Научная статья на тему 'К оценке эффективности системы агротехнического сервиса машинно- тракторного парка'

К оценке эффективности системы агротехнического сервиса машинно- тракторного парка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураев М. К., Балданов К. П.

В статье сделана попытка оценки деятельности предприятий системы агротехнического сервиса показателями, определяющими уровень производственно-технической эксплуатации МТП в зоне обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К оценке эффективности системы агротехнического сервиса машинно- тракторного парка»

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Со значительными сколами в сжатой зоне, трещины волосяные, выщелачивания нет 9 1,21 1,16 1,19 1,11 1,07 1,04 1,01

Со значительными сколами в сжатой зоне и растянутой зоне, трещины не обнаружены, интенсивное выщелачивание 21 1,24 1,17 — 1,06 1,02 1,06 0,97

Сколы на балках и плите, трещины в приопорных участках, выщелачивание 14 1,27 1,22 1,21 1,14 1,03 1,07 1,02

Интенсивное выщелачивание, сколов и трещин нет 25 1,07 — — 1,03 1,03 1,03 1,03

Литература

1. Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов. ВСН 31-78 / Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1979. - 142 с.

2. Шестериков, В.И. Ремонт железобетонных поверхностей в конструкциях автодорожных мостов / В.И. Шестериков; Минавтодор РСФСР // Обзорная информация. - 1983. - № 6. - 68 с.

3. Корн, Г. Справочник по математике / Г. Корн. - М.: Наука, 1974. - 831с.

----------♦'------------

УДК 631. 173 М.К. Бураев, К.П. Балданов

К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ АГРОТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

В статье сделана попытка оценки деятельности предприятий системы агротехнического сервиса показателями, определяющими уровень производственнотехнической эксплуатации МТП в зоне обслуживания.

Состояние проблемы и цель исследования. Главное отличие зарождающейся в условиях рыночных отношений системы агротехнического сервиса (САТС) от существовавшей системы плановопредупредительного ТО и ремонта в том, что взаимодействие элементов САТС и сферы использования машин рассматривается как диалектически единый производственный процесс, в котором потребитель услуг технического сервиса (владелец техники) является источником и главной целью стратегии и тактики обслуживающего предприятии [1].

В этой связи одним из основных критериев оценки эффективности САТС может являться обобщенный показатель уровня производственно-технической эксплуатации (ПТЭ) машинно-тракторного парка и других средств механизации предприятий сельхозтоваропроизводителей. Этот показатель в наиболее полной мере определяет потенциальные потребительские свойства и технические возможности машин при их использовании по прямому назначению. Обеспечение и поддержание этого процесса на высоком техникотехнологическом уровне - главная цель функционирования САТС.

Отдельные элементы решения этой проблемы встречаются в работах Г.П. Лышко, Д.А. Антонца, Л.А. Бабченко, В.Д. Игнатова, Н.В. Храмцова и других ученых, разработавших методы определения уровня

технической эксплуатации тракторов. Итогом работы творческих коллективов ВНИИНМАШ, НПО НАТИ, ОФ НАТИ, ГОСНИТИ, КСХИ им. Фрунзе стали Методические указания по оценке уровня технической эксплуатации тракторов, изданные в 1987 году. Влияние некоторых показателей процессов ТО и ремонта на показатели производственной эксплуатацией машин в сельском хозяйстве рассмотрено в работах В.М. Мих-лина, Н.В. Храмцова, А.А. Зангиева, А.Н. Скороходова, А.Е. Немцева, В.А. Ушанова и многих других. Совместное рассмотрение влияние показателей технической и производственной эксплуатации по различным критериям исследовали И.Г. Савин, П.В. Привалов, С.П. Озорнин. Анализ показал, что рыночная экономика требует новых подходов в рассмотрении процессов поддержания работоспособности и использования машин как единого технологического процесса обслуживания в сельском хозяйстве.

В этой связи целью работы является обоснование критерия оценки деятельности предприятия САТС при производственно-техническом обслуживании сельских товаропроизводителей в период становления рыночных отношений в стране.

Теоретические исследования проводились на основе общей теории системного анализа и синтеза производственных процессов [2], методов статистического анализа, экспертных оценок и т.д. Представлены в виде дерева целей, верхний уровень которого представляет главную цель функционирования САТС - повышение уровня производственно-технической эксплуатации. Нижние уровни дерева целей (подцели) представляли формирование факторов производственной и технической эксплуатации, спроса на услуги САТС, стратегии обслуживающих предприятий и подготовку квалифицированных кадров.

Определение интегрального показателя уровня производственной и технической эксплуатации МТП Уптэ достигается путем установления весомости частных показателей уровня ПТЭ, из которых он формируется:

Уптэ = 1 (Х1, Х2, хз,... хт),

где х - частный показатель производственно-технической эксплуатации МТП; т - количество частных показателей, принятых для оценки интегрального показателя уровня ПТЭ.

Выявленные в результате исследований данные относительно большой группы показателей производственной и технической эксплуатации МТП были ранжированы с помощью коэффициентов весомости и коэффициентов участия в соответствии с методикой МГГУ [3]. Коэффициент весомости показывает долевое значение ац частного показателя ПТЭ в совокупности всех показателей, взятых для определения уровня ПТЭ, а коэффициент участия у - какое предпочтение отдается каждому из частных показателей при агрегировании в комплексный показатель. В результате были выбраны объем механизированных работ (у.э.га), продолжительность простоя (ч) машинно-тракторных агрегатов (МТА) по техническим и организационным причинам, трудоемкость (чел.-ч) и стоимость (руб.) устранения неисправностей и отказов.

Информация была собрана и обработана по 41 хозяйству, в том числе 11 акционерных обществ на базе общественных хозяйств (колхозов и совхозов), 15 крестьянско-фермерских хозяйств, 10 личных подсобных хозяйств и 5 машинно-технологических станций.

Результаты исследований и их обсуждение. Получены средние значения уровня ПТЭ МТП по комплексному показателю в общественных (0,63), крестьянско-фермерских (0,45), личных подсобных хозяйствах (0,32) и машинно-технологических станциях (0,71). Полигоны распределения среднего количества тракторов и зернокомбайнов в этих хозяйствах приведены на рис. 1.

Относительно высокий уровень производственно-технической эксплуатации МТП и объемов механизированных работ машинно-технологических станций (МТС) объясняется оснащением их в последние годы новой техникой. Вместе с тем МТС не располагают современными средствами сервисного сопровождения машин, их производственная база располагается в основном на площадях бывших ремонтно-технических предприятий (РТП), полностью утративших былой технологический уровень.

Корреляционный анализ связи между уровнем производственно-технической эксплуатации и интенсивностью потока требований на обслуживание показал, что теснота связи между этими показателями в личных подсобных хозяйствах оказалась незначительной. В связи с этим информация о потоке требований на обслуживание МТП этих хозяйств была объединена в единый банк данных. Число источников требований в таких хозяйствах, как правило, не превышает числа машин, находящихся в зоне обслуживания.

15 30 45 60 п, шт.

Общественные хозяйства на базе колхозов, совхозов

2 4 6 8 п, шт.

Фермерские хозяйства, кооперативы

Личные подсобные хозяйства

5 10 15 20 п, шт.

Машинно-технологические станции

Рис. 1. Полигоны распределения среднего количества тракторов (1) и зернокомбайнов (2) в хозяйствах Иркутской области

В общественных хозяйствах улучшение машиноиспользования на основе правильного подбора МТА, обучения механизаторов приемам и режимам вождения машин при выполнении технологических процессов, проведения регламентного ТО и ремонта машин и т.д. позволило увеличить объемы механизированных работ в расчете на один трактор в среднем на 150 у.э.га. (рис. 2). При этом рост удельных затрат составил около 112 руб. на единицу выработки.

Выявлена тенденция повышения трудоемкости устранения простоев машин при общем снижении параметра потока отказов и увеличении среднегодовой нагрузки (рис. 3). Это связано с увеличением доли сложных отказов у старой техники, на устранение которых требуются более длительные и дорогостоящие ремонтно-обслуживающие воздействия. В условиях АПК Приангарья, где не развита инфраструктура технического сервиса, такое положение создает тупиковую ситуацию, выход из которой владельцы машин находят либо в самообслуживании, либо в прекращении машиноиспользования.

При рассмотрении оценки связи параметров системы технического сервиса с основными производственными характеристиками машин было установлено, что самая высокая годовая выработка, сменная и дневная производительность в группе, которая включает МТП машинно-технологических станций. Ремонтно-обслуживающие воздействия в этой группе машин отличались полнотой проведения регламентных видов работ.

0

0

П = 248,3 1 ^пгэ + 1 07,3

О 0,2 0,4 0,6 0,8 Уптэ

Рис. 2. Зависимость объема механизированных работ от уровня производственно-технической

эксплуатации тракторов в общественных хозяйствах

Рис. 3. Изменение трудоемкости устранения простоев МТА по техническим (Тт) и организационным (То) причинам с увеличением среднегодовой нагрузки

Суммарные затраты на ПТЭ в общественных хозяйствах в расчете на 1 усл. га находятся в пределах от 860 до 1250 руб.; при этом около 87 % тракторов ежегодно подлежат ремонту и обслуживанию, а персонал механизаторов и ремонтников - обучению и повышению профессиональных навыков использования машин по назначению. Количество ремонтно-обслуживающих воздействий и затраты на ПТЭ существенно влияют на показатели производительности машинно-тракторных агрегатов. В исследуемой совокупности объектов имеются высоко обеспеченные техникой хозяйства и недостаточно оснащенные. Некоторый рост производительности тракторов в группе общественных хозяйств вместе с высокими затратами на ремонт можно объяснить тем, что в этих хозяйствах низка годовая занятость тракторов при высокой обеспеченности техникой в расчете на 100 га земли в обработке.

Затраты на ремонт и обслуживание тракторов имеют наибольшее значение в группе общественных хозяйств, а наименьшее - в группе личных подсобных хозяйств (от 250 до 900 руб. на 1 усл. га). Наблюдается также тенденция увеличения дневной производительности тракторов по группам при улучшении организации процессов обслуживания. Если в группе личных подсобных хозяйств этот показатель не имеет четко выраженной тенденции к росту, то в группе МТС дневная производительность агрегатов возрастает в с 8,29 до 8,87 усл. га при повышении уровня ПТЭ на 30%. Это указывает на тесную зависимость анализируемых признаков с регулярностью и качеством проведения ремонтно-обслуживающих мероприятий. Более низкие

затраты сочетаются с низкой потребностью в ремонтах вследствие отсутствия финансовых возможностей в приобретении запасных частей и т.д. Средние значения затрат на обслуживание машинно-тракторного парка по группам систематически смещаются под влиянием уровня ПТЭ техники.

В группе личных подсобных хозяйств, где годовая выработка составляла в среднем 130 усл. га, повышение уровня использования тракторов до 210 у.э.га сопровождалось повышением затрат на ТОР на 430 руб. / у.э.га. В этой группе эксплуатируются в основном сильно изношенные машины, повышение уровня эксплуатации которых к желаемым результатам не приводит.

В группе МТС с наиболее высоким уровнем использования техники, в которой средняя годовая выработка на трактор составляла 1220 усл. га, повышение ее на 200 га сопровождалось снижением затрат на ремонт на 19 руб. в расчете на единицу выработки, главным образом, за счет уменьшения простоев МТА по техническим причинам.

В группе общественных хозяйств повышение уровня использования техники на 140 усл. га на 1 трактор сопровождались снижением затрат на ремонт в размере 5 руб. на единицу выработки. В структуре МТП этой группы хозяйств преобладают старые машины.

Аналогичная картина наблюдается в группе крестьянско-фермерских хозяйств, где затраты на ремонтно-обслуживающие мероприятия снизились в среднем на 11 руб. в расчете на единицу выработки, а обрабатываемая площадь увеличилась в среднем на 150 га.

Влияние уровня ПТЭ техники на ремонтные затраты показывает неодинаковую эффективность использования техники. На фоне снижения затрат на ТО и ремонт увеличиваются общие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией техники. Это объясняется тем, что в структуре МТП большой процент «великовозрастной» техники.

Дисперсионный анализ затрат, связанных с производственно-технической эксплуатацией, показал, что более половины из них обусловлено различиями в уровне использования техники и поддержания ее работоспособности. Корреляционная связь между факторами слабая, что характеризуется несистематическим смещением средних показателей использования машин и затрат на ТО и ремонты.

Выводы

1. Уровень производственно-технической эксплуатации является показателем качества функционирования системы агротехнического сервиса, а также является важным фактором конкурентоспособности предприятия технического сервиса в условиях рыночных отношений. Потребитель при выборе сервисного предприятия ориентируется не только на цены предлагаемых ему услуг, но и на качество обслуживания. В случае же жесткой ценовой конкуренции на рынке технических и технологических услуг, качество обслуживания, обеспечивающее высокий уровень ПТЭ МТП, часто становится главным аргументом в пользу конкретного сервисного предприятия.

2. Применение «дерева целей» является ключевым элементом процесса количественной оценки уровня производственно-технической эксплуатации МТП и его зависимости от организации САТС. В рамках первого шага оценки построены иерархии результатов или показателей эффективности деятельности предприятия, соответствующие «дереву целей».

3. Услуги по технологическому и техническому сервису и связанный с ними производственный процесс машиноиспользования должны интегрироваться постоянно и по возможности долго. В этом заключается главная цель функционирования САТС, предоставляющая владельцам техники возможность самим инициировать, планировать и координировать процесс обслуживания.

Литература

1. Проблемы технического сервиса в АПК России / А.Э. Северный [и др.]; под ред. В.И. Черноиванова. - М.: ГОСНИТИ, 2000. - 309 с.

2. Спицнадель, В.Н. Основы системного анализа: учеб. пособие / В.Н. Спицнадель. - СПб.: Бизнес-пресса, 2000. - 326 с.

3. Кравченко, В.М. Ремонтная технологичность карьерных механических лопат. - 2-е изд., стер. / В.М. Кравченко, В.И. Русихин. - М.: Изд-во МГГУ, 2002. - 231 с.

----------♦'------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.