Научная статья на тему 'К оценке несущей способности повреждаемых сжатых бетонных и железобетонных элементов при механическом нагружении'

К оценке несущей способности повреждаемых сжатых бетонных и железобетонных элементов при механическом нагружении Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ахметзянов Ф. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К оценке несущей способности повреждаемых сжатых бетонных и железобетонных элементов при механическом нагружении»

ТЕОРИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

УДК 639

Ф.Х. Ахметзянов - кандидат технических наук, доцент кафедры железобетонных и каменных конструкций

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

К ОЦЕНКЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПОВРЕЖДАЕМЫХ СЖАТЫХ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ МЕХАНИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ

Вопросы повреждаемости строительных конструктивных элементов все больше привлекают внимание исследователей и инженеров вследствие необходимости определять остаточную несущую способность, сроки службы, сохраняемость, живучесть элементов при накоплении повреждений в этих элементах. Эти вопросы недостаточно разработаны.

Цель данного сообщения - изложить предлагаемый инженерный подход к методике определения несущей способности повреждаемых бетонных и железобетонных строительных элементов.

Исходные предпосылки: малость деформаций относительно характерных размеров поперечного сечения. Упругая среда с трещинами.

В связи с тем, что физическая и инженернофизическая модель материала - бетона - была рассмотрена ранее (с возникающими повреждениями структуры в виде микротрещин) [1], в данном сообщении модель бетона принимается в виде сплошной среды, в которой при механическом нагружении возникают и развиваются макротрещины,

приводящие элемент к разделению на части -разрушению (рис. 1, 2).

Анализ характера развития трещин, произведенный автором как в бетонных образцах (рис. 1), так и в железобетонных колоннах (рис. 2), позволяет выявить следующие их особенности:

1) Аналогичность картины предельного состояния перед моментом разрушения, состоящей в разделении образца или элемента трещинами на сжатые полосы, направленные в среднем вдоль сжимающего усилия, при этом гибкость полос увеличивается по мере развития трещин пропорционально отношению осредненной длины трещин, разграничивающих полосу к наименьшему размеру полосы:

(1)

2) Несущая способность полосы по мере увеличения гибкости снижается пропорционально коэффициенту продольного изгиба

д= Г(1}; £ 1. (2)

Рис. 2. Общий вид разрушения колонны № 241 [3]

Рис. 1. Эскиз части разрушенной призмы с результатами измерения раскрытия трещин [3]

Одинаковая картина развития трещин в бетонной призме и железобетонной колонне [3]

ТЮРМ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

V'—

г""

сжатая полоса

■'А -*■

J . \ к г

Рис. 3. Формирующаяся сжатая полоса в железобетонной стене

Критерий можно определить по публикациям в технической литературе [2]. При продолжительном нагружении приходится учитывать ползучесть бетона

коэффициентом т^ £ 1, умножая на него [2].

3) Развитие трещин в образцах и элементах сопровождается флуктуациями среднего направления вдоль сжимающего усилия и наклонами трещин, что вызывает появление эксцентриситета приложения сжимающего усилия в поперечном сечении и, следовательно, дополнительного изгибающего момента от усилия на участках с флуктуацией направления трещин. Появление этого изгибающего момента снижает несущую способность как сжатой полосы, так и всего поперечного сечения.

Величина эксцентриситета сжимающего поперечное сечение усилия е0 при ширине полосы кк (к примеру, около грани элемента) равна:

е0 = [(к - кк) ■ 0,5(к - кк) - кк(к - 0,5кк)]к =

= к(1 - к)2 [о,5 - к(1 - 0,5к)/(1 - к)2 ] . (3)

Дополнительный изгибающий момент в поперечном сечении вследствие появления эксцентриситета сжимающего усилия е0 будет равен:

ЛМ = N ■ е0 = Яь ■ Ь ■ к ■

■ к(1 - к)2 [0,5 - к(1 - 0,5к) /(1 - к)2 ]. (4)

Снижение несущей способности элемента от дополнительного изгибающего момента равно:

о(ЛМ)/о0 = Лм/Жо0 = оЛм/Ьк2 о0. (5)

Зависимость ЛМ от к приведена на рис. 4. При к = 0,3к относительный изгибающий момент меняет

знак ( ЛМ/Кь • Ь ■ к 2 ).

4) Флуктуации направления трещин вызывают уменьшение размера поперечного сечения полос между трещинами и увеличение напряжений на этих участках - «концентрацию напряжений», оцениваемую отношением максимального размера сечения к минимальному полосы:

”к” = ктах I ктт . (6)

В железобетонных элементах до потери рабочей арматурой сцепления с бетоном на расстоянии, вызывающем местную потерю устойчивости

арматурного стержня, работоспособность сохраняется. Следовательно, условием сохранения несущей способности по арматуре будет:

Яб1 ^ Нкр1, (7)

где N^1, ^кр1 - усилие в стержне рабочей

арматуры и критическое усилие в нем при потере устойчивости.

Нужно отметить, что при отсечении полосы бетона трещиной вдоль арматурного стержня под наклоном к направлению стержня появляется горизонтальная составляющая к стержню, зависящая от угла наклона трещины к арматуре (рис. 5). Равнодействующая сжимающей нагрузки в пределах наклонной полосы при сквозной трещине:

Р1 = S b • kh • b,

(8)

где Сь = Р/ЬИ (на некотором расстоянии от

вершины трещины).

Составляющая Р1Г - перпендикулярная к наклонной грани полосы

Р1Г = Р1' Я™ а •

(9)

DM

N • ер Rb ■ bh

2

Составляющая Р2 - перпендикулярная к арматурному рабочему стержню сжатого элемента равна:

Р2 = Ріг • cosa

(10)

С учетом выражений (9) и (8):

Р2 = Sb • kh • b • sina • cosa. (11)

Подставив вместо Г выражение Р/bh в (11), получаем:

Р2 = Р • kh • b • 0,5 sin 2a¡bh = 0,5P • k • sin 2a . (12)

Рис. 4. Изменение знака изгибающего момента при возрастании отсекаемой трещиной доли размера сечения К

ТЮРМ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

а)

б)

Таким образом, при наклонных трещинах проверку напряженного состояния рабочей арматуры в повреждаемом железобетонном элементе можно свести к расчету на воздействие нагрузки вдоль стержня и в поперечном к стержню направлении.

Если расстояние нарушенного сцепления вдоль арматуры составляет I , а расстояние от начала полосы отделенной трещиной от остальной части поперечного сечения, до горизонтальной составляющей Р2 равно «а», то изгибающий момент от усилия Р2 в арматурном стержне:

M = Р2 • a(l - a)/1.

(13)

Вертикальное усилие в арматурном стержне, несмотря на нарушение сцепления, из условия равновесия усилий в любом поперечном сечении равно:

Psb = а • аь • As. (М)

Эксцентриситет усилия

e0 = MlPsb = P2 • a(l - a)ll •ao • As =

= 0,5obbh • к • sin 2a • a(l - a)/laoь =

= 0,5bh • к • sin 2a • a(l - a)/la . (15)

Снижение несущей способности арматурных стержней с потерей сцепления за счет возникновения горизонтальной составляющей в наклонной сжатой полосе, отсеченной сквозной трещиной, равно:

Рис.5. Схема расположения равнодействующего сжатия в пределах полосы кИ - а),

и горизонтальной составляющей, воздействующей на арматурный стержень - б).

sM s0p = M/Ws0 » 6 • 0,5sbbh • a(l - a)/ /(l• bh2 ^S0) =»3sb • a(l-a^(l• h• S0) (16 а)

или Ом/о0р =3 ■ а(1 - а)/1 ■ к. (16 б)

При а = 1/2

Ом/О0р =(3/4)1/к. (16в)

Здесь I - расстояние между поперечными стержнями в элементе.

Литература

1. Ахметзянов Ф.Х., Строганов В.Ф., Якупов Н.М. Особенности микроструктуры и ее влияние на микродеформации и микроповреждаемость цементного камня. Материалы XVII сессии Международной школы по моделям механики сплошной среды. - Казань, 4-10 июля 2004. - С. 21-25.

2. СНиП 11-В.1-62. Бетонные и желебетонные конструкции. Нормы проектирования. Табл. 17.

3. Берг О.Я. Исследование прочности железобетонных конструкций при воздействии на них многократно повторной нагрузки. Труды ВНИИ транспортного строительства. Вып.19. - М.: Трансжелдориздат, 1956. - С. 6-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.