более повысилась. Это сказалось в резком удлинении интервала /?—и появлении на этом фоне выраженной синусовой аритмии (разница ^ — ^шах ^ — /?т1п в контроле — 0,12 ±0,002 с; в опыте — 0,040±0,003 с, Р^0,05), единичных желудочковых экстрасистол и признаков нарушения предсердно-желудочковой проводимости.
Адреналин вызывал у подопытных животных на 1-м и 5-м месяцах затравки более выраженную, чем в контроле, тахикардию. На 3-м и 7-м месяцах затравки изменения ритма сердечной деятельности от введения адреналина у подопытных крыс не отмечалось.
Гипергликемический эффект адреналина был более выражен у подопытных животных на 1-м и особенно на 5-м месяцах затравки. На 3-м месяце затравки у подопытных и контрольных крыс уровень гипергликемии был одинаковым. На 7-м месяце затравочного периода гипергликемическая реакция на введение адреналина у подопытных животных была менее выражена, чем у контрольных.
Проведенные исследования показали, что хроническая интоксикация ВХ приводит к нарушению нейрогуморальной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Пары ВХ в концентрации 300 мг/м3 вызывают первоначальную активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая в дальнейшем сменяется усилением парасимпатических влияний. При воздействии ВХ в концентрации 20 мг/м3 лишь на 7-м месяце затравочного периода гипергликемическая реакция на введение адреналина у подопытных животных была менее выражена, чем у контрольных.
Проведенные исследования показали, что хроническая интоксикация ВХ приводит к нарушению нейрогуморальной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Пары ВХ в концентрации 300 мг/м3 вызывают первоначальную активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая в дальнейшем сменяется усилением парасимпатических влияний. При воздействии ВХ в концентрации 20 мг/м3 лишь на 7-м месяце затравки удалось без помощи нагрузок выявить сдвиги в состоянии вегетоэндо-кринной регуляции сердечно-сосудистой системы. Последние проявились артериальной гипотонией и замедлением ритма сердечной деятельности, свидетельствующими об усилении тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Применение фармакологической нагрузки адреналином показало повышение чувствительности периферических адренорецепторов уже на первых месяцах затравки. В дальнейшем периоды повышенной чувствительности адренорецепторов сменяются периодами сниженной чувствительности, о чем свидетельствуют изменения ритма деятельности сердца и содержания сахара в крови.
Применение нагрузки питуитрином позволило также установить, что интоксикация ВХ характеризуется изменением реактивности миокарда.
Результаты исследования позволяют утверждать, что хроническая интоксикация малыми концентрациями ВХ приводит к нейровегетативной и сердечно-сосудистой дисфункциям, проявляющимся первоначально компенсированным нарушением нейрогуморально-го равновесия, а затем — нарушением вегетативной регуляции, протекающим с преобладанием парасимпатических влияний. О центральном характере этих изменений свидетельствует также синхронная фазовая динамика реакций эффекторных органов.
Поступила 9/Х1 1976 г.
УДК 61«.7:[в34.83:632.981.13
А. В. Болотный? Р. Е. Сова, С. Л. Акоронко, Э. А. Асриев, С Яновер, Н. Ф. Науменко
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СЕРОУГЛЕРОДНОЙ ЭМУЛЬСИИ ПРИ ОБРАБОТКЕ ВИНОГРАДНИКОВ
Всесоюзный нзучно-исследсвательскнй институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев; Всесоюзный институт виноделия и виноградарства «Ма-гарач», Ялта; Институт микробиологии и вирусологии АН УССР им. акад. Д. К- Заболотного
Для борьбы с филлоксерой рекомендовано использование ряда соединений из группы хлорированных или бромированных углеводородов (гексахлорбутадиен, препарат ДД, немагон, полихлорбутан и др.). Наиболее широко применяется гексахлорбутадиен. Однако с позиций гигиены он имеет ряд отрицательных свойств. Препарат высокотоксичен для теплокровных животных, обладает выраженными кумулятивными свойствами, может в течение 3—4 лет сохраняться в почве, интенсивно и длительное время мигрирует по цепи почва — воздух, почва — растения (К. А. Гар и соавт.; В. Ф. Чернокан).
В последние годы предложено применение сероуглеродной эмульсии для фумигации почвы виноградников. В состав эмульсии входят сероуглерод— 50%, карбамид (мочевина) — 25%, вода — 24,5%, эмульгатор — 0,5%.
Токсикологические свойства сероуглерода в связи с широким его применением в ряде отраслей промышленности разносторонне изучены. Однако сведений о поведении препарата во внешней среде при использовании его в качестве фумиганта почвы в литературе не имеется. Мы поставили перед собой задачу изучить уровень и длительность сохранения сероуглерода во внешней среде и разработать гигиенические регламенты его примене-
ния на виноградниках. Исследования проводили в летний н осенний период. Сероуглеродную эмульсию вносили в почву на глубину 30—35 см тракторным фумигатором. Норма расхода эмульсии составляла 600—800 кг/га (300—400 кг/га по сероуглероду).
С целью предотвращения быстрого улетучивания сероуглерода из почвы вслед за фумигацией проводили выравнивание и прикатывание почвы. Исследованию подвергали образцы проб почвы, отобранных на глубине 0—5 и 30—40 см, винограда, виноградных листьев, а также атмосферного воздуха и воздуха над обработанными участками.
Для аналитического определения содержания препарата в образцах был модифицирован колориметрический метод определения соединений дитиокарбаминовой кислоты. Метод основан на образовании окрашенного в желто-коричневый цвет раствора дитиокарба-мата меди, получаемого при действии ацетата меди на соединение сероуглерода с диэтил-амином в спиртовом растворе. Содержание сероуглерода в почве на глубине 30—40 см в день применения при летней и осенней фумигации было близким. В поверхностном слое почвы (0—5 см) в осенний период препарат обнаруживали в больших количествах. Через 1 сутки после внесения эмульсии в почву содержание фумиганта в поверхностном слое уменьшилось в 21/4—6 раз, на глубине 30—40 см — в 9*/2—12 раз. Через 2 сут в поверхностном слое почвы сероуглерода не находили; длительность сохранения препарата в глубоких слоях не превышала 6 сут. При нормах расхода эмульсии 600 кг/га остаточные количества сероуглерода в почве ниже, чем при 800 кг/га.
Исчезновение сероуглерода из почвы было более интенсивным в летний период. Следует отметить, что среднесуточная температура воздуха в дни проведения исследований летом была на 3,3°С выше, чем осенью (19,7 и 16,4°С соответственно). Можно полагать, что уровень и длительность сохранения сероуглерода в почве зависят от влияния температуры окружающей среды, так как при более высокой температуре испарение препарата усиливается.
С целью выяснения возможного влияния сероуглерода на микробиологические процессы в почве изучены нитрифицирующая и азотфиксирующая способность почвы, активность окислительных ферментов (пероксидазы и полифенолоксидазы), а также исследована численность в почве различных микроорганизмов, принимающих участие в трансформации азота, грибов, актиномицетов и др. Исследования проводили при фумигации почвы сероуглеродной эмульсией в дозе 1200 кг/га. Пробы почвы отбирали на глубине 10—20 и 20—40 см через 10 дней, 6 и 12 мес после обработки. Контролем служил соседний участок виноградника, не подвергавшийся фумигации.
Как показали исследования, через 10 дней после фумигации численность микроорганизмов, принимающих участие в трансформации азота, в почве на глубине 10—20 см, увеличилась, тогда как на глубине 20—40 см наблюдалось уменьшение их количества. Численность грибов и актиномицетов в почве через 10 сут несколько увеличилась по сравнению с контролем. Следует отметить, что через 12, а в ряде случаев и через 6 мес после фумигации изменение численности микроорганизмов в почве не отличалось от контроля.
Нитрофицирующая и потенциальная азотфиксирующая способность почвы, а также активность ее окислительных ферментов былн близкими к контролю. Таким образом, сероуглеродная эмульсия не оказывает значительного влияния на почвенную микрофлору и интенсивность ряда изученных биохимических процессов.
Уровень загрязнения сероуглеродом атмосферного воздуха исследовали на разных расстояниях от обрабатываемых участков. Как оказалось, содержание сероуглерода в воздухе в момент фумигации на расстоянии 100 м от виноградника составляет 0,30± ±0,01 мг/м3, на расстоянии 200 м — 0,067 ±0,01 мг/м3, на расстоянии 300 м — 0,038± ±0,066 мг/м3, что выше ПДК.
Установлено, что распространению препарата препятствуют деревья и кустарники. Если между местом отбора проб и виноградником имелась лесополоса, сероуглерода не находили в атмосферном воздухе на расстояниях 100 и 300 м от виноградника.
В пробах воздуха рабочей зоны, отобранных на фумигированных участках через 1 ч после фумигации, сероуглерод обнаруживали в концентрациях 0,21 ±0,03 мг/м3, через 1 сут—0,15±0,01 мг/м3, через 2 сут — 0,020±0,005 мг/м3, спустя 3 сут препарата в воздухе не находили. Следовательно, длительность миграции сероуглерода из почвы в воздух рабочей зоны не превышает 2 дней, при этом уровень загрязнения воздуха был ниже ПДК (ПДК — 1 мг/м3).
Согласно полученным данным, содержание сероуглерода в воздухе зоны дыхания в период заправки фумигатора составляло 3,4 мг/м3, в воздухе кабины тракториста — 0,35 мг/м3. Однако у лиц, занятых фумигацией, не выявлено нарушений в состоянии здоровья и при более высоких концентрациях сероуглерода в воздухе рабочей зоны (Т. В. Дядичева и соавт.).
Возможное загрязнение сероуглеродом винограда и виноградных листьев изучали в дннамнке в течение 5—7 дней после фумигации, а также при сборе урожая (через 30—90 дней). В 124 пробах винограда различных сортов и в листьях препарат не обнаружен. Можно полагать, что сероуглерод не проникает через корневую систему из почвы в ягоды и листья. Это свидетельствует также о том, что он, по-видимому, не адсорбируется из воздуха поверхностью виноградной лозы.
Таким образом, сероуглеродная эмульсия с позиций гигиены имеет ряд преимуществ перед гексахлорбутадиеном: сероуглерод сравнительно быстро разрушается в почве, не накапливается в винограде, длительность миграции препарата в воздух не превышает
2 сут. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о возможности применения препарата для фумигации почвы виноградников. Рекомендуемая зона санитарного разрыва — 500 м. На обработанные участки люди могут выходить через 3 сут после фумигации.
ЛИТЕРАТУРА. ГарК. А., Коган Л. М., Покровский Е. А. и др. — «Хим. средства защиты растений», 1970, Л» 1, с. 42—56. — Дядичева Т. В., ПинесА. Г., ХохольковаГ. А. и др. — «Гиг. труда», 1976, № 3, с. 44—45. — Чернокан В. Ф. Гигиена труда при фумигации почвы и гексахлорбутадиеном, кож-но-резорбтивное действие некоторых фумигантов. Автореф. дис. канд. Кишинев, 1972.
Поступила 17/V 1977 г.
УДК 614.73-07
Л. Ф. Родионова
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИЙ РАДИОАКТИВНОСТИ ЖИДКИХ ОТХОДОВ
Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены Министерства
здравоохранения РСФСР
В действующих санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (ОСП-72) не приводится деления жидких отходов по степени активности. Дается лишь определение принадлежности к радиоактивным отходам, которое основывается на превышении среднегодовой допустимой концентрации (СДК) этих отходов, установленной для воды водоемов.
Практика обращения с радиоактивными отходами на любом этапе прежде всего нуждается в четкой классификации их по степени активности, что в настоящее время крайне затруднено. В санитарных правилах сбора, удаления и захоронения радиоактивных отходов № 477-64, утративших силу после издания ОСП-72, было 2 градации жидких радиоактивных отходов: слабоактивные — с удельной активностью до 10_4 Ки/л и высокоактивные — более Ю-4 Ки/л. В международном стандарте № 101-70 жидкие радиоактивные отходы делятся по уровню активности на 5 категорий: 1-я — до Ю-* Ки/л, 2-я — от 10"» до 10-« Ки/л, 3-я — от 10"» до 10~4 Ки/л, 4-я — от 10~4 до 10 Ки/л, 5-я — более 10 Ки/л. Там же приводится неофициальная классификация жидких радиоактивных отходов по данным 10 стран мира (см. таблицу).
Как видно из таблицы, уровень удельной активности жидких радиоактивных отходов по своим характеристикам в разных странах различен. Так, жидкие отходы низкой активности в Польше, Индии, Чехословакии определены уровнем до Ю-7 Ки/л, в Японии, Швеции и двух атомных центрах Франции — до 10-в Ки/л; при этом в Японии введено понятие «очень низкая активность»; в 2 атомных центрах Франции существует понятие «неидентифицированные отходы». Уровень среднеактивных отходов по раз-
Классификация жидких радиоактивных отходов по уровням активности в разных странах
мира
Страна Категория жидких отходов по удельной активности, Ки/л
очень низкая* низкая* средняя • высокая очень высокая
Польша _ 10—7 ю-» >10-»
Индия — ю-7 ю-а >ю-» _
Чехословакия — ю-7 1 >1 _
Япония 10-* ю-» 10-» 10"1 > Ю-1
Швеция — ю-* Ю-1 > ю-1 _
Норвегия — ю-» ю-3 > 10—3 _
США — 5-10-* 1 >1 _
— ю-* Ю-3 10~1 > 10—1
Франция (5 атомных — ю-® ю-1 >10-1 _
центров) — ю-3 5- Ю-4 10 >10
— Ю-4*« 5- Ю-2 10 >10
— ю-4 Ю-1 > 10"1
Бельгия — ю-4** 10» >10» _
СССР — 10-» 1 >1 —
* Максимальная удельная активность
•• От 10-" до 10-» и оть10—10 до 10~7 .неидентифицированные жидкие отходы.