НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 80
КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛЕРМОНТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2012» (МЕЖРАЙОННАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИМЕНИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА, г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
© 2013 г. И.С. Юхнова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 16.01.2013
Анализируются доклады и сообщения, прозвучавшие на конференции «Лермонтовские чтения -2012» (Межрайонная централизованная библиотечная система имени М.Ю. Лермонтова, г. Санкт-Петербург), обобщаются результаты научных исследований.
Ключевые слова: Лермонтовские чтения, МЦБС им. М.Ю. Лермонтова, Лермонтов, живопись, поэтика литературного произведения, лермонтоведение.
13-20 октября 2012 года Межрайонная централизованная библиотечная система имени М. Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга провела традиционные Лермонтовские дни. Их программа всегда обширна и интересна. В рамках Лермонтовских дней проходят выставки, концерты, экскурсии, а также научная конференция «Лермонтовские чтения», которая в этом году была посвящена теме «Лермонтов и живопись». Это не случайно. Известно, что поэт был талантливым художником, оставившим после себя серьезное живописное наследие. Особыми изобразительными свойствами обладают его литературные произведения. Именно поэтому художники любят их иллюстрировать. Много нерешенных вопросов остается и в иконографии Лермонтова. Так определились три блока проблем, которые обсудили литературоведы, искусствоведы, историки, художники, хранители архивов.
Живописное наследие поэта стало предметом научных изысканий ученого секретаря Пензенской областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова Дмитрия Юрьевича Мурашова. Он ввел в научный оборот новые архивные документы, мемуарные свидетельства, которые позволили прояснить историю картины М.Ю. Лермонтова «Кавказский вид возле селения Сиони», а также восстановить биографию ее последней владелицы, пензенской помещицы П.С. Сазоновой.
В докладе главного хранителя Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Ларисы Викторов-
ны Рассказовой были обобщены многолетние поиски места, изображенного на акварели «Окрестности Пятигорска», а также высказаны предположения о ее авторе.
Творческая судьба художников, обращавшихся к лермонтовской теме, принципы иллюстрирования его произведений - эти проблемы оказались в центре внимания Е.М. Букреевой, Е.Н. Монаховой и Е.Л. Сосниной. Елена Михайловна Букреева, старший научный сотрудник Государственного исторического музея, проанализировала иллюстрации к произведениям Лермонтова, выполненные Николаем Васильевичем Зарецким, известным художником русского зарубежья. Елена Николаевна Монахова, научный сотрудник Литературного музея ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, обратилась к рисункам М. Зичи, на которых изображены лермонтовские места. Екатерина Леонидовна Соснина, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, показала, как представлена лермонтовская тема в творчестве пятигорского художника В.П. Васина. Рисунки М. Зичи и В.П. Васина сохранили виды, которые или исчезли, или до неузнаваемости изменились. Поэтому ценность живописного наследия этих художников еще и в том, что они позволяют нам воскресить прошлое, представить Пятигорск и его окрестности такими, какими видел их поэт.
В докладах Ю.М. Пирютко и Н.С. Беляева было показано лермонтовское «присутствие» в современном городе. Юрий Минаевич Пирютко,
начальник отдела мемориальной скульптуры музея городской скульптуры, познакомил участников конференции с объектами «Лермонтовского некрополя» в музее городской скульптуры. Николай Сергеевич Беляев, заведующий Лермонтовским кабинетом отдела Библиотеки Академии наук при ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, рассказал об истории создания и установки бюста М.Ю. Лермонтову в Александровском саду в Петербурге.
Особобенно оживленные дискуссии развернулись в ходе обсуждения докладов А.А. Сахарова, Л.В. Тимофеева, В.А. Захарова. Александр Александрович Сахаров, председатель московского филиала Межрегионального лермонтовского общества, высказал свое предположение о том, кто изображен на рисунке М.Ю. Лермонтова в рукописи стихотворения «Смерть Поэта». Принято считать, что набросок имеет черты сходства с Дубельтом, однако докладчик представил свою систему аргументов в пользу другой версии - на рисунке изображен Дантес.
К одному из наиболее спорных вопросов -вопросу об авторстве портрета М.Ю. Лермонтова в вицмундире л.-гв. гусарского полка - обратились сразу два исследователя: Л.В. Тимофеев и В.А. Захаров. Они продолжили дискуссию, которая началась еще в 2010 году, когда Светлана Андреева Бойко в докладе «О первом офицерском портрете М.Ю. Лермонтова» высказала ряд очень убедительных аргументов, что автором этого портрета является не Ф.О. Будкин, а художник П.З. Захаров. Вопрос об атрибуции и датировке портрета вновь подняли историк Лев Валентинович Тимофеев, который уточнял датировку портрета на основе деталей мундира и типа прически поэта, а также Владимир Александрович Захаров, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. Их позиции по рассматриваемому вопросу оказались диаметрально противоположными, а потому и дискуссия приобрела крайне острый характер. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего поиска новых подходов к решению данного вопроса.
Завершался первый день докладами, в которых речь шла о принципах оформления театральных постановок произведений Лермонтова. Юлия Владимировна Данилина, старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, сравнила декорационное оформление различных постановок оперы А.Г. Рубинштейна «Демон». Большой интерес вызвал доклад ху-дожника-постановщика Санкт-Петербургского театра марионеток им. Е.С. Деммени Александра Борисовича Алексеева, который показал эс-
кизы к спектаклю «Ашик-Кериб» для постановки в Самарском театре кукол, а также рассказал о том, как возникла идея спектакля и как шел поиск художественных решений.
Второй день конференции был посвящен анализу изобразительных принципов в творчестве Лермонтова.
В ряде докладов были представлены пути исследования поэтики произведений в свете заявленной проблемы. Асута Ямазди (Япония, Нагоя), преподаватель Университета Тюкё, выявил живописные образы и приемы в произведениях М.Ю. Лермонтова. «Волшебный фонарь» стал тем образом, который позволил показать, как рождается пластический образ у Лермонтова, как он складывается из отдельных «мазков». Ирина Сергеевна Юхнова (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) подняла вопрос о природе лермонтовского образа, его происхождении. Она показала функции визуальных образов в лирике М.Ю. Лермонтова. Георгий Владимирович Москвин (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) раскрыл эволюцию словесного портрета романного героя М.Ю. Лермонтова. Он проиллюстрировал мысль о том, что портретная деталь является проекцией возможных сюжетных ситуаций. Марианна Павловна Леонова (Геттингенский университет) выявила принципы зрительного восприятия мира Лермонтовым. Она оперировала понятием «фроктальная перспектива», что позволило ей прояснить структуру описания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Второй тематический блок составили доклады о символике цвета у Лермонтова. Елена Ивановна Анненкова (РГПУ им. А.И. Герцена) раскрыла историю осмысления данного вопроса, а также выявила семантику синего цвета в лирике М.Ю. Лермонтова. Галина Борисовна Буянова (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) проанализировала структуру цветовой палитры в романе М.Ю. Лермонтова «Вадим».
Интересный ракурс в осмыслении проблемы «Лермонтов и живопись» обозначила Эльмира Маратовна Афанасьева (Кемеровский государственный университет). Она обратилась к двум редакциям стихотворения «Силуэт» и раскрыла символику портретного изображения подобного типа.
Анна Геннадьевна Метелкина, старший научный сотрудник отдела гравюры XVШ-XXI вв. Государственного Русского музея, ввела в научный и культурный оборот ранее неизвестный портрет профессора Московского университета Михаила Григорьевича Павлова (1793-1840),
созданный художником Карлом Казимировичем Жуковским.
Издатель миниатюрных книг Ольга Сергеевна Рыкованова познакомила участников конференции с творчеством художника А.Л. Рыкова-нова, который своими руками создает книжки-миниатюры с произведениями Лермонтова.
Доклад Юлии Ивановны Ильиной, старшего научного сотрудника отдела античного мира Государстенного Эрмитажа, был посвящен истории семьи Мусиных-Пушкиных, в особняке которых расположена Лермонтовская библиотека. Она рассказала, как Мусины-Пушкины
способствовали раскопкам «русской Помпеи» -Ольвии, познакомила с наиболее ценными находками.
К началу работы конференции вышел в свет сборник статей «Лермонтовские чтения - 2011» с материалами предшествующей конференции. Его тема - «Лермонтов и театр».
Лермонтовская библиотека ведет большую работу по научному изучению творчества Лермонтова, его популяризации. Она создает особую культурную среду. Не случайно Лермонтовские дни собирают не только исследователей, но и всех, кто любит творчество поэта.
CONFERENCE «THE LERMONTOV READINGS - 2012»
(INTERDISTRICT CENTRALIZED LIBRARY SYSTEM NAMED AFTER M.YU. LERMONTOV,
ST. PETERSBURG)
I.S. Yukhnova
An analysis is given of the papers and contributions presented at the conference «The Lermontov readings - 2012» (Interdistrict centralized library system named after M. Yu. Lermontov, St. Petersburg), the results of research are summarized.
Keywords: «The Lermontov readings», Interdistrict centralized library system named after M.Yu. Lermontov, painting, poetics of literature, studies of Lermontov’s work.