Научная статья на тему '«Взгляд из XXI века». Рец. : Косик В. И. Хорватская православная церковь (от организации до ликвидации) (1942—1945). Взгляд из XXI века. М. : институт славяноведения РАН, 2012'

«Взгляд из XXI века». Рец. : Косик В. И. Хорватская православная церковь (от организации до ликвидации) (1942—1945). Взгляд из XXI века. М. : институт славяноведения РАН, 2012 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Взгляд из XXI века». Рец. : Косик В. И. Хорватская православная церковь (от организации до ликвидации) (1942—1945). Взгляд из XXI века. М. : институт славяноведения РАН, 2012»

Взгляд из XXI века

Рец.: Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942—1945). Взгляд из XXI века. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. - 192 с.

Идея возникновения книги по истории Хорватской Православной Церкви (ХПЦ) возникла в ходе переписки автора работ по славяноведению доктора исторических наук В. И. Косика и живущей в Загребе известной исследовательницы истории русской эмиграции Т. В. Пушкадия-Рыбкиной (которая и оказала автору помощь в его работе). По истории ХПЦ написано пока немного трудов1, широкому кругу читателей она малоизвестна. Русскому читателю, интересующемуся историей Православной Церкви, эта тема интересна тем, что связана с историей братской Сербской Православной Церкви и русской предвоенной эмиграции в Сербии и Хорватии.

В первой части книги освещаются вопрос об учреждении Хорватской Православной Церкви и политические аспекты ее возникновения. Как говорит автор, идея основания Хорватской Церкви возникла еще в XIX столетии, но смогла осуществиться только после капитуляции Белграда в 1941 г. и отделения Хорватии от Королевства Югославии. Новые хорватские власти предприняли меры для искоренения всего, что связывало граждан Хорватии с Сербией и Сербской Церковью.

Автор подробно и непредвзято рассматривает непростые взаимоотношения православных сербов с хорватами, вытеснения их с территории Хорватии, отношения с Римско-Католической Церковью, которая ставила своей задачей окатоличивание всех православных в Хорватии.

Хотя слово «серб» и его производные были вычищены из официальных документов начала 1940-х гг., сербов в Хорватии осталось довольно много, и властям приходилось иметь с ними дело. Власти нового государства нашли выход в основании Автокефальной Хорватской Православной Церкви на месте упраздненной в новой стране Сербской Православной Церкви. Автор на основе различных документов подробно исследует этот вопрос, отвергая возникшие по этому поводу мифы и достаточно аргументированно обосновывая свою точку зрения.

1 См.: Шкаровский М. В. Создание и деятельность Хорватской Православной Церкви в годы Второй мировой войны // Вестник церковной истории. 2007. № 3. С. 221—262.

Автор рассматривает вопрос, почему во главе Хорватской Церкви был поставлен русский эмигрант — митрополит Гермоген (Максимов), а также подробно описывает его роль в хорватских событиях, исследует роль немецкой службы безопасности в поиске его кандидатуры на пост главы ХПЦ. Немало страниц отводится в книге обустройству новой Церкви, ее функционированию и контролю со стороны Хорватского государства и немецких спецслужб.

Один из самых интересных моментов в этой истории — подглава «Три биографии епископа Спиридона (Мифка)». Подробно анализируя все три жизнеописания епископа, автор делает вывод, что наиболее достоверным является то, которое строится на основе следственного дела и его личных показаний, и отмечает, что «именно последовательность отличала государственные власти... в стремлении упрочить международное положение новой церкви.»

В книге уделяется много внимания русскому духовенству и его нелегкой судьбе в Хорватии. В независимом государстве Хорватия священнослужители оказались и без приходов, и без средств к существованию, но, несмотря на это, они «сначала потаенно, потом открыто стали вести службы и совершать требы для русских людей».

Рассказом о трагической судьбе митрополита Гермогена, о его невольных ошибках, попытках «помочь православным, как русским, так и сербам», о его аресте и суде, а затем и расстреле, автор заканчивает историческую часть своего исследования.

Оглядываясь на происходящие события спустя более 70 лет, автор проводит многие параллели с современными событиями. Опять поднимается вопрос о создании Хорватской Православной Церкви, государство снова пытается решать церковные вопросы исходя исключительно из своих соображений.

Во второй части книги автор приводит 23 документа, переведенных на русский язык, как из архивов Загреба, так и из Архиерейского Синода РПЦЗ.

В третьей части книги даются краткие биографические сведения о некоторых священнослужителях из России, оказавшихся на территории Хорватии и расстрелянных в мае 1945 г.

Несмотря на отдельные недостатки чисто редакционного характера: нечеткое соблюдение написания в тексте строчных и прописных букв, отсутствие в именном указателе хотя бы кратких характеристик упомянутого лица, — книга найдет своего читателя и поможет глубже понять события церковной жизни в ХХ в.

Н. А. Кривошеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.