Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ЭТИМОЛОГИИ ХОРОНИМА ΘΡAΚŊ И ЭТНОНИМА ΘΡАΚΕς'

К ПРОБЛЕМЕ ЭТИМОЛОГИИ ХОРОНИМА ΘΡAΚŊ И ЭТНОНИМА ΘΡАΚΕς Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
947
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ПАЛЕОБАЛКАНИСТИКА / ЭТИМОЛОГИЯ / ОНОМАСТИКА / ЭТНОНИМ / ХОРОНИМ / ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ / ФРАКИЯ / ФРАКИЙЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чередниченко А. Г.

Статья посвящена проблеме происхождения названия страны Θξθε и этнического названия Θξθεο. Можно предположить, что во II тыс. до н.э. на юге Балкан обитал индоевропейский этнос Θξθεο. Этимология этнонима Θξθεο и хоронима Θξθε связана или с именем легендарного царя Θξμ, или с именем нимфы-титаниды Θξθε, т.е. фракийцы – это ‗жители владений царя Фракса или нимфы Фракеи‘, ‗потомки царя Фракса или нимфы Фракеи‘, а Фракия – ‗страна царя Фракса или нимфы Фракеи‘. Но остается неясным ответ на вопрос, теоним (антропоним) происходит от хоронима, или, наоборот, хороним и этноним – от теонима (антропонима). Возможно, теоним Θξθε и антропоним Θξμ имеют древнегреческую этимологию и восходят к прилаг. *thraikos (*ζξvθόο) ‗волосатый‘ (ср. др.-греч. ζξίμ ‗волос‘), а эта особенность отмечалась античными авторами в описании «чубатых» фракийцев. Весьма вероятно, что на юге Балканского п-ова древнейшие фракийцы сосуществовали с родственными греческими и пеласгическими племенами в рамках этноязыкового союза. После переселения фракийцев накануне Троянской войны на берега Геллеспонта и в долину реки Стримон страна, носившая имя пралатинского облика Πέξθε ‗дубовая‘ и название, возможно, хетто-лувийского происхождения ‘Αξία ‗страна оракулов‘ (или происходящее от и.-е. *ar‗страна наилучших, благородных‘), стала называться Θξθε. Этноним Θξθεο эллины постепенно распространили на всѐ индоевропейское и неиндоевропейское население востока Балкан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ЭТИМОЛОГИИ ХОРОНИМА ΘΡAΚŊ И ЭТНОНИМА ΘΡАΚΕς»

32

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

УДК 94.3

К ПРОБЛЕМЕ ЭТИМОЛОГИИ ХОРОНИМА ОРДКП И ЭТНОНИМА ОРАВД

А.Г. ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

[email protected]

Статья посвящена проблеме происхождения названия страны ©ракр и этнического названия ©ракео- Можно предположить, что во II тыс. до н.э. на юге Балкан обитал индоевропейский этнос ©раке^. Этимология этнонима ©ракео и хоронима ©ракр связана или с именем легендарного царя ©ра^, или с именем нимфы-титаниды ©ракр, т.е. фракийцы - это ‘жители владений царя Фракса или нимфы Фракеи’, ‘потомки царя Фракса или нимфы Фракеи’, а Фракия - ‘страна царя Фракса или нимфы Фракеи’. Но остается неясным ответ на вопрос, тео-ним (антропоним) происходит от хоронима, или, наоборот, хороним и этноним - от теонима (антропонима). Возможно, теоним ©ракр и антропоним ©ра£ имеют древнегреческую этимологию и восходят к при-лаг. *thraikos (^бр'укоо) ‘волосатый’ (ср. др.-греч. 0р1^ ‘волос’), а эта особенность отмечалась античными авторами в описании «чубатых» фракийцев. Весьма вероятно, что на юге Балканского п-ова древнейшие фракийцы сосуществовали с родственными греческими и пеласгиче-скими племенами в рамках этноязыкового союза. После переселения фракийцев накануне Троянской войны на берега Геллеспонта и в долину реки Стримон страна, носившая имя пралатинского облика Пёркр ‘дубовая’ и название, возможно, хетто-лувийского происхождения ’Ар1а ‘страна оракулов’ (или происходящее от и.-е. *ar- ‘страна наилучших, благородных’), стала называться ©ракр. Этноним ©ракео эллины постепенно распространили на всё индоевропейское и неиндоевропейское население востока Балкан.

Ключевые этническая история, палеобалканистика, этимология, ономастика, этноним, хороним, индоевропейцы, Фракия, фракийцы.

Исследование этнических аспектов Древней истории основывается на данных нарративных и археологических источников, лингвистической палеонтологии и этнологии. Сотрудничество историков и лингвистов позволяет внести некоторые коррективы в устоявшиеся представления об этнической ситуации в различных регионах Древнего мира. Например, изучение древнейших индоевропеизмов картвельских языков приводит к выводу, что во II тыс. до н.э. племена пракартвелов в Анатолии и Закавказье контактировали с индоевропейцами1. В Закавказье это были преимущественно индоиранцы1 2. Критика концепции о выделении особой восточногерманской ветви германской группы языков приводит к пересмотру гипотезы о локализации в Скандинавии древнейшего ареала расселения готов3. Готский язык, наряду с гепид-ским, герульским, лангобардским (виннилерским), вандальским, бургундским, баварским, алеманнским (швабским), возможно, франкским, скорее всего, восходит к древневерхненемецким диалектам. Следовательно, прародина готов, гепидов, геру-лов, виннилеров-лангобардов, вандалов, бургундов, баваров, алеманнов-швабов, франков может быть помещена в верховьях Дуная, Рейна и Эльбы4.

Для этнической истории древней Фракии ключевым является вопрос об этимологии названии страны ©ракр и племенного названия ©раке?. Хороним ‘Фракия’ зафиксирован в следующих формах: ©ракр, ©рака, ©ракр, ©рагкр, ©ррМр, Thraca,

1 Климов Г.А. Древнейшие индоевропеизмы картвельских языков. М., 1994. С. 27-28, 40-41, 206-209, 214.

2 Климов Г.А. Древнейшие индоевропеизмы картвельских языков. М., 1994. С. 55-57, 63-72; Николаева Н.А Этно-культурные процессы на Северном Кавказе в III-II тыс. до н.э. в контексте древней истории Европы и Ближнего Востока (выделение древнеевропейской линии развития). М., 2011. С. 219-220; Шапошников А.К. Indoarica в Северном Причерноморье / / Вопросы языкознания. 2005. № 5. С. 48-49.

3 Manczak W. Linguistique generale et linguistique indo-europeenne. Krakow, 2008. P. 108-117.

4 Речь идёт о промежуточной прародине готов и ряда других германских племён, а проблема прагерманского этногенеза может рассматриваться только в контексте индоевропейской проблемы.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

33

Thrace, Thraeca, Thraecia, Thracia, Trhacia, Trachia, Tracia, Threce, Threcia5. Этноним ‘фракийцы’, ‘фракиец’, ‘фракиянка’ представлен не меньшим разнообразием форм: ©раке?, ©рагкео, 0ракео, 0ракео, 0рр\'к8О, 0ракео, ©psiKso, Thraeces, Thraces, Trhaces, Traches, Traces, Threces; 0ра? (0раро), 0рат?;, 0ра?, 0р1?, 0рйТ?, 0pSТ?;, Thrax, Trhax, Trax, Thraex, Traex, Threx; 0раааа, 0рааа, 0раТааа, 0раааа, 0ратта, 0ргааа, 0рр\'ааа, 0pSТ'ааа, Thraessa, Threissa, Thressa6. Если установить происхождение названия страны и этнического названия, можно определить, что состав населения древней Фракии был моноэтническим или полиэтническим.

В болгарской фракологии утвердилось мнение, что этноним ‘фракийцы’ возник во второй половине II тыс. до н.э., так как он зафиксирован уже в Гомеровом эпосе, и первоначально обозначал обитателей современной Турецкой Фракии7. К VIII в. до н.э., когда на землях между Г емом (Старой Планиной), Пропонтидой (Мраморным морем) и рекой Аксий (Вардар) появились укрепленные резиденции племенных династов, этноним 0ракео распространился на население востока Балкан, которое состояло из автохтонных и пришлых племен. По этнониму вся страна получила имя 0ракр, а вокруг фракийского «этноида» сформировался фракийский этнос8.

В пределы «фракийского мира» болгарские исследователи обычно включают не только собственно Фракию, но и земли между Старой Планиной и Дунаем, т.е. Мё-зию, а также ареалы расселения гетов и даков в Карпато-Дунайском регионе. Фракийской областью справедливо считается Вифиния в Малой Азии. Согласно сообщению Геродота, фракийцы-вифины некогда жили на реке Стримон и назывались стримониями, но под давлением тевкров и мисийцев переселились в Малую Азию (Herodot. VII, 75).

В болгарской фракологии и отечественной палеобалканистике (см. работы Д. Дечева, В. Георгиева, И. Дуриданова, В.П. Нерознака) принято считать, что существовали два близких индоевропейских языка, носители которых населяли «фракийский мир». Это - фракийский и дако-мизийский или дакийский языки, известные в основном по палеоономастике востока Балкан и Подунавья и глоссам в произведениях античных и византийских авторов9. Стефан Йорданов высказал мысль о полиэтническом составе населения Фракии при доминировании фракийского этноса10 11.

Однако анализ палеоономастики востока Балкан позволяет предположить, что Фракия - это культурно-историческая область, населенная в древности племенами различного этнического происхождения, а ‘фракийцы’ - аллоэтноним, обозначающий жителей данной области.

Судя по всему, в восточной части Балканского п-ова обитали племена индоевропейского и неиндоевропейского происхождения. Хотя в палеобалканистике и фракологии устоялось мнение о принадлежности палеобалканских языков к индоевропейской языковой семье11, Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский показали, что язык выполненной греческими буквами надписи на золотом перстне, обнаруженном в могильном холме у с. Езерово близ Пловдива (датируется V в. до н.э.), близок языку

5 Detschew D. Die thrakischen Sprachreste / Osterreichische Akademie der Wissenschaften, Philoso-phisch-historische Klasse. Wien, 1957. S. 205-206.

6 Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 204-205, 209-211.

7 Спиридонов Т. Тракийският етнос. Проблеми на формирането и развитието. София, 1991. С. 96.

8 Спиридонов Т. Тракийският етнос. Проблеми на формирането и развитието. София, 1991. С. 89-101.

9 Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию (Родственные отношения индоевропейских языков). М., 1958. С. 264, 280-282; Георгиев В. Траките и техният език. София, 1977; Дуриданов И. Езикът на траките. София, 1976; Нерознак В.П. Палеобалканские языки. М., 1978. С. 21-65; Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957.

10 Йорданов С. Из етническата история на древна Тракия. Велико Търново, 2010. С. 100-109.

11 Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию (Родственные отношения индоевропейских языков). М., 1958. С. 264-282; Нерознак В.П. Палеобалканские языки. М., 1978. С. 5-20.

34

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

тирренских надписей стелы с острова Лемнос (VI в. до н.э.)12. Кёльменская надпись13, надписи на серебряном блюде и золотом перстне из Дуванлии14, датируемые VI—V вв. до н.э., уверенно не интерпретируются15. Гипотеза об этноязыковой близости части автохтонного населения востока Балкан и Эгеиды (назовем их условно «балканца-ми») тирренам-этрускам не выглядит невозможной. По свидетельству Геродота, тир-сены (тиррены) в его время, т.е. во 2-й половине V в. до н.э., жили в македонском городе Крестон и в Плакии на Геллеспонте, т.е. в пределах Фракии (Herodot. I, 57). Предки италийских тирсенов (по крайней мере, части их) были выходцами из мало-азийской Лидии (Herodot. I, 94)16.

В настоящее время расширяются весьма актуальные для этнической истории исследования в области ДНК-генеалогии (или генеалогии Y-хромосомы). Они свидетельствуют о присутствии на территории современных Болгарии и Македонии представителей палеобалканского неиндоевропейского гаплотипа I2, а с конца III - начала II тыс. до н.э. - представителей индоевропейского гаплотипа R1ai, прародиной которых были Динарские Альпы и Динарское нагорье на северо-западе Балкан17. В Болгарии и Македонии обитало 180 поколений рода R1ai, составляющего ныне лишь около 15 % населения этих стран. Таким образом, до рубежа III—II тыс. до н.э. в восточной части Балканского п-ова обитало неиндоевропейское население. Впоследствии большая часть его перешла на индоевропейские диалекты (языки), но вплоть до середины I тыс. до н.э. на востоке Балкан, судя по всему, сохранялись неиндоевропейские языковые реликты.

Анализ палеоономастики восточной части Балканского п-ова свидетельствует о широком распространении уже во II тыс. до н.э. в указанном регионе индоевропейских диалектов (позже, языков), принадлежащих как к группе satam, так и к группе centum. Например, фракийская глосса Ppia (bria) ‘город, бург’ в топонимах MsoapPpia, nolnupPpia, SplupPpia (Selymbria), SxeXaPpia и др. сопоставляется с тох. А ri, тох. В riye ‘город’18. В тох. А ri ‘город’ (< *wri или *uriia) еще и дублируется словом той же семантической сферы: kerciye ‘дворец’ (ср. фриг. TopSiov; ст.-слав. градъ, лит. gardas и т.д.). Тохарские языки А и B являются кентумными. Глосса Ppia ‘город’ — уникальное свидетельство пребывания предков тохар на Балканах.

Греко-римская традиция говорит о дардано-троянском и аркадо-пеласгическом происхождении значительной части предков римлян (Apollod. III, 12, 1—5; III, 15, 3; Ep. 3, 32; Ep. 3, 34; Ep. 4, 2; Ep. 5, 21; Diod. Sic. IV, 75; Dion. Hal. I, 9—74; Hom. Il. II, 819—823; ХХ, 203—241; Steph. Byz. s.v. Sapo0paKp; Tit. Liv. I, 1—5; Verg. Aen. I, 1—2; VIII, 100—368)19. В ономастике Эгейской Фракии и Македонии сохранялись пралатинские языковые ре-

12 Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. О Езеровской надписи и фрако-этрусских связях: проблемы мнимые и подлинные // Античная балканистика / Отв. ред. Л.А. Гиндин. М., 1987. С. 27—36; Кречмер П. Тирренские надписи Лемносской стелы: Пер. с нем. // Тайны древних письмен: Проблемы дешифровки / Сост., ред., предисл. И.М. Дьяконова. М., 1976. С. 335—338; Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 38—42; Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 566—582.

13 Село Кёльмен находится в Шуменском округе Республики Болгария.

14 Село Дуванлия, или Дуванлы, расположено в Пловдивском округе Республики Болгария.

15 Дуриданов И. Езикът на траките. София, 1976. С. 86—92; Нерознак В.П. Палеобалканские языки. М., 1978. С. 29—34.

16 Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 7—61; Kretschmer P. Pelasger und Etrusker // Glotta. Zeitschrift fur griechische und lateinische Sprache / Herausgegeben von P. Kretschmer und W. Kroll. Band XI. Gottingen, 1921. S. 276—285.

17 Шапошников А.К. Индоевропейский этногенез — свидетельствуют мифология, лингвистика, ономастика и ДНК-генеалогия / / Индоевропейская история в свете новых исследований (Сб. тр. конф. памяти проф. В.А. Сафронова) / Отв. ред. Е.В. Яровой. М., 2010. С. 253—254; Atkinson Q.D., Gray R.D. How old is the Indo-European language family? Illumination or more moths to the flame? // Phylogenetic Methods and the Prehistory of Languages / The McDonald Institute for Archaeological Research. Cambridge, 2006. P. 91—109.

18 Бенвенист Э. Тохарский и индоевропейский: Пер. с фр. // Тохарские языки: Сб. статей / Под ред. и со вступ. ст. В.В. Иванова. М., 1959. С. 103; Дуриданов И. Езикът на траките. София, 1976. С. 21, 131—132; Иванов В.В. К этимологии некоторых миграционных культурных терминов // Этимология. 1980 / Отв. ред. О.Н. Трубачев. М., 1982. С. 158; Нерознак В.П. Палеобалканские языки. М., 1978. С. 43; Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 86—87.

19 Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. М., 1983. С. 87—89.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

35

ликты даже в классическую эпоху. Например, македонский ороним KepKvq ‘дубовые горы’ сопоставляется с лат. quercus, -us f. ‘дуб; желудь’20.

У части населения Эгейской Фракии тотемом был аист. Фракийское племенное название TovSpai сопоставляется с лит. gandras ‘аист’21. Но, возможно, мы имеем дело с аллоэтнонимом, обозначавшим на одном из сатэмных говоров древней Фракии племя киконов. Диодор Сицилийский и Страбон считали, что легендарный фракийский маг-певец Орфей происходил из области киконов (Diod. Sic. V, 77, 3; Strab. VII, fr. 18-19). Этимология этнонима KIkovso, как и этнонима Tovbpai, связана с аистом, ср. лат. ciconia, -ae f. ‘аист’. Во время Троянской войны киконы жили на северном побережье Эгейского моря и были союзниками троянцев (Hom. Il. II, 844-847; Hom. Od. IX, 38-70). Ареал их обитания на рубеже XV-XIV вв. до н.э., т.е. в эпоху Орфея, согласно хронологии Паросской летописи (Paros. marm. 14-15), не локализован. По свидетельству Геродота, во время похода персидского царя Ксеркса на Элладу кико-ны, жившие к востоку от реки Аксий, присоединились к царскому войску (Herodot. VII, 110). Второе название главного города киконов ’'Iopapoo, - Map&vsta22. Пауль Кречмер объяснил название Map&vsta как тирренское ‘резиденция марона (правителя, начальника)’23. Таким образом, очевидна связь киконов с переселившимися в Италию обитателями Эгеиды, возможно, c пеласгами, часть которых, согласно Дионисию Галикарнасскому, мигрировала на Апеннины (Dion. Hal. I, 9-34)24.

Название KIkovso ‘[племя] аистов’ и этноним nelaoyoi (ndapyoi), обозначавший народ, который издревле обитал в Эгеиде (Herodot. I, 56-58; II, 51-52; Hom. Il. II, 840-843; Hom. Od. XIX, 172-179), тоже имеют сходную этимологию. Племенное название ‘пеласги’ восходит к обозначению тотема nslapyoo < *neXa(#)oo ‘аист, ciconia alba’25. Со времён Владимира Георгиева в палеобалканистике часто постулируется этноязыковое родство фракийцев и пеласгов26. Однако, как показал А.К. Шапошников, в древности существовала особая пеласгическая группа индоевропейских палеобалканских языков, которая распадалась на два диалектных (языковых) ареала: южный (эгейский, аркадские, рутульский диалекты) и северный (македонский, эпи-ротские, певкетский диалекты)27. В ареал обитания пеласгических этносов входили Аркадия, Аргос, Эпир и Акарнания, Аттика, Фессалиотида, Пеласгиотида (в Фессалии), Мигдония, острова Самос Фракийский (Самофракия), Лемнос, Имброс, полисы Плакия и Скиллакс на Геллеспонте, несколько позже - Крит. С пеласгами, возможно, связано происхождение филистимлян (PElist-im), мигрировавших в Палестину в со-

20 Гиндин Л.А. Древнейшая ономастика Восточных Балкан (Фрако-хетто-лувийские и фрако-малоазийские изоглоссы). София, 1981. С. 86; Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 241.

21 Топоров В.Н. К фракийско-балтийским языковым параллелям // Балканское языкознание / Ред. коллегия: С.Б. Бернштейн, Г.П. Клепикова. М., 1973. С. 45; Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 107.

22 Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 217, 289-290.

23 Кречмер П. Тирренские надписи Лемносской стелы: Пер. с нем. // Тайны древних письмен: Проблемы дешифровки. М., 1976. С. 336-338.

24 Ильинская Л.С. История и культура античной Италии и Рима в свете археологических открытий последнего десятилетия: Проблема начала Рима. Новое в этрусской археологии. Вопросы пунической колонизации // Вестник древней истории (ВДИ; М.). 1973. № 1. С. 174-201; Ильинская Л.С. Легенды и археология: Древнейшее Средиземноморье. М., 1988. С. 92-93; Kretschmer P. Pelasger und Etrusker // Glotta. Zeitschrift fur griechische und lateinische Sprache / Herausgegeben von P. Kretschmer und W. Kroll. Band XI. Gottingen, 1921. S. 276-285; Tusa V. La cultura degli elimi nella Sicilia occidentale // Thracia Pontica. 2. Ямбол, 1985. С. 307-351.

25 Шапошников А.К. Лексический комплекс пеласгического вида в праславянском // Studia etymologica Brunensia. 6 / Editorky: I. Janyskova, H. KarHkova. Praha, 2009. S. 310; Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des mots. T. 3. Л-П. Paris, 1974. P. 873-874.

26 Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию (Родственные отношения индоевропейских языков). М., 1958. С. 102-104, 159-164, 281-282; Гиндин Л.А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова: Фрагмент индоевропейской ономастики. М., 1967. С. 165-170; Йорданов С. Из етническата история на древна Тракия. Велико Търново, 2010. С. 182-207.

27 Шапошников А.К. Лексический комплекс пеласгического вида в праславянском // Studia etymologica Brunensia. 6. Praha, 2009. S. 303-311.

36

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

ставе «народов моря»28. Были ли киконы одним из пеласгических этносов или нет, установить сложно, так как отсутствует в достаточном количестве ономастический материал из ареала их расселения в Эгейской Фракии.

В антиковедении и палеобалканистике распространено мнение об иллирийской, т.е. кентумной, этноязыковой принадлежности части племён востока Балкан29. Протоиллирийцам, судя по всему, принадлежит так называемая «древнеевропейская» гидронимия30. Кроме того, ономастика палеобалканского сатэмного облика зафиксирована в Скифии и на Боспоре Киммерийском31. Не опровергнуто также утверждение Геродота о том, что предки фригийцев Bpiyeo (Bpuyoi) и предки части армян ’Appsvioi являлись выходцами с Балкан (Herodot. VII, 73). Бриги обитали в Эгейской Фракии и в эпоху Греко-персидских войн (Herodot. VI, 45). По мнению Л.А. Гиндина, праармяне были известны на востоке Балканского п-ова под именем naiovso (< *pai(u)es ‘луговые [жители]’)32. Однако Геродот называет пеонов потомками тевкров из Трои, покоривших до Троянской войны Фракию (Herodot. II, 118; V, 13; VII, 20). Правда, Страбон указал на то, что тевкры прибыли в Троаду с Крита (Strab. XIII, 1, 48). Автоэтноним армян Hay-kc может быть связан не с гипотетическим *pai(u)es и историческим naiovso, а с др.-греч. ’Apaioo, 'Apairao, ’Apaioi (< 'Apaioi ~ хетт. Ahhijava) с неясной этимологией33. Примечательно, что Страбон сообщает о существовании на Кавказе, рядом с Синдской областью и Горгиппией, области Ахайи (’Apaia, ион. ’Apaiip, ’Apaip), заселённой потомками фтиотийских ахейцев из войска Ясона (Strab. XI, 2, 12). В любом случае, начало этногенеза армян и фригийцев связано с Балканами.

Однако наиболее широко во Фракии, Вифинии и сопредельных областях представлена сатэмная палеоономастика прабалтийского и даже праславянского облика (см. работы И. Дуриданова, В.Н. Топорова, О.Н. Трубачева, А.К. Шапошникова)34.

28 Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию (Родственные отношения индоевропейских языков). М., 1958. С. 102-104; История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1988. С. 192-197, 260, 280-282, 558-559, 563-565; Немировский А.А. К вопросу об отражении анатолийского этнополитического переворота начала XII в. до н.э. в греческой традиции / / Античность: Общество и идеи / Отв. ред. О.Л. Габелко. Казань, 2001. С. 6-19; Сафронов А.В. О раннем присутствии «народов моря» в Восточном Средиземноморье в 14 - первой половине 13 вв. до н.э. // Индоевропейская история в свете новых исследований (Сб. тр. конф. памяти проф. В.А. Сафронова) / Отв. ред. Е.В. Яровой. М., 2010. С. 263-271; Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 122-132.

29 Дуриданов И. Езикът на траките. София, 1976. С. 131; Шапошников О.К. Найдавтша ономастика Мало! Сюфи // Науковий вюник Чертвецького утверситету: Збiрник наукових праць. Вип. 354355. Слов’янська фшолоНя. Чертвщ, 2007. С. 74-83; Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 124.

30 Агеева Р.А. Происхождение имен рек и озер. М., 1985. С. 82; Шапошников О.К. Найдавтша ономастика Мало1 Сюфи // Науковий вюник Чертвецького утверситету: Збiрник наукових праць. Вип. 354-355. Слов’янська фшолопя. Чертвщ, 2007. С. 74-83; Krahe H. Indogermanische Sprachwissenschaft. Berlin, 1943. S. 11-31.

31 Шапошников А.К. Этимологические наблюдения // Этимология. 1997-1999 / Отв. ред. Ж.Ж. Варбот. М., 2000. С. 192-200; Шрамм Г. Реки Северного Причерноморья: Историко-филологическое исследование их названий в ранних веках / Пер. с нем. А.В. Назаренко. М., 1997. С. 22, 107-133.

32 Гиндин Л.А. Из комментария к тексту «Илиады» (XXI, 139-213): naioveg (праармяне) - союзники троянцев // Балканские чтения. 1: Симпозиум по структуре текста / Институт славяноведения и балканистики АН СССР. М., 1990. С. 27-30; Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои: Историкофилологические исследования по этнологии древней Анатолии. М., 1993. С. 82-85.

33 Герни О.Р. Хетты / Пер. с англ. Н.М. Лозинской и Н.А. Толстого; Послесловие В.Г. Ардзинба. М., 1987. С. 51-52; Дьяконов И.М. Предыстория армянского народа: История Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э. Хурриты, лувийцы, протоармяне. Ереван, 1968. С. 102-118; Шапошников А.К. Этимологические наблюдения // Этимология. 1997-1999 / Отв. ред. Ж.Ж. Варбот. М., 2000. С. 198-199; Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des mots. T. 1. A-Д. Paris, 1968. P. 149; Huxley G.L. Achaeans and Hittites. Belfast, 1968. P. 23-29, 44-48.

34 Дуриданов И. Езикът на траките. София, 1976. С. 128-129; Топоров В.Н. К фракийскобалтийским языковым параллелям // Балканское языкознание / Ред. коллегия: С.Б. Бернштейн, Г.П. Клепикова. М., 1973. С. 30-63; Топоров В.Н. К фракийско-балтийским языковым параллелям. 2 // Балканский лингвистический сборник / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М., 1977. С. 59-116; Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. 2-е изд., доп. М., 2003. С. 22-24;

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

37

Самыми примечательными фрако-малоазийско-балтийскими ономастическими соответствиями являются следующие:

фрак. город ’'Ебеааа ~ балт. верхнеднепровский гидроним Ведоса;

фрак. гидроним Еёррр ~ лит. гидроним Sermas;

город в Вифинии Проаоа ~ балт. этноним Prus-;

город в Карии Каауоо ~ лит. город Kaunas;

город в Карии Пргрур ~ лит. город Prienai;

город в Понте Егушлр ~ лит. Sampe < *San-upe, название озера35.

''Нршо, ‘Нрюо, ''Нрщу, Heros, Heron, Eron - фракийский бог, изображаемый всегда на коне, обычно с оружием, чаще всего, копьём, в правой руке. Перкщуег, Перкю (dat. sing.) - эпитеты конного бога ''Нршо, засвидетельствованные порознь в двух вотивных греческих надписях под рельефами I в. до н.э. - I в. н.э., обнаруженными в окрестностях Варны. Реконструируемый теоним *Перкщуго сопоставляется с балтийским именем бога грозы *Perkun-, лит. Perkunas, латыш. Perkons, др.-прусск. perkunis ‘гром’, праслав. *Perun> ‘Перун’, хетт.-лув. Perwa, Pirwa, Peru(w)a (‘скала’, бог грозы; Perua - главное божество Канеса; ср. в «Песне об Улликумми» фигурирует «большая Скала», родившая сына богу Кумарби)36. Хэрос (Герой) Перконис - фракийское божество грома, обитающее на дубе. С теонимом Перконис, судя по всему, связаны древнее название Фракии Пёркр [ршра] ‘дубовая страна’, македонский оро-ним Керкгур ‘дубовые горы’ или ‘Перуновы горы’. От имени аналогичного славянского божества Перуна на востоке Балкан происходят названия гор Пирин, города Пер-ник (первоначально Перуник и Перинград)37.

Таким образом, можно предположить, что в древней Фракии обитали прабалтийские и праславянские племена, а также племена, этнически им близкие. Относительно этимологии этнонима ©ракео, то В. Георгиев, Л.А. Гиндин, В.Н. Топоров, вслед за П. Кречмером, возводили её к более раннему *Трар-гкео < *Траиогкео, вероятно, заимствованному еще до перехода интервокального s в h и засвидетельствованному в названии племени Траиоо! (’Ауабираог) (Herodian. III, 1; Herodot. IV, 8-12; IV, 49; IV, 78; IV, 100-104; V, 3-5; Steph. Byz. s.v. Траиао))38. Этнонимы ©раке? и Траиоо! сопоставлялись с гом. Тро1а, ион. Тро1р, гом. Троео, гом. Тршо, др.-греч. ^nov ‘тростник’, хетт. Taruisa, названием ликийского диалекта А Trujeli ‘труйский’, который был зафиксирован в надписи на стеле из Ксанфа. Вероятная связь этимологии этнонима

Шапошников А.К. Место Потисья и Паннонии в древнейших этногенеалогических преданиях славянских народов // Slavica Slovaca (Bratislava). 2004. R. 39. С. 2. S. 97-106; Шапошников О.К. Найдавтша ономастика Мало1 Скiфii // Науковий вiсник Чернiвецького унiверситету: Збiрник наукових праць. Вип. 354-355. Слов’янська фшолопя. Чернiвцi, 2007. С. 74-83; Шапошников А.К. Лексический комплекс пе-ласгического вида в праславянском // Studia etymologica Brunensia. 6 / Editorky: I. Janyskova, H. Karlikova. Praha, 2009. S. 303-311; Шапошников А.К. Нестинарски игри - опыт семиотического описания // Linguistique Balkanique. T. XLIX. Sofia, 2010. P. 143-149; Шапошников А.К. Читая «Язык и миф» Анатолия Фёдоровича Журавлёва... // Слова. Концепты. Мифы (Лексикология. Этимология. Диалектология). М., 2010. С. 314_319; Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. Вып. 10: *klepa&. - ^korn / Под ред. О.Н. Трубачева. М., 1983. С. 93-98; Duridanov I. Thrakisch-Dakische Studien. Erster Teil (I). Die Thrakisch- und Dakisch-Baltischen Sprachbeziehungen. Sofia, 1969.

35 Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 2003. С. 22-24.

36 Гиндин Л.А. Древнейшая ономастика Восточных Балкан (Фрако-хетто-лувийские и фрако-малоазийские изоглоссы). София, 1981. С. 83-90; Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои: Историкофилологические исследования по этнологии древней Анатолии. М., 1993. С. 31-36; Маразов И. Митоло-гия на траките. София, 1994. С. 157-162.

37 Панчовски И.Г. Пантеонът на древните славяни и митологията им. София, 1993. С. 41-45.

38 Георгиев В.И. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию (Родственные отношения индоевропейских языков). М., 1958. С. 136-137; Георгиев В.И. Траките и техният език. София, 1977. С. 203; Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои: Историко-филологические исследования по этнологии древней Анатолии. М., 1993. С. 25-28, 67-68; Топоров В.Н. К фракийско-балтийским языковым параллелям. 2 // Балканский лингвистический сборник / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М., 1977. С. 112; Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 521; Kretschmer P. Zum Balkan-Skythischen // Glotta. Zeit-schrift fur griechische und lateinische Sprache / Herausgegeben von P. Kretschmer und W. Kroll. Band XXIV. Gottingen, 1936. S. 38-41.

38

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

©ракео и хоронима 0ракр с именем эпонима Трои и троянцев Трюо, -юоо позволяет выдвинуть гипотезу о вхождении востока Балкан в сферу влияния Троянского царства накануне Троянской войны и возможности трактовать название 0ракр как ‘страна Троса’, а этноним 0ракео - ‘жители страны Троса’39. Имя Трюо можно связать и с понятием троичности, вместе с антропонимом ТрогЛоо и названием «труйского» диалекта ликийского языка (Trujeli), и с др.-греч. глаголом трелю, ион. тралю, ‘поворачивать; буравить’ (что объясняется эллинским обычаем нарекания ребёнка именем40). Но убедительных аргументов в пользу той или иной этимологии нет.

Однако этноним Траиоо! сопоставляется не только с образцами ономастики Троады. По мнению И. Дуриданова, название племени Траиоор Thrausi, возможно, восходит к гидрониму Trauos (грецизированная форма первоначального фракийского *Trausas) и сопоставляется с лит. trausus ‘трухлявый’, ст.-латыш. Trousz, латыш. trauss ‘трухлявый’ и ‘суровый, холодный (человек)’, др.-рус. трухъ ‘ленивый; печальный, мрачный’, русск. трухлый, ср. Nom. propr. Труха, Трушъ41. Кроме того, Ю.В. Откупщиков указал на чередование *er: *or: *г, имеющее индоевропейский характер и отражающее соотношение между негреческим и греческим, которое было засвидетельствовано в палеобалканских ономастических основах типа 0иро-: 0аро-, 0рао-, ср. топонимы в Карии 0ецРр[а: 0щРр[а, фригийский топоним 0щРра42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению А.К. Шапошникова, травс, травсы (др.-греч. Траиоо? e0voo, Траиоо!) - автоэтноним предков славян: Трашоо nlpoiov КеЛто? e0voo, ои? от. Ellpveo ’Ауа0ирооио Nvopa^ouoi «поблизости от кельтов этнос травс, который эллины именуют агафирсами» (Herodian. III, 1)43. Возможная этимология самоназвания предков славян - *traus- ‘хвощ’ или ‘тирс’ (?) ~ праслав. *Ьгоихъ (чеш. trouch ‘лесная почва’) ~ лит. trausus ‘ломкий, хрупкий’, trausiai мн.ч. ‘хвощ’. Более известен аллоэтноним агафирс, агафирсы1 (др.-греч. ’Ауа0ирооио, ’Ауа0ироог) - греческий этноним для предков славян (‘потрясающий тирсом или тирсоносец, 0ироофороо’).

Из вышесказанного следует, что племенное название Трашо! и этноним 0ракео совершенно не обязательно связаны между собой и являются продолжениями гипотетического *Трар-гкео < *Траиогкео.

Примечательно в этом отношении сообщение Стефана Византийского о Фракии: «0ракр [названа по имени] царя Фракса (0ракоо РаагЛёюо), который умер в древности, или [по имени] Фракеи (или Фраки), нимфы Титаниды (0ракро ^рфро Тlтаvi8oo), и Крона Долонкского (^ovon ДоХоукоо, Крона племени долонков). Страна Фракия (0ракр рюра) именовалась [прежде] Пёркр и ’Ар[а. Этникон - 0ра^ и 0раооа, и 0ратта в аттическом диалекте» (Steph. Byz. s.v. 0ракр).

Стефан Византийский писал, прежде всего, о землях у берегов Пропонтиды и Геллеспонта и о северном побережье Эгейского моря. Древнее их название Пёркр [рюра] этимологизируется как ‘дубовая страна’ или ‘Перконова (Перунова) страна’ и

39 Гиндин Л.А. Троянская война и Аххиява хеттских клинописных текстов // ВДИ. 1991. № 3. С. 28-51; Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои: Историко-филологические исследования по этнологии древней Анатолии. М., 1993. С. 86-134; Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Прагреки в Трое: Междисциплинарный аспект // ВДИ. 1994. № 4. С. 19-39.

40 Шапошников А.К. Предисловие // Орфей. Языческие таинства. Мистерии восхождения / Предисловие, экзотерическое изложение мифологических сюжетов и эзотерические комментарии А.К. Шапошникова; Поэтические переводы И.А. Евсы. М., 2001. С. 12-14; Зелинский Ф.Ф. История античных религий: Древнегреческая религия. Религия эллинизма. Рим и его религия. Римская империя и христианство / Сост. и вступ. очерк О.А. Лукьянченко. Ростов-на-Дону, 2010. С. 65-83.

41 Дуриданов И. Езикът на траките. София, 1976. С. 69, 129; Duridanov I. Thrakisch-Dakische Stu-dien. Erster Teil (I). Die Thrakisch- und Dakisch-Baltischen Sprachbeziehungen. Sofia, 1969. S. 73.

42 Откупщиков Ю.В. Догреческий субстрат: У истоков европейской цивилизации. Л., 1988. С. 120-121.

43 Автор благодарит А.К. Шапошникова за предоставленные материалы по проблеме праславянского этногенеза и глоттогенеза, которые готовятся к публикации.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

39

близко орониму пралатинского (?) облика KepKiv^ ‘дубовые горы’44. Другое древнее название этой страны ’Apia, возможно, восходит к и.-е. *ar-, имеющему продолжение в др.-греч. арштоо ‘(наи)лучший, отличный, храбрейший, знатнейший’ (прев. ст. к ауа0оо), санскр. arya ‘благородный, достойный, досточтимый; знатный; m. арий, представитель одной из трёх высших каст, господин’, санскр. arya ‘благородный, верный, дружественный’, санскр. arya m. ‘представитель одной из трёх высших каст’, авест. airya, др.-перс. ariya ‘арийский; арий’45. То есть, вероятно, ’Apia - это ‘страна наилучших, благородных’. Возможна также связь указанного хоронима с хетт. ariya-, arai- ‘вопрошать оракула’, ariyasessar (ariya- + asessar ‘место’) ‘оракул’, которое этимологически близко лат. oro (< orayo) ‘обращаться к богам’, лат. oraculum, -i n. ‘оракул; прорицание; прорицалище’46. В этом случае, весьма вероятно, ’Apia - ‘страна оракулов’. В связи с этим примечательно сообщение Геродота о знаменитом прорицалище Диониса, которое находилось в горах области фракийского племени сатров (Eaxpai), т.е. в Родопах, а служили в нём жрецы и жрицы из рода бессов (B^aaoi, Baaaoi) (He-rodot. VII, 111). Таким образом, хороним ‘Ариа’ может быть реликтовым топонимом хетто-лувийского происхождения или может восходить к индоевропейскому языку (диалекту), близкому языку эллинов.

Название страны 0paK^, судя по всему, восходит к имени царя-эпонима 0pa^ или к имени нимфы-титаниды 0paK^, дочери Крона, который почитался племенем долонков (ДоХоуког)47. Этноним ДоХоуког пока не имеет убедительной этимологии. Таким образом, если следовать преданиям, сохранённым греко-римскими и византийскими авторами, 0paKeo - ‘жители владений царя Фракса или нимфы Фракеи’, ‘потомки царя Фракса или нимфы Фракеи’.

О царе 0pa^ античная традиция не оставила сведений. Зато Стефан Византийский и Евстафий Фессалоникийский сохранили фрагменты труда Луция Флавия Арриана (ок. 85-175 гг.) «Вифиника» («Вифиники»), в которых излагаются мифы о нимфе 0paK^. Так, согласно сообщению Стефана Византийского, «Tpiapeo [0paKiov] s0voo, ело Tpi^pou хои ’OPpiapeo na^o Kan 0paK^o, wo ’Appгavоo ev Bi0uviaKoo. Три-эры (треры), [фракийское] племя, [происходит] от Триэра, сына Обриарея и [нимфы] Фракеи, как [написал] Арриан в “Вифиниках”» (Steph. Byz. s.v. TpiApeo). Арриан называет супругом нимфы Фракеи Обриарея (Бриарея), который, согласно «Теогонии» Гесиода, был одним из Гекатонхейров, порожденных Ураном и Геей (Hesiod. Theog. 147-158, 617-619).

Заметим также, что Страбон излагает версию происхождения треров (Tpppe?, Tpapeo, Tpippe?), отличающуюся от версии Арриана, считая их соседями фракийцев и одним из киммерийских племен (Strab. I, 3, 18; I, 3, 21). Фукидид указывает на то, что область треров была расположена в гористой местности в бассейне притока Истра-Дуная Оския-Искъра (Thouc. II, 96). Она соседствовала с областями тилатеев (TiXaxaoi) и трибаллов (TpiPaXXoi), которые обитали на территории современной Сербии и были, возможно, иллирийского происхождения48.

Дополняет фрагмент «Вифиники» Арриана в изложении Стефана Византийского Евстафий Фессалоникийский. По его словам, Арриан рассказал о мудрой нимфе Фракее (Тхра(и)кэ, 0paKp), которая эподами (магическими песнями-заклинаниями) и снадобьями излечивала от недугов, подобно Медее, Агамэде, гово-

44 Гиндин Л.А. Древнейшая ономастика Восточных Балкан (Фрако-хетто-лувийские и фрако-малоазийские изоглоссы). София, 1981. С. 83-90; Гиндин Л.А. Население гомеровской Трои: Историкофилологические исследования по этнологии древней Анатолии. М., 1993. С. 31-36.

45 Барроу Т. Санскрит / Пер. с англ. Н. Лариной. Ред. и коммент. Т.Я. Елизаренковой. М., 1976. С. 7; Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь: Около 30 000 слов / Под ред. В.И. Кальянова. С приложением «Грамматического очерка санскрита» А.А. Зализняка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1987. С. 72, 99; Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des mots. T. 1. A-Д. Paris, 1968. P. 106, 109; Geiger W. Avestasprache. Grammatik, Chrestomathie und Glossar. Erlangen, 1879. S. 178; Pokopny J. In-dogermanisches etymologisches worterbuch. Band I. Bern, Munchen, Wien, 1959. S. 55-56.

46 Weeks D.M. Hittite Vocabulary. Los Angeles, 1985. P. 243.

47 Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 148.

48 Detschew D. Die thrakischen Sprachreste. Wien, 1957. S. 505, 521-526.

40

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

рящей без умолку Крокодике. В честь этой нимфы страна, ранее именовавшаяся Перкэ (Пёркр) или Ария (’Apia), стала называться Фракией. Арриан также поведал, что у фракийцев был обычай иметь много жен и много детей, как у царей племени долонков (Eustath. Thessal. ad Dion. per. 322). Кроме того, Арриан рассказал, что Арес во время Троянской войны прибывал во владения Фракеи, где для Эниалия (’Evnalioo - ‘Воинственный’, эпитет Ареса), как для гостя, были приготовлены жилища (Eustath. Thessal. ad Iliad. VII, 166).

Миф о нимфе Фракее носит этиологический характер. Поэтому образ нимфы тут собирательный, иносказательный, обозначающий совокупность женского начала народа фракийцев. Имя 0ракр, как и имя 0pa^, может быть отвлечено от этнонима или хоронима. Но остается неясным ответ на вопрос, теоним (антропоним) происходит от хоронима, или, наоборот, хороним и этноним - от теонима (антропонима). К сожалению, отождествление этимонов в данном случае не дает ответа на вопрос о первичном значении. Рассуждение типа «фракийцы - потомки нимфы Фракеи или царя Фракса» ничего не дают для выяснения происхождения самого этимона *thraik-. Никаких ономасиологических аргументов для этимона *thraik- пока нет. Едва ли родственно это слово Тросу, имя которого само под большим этимологическим вопросом.

Возможно, следует связать этноним фракийцев с греческим (?) словом 0pi^ -‘волос’. Тогда получается нечто внятное - *thraikos (*0pvKoo), прилаг. с суф. -ik- к thrix (др.-греч. 0pi£, gen. sg. xpipog ‘волос, волосы; шерсть, руно; конский волос; щетина’), т.е. ‘волосатый’, - а эта особенность отмечалась античными авторами в описании «чубатых» фракийцев. Например, в 79-ом эподе Архилоха Паросского (VII в. до н.э.), автором которого мог быть и Гиппонакт (2-я половина VI в. до н.э.), высказано предателю пожелание кораблекрушения и следующих бед:

«И пусть возьмут его чубатые фракийцы (0pptKsg ’aKpoKopot)

голого у Салмюдессоса (Салмидесса). -

Там много бед претерпит он,

поедая рабский хлеб, -

Окоченеет он от сковывающей стужи.

Из многих трав морских и пены пусть он вырвется,

И пусть он, подобно псу лежащему, уткнувшись мордой вниз,

Зубами клацает в бессилии.

У кромки волн прибойных...

Вот это бы я хотел увидеть, того, кто был ко мне несправедлив, пятою кто попрал союз, кто прежде другом был«

(Archil. Epod. 79)49.

Кроме того, сосланный в страну гетов, в Томы (совр. Констанцу в Румынии), Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. - 18 г. н.э.) в «Скорбных элегиях», описывая проживавших на западном побережье Понта Эвксинского «варваров», не только подчеркивает, что они носят длинные волосы, но и указывает, что их система кивков в знак согласия или отрицания отличается от привычной римлянину. Это - любопытная этнографическая параллель: современные болгары и греки, проживающие в греческой Македонии, имеют противоположную общеевропейской систему кивков в знак согласия и отрицания. Приведём цитату: «Нас едва защищает крепость [Том], но и внутри [стен] вызывает страх толпа варваров, смешанная с греками, ведь варвары живут вместе с нами без всякого различия и занимают большую часть домов. Если даже их не бояться, то можно возненавидеть, увидев грудь, прикрытую шкурами и длинными волосами. Да и те, кто, как считают, происходят из греческого города, также носят вместо отечественного костюма персидские шаровары. У них есть возможность вести разговор на общем языке, а я вынужден обозначать вещи жестами.

49 Перевод с др.-греч. осуществлен по изданию: Fruhgriechische Lyriker. Zweiter Teil (II). Die Jam-bographen / Deutsch von Z. Franyo; Griechischer Text bearbeitet von B. Snell. Berlin, 1972. S. 52-53.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

41

Это я здесь варвар, ведь меня никто не понимает, и глупые геты насмехаются над латинскими словами и открыто при мне часто говорят обо мне дурное; возможно, они ставят мне в вину и мою ссылку. Случается, что, когда они говорят про меня какую-то ложь, всякий раз, когда я кивком отрицаю, они считают, что я признаю [это]. Прибавь [к этому], что несправедливый суд вершится жестоким мечом, и часто прямо посреди форума наносятся раны» (Ovid. Tristia. V, 10, 28-45)50.

Подводя итоги, отметим, что возможная греческая этимология этнонима Оракео, хоронима 0ракр, теонима 0ракр, антропонима 0ра£ подчеркивает тесную связь фракийцев с Элладой и указывает на вполне вероятное близкое этноязыковое родство фракийского этноса с греками. В I тыс. до н.э. именем 0ракео эллины обозначали всё разноплеменное население востока Балкан. Но античная традиция сохранила сведения, согласно которым во II тыс. до н.э. особый этнос 0ракео обитал на юге Балканского п-ова, а перед Троянской войной переселился на берега Геллеспонта и в долину реки Стримон51. Среди союзников троянцев в «Илиаде» фигурируют фракийцы под предводительством Акамаса (Акаманта из г. Айнос, что в устье реки Гебр) и Пироса (Пейроса Имбрасида), обитавшие у Геллеспонта (Hom. Il. II. 844-845). На стороне Трои против данайцев, аргивян и ахейцев воевали также фракийцы царя Ре-са, сына Стримона, или Эйонея, и музы Эвтерпы, или музы Каллиопы (Apollod. I, 3, 4; Apollod. Ep. 4, 4; Hom. Il. X, 435-441, 470-506). Кстати, в мифе о нимфе Фракее она названа дочерью Крона, почитавшегося племенем долонков, обитавших на Херсонесе Фракийском, т.е. тем самым подчеркивается связь потомков Фракеи с землями у Геллеспонта (Steph. Byz. s.v. 0ракр). В «Илиаде» упоминается фракийский кифаред Та-мирис, сын Филламона и нимфы Агриопы, которого Музы, встретив в пелопонесском Дорионе, лишили дара петь и музицировать за попытку соперничать с ними (Apollod.

I, 3, 3; Hom. Il. II, 591-602). В Гомеровом гимне к Деметре повествуется о том, что сама богиня посвятила фракийца Эвмолпа в Элевсинские мистерии в Аттике (Apollod.

II, 5, 12; III, 14-15; Hom. Hymn. V, 473-494). Таким образом, уже в гомеровской традиции пребывание фракийцев зафиксировано у берегов Геллеспонта, в долине Стри-мона, на Пелопоннесе и в Аттике. Диодор Сицилийский указывает на проникновение фракийцев на Кикладские острова во времена, предшествующие Троянской войне. Например, по словам Диодора, древнейшее население острова Наксос (Стронгила, Дия) составляли фракийцы во главе с сыном Борея Бутом. После того, как фракийцы покинули остров, его заселили карийцы (Diod. Sic. V, 50-51).

Гекатей Милетский среди городов на берегу Термейского залива называет город эллинов-фракийцев Халастра (Hecat. Milet. Perieg. fr. 146). Страбон, ссылаясь на Гекатея, утверждает, что до греков на Пелопоннесе обитали варвары (Strab. VII, 7, 1). Пелопс привел на полуостров, названный его именем, племена из Фракии, Данай -из Египта. Дриопы, кавконы, пеласги, лелеги заняли области на Пелопоннесе и в Средней Греции. Аттику заселили фракийцы под предводительством Эвмолпа. Дав-лиду в Фокиде занял фракиец Терей, сын Ареса, Кадмею - финикийцы во главе с Кадмом, Беотию - аоны и теммики из Суния, а также лелеги и гианты. По словам Страбона, в эпоху Троянской войны фракийцы обитали также в Беотии - в районе Парнасса и Геликона (Strab. IX, 2, 3 - 4). Именно фракийцы посвятили Музам гору Геликон, область Пиерию, город Либефрон и селение Пимплею, где жил Орфей (Strab. IX, 2, 25). Согласно хронологии Паросской хроники, во время царствования в Афинах Амфиктиона, т.е. около 1518/17 г. до н.э., Кадм, сын Агенора, прибыл в Фивы и построил Кадмею (Paros. marm. 7). Если следовать Страбону, основание Кадмеи и появление фракийцев в Аттике были хронологически близкими событиями, а в Беотию и Пиерию фракийцы проникли несколько позже.

Летопись Паросского мрамора также указывает, что обнародование Орфеем своих творений относится ко времени царствования в Афинах Эрихтея (Эрехтея), сы-

50 Цит. по: Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья (тексты, перевод, комментарий). М., 1985. С. 67-68, 116.

51 Гиндин Л.А. Лингвистический комментарий к упоминанию двух групп фракийских племен в «Илиаде» // Балканский лингвистический сборник / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М., 1977. С. 117-124.

42

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

на Пандиона, и датируется 1398/97 г. до н.э. (Paros. marm. 14). К царствованию в Афинах Эрихтея Паросская хроника относит также учреждение фракийцем Эвмол-пом Элевсинских мистерий и обнародование Эвмолпом творений его отца Мусея (Paros. marm. 15). Образ Орфея вобрал в себя черты фракийского героя, прорицателя и шамана, являющегося посредником между миром богов и архаическим коллективом52. Согласно античной традиции, легендарный певец, музыкант и жрец-маг Орфей, будучи родом из области киконов на севере Эгеиды, жил в македонской области Пиерия (Шер1а), расположенной у Термейского залива и отделённой от горных областей Македонии Пиерийскими горным хребтом, а от Фессалии - кряжами Олимпа (Apollod. I, 3, 2; Diod. Sic. IV, 25; V, 48-49; V, 77; Diogen. Laёrt. I, Praefat. 5; Pausan. IX, 30, 2-5; Strab. VII, fr. 17-19). Автохтоны Пиерии, по данным греческой этногенеало-гической традиции, были близкими родственниками магнетов и эллинов-эолийцев, в то время как предки македонян македны считались родственниками пеласгов (Apollod. I, 3, 3; I, 7, 2-3; III, 8, 1-2; Herodot. I, 56-57; Hom. Il. II, 756-759; XIV, 220-225; Strab. IX, 2, 25; IX, 5, 22). ’Орфеи?, -so? - единственный антропоним (или теоним) фракийцев, поселившихся в Пиерии в XV в. до н.э. (по хронологии Паросской летописи). Относительно этимологии имени ‘Орфей’, отметим его древнегреческий фонетический облик: -or- на месте и.-е. слогообразующего -r-, -f- на месте и.-е. -bh-, посессивный суффикс -eus- как развитие и.-е. -u- основ. Ономастика востока Балкан, т.е. исторической Фракии, является преимущественно индоевропейской сатэмной. Но приписывать фонетические характеристики антропонима ’Орфеи? какому-либо са-тэмному диалекту нет оснований. ’Орфеи? - имя эллинское, а «сатэмное» должно было выглядеть *Erbu, *Erbuva. В данном антропониме нет ничего, позволяющего говорить о его «сатэмности» (нет палатализованных согласных). Изначально это -индоевропейское диалектное имя, представленное продолжениями в древнегреческом (’Орфеи?) и в древнеиндийском (rbhu ‘искусный’). Эллинская этимология имени Орфея свидетельствует либо о сосуществовании древнейших фракийцев и греков в рамках этноязыкового союза (вместе с пеласгическими народами), либо об их общем происхождении.

Таким образом, можно предположить, что во II тыс. до н.э. на юге Балкан обитал индоевропейский этнос ©раке?. Этимология этнонима ©раке? и хоронима ©ракр связана или с именем легендарного царя ©ра^, или с именем нимфы-титаниды ©ракр, т.е. фракийцы - это ‘жители владений царя Фракса или нимфы Фракеи’, ‘потомки царя Фракса или нимфы Фракеи’, а Фракия - ‘страна царя Фракса или нимфы Фракеи’. Но остается неясным ответ на вопрос, теоним (антропоним) происходит от хоронима, или, наоборот, хороним и этноним - от теонима (антропонима). Возможно, теоним ©ракр и антропоним ©ра^ имеют древнегреческую этимологию и восходят к прилаг. *thraikos (*0рако?) ‘волосатый’ (ср. др.-греч. 0р1£ ‘волос’), а эта особенность отмечалась античными авторами в описании «чубатых» фракийцев. Весьма вероятно, что на юге Балканского п-ова древнейшие фракийцы сосуществовали с родственными греческими и пеласгическими племенами в рамках этноязыкового союза. После переселения фракийцев накануне Троянской войны на берега Геллеспонта и в долину реки Стримон страна, носившая имя пралатинского облика Пёркр ‘дубовая’ и название, возможно, хетто-лувийского происхождения ’Ар1а ‘страна оракулов’ (или происходящее от и.-е. *ar- ~ ‘страна наилучших, благородных’), стала называться ©ракр. Этноним ©раке? эллины постепенно распространили на всё индоевропейское и неиндоевропейское население востока Балкан.

52 Маразов И. Митология на траките. София, 1994. С. 166-173.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2012. № 7 (126). Выпуск 22

43

TO THE PROBLEM OF ETYMOLOGY OF THE HORONYM OPAKH AND THE ETHNONYM OPAKEE

A.G. CHEREDNICHENKO

Belgorod National Research University

e-mail:

[email protected]

Article is devoted to the problem of the origin of the name of country ©ракр and the ethnic name ©ракед. It can be assumed that in the II m. BC the Indo-European ethnos ©ракед dwelt in the southern Balkans. Etymology of the ethnonym ©ракед and the horonym ©ракр is connected with the name of the legendary king ©ра^ or the name of the nymph ©ракр, i.e. the Thracians are ‘inhabitants of the country of the king Thrax or the nymph Thrak§’, ‘descendants of the king Thrax or the nymph Thrak§’ and Thrace is ‘the country of the king Thrax or the nymph Thrak§’. But it remains unclear the answer to the following question: the theonym (anthroponym) comes from the horonym, or, conversely, the horonym and the ethnonym come from the theonym (anth-roponym). Probably the theonym ©ракр and the anthroponym ©ра^ have Old Greek etymology and can be traced back to adj. *thraikos (*0ракод) ‘hairy’ (cf. the Old Greek 0р!^ ‘hair’), and antique authors noted this feature in describing the “hairy” Thracians. It is very likely that in the South of the Balkan Peninsula the ancient Thracians coexisted with the cognate Greek and Pelasgian tribes in the ethno-linguistic union. After the relocation of the Thracians before the Trojan war on the shore of Hellespontos and in the valley of the Strymon River the country, that had the name of Proto-Latin image Пёркр ‘oak country’ and the name, may be, of Hittite-Luwian origin Ар!а ‘country of oracles’ (or originated from the Indo-European *ar- ~ ‘country of the best people, of the nobles’), became known as ©ракр. The Hellenes gradually extended the ethnonym ©ракед to all Indo-European and Non-Indo-European population of the East of the Balkans.

Key words: ethnic history, the Palaeo-Balkan Studies, etymology, onomastics, ethnonym, horonym, the Indo-Europeans, Thrace, the Thracians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.