Научная статья на тему 'К проблеме формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания'

К проблеме формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ / FORMATION OF STATE TASK / CHANGE OF STATE TASK / FINANCIAL MAINTENANCE OF STATE TASK / CONTROL OVER PERFORMANCE OF STATE TASK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федченко Елена Алексеевна, Подволокина Ольга Викторовна

В статье рассмотрены особенности формирования государственного (муниципального) задания. Изучены элементы финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. Проведен анализ изменений составления государственного задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE PROBLEM OF FORMATION AND FINANCIAL MAINTENANCE OF PERFORMANCE OF STATE (MUNICIPAL) TASK

In the article the features of formation state (municipal) tasks are considered. The elements of financial maintenance of performance of the state (municipal) task are studied. The analysis of changes of drawing up of the state task is carried out.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания»

УДК 657.471

Федченко Елена Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматической обработки данных Кубанского государственного университета тел.: (952) 864-22-22

Подволокина Ольга Викторовна

аспирантка кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета тел.: (903) 452-05-40

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗАДАНИЯ

Fedchenko Elena Alexeevna

Candidate of Economics, associate professor of the chair of accounting, auditing and automatic data processing, Kuban State University tel.: (952) 864-22-22

Podvolokina Olga Viktorovna

post-graduate student of chair of accounting, auditing and automatic data processing, Kuban State University tel.: (903) 452-05-40

TOWARDS THE PROBLEM OF FORMATION AND FINANCIAL MAINTENANCE OF PERFORMANCE OF STATE (MUNICIPAL) TASK

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности формирования государственного (муниципального) задания. Изучены элементы финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. Проведен анализ изменений составления государственного задания.

Ключевые слова:

формирование государственного задания, изменение государственного задания, финансовое обеспечение государственного задания, контроль за выполнением государственного задания.

The summary:

In the article the features of formation state (municipal) tasks are considered. The elements of financial maintenance of performance of the state (municipal) task are studied. The analysis of changes of drawing up of the state task is carried out.

Keywords:

formation of state task, change of state task, financial maintenance of state task, control over performance of state task.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Предоставление услуг подведомственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется на основании задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.

Для казенных учреждений формирование задания не признается обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Финансовое обеспечение деятельности (выполнения задания в случае, если задание сформировано) казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (ст. 69.2, ст. 161 БК РФ).

Задание - это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений.

Объем задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

Помимо субсидий на оказание услуг бюджетным и автономным учреждениям могут быть предоставлены субсидии на иные цели (абзац второй ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Примером таких субсидий могут считаться гранты, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями, субсидии на погашение

кредиторской задолженности этих учреждений (несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений исключена, учредитель вправе оказать помощь подведомственным учреждениям для расчетов с кредиторами) и другие.

Порядок определения объема и условия предоставления этих субсидий определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, соответственно для бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Кроме этого, из соответствующих бюджетов бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции — капитальные вложения в основные средства учреждений (средства на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию имеющегося имущества, строительство новых объектов) (ст. 6, ч. 5 ст. 79 БК РФ).

Порядок предоставления бюджетных инвестиций также определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Для федеральных бюджетных и автономных учреждений порядок предоставления бюджетных инвестиций в 2011 г. установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1 204 «О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в строительство государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений», который действует до 1 января 2012 г.».

С вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3) государственные (муниципальные) задания, ранее введенные бюджетным законодательством, обрели новый смысл. Задание определяет деятельность учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ), а также признается основанием для финансового обеспечения учреждения.

БК РФ предусмотрена разработка заданий на срок до одного года или до трех лет в соответствии с тем сроком, на который утвержден бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Задание формируется учредителем для каждого подведомственного бюджетного (автономного) и по решению органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств для казенного учреждения (п. 3 ст. 69.2 БК РФ) в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем услуг.

Важно отметить, что показатели задания используются при составлении бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий бюджетным и автономным учреждениям (ч. 2 ст. 69. БК РФ). Данные изменения коренным образом изменяют подход к формированию соответствующего бюджета, а также создают условия для учета показателей реально оказываемых услуг (выполняемых работ) при его формировании, что будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов.

С 1 января 2012 г. Федеральным законом предусмотрено составление и утверждение для каждого учреждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

План финансово-хозяйственной деятельности признается важнейшим документом деятельности учреждения. Он формируется учреждением и утверждается в порядке, определенном учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России в приказе от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

В 2011 г. бюджетные учреждение, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется путем предоставления субсидии в соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 78.1 БК РФ, вправе в качестве планового документа использовать документ, аналогичный Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный учредителем в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа Минфина России (письмо Минфина России от 28.04.2011 № 02-03-10/1603).

Дополнительно к заданию учредителю рекомендуется составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания (далее — соглашение). Задание и соглашение считаются основными документами, регламентирующими взаимоотношения между учредителем и учреждением в процессе выполнения учреждением задания на оказание услуг (выполнение работ).

Данные об объемах услуг (работ) и порядке оказания услуг (выполнения работ) станут ключевыми при определении объема субсидии на выполнение задания.

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее — Постановление № 671) утверждено Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.

Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 № 700 «О внесении изменений в Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания» (далее — Постановление № 700) внесены изменения в Постановление № 671, которые вступают в силу уже с 06 сентября 2011 г.

В частности, внесены изменения в п. 5 Постановления № 671. Теперь, в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, влекущих за собой изменение государственного задания, формируется новое государственное задание, которое утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений. До внесения соответствующих поправок: если в нормативно-правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, были внесены изменения, а также в случае изменения размера бюджетных ассигнований, в государственное задание могли быть внесены изменения, которые утверждались главным распорядителем.

Постановление № 671 также дополнено п. 12.1, согласно которому по решению главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное казенное учреждение, либо федерального органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, при определении размера соответственно показателей бюджетной сметы либо субсидии используются нормативные затраты на выполнение работ в рамках государственного задания.

Иными словами при определении размера показателей бюджетной сметы, либо субсидии используются нормативные затраты на выполнение работ в рамках государственного задания.

Дополнен абзац второй п. 15 Постановления № 671. Теперь соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может содержать отклонения от установленных показателей, в пределах которых государственное задание считается выполненным. Увеличилась возможность использования нормативных методов планирования при выполнении учреждениями работ, ранее субсидия рассчитывалась только на услуги.

Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта Российской Федерации; в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, - в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений. Контроль за деятельностью автономных учреждений осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что формирование государственного задания должно быть строго регламентировано нормативно-правовым регулированием, так как данный бюджетный инструмент направлен на повышении эффективности бюджетных расходов.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением: Приказ Минфина РФ и Минэкономразвития РФ №136н/526 от 29.10.2010.

2. Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений: Приказ Минфина РФ и Минэкономразвития РФ №136н/527 от 29.10.2010.

3. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению: Приказ Минфина России №174н от 16.12.2010.

1. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu gosu-darstvennyh zadaniy federal'nym gosudarstvennym uchrezhdeniyam i kontrolyu za ih vypolneniem: Prikaz Minfina RF i Minekonomrazvitiya Rf №136n/526 ot

29.10.2010.

2. Metodicheskie rekomendatsii po raschetu norma-tivnyh zatrat na okazanie federal'nymi gosudar-stvennymi uchrezhdeniyami gosudarstvennyh uslug i normativnyh zatrat na soderzhanie imu-shchestva federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdeniy: Prikaz Minfina Rf i Minekonomrazvitiya RF №136n/527 ot

29.10.2010.

3. Plan schetov buhgalterskogo ucheta byudzhetnyh uchrezhdeniy i Instruktsiya po ego primeneniyu: Pri-kaz Minfina Rossii №174n ot 16.12.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.