Научная статья на тему 'К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена'

К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ ГЕРМОГЕН / ХОРВАТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАВЕЛИЧ / ОБЕРКНЕЖЕВИЧ / КРИШТО / НЕЗАВИСИМАЯ ДЕРЖАВА ХОРВАТИЯ / ПЕТР ЛАЗИЧ / Х. ХЕЛМ / METROPOLITAN HERMOGENES / CROATIAN ORTHODOX CHURCH / PAVELIć / OBERKNIESEVIć KRISHTO / INDEPENDENT CROATIAN STATE (NDH) / PIOTR LAZIć / H. HELM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косик Виктор Иванович

В статье освещается жизненный путь митрополита Гермогена и его пребывание во главе новосозданной Хорватской православной церкви в 1942–1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Косик Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the portrait of the Primate of the Croatian Orthodox Church Metropolitan Hermogenes

The article is about the life of Metropolitan Hermogenes and his leadership in the newly organized Croatian Orthodox Church in 1942–1945.

Текст научной работы на тему «К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена»

В. И. Косик (Москва)

К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена

В статье освещается жизненный путь митрополита Гермогена и его пребывание во главе новосозданной Хорватской православной церкви в 1942-1945 гг.

Ключевые слова: митрополит Гермоген, Хорватская православная церковь, Павелич, Оберкнежевич, Кришто, Независимая Держава Хорватия, Петр Лазич, Х. Хелм.

Будущий глава Хорватской православной церкви владыка Гермоген (Григорий Иванович Максимов) родился 10 января 1861 г. в священнической семье в донской станице Нагавской. По завершении местной школы продолжил учебу в Новочеркасской духовной семинарии (1879-1882). Для блестяще закончившего семинарию выпускника стали открыты двери Киевской духовной академии, которую он в 1886 г. окончил. 4 декабря 1887 г. Максимов был рукоположен в священнический сан. Первым местом назначения стала Новочеркасская епархия. Там о. Григорий вначале служил в старой столице Дона — Старочеркасске, потом получил место священника в Новочеркасске в церкви Св. Троицы. Затем семь лет о. Григорий служил в кафедральном храме Св. Вознесения. В 1902 г. по приглашению епископа Вениамина он уехал на Кавказ, где стал настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. В революционном 1905 году о. Григорий делает все, чтобы население осталось «верным царю и отечеству». Его деятельность была успешной, но в тот же год умерла его жена, оставив ему шестерых детей — от одного года до шестнадцати. Он сумел вырастить детей, дать им образование, а сам в 1909 г. принял монашество с именем Гермоген1. В 1906 г. он был назначен ректором Саратовской духовной семинарии. Спустя несколько лет, 9 мая 1910 г., Гермоген был хиротонисан во епископа Аксайского, стал викарием Донской епархии и архипастырем Всевеликого войска Донского.

Здесь его возвышение по церковной лестнице иерархии остановилось. В 1919 г. на церковном соборе в Екатеринодаре владыка поставил вопрос о своем назначении главой Ростовской епархии, хотя эту кафедру уже более года занимал епископ Арсений. Свои права

на ростовскую кафедру владыка обосновывал тем, что ему «четыре года тому назад обещана была эта епархия», что целых четыре года он ждал ее. Однако его слова были оставлены без внимания.

С саном владыки также было непросто. У генерала П. Н. Краснова в его книге «Всевеликое войско Донское» владыка вплоть до эвакуации из Крыма именуется архиепископом Аксайским2. У Георгия Граббе в его «Страницах из дневника (1917-1920)», относящихся к «Лемносскому сидению», Гермоген упоминается в сане епископа, викария Новочеркасского3.

Вероятно, в 1920 г. он оставил Россию. Ждал следующего витка судьбы вместе со своими казаками на печально известном острове Лемнос. Сохранено свидетельство о том, что владыка отказался служить панихиду по царю. Ее провел протопресвитер Георгий Шавельский, но уже как по гражданину Романову4.

И в то же время в его воззвании к донским казакам от 1 января 1922 г., написанным на Афоне были такие строки: «.когда сорганизуется новая Донская Армия. тогда дайте мне знать, и где бы я ни был, я, ваш Архипастырь, готов идти с вами. Я пойду впереди вас с животворящим Крестом в руках и буду благословлять ваше победное шествие. На помощь России восстановить Престол Царский, вернуть Народу Русскому его Законного Царя. И пусть на знаменах ваших крупными огненными, как меч Херувима, словами будет написано "БОЖЕ ЦАРЯ ХРАНИ"»5.

И здесь остается только недоумевать.

После Афонской Горы, куда он прибыл в августе 1920 г., было Королевство сербов, хорватов и словенцев и жительство в Белграде. В июне 1922 г. последовало назначение Гермогена на должность управителя русских церковных общин в Королевстве Греции. Уже будучи членом Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), он получил в том же году долгожданный сан архиепископа Екатеринославского и Новомосковского6.

Но в книге «Казачий словарь-справочник» приведен другой год, а именно 19357.

И еще немного о титулатуре. В 1938 г. на Архиерейском соборе РПЦЗ владыка поставил вопрос о награждении его саном митрополита. В протоколах Архиерейского синода содержится следующая запись: «Зачитываются приговоры и ходатайства казачьих организаций о награждении преосвященного Гермогена к предстоящему юбилею 50-летия священства "митрополитом казачьих войск в рассеянии сущих". При обмене мнениями выясняется, что по вошед-

шему в силу Врем[енному] положению, звание митрополита есть не награда, а должность, что возведение в сан "митрополита всех казачьих войск" может привести ко многим недоразумениям в епархиях, в которых проживают казаки, между епархиальными архиереями и "митрополитом всех казачьих войск".

Постановили: к 50-летнему юбилею наградить преосвященного Гермогена, архиепископа Екатеринославского и Новомосковского, очередной наградой — бриллиантовым крестом на клобук, с препроводительной юбилейной грамотой»8.

В итоге, в положении владыки ничего не изменилось: как и другие русские архипастыри, жившие в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, он был епископом без епархии. И местом жительства для него были югославские монастыри: вначале Джаковац, потом Гргетек, а с 1941 г. обретался в расположенном на территории созданной после развала королевской Югославии Независимой державы Хорватии Хоповском женском монастыре, в котором в свое время нашли пристанище русские монахини из Леснинской обители.

Казалось, что бушевавшая в Европе война не нарушит мирное и уединенное житие владыки, перешагнувшего восьмидесятилетний рубеж, и Гермоген так и останется в истории как один из иерархов, незаметно окончивших свои дни в изгнании. Но именно в это грозное время он стал митрополитом и даже был назначен в 1945 г. Патриархом Хорватской православной церкви.

Об этом и пойдет речь. Но вначале немного истории. Идея создания Хорватской православной церкви (ХПЦ) пульсировала в умах еще в XIX в., в частности у Е. Кватерника. Да и в начале ХХ в. мысль о формировании отдельной православной церкви для Хорватии продолжала жить9. Однако начавшаяся первая мировая война и последующее образование Королевства сербов, хорватов и словенцев, возглавляемого сербской династией Карагеоргиевичей, надолго заморозило появление подобных проектов.

Реальность возникновения ХПЦ резко возросла после разгрома Королевства Югославии и образования Независимой Державы Хорватии (НДХ) 10 апреля 1941 г. и упразднения действия Сербской православной церкви на своей территории. Хорватский историк Ю. Кришто в книге «Столкновение символов» перечисляет несколько причин создания Хорватской православной церкви. Здесь, в частности, «антикатолические побуждения» поглавника (вождя) Анте Павелича, стремившегося учреждением ХПЦ «смягчить» главу Хорватской католической церкви А. Степинца. Тут и свиде-

тельство о том, что сам А. Степинац предлагал основание ХПЦ. Имеются сведения, что на ее формирование повлияла католическая церковь внутри Хорватии и за ее границами. Упоминается и германская разведслужба, «детищем» которой явилась православная церковь в Хорватии. В «отцах-основателях» числятся и итальянцы, и даже сама Сербская Православная церковь. По свидетельству двух активных деятелей ХПЦ, Милоша Оберкнежевича и Петра Лазича, Сербская церковь видела в ее создании временное решение для спасения сербства10. Оберкнежевич далее утверждал, что через митрополита Иосифа, который был близким сотрудником предстоятеля Сербской церкви, «патриарх им поручил в новой ситуации сделать все, чтобы уладить и нормализовать дело православия в новом хорватском государстве»11. Хотя, надо сказать, эта информация, как подчеркивает Ю. Кришто, подвергается сомнению сербским историком Церкви Дж. Слепчевичем. Пожалуй, самое простое объяснение возникновения ХПЦ дал П. Лазич. Он утверждал, что переименование церкви в НДХ связано не с национальностью, как это было с православной церковью в Королевстве Югославии, а только с названием государства, где она действует12.

По мнению Ю. Кришто, политика репрессий и преследований православных сербов не принесла особых результатов, и Павеличу требовались «свежие идеи» для решения «сербского вопроса». Такой и посчитали идею об основании автокефальной православной церкви в Хорватии13. В своей речи на заседании сабора 26 февраля 1942 г. Павелич информировал собравшихся о своем предложении, обсуждение которого перешло в комитет по правосудию и богословию при Хорватском государственном собрании (11 марта 1942 г.). Был основан соответствующий комитет православных представителей во главе с П. Лазичем. Именно им предстояло запросить власти об учреждении ХПЦ.

В итоге 3 апреля 1942 г. Павелич издал распоряжение, имевшее силу закона, об основании Хорватской православной церкви, имевшей статус патриархии с центром в Загребе. Теперь оставалось найти кандидата, который бы дал согласие возглавить новую церковь.

Поставление серба во главе церкви в Хорватии могло вызвать определенные трудности, поэтому было решено привлечь русских иерархов, возраст которых позволял надеяться, что с ними не будет больших проблем.

Первым кандидатом стал архиепископ Гермоген. На допросе коммунистическим следователем в Загребе 26 мая 1945 г. Гермоген

показал: «В начале весны 1942 г. ко мне в монастырь Хопово приехал Милош Оберкнежевич с предложением от Павелича, чтобы я и епископ Феофан (Гаврилов. — В. К.) учредили и организовали новую православную хорватскую церковь. Он тогда сказал, что в Хорватии имеется два миллиона православных, но нет священников, поэтому было бы нужным самим заняться организацией церкви и поставле-нием священников, так как без священников нет ни крещения детей, ни венчания, ни похорон. Мы двое согласились принять сделанное предложение. После нашего согласия Милош Оберкнежевич отбыл в Загреб докладывать Павеличу. В мае того же года он вновь вернулся в Хопово и предложил мне стать во главе всей Хорватской православной церкви с титулом митрополита. Епископу Феофану было предложено принять пост сараевского епископа, но он отказался от этого предложения из-за того, что рефлектировал, что я буду глава православной церкви в Хорватии. Вскоре после моего отъезда он уехал в Белград, где умер 2 июня 1945 г. [...] После моего прибытия в Загреб был принят на аудиенции Павеличем. Он мне сказал, что я назначен главой Хорватской православной церкви и чтобы я как можно скорее занялся ее организацией. Тогда он мне сказал, что нужно взять в нашу церковь новый календарь, так как это будет лучше для школы и праздников. 7 июня было мое торжественное поставле-ние митрополитом, которое происходило в Преображенской церкви. Там присутствовали священники, участвовавшие в богослужении: Евгений Ержемский, иеромонах Платон, Серафим Купчевский, иеромонах Вениамин Романов, Йоцо Цвеянович, Васо Шурлан, из Земуна был приглашен протодиакон Алексей Борисов. На чине по-ставления присутствали Павелич и министры. Перед богослужением мне был прочитан декрет, который прочитал министр богословия Думанджич, которым я ставился митрополитом хорватской православной церкви»14.

По уставу ХПЦ Гермоген должен был быть в сане патриарха. Этого хотел и сам Павелич. Тем не менее, владыка на допросе от 20 июня 1945 г. говорил, что решил отказаться от сделанного предложения, так как по церковным канонам для этого нужно было согласие вселенского патриарха в Царьграде, связи с которым не было в Загребе15.

В то же время Гермоген направил через посольство Румынии в НДХ письмо-оповещение о своем поставлении главой ХПЦ патриарху Румынской Православной церкви, который, как утверждал владыка, признал владыку митрополитом ХПЦ16. Однако Гермогену

здесь, видимо, изменила память. Румынский патриарх Никодим не признал ХПЦ, подчеркнув, что такое право имеет только Вселенский Патриарх. Правда, 4 августа 1944 г., по утверждению Ю. Кришто, из Румынии было получено письмо, в котором румынский предстоятель от имени синода косвенно признал ХПЦ17. По-другому, более четко, пишет об этом П. Пожар. Он считает, что командированием своего митрополита Виссариона для епископской хиротонии Спиридона Мифки Румынская церковь признала ХПЦ18. Позиция Ю. Кришто представляется более взвешенной, так как в письме румынского патриарха не было ни слова о признании ХПЦ.

Иначе обстояло дело с Софией. Владыка несколько путанно показывал на допросе, что болгарский синод его признал, но вследствие ведения войны не желает входить в большие разногласия с Вселенским патриархом19.

Относительно позиции Белграда есть сведения о том, что Патриарх Гаврила, находившийся в заточении, дал свое согласие на выбор Гермогена, но был настроен против провозглашения его па-триархом20. Есть сведения о том, что Гермоген хотел получить признание ХПЦ и от синода СПЦ и даже был готов ехать в Белград для исходатайствования желаемого, но поездка не удалась. Не увенчались успехом и старания Оберкнежевича в этом направлении21.

Вопрос о патриаршестве Гермоген решил отложить до мирных времен22. Да и само письмо владыки в Константинополь, в патриархию, осталось без ответа23. Там сочли за лучшее оставить извещение Гермогена без внимания.

Кстати, глагол «решить» к фигуре Гермогена мало подходит: он, как показало дальнейшее время, немного мог делать самостоятельно, но в этом вопросе, в начале 1942 г., владыка мог настоять на своем.

Здесь нужно отметить, что сам Павелич, в случае отказа Гермогена, мог предложить возглавить ХПЦ «епископу из Болгарии или Румынии, к тому же и епископ молдавский Виссарион соглашался стать патриархом православной церкви» в НДХ24. Но это уже другой сюжет.

Возвращаясь к новому главе ХПЦ, отмечу еще раз, что без благословения вышестоящей церковной власти его поставление не считалось каноничным. Сам митрополит Гермоген на допросе 26 мая 1945 г. показал, что его принятие должности главы ХПЦ не «противоречило канонам православной церкви, так как по канонам каждый епископ должен получить разрешение от своей церкви, чтобы мог стать во главе епархии или целой церкви. Согласно этому, — продол-

жал владыка, — я мог просить разрешение только в русской церкви в Москве, так как принадлежал ей, и мне не нужно было разрешение сербско-православной и русско-беженской, так как русская беженская церковь не была признана русской церковью в Москве, поэтому митрополиту Анастасию было запрещено священнослужение московским патриархом»25. Замечу, что еще ранее, 6 июня 1942 г., в синоде РПЦЗ во главе с владыкой Анастасием было принято решение об исключении архиепископа Гермогена из состава синода, запрещении в священннослужении и при первой воможности предании его церковному суду26.

Здесь у Гермогена оставался единственный путь, и он им воспользовался.

На допросе 23 мая 1945 г. Гермоген заявлял, что попросил благословения русского московского патриарха Сергия через русского священника из окрестностей Вены Михаила Виноградова, который известил, что ему «патриарх дает свое согласие» и он может принять

27

место митрополита хорватского27.

Однако эти слова внушают определенные сомнения уже потому, что в условиях военного времени связаться из Вены с Москвой было весьма трудно.

Протоколы допросов владыки Гермогена отчетливо показывают, что его власть была весьма призрачной. «Мое отношение к властям НДХ, — говорил владыка следователю 26 мая 1945 г., — за все время было лояльным, и я все их распоряжения выполнял и приказывал подчиненным проводить их в жизнь. Также и хорватская православная церковь во всем покорялась приказам и пожеланиям власти. Если когда я и воспротивился желанию власти, а это относилось к делам, которые противоречили церковным фундаментальным установлениям, то в конце концов принимал их требования»28.

Только несколько примеров.

Первый. В 1942 г. он подписал листовку, в которой партизаны призывались вернуться в свои дома, считая, что семьи пропадут без своих лучших работников. Но он никогда не составлял и не подписывал листовки, направленные против участников освободительного движения, хотя там и была его подпись, поставленная без ведома владыки29.

Второй. Епископская хиротония Спиридона Мифки, находившегося под церковным следствием, была совершена им только под

30

нажимом властей30.

Третий. Когда в феврале 1945-го на патриарший престол вступил Алексий I, то митрополит Гермоген подписал заготовленный в

министерстве правосудия и богословия текст протеста от имени свя-

" 31

щенства и верующих под угрозой лагеря31.

Четвертый. При Гермогене секретарем, согласно приказу Павелича от 8 сентября 1942 г., служил некий Цвеянович. Судя по одному из немецких источников, он был скорее всего поставлен уста-шами для контроля деятельности Церкви и делал все против воли Гермогена, который ничего не мог предпринять против Цвеяновича без разрешения правительства32. Хотя сам Гермоген на одном из допросов показал, что Цвеянович был самым его деятельным и близ-

33

ким сотрудником33.

Пятый. Владыка отчетливо сознавал, что возглавляемая им Церковь находится в неравноправном положении с католической. Так, можно было переходить в католичество, но нельзя возвращаться в православную. Созданный при ХПЦ церковный комитет, состоявший из двух католиков и двух православных, одним из которых был Цвеянович, должен был проводить в практику те меры, которые предпринимали сами центральные власти34.

Шестой. Сами успехи Гермогена в устройстве ХПЦ были весьма спорными.

С одной стороны, наблюдался очевидный рост священнослужителей: от 40 священников, вступивших в ХПЦ в начале ее организации, до сотни к марту 1943 г.35 С другой стороны, судя по донесению от 29 января 1943 г. начальника службы безопасности в Хорватии Ханса Хелма, существовала оппозиция против него как русского по происхождению, да и против его русских помощников36. При этом к оппозиции примыкали и сербские пастыри, не вступившие в ХПЦ и выступавшие против русских священников37.

И в то же время Гермоген, судя по донесению Хелма от 10 марта 1943 г., был доволен в общем своим положением и убежден, что государство помогает в его работе, но не видел, как подчеркивал Хелм, что именно оно намеревается парализовать его усилия38, чему уже были неоднократные свидетельства.

Тем не менее, владыка делал все, чтобы помочь православным, как русским, жившим в НДХ, так и сербам, спасая от преследований, тюрьмы и даже гибели39. С осени 1942 г. священники начали преподавать Закон Божий в ряде хорватских школ. С апреля 1944 г. был налажен выпуск газеты «Глас православия». 13 октября 1943 г. в правительство был введен православный министр (без портфеля), доктор наук С. Бесарович, сараевский адвокат. Шло восстановление закрытых и порушенных частично церквей40.

Близился конец войны. Красная Армия взяла Берлин. А в Загребе 6 мая 1945 г. произошло поставление митрополита Гермогена в Патриарха, и в связи с торжественным событием был дан торжественный обед41.

Как показывал сам владыка на допросе 26 мая 1945 г., он вначале отказывался от предложения правительства быть наименованным патриархом хорватской православной церкви в НДХ, но ему было сказано, что по уставу он должен принять эту должность и титул патриарха. На это требование одного из представителей власти, а именно, высокого функционера из министерства правосудия и богословия Р. Главаша, он согласился, и правительство назначило его патриархом42.

Все вышесказанное еще раз подтверждает показания Гермогена о том, что он во всем слушался властей. Видимо, здесь надо учитывать и возраст владыки, и соответствующее состояние здоровья, которое один из близко знавших его людей охарактеризовал как «старческое изнеможение»43.

Но владыке нельзя отказать и в храбрости. На допросе 26 мая 1945 г. Гермоген показал, что он мог бы покинуть Загреб: ему предоставлялась машина, которая должна была доставить его к поезду. Однако он «решился остаться, так как не чувствовал себя виноватым»44.

8 мая Загреб был взят частями Югославской Народной армии, а сам Гермоген был арестован. Судьба его была предрешена, для новой власти владыка, русский эмигрант, стал «врагом народа». Обвинения не заставили себя ждать.

29 июня 1945 г. военный суд комендатуры города Загреба «во имя народа Югославии» вынес приговор большой группе лиц, в том числе и обвиняемому Гермогену Максимову.

Гермоген Максимов был признан виновным и приговорен к расстрелу за то, что «принял положение, имя и титул митрополита за-гребского, а позже и патриарха т. н. хорватской православной церкви, которая была создана по (желанию. — В. К) злодея Павелича, чтобы как можно легче осуществилась. оккупация Югославии, и чтобы единство сербского народа в Хорватии было расколото, что обусловило братоубийственную войну. с целью послужить захватчику как можно легче поработить народы Югославии, и как можно лучше скрыть усташские злодеяния, совершенные над невинным населением. На своем посту. он по приказу Павелича и на службе иностранного завоевателя насильно переводил и загонял сербов в так н.

хорватскую православную церковь и таким способом скрыл смерть тысяч сербов, которые во время этих переводов массами были убиты. по приказу и на службе оккупатора он разжигал национальную, расовую и религиозную ненависть. поддерживал тесные политические и дружеские связи с верховными функционерами оккупантов. ставя себя в полную службу оккупатора»45. Спустя несколько дней закончилась земная жизнь владыки46, так много потрудившегося для своей паствы и считавшего, что он ничего не сделал такого, за что его можно было бы осудить.

Сейчас ХПЦ вновь возрождается.

ПРИМЕЧАНИЯ

Pozar P. Hrvatska Pravoslavna crkva u proslosti I buducnosti. Zagreb, 1996. S. 177-180.

Краснов П. Н. Всевеликое войско Донское // http://old.fstanitsa. ru/2/41_16shtml.

http://www.portal_credo.ru/site/?akt=lib@id=836. Русский вестник. 2003. № 24. С. 12-13.

Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов. М., 2000. С. 705.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cg?2_236. Казачий словарь-справочник / Сост. Г. В. Губарев. Сан-Ансельмо. Калифорния, 1968. Т. 2. С. 156. Репринт: М., 1992. ГАРФ. Ф. 6343. Д. 15. Оп. 1. Л. 29 об.-30.

Kristo J. Sukob simbola. Politika vjere i ideologije u Nezavisnoj Drzavi Hrvatskoj. Zagreb, 2001. S. 247.

10 Ibid. S. 248-249.

11 Цит. по: Kristo J. Sukob simbola. S. 249.

12 Ibid. S. 250.

13 Ibid.

14 HDA. Republicki sekretarijat za unutrasnje poslove sluzbe bezbednosti. F. 1561. Kutija 002. № 7. L. 39.

15 Ibid. L. 45-46.

16 Ibid.

17 Kristo J. Sukob simbola... S. 257-258.

18 Pozar P. Hrvatska Pravoslavna crkva. S. 199. HDA. F. 1561. Kutija 002. № 7. L. 45-46.

20 Kristo J. Sukob simbola... S. 254.

21 Ibid. S. 258

22 Ibid. S. 254.

23 Ibid. S. 255.

24 HDA. F. 1561. Kutija 002. № 7. L. 42.

25 Ibid. L. 44.

26 Шкаровский М. В. К истории Православной церкви в Хорватии (комментарий в свете веры) // www.sedmitza.ru/text/413678.html

27 HDA. F. 1561. Kutija 002. № 7. L. 29.

28 Ibid. L. 42.

29 Ibid. L. 44.

30 Ibid. L. 41.

31 Ibid. L. 43.

32 Ibid. L. 101.

33 Ibid. L. 46.

34 Ibid. L. 101-102.

35 Ibid. L. 102.

36 Ibid. L. 96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Ibid. L. 97.

38 Ibid. L. 104.

39 Шкаровский М. В. К истории Православной церкви в Хорватии.

40 Там же.

41 HDA. F. 1561. Kutija 002. № 7. L. 70.

42 Ibid. L. 43.

43 Ibid. L. 100.

44 Ibid. L. 43.

45 Ibid. L. 57.

46 PozarP. Hrvatska Pravoslavna crkva... S. 362.

Kossik V. I.

To the Portrait of the Primate of the Croatian Orthodox Church Metropolitan Hermogenes

The article is about the life of Metropolitan Hermogenes and his leadership in the newly organized Croatian Orthodox Church in 1942-1945.

Key words: Metropolitan Hermogenes, Croatian Orthodox Church, Pavelic, Oberkniesevic Krishto, Independent Croatian State (NDH), Piotr Lazic, H. Helm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.