Научная статья на тему 'К организации в Оренбургской области этно-ландшафтного туристического центра'

К организации в Оренбургской области этно-ландшафтного туристического центра Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
137
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Краснова Т. В.

Рассматриваются перспективы развития этнического туризма на территории Оренбургского Зауралья. Предложено создания новых форм охраняемых природных территорий в данном случае пастбищного заповедника и уникальной этно-ландшафтной территории, обеспечивающей целостность природной и исторической среды и имеющей большое научно-познавательное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Краснова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of organization of an ethno-landscape tourist centre in the Orenburg region

Prospects of ethnic tourism development on the territory of the Orenburg Zauralye are studied. Some new forms of nature protection a pasture preserve and a unique ethno-landscape territory are suggested. It is stressed that the measures suggested are to provide environmental and historic integrity and is of great scientific and cognitive significance.

Текст научной работы на тему «К организации в Оренбургской области этно-ландшафтного туристического центра»

К организации в Оренбургской области этно-ландшафтного туристического центра

Т. В. Краснова, мл. науч. сотрудник,

Институт степи УрО РАН

Существуют разные подходы к сохранению природного и культурного наследия. Наиболее известный — это стремление к заповедованию природы и музеефикации памятников. При этом отдельно существуют сложившаяся сеть особо охраняемых природных территорий и отдельно — система исторических территорий в виде зон охраны памятников и в форме музеев-заповедников. Однако в настоящее время основное внимание общественности обращено к таким территориям, где культурное наследие и природное наследие являются равноправными составляющими и где в естественной историко-ландшафтной среде живут и работают люди. Такая территория может быть определена как особый целостный пространственный объект с традиционной природной и социокультурной средой, располагающей природными и историко-культурными объектами исклю-

чительной ценности и значимости [5]. На такой территории может протекать полнокровная жизнь, развиваться современное по всем показателям хозяйство, и это не будет противоречить идее сохранения и возрождения историко-культурной и природной среды, если относиться к наследию не как к музейному экспонату, а как к достоянию, оставленному нам предшествующими поколениями не только на хранение, но и на использование и преумножение [6]. В этом плане представляют интерес этно-экологические территории проживания коренных народов, которые должны способствовать сохранению традиций и возрождению экологически оправданных производств. Как феномен культуры природный ландшафт не может быть заповедным. Он должен использоваться под традиционные формы сельского, степного, водного хозяйства. При этом показательный этнокультурный ландшафт может рассматриваться и как место изучения традиционных технологий, и как музейная экспозиция, и как хозяйство, про-

изводящее продукты питания, и как источник ресурсов для народных промыслов [3].

Известны разные варианты экономического развития уникальных этно-ландшафтных территорий. Однако при всех возможных вариантах приоритет должен оставаться за экологически чистыми технологиями. Например, туризм может стать фундаментальным направлением в развитии уникальных историко-ландшафтных территорий. Важной задачей при этом становится поиск новых технологий вхождения туризма в природную и историко-культурную среду. Особый интерес представляет развитие традиционных местных промыслов. По мнению Ю. А. Веденина [5], именно этнотуризм может стать одним из основных способов как возрождения культурных традиций и обрядов, так и сохранения исторического и природного наследия.

Главным ресурсом этнического туризма являются исторически сложившиеся уникальные этно-ландшафтные комплексы, характеризующиеся особенностями культуры, отношений с окружающей природной средой, исторического развития народа, населяющего данную территорию. В этом отношении Оренбургское Зауралье является одним из регионов, где этнотуризм может стать важной отраслью экономики.

Оренбургское Зауралье на протяжении нескольких веков является местом проживания казахов. Свидетелями киргиз-кайсацкого присутствия в зауральских степях являются старинные кладбища ХУШ—ХГХ вв. с каменными стелами — кулпытасами [4]. Когда-то родовые коллективы-аулы скотоводов свободно кочевали в Зауралье, не зная границ землепользования, но к началу XX в. постепенно происходит земельно-хозяйственное переустройство казахских поселений: они переходят полностью на оседлость [2]. Переход к новым условиям хозяйствования мало изменил исторически сложившиеся культурные традиции кочевников.

В настоящее время Оренбургское Зауралье является местом компактного проживания казахов, которые представляют устойчивую коренную популяцию. В Ясненском и Домбаровском районах казахи являются самым многочисленным народом, их доля составляет 42,5 и 41,5%; от 10 до 20%

— в Кваркенском, Новоорском, Светлинском, Адамовском районах [1]. В современных казахских деревнях и аулах сохранились традиционные формы хозяйствования и даже унаследованный от предыдущих поколений уклад жизни. Многие из селений представляют собой «живые культурные ландшафты», особую значимость которых составляют местные жители, сохранившие традиции природопользования, народные ремесла, обрядовые и религиозные обычаи, фольклор. Такие этнические поселения, как правило, расположены в районах с мало измененной природой,

чему способствовало их удаленное положение. Удаленность сел связана с низкой плотностью сельского населения, которая в Зауралье составляет 3,9 чел./км2, причем населенные пункты по территории региона размещены неравномерно: почти две трети всего населения проживает в крупных поселках и на территориях, плотно прилегающих к промышленным центрам [1]. Удаленные казахские поселения, сохранившие свою самобытность и колорит, являются перспективными объектами для развития этнического туризма.

Одним из типичных казахских поселений является село Чилекта Новоорского района, возникшее в 1890-х гг. на месте казахского аула. Село Чилекта расположено на северо-востоке района, в 2 км от Джусинского залива Ириклинского водохранилища. В 1,5 км от села расположена Чи-лектинская степь общей площадью 2500 га. Это эталон песчано-каменистых степей Зауралья [8]. Сохранившийся естественный ландшафт степи обусловлен использованием традиционной формы природопользования — скотоводством.

Территория Чилектинской возвышенности расположена на водораздельном плато и представляет собой плакорно-увалистую равнину Зауральского пенеплена [1], приподнятую на 300—350 м над уровнем моря и сложенную преимущественно вулканогенно-осадочными породами среднего девона и нижнекаменноугольными известняками. Здесь же расположена крупная интрузия гранитов. На значительной части территории коренные породы, слагающие водораздельную возвышенность, прикрыты маломощным элювием или обнажены в скальных выходах. Сглаженный рельеф чилектинской возвышенности и сохранившиеся участки коры выветривания свидетельствуют о том, что образование рельефа произошло под влиянием длительных денудационных процессов [10]. Характерной чертой данной местности являются грязевые вулканчики, образующие бугорки застывшей грязи, окрашенные в красновато-розовосерые цвета.

На территории водораздела на продуктах разрушения Чилектинского гранитного массива получили развитие черноземы южные неполноразвитые каменистые и их комплексы с солонцами черноземными [10]. Из-за низкой продуктивности чилектинская каменисто-песчаная степь никогда не распахивалась. Растительный покров на вершинах холмов, увалов и их покатых и крутых склонов более разрежен и менее продуктивен, чем на равнинных участках. Участки с засоленными почвами заняты комплексами галофитно-степных фитоценозов с ситником, солодкой голой, керме-ком каспийским, к.полукустариковым, к. Гмели-на, гониолимоном высоким, франкенией шершавой, бескильницей расставленной, терескеном серым, кохией простертой, полынью черной, тюльпаном Шренка и др.

В настоящий момент хозяином Чилектинской степи является муниципальное унитарное предприятие «Аграрий», которым руководит его основатель С. Н. Джабаев. Это хозяйство занимает территорию междуречья Суундука и Джусы общей площадью 5065 га. Расчлененность рельефа местности в сочетании с легким механическим составом почвенного покрова и довольно изреженной растительностью делает оптимальным такой вид природопользования, как скотоводство: из общей площади сельхозугодий этого хозяйства на долю пашни приходится всего 29% (1479 га); пастбищ

— 59%. Основное направление специализации МУП «Аграрий» — содержание скота, в том числе крупного табуна лошадей, численностью около 1500 голов.

Сохранившаяся от распашки Чилектинская степь с табунами лошадей может по праву считаться эталоном степей Оренбургского Зауралья и служить объектом познавательных экскурсий, научно-производственных исследований по оптимизации землепользования. Но не только местные степи с табунами вольных лошадей могут привлечь туриста. Важным экскурсионным объектом в большей степени может быть самобытность и этническая культура народа, населяющего эти степи. Несмотря на явное преимущество технологических достижений цивилизации, местное население все-таки сохранило традиционный уклад жизни, промыслы и ремесла, обряды и праздники своего народа.

Типичность этого поселения и в то же время его значение и ценность как культурного и природного наследия обусловили возможность создания Центра этнического туризма. Это проект возрождения казахского аула как особого типа охраняемой территории — «уникальной ландшафтноисторической территории». Чилектинская степь насыщена исторической и природной памятью. Можно отметить здесь единство нескольких факторов: историко-культурного наследия, природного окружения, а также наличие проживающего на этих территориях населения с его социальными и хозяйственными традициями. Проект возрождения казахского поселения предусматривает воссоздание как внешнего облика аула, так и образа жизни и культурных традиций, народных промыслов и ремесел, обрядов и праздников, народного календаря и циклов «обыденной жизни», традиционных форм природопользования. Проект также предполагает проведение научных исследований по всем направлениям традиционной культуры (промыслы, обряды, этнография, фольклор и т.д.), а близость Ириклинского водохранилища позволит развивать различные виды туризма и отдыха.

Цель создания этно-ландшафтного центра «Чилектинская степь» — сохранить уникальный историко-ландшафтный комплекс, обеспечить

целостность природной и исторической среды, имеющей большое научно-познавательное значение.

В связи с этим Центр может решать следующие задачи:

— осуществлять комплексное слежение за состоянием объектов историко-культурного и природного наследия на своей территории;

— разрабатывать и реализовывать методические подходы сохранения этнического поселения как особого территориального объекта наследия;

— проводить научные исследования и изучение объектов наследия;

— осуществлять научно-просветительскую, издательскую, туристско-экскурсионную, социальную и хозяйственную деятельность, отвечающую задачам Центра.

Туристский комплекс предлагается разместить вблизи села Чилекта.

Здесь будет воссоздан облик казахского аула, с его непременными атрибутами — юртами, основными видами ремесел, устройством быта. Можно представить структуру исторического казахского поселения, состоящую из двух элементов — внутреннего исторического ядра (аул) и внешней ландшафтной среды (пастбища), где воссоздается традиционное хозяйство.

Аул должен состоять из нескольких юрт, две-три из которых гостиничного типа, т.е. приспособленные к современным требованиям комфорта. Также на территории комплекса предполагается создание историко-этнографического музея и музейного природного комплекса. Обязательны лавки-мастерские по изготовлению и продаже предметов народных промыслов, а также конюшни и школа верховой езды.

Содержание крупных табунов лошадей в с. Чилекта позволяет развивать конно-прогулочный туризм и тем самым расширить возможности отдыхающих в посещении труднодоступных (для автотранспорта) уголков Чилектинской степи.

Полноценная программа работ по возрождению историко-культурного и природного наследия должна включать развернутую систему мероприятий. Формирование этой системы может происходить на основе нескольких крупных функциональных комплексов по различным видам деятельности.

Комплекс мер по сохранению культурного наследия. Он выделяет и сохраняет все элементы историко-культурного наследия: архитектуру, традиционные производства и промыслы, исторические формы природопользования и, что особенно важно, духовную культуру казахского народа — религиозные представления, особенности фольклора, культовые и обрядовые традиции казахов.

Научно-образовательный комплекс заключается в развитии научных исследований на основе потенциала Центра этнического туризма, созда-

нии научно-практической лаборатории по этнографическому музееведению, а также организации этнографических и фольклорных экспедиций по изучению народной традиционной культуры.

Туристско-рекреационный комплекс. Этот комплекс предусматривает развитие на территории Центра различных видов отдыха, туризма и спорта. Необходимость его создания обусловлена значительным рекреационным потенциалом территории — контрастным сочетанием степных ландшафтов с табунами вольных лошадей и водного простора Ириклинского водохранилища [7]. Туристско-рекреационный комплекс предполагает формирование системы туристского обслуживания на территории Центра и его окружения и использование созданного потенциала для активизации денежных поступлений в бюджет района.

Экскурсионное направление туристской деятельности является основным для Центра этнического туризма. Оно связано с общей направленностью развития познавательного и образовательного туризма, а также с тем значением, которое имеет Чилектинская степь как объект историколандшафтного наследия. Центр этнического туризма должен развивать явно выраженную туристскую специализацию на событийном туризме путем проведения ежегодных театрализованных обрядовых представлений, национальных праздников, связанных с этим научных конференций. Развитие этнотуризма в Чилектинской степи, возможно, определит перспективы его хозяйственного развития на основе такой экономики, которая не разрушала бы традиционного уклада и способствовала закреплению населения. Одна из важнейших функций уникальных территорий заключается в том, что на их базе можно создавать экологические формы природопользования. А это существенный фактор социальной стабильности: местные жители охотно участвуют в воссоздании традиционной культурной среды обитания, которая для них отождествляется с понятием родины. Это способствует более тесному единению людей с родными гнездовьями, нравственной прикреп-ленности к земле [5].

Воплощение проекта окажет положительное влияние на занятость населения района, улучшит его социально-экономическое положение за счет развития социальной и культурной инфраструктуры, которой могут пользоваться не только тури-

сты, но и жители прилегающих районов. Налоговые поступления в бюджет будут стимулировать дальнейшее развитие туризма и приток средств в виде субсидий на содержание центра этнического туризма Чилектинской степи.

Безусловно, создание национального поселения, организация туристического обслуживания, проведение национальных праздников потребуют определенных расходов. Однако опыт развитых стран показывает, что подобные затраты окупаются.

Возрождение традиционной среды жизни казахского аула может стать одним из первых подобных проектов для Оренбургской области. От его успеха зависит возможность распространения подобных проектов для других сельских территорий, а национальная культура получит своеобразный эталон этнического ландшафта — казахское поселение в его первозданном природном окружении.

В заключение следует отметить, что этно-ланд-шафтная туристическая охраняемая природная территория «Чилектинская степь» является составной частью уже готового к реализации проекта создания природного парка «Ириклинское водохранилище» [9] и может стать одной из точек наиболее интенсивного рекреационного освоения этого уникального водоема.

Литература

1 Географический атлас Оренбургской области / сост. А. А. Чи-билев. М.: Изд.-во ДИК, 1999. 96 с.

2 Дорноступ, В. В. Эволюция земельных отношений кочевого населения во второй половине XIX — начале XX века // История аграрных отношений в России: материалы межвузовской научно-практической конференции. Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 1998. C. 130-134.

3 Жадовская, С. Национальный парк: сферы «мягкого туризма» // Территория. 1994. № 1. C. 43-46.

4 Костанайская область: прошлое и настоящее. В 2 ч. / под ред. Н. К. Терного. Костанай, 2003. Ч. 1 С. 409.

5 Культурная география / под ред. Ю. А. Веденина, Р. Ф. Туровской. М.: Институт наследия, 2001. С. 186.

6 Методическое пособие по разработке менеджмент-планов (планов управления) для особо охраняемых природных территорий / авторы-составители: В. Н. Тырлышкин, М. С. Сти-шов и др. М.: МСОП, 2002. С. 111.

7 Технико-экономическое обоснование организации и развития природного парка «Ириклинский» / науч. рук. А. А. Чи-билев. Оренбург, 2002.

8 Чибилев, А. А. Зеленая книга Оренбургской области: кадастр объектов Оренбургского природного наследия / А. А. Чибилев, Г. Д. Мусихин, В. М. Павлейчик, В. П. Паршина. Оренбург: Изд-во «ДиМур», 1996. 260 с.

9 Чибилев, А. А. Ириклинское водохранилище: эколого-гео-графический атлас-альбом. Оренбург, 2002. 40 с.

10Чибилев, А. А. Природа Оренбургской области. Оренбург: Южный Урал, 1995. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.