ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
К ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АКАДЕМИКА ЖИВОПИСИ ПЕТРА ЗАХАРОВИЧА ЗАХАРОВА-ЧЕЧЕНЦА. ОБ ОДНОМ ИЗ ПОРТРЕТОВ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА Ибриев М.-Э.С.-Э. Email: [email protected]
Ибриев Моххамед-Эмин Сайд-Эминович - заслуженный лесовод Чеченской Республики,
пенсионер, г. Грозный
Аннотация: в статье исследуется вопрос авторства картины «Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка», хранящейся в настоящее время в Пушкинском доме. Часть лермонтоведов считают её автором Академика живописи Петра Захаровича Захарова-Чеченца, другие - Ф. Будкина. Ни один из современников М.Ю. Лермонтова и П. Захарова-Чеченца не оставил свидетельства об авторе этого портрета. Исследователям предстоит решить не только проблему с портретом М.Ю. Лермонтова, но и усилить поиск других произведений Петра Захаровича.
Ключевые слова: Пётр Захарович Захаров-Чеченец, М.Ю. Лермонтов, портрет, Российская Академия художеств, архивы, письма.
ON CERTAIN ISSUES OF LIFE AND WORK OF ACADEMICIAN OF THE IMPERIAL ACADEMY OF PAINTING ZAKHAROV-CHECHEN PETER Z. ABOUT ONE OF THE PORTRAITS OF MIKHAIL LERMONTOV Ibriev M.-K.S.-Е.
Ibriev Mohammed-Emin Side-Eminovich - Honored Forester of the Chechen Republic, Retried,
GROZNY
Abstract: the article examines the authorship of the painting "Portrait of M. Y. Lermontov in the uniform of the life guard of the hussar regiment", currently stored in the Pushkin house. Part of Lermontov think the author of Academician of painting of Peter Z. Zakharov-Chechen, others F. Budkin. None of the contemporaries of M. Yu. Lermontov and Peter Zakharov-Chechen left a certificate of the author of this portrait. Researchers will have to solve not only the problem with the portrait of M. Y. Lermontov, but also to strengthen the search for other works of Peter Zakharov.
Keywords: Peter Zakharov-Chechen, M. Yu. Lermontov, portrait, Russian Academy of arts, archives, letters.
УДК 7.03
В среде лермонтоведов на протяжении последних полутора веков ведутся споры об авторстве картины «Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка»1, хранящейся в настоящее время в Пушкинском доме2, а некогда украшавшей интерьер музея-усадьбы Мураново: она запечатлена справа в верхнем
1 Картина зарегистрирована в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (далее - ГК) под №4054835. При этом в Госкаталоге указано: автор картины неизвестен.
2 Институт русской культуры Российской академии наук в Санкт-Петербурге.
углу на картине П. Петровичева «Интерьер экспозиции музея. Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева. Интерьер малой гостиной.»1.
Первое упоминание о ней относится к 1860 году: М.Н. Лонгинов, известный библиофил и дальний родственник Лермонтова, лично знавший поэта и неоднократно с ним общавшийся, опубликовал сведения о ней (без указания автора) в заметке, посвящённой очередному изданию произведений поэта: «Мне известен только один похожий портрет Лермонтова, грудной, в натуральную величину, писанный масляными красками, на котором он изображён в виц-мундире лейб-гвардии гусарского полка. Он принадлежит дяде поэта А<фанасию> А<лексеевичу> С<толыпину>. В изданных портретах характер его физиономии схвачен довольно верно, но он был курносее, чем его изображают, и лоб у него был гораздо более надвинут на большие черные глаза»2 [13, с. 385].
Второе упоминание об этой картине, но уже с указанием её автора, было дано в справке «От издателя» 3, приведённой в вышедшем в 1865 году издании поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: «К настоящему изданию мы прилагаем новый портрет М.Ю. Лермонтова, отличающийся особенным сходством, как утверждают лица, близко знавшие покойного поэта. Портрет этот гравирован в Лейпциге, у Брокгауза, с фотографического снимка, сообщённого нам из Саратова А.С. Муренко. Подлинник, с которого сделана была фотография, писан для родственника Лермонтова г. Столыпина художником Захаровым, вскоре после выхода М.Ю. из юнкерской школы.».4 [14, с. 747-748]
Вот с тех именно пор ведутся споры, то стихая, то разрастаясь, об авторстве этого портрета - в результате в настоящее время он выставлен в музее как произведение «неизвестного художника»!
И это, несмотря на то, что ещё в 1916 году авторство портрета было однозначно признано за П.З. Захаровым [12, с. 297]. Здесь, справедливости ради, надо отметить, что автор той статьи, некто под псевдонимом «П.С-кий», приписал нашему художнику авторство ещё одной картины: «Искушение Спасителя дьяволом» (1839), которую фактически написал его однофамилец5. Видимо, «П.С-кий» посчитал, что упомянутый в статье из газеты «Северная пчела» от 12 октября 1839 года, академист 2-й степени Захаров и есть П.З. Захаров-Чеченец, хотя было известно о том, что тремя годами ранее (18 апреля 1836 года) последний уже был возведён в звание «Свободного (неклассного) художника»6.
Здесь надо отметить, что одновременно с Петром Захаровичем (и несколько позднее) прошли обучение в Академии художеств несколько его однофамильцев. И
1 Один экземпляр картины хранится в музее-заповеднике «Усадьба Мураново» имени Ф.И.Тютчева (ГК№17091016), а второй экземпляр - в Орловском объединённом государственном литературном музее И.С. Тургенева (ГК№ 22063070).
2 Лонгинов, Михаил Николаевич, «Сочинения Лермонтова» Библиографическая заметка.
3 Глазунов, Александр Ильич (1829 - 1896) - русский предприниматель, книгопродавец и издатель; представитель русского книгоиздательства Глазуновых.
4 Лонгинов М. Н. [Рецензия].
5 Художники-однофамильцы и современники П.З. Захарова-Чеченца, проходившие обучение одновременно с ним и позднее: 1. Захаров - художник, составитель практического учебника рисования и черчения, по правилам перспективы в 1840 году; 2. Захаров Иван Дмитриевич (1816 - ?), автор «Путевых записок русского художника» (1854-1860) - в 1839 году вольноприходящий ученик Академии Художеств; 3. Захаров Семён Логинович (1821 - 1847) -русский гравёр, в 1839 году - ученик Академии художеств; 4. Захаров Дмитрий Иринархович (?- 1888) - живописец, академик ИАХ (1854). Был ещё художник Василий Захаров, но он 30 сентября 1838 был уже возведён Академией художеств в звание свободного неклассного художника.
6 РГИА, Ф. 789, Оп. 1, Ед. хр. 2097, Л. 18.
как раз это вызвало, очевидно, необходимость идентификации художника путём приставки к фамилии Захаров слова «Чеченец», как происходящего из чеченцев (или, как он подписывался вначале, - «Дадаюртовский»).
После ряда лет затишья, в середине 1930-х годов споры вспыхнули вновь, прерываясь лишь на время Великой Отечественной войны.
Так, Борис Михайлович Эйхенбаум (1886—1959) - один из видных биографов и исследователей творчества М.Ю. Лермонтова, в предисловии к однотомнику избранных произведений поэта, вышедшего в свет в 1936 году, писал: «... Через несколько дней была готова новая форма. Бабушка пригласила художника Захарова и заказала ему портрет Мишеля» [7, с. 27].
Некоторые лермонтоведы, как например Пахомов Н.П. [7, с. 517-530] [11, с. 26] и Зильберштейн И.С. [1, с. 30-31 и 45], в вопросе авторства данного портрета заняли двойственную позицию. Другие, как, например, Нечитайлов М.В. [10, с. 359-395], которые ссылаясь на надпись, сделанную неизвестным на обороте картине, признавали авторство только за художником Ф. Будкиным1, обладавшим большим мастерством копииста, но не имевшим особо выдающихся собственных работ. При этом, он написал несколько копий с работ Захарова-Чеченца, причём без ведома автора [2, с. 152].
С большой долей вероятности можно допустить, что он также делал копии и с портрета М.Ю. Лермонтова работы П.З. Захарова-Чеченца, и также вполне вероятно картина «Портрет великой княгини Анны Павловны» (1846) скопирована с оригинала, написанного этим же автором! И более того, можно допустить, что авторство этой картины могло быть намеренно присвоено Ф. Будкину в связи с геноцидом чеченского народа2?
В 1958 году С-Э.С. Ибриев предпринял попытку получить заключение по вопросу авторства данного портрета М.Ю. Лермонтова у авторитетного в то время лермонтоведа Ираклия Андроникова, но тот также занял двойственную позицию и лишь рекомендовал: «Сведения об этом портрете Вы легко найдёте в книге Н.П.Пахомова «Лермонтов в изобразительном искусстве», вышедшей в свет в 1939 году» [6, с. 283].
В 1960-х годах большинство исследователей жизни и творчества П.З. Захарова-Чеченца однозначно считали автором данного портрета Петра Захаровича, однако данная позиция не встретила признания у некоторой части лермонтоведов.
В 1970 году И. Шинкаренко в своём исследовании сообщал: «Так, точность кисти П.3. Захарова позволила нам объективно установить время написания портрета, что вместе с приведёнными сведениями об автографах Будкина даёт основания считать текст на обороте портрета не подписью Будкина, а надписью, сделанной посторонним и несведущим лицом... Но все сказанное выше, по нашему мнению, даёт все основания к тому чтобы вернуть портрету его традиционное авторство, по праву принадлежащее П.3. Захарову...» [15, с. 65]. Казалось бы, на этом основании можно было бы поставить окончательный вердикт, но споры продолжились ...
Совсем недавно К.Х. Ибрагимов в своей научной монографии сообщил хорошую весть: «К великой чести кропотливого исследователя Н.Ш. Шабаньянца, а также искусствоведов И. Шинкаренко, Н.М. Молевой, Г.Д. Кропивницкой, Н.В. Маркелова и С.А. Бойко — авторство Захарова на базе дополнительных изысканий было научно доказано, но ещё не восстановлено. Процесс долгий, и он продолжается» [2, с. 137].
Исследователям предстоит решить не только проблему с портретом М.Ю.Лермонтова, но и усилить поиск других произведений Петра Захаровича.
1 Будкин, Филипп Осипович (1806 - 1850) - портретный живописец, академик (1840) Художник
2 Выселение чеченцев из родных мест в холодные степи Казахстана 23 февраля 1944 года.
Предстоит непростая работа для окончательного восстановления авторства П.З.Захарова-Чеченца и нет сомнений в том, что она будет проделана.
В марте 2020 года, например, на сайте Государственного музейного фонда Российской Федерации появилось сообщение о ранее нигде не публиковавшемся рисунке Петра Захаровича «Ночное свидание или Свидание при луне» (из альбома)1.
В музеях России и частных коллекциях имеется множество портретов, авторство которых приписано посторонним художникам либо обозначено как «неизвестный художник», но имеющих очевидные признаки манеры и техники исполнения (по-современному - «стиль исполнения»), свойственные Петру Захарову-Чеченцу...
Список литературы /References
1. Зильберштейн Илья Самойлович. М.Ю. Лермонтов в портретах. [Текст] / Ред. и вступ. статья И.С. Зильберштейна. М.: Изд. Гос. Лит. музея, 1941. 45 с.
2. Ибрагимов Канта Хамзатович (1960). Академик Пётр Захаров [Текст]: научное издание, авторская редакция / К.Х. Ибрагимов. Изд. 4-е расширен., доп., испр. Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2019. 592 с.
3. Ибриев Моххамед-Эмин Сайд-Эминович (1956-). Первый исследователь жизни и творчества академика императорской Академии живописи Захарова-Чеченца Петра Захаровича [Текст] / М.-Э.С.-Э. Ибриев // Вестник науки и образования, 2018. №1(37). Том 1. С. 19-24.
4. Ибриев Моххамед-Эмин Сайд-Эминович (1956-). К отдельным вопросам жизни и творчества академика живописи Петра Захаровича Захарова-Чеченца. О датах рождения и смерти художника. [Текст] / М.-Э.С.-Э. Ибриев // Вестник науки и образования, 2019. № 18(72). С. 48-52.
5. Ибриев Моххамед-Эмин Сайд-Эминович (1956 -). К отдельным вопросам жизни и творчества академика живописи Петра Захаровича Захарова-Чеченца. О первом воспитателе Захарова-Чеченца. [Текст] / М-Э.С-Э. Ибриев // Вестник науки и образования, 2019. № 24 (78). Часть 1. С. 41-43.
6. Ибриев Сайд-Эмин Сайдаевич (1926-2013). Из личных воспоминаний. [Текст] / С.-Э.С. Ибриев. Нальчик: ООО «Печатный двор, 2018. 316 с.
7. Лермонтов Михаил Юрьевич. Избранные произведения [Текст] / М.Ю. Лермонтов. Москва; Ленинград: Детиздат, 1936. 302 с.
8. Литературное наследство / Акад. наук СССР, Ин-т литературы, Пушк. дом. Москва, 1931. Том 19-21. 1935. 711, [3] с.: ил., портр., факс.
9. Пахомов Николай Павлович. Лермонтов в изобразительном искусстве [Текст] / Н.П. Пахомов. М., Ленинград: АН СССР, 1940. 364 с.
10. Нечитайлов Максим Владимирович. Кавказский мундир Лермонтова. [Текст] / М.В. Нечитайлов. Ставрополь: Ставропольский хронограф, 2006.
11. Огонёк, 1939. № 25-26. 46 с.
12. Русский биографический словарь [Текст]. Петроград: Имп. Рус. ист. о-во, 1916. Том 7. 588 с.
13. Русский вестник. [Текст].М., 1860 Том 26 (№ 3-4). 1314 с.
14. Русский вестник. [Текст]. М., 1865. Том 58 (№ 7-8). 814 с.
15. Шинкаренко И. Об авторе и дате одного из портретов М.Ю. Лермонтова [Текст] / И. Шинкаренко // Искусство, 1970. № 6.
1 Рисунок находится в Государственном историко-художественном дворцово-парковом музее-заповеднике «Гатчина», зарегистрирован в Госкаталоге под номером 22174682.