Научная статья на тему 'К проблеме экологического воспитания и образования детей и подростков в семье'

К проблеме экологического воспитания и образования детей и подростков в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме экологического воспитания и образования детей и подростков в семье»

С.Н. Куровская

К проблеме экологического воспитания и образования детей

и подростков в семье

Проблема экологического воспитания и образования, повышения экологической культуры населения является одной из актуальных проблем нового тысячелетия. Сегодня стоит задача научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Однако в настоящее время система экологического образования и воспитания является несовершенной. Развитие образования и воспитания в данной области сдерживает укоренившиеся тенденции потребительского отношения людей к природе. Экологическая ситуация в мире определяет острую необходимость в формировании экологической культуры личности, основу которой составляют достоверные знания по экологии, эмоциональное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. По нашему мнению система экологического образования и воспитания должна охватывать людей всех возрастов, основываться на принципе непрерывности и осуществляться с учетом их возрастных особенностей. Так как самим фактом рождения ребенок проявляет природосообразность, имеет способность воспринимать красоту, склонен к доброте, то особое внимание в вопросах экологического воспитания и образования необходимо уделять детям, начиная с раннего возраста. Основные задачи в области экологического образования призвана решать вся система непрерывного экологического образования, включающая все этапы: дошкольное, среднюю общеобразовательную школу, высшие и средние специальные заведения, систему повышения квалификации кадров. Социализация ребенка начинается в семье, поэтому, на наш взгляд, роль семьи в экологическом воспитании и образовании детей, формировании их экологической культуры огромна.

Исследуя проблемы экологического воспитания и образования детей и подростков в семье, мы изучали этот вопрос в 20082009 учебном году на базе гимназий № 2, 3, 5 г. Гродно. Выборка исследования включала детей подросткового возраста 13-15 лет и их родителей (n = 210). Респондентам предлагалось определить главную цель экологического воспитания и образования детей и подростков в семье. Использовались методы незаконченных предложений, беседа. Исследования показали, что представления у респондентов о цели экологического воспитания и образования различны. Так 67,2 % респондентов цель экологического образования связывают с повышением экологической культуры детей и подростков, сформированностью у них «бережного,

157

доброжелательного, ответственного отношение к природе»; «обучением жить в гармонии с природой, не нарушая ее структуру»; «приобщением детей и подростков к природе и уважение к ней» и др. Указывают на необходимость обучения детей и подростков правилам поведения в природе. Главную цель экологического образования 28,1 % подростков и родителей обозначили как «охрана и защита природы». Однако не все респонденты выделили цель экологического образования детей и подростков в семье. Так, 4,68 % респондентов оставили данный вопрос без ответа. Таким образом, главную цель экологического образования детей и подростков в семье можно обозначить как повышение их экологической культуры, охрана и защита природы, а также формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью. Ценностные ориентации во многом определяют социальные потребности, мотивы поведения и поступки человека. Ценности у ребенка формируются постепенно, в процессе социальной деятельности и накопления жизненного опыта. Поэтому задача родителей - обеспечить детей необходимыми экологическими знаниями и практической природоохранной деятельностью, заложить основы экологической культуры личности ребенка в семье.

Анализ результатов показал различные представления подростков и их родителей о возрастных границах осуществления экологического образование и воспитание детей в семье. Так, 6,25 % опрошенных считают, что экологическое воспитание детей необходимо начинать с рождения - «потому что всякое воспитание начинается с рождения», «как родители заложат экологические основы, так ребенок и будет поступать» и др. Наибольшее количество ответов у опрошенных связано с младшим дошкольным возрастом ребенка - 65,62 %. По их мнению, «именно в этом возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром», «чем раньше начать это делать, тем прочнее дети это усвоят», «чтобы с самого детства привить бережное отношение к природе»; «в этом возрасте дети осознают сделанное ими и хорошо впитывают информацию, полученную из окружающего мира», «чем раньше, тем продуктивнее будет образование» и др. По мнению 26,5 % респондентов наиболее эффективна работа экологического образование и воспитание детей в семье со старшего дошкольного возраста и с момента поступления ребенка в школу (5-7 лет) - «так как дети этого возраста способны понять, что можно делать, а что нельзя, например, нельзя мусорить и др.», «дети могут оценить значимость природы в жизни человека», «именно с этого возраста ребенок осознает проблему» и т. д. Лишь 1,6 % студентов считает, что экологическое образование надо начинать позже (примерно с 8 лет). Таким образом, оптимальный возраст детей для осуществления экологического образования

158

и воспитания в семье охватывает период с младшего дошкольного возраста до момента поступления ребенка в школу, т.е. именно тот период, когда ребенок воспитывается в семье или в дошкольном учреждении. В последующие годы предлагается дополнительная информация с учетом возрастных особенностей детей.

Мы попытались выяснить у респондентов их представления о роли родителей в экологическом воспитании и образовании детей и подростков в семье. Указали на информационную роль 4,7 % опрошенных, считая, что родителям следует лишь «давать» детям полезную и необходимую информацию по экологии и адекватному поведению в природе. 14 % респондентов обозначили роль родителей как «пример, образец поведения и отношения к природе». Остальные респонденты определили роль родителей как воспитательную. По их мнению, главные задачи родителей по экологическому воспитанию ребенка в семье - научить детей любить, ценить и беречь природу воспитать в ребенке любовь к природе, к окружающему миру, ко всему живому на земле, «чтобы ребенок понимал, зачем нужно беречь природу», «знал правила поведения в обществе и природе»; «получал эстетическое удовольствие от созерцания природных богатств», «ценил окружающую природу, гуманно и бережно относился к ней» и др. Отметим, что не все респонденты в достаточной степени осознают важность исследуемой проблемы. Так 9,4 % опрошенных не смогли выделить задачи экологического воспитания и образования детей и подростков в семье. Однако все респонденты указывают на значимость роли семьи в экологическом воспитании и образовании подрастающего поколения, определяя ее как «важную», «главную», «весомую» и «значимую».

Мы предложили подросткам отметить на шкале (в %) степень сформированности экологической культуры у них родителями. Результаты проведенного опроса показали, что первое и второе ранговое место, и соответственно 90% и 80 %, по шкале

сформированности экологической культуры у подростков принадлежит именно родителям.

Эффективность формирования основ экологической культуры у детей и подростков в семье во многом зависит от правильного выбора родителями методов и форм экологического образования. На наш взгляд, важен совместный с детьми просмотр телепередач экологического содержания, рассказы по картинкам, чтение литературы экологической направленности и др. В качестве приоритетного метода в решении экологических задач можно использовать игру как ведущий вид детской деятельности (ролевую, дидактическую, подвижную и др.). Экологическая игра определяется нами как форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уро-

159

вень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Экологическая игра способствует формированию у детей системы элементарных знаний об их характерных признаках, с помощью которых можно определять погоду, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним. Мы считаем, что если в семье несколько детей, то целесообразно использовать соревновательные экологические игры, основанные на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений. Исследовательская практика показала, что использование родителями различных видов игр, серии игровых обучающих ситуаций и приемов, а также разнообразных методов и форм экологического образования поможет сформировать экологическую культуру у детей и подростков.

Таким образом, формирование у родителей нового взгляда на экологические проблемы, обучение ответственному отношению к окружающей природе и ее богатствам, будет способствовать гармонизации личности, сохранению и улучшению природной среды, а также повышению эффективности экологического воспитания и образования детей и подростков.

О. Н. Лебедева, Т. С. Николаевская, А. Ф. Титов, Е. Б. Стафеева

Физиологические особенности растений овсяницы луговой (Festuca pratensis huds) с супрессированной хлорофиллдефектностью

Изучение содержания зеленых и желтых пигментов проводилось на примере растений многолетнего злака овсяницы луговой третьего года жизни, маркированных в ювенильной фазе развития по характеру хлорофильного дефекта (виридис, ксанта, альбина, комбинированные фенотипы) и типу восстановления пигментации при ресупрессии. У большинства фенотипов (V, VN, XN, XV, A) наблюдается повышенное содержание как суммарного количества хлорофилла а (на 13-18 %), так и его содержания в реакционных центрах (РЦ) (на 20-30 °%) по отношению к этим же показателям у растений дикого типа (w-type).

Содержание каротиноидов у мутантных растений оказалось зависимым от интенсивности хлорофильного дефекта. Так, растения с фенотипами виридис и ксанта характеризуются снижением каротина (на 30-35 °%), лютеина (на 20-25 °%), зеа-+антераксантина (на 13-

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.