Научная статья на тему 'Формирование технического сервиса машинно-тракторных агрегатов'

Формирование технического сервиса машинно-тракторных агрегатов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
258
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / БАЗИСНЫЕ ПОНЯТИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕМОНТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TRACTOR UNIT / TECHNICAL SERVICE / BASIC CONCEPTS / CONCEPTUAL DESIGN / REPAIR ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Редреев Григорий Васильевич, Белая Елена Евгеньевна, Корнилович Станислав Антонович

Представлена концепция технического сервиса, основанная на введенных базисных понятиях. Их анализ позволяет выделить весь спектр возникающих при этом отношений. Раскрытие объемов базисных понятий дает представление о направлениях решения проблемы обеспечения работоспособности МТА. В зависимости от фиксации качественной определенности одного из базисных понятий, что соответствует конкретной производственной ситуации, становятся доступными для решения различные практические задачи формирования технического сервиса. Две группы задач позволяют формировать технический сервис МТА сельскохозяйственными предприятиями. Одна из них перспективна и направлена на оптимизацию машинно-тракторного парка с учетом особенностей их обслуживания. Другая группа задач предполагает использование технического оснащения и кадрового потенциала ремонтных предприятий, как профильных предприятий АПК, так и непрофильных. Наиболее оптимальной формой организации технического сервиса будет использование выездных бригад численностью не менее четырех человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TECHNICAL SERVICE OF TRACTOR UNITS

A concept of technical service, based on some introduced basic concepts. Analysis of the basic concepts allows to reveal the entire spectrum of correlations arising. Definitions of scopes of the basic concepts provides an insight into the trends for solving problems of technical service of tractor units (TU). Depending on the fixing of qualitative determination of one of the basic concepts, which corresponds to a specific production situation, solutions are available for a variety of practical tasks of shaping the technical service. Two task groups allow creating TU technical service by agricultural enterprises. One of them is perspective and it is aimed at optimizing the machines and tractors, taking into account the technical characteristics of the TU service. Another group of problems involves one of the real trends shaping the technical service through the use of TU technical equipment and human capacity of repair shops of core and non-core agribusiness enterprises. The most optimal form of technical service organizations is the use of mobile teams consisting of at least four people each.

Текст научной работы на тему «Формирование технического сервиса машинно-тракторных агрегатов»

Техника и технологии обработки почвы

УДК 631.372 ГРНТИ 68.85.83

Г.В. Редреев3 Е.Е. Белая, С.А. Корнилович

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

Представлена концепция технического сервиса, основанная на введенных базисных понятиях. Их анализ позволяет выделить весь спектр возникающих при этом отношений. Раскрытие объемов базисных понятий дает представление о направлениях решения проблемы обеспечения работоспособности МТА. В зависимости от фиксации качественной определенности одного из базисных понятий, что соответствует конкретной производственной ситуации, становятся доступными для решения различные практические задачи формирования технического сервиса. Две группы задач позволяют формировать технический сервис МТА сельскохозяйственными предприятиями. Одна из них перспективна и направлена на оптимизацию машинно-тракторного парка с учетом особенностей их обслуживания. Другая группа задач предполагает использование технического оснащения и кадрового потенциала ремонтных предприятий, как профильных предприятий АПК, так и непрофильных. Наиболее оптимальной формой организации технического сервиса будет использование выездных бригад численностью не менее четырех человек.

Ключевые слова: машинно-тракторный агрегат, технический сервис, базисные понятия, концептуальный проект, ремонтные предприятия.

G.V. Redreev, E.E. Belaya, S.A. Kornilovich

FORMATION OF TECHNICAL SERVICE OF TRACTOR UNITS

A concept of technical service, based on some introduced basic concepts. Analysis of the basic concepts allows to reveal the entire spectrum of correlations arising. Definitions of scopes of the basic concepts provides an insight into the trends for solving problems of technical service of tractor units (TU). Depending on the fixing of qualitative determination of one of the basic concepts, which corresponds to a specific production situation, solutions are available for a variety of practical tasks of shaping the technical service. Two task groups allow creating TU technical service by agricultural enterprises. One of them is perspective and it is aimed at optimizing the machines and tractors, taking into account the technical characteristics of the TU service. Another group of problems involves one of the real trends shaping the technical service through the use of TU technical equipment and human capacity of repair shops of core and non-core agribusiness enterprises. The most optimal form of technical service organizations is the use of mobile teams consisting of at least four people each.

Keywords: tractor unit, technical service, basic concepts, conceptual design, repair enterprises.

Введение

Сельскохозяйственные предприятия имеют в составе машинно-тракторного парка различную сельскохозяйственную технику: от новой до выработавшей нормативные сроки службы; от находящейся в хорошем техническом состоянии до предельно изношенной; от новейшей конструкции со встроенными средствами диагностирования до значительно морально устаревшей.

Новейшая сельскохозяйственная техника, как правило, обслуживается дилерскими центрами фирм-производителей. Техника производства России и стран СНГ обслуживается и ремонтируется силами и средствами сельхозпроизводителей. Однако эффективность технического сервиса очень низка, поскольку инженерная служба предприятий сельхозпроизводства практически не существует. Имеющиеся ремонтные мастерские не укомплектованы кадрами, металлорежущее и прочее оборудование физически и морально устарело. Инструментальная диагностика МТА не проводится, механизаторы своими силами устраняют возникшие отказы.

© Редреев Г.В.3 Белая Е.Е., Корнилович С.А., 2016

В связи с этим исследования, направленные на разработку направлений развития и формирования технического сервиса в АПК, актуальны и имеют большое практическое значение.

Объекты и методы

Формирование технического сервиса МТА осуществим на основе принципов концептуального проектирования сложных организационно-технических решений, разработанных А.Г. Теслиновым [1, 2].

Определим следующие базисные понятия:

- исполнители ТО и Р - люди определенной квалификации, объединенные в группу необходимой численности для выполнения работ по ТО и ремонту МТА;

- технологии ТО и Р - технологии выполнения операций ТО и ремонта, применяемые при обеспечении работоспособности МТА;

- процессы в технических системах (ТС) - процессы, происходящие в агрегатах, системах и узлах МТА, рассматриваемых далее как ТС, приводящие к изменению работоспособности МТА;

- цели - мотивы деятельности исполнителей ТО и ремонта.

Базисное понятие «исполнители ТО и Р». Для выполнения операций ТО и устранения отказов могут привлекаться механизаторы-водители МТА, слесари ремонтных мастерских и инженерно-технические работники разного уровня и ведомственной подчиненности. Они должны обладать знаниями устройства машин, составляющих МТА, правил их производственной и технической эксплуатации; уметь осуществлять различные работы, сопровождающие ТО и ремонт, и иметь в этом навыки.

Численность группы исполнителей ТО и ремонта может быть различной, от одного до четырех человек и более. Ранее нами было показано, что для проведения ТО-1 тракторов класса тяги от 1,4 до 3,0 тс, при условии сокращения времени простоя трактора на ТО, численность группы должна составлять четыре человека [3].

Исполнители ТО и ремонта должны в совокупности обладать определенным объемом знаний, умений и навыков, с требуемым их количественным сочетанием. Обозначим эту совокупность как компетенции.

Базисное понятие «технологии ТО и Р». При обеспечении работоспособности МТА могут применяться различные технологии ТО и ремонта, технологии диагностирования узлов, агрегатов, машин и МТА в целом. Для предотвращения отказов могут применяться также технологии безразборного восстановления.

Технологии, в общем случае, представляют набор технологических операций. Операции могут реализоваться как в строго установленном порядке, так и в произвольном. Очевидно, среди множества вариантов существует оптимальный, максимально способствующий обеспечению работоспособности МТА.

Базисное понятие «процессы в ТС». При использовании МТА по назначению его техническое состояние постепенно ухудшается. Процессы ухудшения связаны с динамическими и кинематическими режимами работы узлов, агрегатов и отдельных деталей машин МТА, в условиях применяемых систем смазки и регулирования температурного режима. Они могут быть различны для одинаковых агрегатов, включенных в проект машиноиспользования в условиях различных природно-климатических зон.

Базисное понятие «цели». При обеспечении работоспособности машинно-тракторного агрегата могут достигаться совершенно различные цели, определяемые типом и составом агрегата, планом производства работ в полеводстве на текущий год, организационной принадлежностью исполнителей ТО и ремонта и т.д. Ближайшая оперативная цель - обеспечить безотказность МТА при выполнении текущей полевой операции по возделыванию сельскохозяйственной культуры. Стратегическая цель - обеспечить работу МТА в течение нормативного срока службы машин агрегата.

Можно выделить периоды работы МТА:

- полевая операция;

- цикл полевых работ (весенний, летний, осенний);

- сезон полевых работ;

- комплекс полевых работ в севообороте подразделения сельскохозяйственного предприятия;

- срок службы машин МТА, выраженный в годах или сезонах полевых работ.

Результаты исследований

Полную совокупность отношений, возникающих на введенных базисных понятиях, графически можно представить (рис. 1). Анализ всего спектра возникающих на базисных понятиях отношений позволяет оценить возможности решения проблем формирования технического сервиса МТА.

Рис. 1. Концептуальный проект технического сервиса [4]

При реализации технического сервиса МТА необходимо фиксировать качественную определенность одного из четырех базисных понятий, после чего становятся доступными для решения шесть задач (три прямых и три обратных) по установлению оставшихся базисных понятий.

Для сельскохозяйственных предприятий характерны две группы задач:

А. Установлены цели деятельности исполнителей ТО и Р, соответствующие обеспечению работоспособности МТА в течение определенного периода его использования (рис. 2).

W = - множество работ, необходимых для производства при возделывании сельскохозяйственных культур;

wk е W - все предполагаемые объемы работ и полевых операций входят в множество W;

wk > wm - к-й МТА должен обеспечить выработку не менее плановой;

р^) > рк - вероятность безотказной работы к-го МТА должна при этом быть не менее заданной.

Эта группа задач может быть распределена по следующим основаниям: 1) формирование технического сервиса; 2) формирование МТА при оптимальном проектировании МТП предприятия (объединения фермерских хозяйств) с учетом технического сервиса МТА.Б. Известны МТА, работоспособность которых необходимо обеспечивать (рис. 3).

L = {/} - множество процессов, протекающих в машинах МТА.

I] е L - все процессы, проверяемые операциями диагностирования и являющиеся объектами обслуживания, входят в множество L.

1]к - процессы ]-го типа к-го агрегата.

Р]к - вероятность безотказного протекания ]-го процесса в суммарной вероятности безотказной работы к-го МТА П р]к = рк < 1.

¿У............ А.

О / \

процессы Л

ч в ТС )

Ул

/у/ //// % Л>

УУ у//

У \ отношения «принадлежности» / \ , §( ( исполнители ]< - - ( технологии ) |

V ТО И Р у отношения «использования» * V И Р У / §

П-&,_ дЧмоде й ств\Д^ °>>/оЩения«А°^

Рис. 2. Концепт формирования технического сервиса МТА

Рис. 3. Концепт оптимального проектирования технического сервиса МТА

Рис. 4. Концепт формирования технического сервиса МТА непрофильными ремонтными предприятиями

Эта группа задач может быть распределена по следующим основаниям: 1) обеспечение требуемой безотказности (работоспособности) МТА; 2) обеспечение максимальной безотказности (работоспособности) МТА. Для ремонтных и сервисных предприятий характерны группы задач, в том числе:

А. Для непрофильных ре-монтно-обслуживающих предприятий, планирующих расширить номенклатуру услуг за счет выполнения работ по ТО и Р МТА сельскохозяйственных предприятий (известна численность исполнителей ТО и Р и их квалификация) (рис. 4).

М ={m} - множество исполнителей ТО и ремонта.

ml е М - специалисты различного уровня, привлекаемые для проведение ТО и ремонта МТА (механизаторы, ремонтные рабочие ЦРМ, рабочие и инженеры ремонтных предприятий, механики отделений и бригад, сервисные инженеры, инженеры дилерских предприятий и т.д.).

а - уровень компетентности 1-го исполнителя при реализации g-й технологии ТО и ремонта 0 > ащ > 1.

Ру - степень достоверности диагностирования 1-м исполнителем у-го процесса, 0 > рг] > 1.

Эта группа задач может быть распределена по следующим основаниям: 1) формирование централизованного технического сервиса; 2) определение зоны обслуживания централизованным техническим сервисом.

Б. Для предприятий, специализирующихся на ремонте узлов и агрегатов сельскохозяйственной техники и имеющих технические возможности расширения номенклатуры услуг за счет выполнения работ по ТО и Р МТА сельскохозяйственных предприятий (известны доступные для реализации технологии ТО и Р) (рис. 5).

К = {к} - множество технологий ТО и ремонта машин МТА.

^ е К - все частные технологии (поддержания, восстановления,

безразборные, диагностические) входят в обозначенное множество.

к] - ё-я технологии воздействия на ]-й процесс для поддержания и восстановления работоспособности к-го МТА.

^ - соответствие отдельной ё-й технологии ]-му процессу, происходящему в машинах к-го МТА, 0 > sgjk > 1.

Технологии ТО и ремонта (без операций восстановления деталей) включают операции: 1) очистительно-моечные, 8 < 0,1; 2) монтажно-демонтажные, 8 < 0,2; 3) контрольно-регулировочные, 8 < 0,6; 4) смазочные, 8 < 0,1; 8 - доля применяемого вида технологий в общем объеме ТО.

Эта группа задач может быть распределена по следующим основаниям: 1) формирование технического сервиса при существующем штате специалистов; 2) расширение объемов производства работ по ТО и Р с увеличением штатов.

Выводы

Таким образом, в результате концептуального проектирования технического сервиса получены ряд направлений его формирования, в частности, технический сервис выездными бригадами ремонтных предприятий, как специализирующихся на ремонте сельскохозяйственной техники, так и непрофильных. Использование такой формы организации технического сервиса основано, во-первых на опыте предприятий Госкомсельхозтехники, во-вторых, на использовании преимуществ централизации специфических видов деятельности и концентрации производственных мощностей, в-третьих, на реальной возможности организации технического сервиса МТА в условиях острого дефицита кадров сельскохозяйственных предприятий. Этому также способствует крайне неравномерная загрузка ремонтных предприятий в течение года.

Рис. 5. Концепт формирования технического сервиса МТА специализированными ремонтными предприятиями АПК

Список литературы

1. Теслинов, А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем / А.Г. Теслинов. - СПб. : Питер, 2009. - 288 с.

2. Теслинов, А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений / А.Г. Теслинов. - СПб. : Питер, 2008. - 288 с.

3. Редреев, Г.В. Взаимодействие исполнителей ТО и ремонта при обеспечении работоспособности машинно-тракторных агрегатов. [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 2. - URL : www.science-education.ru/116-12434 (дата обращения: 14.04.2016).

4. Редреев, Г.В. Обоснование концепции обеспечения работоспособности машинно-тракторных агрегатов. [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - URL : www.science-education.ru/122-22971 (дата обращения: 14.03.2016).

Редреев Григорий Васильевич, кандидат техн. наук, Омский ГАУ, g.v.redreev@omgau.org; Белая Елена Евгеньевна, аспирант, Омский ГАУ, bel.elena89@mail.ru; Корнилович Станислав Антонович, доктор техн. наук, профессор, Омский ГАУ.

References

1. Teslinov A.G. Kontseptualnoe myishlenie v raz-reshenii slozhnyih i zaputannyih problem. / A.G. Teslinov. -SPb.: Piter, 2009. - 288 s.

2. Teslinov A.G. Kontseptualnoe proektirovanie slozhnyih resheniy. / A.G. Teslinov. - SPb.: Piter, 2008. -288 s.

3. Redreev G. V. Vzaimodeystvie ispolniteley TO i remonta pri obespechenii rabotosposobnosti mashinno-traktornyih agregatov. Elektronnyiy resurs. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 2. - URL: www.science-education.ru/116-12434 (data obrascheniya: 14.04.2016).

4. Redreev G. V. Obosnovanie kontseptsii obespecheniya rabotosposobnosti mashinno-traktornyih agregatov. Elektronnyiy resurs. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 2. - URL: www.science-education.ru/122-22971 (data obrascheniya: 14.03.2016).

Redreev Grigory Vasilyevich, Candidate of Technical Sciences, Omsk SAU, g.v.redreev@omgau.org; Belaya Elena Evgenyevna, Postgraduate, Omsk SAU, bel.elena89@mail.ru; Kornilovich Stanislav Antonovich,

Doctor Of Technical Sciences, Professor, Omsk SAU

Статья поступила в редакцию 18марта 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.