Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОССИИ В ПОСТЦЕЛИННЫЙ ПЕРИОД (на примере Оренбургской области)'

СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОССИИ В ПОСТЦЕЛИННЫЙ ПЕРИОД (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Чибилёв Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОССИИ В ПОСТЦЕЛИННЫЙ ПЕРИОД (на примере Оренбургской области)»

УДК 502.4

СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ РОССИИ В ПОСТЦЕЛИННЫЙ ПЕРИОД (на примере Оренбургской области)

A.A. Чибилёв

Институт степи УрО РАН Россия, 460000, Оренбург, ул. Пионерская, 11, Тел./ факс: (3532) 77-44-32, orensteppe@mail.ru

Практически с конца XIX века отечественные естествоиспытатели ведут поиски путей, как в условиях все возрастающего антропогенного воздействия сохранить и восстановить исконные черты степной природы, а выражаясь современным научным языком, — биологическое и ландшафтное разнообразие степей. В последние десятилетия эти попытки приобрели масштабный характер, стали важнейшей составляющей новых инициатив большинства международных природоохранных организаций. Однако пока данной проблемой не будут озабочены соответствующие структуры Министерства сельского хозяйства и Министерства природных ресурсов РФ, а также административные органы степных регионов от Ростовской области на западе до Забайкальского края на востоке, все эти инициативы будут только пополнять литературное наследие ученых-степеведов и активистов экологического движения. В связи с этим Институтом степи УрО РАН предлагаются реальные шаги по внедрению новых форм охраны стенных ландшафтов и их биоразнообразия на примере Оренбургской области4.

30 лет назад на одной из конференций областной организации Всероссийского общества охраны природы, проходившей в бывшем Колонном зале Дома Советов, я выдвинул идею разработки «Зеленой книги» и «Зеленой карты Оренбургской области» в качестве Генерального плана развития сети особо охраняемых природных территорий до 2000 года.

Сегодня можно с удовлетворением сказать, что этот план практически полностью реализован: четыре заповедных степных участка в этом году отмечают свое 20-летие, 511 государственных памятников природы ждут, ког да областные природоохранительные органы наконец-то проявят заботу о них, а многострадальный Бузулукский бор вот уже второй год является национальным парком России.

Учитывая накопившийся опыт и современный интеллектуальный потенциал Оренбургской области, надеясь на поддержку Программы развития ООН и Глобального экологического фонда в лице уважаемого господина Джеффри Гриффина, я представляю вашему вниманию новый стратегический план развития системы природных резерватов Оренбургской области до 2030 года. Этот план логически вытекает из итогов теоретической и практической деятельности Института степи УрО РАН, учитывает специфику Оренбургской области и опирается на международный опыт.

При первом приближении можно выделить 12 новых типов ООПТ, которые в наибольшей степени отражают возможность сохранения разнообразия степных и лесостепных ландшафтов нашего региона (табл.). На основе многолетнего опыта создания ООПТ я позволю заявить, что существующее природоохранное законодательство, имею в виду существующие категории (заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы), не позволяют в нужной мере сохранять ландшафтное и биологическое разнообразие степей.

4 Ниже публикуется доклад А.А.Чибилёва на совещании при участии Законодательного Собрания и Правительства Оренбургской области 25 марта 2009 года в рамках программы развития ООН и Глобального экологического фонда. Цветные иллюстрации см. в цветной вклейке С. 5-11.

Таблица

Перечень перспективных типов и форм природных резерватов, включенных в стратегический план развития системы ООПТ Оренбургской области до 2030 года

№ п/п Тип ООПТ (природные резерваты) Географическое положение

1. Пастбищно-степной (пасторальный) Гусихинская степь в Кваркенском районе, а также в Светлинском, Ясненском, Домбаровском

' 2. Целинно-степной кластерный Адамовский район

3. Агростепной постцелинный на залежных землях Соль-Илецкий, Акбулакский, Первомайский, Беляевский и др. районы

4. Этноландшафтный пастбищно-степной (музей-заповедник) Чилектинская степь в Новоорском районе

5. Л андшафтно - археологический степной Каргалинские рудники в Октябрьском, Царские курганы в Оренбургском районе и др.

6. Казачий приречно-степной кластерный Долины Урала и Илека в Ташлинском, Илекском и Соль-Илецком районах

7. Военно-исторический степной Дошузская степь в Оренбургском, Акжарская степь в Ясненском районе, Тоцкая лесостепь

8. Приграничный степной 5-километровая зона вдоль российско-казахстанской границы

9. Трансграничный (международный) российско-казахстанский Первомайский (Таловская степь), Ташлинский и Илекский (Уральская Урема), Соль-Илецкий (Утва-Хобдин-ская меловая степь), Гайский (Урало-Губерлинское ущелье), Светлинский (озеро Айке) районы

10. Биосферны й заповедник «Оренбургский» Беляевский и Кувандыкский районы

11. Зауральский озерно-степной Светлинский район

12. Парк-биостанция «Оренбургская Тарпания» Акбулакский и Беляевский районы

1. Настбищно-степной (пасторальный) природный резерват, который создается без изменения статуса собственности на землю и категории земель. Выпас скота, его пространственно-временное регулирование способствуют максимальному сохранению и восстановлению биологического разнообразия, в первую очередь таких важных степных видов, как стрепет, дрофа, степной орел, красавка, степной сурок. В наибольшей степени данному тину ООПТ соответствует Гуси-хинская степь в северо-западной части Кваркенского района Оренбургской области площадью около 7,0 тыс. га. Подобные пастбищно-степные ООПТ могут быть образованы в Светлинском, Ясненском, Домбаровском и других районах.

2. Целинно-степной (Адамовский) кластерный природный резерват. Идея создания подобной ООПТ заключается не в противопоставлении, а в гармоничном сочетании высокоэффективного земледелия, пастбищного животноводства, опытного охотничьего хозяйства и музеефикации эталонных плакорных ковыльных степей. В Оренбургской области для создания ООПТ данного типа наилучшие условия имеются в Адамовском районе. Успехи аграрного производства (и в растениеводстве, и в животноводстве) в этом районе хорошо известны. Но здесь же расположены уникальные охотничьи угодья колково-степного урочища Шийлиагаш, лучшие эталонные участки плакорных ковыльных степей и богатейшая с точки зрения биоразнообразия Карабутакская степь. Адамовский кластерный целинно-степной резерват мог бы стать достойным примером экологизации целинного землепользования в Оренбургском Зауралье, а также как альтернатива экофобскому земледелию.

3. Агростепной постцелинный природный резерват на залежных землях. Цель данного тина ООПТ — восс тановление биоразнообразия и биопродуктивности на залежных землях. За последние 20 лет в степях региона был поставлен уникальный эксперимент по стихийному восстановлению степей.

Процессы по восстановлению степей на залежах мы наблюдали и на территории госзаповедника «Оренбургский». В 90-е годы XX века Институтом степи были поставлены опыты по созданию агростепи, т. е. ускоренному восстановлению залежей. Создание степных ООПТ подобного типа будет иметь высочайший морально-этический эффект в том, что удастся доказать, что человек не только разрушитель степей, но их созидатель. Адреса создания агростепных постцслинных резерватов могут быть следующие: Первомайский, Соль-Илецкий, Акбулакский, Ясненский, Светлинский и другие районы. Цель данного типа ООПТ - «экологическая реабилитация степи в постцелинный период».

4. Этноландшафтный пастбищно-степной резерват (музей-заповедник) под открытым небом. Прообраз ООПТ данного типа уже несколько лег создается в Чилектинской степи Новоорс-кого района на землях казахского поселения Чилекта. В местном хозяйстве, кроме земледелия и животноводства, создан крупнейший в российско-казахстанском трансграничном пространстве табун с вольным содержанием, круглогодичным выпасом (т. е. с зимней тебеневкой) и древ-неказахским пастбшцеоборотом.

Территория для создания данного этноландшафтного резервата была продемонстрирована администрацией Новоорского района в 2003 году участникам 3-го международного степного симпозиума, которые увидели цветущие степи под копытами нолуторатысячного табуна.

Создание этноландшафтной ООПТ позволит воссоздать ландшафт, быт, культуру кочевых народов, которые в течение многих тысячелетий воздействовали на степные ландшафты Евразии. Девиз этого типа ООПТ — «жить в гармонии со степной природой».

5. Ландшафтно-археологический степной природный резерват. Как известно, на протяжении многих тысячелетий и в доцелинный период многократно и повсеместно воздействовали на ландшафты с тепей. Культурное наследие жителей степи, кочевнических империй от скифов и сарматов до Золотой и Ногайской Орды преобразили доисторические степи. Следы этих культур, народов и империй могут быть представлены в системе степных ООПТ в виде ландшафтно-археологических музеев-заповедников под открытым небом. В Челябинской области уже много лет функционирует музей-заповедник «Аркаим». Но в Оренбургской области эти возможности намного шире. Можно рассмотреть несколько вариантов создания подобных ООПТ: а) Карга-линские рудники — горнорудный степной карьерно-отвальный и шахтно-провальный ландшафт бронзового века; б) Царские курганы под Оренбургом (Высокая Могила); в) Сарматские курганы по реке Илек и т. д.

6. Казачьи степные ООПТ кластерного типа. На протяжении XVII—XX веков история степей Северной Евразии была тесно связано с казачеством — сословием, по мнению других — народом, селившимся на южных (степных) рубежах Российской империи. Казачьи земли в виде неширокой прерывистой полосы простиралась от Молдавии и Днепра до Уссурийского края. В Оренбургском крае формировались Яиц кое (Уральское) и Оренбургское казачье войско. Мне кажется, что процесс возрождения казачества, который мы наблюдаем по всей России, будет неполным, если не будет возрождения казачьих угодий, в составе которых издревле были особо охраняемые участки: в степи — наиболее ценные сенокосы и выпасы для молодняка, в поймах степных рек — охотничье-воспроизводственные участки, на реках — нерестилища и зимовальные ямы осетровых.

Считаю, что возрожденное казачество будет заинтересовано в воссоздании заповедно-казачьих угодий. Хочется напомнить, что даже река Урал в недавнем прошлом была заповедной.

7. Военно-исторические степные природные резерваты. На протяжении многих тысячелетий стенной пояс Евразии был местом не только великих переселений, но и военных столкновений. Еще в эпоху кочевнических империй на наиболее ценных участках по пути следования на восток создавались степные заповедники — «куруки» у тюрков или «хорыги» у монголов - места отдыха и учений войск. Немало таких мест было отведено в степи для военных и в XX веке. Европейский опыт охраны природы на военных полигонах свидетельствует о том, что существующие и бывшие земли Министерства обороны могут стать ООПТ особого типа. И такие возможности есть в Оренбургской области. Это Донгузская степь, где сохранились самые крупные по площади плакорные участки типчаково-ковыльных степей на южных черноземах в Евразии. А также другие участки

военного ведомства: «Тоцкая лесостепь» и бывшие полигоны Акжарская степь и Орловская степь. Поэтому в стратегическом плане развития сети ООПТ необходимо обязательно предусмотреть создание природного резервата с помощью и на землях Минобороны.

8. Приграничные степные резерваты. После 1991 года Оренбургская область вновь стала приграничной. Как известно, российско-казахстанская граница — самая протяженная сухопутная граница в мире (7600 км), а ее оренбургский участок - самый протяженный (1870 км) по границе России с Казахстаном. На наш взгляд, учитывая эффект повышенного природного разнообразия приграничных территорий, в 5-километровой приграничной полосе имеется уникальная возможность сохранения биологического и ландшафтного разнообразия степей, в т. ч. силами приграничной службы или путем создания ведомственных охотничье-воспроизводственных или заповедных резерватов. К тому же вдоль российско-казахстанской границы в настоящее время расположено более 30 государственных памятников природы.

9. Трансграничные (международные) российско-казахстанские природные резерваты. В рамках межгосударственного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан очень перспективным, на мой взгляд, является создание трансграничных биосферных заповедников и межнациональных природных парков. В их числе необходимо назвать:

российско-казахстанский степной заповедник «Общий Сырт» площадью около 10,0 тыс. га, включающий участок госзаповедника «Оренбургский» — Таловскую степь, степные урочища «Грызлы» Самарской области и «Красновскую степь» в Западно-Казахстанской области; стенной резерват на Утва-Хобдинском меловом плато;

межгосударственный природный парк «Уральская урема» в долине реки Урал на территории Илекского и Ташлинского районов Оренбургской области и Бурлинского района Западно-Казахстанской области;

межгосударственный природный парк «Урало-Губерлинское ущелье»)

озеро Айке на границе Светли не ко го района Оренбургской обласш с Актюбинской областью.

Девиз этого типа ООПТ — «Степь без границ».

10. Биосферный заповедник «Оренбургский». Несколько лет назад ОГПЗ «Оренбургский» и Институтом степи УрО РАН было подготовлено обоснование о придании заповеднику статуса «биосферный». Считаю, что эти работы должны быть продолжены в рамках проекта ПРООН/ГЭФ. В отдаленной перспективе с целью совершенствования управления госзаповедником «Оренбургский» предлагается оставить за биосферньм заповедником два центральных участка: «Буртинс-кую степь» с горами Кармен и озерами Косколь и «Айтуарскую степь» с расширением в сторону долины р. Урал и р. Алимбет.

11. Зауральский озерно-степной заповедник. Его целесообразно создать на востоке обласш на базе участка госзаповедника «Ащисайская степь» и Светлинского биологического заказника. Создание самостоятельного заповедника, удаленного на 550 км от г. Оренбурга, позволит улучшить управление существующими участками ГПЗ «Оренбургский» и учесть специфику совместного сохранения степных и водно-болотных экосистем в составе нового заповедника с дирекцией в поселке Светлый.

12. Парк-биостанция «Оренбургская Тарпания». Необходимо предусмотреть дальнейшее развитие взятого в аренду негосударственным общественным фондом «Возрождение Оренбургских степей» участка госземзапаса «Орловская степь» в Акбулакском районе. Необходимо продолжить работы по реакклиматизации на данном участке дикой лошади - лошади Пржевальского.

Двенадцать новых предложений не исчерпывают всего многообразия «Стратегии развития природно-заповедного фонда Оренбургской области». За рамками данного проекта остались горно-лесостепной заповедник «Шайтантау», природный парк «Ириклинское водохранилище», лесостепные резерваты «Малый Накас» и «Суундукская лесостепь», которые мы предлагаем создавать и развивать за счет других инициативных проектов. Единственное добавление к 12 предложениям связано с тем, что государственные памятники природы, а их 511, по-прежнему остаются бесхозными. Было бы разумным в рамках разрабатываемой Программы реализации проекта ПРООН/ ГЭФ на территории Оренбургской области предусмотре ть инвентаризацию, обустройство и охрану памятников природы, имеющих наибольшее значение для сохранения степного разнообразия.

Ряд государственных памятников природы являются уникальными ландшафтными рефуги-ями (природными феноменами и убежищами живой природы). Они являются ключевыми лан-

дшафтными территориями (КЛТ), обеспечивая сохранение природного разнообразия степей. Для подобных КЛТ, занимающих обычно площадь от 500 до 5000 гектаров, предлагается ввести особый тип ООПТ — ландшафтных степных рефугиев. В их числе можно назвать такие уникальные ландшафты степного Оренбуржья, как «Кзыладырское карстовое ноле», «Приикское Дивно-горье», «Гора Медвежий Лоб», «Козьи Горы» и другие объекты природного наследия.

Разрабатывая стратегию развития сети ООПТ в Оренбургской области'до 2030 года, мы исходили из необходимости:

- во-первых, гармонизации взаимоотношений и взаимодействий между ООПТ и землепользователями, включая сельхозформирования, недропользователей и др.;

- во-вторых, модернизации территориальной организации и управления сети ООПТ;

- в-третьих, создания малозатратными беззатратных новых ООПТ без изменения статуса и категории использования земель;

- в-четвертых, укрепления и расширения буферных зон существующих ООПТ;

-в-пятых, экологической реабилитации зональных ландшафтов, нарушенных или утраченных в результате интенсивного землепользования;

- в-шестых, создания специальной структуры (Департамента) в Министерстве природных ресурсов и экологии области по управлению ООПТ;

- в-седьмых, расширения функциональных задач, стоящих перед ООПТ (повышение экологической устойчивости, развитие туризма и т. д.), и их интеграции в социально-экономическое развитие региона.

Прошедший XX век уже стал историей; для степного ландшафта и всего степного историческою пространства этот век стал настоящей стратегией. Остается только сожалеть, что ни отраслевая, ни фундаментальная наука не только не защитили эталоны уникальной черноземной степи, но и были причастны к разрушению экологического баланса в степной зоне.

На протяжении последних десятилетий мировое сообщество через международные организации и экологические фонды неоднократно пыталось решить проблемы сохранения и устойчивого управления степными экосистемами.

Большинство из этих проектов оказались безуспешными. В 2010 году в степных регионах России, Казахстана, Украины, Молдавии и других стран стартует очередной степной проект Глобального экологического фонда и Программы развития ООН. Несмотря на неудачный опыт прошлых проектов, сотрудничать с новыми проектами надо, но надеяться мы должны только на свои силы и на многовековую мудрость степных народов. Об этом очень прозорливо почти 120 лет назад сказал Василий Докучаев: «Никакое естествознание, никакое самое детальнейшее исследование России, никакая агрономия (добавлю от себя — никакие экологические фонды) не улучшат нашей сельскохозяйственной промышленности, не пособят нашим хозяйствам, если сами земледельцы не пожелают того или, правильнее, будуг понимать свои выгоды, а равно права и обязанности к земле без учета требований науки и здравого смысла».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.