Научная статья на тему 'Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект'

Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1836
882
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Ю.А.

Статья представляет собой описание проекта, разработанного и апробированного на базе дошкольных отделений ГБОУ Школа №896 ЮАО. Основная цель проекта: организация и методическое сопровождение работы по экологическому образованию в условиях современной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект»

Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект

Гладкова Ю. А.,

кандидат педагогических наук, старший воспитатель ГБО У «Школа №896», Дошкольное отделение №5, Москва, Россия

Аннотация. Статья представляет собой описание проекта, разработанного и апробированного на базе дошкольных отделений ГБОУ Школа №896 ЮАО. Основная цель проекта: организация и методическое сопровождение работы по экологическому образованию в условиях современной образовательной организации.

Проблема экологического образования подрастающего поколения - одна из самых актуальных в ряду приоритетных направлений современной системы образования в России. В нормативно-методических документах последних лет подчеркивается необходимость непрерывного экологического образования на всех ступенях от дошкольной до высшей профессиональной. Основой экологической компетентности, в соответствии с новыми образовательными стандартами, являются экологические знания функционального характера. Это не просто объем знаний об окружающей природе и необходимости ее сбережения. Это система экологического образования, реализуемая на основе деятельностного подхода.

По мнению исследователя В.И. Панова, образовательную среду можно рассматривать в качестве многокомпонентной системы, включающей: факт и фактор обучения и развития, условия обучения и развития как совокупность образовательных возможностей, средства для реализации задач, а также ряд других. Применительно к дошкольной ступени образования, данные компоненты могут быть положены в основу системы методической работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Указанные компоненты могут быть эффективны только при условии высокой профессионально-методической подготовки специалистов дошкольной образовательной организации и достаточного воспитательного потенциала у родителей воспитанников.

Учитывая вышеперечисленные компоненты, мы разработали систему методической работы «Экологическая культура - дошкольнику», она представлена в виде схемы в Приложении 1.

Первый уровень - участники ее реализации - педагоги, родители и воспитанники. Участие всех субъектов образовательного процесса - непременное условие успешности и эффективности ее реализации. Педагоги дошкольного учреждения, при условии грамотного построения взаимодействия с семьей, имеют уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья -ребенок - детский сад».

Второй уровень - научно-методическое обеспечение, включающее в себя:

1) библиотеку научно-популярной, литературы природоведческого, экологического содержания; библиотеку методической литературы, периодических изданий эколого-педагогической направленности.

2) систему методических пособий природоведческого, экологического содержания;

3) систему средств мультимедиа природоведческого, экологического содержания.

Третий уровень - предметно-развивающая среда, в которой по вертикали выделены два раздела: методический кабинет и общие помещения учреждения, как среда для повышения профессиональной компетентности педагога, воспитательного потенциала родителей; помещения и территория дошкольной образовательной организации как предметно-развивающая среда для работы с воспитанниками.

Четвертый уровень - образовательное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Это основной уровень, включивший в себя несколько этапов работы с каждой группой участников.

I этап. Анализ состояния проблемы в дошкольной образовательной организации. Для реализации данного этапа были разработаны следующие диагностические инструменты: анкета для родителей (Приложение 2); вопросы для интервью «Дошкольник и экология» (Приложение 3); Анкета и вопросы для самоанализа воспитателя (Приложение 4).

По данным анкетирования родителей, в котором приняло участие 200 человек, 100% опрошенных считают проблему экологического равновесия на планете актуальной; большинство из них подчеркнули, что человек активно потребляет природные ресурсы, не заботясь об их восполнении, что угрожает здоровью человека.

Понятие «Экологическая культура» родители трактуют как определенные нормы поведения по отношению к окружающей природе.

На вопрос о том, нужно ли уделять внимание экологическому воспитанию дошкольника все родители ответили утвердительно, объясняя это необходимостью сохранения природы.

На вопрос о том, беседуют ли родители со своими детьми о природе, 100% респондентов ответили утвердительно. Также ответили родители и на вопрос о том, читают ли они ребенку детскую литературу природоведческой и экологической направленности.

Что касается высказываний и поведенческих проявлений у детей, отражающих любовь и бережное отношение к природе, большая часть респондентов ответила, что эти показатели проявляются в большей степени в высказываниях, а в поведении - гораздо реже.

В качестве наиболее эффективного метода воспитания любви и бережного отношения к природе практически все родители назвали личный пример.

В анкетировании педагогических кадров дошкольных образовательных организации приняло участие 37 воспитателей. Все респонденты подчеркнули актуальность проблемы экологического образования. Экологическую культуру педагоги определяют как культуру поведения человека по отношению к окружающей природе; экологическое образование - как систему знаний, полученных в результате глубокого изучения природы, ее законов.

На вопрос о том, с какой ступени нужно начинать работу по экологическому образованию подрастающего поколения все педагоги ответили, что с самого раннего детства.

Среди форм, в которых возможно осуществление экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации, педагоги назвали в основном такие: практико-познавательная, экспериментально-познавательная и проектная деятельность; чтение художественной и природоведческой литературы; наблюдения в природе; трудовая деятельность в природе, продуктивная деятельность; беседы природоведческого и экологического содержания; беседы, составление рассказов и экологических сказок.

Для оценки качества работы педагогов по экологическому образованию, воспитателями был проведен самоанализ, который показал, что у большинства детей, по их мнению, сформированы базовые природоведческие и экологические знания, которые проявляются в их высказываниях, практических действиях, спонтанно

возникающих ситуациях. Более половины респондентов отметили, что отчасти владеют лишь некоторыми методами и приемами, но знаний и опыта в данном направлении у них недостаточно, и они нуждаются в методической помощи.

Что касается форм взаимодействия с родителями по экологическому образованию дошкольников, педагоги назвали консультации и беседы, наглядную педагогическую пропаганду, участие родителей в различных акциях и субботниках, экологических и природоведческих проектах.

В интервью «Дошкольник и экология» приняло участие 200 детей. На вопрос о том, что такое природа, воспитанники ответили, что это наш дом, растения и животные, наша планета. Природа необходима человеку, по мнению дошкольников, для жизни; без природы человек не смог бы жить, дышать, кушать, одеваться, строить себе жилье.

Все воспитанники ответили, что природу беречь и охранять необходимо, потому что без нее человек погибнет. Схожие ответы дали дети на вопрос «Что было бы, если бы погибли все растения и животные»: дети ответили, что люди бы погибли.

Следующая группа вопросов была направлена на выявление действенного отношения дошкольников к природе. На вопрос о том, что могут сделать дети, чтобы сберечь природу, воспитанники назвали такие действия: не бросать мусор, не ломать деревья, не губить растения и животных, не жечь в лесу огонь. Взрослые, по мнению дошкольников, не должны вырубать лес и убивать животных; должны очищать водоемы; строить как можно меньше вредных заводов и фабрик; должны придумать автомобили, которые на загрязняли бы природу; не должны мусорить и курить; должны учить детей беречь природу.

На вопрос о том, «Что ты делаешь, чтобы беречь природу?», дети ответили, что кормят птиц, не ломают деревья, на даче сажают овощи; не мусорят в природе и не жгут в лесу огонь. Следует отметить, что многие дети говорят о своих действиях в будущем времени: «Я не буду засорять природу», «Буду сажать деревья, растения», «Я буду разводить рыбу» и т.д., что свидетельствует о несформированности деятельностного компонента в экологическом образовании детей.

В соответствии с аналитическими данными, был разработан план II этапа реализации проекта «Экологическая культура дошкольнику: методический аспект».

II этап реализовался по трем направлениям:

1) Работа с педагогами. Старшим воспитателем были проведены методические мероприятия, направленные на содержательно-теоретическую и методическую, пратикоориентированную подготовку воспитателей.

Содержательно-теоретическая подготовка проходила в различных формах: семинар-практикум, консультации, мозговой штурм, круглый стол, индивидуальные и подгрупповые консультации. В ходе данных мероприятий обсуждались основные экологические проблемы современности; пути их решения; было уделено внимание основам организации экологического образования в интересах устойчивого развития подрастающего поколения на разных возрастных этапах. На заседании круглого стола обсуждались особенности экологического образования в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Методическая, практикоориентрованная подготовка проводилась в форме деловых игр, тренинговых упражнений, мозговых штурмов, коллоквиумов. В форме практических интерактивных мероприятий педагоги прорабатывали педагогические ситуации, обсуждали и отбирали экспериментально-опытным путем наиболее эффективные формы, методы и приемы работы с дошкольниками. Большое внимание было уделено определению содержания работы в каждой возрастной группе. Кроме того, были проведены культурно-досуговые и конкурсные мероприятия для педагогов: поэтический субботник; литературные гостиные «Времена года», конкурс «Вторая жизнь вещей».

2) Работа с родителями. После специализированной методической подготовки были отобраны формы и содержание работы с семьями воспитанников для повышения уровня экологических знаний родителей, а также для повышения их воспитательного потенциала в данном направлении.

С целью содержательно-теоретической подготовки были использованы такие формы работы:

* наглядная педагогическая пропаганда: стенд «Очистим планету вместе», папка-передвижка «Экология - дошкольнику», буклеты «Экологическое воспитание дошкольника»;

* выставка научно-популярной, методической и детской литературы природоведческого и экологического содержания;

* групповые консультации на тему «Малышу - о природе» (младшие группы), «Прививаем любовь к природе» (средние группы), «Экологические знания -дошкольнику» (старшие, подготовительные группы);

* круглый стол «Экологическое образование как основа нравственно-патриотического и познавательного развития» современного дошкольника.

Практическая подготовка включила в себя такие мероприятия:

* деловая игра «Экология - дошкольнику»;

* совместные акции «Все на субботник», «Наш веселый огород», «Наш фруктовый сад», «Дерево выпускников»;

* семейные проекты «Семья на защите природы», «Моя семья и природа» и другие.

3) Работа с детьми проводилась как в повседневной жизни, так и в организованных формах:

* интегрированные занятия природоведческого и экологического содержания;

* наблюдения в природе;

* экологическая тропа;

* экспериментально-исследовательская деятельность;

* трудовая деятельность;

* продуктивная деятельность;

* проектная деятельность.

Был также проведен ряд совместных мероприятий, направленных на создание атмосферы сотрудничества и закрепление результатов проведенной работы:

* субботники;

* сбор макулатуры;

* конкурс экологического плаката;

* конкурс на лучшую поделку из бросового материала «Вторая жизнь вещей»;

* конкурс на лучшую поделку из природного материала;

* фото-конкурс «Как прекрасен этот мир»;

* конкурс чтеца «Мы любим природу»;

* совместный праздник «Все мы - друзья природы».

После реализации проекта был проведен анализ эффективности проведенных мероприятий. В ходе обсуждения педагогами итогов работы было отмечено, что арсенал применяемых ими форм, методов и приемов экологического образования дошкольников значительно расширился; удается более четко определять содержание работы в каждой возрастной группе.

Педагоги также отметили активное участие родителей в проводимой работе, их положительный отклик, значительное повышение интереса семей к предлагаемым наглядным и справочным материалам, проводимым формам работы; особенно охотно приняли участие родители в семенных проектах.

Анализ результатов образовательной работы с детьми позволил сделать вывод о высокой эффективности реализованных мероприятий. Багаж экологических и

природоведческих знаний значительно расширился, в поведении детей стали наиболее ярко проявляться любовь и бережное отношение к природе.

Таким образом, предложенная система методической работы показала свою эффективность по всем направлениям ее реализации: в работе с педагогами, родителями и воспитанниками.

Приложение 1 Схема реализации проекта «Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект»

Проект «Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект»_

I. УЧАСТНИКИ

Педа гоги — ► Род! !тели 4- Воспит анники

1. Анализ состояния проблемы в конкретной ДОО

2. Содержательно-теоретическая подготовка. 3. Методическая, практикоориентированная подготовка. 2. Содержательно-теоретическая подготовка. 3. Практическая подготовка. 2. Познавательная деятельность в организованных формах и в повседневной жизни 3. Опытно-экспериментальная, проектная деятельность.

4. Анализ результативности проделанной работы + необходимая коррекция

Приложение 2 Анкета для родителей

Уважаемые родители! Данная анкета поможет нам наиболее эффективно выстроить работу по воспитанию экологической культуры наших детей!

1. Считаете ли Вы экологические проблемы в современном мире актуальными? Почему?

2. Как Вы понимаете термин

«Экологическая культура»?

3. Нужно ли, на Ваш взгляд, уделять

внимание данному направлению в

воспитании

ребенка дошкольного возраста?

Почему?

4. Беседуете ли Вы с ребенком о

необходимости охраны и сбережения природы,

растений, животных?

5. Читаете ли Вы дома детскую

литературу природоведческой, экологической

направленности?

6. Замечаете ли Вы в высказываниях, поведении Вашего ребенка любовь и бережное

отношение к

окружающему миру, природе, миру

растений и

животных?

7. Какими методами, на Ваш взгляд, можно привить

любовь и бережное отношение к

природе у ребенка дошкольного возраста?

Благодарим за сотрудничество!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение 3 Вопросы для интервью «Дошкольник и экология»

1. Что такое природа?

2. Нужна ли природа человеку?

3. Для чего?

4. Нужно ли беречь природу?

5. Почему?

6. Что бы было, если бы погибли все растения и животные?

7. Что могут сделать дети, чтобы беречь природу?

8. Что могут сделать взрослые, чтобы беречь природу?

9. Что ты делаешь, чтобы беречь

природу?

Приложение 4 Анкета и вопросы для самоанализа воспитателя

1. Насколько актуальна, на Ваш взгляд, проблема экологического образования в современных условиях? _

2. Как Вы понимаете термины:

* экологическая культура_

* экологическое образование_

3. На какой ступени системы образования необходимо начинать работу по экологическому образованию подрастающего поколения?_

4. Возможно ли осуществление экологического образования в условиях дошкольной

образовательной организации? Если да, то в каких формах_

Если нет, почему?_

5. Какие методы и средства Вы применяете для воспитания у дошкольников любви и бережного отношения к природе?_

6. Оцените уровень развития экологической культуры у ваших воспитанников по следующим показателям:

* у детей сформированы базовые природоведческие и экологические знания, которые проявляются в их высказываниях, практических действиях, спонтанно возникающих ситуациях;

* у детей сформированы базовые природоведческие и экологические знания, которые проявляются лишь теоретически, но не проявляются в их высказываниях, практических действиях, спонтанно возникающих ситуациях;

* природоведческие и экологические знания пока сформированы отрывочно, бессистемно.

Возраст детей_

7. Оцените Ваш профессиональный арсенал форм, методов и приемов экологического образования дошкольников:

* владею комплексом форм, методов и приемов экологического образования дошкольников в полном объеме;

* отчасти владею некоторыми методами и приемами, но у меня недостаточно знаний и опыта в данном направлении;

* не владею методами работы по экологическому образованию дошкольников, необходима методическая помощь:_

8. Каков, на Ваш взгляд, уровень экологической культуры родителей современных дошкольников?_

9. Какие формы взаимодействия с родителями Вы применяете в работе по экологическому образованию? _

Список литературы

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. - М., 2007. - 190 с.

2. Газина О.М. Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов. - М., 2000. - 32 с.

3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. - М., 2009. - 128 с.

4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. - М., 2007. - 64 с.

5. Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой. - М., 2006. - 112 с.

6. Зенина Т.Н. Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. - М., 2008. - 48 с.

7. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М., 2003. - 144 с.

8. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду. - М., 2008. - 128 с.

9. Крылова Н.М. Детский сад - дом радости: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - М., 2014. - 352 с.

10. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития. / под ред.Л.Е.Курнешовой. - М., 2009. - 320 с.

11. МЫ: Программа экологического образования детей.

12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М., 1995. - 160 с.

13. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М., 1996. - 48.

14. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М., 2000. -96 с.

15. Нисканен Л.Г. Первое знакомство с природой. - М., 2005. - 64 с.

16. Рыжова Н. Наш дом - природа. Программа.

17. С.Н. Николаева. Юный эколог. Программа

18. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Животные. - М., 2000. - 32 с.

19. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М., 2000. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.