зистой кишечной палочкой. Антенатальное воздействие обоих исследуемых пестицидов не нарушало функциональной активности ретикулоэндотелиальной системы у потомства.
При введении животным обеих опытных групп первого поколения инфекционного агента (250 млн. микробных тел взвеси суточной культуры кишечной палочки штамм № 734 в объеме 0,1 мл) под апоневроз стопы интенсивность местной воспалительной реакции возрастала до 10,5±2,2 балла, а ее продолжительность — до 8±3,1 дня при показателях контроля 1,4±0,2 балла и 4,5±0,7 дня соответственно. У крысят второго поколения антиинфекционная резистентность приближалась к контролю.
Следовательно, многократное воздействие на протяжении беременности малыми количествами пестицидов понижает у потомства активность гуморальных факторов неспеци-фического иммунитета и защитные свойства кожи и слизистой, а также уменьшает сопротивляемость к инфекцонному агенту.
ЛИТЕРАТУРА. ОлефирА. И. — «Врач, дело», 1973, № 4, с. 138—141.
Поступила 23/11 1977 г.
УДК 616.1-099-02:678.745.8341-092
Б. А. Курляндский, JI. А. Томилина, А. И. Духовнаяг
Н. Н. Стовбур
К ПАТОГЕНЕЗУ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ВИНИЛХЛОРИДОМ
Городская санэпидстанция Москвы
Исследование проводилось на беспородных белых крысах-самцах с исходным весом 160—180 г. Животные подвергались затравке винилхлоридом (ВХ) на протяжении 7 мес по 41/г ч ежедневно в концентрациях 20 мг/ы* (1-я группа) и 300 мг/м3 (2-я группа); 3-я группа животных служила контролем. 7-Месячный срок затравки был обусловлен попыткой выявления возможных поздних функциональных изменений при действии ВХ на уровне, ниже существующей ПДК.
Состояние сердечно-сосудистой системы оценивалось по изменениям биоэлектрической активности сердца и артериального давления. Запись ЭКГ осуществлялась на приборе «ЭЛКАР-4» во II стандартном отведении. Систолическое, диастол и чес кое и пульсовое артериальное давление определялось фотоплетизмографическим методом. Изучаемые показатели регистрировались на 1, 3, 5 и 7-м месяцах опыта.
Животным, испытывающим воздействие ВХ в концентрации 20 мг/м3, подкожно вводили адреналин и питуитрин в дозах, пороговых по отношению к изучаемым показателям, — соответственно 0,3 мг и 1 ед. на 1 кг веса животного. На высоте действия препаратов оценивались изменения показателей ЭКГ и уровня сахара крови.
Затравка ВХ в концентрации 300 мг/м3 с 3-го по 5-й месяц опыта вызывала у подопытных животных укорочение интервала R— R (3-й мес: о :ыт—0,140±0,001, контроль — 0,153±0,005 с, Рг£:0,05; 5-й мес: опыт — 0,134±0, 06 с, контроль — 0,160± 0,004 с, Р^0,05), сменившееся на 7-м месяце выраженным удлинением интервала R — R (опыт — 0,172+0,008, контроль — 0,158±0,007, Psg0,05); при концентрации ВХ 20 мг/м3 интервал R — R к 7-му месяцу затравки удлинялся (опыт — 0,180±0,008, контроль — 0,158 ±0,007 с, Р<0,05).
Систолическое артериальное давление у животных 2-й группы характеризовалось в течение первых 5 мес затравки тенденцией к повышению с переходом в гипотонию на 7-м месяце. Диастолическое давление повышалось у животных обеих подопытных групп, однако у животных 1-й группы — медленнее. В дальнейшем диастолическое давление снижалось. Пульсовое давление у животных 2-й группы характеризовалось на протяжении затравки значительными колебаниями, у животных 1-й группы оно снижалось на протяжении всего периода затравки.
Применение функциональной фармакологической нагрузки питуитрином показало, что чувствительность к этому препарату сердца животных, затравленных ВХ в концентрации 20 мг/м3, существенно отличается от таковой у контрольных животных. После 1-го мес затравки у подопытных животных отмечалось большее, чем в контроле, замедление ритма сердечной деятельности в ответ на нагрузку. Интервал увеличивался в опыте с 0,150± ±0,002 и до 0,177±0,007 с, Psg0,05; в контроле — с 0,150±0,003 с до 0.167±0,007 с, Р^0,05). У 4 из 12 подопытных крыс после введения питуитрина наблюдались явления коронарной недостаточности (подъем сегмента ST над изоэлектрической линией, увеличение вольтажа Т, в 1-м случае — отрицательный зубец Т). У контрольных крыс подобных явлений отмечено не было. На 3-м месяце затравки статистически достоверного изменения ритма сердечной деятельности под влиянием питуитрина у подопытных животных не наблюдалось. Иная реакция, а именно более выраженное, чем у контрольных крыс, удлинение интервала R — R, отмечалась на 5-м месяце затравки. В дальнейшем, на 7-м месяце затравки, чувствительность сердца подопытных крыс к питуитрину еще
более повысилась. Это сказалось в резком удлинении интервала /?—и появлении на этом фоне выраженной синусовой аритмии (разница ^ — ^шах ^ — /?т1п в контроле — 0,12 ±0,002 с; в опыте — 0,040±0,003 с, Р^0,05), единичных желудочковых экстрасистол и признаков нарушения предсердно-желудочковой проводимости.
Адреналин вызывал у подопытных животных на 1-м и 5-м месяцах затравки более выраженную, чем в контроле, тахикардию. На 3-м и 7-м месяцах затравки изменения ритма сердечной деятельности от введения адреналина у подопытных крыс не отмечалось.
Гипергликемический эффект адреналина был более выражен у подопытных животных на 1-м и особенно на 5-м месяцах затравки. На 3-м месяце затравки у подопытных и контрольных крыс уровень гипергликемии был одинаковым. На 7-м месяце затравочного периода гипергликемическая реакция на введение адреналина у подопытных животных была менее выражена, чем у контрольных.
Проведенные исследования показали, что хроническая интоксикация ВХ приводит к нарушению нейрогуморальной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Пары ВХ в концентрации 300 мг/м3 вызывают первоначальную активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая в дальнейшем сменяется усилением парасимпатических влияний. При воздействии ВХ в концентрации 20 мг/м3 лишь на 7-м месяце затравочного периода гипергликемическая реакция на введение адреналина у подопытных животных была менее выражена, чем у контрольных.
Проведенные исследования показали, что хроническая интоксикация ВХ приводит к нарушению нейрогуморальной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Пары ВХ в концентрации 300 мг/м3 вызывают первоначальную активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая в дальнейшем сменяется усилением парасимпатических влияний. При воздействии ВХ в концентрации 20 мг/м3 лишь на 7-м месяце затравки удалось без помощи нагрузок выявить сдвиги в состоянии вегетоэндо-кринной регуляции сердечно-сосудистой системы. Последние проявились артериальной гипотонией и замедлением ритма сердечной деятельности, свидетельствующими об усилении тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Применение фармакологической нагрузки адреналином показало повышение чувствительности периферических адренорецепторов уже на первых месяцах затравки. В дальнейшем периоды повышенной чувствительности адренорецепторов сменяются периодами сниженной чувствительности, о чем свидетельствуют изменения ритма деятельности сердца и содержания сахара в крови.
Применение нагрузки питуитрином позволило также установить, что интоксикация ВХ характеризуется изменением реактивности миокарда.
Результаты исследования позволяют утверждать, что хроническая интоксикация малыми концентрациями ВХ приводит к нейровегетативной и сердечно-сосудистой дисфункциям, проявляющимся первоначально компенсированным нарушением нейрогуморально-го равновесия, а затем — нарушением вегетативной регуляции, протекающим с преобладанием парасимпатических влияний. О центральном характере этих изменений свидетельствует также синхронная фазовая динамика реакций эффекторных органов.
Поступила 9/Х1 1976 г.
УДК 61«.7:[в34.83:632.981.13
А. В. Болотный? Р. Е. Сова, С. Л. Акоронко, Э. А. Асриев, С Яновер, Н. Ф. Науменко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СЕРОУГЛЕРОДНОЙ ЭМУЛЬСИИ ПРИ ОБРАБОТКЕ ВИНОГРАДНИКОВ
Всесоюзный нзучно-исследсвательскнй институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев; Всесоюзный институт виноделия и виноградарства «Ма-гарач», Ялта; Институт микробиологии и вирусологии АН УССР им. акад. Д. К- Заболотного
Для борьбы с филлоксерой рекомендовано использование ряда соединений из группы хлорированных или бромированных углеводородов (гексахлорбутадиен, препарат ДД, немагон, полихлорбутан и др.). Наиболее широко применяется гексахлорбутадиен. Однако с позиций гигиены он имеет ряд отрицательных свойств. Препарат высокотоксичен для теплокровных животных, обладает выраженными кумулятивными свойствами, может в течение 3—4 лет сохраняться в почве, интенсивно и длительное время мигрирует по цепи почва — воздух, почва — растения (К. А. Гар и соавт.; В. Ф. Чернокан).
В последние годы предложено применение сероуглеродной эмульсии для фумигации почвы виноградников. В состав эмульсии входят сероуглерод— 50%, карбамид (мочевина) — 25%, вода — 24,5%, эмульгатор — 0,5%.
Токсикологические свойства сероуглерода в связи с широким его применением в ряде отраслей промышленности разносторонне изучены. Однако сведений о поведении препарата во внешней среде при использовании его в качестве фумиганта почвы в литературе не имеется. Мы поставили перед собой задачу изучить уровень и длительность сохранения сероуглерода во внешней среде и разработать гигиенические регламенты его примене-