Научная статья на тему 'ОПЫТ МЕДИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ'

ОПЫТ МЕДИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / АДАПТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИКО СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобошко Ирина Евгеньевна, Жданова Людмила Алексеевна, Севастьянова Татьяна Анатольевна, Орел Василий Иванович, Ким Андрей Вячеславович

Состояние здоровья детей и подростков рассматривается в качестве особой гуманитарной ценности, перспективного ресурса экономики и безопасности страны. В связи с этим ранняя диагностика неблагоприятного социума, своевременная корректировка личностных качеств подростков и их психологическое сопровождение будут способствовать улучшению психического здоровья и оптимальной социализации подростков. В статье представлен анализ исследования личностных качеств учащихся общеобразовательных школ 15-17 лет, включающий оценку социального и психологического статуса подростков, а также рассмотрены варианты межличностных взаимодействий исследуемого контингента. Оценивались эмоционально поведенческие реакции, характерологические особенности подростков, их социометрические характеристики, интеллектуальное развитие, наличие и характер невротических расстройств. Для объективизации результатов о влиянии семьи на психологический комфорт и социальную адаптацию подростков было выделено две группы учащихся и их семей с социально благополучным и социально неблагополучным расположением. При сравнительной характеристике этих групп было выявлено, что социальное неблагополучие негативно влияет на развитие личности подростка, на его эмоциональную сферу, на взаимоотношения в семье, увеличивает уровень тревожности, агрессивности, снижает самооценку, настроение. На интеллектуальную сферу подростка большее влияние оказывает не столько тип социального неблагополучия семьи, сколько тип акцентуации характера подростка. С учетом полученных данных представлены подходы повышения психического и социального благополучия школьников 15-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бобошко Ирина Евгеньевна, Жданова Людмила Алексеевна, Севастьянова Татьяна Анатольевна, Орел Василий Иванович, Ким Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF A CHILDREN’S POLYCLINIC

The state of health of children and adolescents is considered as a special humanitarian value, a promising resource for the economy and security of the country. In this regard, early diagnosis of unfavorable society, timely correction of personal qualities of adolescents and their psychological support will contribute to improving mental health and optimal socialization of adolescents. The article presents an analysis of a multidisciplinary study of the personal qualities of students of general education schools aged 15-17 years, including an assessment of the social and psychological status of adolescents, as well as options for interpersonal interactions of the studied contingent. In the study of mental health, emotional and behavioral reactions, characteristic features, sociometric characteristics, intellectual development, the presence and nature of neurotic disorders were evaluated. For the objectification of the results on the influence of the family on the psychological health and social adaptation of adolescents, two groups of students and their families with a socially prosperous and socially disadvantaged location were identified. When comparing these groups, it was found that social disadvantage negatively affects the development of a teenager’s personality, his or her emotional sphere, and family relationships, increases the level of anxiety, aggression, and lowers self esteem and mood. The intellectual sphere of a teenager is more influenced not by the type of social disadvantage of his or her family, but by the type of accentuation of the character of a teenager. Taking into account the obtained data, the approaches to improving the mental and social well being of schoolchildren aged 15-17 are presented.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ МЕДИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ»

MEDICAL PSYCHOLOGY-

—МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.43+616-053.71+347.157.1+336.565.2+725.53/.59

ОПЫТ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

© Ирина ЕвгеньевнаБобошко1, Людмила Алексеевна Жданова1, Татьяна Анатольевна Севастьянова2, Василий Иванович Орел3, Андрей Вячеславович Ким3, Наталья Алексеевна Гурьева3

1 Ивановская государственная медицинская академия. 153012, Российская Федерация, г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 8

2 Городская клиническая больница № 4. 153005, Россия, г. Иваново, ул. Шошина, д. 8

3 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Контактная информация: Татьяна Анатольевна Севастьянова — аспирант кафедры поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми. Е-шаП: tanya_sevastyanova@list.ru

Поступила: 12.04.2021 Одобрена: 02.06.2021 Принята к печати: 25.06.2021

РЕЗЮМЕ: Состояние здоровья детей и подростков рассматривается в качестве особой гуманитарной ценности, перспективного ресурса экономики и безопасности страны. В связи с этим ранняя диагностика неблагоприятного социума, своевременная корректировка личностных качеств подростков и их психологическое сопровождение будут способствовать улучшению психического здоровья и оптимальной социализации подростков. В статье представлен анализ исследования личностных качеств учащихся общеобразовательных школ 15-17 лет, включающий оценку социального и психологического статуса подростков, а также рассмотрены варианты межличностных взаимодействий исследуемого контингента. Оценивались эмоционально-поведенческие реакции, характерологические особенности подростков, их социометрические характеристики, интеллектуальное развитие, наличие и характер невротических расстройств. Для объективизации результатов о влиянии семьи на психологический комфорт и социальную адаптацию подростков было выделено две группы учащихся и их семей с социально благополучным и социально неблагополучным расположением. При сравнительной характеристике этих групп было выявлено, что социальное неблагополучие негативно влияет на развитие личности подростка, на его эмоциональную сферу, на взаимоотношения в семье, увеличивает уровень тревожности, агрессивности, снижает самооценку, настроение. На интеллектуальную сферу подростка большее влияние оказывает не столько тип социального неблагополучия семьи, сколько тип акцентуации характера подростка. С учетом полученных данных представлены подходы повышения психического и социального благополучия школьников 15-17 лет.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подросток; адаптация; психическое здоровье; отделение медико-социальной помощи.

EXPERIENCE OF MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO ADOLESCENTS IN THE CONDITIONS OF A CHILDREN'S POLYCLINIC

© Irina E. Boboshko1, Lyudmila A. Zhdanova1, Tatiana A. Sevastyanova2, Vasiliy I. Orel3,

Andrey V. Kim3, Natalia A. Gureva3

1 Ivanovo State Medical Academy. 153012, Ivanovo, F. Engels Ave., 8

2 City Clinical Hospital № 4. 153005, Ivanovo, Shoshina str., 8

3 Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. 194100, Saint-Petersburg, Litovskaya str., 2

Contact information: Tatiana A. Sevastyanova — postgraduate student of the Department of Polyclinic Pediatrics with the

course of Healthy Child and General Child Care. E-mail: tanya_sevastyanova@list.ru

Received: 12.04.2021 Revised: 02.06.2021 Accepted: 25.06.2021

ABSTRACT: The state of health of children and adolescents is considered as a special humanitarian value, a promising resource for the economy and security of the country. In this regard, early diagnosis of unfavorable society, timely correction of personal qualities of adolescents and their psychological support will contribute to improving mental health and optimal socialization of adolescents. The article presents an analysis of a multidisciplinary study of the personal qualities of students of general education schools aged 15-17 years, including an assessment of the social and psychological status of adolescents, as well as options for interpersonal interactions of the studied contingent. In the study of mental health, emotional and behavioral reactions, characteristic features, sociometric characteristics, intellectual development, the presence and nature of neurotic disorders were evaluated. For the objectification of the results on the influence of the family on the psychological health and social adaptation of adolescents, two groups of students and their families with a socially prosperous and socially disadvantaged location were identified. When comparing these groups, it was found that social disadvantage negatively affects the development of a teenager's personality, his or her emotional sphere, and family relationships, increases the level of anxiety, aggression, and lowers self-esteem and mood. The intellectual sphere of a teenager is more influenced not by the type of social disadvantage of his or her family, but by the type of accentuation of the character of a teenager. Taking into account the obtained data, the approaches to improving the mental and social well-being of schoolchildren aged 15-17 are presented.

KEY WORDS: adolescent; adaptation; mental health; department of medical and social assistance.

ВВЕДЕНИЕ

Социальное благополучие подростков, которые по окончании школы станут непосредственными резервами пополнения рядов студенчества, работающей части населения, армии страны и в ближайшее десятилетие будут определять экономический, научный и культурный потенциал страны, представляет особую ценность.

В современных условиях социально-экономических реформ именно дети и подростки являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения. На формирование их здоровья влияют медико-социальные, биологические, экологические и организационно-медицинские факторы, причем социально-гигие-

нические факторы или факторы образа жизни являются ведущими. Известно, что чем старше ребенок, тем выше доля влияния этих факторов на его здоровье. Социальные факторы, такие как социально неблагополучные семьи, финансовые затруднения в семье, отсутствие одного из родителей и другие, прямо или косвенно негативно воздействуют на различные грани здоровья, качество жизни, адаптацию подростка к изменяющимся условиям жизни [1, 4, 6, 7, 10, 15, 17]. Одним из ресурсов успешной реализации медико-социальных мероприятий, учитывающих индивидуальные особенности развития детей подросткового возраста и направленных на сохранение и укрепление их здоровья, социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости, яв-

ляется отделение медико-социальной помощи (ОМСП) детской поликлиники, задачи которого по оказанию помощи рассчитаны на работу не только медицинского персонала, но и клинического или медицинского психолога и социального педагога (Приказ МЗ РФ № 366н от 2012 г.) [11, 12, 14].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования было предложить подходы к медико-социальной помощи подросткам на основании изучения показателей их психического статуса и социальной адаптации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализ показателей психического здоровья проводился у 280 детей 15-17 лет, 157 подростков мужского пола и 123 — женского, учащихся естественно-научного и гуманитарного профилей обучения среднеобразовательных школ, получающих медицинское обеспечение в ОБУЗ «Детская городская поликлиника № 6» г. Иваново. Все респонденты давали письменное информированное согласие на участие в исследовании, которое прошло экспертную оценку и было одобрено этическим комитетом ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России. Исследование проводилось в дополнение к профилактическому медицинскому осмотру несовершеннолетних (МЗ РФ, приказ № 514Н, с изменениями от 13 июня 2019 г. № 396н). Критерием включения в исследование было отсутствие нозологических, синдромально очерченных расстройств и предболезненных состояний по результатам клинического обследования врача-психиатра (один из авторов статьи — психиатр). По общепринятому подходу изучения социального анамнеза (Приказ МЗ СССР от 12 февраля 1987 г. № 204 «О введении формализованных форм медицинской документации»), учитывающего неблагополучие семьи по таким критериям социального анамнеза, как материальное положение семьи, количество членов семьи, санитарно-гигиенические условия проживания, многодетность и наличие в ней детей-инвалидов, нами выделено две группы подростков — из социально благополучных (63,7%) и неблагополучных семей (36,3%).

На момент осмотра подростки не имели органических заболеваний нервной системы и психотических расстройств. Критериями выбора методик психологического исследования являлись объективная количественная и качественная оценка эмоциональных отклонений у

подростков; простота и легкость выполнения тестов, их проективный характер; возможность использования данных методик при проведении медицинских осмотров несовершеннолетних в образовательных организациях.

Психологический феномен тревожности изучался по тесту Спилбергера-Ханина; изучение психоэмоциональной сферы проводилось по тесту Люшера и проективному графическому тесту «Дерево» К. Коха; для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, использовался тест Филипса. Основные личностные свойства и характерологические особенности определялись по тестам диагностики типа акцентуации личности Смише-ка для подростков (модификация И.В. Крук). Интеллектуальное развитие оценивалось по сокращенному варианту методики Векслера. Изучение самооценки проводилось по тесту А. Прихожан, социометрии — по тесту И. Рогова, а для изучения влияния родительского стиля воспитания подростка и описания дисфункциональных стилей родительского воспитания использовался опросник «Анализа семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса [2, 3, 5, 8, 13]. Все респонденты полностью выполнили предложенные тестовые задания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При изучении социального комфорта подростков выявилось, что по составу и полноте семьи 15,2% были семьями неполными, с обоими родителями проживали 57,2% подростков, 16,3% проживали совместно с родственниками (бабушкой). Наиболее часто отмечалась профессия рабочей промышленности у отцов (20,3%), 16,9% матерей были работниками торговли. 10,8% семей имели плохие жилищ-но-бытовые условия и 81,8% — удовлетворительные. Хорошее материальное положение отмечалось лишь у 19,3%. Отношения в половине семей чаще теплые, дружеские (41,5%), у трети — спокойные (29,4%) (табл. 1).

В характеристике пограничных нервно-психических нарушений у детей нами анализировались фобические и агрессивные проявления (табл. 2).

Дети из благоприятного расположения имели высокие значения показателей настроения и минимальные показатели тревожности.

Формирование страхов было наиболее типично для подростков из неблагополучных семей, у них были выражены фрустрация потребности в достижении успеха, агрессивность

Таблица 1

Показатели социального благополучия семьи подростка, %

Table 1

Indicators of the social well-being of a teenager's family, %

Показатели / Indicators Количество / Number %

Состав, полнота семьи / Composition, completeness of the family

Оба родителя / Both parents 143 57,2

Только отец или мать / Only the father or mother 69 27,6

Один родитель родной / One parent native 39 14,4

Опекуны / Guardians 2 0,8

Жилищно-бытовые условия /Housing and living conditions

Своя квартира / Own apartment 170 76,6

Частный дом / Private house 28 12,6

Коттедж / Cottage 5 2,3

Коммунальная квартира / Communal apartment 1 0,5

Общежитие / Hostel 18 8,1

Материальная обеспеченность /Material maintenance

Очень хорошее (могут совершать крупные покупки: дача, автомобиль) / Very good (can make large purchases: cottage, car) 46 19,3

Хорошее (покупка бытовой техники) / Good (purchase of household appliances) 108 45,4

Среднее (денег хватает на питание, на одежду) / Average (enough money for food, clothing) 75 31,5

Плохое (только на питание) / Bad (only for food) 9 3,8

Психологический микроклимат семьи / Psychological microclimate of the family

Теплые, дружеские отношения / Warm, friendly relations 103 41,5

Спокойные отношения / Quiet relations 73 29,4

Прохладные отношения / Chilly relations 23 9,3

Напряженные отношения / Strained relationships 49 19,8

проявлялась противопоставлением влиянию среды и морали собственных установок. У подростков из благополучных условий регистрировались страхи не соответствовать ожиданиям окружающих, самовыражения, ситуации проверки знаний и страхи в отношениях с учителями. При этом у них отмечались наименьшие показатели уровня агрессивности.

Подросткам из социально благополучных семей были наиболее свойственны благоприятные гипертимный (37,7%) и эмотивный (13,2%) типы характера с устойчивостью хорошего настроения (табл. 3).

В неблагополучных семьях в 3 раза чаще регистрировались неблагоприятные типы акцентуаций характера: демонстративный (22,2%) — у детей, проживающих в неполной семье и нарушенным микроклиматом; застревающий (11,1%) — в категории низкого материального дохода и плохих жилищных условиях; воз-

будимый (11,1%), экзальтированный (33,3%), что свидетельствует о негативных тенденциях развития личности подростка, предрасполагает к поведению, связанному с самообезболиванием и снятием проявлений тревоги с помощью агрессивного поведения, алкоголя. Степень выраженности акцентуации превышала таковые показатели группы подростков из социально благополучных семей. Эти дети были склонны к резким реакциям в поведении, раздражительны, у них не регистрировались эмотивный, тревожный, педантичный типы, что объясняется более низким уровнем ожидания родительского внимания и привычкой рассчитывать только на себя (табл. 4).

Показатель общих способностей (речь, память, мышление, логические способности, осведомленность, степень социальной зрелости) у исследованного контингента выглядел следующим образом (табл. 5).

Таблица 2

Характеристика эмоциональной сферы и пограничных нервно-психических нарушений подростков из семей, разделенных по критериям социального анамнеза

Table 2

Characteristics of the emotional sphere and borderline neuropsychiatrie disorders of adolescents from families divided according to the criteria of social history

Показатели, баллы / Indicators, points Социально благополучные семьи / Socially well-off families Социально неблагополучные семьи/ Socially disadvantaged families

Страх самовыражения / Fear of self-expression 2,98±0,15 3,1±0,35

I s д Страх проверки знаний / Fear of knowledge testing 3,92±0,21 3,97±0,27

m 3 ил Ph © h .(т Страх не соответствовать ожиданиям окружающих / Fear of not meeting the expectations of others 2,56±0,25* 2,39±0,22

Страх учителя / Teacher's fear 3,47±0,13 3,59±0,22

Агрессивность (т. Коха) / Aggressiveness (T. Koch) 22,3±2,74* 38,1±3,91

Фрустрация потребности в достижении успеха (Т. Филипса) / Frustration of the need for success (t. Phillips) 4,56±0,24 5,14±0,32

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (т. Филипса) / Low physiological resistance to stress (T. Phillips) 1,53±0,12* 1,76±0,23

Нестабильность выбора (т. Люшера) / Instability of choice (T. Lusher) 47,5* 40,0

Общая тревожность (т. Люшера) / General anxiety (T. Lusher) 32,0 35,0

Личностная тревожность / Personal anxiety 57,4 48,5

Реактивная тревожность (ситуативная) (т. Спилбергера, Ханина) / Reactive anxiety (situational) (T. Spielberger, Khanin) 36,1* 38,2

N- 158 90

* Достоверность р <0,05 / confidence p <0.05.

Таблица 3

Распределение подростков в зависимости от типа семьи (%)

Table 3

Distribution of adolescents, depending on the type of family (%)

Тип акцентуации/ Type of accentuation Социально благополучные семьи (n=114) / Socially well-off families Социально неблагополучные семьи (n=81)/ Socially disadvantaged families Р

Гипертимный / Hyperthymic 37,7* 22,2 р <0,02

Застревающий / Getting stuck 2,6* 11,1 р <0,05

Педантичный / Pedantic 4,4* 0 р <0,05

Эмотивный / Emotive 13,2* 0 р <0,001

Тревожный / Disturbing 4,4* 0 р <0,05

Циклотимный / Cyclothymic 16,7 11,1 р <0,5

Возбудимый / Excitable 6,1 11,1 р <0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дистимичный / Dysthymic 6,1 0 р <0,01

Демонстративный / Demonstrative 9,6* 22,2 р <0,02

Экзальтированный / Exalted 33,3 33,3 р <0,02

* Достоверность р <0,05 / Confidence p <0.05.

Таблица 4

Варианты акцентуации характера подростков из неблагополучных семей, по критериям социального анамнеза, %

Table 4

Variants of accentuation of the character of adolescents from disadvantaged families, according to the criteria of social history, %

Типы акцентуации характера / Types of character accentuation Низкая материальная обеспеченность/ Low material security Плохие жилищно-бытовые условия/ Poor living conditions Неполная семья / Single-parent family Нарушенный психологический микроклимат семьи / Disturbed psychological microclimate of the family

Гипертимный / Hyperthymic 35,5 50,0 45,7 23,8

Застревающий / Getting stuck 16,1 50,0 2,9 -

Циклотимный / Cyclothymic 21,0 - 8,6 21,4

Демонстративный / Demonstrative - - 25,7 21,4

Экзальтированный / Exalted 21,0 - 17,7 23,8

Таблица 5

Сравнительная характеристика показателей психического развития подростков в зависимости от типа семьи по результатам т. Вандерлика (баллы)

Table 5

Comparative characteristics of the indicators of mental development of adolescents depending on the type of family according to the results of T. Vanderlika (points)

Признак/ Attribute Подростки из социально благополучных семей (n=58) / Teenagers from socially well-off families Подростки из социально неблагополучных семей (n=51)/ Teenagers from socially disadvantaged families p

Речь / Speech 86,2±0,22 93,05±1,05 р <0,001

Память / Memory 86,2±0,74 95,4±1,03 р <0,001

Мышление / Thinking 11,1±0,01 98,1±0,43 р <0,01

Логические способности/ Logical abilities 89,2±2,53 11,1±0,99 р <0,01

Осведомленность / Awareness 84,1±0,05 99,1±1,66 р <0,01

Степень социальной зрелости / Degree of social maturity 88,4±1,27 99,1±1,66 р <0,01

Более половины подростков из социально неблагополучных семей демонстрировали соответствие ^ возрастным нормам (63%), из социально благополучных семей интеллектуально были развиты соответственно возрасту 83,3% подростков. Отставание этого показателя регистрировалось у 29,6% подростков из неблагополучных семей, а в благополучных встречалось в 2 раза реже. Наряду с этим 7,4% подростков из неблагополучных семей показали опережение в интеллектуальном развитии, что было нехарактерно подросткам из благополучных семей. На наш взгляд, это объясняется потребностью подростков компенсировать неудовлетворенность социальным уровнем своей

семьи и за счет школьных успехов «вырваться» из своей социальной среды.

Изучив особенности семейного анамнеза и дет-ско-родительских взаимоотношений, мы выяснили следующие закономерности (табл. 6). Автократичный и демократичный типы по частоте встречаемости практически не имели различий, однако количественное сходство имеет принципиальные качественные различия. Так, в социально благополучных семьях автократич-ные решения принимались родителями в целях улучшить успехи в учебе, настоять на выборе будущей профессии, изменить дружеские привязанности подростка, а в социально неблагополучных семьях это зачастую был единствен-

Таблица 6

Распределение типов власти в социально благополучных и социально неблагополучных семьях, %

Table 6

Distribution of types of power in socially well-off and socially disadvantaged families, %

Типы родительской власти / Types of parental authority Подростки из социально благополучных семей (n=58) / Teenagers from socially well-off families Подростки из социально неблагополучных семей (n=51) / Teenagers from socially disadvantaged families

Автократичный / Autocratic 9,6 9,8

Авторитарный / Authoritarian 45,1 11,7

Демократичный / Democratic 13,3 13,7

Эгалитарный / Egalitarian 8,9 5,9

Разрешающий / Permissive 8,7 23,5

Попустительский / Conniving 3,8 21,5

Игнорирующий / Ignoring 10,6 13,7

ный механизм достижения дисциплинарного воздействия через систему запретов. Напротив, авторитарный тип в социально благополучных семьях превышал таковой в социально неблагополучных почти в пять раз, что свидетельствовало о реальном влиянии на подростков родителей с высоким социальным статусом.

Демократичный тип также отличался в качественных, а не в количественных показателях. Так, в социально благополучных семьях открытое заявление подростка о своих потребностях становится предметом обсуждения семейного совета, а в социально неблагополучных семьях предметом обсуждения, носящего нередко форму конфликта, являются проступки подростка, которые он предпочел бы скрыть, так как не имеет родительской поддержки, а следовательно — не видит смысла делиться своими проблемами. Разрешающий и попустительский типы в социально неблагополучных семьях встречались почти в четыре раза чаще, что зачастую связано с пьянством одного из родителей и ситуациями, когда подростку приходится брать на себя социальные роли отца, матери (особенно, если в семье есть младшие дети). Игнорирующий тип имел почти равную частоту встречаемости, что связано с особенностями самого возрастного периода, когда подростки предпочитают скрывать от родителей все события своей жизни.

Важнейшими компонентами в воспитании ребенка на всех этапах жизни являются авторитет родителей, их жизненный опыт, возможность получить весь накопленный предыдущими поколениями запас нравственных и бытовых традиций. Характеристика семьи подростка и типа семейного воспитания оценива-

лась по анализу социального паспорта семьи и проективному рисуночному тесту «Рисунок семьи». В социальном паспорте указывалось количество членов семьи ребенка (проживающих совместно), уровень достатка, культурный уровень, социальный статус семьи (должности, занимаемые взрослыми поколениями). Ролевой статус подростка в семье, а также удовлетворенность им стилем взаимоотношений в семье определялись при анализе рисунков.

Выявлена чрезмерность санкций и запретов, а также фобия утраты в благополучных семьях (табл. 7). Это отражает преобладание в воспитании тех подходов, которые не всегда подходят личностным свойствам детей.

Анализ показал, что факторы, определяющие гармоничность внутрисемейных отношений, можно разделить на три группы.

1. Социокультуральные. Более чем в 70% случаев подростки отмечали неудовлетворенность своей социальной ролью в обществе и семье, неопределенность социальных гарантий в будущем, авторитарные позиции родителей, конфликты с ними или, напротив, гипоопеку со стороны членов семьи.

2. Социальные. Существенное значение во второй группе факторов имели показатели уровня материального достатка и субъективное отношение к стабильности социальной перспективы семьи. Часто снижен уровень педагогической состоятельности родителей, присутствует проекция на подростка своих негативных качеств.

3. Психологические. В третьей группе решающее влияние имеют факторы микросоциального порядка — межличностные отношения в

Таблица 7

Семейное воспитание в зависимости от семейного благополучия

Table 7

Family education depending on family well-being

Стиль воспитания / Parenting style Подростки из социально благополучных семей, n=62 / Teenagers from socially well-off families Подростки из социально неблагополучных семей, n=57 / Teenagers from socially disadvantaged families

Демократический / Democratic Количество / Number % Количество/ Number %

Потворствующая гиперпротекция / Condoning hyperprotection 7 11,29 12 21,05

Доминирующая гиперпротекция / Dominant hyperprotection 5 8,06* 31 54,39

Повышенная моральная ответственность / Increased moral responsibility 15 24,19* 3 5,26

Предпочтение мужских качеств / Preference for masculine qualities 14 22,58 15 26,32

Проекция нежелательных качеств / Projection of undesirable qualities 13 20,97 17 29,82

Воспитательская неуверенность / Educational insecurity 4 6,45* 3 5,26

Непоследовательный стиль воспитания / Inconsistent parenting style 5 8,06* 2 3,51

Чрезмерность санкций и запретов / Excessive sanctions and prohibitions 4 6,45 8 14,04

Расширение сферы родительских чувств / Expanding the scope of parental feelings 3 4,84* 11 19,3

Фобия утраты / Phobia of loss 2 3,22* 15 26,32

* Достоверность различий (р<0,05) / Confidence p<0.05.

семье: недостаточное уважение взглядов подростка членами семьи, занижение оценки его личных качеств, низкий уровень эмпатии, низкий культурно-образовательный и социальный статус родителей, который подростком осознается как препятствие к социальному успеху.

Ролевой статус подростка в семье, а также удовлетворенность своим ролевым статусом и стилем семейных взаимоотношений определялись при анализе рисунков и анализе социального паспорта семьи.

В социально благополучных семьях более трети подростков недовольны своим ролевым статусом в семье. У них отмечено неудовлетворение потребностей в более высоком уровне эмпатического взаимоотношении с родителями. В социально неблагополучных семьях процент значительно был ниже (13,7%), что объясняется более низким уровнем ожидания у этих подростков родительского внимания и привычкой рассчитывать только на себя. У каждого пятого подростка из социально благополучных семей

причиной агрессивного поведения служит вербальная агрессия со стороны родителей, но в неблагополучных семьях процент агрессивных проявлений был вдвое выше. Физическая агрессия со стороны родителей практически не встречалась в социально благополучных, а в неблагополучных присутствовала в каждой третьей семье. В социально неблагополучных семьях в 2 раза чаще отсутствовали формы гармоничного внутрисемейного общения (50,0%), в 2 раза реже регистрировались обращения ребенка к родителям при возникновении школьных трудностей и конфликтов со сверстниками (33,3%), подростки в 3 раза чаще подвергались физическим наказаниям (33,3%). При этом и среди подростков из благополучных семей также выявлены признаки дисгармоничного внутрисемейного общения — 2,6% отмечали напряженные отношения в семье, 1,9% детей считали, что они одиноки и у них нет друзей в классе, каждый пятый подросток подвергался телесным наказаниям. Все это приводит к дезадаптации, снижению успева-

Таблица 8

Комплексная характеристика психологических качеств детей в зависимости от типа социального благополучия семьи

Table 8

Comprehensive characteristics of psychological qualities of children depending on the type of social well-being of the family

Признак / Attribute Подростки / Teenagers

из социально благополучных семей / from socially well-off families из социально неблагополучных семей / from socially disadvantaged families

Преобладающий фон настроения / Prevailing mood background Стабильно высокий / Consistently high Стабильно невысокий / Consistently low

Социальная активность / Social activity Высокая / High Низкая / Low

Агрессивность / Aggressiveness Низкая, склонность к аутоагрессии / Low, prone to autoaggression Высокая, направлена во вне (демонстрация силы и гнева) / High, directed outwards (a show of strength and anger)

Импульсивность / Impulsivity Низкая / Low Высокая (эмоции, без предварительного обдумывания) / High (emotions, without prior consideration)

Дисциплинированность/ Discipline Высокая / High Низкая / Low

Педантичность / Pedantry Высокая / High Низкая / Low

Демонстративность / Demonstrativeness Низкая / Low Высокая (стремление быть в центре внимания любой ценой) / High (the desire to be the center of attention at all costs)

Экзальтированность / Exaltation Низкая / Low Высокая (переоценка своих возможностей) / High (overestimation of its capabilities)

Тревожность / Anxiety Внутриличностная / Intrapersonal Межличностная / Interpersonal

Содержание страхов / Content of fears Опасение утраты чувства собственной целостности,страх быть не принятым и не понятым / Fear of losing a sense of self-integrity, fear of not being accepted and not understood Опасение утраты личной исключительности, лидерских позиций / Fear of losing personal exclusivity, leadership positions

емости, возникновению конфликтных ситуаций с родителями, сверстниками, педагогами. Таким образом, сформулированы различия в показателях психического здоровья детей из разных социальных условий (табл. 8).

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь между типом акцентуации характера, уровнем психического развития и типом родительской власти в изучаемых семьях (табл. 9).

Так, в социально благополучных семьях отмечается сильная взаимосвязь автократичного типа родительской власти с неблагоприятным типом акцентуации характера подростков — тревожным, т.е. такая родительская позиция приводит к формированию у подростка неуверенно-

сти в собственных силах. Установлена сильная обратная взаимосвязь автократичного типа и гипертимичной акцентуации характера, т.е. чем выше степень проявления автократизма родителей, тем реже подросток испытывает подъемы настроения, уверенность в себе, но при таком сочетании не отмечается снижения показателей коэффициента психического развития (КПР).

При демократическом типе родительской власти наблюдается сильная прямая связь с гипертимным и сильная обратная связь с дис-тимичным, педантичным и тревожным типами акцентуации характера.

Попустительский тип родительской власти достоверно чаще приводит к снижению темпов психического развития, что особенно неблаго-

Таблица 9

Корреляционная взаимосвязь типа акцентуации характера, уровня интеллектуального развития

и типа семейного воспитания у подростков

Table 9

Correlation relationship between the type of character accentuation, the level of intellectual development and the type of family education in adolescents

Из социально благополучных семей /From socially socially well-off families

Показатели / Indicators Автокра-тичный / Autocratic Демократичный / Democratic Попустительский / Conniving Игнорирующий / Ignoring Общие интеллектуальные способности (КПР) / General Intellectual Ability (MDQ)

Опережение / Lead Отставание / Lag Соответствие / Compliance

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гипертимный / Hyperthymic -0,947 0,798 0,754 -0,762 -0,200 0,165 -0,905

Тревожный / Anxious 0,903 -0,830 0,623 0,821 0,957 0,904 0,855

Педантичный / Pedantic 0,221 -0,872 -1,812 -0,252 -0,944 -0,812 0,754

Дистимичный / Dysthymic 0,621 -0,840 -0,890 -0,256 -0,905 0,814 0,147

КПР опережение / (MDQ) lead 0,842 0,219 -0,215 -0,756 - - -

КПР отставание / (MDQ) lag -0,933 -0,241 0,615 0,154 - - -

КПР соответствие / (MDQ) compliance 0,938 0,349 0,289 -0,732 - - -

Из социально неблагополучных семей /From socially disadvantaged families

Гипертимный / Hyperthymic -0,647 0,798 -0,854 -0,772 -0,280 0,865 0,905

Тревожный / Disturbing 0,803 -0,830 0,523 0,721 0,967 0,504 0,755

Педантичный / Pedantic 0,921 -0,872 0,289 -0,352 0,944 -0,822 0,654

Дистимичный / Dysthymic 0,671 -0,840 -0,390 -0,356 -0,205 0,814 0,167

КПР опережение / (MDQ) lead 0,442 0,219 -0,215 0,756 - - -

КПР отставание / (MDQ) lag 0,333 -0,241 0,815 0,154 - - -

КПР соответствие / (MDQ) compliance 0,738 0,349 0,289 -0,732 - - -

приятно при акцентуации у подростка дисти-мичных черт характера.

Для подростков из социально благополучных семей негативным вариантом явилось сочетание игнорирующего типа родительской власти и тревожной акцентуации характера. При этом сочетании у подростка резко снижается самооценка (ощущение «никому ненужности») и показатели КПР. Именно такие подростки склонны к суицидальным проявлениям.

В социально неблагополучных семьях картина корреляционной взаимосвязи иная. Так, автократичный тип родительской власти вызывает сходные влияния на тип акцентуации характера подростка, формируя тревожно-мнительные черты, педантичность, сниженную самооценку и склонность к нарушениям настроения в сторону понижения, а демократический тип у подростков этой группы не способствует гипертимному типу акцентуации характера, а

достоверно чаще формирует личностную тревожность. Эти подростки становятся склонны к рискованному поведению. При игнорирующем типе картина взаимовлияния признаков также иная: появляется опережение КПР, что связано с осознанием важности образования для изменения социального статуса. При сфор-мированности мотивации «вырваться» из своей социальной среды — это один из «удачных» вариантов межличностных отношений в семье.

Анализ полученных данных свидетельствует, что факт социального неблагополучия семьи является неоднородным по своему влиянию и значение имеет не только тип социального неблагополучия семьи подростка, но и тип акцентуации его характера и вариант родитель-ско-детских взаимоотношений. Полученные данные позволяют сделать вывод, что большинство даже благополучных подростков обследованной группы нуждаются в психологической и социальной помощи, причем выявлены факторы скрытого неблагополучия, влияющие на тип личности подростка, а следовательно — и на тип его социальной дезадаптации.

Для улучшения состояния здоровья детского населения на амбулаторно-поликлиниче-ском этапе рекомендовано внедрять в работу врача-педиатра и медицинского психолога отделения медико-социальной помощи, а также психологов и педагогов образовательных организаций систему мероприятий, реализующую медико-социальное сопровождение всех подростков вне зависимости от социального благополучия [9-11, 16]. Причем семья может стать основным ресурсом только в том случае, если стиль родительско-детских отношений является оптимальным для характерологических качеств подростка. Вследствие этого является реальной необходимостью осуществление психологом и социальным работником отделений медико-социальной помощи работы по повышению уровня педагогической состоятельности именно родителей подростков из благополучных семей: проведение ролевых и поведенческих тренингов общения, коммуникативности, партнерских взаимоотношений; организация лекций для родителей по вопросам возрастной психологии, а также семинаров, посвященных основным конструктивным путям осуществления потребностей в успешном взаимодействии как с микро-, так и с макросоциальной средой.

Сами подростки как из неблагополучных, так и из благополучных семей могут получать «психологическое закаливание» в условиях отделений медико-социальной помощи детских поликлиник в виде индивидуального кон-

сультирования и групповых психологических тренингов личностного роста и социального успеха, а также в образовательной организации. Для индивидуализации мероприятий необходимо использовать рекомендации с учетом акцентуации характера подростка и связанных с ней актуальных потребностей социальной адаптации. Для педагогов необходимо давать рекомендации по оптимизации взаимодействия с подростками, совместимыми по характерологическим свойствам; для родителей — по созданию эмоционального комфорта в семье с учетом разных способов мотивации к успеху; для подростков — психологическая коррекция, направленная на оптимизацию эмоционального статуса за счет гармонизации личностных свойств, улучшение адаптации в коллективе. На наш взгляд, индивидуализация психолого-социального сопровождения — эффективный путь оптимальной самоактуализации ребенка, его социальной соотнесенности, позитивных форм поведения, что может стать основой социально-психологической гарантией гармонизации личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В.А., Виленская Г. А., Дандарова Ж.К. и др. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость. СПб. : Издательский Дом «Президент-Нева»; 2002.

2. Альманах психологических тестов. Сост. Римский С.А., Римская Р.Р. М.; 1995.

3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности. Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь; 2005.

4. Бобошко И.Е., Жданова Л.А. Характеристика адаптационных возможностей детей разных типов психосоматической конституции. Вестник Костромского государственного университета. 2019; 25(2): 88-95.

5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. М., СПб.: Питер; 2007.

6. Жданова Л.А., Молькова Л.К., Бобошко И.Е., Нужди-на Г.Н. Организация работы медико-социального отделения детской поликлиники. Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. 2016; 4: 28-38.

7. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология: Психологическая педиатрия. СПб.: Речь; 2004.

8. Кох К. Тест. Дерево. М.: Эксмо; 2010.

9. Лезарева Т.А., Лытаев С.А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебно-образовательного процесса. Педиатр. 2019; 10(6): 67-77. Б01: 10.17816/РБВ10667-77.

10. Орел В.И., Бурцева Т.Е., Гурьева Н.А. и др. Новые организационные подходы к оказанию медико-санитарной помощи детскому населению. СПб.: СПбГПМУ; 2020.

11. Орел В.И., Иванов Д.О., Ким А.В. и др. Служба охраны матери и ребенка Санкт-Петербурга в 2018-2019 годах. СПб.: СПбГПМУ; 2020.

12. Орел В.И., Ким А.В., Середа В.М. и др. Организация медико-социальной работы среди детского населения. Педиатр. 2019. 9(1): 54-60. DOI: 10.17816/PED9154-60.

13. Посохова С.Л., Рашитова Л.С. Диагностика подростковой дезадаптации. Медицина: теория и практика. 2019; 4: 434-435.

14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи». Доступен по: https://base.garant.ru/70183024/ (дата обращения 23.10.2020).

15. Психическое здоровье подростков. Информационные бюллетени ВОЗ. Доступен по: https://www.who. int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения 23.10.2020).

16. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России; 2016.

17. Севастьянова Т.А., Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Журавлева И.В. Особенности состояния здоровья подростков 16-17 лет при влиянии различных социальных условий. Вестник Ивановской медицинской академии. 2015; 20(3): 39-43.

REFERENCES

1. Averin V.A., Vilenskaya G.A., Dandarova Zh.K., et al. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti: mla-denchestvo, detstvo, yunost', vzroslost', starost'. SPb. : Izdatel'skiy Dom "Prezident-Neva"; 2002. (in Russian).

2. Al'manakh psikhologicheskikh testov. [Almanac of psychological tests]. Sost. Rimskiy S.A., Rimskaya R.R. Moskva; 1995. (in Russian).

3. Batarshev A.V. Bazovye psihologicheskie svojstva i sa-moopredelenie lichnosti. [Basic psychological properties and self-determination of personality]. Prakticheskoe ru-kovodstvo po psihologicheskoj diagnostike. Sankt-Pe-terburg: Rech' Publ.; 2005. (in Russian).

4. Boboshko I.E., Zhdanova L.A. Harakteristika adapta-cionnyh vozmozhnostej detej raznyh tipov psihosoma-ticheskoj konstitucii. [Characteristics of adaptive capabilities of children of different types of psychosomatic constitution]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; 25 (2): 88-95. (in Russian).

5. Burlachuk L.F. Slovar'-spravochnik po psihodiagnos-tike. [Dictionary-guide to psychodiagnostics]. Moskva, Sankt-Peterburg: Piter Publ.; 2007. (in Russian).

6. Zhdanova L.A., Mol'kova L.K., Boboshko I.E., Nuzhdi-na G.N. Organizaciya raboty mediko-social'nogo otdele-niya detskoj polikliniki. [Organization of the work of the medical and social department of the children's poly-

clinic]. Zamestitel' glavnogo vracha: lechebnaya rabota i medicinskaya ekspertiza. 2016; 4: 28-38. (in Russian).

7. Kokh K. Test. Derevo. [Wood]. Moskva: Eksmo Publ.; 2010. (in Russian).

8. Isaev D.N. Detskaya meditsinskaya psikhologiya: Psi-khologicheskaya pediatriya. SPb.: Rech'; 2004. (in Russian).

9. Orel V.I., Burceva T.E., Gur'eva N.A. i dr. Novye orga-nizacionnye podhody k okazaniyu mediko-sanitarnoj po-moshchi detskomu naseleniyu. [New organizational approaches to providing health care to children]. Sankt-Pe-terburg: SPbGPMU; 2020. (in Russian).

10. Lezareva T.A., Lytaev S.A. Ob effektivnosti mekha-nizmov psikhofiziologicheskoy adaptatsii v dinamike uchebno-obrazovatel'nogo protsessa. Pediatr. 2019; 10(6): 67-77. DOI: 10.17816/PED10667-77. (in Russian).

11. Orel V.I., Ivanov D.O., Kim A.V. i dr. Sluzhba ohrany materi i rebenka Sankt-Peterburga v 2018-2019 godah. [Mother and Child Protection Service of Saint-Petersburg in 2018-2019]. Sankt-Peterburg: SPbGPMU; 2020. (in Russian).

12. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo raz-vitiya RF ot 16 aprelya 2012 g. N 366n «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya pediatricheskoj pomoshchi». [On approval of the Procedure for the provision of pediatric care]. Availible at: https://base.garant.ru/70183024/ (accessed 23.10.2020). (in Russian).

13. Orel V.I., Kim A.V., Sereda V.M. i dr. Organizatsiya me-diko-sotsial'noy raboty sredi detskogo naseleniya. Pe-diatr. 2019. 9(1): 54-60. DOI: 10.17816/PED9154-60. (in Russian).

14. Posokhova S.L., Rashitova L.S. Diagnostika podrostko-voy dezadaptatsii. Meditsina: teoriya i praktika. 2019; 4: 434-435. (in Russian).

15. Psihicheskoe zdorov'e podrostkov [Adolescent mental health]. Informacionnye byulleteni. Availible at: https:// www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adoles-cent-mental-health (accessed 23.10.2020).

16. Rukovodstvo po gigiene detej i podrostkov, medicins-komu obespecheniyu obuchayushchihsya v obrazova-tel'nyh organizaciyah: model' organizacii, federal'nye rekomendacii okazaniya medicinskoj pomoshchi obu-chayushchimsya. [Guidelines for hygiene of children and adolescents, medical support of students in educational organizations: organization model, federal recommendations for providing medical care to students]. Moskva: NMIC zdorov'ya detej Minzdrava Rossii; 2016. (in Russian).

17. Sevast'yanova T.A., Boboshko I.E., Zhdanova L.A., Zhuravleva I.V. Osobennosti sostoyaniya zdorov'ya podrostkov 16-17 let pri vliyanii razlichnyh social'nyh uslovij. [Features of the health status of adolescents aged 16-17 years under the influence of various social conditions]. Vestnik Ivanovskoj medicinskoj akademii . 2015; 20(3): 39-43. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.