассеянность, неустойчивость к стрессу [9, с. 227].
Ввиду отсутствия внимания со стороны родителей подросток из неблагополучной семьи с большей долей вероятности подвержен вовлечению в различные неформальные субкультуры. И хотя из самого факта принадлежности к неформальному объединению нельзя сделать каких-либо нормативных выводов, опасность того, что неформальная субкультура будет асоциально-деструктивной высока, так как она в большей степени резонирует с девиантными личностями. Таким образом, возможен сценарий порочного замкнутого круга. Психологические травмы в семье вынуждают подростка искать другие пути социализации - подросток необдуманно примыкает к деструктивному неформальному сообществу - это приводит к получению новых психологических травм.
На фоне нарушения гармоничного функционирования семьи у ребенка гипертрофируется режим психологической защиты [10, с. 347]. Дети в условиях нахождения внутри дисфункциональной семьи способны перенимать определенные модели поведения, помогающие их личностному формированию [11]. К таковым можно отнести: 1) модель миротворца -подросток выполняет родительские обязанности, выступает посредником в смягчении напряженности семейного микроклимата. Такая линия поведения может быть обусловлена бессознательным переживанием возможного распада семьи. 2) бунтарь - ребенок непреднамеренно отвлекает внимание семьи от ее озабоченности собственными проблемами. 3) жертва - подросток определяется виновником всех семейных неурядиц. Если в семье есть другие дети, то они получают от родителей больше заботы и внимания. Ребенок - жертва может подвергаться травле. Несмотря на это, он остается самым эмоционально стабильным членом данной токсичной малой группы. 4) руководитель - подросток, который становится выгодоприобретателем от проблем остальных членов семьи.
Таким образом, формирование личности подростка в социально неблагополучной семье осложнено рядом трудностей, будто то насилие, безразличие к процессу воспитания, отсутствие проявления любви и заботы, психические расстройства, аморальное поведение родителей. Такое положение вещей не дает импульса полноценному развитию личности, негативно сказывается на физическом, психическом, здоровье. Подросток будет более склонен к жестокости, насилию, виктимности, проявлению нейротизма. Отчасти противостоять этим негативным эффектам позволяют механизмы психологической защиты, благодаря которым ребенок адаптируется к стрессовым ситуациям. Поддержка подростков, находящихся в условиях воспитания в неблагополучной семье, может осуществляться на уровне социально-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
психологическом адаптации путем актуализации
и развития эффективных копинг-стратегий.
Литература
1. Баранов А.А., Баранова З.Я. Неблагополучная семья как предиктор агрессивного поведения подростка // Социальная педагогика. 2020. № 4. С. 77-78.
2. Basem A. Cost of Growing up in Dysfunctional Family// Journal of Family Medicine and Disease Prevention. 2017. Vol. 3, Issue 3. D0I:10.23937/2469-5793/1510059
3. Гулиева Н.Р., Мамедова Р.Ю., Мамедова Н.Ю., Карханова М.С. Оценка психического и соматического здоровья детей и подростков из неблагополучных семей // Национальный журнал неврологии. 2019. № 1(15). С. 76-78.
4. Кучина Н.Н., Данилова М.В. Социально-психологическая профилактика виктимного поведения подростков из неблагополучных семей // Современный ученый. 2021. № 2. С. 44-49.
5. Brown G. O'Shea Dysfunctional Family Systems // Healing Complex Posttraumatic Stress Disorder, A Clinician's Guide. 2021. D0I:10.1007/978-3-030-61416-4_4
6. Ozturk E. Dysfunctional generations versus natural and guiding parenting style: Intergeneration-al transmission of trauma and intergeneration-al transfer of psychopathology as dissociogenic agents// Medicine Science International Medical Journal.2022. Vol 11(2). D0I:10.5455/medsci-ence.2022.04.090
7. Петухова Л.П., Степченко Т.А., Елисеева Е.В., Серая Г.В., Тасоева Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного сопровождения подростков из неблагополучных семей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8(18). С. 237-242.
8. Аркелян К. Особенности проявления насилия и реализованная виктимность у подростков из неблагополучных семей // Научный Арцах. 2021. № 2(9). С. 220-229.
9. Блошенко О.А. Нейротизм у подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях СОП // Научные исследования XXI века. 2020. № 5(7). С. 225-230.
10. Пышкина Н.А. Психологические защитные механизмы копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей // Преемственность в образовании. 2021. № 29(8). С. 339-353.
11. Dabrowska A. Adult children from dysfunctional families: A few words about the functioning and the consequences of living in the wrong family environment// Current care problems and upbringing.2018. Vol.568(3). D0I:10.5604/01.3001.0011.8293
о с
u
со
THE PROBLEM OF PERSONALITY FORMATION OF A TEENAGER BROUGHT UP IN A DYSFUNCTIONAL FAMILY
Korzh E.M., Kiriushina E.E., Kiriushin D.V., Potapov M.V.
Moscow University of Psychology and Social Sciences
The unstable socio-economic situation causes an increased interest in the key social institution - the family, as the most important place for the formation of a person's personality. The aim of the work is to consider the influence of a dysfunctional family on the formation of a teenager's personality. The article outlines the boundaries of a dysfunctional family, examines its role in the stigmatization of various pathologies, and provides a classification of dysfunctional families. The research methodology is based on the theoretical principles of humanistic psychology. The author uses theoretical analysis and synthesis of methodological, psychological, pedagogical works. The author comes to the conclusion that the formation of a teenager's personality in a socially disadvantaged family does not give impetus to the full development of the personality, and negatively affects physical, mental, and health. A teenager will be more prone to cruelty, violence, victimization, the manifestation of neuroticism. These negative tendencies can be resisted by the mechanisms of psychological defense described in the work, thanks to which the child adapts to stressful situations. Support for adolescents who are brought up in a dysfunctional family is possible at the level of support for social and psychological adaptation by increasing self-esteem and establishing control over the emotional state.
Keywords: family, dysfunctional family, personality, teenager, conflict family, crisis family, psychological defense mechanisms.
References
1. Baranov A.A., Baranova Z. Ya. A dysfunctional family as a predictor of adolescent aggressive behavior // Social Pedagogy.
2020. № 4. pp. 77-78.
2. Basem A. The price of education in a dysfunctional family // Journal of family medicine and disease prevention. 2017. Vol. 3, Issue 3. DOI:10.23937/2469-5793/1510059
3. Gulieva N.R., Mamedova R. Yu., Mamedova N. Yu., Karkhano-va M.S. Assessment of mental and somatic health of children and adolescents from disadvantaged families // National Journal of Neurology. 2019. No. 1(15). pp. 76-78.
4. Kuchina N.N., Danilova M.V. Socio-psychological prevention of victim behavior of adolescents from disadvantaged families // Modern scientist. 2021. № 2. pp.44-49.
5. Brown G. O'Shea. Dysfunctional family systems // Healing of complex post-traumatic stress disorder. A guide for the clinician.
2021. DOI: 10.1007/978-3-030-61416-4_4.
6. Ozturk E. Dysfunctional Generations Versus Natural and Directed Parenting Style: Intergenerational Transmission of Trauma and Intergenerational Transmission of Psychopathology as Dissociative Agents//Medicine Science International Medical Jour-nal.2022. Volume 11(2). DOI: 10.5455/medscience.2022.04.090
7. Petukhova L.P., Stepchenko T.A., Eliseeva E.V., Seraya G.V., Tasoeva E.V. Psychological and pedagogical support of personal support for adolescents from disadvantaged families. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. 2020. No. 8(18). pp. 237-242.
8. Arkelyan K. Features of the manifestation of crime and criminal victimization among adolescents from disadvantaged families // Scientific Artsakh. 2021. No. 2(9). pp. 220-229.
9. Bloshenko O.A. Neuroticism in adolescents brought up in dysfunctional families SOP // Scientific research of the XXI century. 2020. No. 5(7). pp. 225-230.
10. Pyshkina N.A. Psychological protective measures of coping strategies among adolescents from disadvantaged families // Continuity in education. 2021. No. 29(8). pp. 339-353.
11. Dombrovskaya A. Adult children from dysfunctional families: A few words about the functioning and consequences of living in the wrong family environment // Actual problems of care and education. 2018. Volume 568 (3). DOI: 10.5604/01.3001.0011.8293