2. Национальная стратегия действий в интересах детей и план первоочередных мероприятий [Электронный ресурс]. - ЦЕЬ : Ш:р://Хп--
80аЬеатси^хЬЬ§оипё0Ь9с1.Хп--Р1а1ЮеЬа1е/5666 (дата Обращения: 20.12. 2012).
3. Стратегия развития российского казачества до 2020 года [Электронный ресурс]. - ШЬ : http://www.kasak.cc/praktika/programma_razvitia.php (дата обращения: 10.12.2012).
ДЕТСКИЙ САД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Акман Татьяна Ивановна
Воспитатель НДОУ «Детский сад №220 ОАО «РЖД», г. Иркутск, Россия Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль: Управление образовательными системами Бельтикова Марина Дмитриевна
Зав. отделением социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Иркутск, Россия Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль: Управление образовательными системами
УДК 372.32 ББК 74.00
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА — БЕСЦЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС» КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАПОЛНЕНИЯ
ООП ДОО
Авторами представлен опыт разработки и частичной реализации исследовательского проекта «Вода — бесценный природный ресурс» на базе НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД» г. Иркутск, который может быть использован как вариативная часть наполнения основной образовательной программы (ООП) дошкольной образовательной организации (ДОО). Представлен паспорт проекта, его методическое обеспечение, разработан план мероприятий по реализации проекта, спрогнозированы результаты реализации проекта, сформулированы некоторые промежуточные выводы по реализации 1 и 2 этапов проекта.
Ключевые слова: исследовательский проект в ДОО; паспорт проекта; план мероприятий по реализации проекта; создание развивающей среды ДОО; организация совместной деятельности педагогов и детей; вариативная часть ООП ДОО.
RESEARCH PROJECT “WATER - INVALUABLE NATURAL RESOURCE” AS A VARIABLE PART OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMME
IN PRE-SCHOOL EDUCATION
The authors share their experience of the development and partial implementation of the research project “Water - an Invaluable natural resource” in a preschool educational institution “Kindergarten № 220” of Russian Railways in Irkutsk, which can be used as a variable part of the basic educational programme content (BEP). The article offers the passport of the project, its methodological support, as well as an implementation plan for the project and the results, some intermediary conclusions of the stages
1 and 2 of the project.
Key words: basic educational programme (BEP); research project in a preschool educational institution (PEI); passport project; the creation of the PEI developing environment; the organization of collaborative activity for teachers and children; a variable part of the BEP.
Запрос государства в плане развития экологической грамотности, культурного и бережного отношения к природе, охраны окружающей среды, актуализирует вопрос о бережном использовании природных ресурсов. Дошкольный возраст является самоценным этапом в развитии общей экологической культуры человека. Это период закладывания основ личности, положительного отношения к природе и окружающему миру.
В связи с необходимостью реализации ФГОС дошкольного образования актуализировались вопросы научно-методического сопровождения реализации основной образовательной программы дошкольного образования, особенно в части разработки ее вариативной части [Проект ФГОС дошкольного образования]. На первый план встают вопросы организации пространственно-развивающей среды, способствующей развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, формированию наблюдательности и организации совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию.
Исследовательский проект «Вода - бесценный природный ресурс» направлен на организацию проектной деятельности по экологическому и общему развитию ребенка в процессе социализации. Организация наблюдения и экспериментирования в рамках реализации проекта будет способствовать развитию познавательного интереса, мышления, эрудиции, эмоциональной сферы ребенка, бережного отношения к природе на основе использования различных средств (литературы, музыки, изобразительного искусства, обучающих, познавательных и проективных игр, аква-анимаций). Нами разработан паспорт проекта и план мероприятия по его реализации для подготовительной группы дошкольной образовательной организации. Паспорт проекта представлен в таблице 1.
Таблица 1.
_______Паспорт проекта «Вода — бесценный природный ресурс»_____________
Основания для разработки про-
Реализация ФГОС дошкольного образования.
екта
Потенциальные заказчики и потребители Администрация НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД», Министерство образования Иркутской области, муниципальные органы управления образованием Иркутской области, ОАО «РЖД», родители.
Рабочее название проекта Вода — бесценный природный ресурс.
Разработчики Акман Татьяна Ивановна, воспитатель НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД»; Бельтикова Марина Дмитриевна, магистрант кафедры педагогики и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»; Верзакова Галина Ивановна, заместитель заведующего по учебновоспитательной деятельности НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД». Наумова Анастасия Сергеевна, инструктор по физкультуре НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД»; Коломец Елена Викторовна, педагог-психолог НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД».
Руководитель проекта Крамник Лариса Михайловна, заведующий НДОУ «Детский сад № 220 ОАО «РЖД»
Научный консультант Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «ИГЛУ».
Ведущая идея проекта Организация условий реализации вариативной части ООП ДО
Цель Обеспечить научно обоснованную, целенаправленную, комплексную, методологическую и методическую поддержку совместной деятельности педагогов и детей по социализации личности средствами воды как природного ресурса.
Задачи 1. Провести диагностику «Элементарные представления о неживой природе». 2. Провести мониторинг запроса родителей и педагогов о необходимости и возможности организации развивающей среды, способствующей социализации личности ребенка на основе использования воды как природного ресурса. 3. Провести мониторинг изданной учебно-методической литературы по проблемам социализации, экологического воспитания, развития познавательного интереса, развития самостоятельности у детей и формирования интереса к исследовательской деятельности. 4. Разработать беседы, экскурсии, занятия, опыты, детско-родительские проекты и методические рекомендации для педагогов и родителей. 5. Определить источники финансирования или возможности привлечения дополнительных средств и ресурсов.
Целевая аудитория Педагоги, дети подготовительной группы ДОО, родители.
Ожидаемые эффекты и результаты 1. Научно-методическое сопровождение процесса организации совместной деятельности педагогов и детей в ходе реализации ООП ДО. 2. Социализация личности детей дошкольного возраста. 3. Формирование основ экологической культуры детей. 4. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОО. 5. Организация развивающей среды ДОО.
Предполагаемые продукты 1.Презентация проекта «Вода - бесценный природный ресурс». 2. План мероприятий по реализации проекта. 3. Уголок проекта «Мир воды»: беседы, памятки, развлечения для детей в бассейне, разработка цикла занятий по аква-анимации, выставка рисунков «Портрет воды». 4.Консультации для родителей по чтению сказок, рассказов и изучению энциклопедий о воде.
Возможные риски 1. Несоблюдение сроков реализации проекта. 2. Низкая активность родителей в процессе реализации проекта.
Жизненный цикл проекта 2013г - 2014г ЭТАПЫ: 1.Организационный (сентябрь): - проведение диагностики детей «Элементарные представления о неживой природе»; - составление паспорта проекта; - составление плана мероприятий на год; - проведение развлечения в бассейне «На берегах Байкала» (план - конспект); - создание детско-родительских проектов «Мир воды»; - Изучение методической литературы по теме проекта «Мир воды». 2. Основной ( октябрь, ноябрь): - реализация плана мероприятий (планы - конспекты); - подготовка к публикации статьи; - промежуточная диагностика; - детско-родительские проекты «Мир воды». 3. Заключительный ( конец ноября): - обобщение результатов деятельности; - анализ проведенных мероприятий (комплексный, общий); - методические рекомендации по реализации проекта (проект - печатный вариант); - отчет о ходе разработки и реализации проекта.
Проект предполагает создание развивающей среды согласно требованиям ФГОС ДО, направлен на обеспечение научно-методического сопровождения процесса социализации личности дошкольника и формирование основ экологической культуры посредством использования воды, как природного ресурса. Продукция, изданная в ходе реализации проекта, может быть использована в практике дошкольных образовательных организаций, для семейного воспитания детей и другими организациями и лицами, заинтересованных в качественной социализации детей дошкольного возраста в соответствии с последними научными достижениями в области образования.
Следует отметить, что большинство современных детей не часто общается с природой поэтому, взрослые должны помочь им увидеть окружающий мир во всем многообразии. Мы убеждены, что только живое переживание и опыт, полученные в детстве, помогают сформировать представление о ценности жизни и всего живого вокруг. Так как знания, полученные с первых лет жизни, в дальнейшем преобразовываются в прочные убеждения. В.А. Су-хомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Великий педагог отмечал, что природа лежит в основе
детского мышления, чувств, творчества; сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, а для того чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, эти качества нужно прививать с раннего детства [Сухомлинский, 1982, с. 153].
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, поэтому объектом изучения в исследовательском проекте выбрана вода как бесценный природный ресурс.
Вода - живительная влага на нашей планете. Именно ей мы обязаны жизнью на Земле - воде, которую подчас расточительно тратим и бездумно загрязняем. Огромную роль в социализации личности ребенка и в формировании основ экологической культуры играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Детям представилась дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, экспериментированию, как к ведущим способам познания окружающего мира.
Выбору темы проекта способствовал повышенный интерес детей и родителей к изучению свойств воды как бесценного природного ресурса. Физикохимические свойства воды уникальны. Это прекрасный растворитель, теплоноситель, хранитель тепла и др.
Занятия с водой представляют для детей большой интерес, развивают мелкую моторику, производят терапевтический эффект - успокаивают и снимают повышенное возбуждение. Организация мероприятий по реализации проекта основана на использование игр с водой.
Игры, способствующие изучению свойств воды, делятся на следующие направления:
1. Обучающие игры. Эти игры развивают чувствительность и способствуют развитию у детей мелкой моторики. Г де акцент делается на развитие восприятия и ощущений ребенка и развитие его речи, а также развивается у детей фонематический слух, формируются представления об окружающем мире, закладываются основы формирования математических представлений, тем самым развивается внимание и память у детей.
2. Познавательные игры. Эти игры направлены на познание детьми окружающего мира. Они показывают сложные иерархические связи между предметами и явлениями.
3. Проективные игры способствуют проведению психологической диагностики и коррекции, формируя при этом адекватную картину восприятия окружающей действительности.
Организация совместной игровой деятельности в дошкольной образовательной организации реализуется на основе следующих принципов:
— Создание стимулирующей среды, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. При этом нужно обязательно подбирать задания соответствующие возможностям ребенка и поощрять его фантазию.
— Использование оживления абстрактных символов: геометрических фигур, букв, цифр. Этот принцип позволит сформировать положительную мотивацию у детей к занятиям.
— Реальное переживание. Данный принцип будет использован при проигрывании всевозможных ситуаций вместе с героями.
На начальном этапе работы реализации проекта проведен мониторинг по выявлению умения и знания детей: элементарные представления о неживой природе, о правилах поведения в природе, о понимании ценности водных ресурсов. Выявлено, что 45% детей имеют низкий уровень познания в данной области. Поэтому при планировании мероприятий по организации совместной деятельности с детьми мы начали проводить работу по формированию экологических представлений, изучению свойств воды на основе экспериментирования, опираясь на труды педагогов-исследователей Н.А. Рыжовой [Рыжова, 1995; Рыжова, 2002], С.Н. Николаевой [Николаева, 2002; Николаева, 2002] и др. Один из возможных вариантов понедельной организации работы в данном направлении представлен ниже.
Октябрь
1 неделя
1. Стартовая беседа для выявления первоначальных представлений детей о воде.
2. Выбор в группе уголка проекта «Мир воды».
Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
3. Опытная деятельность «Свойства воды».
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, вкус, запах), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.
2 неделя
1.Беседа «Где живут капли воды в детском саду».
2.Наблюдение: рассматривание капелек воды через лупу.
3.Пословицы и поговорки о воде.
Цель: Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.
3 неделя
1.Непосредственная образовательная деятельность (далее по тексту НОД) «Путешествие капельки».
2. Опыт «Капельки».
3.Просмотр презентации «Круговорот воды в природе. Почему так говорят?»
Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
4 неделя
1. Ситуативный разговор «Берегите воду».
Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.
2.Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река».
3.Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»
4.Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.
Ноябрь
1 неделя
1. Загадки о воде.
2.НОД «Какой бывает вода». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
3.Опыты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».
Цель: Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Продолжать учить детей работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Развивать навыки работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
4.Обсуждение проблемных вопросов:
□Можем ли мы один день обойтись без воды?
□Как вода попадает в наш дом?
□Почему вода в водоёмах не заканчивается?
□Почему надо беречь воду?
□Разная потребность растений во влаге. Как растения приспосабливаются к обитанию в разной среде?
□Как животные приспосабливаются к обитанию в разной среде?
2 неделя
1.Опыты: «Вода жидкая, может течь», «Вода - труженица», «Вода не имеет формы», игра «Мельница».
Цель: Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
2.Беседа «Зачем человеку нужна вода?»
3.НОД «Кому нужна вода?». Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
4.НОД «Путешествие по Байкалу».
5.Чтение сказки народов Сибири «Живая вода».
3 неделя
1.Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».
2.Просмотр презентации «Кто живет в воде».
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
3.Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе, в частности во время отдыха на реке.
4.НОД «Поможем воде стать чистой».
5. Опыт «Очистка грязной воды».
Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность.
4 неделя
1.Презентация проекта «Мир воды»:
2.Представление детско-родительских проектов, макетов, фотоколлажей с результатами работы «Мини-лаборатории дома».
3.Игровой практикум «Моя мама - волшебница» (фокусы с водой).
Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.
В ходе реализации проекта разработан примерный план мероприятий на три месяца (таблица 2).
Таблица 2.
Примерный план мероприятий по реализации проекта_____________
№ Месяц Мероприятия
1. Сентябрь 1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. 2. Пополнить развивающую среду: - подбор художественной литературы по теме; - подбор энциклопедий, карт, схем; - составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; -составление картотеки опытов с водой; -подготовка оборудования для опытов с водой. 3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла. 4. Подготовить информацию для родителей по темам: - Эксперимент в детском саду; - Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; - Почему воду нужно беречь? - Памятка «Что читать детям о воде?».
2. Октябрь -Ноябрь 1. Реализовать выполнение проектных мероприятий. 2. Привлечь родителей:
□ к созданию детско-родительских проектов: - «Волшебница-вода» семья Паши Н., - «Круговорот воды в природе» семья Лизы Т., - «Обитатели Байкала» семья Алины К., - «Обитатели рек» семья Алеши В., - «Юные защитники Байкала» семья Вани Т., - «Морские животные» семья Артема С.
□ к изготовлению макетов: - «Море» семья Ильи М., - «Озеро Байкал» семья Юли К., - «Река Ангара» семья Нила В.
□ к проведению опытно-экспериментальной деятельности: «Мини-
лаборатория дома» (семьи Ярослава К., Артема Г., Сони У., Марьям Х.). 3. Провести презентацию проекта «Мир воды».
К процессу реализации проекта привлечены педагоги ДОО, инструктор по плаванию (планирует развлечения в бассейне, например, «На берегах Байкала»), педагог-психолог (разрабатывает цикл занятий по аква-анимации, рисование по воде с помощью специальных красок), педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности (готовит выставку рисунков «Портрет воды»).
Мы прогнозируем нижеследующие результаты реализации проекта:
□Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
□ Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
□Развитие умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
□ Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
□Развитие умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть партнёром совместной деятельности, уважать мнение собеседника.
□Развитие мотивации, появление стимула для работы и познания; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.
В ходе проведенных мероприятий (1 и 2 этапы проекта), таких как: опытно -исследовательская работы, беседы, игры, презентация проекта «Мир воды», выставка рисунков «Портрет воды», развлечения в бассейне «На берегах Байкала», цикла занятий по аква-анимации, чтения сказок и рассказов о воде были актуализированы знания детей о воде как о природном ресурсе. Представленный проект является одной из форм совместной деятельности воспитателей, детей, родителей. Процесс совместной деятельности был организован нами с учетом интеграции областей знаний и направлен на развитие самостоятельности у детей, формирование исследовательского поведения, познавательной и творческой активности детей, а также на формирование системы знаний о значении воды в природе. Изучение свойств воды, проведение опытов и наблюдений, изучение литературы способствовало более успешной социализации детей. В ходе реализации проекта дети научились бережному отношению к воде как природному ресурсу и освоили элементарные правила рационального природо-использования.
Исходя из регламентации ФГОС ДО решение образовательных задач должно быть не только в образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей в развивающей среде, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Мы считаем, что разработанный и частично реализованный педагогами ДОО исследовательский проект «Вода - бесценный природный ресурс» может быть использован как вариативная часть наполнения ООП ДОО.
Библиографический список
1. Проект ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Минобрнауки. РФ: офиц. сайт. - иКЬ : http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
р 1 а^%В0%БВ%В0%БЕ%В0%Б2%В0%БЕ%В 1 %81 %Б 1%82%00%Б8/34 47/%В1%84%В0%Б0%В0%Б9%В0%ББ/2280/13.06.14-%В0%Л4%В0%93%В0%9Е%В0%Л1-%В0%94%В0%9Е^ (дата обращения: 20.10.2013).
2. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1982. - 270 с.
3. Рыжова, Н. А. Не просто сказки [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс., 2002. -192 с.
4. Рыжова, Н. А. Сказки и экологическое образование [Текст] / Н. А. Рыжова // Вестник АсЭкО. -1995. -№ 4. - С. 3-8.
5. Николаева, С. Н. Экология в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : «Мозаика-Синтез», 2002. - 190 с.
6. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 336 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Изотова Наталья Сергеевна
Старший преподаватель КАЯ, зам.декана, руководитель американской программы Байкальской Международной Бизнес-Школы Иркутского Государственного Университета, г. Иркутск, Россия
УДК 004.378 ББК 74.5:73
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАЙКАЛЬСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БИЗНЕС-ШКОЛЕ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье анализируется 15-летний опыт сотрудничества Иркутского государственного университета с зарубежными вузами-партнерами в области предоставления дистанционного обучения на уровне получения первой ступени высшего образования - бакалавра. Была предпринята попытка обобщить накопленный опыт и выявить проблемы в организации онлайн обучения российских студентов в университете Соединённых Штатов Америки и Австралии.
Ключевые слова: дистанционное высшее образование; онлайн обучение; платформа обучения; интернет-технологии; электронные учебники.
URGENT ISSUES OF THE DUAL-DEGREE COLLABORATIVE PROGRAMS AT BAIKAL INTERNATIONAL BUSINESS SCHOOL OF
IRKUTSK STATE UNIVERSITY
The article brings analysis of the 15-year Irkutsk State University experience in dual-degree online undergraduate studies, which lead to the Bachelor Degree in Management Studies. The article scrutinizes the existing experience and current issues